формы личностно ориентированного обучения

Статья + презентация.»Методы и приемы технологии личностно- ориентированного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Методы и приемы личностно- ориентир.обучения.docx

Галина Советкановна Даубаева

Учитель русского языка и литературы

КГУ «ОСШ» №4» г. Шемонаиха

Позволь мне сделать – я пойму.

Современный выпускник должен обладать мыслительными, коммуникативными и творческими способностями для решения социальных проблем.

Следовательно, наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в важную роль должна отводиться созданию условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности личностно-ориентированного УРОКА:

Конструирование дидактического материала разного типа, вида, форм определения цели, места и времени его использования на уроке

Беседа, работа с карточками, словарная работа как подвод к теме, иллюстрации, логическая цепочка, тестирование, работа с текстами др.

Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез.

Был случай, когда убийство Раскольниковым старухи процентщицы один из учащихся яростно оправдывал. Недопустимость теории «имею право» доказали другие студенты.

Стремление к созданию ситуации успеха каждого ученика, оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

Начинается урок с очень легкого тестирования, выполняемого практически всеми. Всем ставиться плюс. И объявляется, что плюс можно увеличить в сторону оценки. В течение урока оценка варьируется и в сторону повышения и в сторону понижения.

Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации.

Учащимся предлагается несколько примеров эпиграфов и целей. Учитель раскрывает содержание урока в нескольких вариантах. Дети анализируют, находят соответствующий эпиграф и цель. Выбор за учащимися.

Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика.

Литература начала 20 века является литературой кризисного, переходного характера вследствие исторических событий. Проводится аналогия с перестройкой начала 90-х, которая более близка к опыту студентов. Учащиеся выявляют особенности времени, сопоставляют, учитель задает наводящие вопросы.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

Чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин» у условного костра, закрепление знаний по приемам «кластер», «да- нет», «слова-магниты» являются одновременно и здоровьесберегающим моментом.

При рассмотрении различных классификационных подходов сделано наблюдение, что классификация методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера наиболее подходит к ЛОО, так как за основу берется познавательная активность учащихся.

1.Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция-восприятие) метод.

Суть состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относят такие приемы как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с раздаточным материалом.

Как бы мы не старались, без данного метода невозможно обойтись.

Используются инсценирование, аудио-сопровождение на современном материале (песня на стихи Маяковского в исполнении группы «Сплин», романсы к фильму по пьесам Н. Островского и т.п.), иллюстрирование, и т.д.

Региональный компонент играет большую психологическую роль в подаче материала.

Например, использование стихотворений местных поэтов.

Сегодня я летала во сне,

Метлою разгоняя ворон

А Чехов, поправляя пенсне,

Из Мелихово шлет мне поклон.

Усадьба у него хоть куда,

Шесть соток отдыхают моих,

Я приземлилась возле пруда

И сперепугу выдала стих.

А он сказал, я прозу пишу

А вас покинуть дом попрошу

И в небо помахал мне рукой.

На чайку я, увы, не тяну.

Досадно, но придется учесть.

И ждет меня палата в Крыму

Под номером, естественно, шесть.

Н. Астафьева. Лит.объединение Шемонаихинского района «Звено Алтая» (При изучении творчества А.П. Чехова.)

Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

Использую вариацию алгоритма: работа по ключевым словам, как пунктам плана при конспектировании. Студенты читают текст, затем им предлагается познакомиться со словами, дающимся вразброс, что усиливает познавательную деятельность. Учащимся приходится вчитываться в текст. Затем идет непосредственно конспектирование.

При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и намечает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся следят при этом за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления. Решение проблемы является результатом отклонения ошибочных гипотез и выбора правильных.

Гипотеза ложного авторства Шолохова является проблемной ситуацией.

Он состоит в создании серии творческих задач, каждый из которых служит шагом на пути решения задач урока.

Дать соответствующему понятию название произведения Островского.

Не занимай чужого места – « Не в свои сани не садись»

Примером урока с использованием метода исследования может служить урок по произведение «Гроза», задача которого состояла в доказательстве того, что Катерина соответствует статусу трагедийной героини, а отнюдь не является персонажем тривиальной мещанской драмы с неестественно катастрофической развязкой.

Но рефлексию можно применять не только по окончании урока.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния (по Т.А. Онапа) целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: «Я не знал…», «Теперь я знаю…»); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.

Внеклассная работа также способствует развитию познавательного интереса, так как затрагивает эмоциональные, психологические аспекты..

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.

Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.

Выбранный для просмотра документ Методы и приемы личностно- ориентирован.обучения.ppt

Источник

Личностно-ориентированное обучение

Технология личностно-ориентированного обучения.

В своей педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемами:

* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;

* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;

* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать явления, есть ученики, которые любят творческие задания;

Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.

В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий. Технологии Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

-технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

-адаптивная система обучения А.С.Границкой;

-обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.

Система работы педагога.

Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) учитель взаимодействует с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).

3) развитие индивидуальности каждого ребенка

Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.

Индивидуальный подход – это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

· Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Концепции индивидуализированного обучения.

· В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

· В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.

· Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.

· Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.

· Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

· Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).

Особенности содержания и методики.

· Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.

· Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.

· Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.

Особенности технологий личностно-ориентированного обучения.

· Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

· Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.

· Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

· Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

· Формирование общеучебных умений и навыков.

· Формирование адекватной самооценки учащихся.

· Использование технических средств обучения.

Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.

Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий) повышают эффективность урока.

Источник

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

формы личностно ориентированного обучения

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 7002 раза

Библиографическое описание:

Диденко, С. Ю. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе / С. Ю. Диденко, Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8982/ (дата обращения: 06.11.2021).

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Ключевые лова: личностно-ориентированное обучение, формы организации обучения, младшие школьники, проблемы обучения в современной образовательной школе.

В конце XIX — начале XX веков в России определенное распространение получили идеи свободного воспитания, представляющие собой «первый вариант» индивидуально-ориентированной педагогики. Основателем российского варианта школы свободного воспитания по праву считается Л. Н. Толстой. Положение российского варианта школы свободного воспитания по содержанию было связано с идеей самоопределения человека во всех областях его жизни. И это несмотря на то, что концепции индивидуальной свободы в России отсутствовали, отмечает Е. В. Бондаревская.

Целевая установка обучения того времени выглядела следующим образом: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавать себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» [Крупская Н. К., с. 185].

Направления индивидуально-ориентированного обучения, а также формирование конкретных знаний, умений и навыков, посвященных личностному развитию младших школьников, были отмечены в научных трудах В. В. Серикова.

В советской дидактике проблемы личностно-ориентированного обучения относительно теории и практики решались различными способами. Развитие нового этапа советской дидактики 30–50 годов нашего столетия, характеризуется определенными факторами в проблематике личностно-ориентированного обучения [Атутов В. Н., с. 87]. Идея формирования самостоятельности учеников, учета их индивидуальности и возраста при организации обучения продолжает регламентироваться, но на первое место ставится задача вооружения учащихся системой научных, предметных знаний. Исследованиями данного периода являются идеи педагогов-новаторов: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина. Некоторые из них в большей степени сосредоточивали свое внимание на инструментальной стороне деятельности учащихся, другие — на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала целостность ученика.

До недавнего времени стали активно распространяться первые работы В. В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И. С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др., где достаточно подробно обсуждается проблематика конкретно личностно-ориентированного обучения.

По мнению ученого А. Г. Асмолова, личностное развитие ученика зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Основой для активного применения в рамках обучения новой личностно-ориентированной парадигмы образования служит учет возрастных и индивидуальных особенностей. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности. [Асмолов А. Г., с. 107].

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась такими учеными, как: А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и другими. Все вышеперечисленные педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. В настоящее время ведущие педагоги и психологи все чаще придерживаются именно этой точки зрения.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» появилось в начале 90-х годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые приоритеты и ценности, требовали полного пересмотра системы образования, приведения ее соответствующим стандартам нового поколения.

В результате практических работ И. С. Якиманской, мы выяснили, что перестройка системы российского образования не может ограничиваться неполными изменениями, а влечет систематические изменения, которые затрагивают философию и методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали постепенно развиваться научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.

Возникнув в новой исторической эпохе, личностно-ориентированное обучение стало представлять иные цели и новые поведенческие стандарты. Личностно-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на развитие личности каждого ребенка, его индивидуальности. Следовательно, индивидуализация обучения выступает в личностно-ориентированном образовании на первый план, так как практически невозможно представить истинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму [Селевко Г. К., с. 186].

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность представлена системой всех ее психических свойств, которые составляют ее индивидуальность. В основу технологии личностно-ориентированного обучения заложен принцип дифференцированного подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. В большей мере, именно на соответствие возможностям и способностям ребенка направлено личностно-ориентированное обучение.

Выдающийся русский психолог и педагог П. Ф. Каптерев стоял у самих истоков учета личностных сторон в обучении, он же, в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, развитие ума, мышления, характера и воли, содержание и методы обучения. Он попытался адаптировать психологический процесс обучения и воспитания, по сути один из первых основал отечественную педагогическую психологию. Развитие мышления ребенка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день личностно-ориентированное обучение является такой формой образования, которая позволит рассматривать образование как ресурс и систему общественного развития. При личностно-ориентированном обучении учитель должен строить процесс обучения таким образом, чтобы на первом плане стояли именно интересы и потребности ученика. И только учитывая всего особенности, учитель может определить основополагающую направленность своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке.

Следовательно, цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие потенциалы, необходимые для становления личностного образа.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению И. С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И. С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашло отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся и ориентировались на использование разных способов учебной работы [Якиманская И. С., с. 169].

Неслучайно автор, рассматривая функции личностно-ориентированного образования, выделяет:

гуманитарную, смысл, которой состоит в признании самоценности человека, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Понимание, общение и сотрудничество являются средствами реализации данной функции;

культурообразующую, которая направлена на сохранение, воспроизведение и развитие культуры посредством образования. Механизмами реализации данной функции является принятие его ценностей в качестве своих и построение своей жизни с учетом данных особенностей;

социальную, которая обеспечивает усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта, необходимого для того, чтобы человек вошел в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности.

Содержание личностно-ориентированного обучения направлено на взаимопомощь человеку в исследовании собственного «Я», в определении позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, мы выявили, что построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования. Приведенные примеры демонстрируют многообразие взглядов и подходов к личностно-ориентированному образованию, и подтверждают точку зрения И. С. Якиманской о том, что личностно-ориентированное обучение — такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *