формы дистанционного обучения в дополнительном образовании
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ статья № 16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ссылка – http://www.consultant.ru/document/. ).
Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
— необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;
— интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;
— индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения.
Для внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс необходимо начать с модернизации существующих дополнительных общеразвивающих программ, поставить новые цели и задачи, представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новой технологии.
Педагогу легко наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого ребенка, так как весь процесс обучения зафиксирован. И, в зависимости от запросов обучающегося, а также на основе анализа собственных наблюдений, может применять индивидуальные методики и приемы дальнейшего обучения. А поскольку фактор времени становится не критичным, ребенок может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
Чат – занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Вебинар – сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар – сессий характерно достижение образовательных задач.
И еще многие различные варианты веб-взаимодействия можно предложить, разработать и применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и обучающихся.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:
— увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
— активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;
— создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.
«Дистанционное обучение в дополнительном образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация электронного обучения с использованием дистанционных технологий в учреждениях дополнительного образования
При организации дистанционного обучения необходимо руководствоваться нормами, предусмотренными следующими нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст.13,16,17);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);
— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
— письмо министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ СПО и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 г. №266 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.03.2020 г. №291 «О начале обучения по образовательным программам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
— письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».
Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации следует разработать и утвердить локальный акт о переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
При разработке локального акта рекомендуется определить перечень электронных образовательных ресурсов (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса, порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и итогового контроля по реализуемым программам.
Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая дифференциацию по объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30 минут для обучающихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут для младшего школьного возраста.
Для перевода обучающегося на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, по образовательной программе необходимо проинформировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное подтверждение наличие письменного заявления от родителя (законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.
Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.
Педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Реализация педагогом образовательного процесса
Образовательный процесс следует организовать в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:
разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
инструкции по выполнению практических заданий;
дидактические материалы/ технологические карты;
контрольные задания; и др.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.
При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить обучающимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
При работе с младшими школьниками педагог может организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом.
Педагогу следует определить степень участия родителей в сопровождении обучающихся, предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
использование готовых тематических видеолекций;
проведение занятий в режиме оnline;
размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать общение с обучающимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся.
Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.
Методическая подготовка занятий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями обучающихся.
При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.
Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающемуся. Следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно. Формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала, построения логической последовательности изложения информации педагогу рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.
Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по участию обучающихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.
Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
размещение учебного материала в сети Интернет;
выполнение обучающимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
Статья «Организация дистанционного обучения в объединении учреждения дополнительного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Скотников Вячеслав Викторович
МБУ ДО ДДЮТ «Планета талантов» г.о. Лобня
директор, педагог дополнительного образования
Организация дистанционного обучения в объединении учреждения дополнительного образования.
В настоящий момент педагоги проявляют все больший интерес к применению достижений технического прогресса в образовательном процессе. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью большинства образовательных программ, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования.
Главное преимущество дистанционного образования, на мой взгляд, состоит в его доступности с точки расстояния и времени: обучающийся может получить знания, не выходя из дома в любой удобный для него момент.
Доступность компьютеров, смартфонов, высокоскоростного интернета сделали доступным дистанционное образование практически в любом, даже самом удаленном уголке нашей страны.
Однако, дистанционные формы, особенно в системе дополнительного образования, имеют и обратную сторону медали.
При анализе образовательного процесса возникает ряд проблем. Вот лишь некоторые из них:
Отсутствие социализации и деятельности в коллективе; живое общение.
Возможность общаться среди сверстников, имеющих схожие увлечения, а также создание социально-общностных ячеек являются одной из важнейших функций дополнительного образования.
Отсутствие живого контакта педагога и обучающегося.
Система дополнительного образования, так или иначе, строится на привитии обучающимся определенных навыков. В этом вопросе важна «рука учителя». Объяснить многие аспекты музыки, живописи, хореографии, театрального мастерства, декоративно-прикладных дисциплин посредствам «экрана» не представляется возможным. Таким образом, дистанционные занятия имеют смысл лишь с теми обучающимися, которые уже имеют базовые знания в той или иной области искусства.
События весны 2020 года примирили и сторонников, и противников дистанционного образования. Пандемия новой коронавирусной инфекции стала вызовом для всего общества, в том числе и для системы образования. Все недочеты и проблемы дистанционных форм отошли на второй план. Учреждения встали перед необходимостью сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом.
В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования (Школьный портал, Фоксфорд, ЯКласс, Учи.ру и др.). Каждый педагог дополнительного образования столкнулся с необходимостью самостоятельного выбора пути дистанционной реализации своей программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Классическая Гитара», реализуемая мной на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец детского и юношеского творчества «Планета талантов» городского округа Лобня, относится к художественной направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что через изучение инструмента и приобретение новых практических и теоретических навыков обучающийся находит новый способ социализации и духовного роста, что является необходимым условием формирования гармонично развитой личности.
Основная цель дополнительной общеобразовательной программы «Классическая гитара» – культурно-эстетическое развитие обучающихся средствами формирования навыков игры на гитаре.
О собенностью данной программы является доступность преподаваемого учебного материала, которая достигается с помощью рационального и сбалансированного подбора репертуара, интегрирующего в себе различные музыкальные жанры и технические направления.
В условиях учреждения дополнительного образования детей, не имеющего узкую музыкальную направленность, программа «Классическая гитара» позволяет приобрести устойчивые теоретические и практические знания, умения и навыки, иметь широкий музыкальный кругозор и разноплановые исполнительские возможности.
Для того чтобы выполнить поставленные в программе цели и задачи и ее календарно-тематический план в условиях самоизоляции, возникла необходимость оперативной организации дистанционного обучения детей.
В связи с тем, что период пандемии пришелся на март, базовые навыки к этому моменту имели все обучающиеся объединения. Это позволило полностью перевести «Классическую гитару» в удаленный режим. Дополнительным положительным фактором стало наличие у каждого обучающегося собственной технической базы (гитара, подставка, нотная тетрадь).
С целью создания наиболее комфортных условий для обучающихся, мною было принято решение полностью сохранить привычное расписание. Платформа Zoom позволяет делать это достаточно комфортно. В перерыве между сорокаминутными конференциями (занятиями), во временной интервал, отведенный для реализации режима проветривания, назначается новая конференция для следующей группы.
— напоминаний о занятии;
— идентификатора и пароля конференции;
Информация о домашних заданиях дублируется в родительский чат.
После реализации названных выше технических мероприятий (на практике это оказалось достаточно просто) занятия продолжились в привычном режиме (Рисунок 1): не пострадало ни время занятия, ни его качество с методической точки зрения (Рисунок 2).
Единственной проблемой, которая пока не имеет окончательного решения, остается отсутствие привычного неформального общения с единомышленниками.
Подростковый период развития личности является наиболее оптимальным для приобщения к миру прекрасного. Это время бурного развития мышления, воображения и эмоционально-чувственной сферы человека. Из этого следует, что занятия музыкой помогают личности развиваться стабильно и гармонично. Это особенно важно в сложившейся мировой ситуации. Самоизоляция не должна поставить крест на личностном развитии обучающихся в рамках системы дополнительного образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Царева Л.Н. Дистанционная форма обучения в художественном образовании – М., 2020
2. Амигразин К.Ж., Удалов С.Р. Инновационные процессы в художественном образовании – Омск, 2012 – С. 220
3. Дубровина И. Практическая психология образования – СПб., 2004 – С.320
4. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). – М., 2000. – С.28
6. Туревская Е. Возрастная психология – Тула, 2002
Дистанционное обучение в дополнительном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации. Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение обучающимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.
2020 год стал уникальным для всего мира, когда переходить на дистанционное обучение пришлось неожиданно быстро.
В наше время педагогу недостаточно быть технологически грамотным и уметь перед a вать накопленные знания детям. Современный пед a гог должен быть способен помочь обучающимся использовать информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) для успешного сотрудничества, решения возникших зад a ч, освоения новых знаний, умений и навыков, поскольку он ориентирован на развитие личности, способной самостоятельно владеть, применять, анализировать, синтезиров a ть информацию, стать в будущем полноценным профессионалом и гражданином своей страны.
Дистанционное обучение в Доме детского творчества им. А. И. Ефремова активно работа ло в период самоизоляции. В этот непростой период каждый педагог находил свои способы связи с обучающимися. Образцовый детский хореографический театр-студия «Грация» вел ежедневные прямые эфиры из аккаунта инстаграмм по актерскому мастерству, джазовому и классическому танцам, гимнастике и актерскому гриму! А также готовился к зачетам по основным элементам эстрадного танца. Заслуженный коллектив народного творчества РФ ансамбль народного танца «Сибирские узоры» ежедневно рассылали наборы упражнений по возрастным группам. Центр олимпиадной подготовки «Планета – Изумрудный город» использовали платформы для онлайн общения. Готовили тесты и проводили прямые эфиры по всем предметам, включенным в программу. Декоративно-прикладной отдел Дома творчества применяли социальные сети и мессенджеры для общения с обучающимися, отправляя задания и видео мастер-классы. Студия профессионального самоопределения « Next – дизайн» использовала три направления дистанционного взаимодействия: 1) социальные сети (страница студии), которая выполняла роли анонса предстоящих тем, материалов для закрепления пройденного материала, размещения готовых работ авторских творческих проектов по ландшафтному дизайну и дизайну одежды; 2) мессенджеры WhatsApp и Skype использовались в качестве детальной работы над проектами, работой над ошибками и разработки скетчей к идеям, обсуждению волнующих тем; 3) бесплатный мессенджер Discord использовался для вебинаров.
Авторы: методист Бессонова Е. С., заведующий методическим отделом Чернова С. В.
Дистанционное обучение как условие повышения доступности в дополнительном образовании
Статья посвящена наиболее актуальной проблеме современного образования — применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Авторами сформулированы возможные условия успешного использования данных технологий в системе дополнительного образования детей Удмуртской Республики, обобщен опыт работы образовательных организаций, а также описаны основные проблемы, связанные с переходом на дистант.
Е.Ю. Борщева,
заместитель руководителя по обеспечению деятельности,
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Удмуртской Республики автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)
Е.П. Бельтюкова,
специалист,
Региональный модельный центр дополнительного образования детей Удмуртской Республики автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)
К.В. Тюлькина,
методист,
Республиканский детский технопарк «Кванториум» автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)
В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения становится все более актуальным и востребованным.
Бесспорно, дистанционное обучение позволяет эффективно удовлетворять образовательные потребности и имеет ряд серьезных преимуществ перед очным обучением. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение дают возможность взаимодействовать с территориально удаленными участниками образовательной деятельности, позволяют адаптировать стиль и темп освоения программ к индивидуальным особенностям, учитывая предпочтения и периоды активности каждого ребенка.
Понимая всю важность и актуальность дистанционного обучения в системе дополнительного образования, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Удмуртской Республики в рамках проекта «Успех каждого ребенка» в течение двух лет осуществляет работу по координации и внедрению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в деятельность образовательных организаций. Данное направление является частью модели повышения доступности дополнительного образования, создающей возможности получения дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Учитывая, что дополнительное образование является практико-ориентированным, и его реализация в полном объеме в дистанционном режиме затруднена, внедрение этой формы организации образовательной деятельности потребовало более пристального внимания. Так, педагогами республики на СДО Moodle на основе лучших образцов практики разработаны 24 дистанционных курса по четырем направленностям, которые были предложены всем организациям для дальнейшего тиражирования, в рамках курсов повышения квалификации педагоги сферы дополнительного образования обучились конструированию дистанционных занятий.
Тем не менее, современные реалии поставили перед системой образования, в том числе дополнительного, абсолютно новые задачи в применении дистанционных технологий.
В сложившихся условиях Региональный модельный центр осуществлял методическую поддержку организаций дополнительного образования детей Удмуртской Республики, регулярно проводились методические вебинары по применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, были разработаны и предоставлены учреждениям для использования информационные лифлеты для педагогов, детей и их родителей.
В помощь организациям подготовлен сборник методических рекомендаций, где предоставлены, помимо нормативной базы, алгоритм действий для организаций при переходе на дистанционное обучение, а также даны рекомендации педагогическим работникам по организации данной формы обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сформирован перечень онлайн-ресурсов, который помог педагогам при реализации дополнительных общеобразовательных программ. В перечне, помимо описания возможностей каждого сервиса, обозначены обучающие дистанционный ресурсы для реализации дополнительных общеобразовательных программ по разным направленностям дополнительного образования.
Для понимания текущего статуса состояния дистанционного обучения в республике в апреле 2020 года был проведен мониторинг использования дистанционных технологий в организациях дополнительного образования. Всего в мониторинге приняло участие 136 (около 90% от общего числа) организаций дополнительного образования различного ведомственного подчинения из всех городов, районов республики (Рис.1).
Рис. 1. Итоги мониторинга использования дистанционных технологий в организациях дополнительного образования в период самоизоляции
Как показал мониторинг, наиболее популярным является использование функций применения дистанционных технологий через сервисы ZOOM, Skype. Есть организации, которые используют собственные созданные платформы, а также корпоративную платформу «Дом 365» на Moodle. Основная часть организаций использует группы ВКонтакте, функционал электронной почты и месенджеры для информирования обучающихся и родителей о порядке выполнения самостоятельной работы и размещения ссылок на информационные сервисы с учебным материалом.
Популярным инструментом среди детских школ искусств, музыкальных школ являются официальные сайты организаций, где размещаются задания для самостоятельного обучения к каждому занятию.
Среди организаций физкультурно-спортивной направленности преобладает информация, представленная в виде ссылок на просмотр на канале YouTube информационных материалов, связанных с видами спорта и различными видами активности.
Педагоги отметили, что значительно возросла вовлеченность родителей в процесс обучения детей. Однако после окончания пандемии большинство педагогов планируют вернуться к традиционному формату.
Мониторинг обозначил не только готовность организаций перейти на использование дистанта, но и «болевые» точки: отсутствие нормативно-правовой базы по применению дистанционных образовательных технологий, недостаток и неприспособленность технологического оборудования как у педагогов, так и у детей, необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы.
Несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику дополнительного образования. В основном педагогам удалось оперативно изменить содержание и формы обучения с учетом поиска и применения новых интересных образцов практики. Появилось понимание того, что дистанционное образование может использоваться как дополнительный образовательный ресурс как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности, повышая доступность дополнительного образования.
Лучшая практика применения дистанционных образовательных технологий была отмечена в Республиканском детском технопарке «Кванториум». Опыт особенно интересен с учетом специфики детских технопарков, когда обучение происходит на специальном высокотехнологичном оборудовании.
В период перехода из традиционного режима обучения в дистанционный формат перед технопарком встал вопрос о выработке стратегии, позволяющей мобилизовать все имеющиеся ресурсы и сохранить контингент обучающихся. Предварительно методистами и педагогами технопарка был проведен анализ отечественной и зарубежной теории, практики, форматов и инструментов дистанционного обучения, наиболее подходящих для технопарка. Основным мессенджером для проведения занятий был выбран Discord, преимуществами которого для «Кванториума» стали доступность, простота в использовании, наличие возможности демонстрировать экран, общаться с учащимися посредством голосового чата в прямом эфире, получать мгновенную обратную связь и передавать учебные материалы. Кроме того, он поддерживает работу как через приложение на компьютере и на телефоне, так и через сайт.
Было решено сохранить и расширить возможности ранее использованных онлайн-инструментов: Trello.com, menti.com, padlet.com, Google form, а также платформы Stepic.org, где есть как уже готовые курсы по различным направлениям, так и возможность разработки курса для удовлетворения адресных запросов и решения индивидуальных задач. Изученные методистами технопарка материалы по использованию дистанционного обучения были представлены педагогам в максимально сжатом и конкретном виде: чек-листы, презентации, рабочие ссылки и инструменты, шаблон учебно-тематического плана занятий и др. Педагоги дополнительного образования были обучены и обеспечены соответствующей техникой для проведения занятий в новом формате.
Необходимым компонентом успешного перехода на дистанционное обучение стала информационная работа с родительской общественностью. В постоянном режиме доводилась информация о необходимости заполнения новых документов, месте расположения расписания и актуальной информации, объяснились алгоритмы перехода на онлайн-занятие и другие организационные моменты, а также давались дополнительные пояснения о новой форме обучения как через средства связи, так и через социальные сети. С целью привлечения внимания обучающихся к новой форме обучения и ознакомления с платформой был запущен онлайн-марафон в мессенджере Discord. Таким образом прошло тестирование мессенджера и выявлена реакция обучающихся на его использование, апробированы инструменты геймификации в образовательном процессе.
Проведенная подготовительная работа значительно упростила переход на дистанционное обучение. С целью усовершенствования организационных моментов и содержательных форматов занятия педагогам отправлялась оперативная обратная связь. Еженедельные методические онлайн-совещания позволяли совместно разбирать все возникающие проблемы и делиться успешными наработками и образцами практики, а также своевременно решать технические вопросы, возникающие при работе в Discord. Все это позволило сохранить содержательные компоненты программ при кардинальной смене формы образования.
Помимо учебных занятий регулярно проводились непрофильные онлайн-мероприятия: лекции и мастер-классы на различные актуальные темы, в том числе с приглашенными спикерами из других технопарков и из числа партнеров, челленджи, интеллектуальные и развлекательные игры. Интересной педагогической находкой стало создание афиш перед занятиями, которые служили средством оповещения для обучающихся и способом их вовлечения в деятельность.
По итогам учебного года педагоги проанализировали и включили наиболее успешные используемые образцы практики, онлайн-инструменты и ресурсы в образовательные программы следующего года.
Так, например, все педагоги отметили удобство использования мессенджера Discord. Полезными оказались инструменты сервисов Canva.com и Google: classroom, документы и презентации для совместной организационной работы, он-лайн доски Awwapp.com, Padlet.com, Kahoot.com для творческой работы и создания элементов геймификации, сервис TinkerCad, предназначенный для разработки 3D-проектов, электроники и кодов. Особую роль для организации работы в командах, распределения задач между обучающимися, отслеживания результатов сыграли система управления проектами Trello.com и библиотека обучающих роликов видеохостинга YoutTube.
Преподаватели «IT квантума» оценили возможности сервисов и образовательных платформ glitch.com, HTMLacademy, code.org и codecombat.com, позволяющих разворачивать рабочее пространство обучающихся и осуществлять его мониторинг. Преподаватели «Промробоквантума» использовали программное обеспечение Lego Digital Designer на начальном уровне и Virtual Robotics Toolkit на базовом. На продвинутом уровне использовался онлайн-компилятор популярных языков программирования Repl.it. Также, за возможность использования готовых курсов в теоретической части изучения робототехники, они отметили платформу Stepik.org
Интересной практикой оказалась возможность дистанционного взаимодействия с преподавателями и обучающимися из технопарков других городов. Так, педагоги квантума «Промдизайн» г. Ижевска и технопарка г.Тамбова организовали совместную работу со своими обучающимися. Наставники через Skype обсуждали педагогический сценарий занятия, определяли методы работы и результаты, подбирали информацию, создавали презентации, распределяли роли, проводили рефлексию и планировали дальнейшую деятельность. Обучающиеся работали в смешанных группах, состоящих из представителей двух технопарков разных городов. Все это дало качественный результат: команды стали победителями двух Межрегиональных Хакатонов.
Опыт Республиканского детского технопарка «Кванториум» показал, что несмотря на возникающие трудности при переходе на дистанционное обучение, грамотно спланированная комплексная работа внутри организации, привлечение всех участников образовательного процесса минимизируют недостатки этой формы обучения в виде отсутствия живого общения, невозможности работы на высокотехнологическом оборудовании в случае детского технопарка «Кванториум». Дистанционное обучение позволяет задействовать разные методики интерактивного взаимодействия, геймификацию, получить знания в удобное время, не выходя из дома, отработать навыки датаскаутинга, и, несомненно, позволяет развивать обучающимся навыки XXI века.
Таким образом, главное при организации дистанционного обучения — это овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими. Помнить, что дистанционная форма обучения — это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями.