формы организации обучения естествознанию сущность и классификация

Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию

Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

Методы и средства обучения, рассмотренные выше, характеризуют внутреннее содержание процесса обучения. Форма же – это «внешнее очертание, наружный вид предмета». Она является «способом существования содержания, неотделимой от него и служащей его выражением».

В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как внутренняя организация содержания, которая обнимает систему устойчивых связей предмета.

В то же время, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, сами организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности.

Четкого определения понятий «форма организации обучения», «организационная форма обучения», «формы организации учебной работы» как педагогических категорий пока не существует, так же как и их общепринятой научной классификации.

Одни авторы рассматривают, например, экскурсию как разновидность урока, а другие – как самостоятельную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно сгруппировать организационные формы обучения, построить их классификацию, необходимо, прежде всего, понять, что же следует считать формой обучения, выделить существенные признаки этого понятия.

Формы организации учебной работы в «Основах дидактики» под редакцией Б.П. Есипова довольно полно определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя.

В современной дидактике основанием для классификации форм обучения являются количество и состав обучающихся, место учебы, продолжительность учебной работы.

Можно выделить следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе:

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников, которая будет рассмотрена в этой главе как форма организации познавательной деятельности детей.

Главной формой организации обучения является урок. Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить только уроком. Оставаясь основной формой организации обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями, внеурочными работами, на которых осуществляется практическая деятельность детей по изучению природных объектов и процессов в естественных условиях.

Закрепление и совершенствование полученных знаний, отработка практических умений проходит во время выполнения домашних заданий, которые обязательно связаны со всеми формами учебной работы.

Взаимосвязь форм организации естественнонаучного образования младших школьников покажем на примере изучения сезонных изменений в природе.

В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца, измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за изменениями в жизни растений и животных. Затем проводятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и живой природе, на которых используются сведения, полученные учащимися на экскурсии.

Вне уроков учениками ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явлениями в жизни растений и животных, дома заполняются «Дневники наблюдений».

Результаты этой внеурочной и домашней работы тоже используются на уроках во время формирования представлений о сезонных изменениях в природе данной местности. В школьном натуралистическом кружке учащиеся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологические наблюдения, которые расширяют и углубляют знания программного материала.

Таким образом, все организационные формы естественнонаучного образования тесно связаны между собой.

Источник

Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию

Учебно-воспитательный процесс – это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественно-научного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как внутренняя организация содержания, которая обнимает систему устойчивых связей предмета.

В то же время, по мнению И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, сами организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. От применяемых в школе организационных форм во многом зависят принципы, методы и средства обучения.

Четкого определения понятий «форма организации обучения», «организационная форма обучения», «формы организации учебной работы» как педагогических категорий пока не существует так же как и их общепринятой научной классификации. Одни авторы рассматривают, например, экскурсию как разновидность урока, а другие – как самостоятельную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно сгруппировать организационные формы обучения, построить их классификацию, необходимо прежде всего понять, что же следует считать формой обучения, выделить существенные признаки этого понятия.

Форму обучения можно определить как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию.

Формы организации учебной работы в «Основах дидактики» под редакцией Б. П. Есипова довольно полно определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя.

Если принять за основу вышеназванные признаки, то можно выделить следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе:

Главной формой организации обучения является урок. Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить только уроком. Оставаясь основной формой организации обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями, внеурочными работами, на которых осуществляется практическая деятельность детей по изучению природных объектов и процессов в естественных условиях. Закрепление и совершенствование полученных знаний, отработка практических умений проходит во время выполнения домашних заданий, которые обязательно связаны со всеми формами учебной работы. Расширить кругозор младших школьников, углубить предметные знания, развить исследовательские умения и навыки призваны внеклассные занятия.

Взаимосвязь форм организации учебной работы по естествознанию покажем на примере изучения сезонных изменений в природе.

В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца, измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за изменениями в жизни растений и животных. Затем проводятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и живой природе, на которых используются сведения, полученные учащимися на экскурсии. Вне уроков учениками ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явлениями в жизни растений и животных, дома заполняются «Дневники наблюдений». Результаты этой внеурочной и домашней работы тоже используются на уроках во время формирования представлений о сезонных изменениях в природе данной местности. В школьном натуралистическом кружке учащиеся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологические наблюдения, которые расширяют и углубляют знания программного материала.

Таким образом все организационные формы обучения естествознанию тесно связаны между собой.

В первые послереволюционные годы увлечение самостоятельностью учащихся при «исследовательском» и «экскурсионном» методах обучения привели к тому, что урок стал считаться пережитком старой, феодальной школы.

Постановление ЦК ВКП(б) о школе 1932 г. вернуло уроку статус основной формы учебной работы.

В настоящее время педагогами стало уделяться довольно серьезное внимание условиям повышения эффективности урока, разработке нетрадиционных форм его проведения.

Вопросы совершенствования современного урока рассматриваются в трудах Ю. К. Бабанского, Н. М. Верзилина, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, М. М. Поташника, Д. Б. Эльконина и др.

С учетом рекомендаций вышеназванных педагогов можно выделить главные требования к современному уроку (см. Поташник М. М.).

1. Общая дидактическая целенаправленность урока.

Часто учитель недооценивает специальное продумывание познавательной задачи урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку дидактических, развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда познавательная задача формулируется совместно с учащимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность.

Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала.

Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по окончании урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций.

Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то же время быть готовым быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке.

Для этого учитель должен поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на уроке.

Учитель должен правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нарушении.

В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся.

Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала.

Учитель должен помнить, что любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может быть логичным и целенаправленным.

Источник

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИЕАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

формы организации обучения естествознанию сущность и классификация формы организации обучения естествознанию сущность и классификация формы организации обучения естествознанию сущность и классификация формы организации обучения естествознанию сущность и классификация

формы организации обучения естествознанию сущность и классификация

формы организации обучения естествознанию сущность и классификация

Учебно-воспитательный процесс — это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественно-научного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

По мнению Чередова И.М., ма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами,
приёмами, средствами, видами деятельности учащихся.
Это содержание является основой развития процесса обуче-
ния.

В то же время, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина,
сами организационные формы влияют на конкретный ход
обучения, обусловливая озможность проявления
индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий
ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности.
От применяемых в школе организационных форм во многом
зависят принципы, методы и средства обучения.

Четкого определения понятий «форма организации обу-
чения», «организационная форма обучения», «формы орга-
низации учебной работы» как педагогических категорий пока
не существует так же как и их общепринятой научной клас-
сификации. Одни авторы рассматривают, например, экскур-
сию как разновидность урока, а другие — как самостоятель-
ную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно
сгруппировать организационные формы обучения, построить
их классификацию, необходимо прежде всего понять, что же
следует считать формой обучения, выделить существенные
признаки этого понятия.

По мнению Е.В. Григорьевой форму обучения можно определить как способ организа-
ции учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию.

Формы организации учебной работы в «Основах дидакти-
ки» под редакцией Б.П. Есипова довольно полно определя-
ются составом обучающихся, местом и временем занятий,
последовательностью видов деятельности учащихся и спо-
собами руководства ими со стороны учителя.

В современной дидактике основанием для классификации
форм обучения являются количество и состав обучающихся,
место учебы, продолжительность учебной работы.

Если принять за основу вышеназванные признаки, то
можно выделить следующие формы организации изучения
естествознания в начальной школе:

· урок;

· экскурсия;

· внеурочная работа;

· домашняя работа;

· внеклассная работа.

Главной формой организации обучения является урок.
Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить
только уроком. Оставаясь основной формой организации
обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями,
внеурочными работами, на которых осуществляется практи-
ческая деятельность детей по изучению природных объектов
и процессов в естественных условиях. Закрепление и совер-
шенствование полученных знаний, отработка практических
умений проходит во время выполнения домашних заданий,
которые обязательно связаны со всеми формами учебной
работы. Расширить кругозор младших школьников, углу-
бить предметные знания, развить исследовательские умения
и навыки призваны внеклассные занятия.

Взаимосвязь форм организации учебной работы по естест-
вознанию можно проследить на примере изучения сезонных изменений
в природе.

В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой
учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца,
измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за
изменениями в жизни растений и животных. Затем прово-
дятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и
живой природе, на которых используются сведения, полу-
ченные учащимися на экскурсии. Вне уроков учениками
ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явления-
ми в жизни растений и животных, дома заполняются «Днев-
ники наблюдений». Результаты этой внеурочной и домашней
работы тоже используются на уроках во время формирования
представлений о сезонных изменениях в природе данной
местности. В школьном натуралистическом кружке учащие-
ся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологиче-
ские наблюдения, которые расширяют и углубляют знания
программного материала.

Таким образом все организационные формы обучения ес-
тествознанию тесно связаны между собой.

формы организации обучения естествознанию сущность и классификация

Урок – основная форма организации учебной работы по
естествознанию

Урок является основной формой организации учебной работы по
естествознанию,при которой учебные занятия проводятся
учителем с группой учащихся постоянного состава, одина-
кового возраста и уровня подготовки в течение определен-
ного времени.

Классно-урочная система была впервые введена в школу
Я.А. Коменским. В России она применялась уже М.В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической
гимназии, но и в Московском университете и кадетском кор-
пусе.

История развития методики естествознания показывает,
что пути взаимосвязи уроков, экскурсий и внеурочных на-
блюдений были впервые намечены А.Я. Гердом. Он же впер-
вые разработал методику проведения предметных уроков
в начальной школе. В начале ХХ века Л.С. Севрук опубли-
ковал примерные методические рекомендации к проведению
уроков начального курса естествознания.

В первые послереволюционные годы увлечение самостоя-
тельностью учащихся при «исследовательском» и «экскур-
сионном» методах обучения привели к тому, что урок стал
считаться пережитком старой, феодальной школы.

Постановление ЦК ВКП(б) о школе 1932 г. вернуло уроку
статус основной формы учебной работы.

В настоящее время педагогами стало уделяться довольно
серьезное внимание условиям повышения эффективности
урока, разработке нетрадиционных форм его проведения.

Вопросы совершенствования современного урока рас-
сматриваются в трудах Ю.К. Бабанского, Н.М. Верзилина, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, М.М. Поташника, Д.Б. Элько-
нина и др.

М.Н. Скаткин считал, что урок — это педагогическое
произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью,
внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой
развертывания деятельности учителя и учащихся.

Главныетребования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока.

Часто учитель недооценивает специальное продумывание
познавательной задачи урока. В то же время постановка
учебной задачи, диктующей формулировку дидактических,
развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать
рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда
познавательная задача формулируется совместно с учащи-
мися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, соз-
данную учителем на уроке. Этот методический прием влияет
на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность.

Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий
на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие
личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно
и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на
усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных
идеях учебного материала.

Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного
материала дополнительными сведениями, конкретными
фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содер-
жания учебника. При этом за деталями теряется суть урока.
Необходимо во время объяснения выделять главные мысли
голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выпи-
сать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по
окончании урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность
и логическая завершенность учебных операций.

Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то
же время быть готовым быстро перестроить его ход при из-
менении ситуации. Стремление любой ценой выполнить
намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении.
У хорошего учителя всегда есть запасные методические ва-
рианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и ин-
дивидуальной форм учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного тру-
да как коллективной деятельности детей. На различных
этапах урока следует давать задания не только всему классу,
но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам.
Такие задания могут быть общими или дифференцирован-
ными в зависимости от учебных возможностей учащихся и
содержания учебного материала. Коллективная деятельность
развивает коммуникативные качества личности, усиливает
взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке.

Для этого учитель должен поддерживать познавательный
интерес детей, использовать приемы активизации учебной
деятельности. В современной школе в основе построения
уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся,
при котором происходит общение на основе сочетания высо-
кой требовательности с уважением к личности. Нельзя недо-
оценивать гигиенические и эстетические условия в классной
комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на
уроке.

Учитель должен правильно определить тип урока и вы-
брать его рациональную структуру. Грамотный расход вре-
мени на различных этапах урока позволяет проводить его
в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нару-
шении.

В классном. коллективе с самого первого урока должны
формироваться дисциплинарные традиции, помогающие
учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление
и совершенствование знаний учащихся.

Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться
первичным закреплением, помогающим учителю контроли-
ровать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во
время закрепления учитель может давать задания для само-
проверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемо-
го на уроке материала.

Учитель должен помнить, что любой урок является частью
;:, темы,, раздела и поэтому должен быть их логической едини-
цей. Важно знать, какую систему научных понятий дает
программа и встраивать новые понятия в эту систему, фор
мировать ассоциативные связи с понятиями, полученными
на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок
должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспек-
тивные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может
быть логичным и целенаправленным.

Источник

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИЕАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Учебно-воспитательный процесс — это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественно-научного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

По мнению Чередова И.М., ма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами,
приёмами, средствами, видами деятельности учащихся.
Это содержание является основой развития процесса обуче-
ния.

В то же время, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина,
сами организационные формы влияют на конкретный ход
обучения, обусловливая озможность проявления
индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий
ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности.
От применяемых в школе организационных форм во многом
зависят принципы, методы и средства обучения.

Четкого определения понятий «форма организации обу-
чения», «организационная форма обучения», «формы орга-
низации учебной работы» как педагогических категорий пока
не существует так же как и их общепринятой научной клас-
сификации. Одни авторы рассматривают, например, экскур-
сию как разновидность урока, а другие — как самостоятель-
ную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно
сгруппировать организационные формы обучения, построить
их классификацию, необходимо прежде всего понять, что же
следует считать формой обучения, выделить существенные
признаки этого понятия.

По мнению Е.В. Григорьевой форму обучения можно определить как способ организа-
ции учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию.

Формы организации учебной работы в «Основах дидакти-
ки» под редакцией Б.П. Есипова довольно полно определя-
ются составом обучающихся, местом и временем занятий,
последовательностью видов деятельности учащихся и спо-
собами руководства ими со стороны учителя.

В современной дидактике основанием для классификации
форм обучения являются количество и состав обучающихся,
место учебы, продолжительность учебной работы.

Если принять за основу вышеназванные признаки, то
можно выделить следующие формы организации изучения
естествознания в начальной школе:

· урок;

· экскурсия;

· внеурочная работа;

· домашняя работа;

· внеклассная работа.

Главной формой организации обучения является урок.
Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить
только уроком. Оставаясь основной формой организации
обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями,
внеурочными работами, на которых осуществляется практи-
ческая деятельность детей по изучению природных объектов
и процессов в естественных условиях. Закрепление и совер-
шенствование полученных знаний, отработка практических
умений проходит во время выполнения домашних заданий,
которые обязательно связаны со всеми формами учебной
работы. Расширить кругозор младших школьников, углу-
бить предметные знания, развить исследовательские умения
и навыки призваны внеклассные занятия.

Взаимосвязь форм организации учебной работы по естест-
вознанию можно проследить на примере изучения сезонных изменений
в природе.

В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой
учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца,
измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за
изменениями в жизни растений и животных. Затем прово-
дятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и
живой природе, на которых используются сведения, полу-
ченные учащимися на экскурсии. Вне уроков учениками
ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явления-
ми в жизни растений и животных, дома заполняются «Днев-
ники наблюдений». Результаты этой внеурочной и домашней
работы тоже используются на уроках во время формирования
представлений о сезонных изменениях в природе данной
местности. В школьном натуралистическом кружке учащие-
ся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологиче-
ские наблюдения, которые расширяют и углубляют знания
программного материала.

Таким образом все организационные формы обучения ес-
тествознанию тесно связаны между собой.

Урок – основная форма организации учебной работы по
естествознанию

Урок является основной формой организации учебной работы по
естествознанию,при которой учебные занятия проводятся
учителем с группой учащихся постоянного состава, одина-
кового возраста и уровня подготовки в течение определен-
ного времени.

Классно-урочная система была впервые введена в школу
Я.А. Коменским. В России она применялась уже М.В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической
гимназии, но и в Московском университете и кадетском кор-
пусе.

История развития методики естествознания показывает,
что пути взаимосвязи уроков, экскурсий и внеурочных на-
блюдений были впервые намечены А.Я. Гердом. Он же впер-
вые разработал методику проведения предметных уроков
в начальной школе. В начале ХХ века Л.С. Севрук опубли-
ковал примерные методические рекомендации к проведению
уроков начального курса естествознания.

В первые послереволюционные годы увлечение самостоя-
тельностью учащихся при «исследовательском» и «экскур-
сионном» методах обучения привели к тому, что урок стал
считаться пережитком старой, феодальной школы.

Постановление ЦК ВКП(б) о школе 1932 г. вернуло уроку
статус основной формы учебной работы.

В настоящее время педагогами стало уделяться довольно
серьезное внимание условиям повышения эффективности
урока, разработке нетрадиционных форм его проведения.

Вопросы совершенствования современного урока рас-
сматриваются в трудах Ю.К. Бабанского, Н.М. Верзилина, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, М.М. Поташника, Д.Б. Элько-
нина и др.

М.Н. Скаткин считал, что урок — это педагогическое
произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью,
внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой
развертывания деятельности учителя и учащихся.

Главныетребования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока.

Часто учитель недооценивает специальное продумывание
познавательной задачи урока. В то же время постановка
учебной задачи, диктующей формулировку дидактических,
развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать
рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда
познавательная задача формулируется совместно с учащи-
мися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, соз-
данную учителем на уроке. Этот методический прием влияет
на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность.

Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий
на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие
личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно
и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на
усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных
идеях учебного материала.

Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного
материала дополнительными сведениями, конкретными
фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содер-
жания учебника. При этом за деталями теряется суть урока.
Необходимо во время объяснения выделять главные мысли
голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выпи-
сать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по
окончании урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность
и логическая завершенность учебных операций.

Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то
же время быть готовым быстро перестроить его ход при из-
менении ситуации. Стремление любой ценой выполнить
намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении.
У хорошего учителя всегда есть запасные методические ва-
рианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и ин-
дивидуальной форм учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного тру-
да как коллективной деятельности детей. На различных
этапах урока следует давать задания не только всему классу,
но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам.
Такие задания могут быть общими или дифференцирован-
ными в зависимости от учебных возможностей учащихся и
содержания учебного материала. Коллективная деятельность
развивает коммуникативные качества личности, усиливает
взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке.

Для этого учитель должен поддерживать познавательный
интерес детей, использовать приемы активизации учебной
деятельности. В современной школе в основе построения
уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся,
при котором происходит общение на основе сочетания высо-
кой требовательности с уважением к личности. Нельзя недо-
оценивать гигиенические и эстетические условия в классной
комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на
уроке.

Учитель должен правильно определить тип урока и вы-
брать его рациональную структуру. Грамотный расход вре-
мени на различных этапах урока позволяет проводить его
в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нару-
шении.

В классном. коллективе с самого первого урока должны
формироваться дисциплинарные традиции, помогающие
учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление
и совершенствование знаний учащихся.

Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться
первичным закреплением, помогающим учителю контроли-
ровать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во
время закрепления учитель может давать задания для само-
проверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемо-
го на уроке материала.

Учитель должен помнить, что любой урок является частью
;:, темы,, раздела и поэтому должен быть их логической едини-
цей. Важно знать, какую систему научных понятий дает
программа и встраивать новые понятия в эту систему, фор
мировать ассоциативные связи с понятиями, полученными
на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок
должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспек-
тивные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может
быть логичным и целенаправленным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *