Формула время оборота автомобиля на маршруте
Автотранспортный процесс и маршруты доставки груза.
Общие понятия о транспортном процессе.
Как и всякая отрасль материального производства, транспорт имеет свой производственный процесс. Производственным процессом (автотранспортным процессом) является перемещение грузов и пассажиров. В результате выполнения транспортного процесса грузы перемещаются на определенные расстояния, при этом выполняется транспортная работа:
(5)
где: Р – транспортная работа;
Q – количество перевозимого груза;
Lг – расстояние перевозки.
Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов. На автомобильном транспорте циклом транспортного процесса является ездка.
Время ездки состоит:
(6)
tдг – время движения с грузом;
tдх – время движения без груза.
(7)
где: lе – общий пробег за ездку;
VT – среднетехническая скорость;
tпв – время простоя под погрузкой выгрузкой.
Состав элементов ездки зависит от того, на каком маршруте выполняются перевозки.
Маршрутом называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок от начального до начального пункта.
Длина маршрута (lM) складывается из расстояния, проходимого автомобилем от первого пункта погрузки до последнего пункта разгрузки и расстояния, проходимого при возвращении в первоначальный пункт погрузки.
Время на маршруте (tM) – это время прохождения маршрута подвижным составом и выполнения других операций.
Оборот – это законченный цикл движения и выполнения операций процесса доставки грузов на маршруте с возвращением в первоначальный пункт.
Время оборота (to) – это время прохождения длины оборота (длины маршрута) + время выполнения грузовых операций.
(8)
За один оборот на маршруте может выполняться несколько ездок.
(9)
n – количество ездок за оборот.
При выполнении перевозок грузов помашинными отправками различают:
I. Маятниковые маршруты
II. Кольцевые маршруты
III. Радиальные маршруты
А при доставки грузов мелкими отправками различают:
I. Маятниковый маршрут – это маршрут, при котором путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.
Маятниковые маршруты бывают:
1. Маятниковый маршрут с обратным не груженым пробегом.
На таком маршруте за каждый оборот выполняется одна ездка.
(10)
(11)
Такая организация работы является худшим вариантом, так как 0,5 пробега является непроизводительным.
2. Маятниковый маршрут с обратным груженым пробегом.
На данном маршруте за каждый оборот выполняется две ездки и за время оборота автомобиль дважды попадает в пункты разгрузки и погрузки.
Формула 11 справедлива, если затраты времени на выполнение работ в погрузочном и разгрузочном пунктах одинаковы. Если же
(12)
(13)
Организация перевозок по таким маршрутам наиболее рациональна, так как большинство времени и весь пробег на маршруте используется для производительной работы.
3. Маятниковый маршрут с обратным не полностью груженым пробегом.
На таком маршруте так же выполняется две ездки за оборот и автомобиль так же за оборот дважды попадает в погрузочный и разгрузочный пункты.
Количество транспортной работы, которое выполняется при доставки груза в обратном направлении меньше, чем в прямом.
(14)
Время ездки определяется аналогично по формуле 13, но при этом следует учитывать что ездка из В заканчивается после выполнения холостого пробега в А так как только после этого автомобиль может встать под следующую погрузку.
4. Маятниковый маршрут с обратным груженым пробегом с разной загрузкой автомобиля.
На таком маршруте в обратном направлении перевозится меньше груза, чем в прямом, или перевозится такой груз, который не обеспечивает одинаковую загрузку автомобиля.
(15)
Время ездки определяется аналогично по формуле 13, но при этом необходимо учитывать, что на таком маршруте затраты времени на погрузку выгрузку различаются для прямого и обратного направлений.
(16)
За оборот выполняется две ездки, и автомобили дважды попадают в грузовые пункты.
(17)
(18)
(19)
В практической деятельности маятниковые маршруты (особенно с обратным не груженым пробегом) получили широкое распространение при перевозках массовых грузов помашинными отправками. Одной из причин этого состояния является наличие большого количества мелких частных перевозчиков и слабое использование ими экономико-математических методов в планировании маршрутов доставки грузов.
Представляет собой замкнутый контур, который образуется при движении автомобилей через ряд погрузочных и разгрузочных пунктов.
Пункт начала маршрута является его конечным пунктом.
Двухзвенный кольцевой маршрут. На данном маршруте за оборот выполняется две ездки n=2.
Кольцевые маршруты проектируются с целью исключения нерациональных холостых пробегов при перевозке транспортно-однородных грузов.
Условия целесообразности образования кольцевого маршрута:
1. Суммарный пробег с грузом за оборот больше суммы холостых пробегов за тот же оборот.
(20)
2. Учет длины времени оборота, которые должны быть такими, чтобы автомобили могли выполнить за смену хотя бы один оборот.
(21)
где: Тс – время работы за смену;
to – время оборота на кольцевом маршруте;
n – количество ездок за оборот;
m – количество холостых пробегов за оборот.
Время ездки определяется аналогично по формуле 13.
III. Радиальные маршруты.
Это сложная система, которая состоит из центрального пункта и нескольких периферийных пунктов.
Ветви радиального маршрута по своей конфигурации могут соответствовать маятниковым схемам различного вида и кольцевым схемам.
Такие понятия как оборот и его длина неприменимы в цепом для радиальных схем. Поэтому с помощью выше приведенных формул можно рассчитывать только время оборота на каждой ветви, учитывая ее конфигурацию.
Организация работы автомобилей на радиальных маршрутах значительно сложнее, чем на кольцевых и на маятниковых. Сложность объясняется тем, что в пересечении грузовых потоков, входящих (выходящих) потоков автомобилей и их взаимное влияние на общих постах погрузки или разгрузки.
Это вызывает появление простоев автомобилей в ожидании выполнения грузовых работ. Поэтому в крупных центральных пунктах необходимо организовывать диспетчерские службы, которые занимаются разработкой расписаний (графиков) работы автомобилей.
Развозочные, сборные, развозочно-сборные.
Развозочный маршрут – это кольцевой маршрут, на котором осуществляется постепенная разгрузка автомобиля при прохождении через ряд разгрузочных пунктов.
Развозочные и сборные маршруты организовываются в тех случаях, когда объем груза отправляемый (получаемый) грузовыми пунктами меньше грузовместимости подвижного состава.
(22)
(23)
где: lго – пробег с грузом;
Σtзi – затраты времени на заезд в каждый пункт, за исключением начального.
За один оборот на развозочно-сборочном маршруте выполняется одна ездка.
Развозочно-сборный маршрут – кольцевой маршрут, где при доставке грузов происходит разгрузка и одновременно погрузка (сбор) в одних и тех же пунктах. Так как полная погрузка и выгрузка осуществляются в одном и том же пункте, то автомобиль проходит весь маршрут с грузом.
(24)
где: tпв1 – затраты на погрузку и разгрузку развозимого груза;
tпв2 – затраты на погрузку и разгрузку собираемого груза.
Определяем технико-эксплуатационные показатели по изначальному маршруту.
1. Время оборота автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
n – число груженых ездок.
tп-р – время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, час.
2. Количество возможных оборотов автомобиля за сутки на маршруте.
Где: Тн – время в наряде, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lx – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
3. Суточная производительность автомобиля в тоннах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
4. Суточная производительность автомобиля в тоннокилометрах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
5. Суточный пробег автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
6. Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
7. Коэффициент использования пробега.
Где: Lгр – груженый пробег автомобиля, км.
Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
8. Фактическое время в наряде, ч.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
9. Эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
10. Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте.
Где: Zпл – плановое число оборотов, которое необходимо выполнить на данном маршруте за сутки.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
11. Количество автомобиле – часов в наряде на маршруте за сутки.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
12. Автомобиле – дни в эксплуатации.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Дэ – дни в эксплуатации.
13. Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
14. Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lгр.сут – груженый пробег автомобиля на маршруте, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
15. Объем перевозок за расчётный период на маршруте.
Где: Ucyт – суточная производительность автомобиля в тоннах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
16. Грузооборот за расчётный период, ткм.
Где: Wcyт – суточная производительность в тоннокилометрах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
Расчет технико-эксплуатоционных показателей по новому разработанному маршруту.
1. Время оборота автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
n – число груженых ездок.
tп-р – время простоя под погрузкой, разгрузкой и время прицепки, отцепки прицепа.
2. Количество возможных оборотов автомобиля за сутки на маршруте.
Где: Тн – время в наряде, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lx – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
3. Суточная производительность автомобиля в тоннах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
4. Суточная производительность автомобиля в тоннокилометрах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
5. Суточный пробег автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
6. Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
7. Коэффициент использования пробега.
Где: Lгр – груженый пробег автомобиля, км.
Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
8. Фактическое время в наряде, ч.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км; L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
9. Эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
10. Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте.
Где: Qпл – планируемый объем перевозок груза на данном маршруте, т.
Uсут – суточная производительность автомобиля на маршруте, т.
11. Количество автомобиле – часов в наряде на маршруте за сутки.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
12. Автомобиле – дни в эксплуатации.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Дэ – дни в эксплуатации.
13. Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
14. Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lгр.сут – груженый пробег автомобиля на маршруте, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
15. Объем перевозок за расчётный период на маршруте.
Где: Ucyт – суточная производительность автомобиля в тоннах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
16. Грузооборот за расчётный период, ткм.
Где: Wcyт – суточная производительность в тоннокилометрах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
Таблица технико-эксплуатационных показателей по изначальному и разработанному маршрутам.
№ | Наименование показателя | Исходный маршрут | Разработанный маршрут |
Время оборота на маршруте, ч. | 12,6 | ||
Суточная производительность в тоннах. | 11,2 | 30,6 | |
Суточная производительность в тоннокилометрах. | 1934,4 | 8170,2 | |
Суточный пробег автомобиля на маршруте, км. | |||
Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки, км. | |||
Коэффициент использования пробега. | 0,65 | 0,94 | |
Фактическое время в наряде, ч. | 13,2 | 13,6 | |
Эксплуатационная скорость, км/ч. | 42,7 | 41,4 | |
Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте. | |||
Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период, км. | |||
Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период, км. | |||
Объем перевозок на маршруте за расчетный период, т. | |||
Грузооборот на маршруте за расчетный период, ткм. |
В результате сравнения результатов вышеизложенных расчетов, делаем вывод, что перевозка грузов по разработанному маршруту эффективнее, чем перевозка по изначальному маршруту. После проведения мероприятий по улучшению перевозки на маршруте, заметно улучшение технико-эксплуатационных показателей, а в частности производительности автомобилей. Даже если уменьшить суточные объемы перевозок по разработанному маршруту и эксплуатировать один автомобиль с прицепом, а не два как предполагается в расчетах, основные показатели все равно изменяются в лучшую сторону.
Время работы на маршруте (скорректированное)
TM ck – время маршрута ( скорректированное) ; ч
Tоб – время оборота; ч
nоб – количество оборотов
Время в наряде (скорректированное)
ТН ск = TM ck + ,где:
ТН ск – время в наряде ( скорректированное); ч
TM ck – время маршрута (скорректированное); ч
lH1 – первый нулевой пробег; км
lH2 – второй нулевой пробег; км
lx – холостой пробег; км
Груженый пробег за день
Lгр – груженый пробег за день; км
ler – средняя длина оборота с грузом; км
nоб – количество оборотов
Среднесуточный пробег
Lсут – среднесуточный пробег; км
Lм – средняя длина оборота с грузом; км
nоб – количество оборотов
lH1 – первый нулевой пробег; км
lH2 – второй нулевой пробег; км
lx – холостой пробег; км
Lсут = 43*4+5+10-5 = 187 км
Коэффициент использования пробега за день
β – коэффициент использования пробега за день
Lгр – груженый пробег за день; км
Lсут – среднесуточный пробег; км
Дневная производительность в тоннах
Uдн – дневная производительность в тоннах; т
qH – номинальная грузоподъемность автомобиля; т
Yc – коэффициент статического использования грузов
Nоб – количество оборотов
Дневная производительность в тонно-километрах
Wдн – дневная производительность в тонно-километрах; т/км
qH – номинальная грузоподъемность автомобиля; т
Yд – коэффициент динамического использования грузоподъемности
nоб – количество оборотов
ler – средняя длина оборота с грузом; км
Wдн = 10*(10*10+10*10)*4 = 44000,т/км
Потребное число автомобилей для работы на маршруте
АМ – потребное количество автомобилей для работы на маршруте; ед.
Qсут – суточный объем перевозок; т
Uдн – дневная производительность в тоннах; т
АМ = 200/80 = 2,4 принимаем 2 автомобиля
Количество постов погрузки
Nn – количество постов погрузки
АМ – потребное количество автомобилей для работы на маршруте; ед.
tn – время простоя под погрузкой; ч
tоб – время оборота; ч
ηH – коэффициент неравномерности подачи автомобилей под погрузку-разгрузку
Nn = 2*0,9/1,8* 1,1 = 2, принимаем 2 пост погрузки
Количество постов разгрузки
Np – количество постов разгрузки
АМ – потребное количество автомобилей для работы на маршруте; ед.
tp – время простоя под разгрузкой; ч
tоб – время оборота; ч
ηH – коэффициент неравномерности подачи автомобилей под погрузку-разгрузку
Np = 2*0,9/1,8* 1,1 = 2 принимаем 2 пост разгрузки
Время выезда автомобиля из гаража
tв – время выезда автомобиля из гаража; ч
ТН.Р. – время начала работы; ч
lH1 – первый нулевой пробег; км
Время заезда автомобиля в гараж
tз – время заезда автомобиля в гараж; ч
tв – время выезда автомобиля из гаража; ч
ТН ск – время в наряде ( скорректированное); ч
tпер – время перерыва; ч
АТП Б1 tп-р = 0,9 ч 5км 15км 8км Ʋt = 49 км/ч
А1 10км А3 Qсут = 200 т
Время оборота
Ʋt – техническая скорость; км/ч
tn—p – время простоя под погрузкой-разгрузкой; ч
Время работы на маршруте
TM = TH – ,где:
TH – время в наряде; ч
lH2 – второй нулевой пробег; км
lх – холостой пробег; км
Количество ездок
tоб – время оборота; ч
nоб = 7,6/1,9 = 2 принимаем 2 оборота
Время работы на маршруте (скорректированное)
TM ck – время маршрута (скорректированное); ч
tоб – время оборота; ч
nоб – количество оборотов
Время в наряде (скорректированное)
ТН ск = TM ck + ,где:
ТН ск – время в наряде ( скорректированное); ч
TM ck – время маршрута (скорректированное); ч
lH1 – первый нулевой пробег; км
lH2 – второй нулевой пробег; км
lx – холостой пробег; км
Груженый пробег за день
Lгр – груженый пробег за день; км
ler – средняя длина оборота с грузом; км
nоб – количество оборотов
Среднесуточный пробег
Lсут – среднесуточный пробег; км
Lм – средняя длина моршрута с грузом; км
nоб – количество ездок
lH1 – первый нулевой пробег; км
lH2 – второй нулевой пробег; км