формы дифференцированного обучения физике

Дифференцированный подход в обучении физике

Разделы: Физика

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Как правило, подростки, поступающие в профессиональное училище, имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету (“не понимал”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.)

По нашему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Противоречие между необходимостью внедрения дифференцированного подхода и недостаточной исследованностью его эффективности в системе НПО обусловило тему нашего эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации на основе самоопределения учащихся при обучении физике”.

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения. 1

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. 2

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма. 3

Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Программой эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации, на основе самоопределения учащихся при обучении физике” предусмотрены следующие критерии и показатели:

Самоопределение учащихся

Какой уровень изучения выбрать учащийся определяет самостоятельно, изучив по каждому из блоков, раздела физики, уровневые планы теоретического материала и практического задания к ним, а так же какие результаты он должен иметь по выбранному уровню. Уровневые планы, разработанные нами, помогают учащемуся адекватно оценить свои возможности при изучении учебной дисциплины. Кроме того, у учащихся имеется возможность всегда перейти с одного уровня на другой, усвоив содержание более низкого уровня.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

На основании опыта работы и теоретических представлений 4 нами была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения:

1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;

2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;

3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);

4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);

5) устные зачёты по теме;

6) письменные зачёты (тесты, контрольные работы, КМС);

7) анализ результатов;

В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:

Результаты
устных
ответов
и зачетов

Результаты письменных работ

Рекомендацииции
учащемуся

Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся 6 и оценка:

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.

1 Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 1991. № 4. С. 44-52.

2 Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования // Завуч, 2003. № 2. С. 91-140.

3 Шамова Т.И. Дальтон – технология // Завуч, 2001. № 1. С. 42-61.

4 Рыжкова В.И. Дифференциация обечения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.

5 Арганы Н.Ф. Мир физики: Учебное пособие. – Усть-Илимск: ПУ № 42, 2003. – 103 с.

6 Рыжкова В.И. Дифференциация обечения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.

Источник

Дифференцированный подход в обучении физике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о.Саранск

Дифференцированный подход в обучении физике в современном образовании

Выступление учителя физики

Законы физики!
О, как они важны.
На сложность их
Бессмысленно сердиться.
Р. Эмерсон.

Пробудить интерес ребёнка к жизни, работе, знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, чувствовать прекрасное – это главное, что может и должен сделать учитель.
Каждая приобретённая крупинка знаний подтолкнёт ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. Об этом должен всегда помнить учитель. Творческая личность рождается в творческой атмосфере: поэтому творческий урок не терпит репетиловщины, не терпит буквального повторения того, что уже кем-то сделано. Вспомним А.С. Пушкина: «… Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце…». На творческом уроке слова учителя и учащихся рождаются тоже не «рабской» памятью, но сердцем! А для этого нужно глубокое понимание смысла, простор мысли, увлечения! Известно изречение древних: лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить её пить. Это истина весьма применима к процессу обучения. Никакая пылкая фантазия относительно формы проведения урока не сможет восполнить главного – устремлённости школьника к овладению знаниями. И её нужно будить!
Неотъемлемым качеством всякого урока должны быть понятны всем ученикам в классе конечная цель урока и путь её достижения. Более того каждый ученик должен знать заранее, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего. Важно чтобы не было разорванного звена, если опускается одна цепочка, то трудно найти пробел в знаниях.
Совершенствование методов обучения и воспитания – одна из главных задач нашей школы. Её решение не представляется без учёта индивидуальных физических и психологических особенностей школьников, то есть путь улучшения учебно-воспитательного процесса тесно связан с дифференциацией обучения. И это понятно: ведь одни ученики легко усваивают учебный материал, а другие с большим трудом; у одних быстро формируются учебные навыки, у других – медленно. Дифференцированный подход, как показала моя практика, необходимо сочетать с коллективной работой в классе, добиваясь усвоения материала всеми учащимися. При этом нельзя забывать о склонностях и способностях школьников, индивидуальный подход устраняет перегрузку учеников, способствует возрастанию положительной мотивации учеников, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результате учёбы.

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Вопросы, с которыми сталкивается учитель физики в школе:

Как изменить отношение учащихся к предмету?

Как научить ребят учиться?

Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?

Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

По моему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения. 1

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. 2

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Дифференцированный подход, на мой взгляд, в своей основе содержит три принципа:

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма. 3

Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Программой эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации, на основе самоопределения учащихся при обучении физике” предусмотрены следующие критерии и показатели:

Источник

Дифференцированное обучение на уроках физики.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на педагогическом совете.

Тема: Дифференцированное обучение на уроках физики.

Учитель физики Хромова Н.Э.

В условиях введения ФГОС в школе возрастает роль применения системно-деятельностного подхода, одним из компонентов которого является технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей, т.е. на уровне ее возможностей и способностей.

Задачи дифференцированного подхода к обучению можно сформулировать следующим образом:

помочь ей развиться;

обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).

Дифференциацию обучения можно проводить по следующим критериям:

а) по содержанию задания;

б) по форме организации работы на уроке;

в) по способу педагогической поддержки;

г) по способу восприятия информации.

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по моему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.

На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет мне решить следующие задачи:

предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;

развить способности и интересы учащихся;

повысить качество знаний, избежать появление «неуспевающих» в классе;

более рационально использовать учебное время каждого;

вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама).

Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:

Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.

Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Например, при изучении темы «Электрические явления» в 8–ом классе выдаю учащимся кроссворды в 2-х вариантах.

При изучении темы «Плотность вещества» в 7-ом классе предлагаю уч-ся решить задачи:

Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. (сделать слайд)

Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой сложности, то для каждой группы учащихся дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для одних (3 уровень сложности) – только цель, для других (2 уровень сложности) – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, а для следующей группы (первый уровень сложности) – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю слабых учащихся, сильные же ребята исправляют и дополняют ответы. Часто для сильных учащихся даю задание найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).

Слабым учащимся даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей (использую «Энциклопедию по астрономии»).

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями.(слайд с разноуровневым заданием).

Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям менее успешным предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными.

Учащимся среднего уровня часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений.

Например , на уроке по теме «Сила тяготения» в 7-ом классе учащимся со средними способностями даю задание сделать историческое сообщение об ученом открывшем закон «Всемирного тяготения».

Сильных учащихся, иногда, прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (презентации, рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто менее сильные учащиеся помогают подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала: так например , учащиеся 7-го класса изготовили дома прибор для демонстрации закона Паскаля.

Закрепление нового материала:

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Например, со слабыми учащимися повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, средним учащимся, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время со слабыми учащимися ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тексту вопросы, а сильные учащиеся делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из сильных учеников и слабый или средний, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ.

Осуществляю дифференциацию и по другому принципу. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с лабораторным заданием слабым, например, собрать правильно электрическую цепь, учитывая правило соединения проводников.

Объясняю учащимся, как работать с дополнительной литературой, интернет ресурсами, выполнять дополнительные задания творческого характера ( например: написать эссе «Физические явления вокруг нас»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д.

Эти ребята выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях этим учащимся даю небольшие дополнительные упражнения.

Отсутствие в классе отстающих учащихся;

Полнаяя занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню;

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;

Повышение познавательного интереса и мотивации к учению;

Развитие творческих способностей учащихся.

Трудности в реализации дифференцированного подхода:

Большая подготовительная работа перед уроком;

Источник

Дифференцированный подход в обучении физики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дифференцированный подход в обучении физике

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Как правило, подростки, поступающие в профессиональное училище, имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету (“не понимал”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.)

Вопросы, с которыми сталкивается начинающий (и не только) преподаватель физики профессионального училища (лицея):

Как изменить отношение учащихся к предмету?

Как научить ребят учиться?

Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?

Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

По нашему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Противоречие между необходимостью внедрения дифференцированного подхода и недостаточной исследованностью его эффективности в системе НПО обусловило тему нашего эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации на основе самоопределения учащихся при обучении физике”.

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения. 1

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. 2

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Дифференцированный подход, на наш взгляд, в своей основе содержит три принципа:

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма. 3

Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Программой эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации, на основе самоопределения учащихся при обучении физике” предусмотрены следующие критерии и показатели :

Уровень познавательной активности (общий)

Уровень познавательной активности на уроке

Отметка на экзамене

Тревожность на уроке

Какой уровень изучения выбрать учащийся определяет самостоятельно, изучив по каждому из блоков, раздела физики, уровневые планы теоретического материала и практического задания к ним, а так же какие результаты он должен иметь по выбранному уровню. Уровневые планы, разработанные нами, помогают учащемуся адекватно оценить свои возможности при изучении учебной дисциплины. Кроме того, у учащихся имеется возможность всегда перейти с одного уровня на другой, усвоив содержание более низкого уровня.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:

Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.

Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

На основании опыта работы и теоретических представлений 3 нами была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения:

1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;

2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;

3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);

4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);

5) устные зачёты по теме;

6) письменные зачёты (тесты, контрольные работы, КМС);

7) анализ результатов;

В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:

участие в обсуждении проблем и т.д.

Результаты письменных работ

самостоят.-е, промежуточные и итоговые контрольные работы,

лабораторные и практические работы.

Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся 6 и оценка:

Уровни усвоения Действия учащегося

пересказывать и т. д.

Второй – практический ( хорошо )

применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);

выполнение действий с четко обозначенными правилами.

составлять по готовой схеме;

соблюдать правила и т.п.

Третий – творческий ( отлично )

применение знаний в незнакомой ситуации;

выполнение творческих заданий.

составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;

выделять существенные признаки;

устанавливать логические связки;

приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;

осуществлять поиск необходимой информации и т. п.

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *