формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

В зависимости от места проверки и оценки в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий контроль, осуществляемый учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроке; периодический, который проводится после изучения темы, раздела программы; итоговый в конце учебной четверти или года. В последнее время получил распространение так называемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся — мониторинг. В начальной школе большое значение имеет текущий контроль за работой школьников, их отношением к учебе, развитием и пр.

По числу проверяемых и характеру вопросов проверка может быть индивидуальной, фронтальнойи комбинированной(напр., один ученик отвечает устно, остальные — письменно).

Фронтальная проверкаприменяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению (правил, дат, таблицы умножения и пр.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреплением знаний повышает эффективность обучения. Разновидность фронтальной проверки — комплексная— основана на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке: ответов на вопросы учителя, дополнений к ответам других учеников, выполнения письменных, графических и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Этот вид проверки получил распространение в 60-х гг. в Российской Федерации (Липецкий опыт).

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять учитель, сам ученик (самоконтроль) и с помощью технических средств, в частности компьютеров. Выбор вида и средства контроля зависит от целей обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий, в которых проходит обучение.

Устная проверка наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы.

Письменный контрольэкономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросыи контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Домашние письменные работы учащихся (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время урока, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности ученика, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном в обучающих целях. При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением учителя за работой учеников и пр. В целях сокращения времени на проверку письменных работ применяются пособия с печатной основой, в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуск (словами, буквами, знаками, цифрами), и программированные пособия (карточки, перфокарты и пр.). Однако использование пособий только этих видов не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В процессе обучения учащиеся овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.

Источник

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Содержимое разработки

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ

(устный или письменный)

Дипломная работа / проект

Защита курсовой работы / проекта

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

отметки, баллы, рейтинг

анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ :

При соблюдении ряда требований контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:

Ко всем студентам предъявляются одинаковые требова­ния в отношении объема, качества знаний, уровня сформирован­ности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во вни­мание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверен­ность, физические недостатки;

экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоя­тельную оценку в сравнительно короткий срок;

педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Сумма показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций и готовность к ПД

Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю (ПА по ОПОП) и ГИА : оценка овладения

Источник

Формы и методы проверки )и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

В зависимости от места проверки и оценки в учеб­ном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий кон­трольI, осуществляемый учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроке; периодический, ко­торый проводится после изучения темы, раздела про­граммы; итоговый — в конце учебной четверти или года. В последнее время получил распространение так назы­ваемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся — мониторинг. В начальной школе большое значение имеет текущий контроль за работой школьников, их отношени­ем к учебе, развитием и пр.

По числу проверяемых, и характеру вопросов провер­ка может быть индивидуальной, фронтальной и комбиниро­ванной (напр., один ученик отвечает устно, остальные — письменно).

Фронтальная проверка применяется для контроля не­большого по объему материала, подлежащего обязатель­ному усвоению (правил, дат, таблицы умножения и пр.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреп­лением знаний повышает эффективность обучения. Раз­новидность фронтальной проверки — комплексная — ос­нована на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке: ответов на вопросы учителя, допол­нений к ответам других учеников, выполнения письмен­ных. графических и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Этот вид проверки получил распространение в 60-х гг. в Российской Федерации (Липецкий опыт).

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять учитель, сам ученик (самоконтроль) й с помощью технических средств, в частности компьютеров. Выбор вида и средства контроля зависит от целей обуче­ния, возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, условий, в которых проходит обучение.

Устная проверка — наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мысля­ми и действиями, корректировать ответы.

Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Домашние письменные работы учащихся (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время урока, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности уче­ника, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном в обучающих целях. При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением учителя за работой учеников и пр. В целях сокращения времени на проверку письменных работ применяются пособия с печатной основой, в которых учащимся пред­лагается заполнить имеющиеся там пропуск (словами, буквами, знаками, цифрами), и программированные по­собия (карточки, перфокарты и пр.). Однако использова­ние пособий только этих видов не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В процессе обучения учащиеся овладевают различ­ными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.

„ Наиболее обобщенные знания, уме- Оинтезированныи ния навыки мы назвали синтезиро-

метод проверки ванными. Синтезированные знания, результатов умения, навыки включают в себя

обучения частные, их составляющие. Графи­

чески их можно представить в виде графа-дерева, верши­нами которого являются исходные понятия, а корнем — образующиеся синтезированные. Выполнение синтезиро­ванной учебной деятельности означает одновременно ов­ладение и частными действиями, и операциями, которые являются ее составляющими (схема 6).

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Темы предмета 7——— 1 Ж формы и методы проверки и оценки результатов обученияСинтезированная деятельность (С)

Основные понятия темы

Учебная деятельность, выполнение которой ха­рактеризует усвоение отдельных понятий или групп понятий А, Б, В

Контроль усвоения всей системы знаний и умений предполагает, следовательно, подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые требуют усвоения макси­мального числа исходных понятий и действий. Если уча­щийся выполняет эти задания, отвечает на поставленные вопросы, это значит, что он усвоил данную систему зна­ний, умений, навыков. В основе метода лежит подбор наиболее обобщенных понятий и деятельности, отра­жающих усвоение этих понятий. Для контроля системы знаний с помощью синтезированного метода надо: опре­делить цель контроля, т.е. знания, умения, навыки и другие результаты обучения, которые планировалось дос­тигнуть при изучении темы; выписать все понятия в дан­ной системе знаний, усвоение которых характеризует те­му; определить учебную деятельность (вопросы, задания, ответы на которые отражают усвоение отдельных поня­тий в данной теме); проанализировать отдельные виды учебной деятельности и найти общую, синтезированную деятельность, которая объединяет все частные исходные виды деятельности; составить задания на проверку дан­ной синтезированной деятельности.

ходимым условием для успешного выполнения других ее видов.

Для разных учебных предметов и составляющих их тем взаимосвязь между знаниями неодинаковая. Она мо- жетЧЗыть более ясно обусловленной или весьма опосре­дованной. В одном случае, чтобы усвоить определенную тему, надо обязательно знать предыдущую. В другом эта зависимость проявляется не так жестко: ученик может выучить одну тему, один вопрос, совершенно не зная другие темы, другие вопросы. В таких случаях можно го­ворить только о вероятности усвоения. Для контроля сис­темы таких знаний мы предлагаем применять вероятност­ный метод.

С этой целью мы ввели понятие диагностический вес вопроса, определяемое как вероятность ответа на все вопро­сы при условии ответа на данной вопрос или их группу.

Здесь речь идет об оценке условной вероятности, т.е. вероятное™ одного события, вычисленного в предполо­жении, что другое событие произошло. Для того чтобы проверить всю систему знаний, нужно задавать вопросы, ответы на которые с наибольшей вероятностью показы­вают усвоение всей системы знаний, т.е. вопросы с наи­большим диагностическим весом.

Для реализации вероятностного метода контроля на­до: определить цель контроля; составить список заданий, вопросов, ответы на которые свидетельствуют об усвое­нии всех формируемых знаний, умений, навыков; опре­делить эмпирическим путем частоту правильных ответов на каждый вопрос или группу вопросов; вычислить диаг­ностический вес вопроса или группы вопросов; вести контроль системы знаний по вопросам с наибольшим ди­агностическим весом.

Во многих случаях изучаемые поня­тия не связаны между собой. Если ученик усвоил одни понятия, то это не означает, что он усвоил и другие. Выполнение одних видов учебной деятельности часто не является необ­

Вероятностный метод проверки результатов обучения

Как вычислить диагностический вес вопроса? Для этого надо знать число учащихся, которые правильно от­ветили на все вопросы по данной теме, и число учащих­
ся, которые правильно ответили на данный вопрос или данную группу вопросов. Разделив первое число на вто­рое, мы получим диагностический вес вопроса.

С помощью вероятностного и синтезированного ме­тодов контроля системы знаний можно решать ряд ди­дактических задач.

Чтобы отобрать минимум вопросов для контроля ус­воения всего курса, его необходимо разбить на темы, а те, в свою очередь, на подтемы. По каждой теме подбирают­ся контрольные вопросы, ответы на которые позволяют полностью проверить всю данную тему. Далее определя­ется диагностический вес вопросов. Для проверки всей темы оставляют два-три вопроса с наибольшим диагно­стическим весом. Ответы на них с высокой вероятностью показывают, что тема усвоена. Таким образом учитель отбирает вопросы по каждой теме.

Вероятностный метод можно использовать для провер­ки полноты усвоения всего курса.

По любому курсу учитель может создать три кон­трольные программы.

Первая программа состоит из наиболее легких вопро­сов, т.е. вопросов с наименьшим диагностическим весом. Она показывает, что учащиеся знакомы с курсом и могут отвечать на простые вопросы, а также выполнять необхо­димые учебные действия.

Вторая программа свидетельствует о более высоком уровне усвоения курса. Учащиеся на этом уровне отвеча­ют на более сложные вопросы, решают более трудные за­дания. Вопросы здесь обладают большей диагностической ценностью, чем в первом случае.

Третья программа показывает самый высокий уро­вень усвоения. Курс усвоен полностью, школьники могут выполнять задания высокой трудности. Контроль знаний ведется по вопросам с наибольшим диагностическим ве­сом.

Такие программы эффективно иметь для итоговой проверки знания всего курса. В отличие от применяемых контрольных работ они позволяют с большей обоснован­ностью судить об усвоении курса, прогнозировать воз­можные результаты при определении эффективности обучения.

Если задача заключается в отбо­

ре лиц, которые усвоили весь курс или его основную часть, то контроль системы знаний наиболее рациональ­но проводить, начиная с самых трудных вопросов и затем переходя к менее трудным (от вопросов с наибольшим диагностическим весом к вопросам с меньшим весом).

Если задача контроля заключается в том, чтобы ото­брать учащихся, которые не усвоили определенный ми­нимум знаний, то последовательность вопросов должна быть обратной: от вопросов с наименьшим диагностиче­ским весом к вопросам с большим весом. Это понятно: если ученик ответил на самый трудный вопрос, то вполне вероятно, что он ответит и на более легкий. И наоборот: если ученик не отвечает на легкие вопросы, то, скорее всего, он не ответит и на более трудные.

Компьютеризация обучения открывает большие воз­можности для индивидуальной и коллективной проверки и оценки результатов обучения, преодоления неуспевае­мости. С помощью компьютеров можно легко подсчи­тать все ответы учащихся на вопросы, определить их ди­агностический вес, выбрать рациональную последова­тельность контрольных заданий, соотнести ответ школь­ника на вопрос с определенной отметкой.

Источник

13.4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения

В зависимости от места проверки и оценки в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий контроль, осуществляемый учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроке; периодический, который проводится после изучения темы, раздела программы; итоговый в конце учебной четверти или года. В последнее время получил распространение так называемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся — мониторинг. В начальной школе большое значение имеет текущий контроль за работой школьников, их отношением к учебе, развитием и пр.

По числу проверяемых и характеру вопросов проверка может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (напр., один ученик отвечает устно, остальные — письменно).

Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению (правил, дат, таблицы умножения и пр.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреплением знаний повышает эффективность обучения. Разновидность фронтальной проверки — комплексная — основана на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке: ответов на вопросы учителя, дополнений к ответам других учеников, выполнения письменных, графических и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Этот вид проверки получил распространение в 60-х гг. в Российской Федерации (Липецкий опыт).

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять учитель, сам ученик (самоконтроль) и с помощью технических средств, в частности компьютеров. Выбор вида и средства контроля зависит от целей обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий, в которых проходит обучение.

Устная проверка наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы.

Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Домашние письменные работы учащихся (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время урока, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности ученика, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном в обучающих целях. При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением учителя за работой учеников и пр. В целях сокращения времени на проверку письменных работ применяются пособия с печатной основой, в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуск (словами, буквами, знаками, цифрами), и программированные пособия (карточки, перфокарты и пр.). Однако использование пособий только этих видов не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В процессе обучения учащиеся овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.

Синтезированный метод проверки результатов обучения

Наиболее обобщенные знания, умения, навыки мы назвали синтезированными. Синтезированные знания, умения, навыки включают в себя частные, их составляющие. Графически их можно представить в виде графа-дерева, вершинами которого являются исходные понятия, а корнем — образующиеся синтезированные. Выполнение синтезированной учебной деятельности означает одновременно овладение и частными действиями, и операциями, которые являются ее составляющими (схема 6).

формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Контроль усвоения всей системы знаний и умений предполагает, следовательно, подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые требуют усвоения максимального числа исходных понятий и действий. Если учащийся выполняет эти задания, отвечает на поставленные вопросы, это значит, что он усвоил данную систему знаний, умений, навыков. В основе метода лежит подбор наиболее обобщенных понятий и деятельности, отражающих усвоение этих понятий. Для контроля системы знаний с помощью синтезированного метода надо: определить цель контроля, т.е. знания, умения, навыки и другие результаты обучения, которые планировалось достигнуть при изучении темы; выписать все понятия в данной системе знаний, усвоение которых характеризует тему; определить учебную деятельность (вопросы, задания, ответы на которые отражают усвоение отдельных понятий в данной теме); проанализировать отдельные виды учебной деятельности и найти общую, синтезированную деятельность, которая объединяет все частные исходные виды деятельности; составить задания на проверку данной синтезированной деятельности.

Вероятностный метод проверки результатов обучения

Во многих случаях изучаемые понятия не связаны между собой. Если ученик усвоил одни понятия, то это не означает, что он усвоил и другие. Выполнение одних видов учебной деятельности часто не является необходимым условием для успешного выполнения других ее видов.

Для разных учебных предметов и составляющих их тем взаимосвязь между знаниями неодинаковая. Она может быть более ясно обусловленной или весьма опосредованной. В одном случае, чтобы усвоить определенную тему, надо обязательно знать предыдущую. В другом эта зависимость проявляется не так жестко: ученик может выучить одну тему, один вопрос, совершенно не зная другие темы, другие вопросы. В таких случаях можно говорить только о вероятности усвоения. Для контроля системы таких знаний мы предлагаем применять вероятностный метод.

С этой целью мы ввели понятие диагностический вес вопроса, определяемое как вероятность ответа на все вопросы при условии ответа на данной вопрос или их группу.

Здесь речь идет об оценке условной вероятности, т.е. вероятности одного события, вычисленного в предположении, что другое событие произошло. Для того чтобы проверить всю систему знаний, нужно задавать вопросы, ответы на которые с наибольшей вероятностью показывают усвоение всей системы знаний, т.е. вопросы с наибольшим диагностическим весом.

Для реализации вероятностного метода контроля надо: определить цель контроля; составить список заданий, вопросов, ответы на которые свидетельствуют об усвоении всех формируемых знаний, умений, навыков; определить эмпирическим путем частоту правильных ответов на каждый вопрос или группу вопросов; вычислить диагностический вес вопроса или группы вопросов; вести контроль системы знаний по вопросам с наибольшим диагностическим весом.

Как вычислить диагностический вес вопроса? Для этого надо знать число учащихся, которые правильно ответили на все вопросы по данной теме, и число учащихся, которые правильно ответили на данный вопрос или данную группу вопросов. Разделив первое число на второе, мы получим диагностический вес вопроса.

С помощью вероятностного и синтезированного методов контроля системы знаний можно решать ряд дидактических задач.

Чтобы отобрать минимум вопросов для контроля усвоения всего курса, его необходимо разбить на темы, а те, в свою очередь, на подтемы. По каждой теме подбираются контрольные вопросы, ответы на которые позволяют полностью проверить всю данную тему. Далее определяется диагностический вес вопросов. Для проверки всей темы оставляют два-три вопроса с наибольшим диагностическим весом. Ответы на них с высокой вероятностью показывают, что тема усвоена. Таким образом учитель отбирает вопросы по каждой теме.

Вероятностный метод можно использовать для проверки полноты усвоения всего курса.

По любому курсу учитель может создать три контрольные программы.

Первая программа состоит из наиболее легких вопросов, т.е. вопросов с наименьшим диагностическим весом. Она показывает, что учащиеся знакомы с курсом и могут отвечать на простые вопросы, а также выполнять необходимые учебные действия.

Вторая программа свидетельствует о более высоком уровне усвоения курса. Учащиеся на этом уровне отвечают на более сложные вопросы, решают более трудные задания. Вопросы здесь обладают большей диагностической ценностью, чем в первом случае.

Третья программа показывает самый высокий уровень усвоения. Курс усвоен полностью, школьники могут выполнять задания высокой трудности. Контроль знаний ведется по вопросам с наибольшим диагностическим весом.

Такие программы эффективно иметь для итоговой проверки знания всего курса. В отличие от применяемых контрольных работ они позволяют с большей обоснованностью судить об усвоении курса, прогнозировать возможные результаты при определении эффективности обучения.

Определение последовательности вопросов при контроле знаний

Обычно последовательность выбирается учителями интуитивно. Между тем порядок вопросов должен определяться прежде всего задачей контроля. Если задача заключается в отборе лиц, которые усвоили весь курс или его основную часть, то контроль системы знаний наиболее рационально проводить, начиная с самых трудных вопросов и затем переходя к менее трудным (от вопросов с наибольшим диагностическим весом к вопросам с меньшим весом).

Если задача контроля заключается в том, чтобы отобрать учащихся, которые не усвоили определенный минимум знаний, то последовательность вопросов должна быть обратной: от вопросов с наименьшим диагностическим весом к вопросам с большим весом. Это понятно: если ученик ответил на самый трудный вопрос, то вполне вероятно, что он ответит и на более легкий. И наоборот: если ученик не отвечает на легкие вопросы, то, скорее всего, он не ответит и на более трудные.

Компьютеризация обучения открывает большие возможности для индивидуальной и коллективной проверки и оценки результатов обучения, преодоления неуспеваемости. С помощью компьютеров можно легко подсчитать все ответы учащихся на вопросы, определить их диагностический вес, выбрать рациональную последовательность контрольных заданий, соотнести ответ школьника на вопрос с определенной отметкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *