Фотки формулы 1 машины

Болиды-2021. Представляем все машины «Формулы-1»

Фотки формулы 1 машины

Если опустить общие изменения у каждого автомобиля грядущего сезона, обусловленные новым техническим регламентом, то о W12 можно сказать довольно много. Монокок, коробка передач остались прежними, однако заметно изменение боковых дефлекторов, переднего тормозного воздуховода — его верхнюю часть сузили дабы пропускать больше воздуха — и кожуха двигателя.

Фотки формулы 1 машины

Из-за новых правил и «заморозки» большей части машины каждый коллектив получил два условных балла на доработку и/или модернизацию компонентов из списка. Технический директор команды Джеймс Эллисон не стал раскрывать, на что конкретно их потратили в «Мерседесе». Более того, до предсезонных тестов немцы тщательно скрывают самую главную и, по идее, видоизмененную часть машины: днище. К тому же W12, в отличие от своего предшественника, остался без теперь запрещенной системы двухосевого рулевого управления (DAS). Она позволяла на прямой изменять угол схождения передних колес и тем самым помогать с прогревом шин.

«Ред Булл». RB16B

Еще в 2020-м «быки» изменили дизайн «носа» машины, но это привело к потере скорости в медленных поворотах и недостаточной управляемости. RB16B же должна избавиться от этих недостатков своего предшественника и реализовать скрытый потенциал прошлогодней концепции.

Фотки формулы 1 машины

Как и «Мерседес», «Ред Булл» изменил вид боковых дефлекторов и переднего тормозного воздуховода. По идее, новый двигатель «Хонды» станет одним из самых радикально обновленных за всю их историю в современной эре.

«Макларен». MCL35M

У британской команды тоже были свои секреты — до съемочного дня в «Сильверстоуне» в «Макларене» на общей фотографии буквально закрасили некоторые части машины, которые частично открылись только во время первого появления MCL35M на треке.

Фотки формулы 1 машины

Оказалось, что, как и у остальных, в сравнении с прошлым автомобилем, на новом сильно изменились боковые дефлекторы. Их упростили — теперь за их счет передняя часть днища будет забирать больше воздушного потока из-под шасси, и тем самым увеличится прижимная сила машины. И не стоит забывать, что, начиная с этого сезона, поставщиком двигателей для «Макларена» будет «Мерседес».

«Астон Мартин» (бывший «Рэйсинг Поинт»). AMR21

Помимо кардинально новой ливреи (чем не могут похвастаться предыдущие три команды) и ребрендинга, «Астон Мартин» внес несколько технических изменений. Свои два балла на доработку деталей команда потратила на изменение монокока, что, похоже, сделало боковые понтоны более узкими (как было у «Мерседеса» в прошлом).

Фотки формулы 1 машины

Судя по фотографиям, «вздутая» часть кожуха двигателя на AMR21 почти такая же, как у W12, только более продолговатая. Более того, задняя часть автомобиля, вместе с подвеской, — технология «Мерседеса» 2020 года.

«Альпин» (бывший «Рено»). A521

Как и «Рэйсинг Поинт», «Рено» претерпели ребрендинг — вместо привычной желто-черной машины на трассе мы теперь увидим сине-красный «Альпин».

Фотки формулы 1 машины

Изменения затронули и аэродинамику — в сравнении с предшественником, плоскости на внешней стороне переднего крыла A521 стали выше. Жетоны же в коллективе потратили на заднюю часть автомобиля.

«Феррари». SF21

Кошмарный 2020-й и нововведения в регламенте явно должны были подтолкнуть скудерию к разработке новых деталей. Так оно и случилось — SF21 предстанет перед нами с переработанным турбокомпрессором в двигателе, новыми коробкой передач и задней подвеской в попытке повторить, насколько это возможно, заднюю часть «Мерседеса» прошлого года.

Фотки формулы 1 машины

«Альфа Таури». АТ02

Дочерняя команда «Ред Булла» взяла у своих старших братьев элементы подвески и рулевого управления образца 2020 года, а два жетона потратила на разработку нового дизайна носовой части машины. Изменения так же затронули боковые дефлекторы, диффузор, стойку заднего крыла и другие аэродинамические элементы.

Фотки формулы 1 машины

«Альфа Ромео». С41

Свои два жетона команда, как и другая «Альфа», потратила на изменение «носа» — точнее, на улучшение и доработку прошлогодней его концепции. Так же изменился и задний диффузор и появилось двойное т-образное крыло для увеличения прижимной силы.

Фотки формулы 1 машины

«Хаас». VF-21

Одним из главных новшеств, удививших многих, стала ливрея в цветах российского триколора (новый титульный спонсор «Уралкалий», возможно, таким образом обходит запрет на использование отечественного флага на чемпионатах мира). На самой же презентации нам предъявили болид 2020 года в новой окраске, поэтому о каких-то аэродинамических и технических изменениях мы узнаем только в пятницу 12 марта — перед началом первого тестового дня.

Фотки формулы 1 машины

«Уильямс». FW43B

Ливрея «Уильямса» FW43-B выполнена в привычных сине-белых тонах (с добавлением традиционного желтого), однако в абсолютно новом для современной команды стиле. Из видимых на данный момент изменений — переднее крыло и задний диффузор, а в полном объеме машину удастся рассмотреть только во время предсезонных тестов. Однако, по словам технических экспертов, новая машина «Уильямса» абсолютно не выглядит провалом и, скорее всего, сможет продолжить прошлогоднюю тенденцию по улучшению своих результатов.

Источник

Самые красивые болиды в истории «Формулы-1»

Шедевры.

Машины — важнейшие составляющие гонок. Удачная модель может запомниться надолго и ассоциироваться с «Ф-1» до конца жизни. И за всю историю серии через нее прошло очень много различных болидов за авторством гениальных конструкторов и обаятельных шарлатанов. Эдриан Ньюи, Росс Браун, Альдо Коста, Рори Берн, Гордон Марри и другие эпичные ребята десятилетиями трудились над проектировкой техники — и здесь собраны их лучшие работы.

«БМВ-Заубер F1.08»

Фотки формулы 1 машины

Есть в этой машине что-то хищно-акулье.

«Браун BGP 001»

Фотки формулы 1 машины

Красивый минималистичный дизайн и плавные линии кокпита создают очень приятное впечатление.

«Макларен MP4-20»

Фотки формулы 1 машины

Один из самых красивых симбизов таланта Ньюи и серебряной ливреи «Уэст» и «Мерседеса».

«Лотус 49»

Фотки формулы 1 машины

Классическая модель, создающая мгновенное адреналиновое ощущение скорости. От разглядывания мелких деталей оторваться практически невозможно.

«Брэбэм BT55»

Фотки формулы 1 машины

Настоящий автогоночный памятник авангардизму.

«Эрроуз А2»

Фотки формулы 1 машины

Устрашающая торпеда на колесах, создававшая непередаваемое ощущение скорости и опасности. Ее близкий к трассе профиль точно ни с кем не спутаешь.

«Феррари 643»

Фотки формулы 1 машины

Идеально простые лаконичные линии и легендарная ливрея – что может быть красивее? Самая классная «Феррари» в истории марки.

«Ягуар R1»

Фотки формулы 1 машины

Зеленая «кошачья» ливрея влегкую запоминалась с первого взгляда.

«Ред Булл RB13»

Фотки формулы 1 машины

Последнее творение Эдриана Ньюи, самое эстетически приятное в актуальном поколении болидов – матовая краска понравилась всем.

«Мерседес W196»

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Самый красивый «Мерседес» в истории марки нынче выглядит как монументальное произведение ретрофутуристического искусства.

Источник

Галерея: все машины Формулы 1 2020 года

Накануне официальных предсезонных тестов все команды Формулы 1 рассекретили свои болиды

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Mercedes AMG

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Ferrari Ferrari

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Red Bull Content Pool

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Red Bull Content Pool

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Гленн Данбар / Motorsport Images

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Федерико Базиль / Motorsport Images

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Фотограф: Williams F1

Читайте также:

Фотки формулы 1 машины

«Вместо поддержки они всё поливали дерьмом». Кэри раскритиковал прежнее руководство Ф1

Ferrari не простила Леклеру прыжок с парашютом

Источник

Победы удивительных автомобилей Ф-1

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

В 60-е и 70-е года прошлого века, когда руки конструкторов Формулы-1 не были столь жестко связаны техническим регламентом, полет инженерной мысли порой рождал очень интересные машины. Некоторые из них стали эталонами для своего времени, а решения, впервые примененные в них, можно найти и в современных болидах. Другие с треском провалились и запомнились в истории лишь как примеры конструкторских курьезов. Машины, о которых пойдет речь в этой статье, относятся к третьей категории. Они не подняли волну подражателей, но у каждой из них был свой момент славы.

Всю свою историю выступлений в Ф-1 Honda металась между выступлениями заводской командой и присутствием в качестве поставщика двигателей. Вот и для дебюта в Королевских автогонках, который был назначен на Гран При Монако ’64, Соичиро Хонда выбрал себе в партнеры Колина Чэпмена, который должен был построить шасси и пригласить гонщиков. Но за несколько месяцев до назначенной даты, когда Lotus-Honda уже прошел ряд тестов на Сузуке, британец отказался выполнить обязательства и в Монте-Карло на старт вышли автомобили Lotus с моторами Coventry-Climax. Хонда обратился было к Брэбэму, но «Блэк Джек» ответил отказом. Тогда Соичиро дал задание Йошио Накамуре, ответственному за автогоночную программу Honda, строить шасси самостоятельно.

Фотки формулы 1 машины

Ни у Накамуры, ни у главного конструктора Нобухико Кавамото, не было опыта постройки гоночных автомобилей, поэтому, не мудрствуя лукаво, они для примера купили формульный Cooper. Естественно, с постройкой двигателя у Honda проблем не было, но здесь японцы пошли своим путем, заметно отличавшимся от всего, что было до этого. Тогда в Формуле-1 действовал 1,5-литровый регламент и оптимальной конфигурацией считалась V8. Инженеры «Хонда» построили 12-цилиндовый мотор (диаметр цилиндра – 58,1 мм, ход поршня – 47,0 мм) с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в каждой головке, по сути, состоящий из шести 250-кубовых блоков от мотоцикла CR72. Мало того, они расположили его поперек шасси! Идея была в уменьшении полярного момента инерции относительно вертикальной оси, что должно было благоприятно сказаться на управляемости. При этом маховик располагался посередине двигателя, между парами 5-6-го и 7-8-го цилиндров, а 6-ступенчатая КПП была объединена в один блок с главной передачей. Первоначальная версия этого двигателя с шестью карбюраторами Keihin выдавала 215 л.с. при 11000 об/мин, что было на 5 л.с. больше, чем у Ferrari и примерно на 15 л.с. – чем у BRM и Climax. Появившаяся на Гран При Италии версия с системой непрямого впрыска топлива низкого давления – 220 л.с. при 13000 об/мин.

В качестве гонщика Хонда настаивал на американце, по его мнению, это позволило бы поднять популярность марки на наиболее перспективном рынке. Так как все ведущие представители США были связаны контрактами с другими командами Ф-1, за руль сел Ронни Бакнам, прежде не имевший опыта выступлений в Европе. В трех Гран При сезона ’64 он ни разу не довел свою Honda RA271 до финиша. На будущий год удалось договориться с вице-чемпионом ’63 Ричи Гинтером. Зимой была проделана «работа над ошибками», в результате чего появился новый автомобиль – Honda RA272. Мощность двигателя удалось поднять до 230 л.с.

ГРАН ПРИ МЕКСИКИ 1965
10-й из 10 этапов

Фотки формулы 1 машины

Скорость новой машины не вызывала сомнений, в квалификациях Гинтер всегда выглядел уверенно, но надежность по-прежнему оставляла желать лучшего, систему впрыска было тяжело настроить, да и короткая колесная база сделала управление машиной чересчур нервным. Соичиро Хонда впервые появился на гонке Ф-1 на предпоследнем этапе в США. Разочарованный финишем Гинтера на седьмом месте в круге от лидера, он дал Накамуре карт-бланш и тот перетасовал состав команды по своему усмотрению.

