формы обучения читателей основам библиотечно библиографических знаний

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УРОКИ: МЕТОДИКА, ОПЫТ, ИДЕИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

I. БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УРОКИ: МЕТОДИКА, ОПЫТ, ИДЕИ

Наблюдение показывает, что у значительного числа студентов и школьников отсутствуют серьезные навыки поиска информации. Это проявляется порой в неспособности выразить свой информационный запрос, дезориентации не только в справочно-поисковом аппарате, но и в самой библиотеке, неумении составить грамотно список литературы. Читатели зачастую выбирают книги, спрашивая их у библиотекаря за кафедрой; разницу между систематическим и алфавитным каталогами понимают не все, а пользование АПУ вообще минимально. В СБО библиотек консультирование по поиску информации – явление нечастое, и читатели пользуются уже готовой информацией. Поэтому обучение библиотечно-библиографическим знаниям (ББЗ) сегодня остается актуальным.

Существует множество форм и методов распространения ББЗ (см. таблицу) [4]. Такие формы относятся к уже устоявшимся и надежно закрепившим себя на практике. Однако прогресс и творческая фантазия библиотекарей не стоят на месте, поэтому появляются новые формы обучения ББЗ, а традиционные приобретают новые грани.

Таблица: Формы библиографического обучения.

По способу передачи информации

Наглядные Устные Печатные Комплексные

Путеводители Дни (недели, месячники)

Плакаты Консультации Памятки

Стенгазеты Обзоры Методические

Наиболее популярной устной формой распространения ББЗ являются библиотечно-библиографические уроки – комплекс теоретического обучения с последующими практическими упражнениями. Уроки должны строиться таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предполагали активное участие самих ребят. Практические задания учащиеся могут выполнять в классе, в библиотеке или дома, индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека. При проведении

занятий могут быть использованы как беседа, лекция, практикум, урок творчества, так и конкурсы, викторины, игры.

«Как видят собаки?», «Особенности зрения у дальтоников» и т.д. После постановки всех вопросов, учащиеся определяют, где и как будут искать информацию, при этом важно распределить намеченные задачи и периферийные вопросы между собой. Этот этап предполагает поддержку библиографа, его консультацию по поиску в справочно-поисковом аппарате (СПА) библиотеки. Итоговым результатом становится развернутый устный или письменный ответ на поставленный вопрос.

Проведение таких уроков возможно лишь при предварительном знакомстве учащихся с каталогами, справочными и периодическими изданиями, а эффективность достигается только при тесном сотрудничестве библиотекаря и педагога. Особенностью модели обучения Дж. Маккензи является то, что учащиеся «конструируют» собственное знание, основываясь на вопросах, возникших из жизненного опыта.

пьесы. Одна из пьес была показана в виде кукольного спектакля на Дне специалиста.

Вышеописанные уроки-сказки / шоу чаще всего проводятся среди младших школьников, для старшеклассников же и студентов наиболее подходящей игровой формой уроков является информина (от сочетания слов

В ходе подготовки игры разрабатывается сценарий, формируются команды факультетов, жюри. Вопросы составляются по знакомым для студентов информационным источникам с учетом профиля их обучения. Интересен опыт проведения информины муниципальных и школьных библиотек г. Петрозаводска [14]. В 2006 г. ими был разработан конкурс- информина «Лучший путешественник в мире информации» для учащихся 7-8 классов школ города. Этот конкурс превзошел все ожидания и по количеству участников, и по качеству подготовки детей, и по представленным конкурсным заданиям.

Информина была организована в три тура. В первом отборочном туре среди школьников проводилась электронная викторина по умению грамотно использовать справочники, словари и энциклопедии. В результате в каждой школе выявились победители – команда из 3-5 человек, которые и должны были представлять свою школу. Второй тур проходил уже на базе муниципальных библиотек, где участникам было предложено выполнить три задания: самостоятельно найти информацию, как в каталогах, так и в Интернете, представить журнал и заинтересовать им жюри и своих сверстников, а также пройти викторину по знаниям о СБА. В период подготовки практически каждая команда получила консультации школьных библиотекарей. По результатам второго тура в финал вышли 11 школьных команд города.

В третьем туре – самом сложном – конкурсанты представляли обзор художественной литературы по выбранной теме с разработанной электронной презентацией. В отличие от первых двух туров тему команды выбирали из десяти предложенных Оргкомитетом конкурса. В их числе – «Мой край Карелией зовется», «Книги о Великой Отечественной войне», «Советуем почитать младшим школьникам», «Книги о путешествиях и приключениях» и пр. Необходимо отметить, что все участники информины очень сознательно подошли к конкурсу: были разработаны девизы, эмблемы команд, а также их презентации. Информина очень увлекла ребят: Маша Донских, ученица 7 класса, так написала о своем участии в конкурсе: «Потом нам дали очень трудное задание: найти в библиотеке все книги по истории создания космических аппаратов…Интересно! Книг на эту тему в библиотеке много. Я после конкурса записалась в эту взрослую библиотеку».

В настоящее время библиотекари, творчески перерабатывая, внедряют разнообразные телеигры и телешоу в библиотечную практику. Примером могут служить «библиографическая рулетка» и «информационная биржа».

По мнению Н.М. Максимовой – библиографа ЦБС г. Спасска, библиографическая рулетка из всех форм библиографических уроков, проводимых их библиотекой, пользовалась наибольшим успехом [13]. Игра проходила в три раунда, между которыми, в отличие от популярных телеигр («Что? Где? Когда?»), включали не рекламу, а обзоры литературы и периодики. Участниками были студенты училища культуры. В состав жюри входил директор ЦБС, ведущий методист и школьный библиотекарь. Ответы оценивали по пятибалльной системе, болельщики за каждый правильный ответ получали в копилку команды по одному баллу.

Каждой игре предшествовали библиотечно-библиографические уроки, когда будущие участники приобретали навыки пользования справочной литературой, каталогами, картотеками, АПУ. После длительной и тщательной подготовки назначалась дата проведения игры, из наиболее подготовленных учеников отбиралась команда из семи членов, а остальные – попадали в группы болельщиков. Чтобы эти ребята не были пассивными, для них специально разрабатывались вопросы, на которые они могли ответить, если их команда не справлялась с заданиями. Всего в игре участвовали две команды по семь человек от класса. В центре устанавливался стол с рулеткой, поделенной на два поля – синего и коричневого цветов. В синем поле лежали конверты с вопросами на библиографическое разыскание (например: «Подберите литературу к теме «Казань в годы Великой Отечественной войны»). Важно было не только правильно ответить на вопрос, но и указать из каких источников были почерпнуты сведения. В коричневом поле располагались задания, рассчитанные на эрудицию команд. Для болельщиков вопросы были сложнее, так как они могли советоваться между собой. На ответ коричневого поля давалось одна минута, синего – около пяти-десяти.

Так как рулетка ЦБ г. Спасска носила краеведческий характер, был подготовлен краеведческий мини-фонд, в котором участники могли найти ответы. Если же рулетка имеет другую тематику, то фонд должен соответствовать поставленной теме.

товар, изучали его и рекламировали (продавали). Председательствовали на торгах библиотекари и учителя.

Для участия в работе информационной биржи старшеклассники проходят подготовку. С помощью библиотекарей они узнают, что такое информационный поиск, информационно-поисковая система, готовят информацию к торгам, т.е. учатся правилам составления библиографического описания и аннотации документа.

«Брокерские конторы» – объединения читателей по интересам – самостоятельно или с помощью педагога отбирают для торгов самую интересную информацию. День для «продажи» информации назначается собранием «брокеров» по согласованию с администрацией школы, библиотекарем. Поскольку торговля осуществляется по образцам, необходимо подготовить выставку литературы по профилю «конторы». Она может включать книги, статьи, библиографические источники. Отдельно можно расставить издания, которые будут предлагать «брокеры».

Глава «брокерской конторы» открывает торг рассказом о характере

«товара». Таким товаром выступала фантастика; брокеры рассказывали о роли этого жанра в развитии науки, жанровых особенностях и т.д. Затем часть

«брокеров» выступают со своими «предложениями»: в течение трех-четырех минут следует интересно, ярко передать содержание рекламируемого издания; в кратком виде обязательно необходимо отметить новизну своей информации, раскрыть смысл, показать доступность, занимательность и полезность предлагаемой публикации.

Опыт школьных библиотекарей г. Краснодара позволил сделать вывод, что более продуктивно проходят те информационные торги, которые объединяют участников по читательским, «профессиональным» интересам и обязательно по возрасту. Соревновательный азарт будет особенно заметен, если в «торгах» участие примут группы параллельных классов.

«биржи» требует совместных усилий педагогов, родителей и самих учащихся; школы должны наладить контакты с муниципальными библиотеками.

И «библиографическая биржа» и «библиографическая рулетка» проводятся с целью закрепления пройденного материала и лучшего усвоения теоретических знаний учащимися.

Одно из перспективных и плодотворных направлений в творческой деятельности библиотекарей является разработка новых библиографических игр. Настольные библиографические игры делают занятия не только не скучными, но чрезвычайно увлекательными. Сегодня каждый творчески настроенный библиотекарь может придумать и оформить свою игру или даже комплекты игр с помощью картона, красок, клея и т.п.

Библиографические игры относятся к классу дидактических игр, то есть разрабатываемых педагогами в целях воспитания и обучения детей.

Библиографическая игра способна развивать подвижность и гибкость человеческого ума. Другие значимые стороны библиографических игр: они помогают ребенку усвоить то или иное правило поиска информации в СБА библиотеки, повторить полученные знания в единстве, в системе, связях, что содействует более глубокому усвоению материала, повышению уровня библиографической грамотности.

Настольно-печатные игры основаны на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино), а также игры типа «Лабиринт». Для настольной игры обязательно нужны партнеры. Достоинство таких игр – они ненавязчиво знакомят детей с заданной темой игры. Эти достоинства характерны и для настольных библиографических игр, которые создаются библиотекарями. Кроме библиографических игр-путешествий к настольно-печатным играм можно отнести библиографическую викторину, кроссворд, библиографическое лото, библиографическое домино. Так, интересен опыт по созданию игры студентки-дипломницы ПГИИК Т. Здебской, разработавшей настольную игру

Если нет времени на оформление игрового поля, нет способностей к рисованию, можно купить готовую настольную игру и преобразовать ее в игру библиографическую. Такие игры выпускают московская фирма «Эгри», издательство «Астрель» совместно с «АСТ».

Лото, как показывает опыт и подсказывает интуиция, могут связывать воедино иллюстрацию и эпизод из книги, сведений об авторе книги, ее точном заглавии, художнике-иллюстраторе, других книгах этого автора.

Такое библиографическое лото может нацеливать на выполнение заданий по установлению наличия изданий в библиотеке путем обращения к каталогам и поиска на книжных полках. Здесь для ребенка, как и в играх-путешествиях, нелишними окажутся «опоры-подсказки», и они могут быть самыми разнообразными. Их разработке необходимо также уделить внимание, потребуются затраты времени и творческих усилий. Например, собирание

частей картинки в паззлах параллельно может стать собиранием слов в предложение, подсказывающее путь поиска ответа в определенной части СБА. Или все это даст ребенку узнать, кто автор рисунков.

Тематика игр не должна быть однообразной. Игры можно посвящать творчеству писателей, школьным предметам, историческим событиям, то есть любым значимым для интеллектуально развития ребенка.

В создание библиографических игр широкие возможности открывают компьютерные технологии. Для детей предлагается создавать программы по аналогии с компьютерными играми. Так, например, если при поиске ребенок принимает правильное решение, собачка спокойно движется по экрану, если нет, то она «опрокидывается на спину и смеется».

Наиболее оптимальный вариант использования компьютерных возможностей при подготовке ББУ – это создание обучающих видеофильмов. Видеофильм позволяет остановить или повторить просмотренный сюжет, что особенно важно при закреплении материала. Кроме того, обучение посредством видеофильма позволяет проводить его вне стен библиотеки, в удобное время и индивидуально для каждого читателя. С педагогической точки зрения также лучше, если после просмотра фильма дети могут поговорить об увиденном с библиотекарем, вместо того, чтобы, как часто бывает, не обдумав, пропустить их мимо себя.

С помощью программы Microsowt Office PowerPoint можно создать слайд-фильм. Такие слайды могут сопровождаться звуком, музыкой, а также содержать кинофрагменты. Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает соблюдение ряда принципов:

Динамика предъявления текста задается либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации;

компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного

ученику предлагается определенная логика изучения материала; задается ритм прохождения материала и имеются специальные

аудиовизуальные средства управления восприятием материала.

Так, ЦБ № 49 г. Москвы широко применяет при подготовке библиотечно- библиографических уроков методы медиаобразования [7]. Разработанные ими уроки состоят из трех частей. Первая часть начинается с показа слайд-фильма. Вторая часть – это демонстрация мини-плакатов, составленных из фрагментов слайд-фильма, третья часть – предоставление набора различных элементов для проведения практических занятий. Все это позволяет сделать уроки более мобильными и повторно обратиться к пройденному материалу, уже не воспроизводя фильм. Всегда можно провести занятие по отдельно взятому разделу урока или занятие, посвященное конкретному изданию, как в групповом, индивидуальном, так и в самостоятельном порядке.

Преимущество видеофильмов и слайд-фильмов заключается, в первую очередь в том, что, обладая всеми возможностями телевидения можно в игровой форме ознакомить учащихся с библиотекой, ее справочно-

библиографическим аппаратом, а также крупным планом показать элементы библиографического описания, процесс поиска информации и его результаты большому количеству обучающихся.

По вопросам формирования библиотечно-библиографической грамотности у учащихся разного возраста в библиотечной и педагогической литературе опубликовано немало программ и методических рекомендаций. В данном методическом пособии приведены лишь наиболее интересные и уникальные, с точки зрения опыта работы библиотек, которые превращают скучный урок в увлекательное мероприятие.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Формы проведения библиотечно-библиографических уроков

МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова

Традиции и инновации

В подготовке и проведении библиотечно-библиографических уроков

формы обучения читателей основам библиотечно библиографических знаний

Методическое пособие

Ст. Романовская 2016 г.

Эффективной формой при обучении навыкам информационной культуры являются библиотечно-библиографические уроки– комплекс теоретического обучения с последующими практическими упражнениями. Уроки должны строиться таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предполагали активное участие самих пользователей. При проведении занятий могут быть использованы как беседа, лекция, практикум, урок творчества, так и конкурсы, викторины, игры.

Библиотечный урок — известная форма работы с читателями ещё с 30-х годов XX века. Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество пользователей, способствуют приобретению определенной системы знаний.

Нацеленность на инновации способствует постоянному поиску новых возможностей для создания интеллектуальной среды в библиотеке. Большим многообразием отличаются и занятия по воспитанию информационной культуры у детей и молодежи. Эта работа на сегодняшний день является одним из важнейших направлений деятельности современной библиотеки.

Сегодня в обиход вводятся такие варианты библиотечных уроков, как библио-азбука, мастер-класс, бинарный урок, урок- практикум, урок-игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-диалог, информины, викторины, курсы-практикумы, школы, факультативы, классы информационной культуры и т.д.

В настоящее время библиотекари творчески перерабатывают, внедряют в библиотечную практику разнообразные телеигры и телешоу: «КВН», «Рулетка», «Поле чудес», «Информационные биржи», «Счастливый поиск», «Кто хочет стать миллионером». Активно проводятся информационно-библиографические мини-игры, ролевые игры связанные с историей книги, историей библиотек.

На первый взгляд игры кажутся самыми простыми формами проведения подобных занятий. Однако игры представляют собой довольно сложную педагогическую технологию, которая требует серьезной подготовки, четко поставленной цели. Все они кроме теоретической части содержат и практическую составляющую, где учащиеся имеют возможность отработать навыки информационного поиска, пользуясь книгой, энциклопедией, СБА.

Одной из очень интересных форм обучения пользователей библиографическому поиску являются настольные библиографические игры. Сегодня каждый настроенный на творческую деятельность библиотекарь может придумать и оформить свою игру или даже комплекты игр. Материалы для изготовления (картон, цветная бумага, фломастеры, клей и т. п.) можно приобрести в магазинах.

Если нет времени на оформление игрового поля, нет способностей к рисованию, можно купить готовую настольно-печатную игру и преобразовать ее в игру библиографическую. С этой же целью можно удачно использовать игровые вкладки в детские журналы «Читайка», «Веселые картинки» и др. Ссылки, где можно бесплатно распечатать такие игры: http://www.printplay.ru; http://www.olesya-emelyanova.ru

Однако не следует забывать, что библиографические игры учат, прежде всего, поиску информации. Они не требуют сразу готового ответа. Его нужно найти. Игры можно посвящать творчеству писателей, школьным предметам, историческим и государственным деятелям, любым темам значимым для интеллектуально-творческого и эстетического развития ребенка.

Для участия в работе информационной биржи старшеклассники проходят подготовку. С помощью библиотекарей они узнают, что такое информационный поиск, информационно-поисковая система, готовят информацию к торгам, т.е. учатся правилам составления библиографического описания и аннотации документа. «Брокерские конторы» – объединения читателей по интересам – самостоятельно или с помощью педагога отбирают для торгов самую интересную информацию. День для «продажи» информации назначается собранием «брокеров» по согласованию с администрацией школы, библиотекарем. Поскольку торговля осуществляется по образцам, необходимо подготовить выставку литературы по профилю «конторы». Она может включать книги, статьи, библиографические источники. Отдельно можно расставить издания, которые будут предлагать «брокеры». Глава «брокерской конторы» открывает торг рассказом о характере «товара». Таким товаром выступала фантастика; брокеры рассказывали о роли этого жанра в развитии науки, жанровых особенностях и т.д. Затем часть «брокеров» выступают со своими «предложениями»: в течение трех-четырех минут следует интересно, ярко передать содержание рекламируемого издания; в кратком виде обязательно необходимо отметить новизну своей информации, раскрыть смысл, показать доступность, занимательность и полезность предлагаемой публикации.

Российские библиотекари заимствуют опыт проведения библиотечных уроков у специалистов из других стран. Так в школьных медиацентрах США при проведении уроков используются методы открытий и методы проектов.

Применение компьютерных технологий открывает перед библиотекарями новые творческие возможности для проведения библиотечных уроков.

Активно в работе используются электронные викторины. Викторина, предложенная с экрана монитора, отличается своей яркостью, красочностью, звуковыми и анимационными эффектами, она привлекает внимание наших читателей и является хорошим средством, побуждающим к чтению научно- познавательных и художественных книг, формирующим познавательную мотивацию юных пользователей библиотеки.

В библиотеках при подготовке библиотечно- библиографических уроков широко применяются слайд- фильмы, созданные с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Слайды могут сопровождаться звуком, музыкой, а также содержать кинофрагменты.

На форуме Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Организация школьной библиотеки» размещены библиотечные уроки разнообразной тематики для свободного скачивания. http://festival.1september.ru/articles/subjects/

формы обучения читателей основам библиотечно библиографических знаний

Формы проведения библиотечно-библиографических уроков

Источник

Библиотечно-библиографическое занятие «Формирование библиографических знаний читателей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование библиографических знаний читателей как важный фактор повышения качества их обслуживания

Формирование библиотечно-библиографических знаний осуществляется непосредственно в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также уровня имеющихся у читателя библиотечно-библиографических навыков и опыта самостоятельной работы с книгой.

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины ХХ в. эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство.

Кроме того, проблемы современного информационного бума и становления тонких личных качеств, как компетентность, способность к самообразованию и самовоспитанию не смогут быть решены, если у учащихся не будет своевременно сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотечных учреждениях и хранящихся в них типах документов, способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек. Сегодня стало очевидным, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры.

Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.

Основная нагрузка в процессе формирования информационной культуры личности ложится на образовательные и культурные учреждения, в том числе детские и юношеские библиотеки. Для последних работа в этой сфере традиционна, так как специалисты этих библиотек занимались пропагандой и формированием библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) и сегодня продолжают эту работу, формируя информационную культуру своих юных читателей. Формы и методы работы по формированию информационной культуры в библиотеках и остались прежними, и модернизировались в соответствии с требованиями времени. Основными из них являются уроки информационной культуры, во время которых детей обучают поиску информации с помощью каталогов и картотек; компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных и Интернет; рациональной работе с книгой, ориентации в структуре различных изданий, в том числе справочных. Также происходит обучение аналитико-синтетической переработке информации (составлению конспектов, докладов, обзоров, аннотаций, рефератов и т.п.).

Для этого библиотекой применяются различные формы работы: устные (обзоры, библиографические семинары, читательские конференции); наглядные (выставки, плакаты); печатные издания (памятки, листовки, буклеты о фондах и СБА и т.д.); комплексные формы (библиотечные уроки, экскурсии, Дни библиографии и т.д.).

Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.

Сегодня необходимо говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Это предполагает:

· знание читателем правил пользования библиотеками;

· осознанный выбор тематики чтения;

· ориентацию в источниках, в т.ч. и в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;

· систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

· знание правил гигиены чтения;

· владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;

· умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;

· владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.

В помощь развитию информационной культуры читателей библиотека издает различные рекомендательные пособия, указатели литературы, списки, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке, методические рекомендации и т.д. Разрабатываются специальные программы и методики.

Среди мероприятий, осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, проводятся:

— индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой:

— библиотечные уроки для пользователей;

— викторины, Информины, игры и т. д.

— ведутся практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов: «Информационные ресурсы и Консультант плюс», «Поисковые системы Интернет», «Система автоматизации библиотек».

— издаются пособия малых форм: памятки, буклеты, путеводители по СПА библиотеки.

В школьных библиотеках работа по формированию информационной культуры начинается с первых классов. Для младших школьников в целях знакомства с библиотекой устраиваются экскурсии и развешиваются плакаты с общей информацией о библиотеке, о правилах пользования библиотекой. Учащихся среднего и старшего школьного возраста приглашают на библиотечные уроки, а чтобы закрепить полученные знания, им предлагают поучаствовать в различных библиотечно-библиографических КВНах и конкурсах.

Тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры подрастающего поколения, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности и не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т.д.

В последние годы формирование информационной культуры личности и построение информационного общества является одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО. Решению этой глобальной проблемы призвана Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

Исходя из накопленного опыта формирования информационной культуры, то ее компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность.

Изучение истории вопроса свидетельствует, что формирование у детей, подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.

Стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению состава компонентов, характеризующих библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентов стало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов и услуг, причем имеющихся не только в данной библиотеке, но и в других библиотеках в целом, умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонемента.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся.

В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.).

Именно общеучебные знания и умения являются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Они дают возможность учащимся эффективно осуществлять самообразование. Вместе с тем, это те знания и умения, без которых невозможно становление информационной культуры личности.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:

— знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;

— умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.);

— знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

— знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

— умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

— умения бережно обращаться с произведениями печати.

Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образовательной среды школьной библиотеки представляет собой непрерывный процесс, сочетающий в себе: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогических условий, способствующих ее формированию; формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *