формы обучения средства обучения методы обучения технологии обучения
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения
Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.
1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
формирования умений и навыков;
закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.
Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).
В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.
Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;
тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;
реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;
составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;
цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;
составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;
составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;
составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
пиктографическая запись – бессловесное изображение.
Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.
К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.
Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.
Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.
Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.
Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.
Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.
3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).
Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.
Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.
Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.
Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.
Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.
Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Краткая общая характеристика: цели, задачи, этапы урока.
Общая характеристика анализируемой метода (средства или формы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
Возможность сочетания данного метода, средств и форм обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
Степень проявления индивидуального стиля учителя при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке)
готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи
уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока
наличие и навык коллективной работы (парной, групповой)
формы актуализации у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и т.д.), постановка учебной проблемы
способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.)
руководство со стороны учителя пониманием учащимися преподаваемого материала, его уровни (описательный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный)
используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явления и др.), активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.)
организация самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы)
наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной
Организация запоминания изученного материала
а. чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских)
б. рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО
в. систематизация материала, актуализация опорных знаний
г.образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству)
создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий
реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов
приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся
меры по предупреждению переутомления учащихся
опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности
а. увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.д.)
б. вызов удивления, восхищения
в. вызов заинтересованности в изучении предмета
стимулирование положительных переживаний за результаты конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмеченная положительная тенденция и т.д.)
г. использование игр и игровых приемов
д. использование функциональной музыки (учет возраста учащихся, соответствие теме занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)
соотношение побуждения учащихся к деятельности (актуализация мотивов, комментарии, целенаправленное воздействие на чувства и т.п.) и волевого давления (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.)
эффективность использованных методов и приемов обучения
показ учителем рациональных приемов учебной работы
Метод – система осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели.
Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую формирование знаний. умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Прием не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Средства обучения –то, при помощи чего осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения
слово и речь (устные и письменные)
наглядность (натуральная, изобразительная, символическая)
практика (трудовая, учебная)
Формы обучения – то, как осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения
Классификация методов обучения
по характеру познавательной деятельности учащихся
характер познавательной деятельности учащихся
учитель сообщает готовую информацию разными средствами. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию
Осознанное восприятие готовой информации:
слушают, смотрят, ощупывают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию и ранее усвоенной, запоминают.
практический показ способов деятельности:
показ опыта работы
способа решения задач, доказательства теоремы
способов составления плана, аннотации и т.д.
устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль)
учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности
Пользуются теми же средствами, что и учитель для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем
доп. пособия (сборники задач, дидактические материалы, письменные инструкции, схемы и т.п.)
решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., работа по инструкции, воспроизведение опытов, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения
Следят за логикой доказательства, за движением мысли, контролируют ее убедительность, участвуют в прогнозировании следующего шага рассуждения, опыта и т.д.
устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик
Воспринимают задание, осмысливают его условие, решают часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляют самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируют свои действия.
деятельность учащихся не предполагает планирования этапов исследования (решения), самостоятельного соотнесения этапов между собой.
(все средства применяются способом, характерным для данного метода)
устное изложение, работа с книгой, решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования, организует поисковую, творческую деятельность учащихся
наблюдение и изучение фактов и явлений
выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)
построение плана исследования
осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями
формулирование решения, объяснения
практические выводы о возможном и необходимом применение полученных знаний
(все средства применяются способом, характерным для данного метода, построение таких заданий, которые обеспечили бы применение учащимися основных знаний (идей, понятий, методов познания) при решении основных, доступных им проблем курса, овладение чертами творческой деятельности, постепенное возрастание сложности решаемых проблем)
подбор литературы, работа с книгой, устное изложение, составление плана, конспектирование, аннотирование, сбор материала, его распределение по пунктам плана, построение и изложение, составление плана опыта, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
упражнения над материалом учебника, дополнительных пособий, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
словесные (изложение, повествование описание, рассуждение, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой)
наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения)
практические (упражнения, задачи, задания, лабораторная работа,опыты, работа в мастерских, эксперимент и др.)
логические методы – методы мыслительной обработки информации
дедуктивный (от общего к частному)
индуктивный (от частого к общему)
Другие (могут быть и частью п.1, 2)
анализ и выделение главного
определение и оценка
методы стимулирования и мотивации
стимулирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций)
стимулирование долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, поощрения, порицания)
методы контроля и самоконтроля
устный контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений)
письменный контроль и самоконтроль (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль)
лабораторно-практический контроль и самоконтроль (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль)
Методы обучения из различных классификаций тесно сочетаются. Например: «проблемное изложение», «эвристическая беседа», «обобщающее повторение», «творческое задание» и т.д.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА
1. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Краткая общая характеристика: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой метода (средства или формы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, средств и форм обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителя при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке)
2. готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи
3. уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока
4. наличие и навык коллективной работы (парной, групповой)
II. Способы деятельности
1. формы актуализации у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и т.д.), постановка учебной проблемы
2. способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.)
3. руководство со стороны учителя пониманием учащимися преподаваемого материала, его уровни (описательный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный)
4. используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явления и др.), активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.)
5. организация самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы)
6. наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной
7. Организация запоминания изученного материала
а. чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских)
б. рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО
в. систематизация материала, актуализация опорных знаний
г.образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству)
8. создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий
9. реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов
10. приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся
11. меры по предупреждению переутомления учащихся
12. опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности
а. увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.д.)
б. вызов удивления, восхищения
в. вызов заинтересованности в изучении предмета
стимулирование положительных переживаний за результаты конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмеченная положительная тенденция и т.д.)
г. использование игр и игровых приемов
д. использование функциональной музыки (учет возраста учащихся, соответствие теме занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)
13. соотношение побуждения учащихся к деятельности (актуализация мотивов, комментарии, целенаправленное воздействие на чувства и т.п.) и волевого давления (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.)
14. эффективность использованных методов и приемов обучения
15. показ учителем рациональных приемов учебной работы
Метод – система осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели.
Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую формирование знаний. умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Прием не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Средства обучения –то, при помощи чего осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения
· слово и речь (устные и письменные)
· наглядность (натуральная, изобразительная, символическая)
· практика (трудовая, учебная)
Формы обучения – то, как осуществляются как методы так и отдельные приемы обучения
Классификация методов обучения
I. по характеру познавательной деятельности учащихся
характер познавательной деятельности учащихся
учитель сообщает готовую информацию разными средствами. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию
Осознанное восприятие готовой информации:
слушают, смотрят, ощупывают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию и ранее усвоенной, запоминают.
практический показ способов деятельности:
· показ опыта работы
· способа решения задач, доказательства теоремы
· способов составления плана, аннотации и т.д.
устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль)
учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности
Пользуются теми же средствами, что и учитель для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем
· доп. пособия (сборники задач, дидактические материалы, письменные инструкции, схемы и т.п.)
решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., работа по инструкции, воспроизведение опытов, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения
Следят за логикой доказательства, за движением мысли, контролируют ее убедительность, участвуют в прогнозировании следующего шага рассуждения, опыта и т.д.
устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик
Воспринимают задание, осмысливают его условие, решают часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляют самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируют свои действия.
деятельность учащихся не предполагает планирования этапов исследования (решения), самостоятельного соотнесения этапов между собой.
(все средства применяются способом, характерным для данного метода)
устное изложение, работа с книгой, решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа,
использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.)
Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования, организует поисковую, творческую деятельность учащихся
· наблюдение и изучение фактов и явлений
· выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)
· построение плана исследования
· осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями
· формулирование решения, объяснения
· практические выводы о возможном и необходимом применение полученных знаний