В Мехико Ричи Гинтер показал третий результат в квалификации, уступив досрочно оформившему чемпионство того сезона Джиму Кларку на Lotus-Climax и Дэну Герни на Brabham-Climax. Со старта Гинтер пулей рванул вперед, опередив замешкавшихся Кларка и Герни, и возглавил гонку. Преимущество оснащенного впрыском мотора Honda в мощности в условиях мексиканского высокогорья было еще больше, чем обычно, поэтому Гинтеру не составляло труда удерживаться во главе пелотона. Тем временем за спиной американца соперники один за другим сходили с дистанции: на 8-м круге техника подвела Джима Кларка, на 25-м – Брюса МакЛарена (Cooper), на 35-м – Джеки Стюарта (BRM), через несколько кругов – Джека Брэбэма (Brabham) и Йохена Риндта (Cooper), а за 9 кругов до финиша сошел и претендовавший на подиум Грэм Хилл (BRM).

Фотки формулы 1 машины

Единственным, кто держался за Honda Ричи Гинтера был его соотечественник Дэн Герни, но ему не удавалось подъехать на дистанцию атаки, у Ричи явно был запас мощности. «Выхлоп от машины Гинтера был настолько сильным, что я боялся, что он прожжет мой комбинезон», – скажет после финиша Герни. Спустя чуть более двух часов после старта, Ричи Гинтер принес Honda, а заодно и Goodyear, первую победу в Формуле-1. Герни финишировал в двух секундах позади, третий на финише Майк Спенс (Lotus-Climax) уступил минуту, а четвертый Йо Зифферт (Brabham-BRM) – без малого две. Второй гонщик «Хонды» Ронни Бакнам закончил гонку пятым, а замкнул призовую шестерку Дик Эттвуд (Lotus-BRM).

Среди машин, побеждавших в Гран При Ф-1, Honda RA272 является не только единственной с поперечным расположением двигателя, но и одной из двух, построенных за пределами Европы (второй в 67-м стал американский Eagle T1G Weslake). Развить успех японцам было не суждено – со следующего сезона Формула-1 переходила на 3-литровые двигатели и следующей победы Honda пришлось ждать два года.

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

Несмотря на то, что новый технический регламент был объявлен за 2,5 года до его введения в силу, команды «Большого цирка» оказались не готовы к нововведениям. Бывшие клиенты Coventry-Climax в поисках моторов пытались приспособить под требования уже имевшиеся моторы других объемов или найти фирмы, готовые построить новые агрегаты (самый удачное решение нашел Брэбэм, для которого двигатель на основе серийного блока Oldsmobile V8 изготовила австралийская фирма Repco), в Ferrari адаптировали для Ф-1 V12, применявшийся в гонках GT, а Honda строила абсолютно новый двигатель. Наиболее оригинальной оказалась конструкция двигателя BRM.

Фотки формулы 1 машины

Грубо говоря, инженеры из Борна Энтони Радд и Гарри Джонсон взяли два старых 1,5-литровых 16-клапанных V8, увеличив угол развала цилиндров до 180° превратили их в два горизонтально-оппозитных двигателя, положили их друг на друга, а коленчатые валы соединили посредством шестеренчатого привода. При этом для эластичности работы пришлось увеличить массу коленвалов. Получился 16-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2998 см³ (58,5 × 50,8 мм) уникальной H-образной компоновки. Максимальная мощность мотора BRM P75, получившего впрыск топлива Lucas, составляла 395 л.с. при 10250 об/мин, а после установки головок с четырьмя клапанами на цилиндр – 420 л.с. при 10500 об/мин (сколько мотор терял из-за огромного количества движущихся частей даже трудно представить).

BRM P83, оснащенный этим двигателем, являлся одной из самых тяжелых машин в пелотоне – 685 кг против 618 кг у Ferrari 312 или 568 кг у рекордсмена сезона ’66 Brabham BT19 Repco, больше только у Honda RA273 – 740 кг. При этом мотор имел высокий центр тяжести, что отрицательно сказывалось на балансе шасси. С надежностью у столь сложного двигателя так же было не все в порядке: при 27 стартах у P83 всего 9 финишей, лучший результат – второе место Джеки Стюарта в Гран При Бельгии ’67. P75 все же попал в книгу рекордов Ф-1, как двигатель с максимальным числом цилиндров, установленный на автомобиле-победителе Гран При Ф-1, но благодаря другому болиду – Lotus 43.

ГРАН ПРИ США 1966
8-й из 9 этапов

Фотки формулы 1 машины

Колин Чэпмен в поисках 3-литрового двигателя обратился к своим бывшим сотрудникам Кейту Дакворту и Майку Костину, основавшим фирму Cosworth, а у британского отделения компании Ford смог выпросить 100 тысяч фунтов стерлингов на его разработку. В ожидании DFV Lotus сначала использовали расточенные до 2 литров старые Climax и BRM, а с Гран При Италии – BRM P75.

Этап в Уоткинс Глене стал вторым подряд, где на BRM P83 Грэма Хилла и Джеки Стюарта и на Lotus 43 Джима Кларка был установлен H16. На стартовой решетке Кларк занял второе место, уступив всего 0,1 сек Джеку Брэбэму, оформившему чемпионство за рулем машины собственной команды за три этапа до конца сезона. Перед стартом машина Кларка долго находилась на пит-лейн – возникли проблемы с двигателем, благо BRM поделились запасным агрегатом. Когда шотландец попал на стартовое поле аккурат перед началом прогревочного круга, после запуска из двигателя начало выливаться масло. Один из механиков подбежал к машине, затянул один болт и течь прекратилась. Машины были готовы отправиться на прогревочный круг, но старт все равно был отложен на несколько минут из-за шерифов, подъехавших слишком близко к ограждению.

Фотки формулы 1 машины

Когда гонка все же началась, то ее возглавил отлично стартовавший со своей третьей позиции Лоренцо Бандини (Ferrari), Кларк вошел в первый поворот на второй позиции, следом шли Гинтер (Honda), Брэбэм и Сертиз (Cooper-Maserati). Бандини стал понемногу отрываться, а Кларка начали прессинговать Брэбэм и Сертиз, Гинтер стал терять позиции одну за другой. Джим сопротивлялся недолго, и к 10 кругу пропустил обоих. Брэбэм, быстро расправившись с Бандини, возглавил гонку.

Первым из лидировавшего квартета выпал Сертиз, столкнувшийся с Lotus-Climax отстававшего на круг Питера Арунделла. Экс-чемпион мира отправился в боксы и вернулся на трассу лишь 13-м. На 34-м круге не выдержал двигатель на болиде Бандини, а на 55-м аналогичная неприятность случилась и с «Блэк Джеком». Кларк вышел в лидеры. Так как его ближайшие преследователи, пилоты BRM Стюарт и Хилл, стали зрителями еще раньше, то теперь «Летучему шотландцу» оставалось лишь спокойно довести свою машину до финиша, что он благополучно и сделал. Составившие ему компанию на подиуме Йохен Риндт и Джон Сертиз отстали на круг, а трое остальных гонщиков, попавших в классификацию (Зифферт, МакЛарен и Арунделл), еще больше.

Фотки формулы 1 машины

К середине 70-х подавляющее большинство команд использовали двигатели Ford Cosworth и коробки передач Hewland, а монопольным поставщиком шин являлся Goodyear. Добиться преимущества в такой ситуации можно было только за счет аэродинамики. В поисках новых решений Дерек Гарднер, главный конструктор Tyrrell, пришел к необычной идее – созданию болида с четырьмя 10-дюймовыми передними колесами вместо обычных двух 13-дюймовых. Кен Тиррелл, разочарованный результатами своей команды в последние сезоны, сначала поморщился, но все же дал добро на проект.

Фотки формулы 1 машины

Ошибочно считать, что Гарднер хотел добиться уменьшения лобового сопротивления. Так как задние колеса по-прежнему оставались большими, то максимальная площадь поперечного сечения не изменилась. Главной задачей была оптимизация аэродинамики: маленькие колеса, скрытые за массивным передним обтекателем, не возмущали воздушный поток, что позволяло более эффективно использовать его на заднем антикрыле. Дополнительная пара колес была применена для компенсации потери пятна контакта шин с дорожным полотном. В теории, сцепление передних колес должно было быть выше, а эффективность передних тормозов за счет большей суммарной площади контакта колодок с дисками увеличиться. На практике, сцепление на передней оси действительно возросло, но и шины стали изнашиваться быстрее (для контроля за их состоянием в стенках кокпита были сделаны специальные окошки), а тормоза отлично работали только на идеально гладком асфальте, в иных случаях одна ось блокировалась раньше другой.

Первые же тесты показали перспективность новинки, названной Project 34 (команда отказалась от привычной последовательной нумерации, чтобы запутать конкурентов, Кен Тиррелл не уставал повторять, что это экспериментальная машина, не предназначенная для гонок). Патрик Депайе, один из гонщиков Tyrrell, был преисполнен энтузиазма, но Джоди Шектер не разделял оптимизм напарника. Южноафриканца пугала чрезмерная сложность передней подвески и передних тормозов, а следовательно и проблемы в поиске оптимальных настроек.

Фотки формулы 1 машины

ГРАН ПРИ ШВЕЦИИ 1976
7-й из 16 этапов

Tyrrell P34 дебютировал на Гран При Испании, четвертом этапе чемпионата. Депайе стартовал с третьего места, но до финиша не добрался из-за проблем с тормозами, Шектер использовал Tyrrell 007 и уступил напарнику более секунды в квалификации, а в гонке так же сошел. Дальнейшие результаты улучшаются от гонки к гонке. В Бельгии Шектер финиширует четвертым, а в Монако Джоди и Патрик уступили лишь Нике Лауде на Ferrari 312T2.

В шведском Андерсторпе Джоди Шектер завоевал поул-позицию, ставшую первой и последней для «шестиколесника». Депайе занял четвертое место в квалификации, проиграв Марио Андретти на Lotus и Крису Амону на Ensign. День гонки выдался холодным и пасмурным, но дождя не было. Андретти стартовал необычайно резво и лидером вошел в первый вираж. Через несколько кругов окажется, что американец совершил фальстарт и его ожидает наказание в виде прибавления одной минуты к итоговому результату. Чэпмен принялся сигнализировать своему гонщику, чтобы тот увеличил отрыв от преследовавшей его пары Tyrrell и Амона. Все усилия Марио пошли прахом на 46-м круге, когда приказал долго жить двигатель на его Lotus 77.

Фотки формулы 1 машины

Сход Андретти и авария Амона, случившаяся семью кругами ранее, открыли чудо-автомобилям Tyrrell дорогу к победному дублю. Основная борьба в гонке разворачивалась за их спинами: лидер сезона Лауда отбивался от атак гонщика Ligier-Matra Жака Лаффита, а его основной соперник в чемпионате Джеймс Хант (McLaren-Ford) сдерживал за спиной группу машин во главе с Регаццони на второй Ferrari и героем местной публики Ронни Петерсеном на March.

В оставшихся гонках сезона Шектер и Депайе принесли команде Кена Тиррелла еще по три вторых места каждый и по итогам чемпионата мира уступили только Ханту и Лауде, разыгравшим титул между собой. В Кубке конструкторов Tyrrell-Ford с 71 очком заняли третье место, всего 4 уступив McLaren и на 42 опередив Lotus с такими же моторами. В сезоне ’77 Депайе и Петерсон, заменивший Шектера, добыли всего 4 подиума на двоих, а команда с 27 очками разделила с Brabham 5-е место в зачете производителей. Причина была в отказе Goodyear совершенствовать 10-дюймовые покрышки (ведь лидеры, Ferrari и McLaren, использовали 13-дюймовые). Ни уменьшенная за счет обширного применения титана на 56 кг масса, ни увеличенная колея передних колес не сделали автомобиль более конкурентоспособным. Ситуацию могла исправить компания Michelin, которая согласилась работать в этом направлении, но до сотрудничества дело не дошло. Подражатели Tyrrell P34 так и не появились в стартовых протоколах, чего не скажешь о клонах дебютировавшего в 77-м «автомобиля-крыла» Lotus 78. Окончательную точку в истории шестиколесных автомобилей в 1981 году поставила FISA, ограничив число колес болидов Ф-1 привычными четырьмя.

Фотки формулы 1 машины

Фотки формулы 1 машины

BRABHAM BT46B ALFA ROMEO

В сезоне ’78 Lotus 79, второе поколение машин Колина Чэпмена и Питера Райта, основанных на принципе граунд-эффекта, заставил лучшие умы Формулы-1 броситься на поиски достойного ответа. Большинство принялось проектировать свои версии «автомобиля-крыла», но главный конструктор Brabham Гордон Марри нашел альтернативное решение. Правда, Марри пошел по другому пути не от хорошей жизни.

12-цилиндровый оппозитник Alfa Romeo 115-12, на который шеф «конюшни» Берни Экклстоун променял проверенный Ford Cosworth, уже третий сезон был головной болью команды. Мотор обладал впечатляющей мощностью – свыше 500 л.с., но был невероятно тяжел, прожорлив и отличался отвратительным качеством сборки. Когда Марри и его помощник Дэвид Норт попытались применить граунд-эффект к своей машине Brabham BT46, то оказалось, что широченный двигатель не позволяет разместить в корпусе аэродинамические каналы. Тогда инженерам вспомнился спортпрототип Джима Холла Chaparral 2J 1970 года, в котором для создания разряжения под днищем использовались два вентилятора.

Фотки формулы 1 машины

Brabham BT46 изначально разрабатывался как высокотехнологичный автомобиль: обширное применение углепластика (в частности, как материал для тормозных дисков), подвеска с прогрессивной характеристикой, электронные информационные дисплеи, новационная система теплообменников фирмы Marston, расположенных прямо на внешних стенках монокока. Правда, от последнего новшества пришлось отказаться в пользу более традиционных радиаторов. Машина оказалась довольно конкурентоспособной – Лауда завоевал поул в первом же Гран При в Кьялами, но в остальных гонках ему и его напарнику Джону Уотсону не везло – технические проблемы сменялись авариями. Лучшим результатом стало второе место Ники в Монако.

ГРАН ПРИ ШВЕЦИИ 1978
8-й из 16 этапов

Через два года после победы шестиколесного Tyrrell на пит-лейн трассы в Андерсторпе появился еще один диковинный автомобиль – Brabham BT46B, отличавшийся от привычной машины огромным вентилятором, размещенным в хвостовой части, и эластичными юбками, окружавшим днище. Для прочности лопасти вентилятора были выполнены из магния, а привод осуществлялся от вторичного вала коробки передач. Естественно, такая машина привлекла повышенное внимание конкурентов, которые сомневались в законности такой конструкции. Берни и Марри основным назначением вентилятора называли охлаждение двигателя, а возникающий при этом граунд-эффект лишь побочным явлением. Чэпмен саркастично предложил откачивать воздух не из-под днища, а сверху машины. Хотя всем и было ясно, что это не совсем честное приспособление, оба «автомобиля-пылесоса» прошли технический контроль и были допущены к Гран При.

Фотки формулы 1 машины

В квалификации Джон Уотсон и Ники Лауда уступили, соответственно, 0,68 и 0,73 сек. Марио Андретти, но опередили его напарника по Lotus Ронни Петерсона, заняв второе и третье место на решетке. На старте Андретти отбил атаку Лауды в первом повороте и возглавил пелотон. Уотсон провалился на пятое место, а на 20-м круге сошел из-за очередной поломки двигателя. Хорошо стартовавший Рикардо Патрезе на Arrows держался третьим, отчаянно сдерживая явно более быстрого Петерсона.

На 38-м круге произошла смена лидера, Андретти заскользил на песке, который в Андерсторпе традиционно наносило ветром на трассу, и пропустил австрийца вперед. Оказавшись за спиной Лауды американец понял, что основной проблемой для него является не темп Brabham, а многочисленные камни, летевшие с лопастей вентилятора. Впрочем, мучения Марио были недолгими – на 47-м круге развалился поршень в двигателе его «Лотуса». Лауда, сопровождаемый лишь облаком из пыли, песка и камней, направился к победе. Патрезе закончил гонку вторым, а героически прорвавшийся с 14-го места после вылета с трассы Петерсон – третьим. Очковую зону дополнили Патрик Тамбэ (McLaren), Клей Регаццони (Shadow) и Эмерсон Фиттипальди на машине собственной команды.

Фотки формулы 1 машины

После гонки техническая комиссия FISA объявила «автомобиль-пылесос» вне закона, но результаты Гран При Швеции оставила в силе. Таким образом, BT46B завоевал победу в своей единственной гонке. Команда Brabham не стала обжаловать это решение, во многом по политическим причинам. Экклстоун как раз начинал свою войну с FISA в качестве главы FOCA и не хотел портить отношения с боссами других команд. Лауда, уже на обычном BT46, одержит победу в Гран При Италии, а большой успех придет к Brabham в 1981 году, когда Нельсон Пике станет Чемпионом мира на BT49 с классическим граунд-эффектом и старым добрым Ford Cosworth DFV.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *