формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

Типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

формы обучения и виды занятий в дополнительном образованииУроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

Какие существуют типы занятий

формы обучения и виды занятий в дополнительном образованииВ настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

План-конспект занятия

Источник

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.

Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

Формы занятий в дополнительном образованиидолжны соответствовать следующим требованиям:

• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.

• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.

Основываться на развивающих методиках.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения занятийподбираются педагогом с учетом:

• возрастных психологических особенностей учащихся;

• цели и задач образовательной программы;

• специфики предмета и других факторов.

Традиционные формы занятий.

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Передвижение группы людей с определенной целью.

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

• Утренник, праздник т. д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.

Нетрадиционные формы занятий.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.

• Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

• Психологическое занятие.

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Формыорганизации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).

Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Источник

Статья «Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании

Автор: Вагайцева Е.С.,

методист МБУДО ГЦДО и СП «Лидер»

Принцип вариативности дополнительного образования подразумевает под собой не только возможность выбора ребенком направлений и видов деятельности, приоритетных для него, разнообразие общеобразовательных программ, разноуровневость обучения, но также и разнообразие организационных форм проведения учебных занятий, основанных на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии их творческих способностей.

Выбор формы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, содержанием реализуемой программы, целью и содержанием конкретного занятия, а так же мастерством педагога. На практике целесообразно сначала определить специфику занятия, его тип, а затем подбирать подходящую для проведения форму.

В настоящее время принята следующая классификация занятий по типам:

Ниже приведены некоторые формы организации занятий, которые педагог может использовать, проектируя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Акция – разовое действие, предпринимаемое для достижения определенное цели.

Бой – соревнование между группами, отдельными людьми, в частности взаимообмен заданиями чаще всего по определенной теме.

Викторина или брейн-ринг – игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Воркшоп — это событие-мастерская, на котором все участники вовлечены в активную групповую работу и в итоге получают единый группой результат работы.

Выставка – отчет деятельности обучающихся, может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные) обучающегося.

Глоссирование – метод схематизации понятия, составления символов; составление своего рода «базы данных» по определенной тематике.

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого решения.

Защита проекта – презентация решения общей проблемы.

Конкурсно-игровая программа – набор игр, конкурсов, розыгрышей или забав, объединенных одной тематикой.

Конференция – мероприятие, на котором участники (исследователи) презентуют, защищают, обсуждают научно-исследовательские работы или доклады на определенную тему.

Мастер-класс – интерактивная форма проведения занятия, в которой происходит практическая передача знаний от специалиста (педагога) обучающемуся.

Мозговая атака или мозговой штурм – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире, подразумевающая под собой сбор сведений об определенном объекте или явлении.

Ролевая игра – эта форма во многом похожа на деловую игру, но специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль, в соответствии с которой он определяет свои действия.

Экскурсия или экспедиция – поездки или выходы с ознакомительными и информационными задачами

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности (в том числе интеллектуальная или художественная эстафета).

Источник

Разработка «Структура и виды занятий в дополнительном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Занятие в дополнительном образовании в соответствии с ФГОС» Пашкилина Светлана Николаевна педагог дополнительного образования МБУ ДО г. Ульяновска «ДЮЦ №3» 2017 Pashkilina Svetlana

Занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Pashkilina Svetlana

Виды занятий: Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями; Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела; Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Pashkilina Svetlana

Примерная структура учебного занятия включает в себя следующие этапы: Pashkilina svetlana

1 этап – организационный Задача этапа: подготовка детей к работе на занятии Содержание деятельности: организация начала занятия; создание психологического настроя на учебную деятельность; активизация внимания. Pashkilina svetlana

2 этап – проверочный Задача этапа: установление пробелов в знаниях и их коррекция Содержание деятельности: Проверка имеющихся у детей знаний и умений для изучения новой темы Pashkilina svetlana

3 этап – подготовительный Задача этапа: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия Содержание деятельности: сообщение темы, цели занятия; постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач; мотивация учебной деятельности. Pashkilina svetlana

4 этап – основной Задачи этапа определяются в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания закрепление знаний и способов действий обобщение знаний Pashkilina svetlana

4 этап – основной Содержание деятельности: ознакомление с новыми знаниями и умениями показ образца формирования навыков установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера формирование целостного представления знаний по теме и т.п. закрепление знаний, умений, навыков. Pashkilina svetlana

6 этап – итоговый Задачи этапа: дать оценку и анализ достижения цели занятия наметить перспективу работы Содержание деятельности: подведение итогов занятия формулирование выводов поощрение за работу на занятии самооценка своей работы на занятии определение перспективы следующих занятий. Pashkilina svetlana

Занятие в рамках ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Pashkilina svetlana

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Pashkilina svetlana

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

Номер материала: ДБ-453205

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

формы обучения и виды занятий в дополнительном образовании

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование?

В числе основных требований можно перечислить следующие:

Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

Какие существуют формы занятий

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *