фото богородицкого мужского монастыря в казани
Казанский Богородицкий монастырь
Казанский Богородицкий монастырь
Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ. Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь. Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.
В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.
Казанский Богородицкий мужской монастырь в наше время
Во время гонений 1920-1930-х годов условия жизни в монастыре значительно ухудшились, но даже в это время верующие люди не покинули прославленное место. После приказа о разрушении главного собора (1931 год) прихожане нашли приют в Петропавловском храме.
В середине ХХ века территория Казанского Богородицкого монастыря стала меньше: новые пятиэтажные дома расположились в западной части разрушенной обители, а Крестовоздвиженский храм надолго стал помещением института.
Конец 90-х – начало 2000-х ознаменованы восстановлением обители. В это время во владение монастыря вернулась Софийская церковь, было проведено восстановление и передача монастырю Крестовоздвиженского храма. В 2016 году было начато восстановление собора Казанской иконы Богородицы. Пока храм является мужской обителью с небольшим количеством братии.
Казанская икона Божией матери
Во время польской оккупации страны в 1612 году ополчение под началом Минина и Пожарского взяло в освободительный поход на Москву Богородичный образ. После успеха в этом деле он приобрел значение великой общерусской святыни.
В наши дни копии (или иначе списки) Чудотворного образа Богоматери распространены по всему миру. В Казани находится ватиканский список, официально признанный католической церковью чудотворным. Данное изображение можно увидеть в каждом православном храме, и мало в каком православном доме не найдется хоть маленького ее изображения. В надежде о помощи и спасении к Матери Божьей обращаются при семейных разногласиях, проблемах со здоровьем, для защиты детей, а также на благословение крепких супружеских уз. Чаще всего венчающихся молодых людей благословляют именно Казанской иконой Богоматери.
Интересные факты
Общеправославное празднование иконы Божией матери проводится 21 июля (по новому стилю) в день празднования явления иконы и 4 ноября (по новому стилю) в память о помощи Богородицы в освобождении Москвы от оккупации поляками в 1612 году.
Адрес, как добраться, экскурсии
Богородицкий монастырь расположен в центре Казани, по адресу: Большая Красная, 5. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусными маршрутами №22, 52, 89, 28 до остановки «Батурина».
Казанский Богородицкий мужской монастырь
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
В нашей святой обители богослужения совершаются ежедневно в Крестовоздвиженском храме: вечернее богослужение в 17.00, Божественная литургия в 8.00. После Божественной литургии совершается лития об усопших.
Праздничные богослужения совершаются в Казанском соборе.
Показать полностью.
Казанский собор открыт для посещения ежедневно с 7.30 до 19.00.
В 12.00 (каждый день, кроме воскресенья) духовенством города Казани совершается молебен с акафистом перед чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе.
Всенощное бдение в субботу совершается в Казанском соборе в 17.00.
В воскресные дни совершаются четыре Божественные литургии:
В 6.00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пещерный храм Казанского собора).
В 7.00 в Софийском храме.
В 8.00 в Крестовоздвиженском храме.
В 8.15 в Казанском соборе Параклис перед чудотворным образом Казанской Божией Матери.
В 9.00 в Казанском соборе Божественная литургия и водосвятный молебен.
По воскресеньям в 17.00 совершается вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери.
АДРЕС МОНАСТЫРЯ. Казанский собор и храмы Крестовоздвиженский, Рождества Богородицы (Пещерный) и Софийский расположены на территории монастыря по адресу: улица Большая красная, 5.
ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ. Записки о здравии и об упокоении принимаются в монастырских лавках и на официальном сайте монастыря Казань.обитель.
ДЕНЕЖНОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА НУЖДЫ МОНАСТЫРЯ. Если вы имеете желание внести денежное пожертвование на монастырь, воспользуйтесь реквизитами монастыря или обратитесь к Миле Патрушевой (телефон 89625533558).
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Сокращенное наименование: КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г.КАЗАНИ
ИНН 1655067512,
КПП 165501001,
ОГРН 1081600001064,
ОКПО 85128842,
Расчетный счет 40703810800000000209,
Корр. счет 30101810500000000703
БИК 049205703
Банк: АО «ТАТСОЦБАНК»
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность, без НДС.
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Православие в Татарстане
Торжества в праздник Казанской иконы Божией Матери
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Литургию в Казанско-Богородицком мужском монастыре совершил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл в сослужении архипастырей и клириков Русской Церкви и представителей Поме
4 ноября совершается празднование Казанской иконе в память об избавлении Москвы и всей России от польских интервентов в 1612 году. Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского род царей в России прекратился.
/Фото: иерей Димитрий Аликин/
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Православие в Татарстане
Президент Татарстана встретился с участниками торжеств по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил воссозданный Казанский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
Показать полностью.
По окончании праздничного богослужения глава республики встретился с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, представителями Поместных Православных Церквей и общественными деятелями, прибывшими в Казань для участия в церковных торжествах на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы в 1579 году.
На встрече присутствовали представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, викарий Киевской епархии епископ Макаровский Гедеон, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, а также секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко) и наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский).
В беседе Президента Татарстана с духовенством также принимали участие председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и члены делегации ЕСПО, прибывшие в Казань для проведения здесь Елисаветинских дней.
В ходе общения митрополит Кирилл поблагодарил Рустама Нургалиевича за внимание к жизни верующих людей и за помощь в воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери, построенного на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы в 1579 году. Представители Поместных Церквей высоко оценили значение воссоздания Казанского собора для православных верующих Татарстана и всего христианского мира и отметили большую работу, проводимую в республике по сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия.
Рустам Минниханов в свою очередь поздравил архипастырей, священников и мирян с праздником Казанской иконы Божией Матери. Глава республики подчеркнул, что Казанский собор является одной из главных святынь Татарстана и выразил радость в связи с тем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил освящение храма.
Президент РТ отметил, что с воссозданием Казанского собора работы по благоустройству Казанско-Богородицкого монастыря не закончены. Предстоит отреставрировать монастырские корпуса и выполнить иные работы по благоустройству территории обители.
На память об освящении собора Казанской иконы Божией Матери митрополит Кирилл преподнёс Рустаму Минниханову в дар картину «Торжественное открытие Казанского собора».
Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин вручил Рустаму Минниханову благодарственную грамоту Экспертного совета за вклад в воссоздание Казанского собора.
Президент РТ особо отметил роль Государственного советника Татарстана, председателя Попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева в воссоздании храма.
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил воссозданный Казанский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
/Фото: иерей Димитрий Аликин/
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с Престольным праздником нашей обители, с днём празднования Казанской иконы Божией Матери!
Тебе́ вси ро́ди челове́честии хва́льныя да́ры прино́сят, Влады́чице, и мо́лятся я́ко Цари́це и Ма́тери Бо́жии: проро́цы Тя прему́дро пропове́даша, леви́ти благослови́ша, апо́столи и му́ченицы испове́даша, свяще́нницы покланя́ются, архиере́и пропове́дают, мона́си и прости́и благогове́ют. Бога́тии и убо́зии, сироты́ и вдовы́, и всяк во́зраст, и вся́ко преспе́яние, ста́рческое и младе́нческое, под кров Твой держа́вный с ве́рою прибега́ем: покры́й и соблюди́, Госпоже́, моли́твами Твои́ми и спаси́ от бед ду́ши на́ша. (Стихира праздника).
Казанский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Православие в Татарстане
«Двери дома Пресвятой Богородицы открыты для каждого, и мы должны прибегать к Ней, молиться за себя и своих близких»
Пришёл день светлого торжества, и наш град Казань, а с ним и вся страна наша честно и благоговейно радуется: сегодня совершается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот образ прославил наш город перед всем миром.
Показать полностью. Нет человека, который бы не знал Казанскую икону. С этим образом связывают избавление Москвы, а с ней и всей Руси от иноплеменников, конец Смутного времени. Ополчение Минина и Пожарского по благословению митрополита Ефрема с Казанским образом Пресвятой Богородицы освободили страну от захватчиков, вернули русского царя на престол державы нашей.
Сегодня мы собрались на месте, где когда-то была явлена чудная икона Богородицы, а впоследствии был построен храм. Мы благодарим Бога за оказанную предстательством Царицы Небесной милость нашему народу. Матерь Божия прекратила междоусобицы и помогла сохраниться нашей стране. И сегодня Она предстательствует за нас, даже видя хлад наших сердец, наше нерадение, наше нежелание молиться — Богородица знает, какие мы на самом деле. Но, несмотря на все наши прегрешения, Её Покров над всеми нами явственно простирается. Любовь Божия и любовь Девы Марии к человеческому роду побеждает всякий грех и всякую нечистоту. Поэтому мы сегодня несмотря ни на что живы, живём на родной земле, имеем возможность говорить на своём языке, молиться и в старых и во вновь построенных храмах, исповедовать Имя Христово безбоязненно и с любовью.
Но кто это делает? Кто сегодня горит любовью к Богу? Трудно найти такого человека. Мы сегодня прибегаем к Божией Матери словно провинившиеся дети, которые знают, что мама простит. Сегодня мы приходим с любовью к Казанскому образу Божией Матери, приходим к Самой Пречистой Деве и молимся о том, чтобы Она спасла землю Русскую, сохранила наш народ, очистила от беззаконий и помогла нам стать на путь праведной и благочестивой христианской жизни.
Я желаю всем нам в эти священные минуты насладиться этим торжеством, ощутить благодатное присутствие Божией Матери в нашей жизни. Двери дома Пресвятой Богородицы открыты для каждого, и мы должны прибегать к Ней, молиться за себя и своих близких, за тех, кто страждет в болезнях, мучается во грехах, кому особенно тяжело жить. Нужно сугубо молиться за тех, кто ушёл из этой жизни. Уходит очень много людей. Вчера скончался архиепископ Алипий — духовно крепкий и благословенный Богом человек. В праздник Казанской иконы Божией Матери состоится его погребение. Каждый день приходят известия, что кто-то скончался, а кто-то тяжело переносит болезнь. В нашей епархии тяжело болеет иерей Валерий Карпухин, мы все молимся о его здравии, надеемся, что Господь вернёт его к жизни и он будет ещё долго служить на своём Никольском приходе.
Сегодня мы с вами имеем возможность, которой не было некоторое время назад — предстоять в этом прекрасном храме, молиться перед дивным образом Пресвятой Богородицы. Мы также имеем возможность в уединении помолиться Богу, придя домой, но очень часто этого не делаем. Мы должны в сердце своём хранить любовь ко Пресвятой Богородице, отзываясь на Её любовь, на Её неусыпное предстательство за нас перед Её Сыном и Богом нашим. Каждое мгновение нашей жизни Матерь Божия за нас ходатайствует и молится.
Хотел бы сказать слова благодарности всем, кто хранит эту икону — братии и прихожанам монастыря. Хочу сказать особые слова благодарности паломникам, которые из разных мест приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Хотел бы низко поклониться и особо поблагодарить представителей Поместных Православных Церквей, которые сегодня совершают здесь Божественную службу. Ваш приезд для нас — большое утешение.
Помогай всем нам Господь! Желаю всем нам крепости духа, сил физических для перенесения жизненных обстоятельств и благодатной радости о Христе Иисусе, Господе нашем, и о Пречистой Богородице, праздник в честь Которой мы сегодня молитвенно совершаем!
Тишь да гладь
В каждом уголке нашей необъятной страны есть особые знаковые места, где наиболее остро ощущается связь прошлого, настоящего и будущего. Таким местом несомненно является Раифская Богородицкая пустынь. Полное название звучит как Раифский Богородицкий мужской монастырь. В народе обитель попросту называют Раифой. Расположена она в Зеленодольском районе, в 27 км к северо-западу от Казани.
Возникновение монастыря связывают с именем преподобного иеромонаха Филарета. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что рожденный в знатной боярской семье, он, после смерти родителей раздал свое богатое состояние нищим, избрал монашеский путь и принял постриг в Московском Чудовом монастыре. В 1613 инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасопреображенского монастыря. Жаждущий уединения и безмолвия инок часто удалялся от монастыря в дремучие леса.
Однажды он набрел на Сумское озеро и на берегу соорудил себе не то землянку, не то хижину. Пребывая в строгом посте и молитвах, отшельник долго жил в одиночестве. Но постепенно вокруг скита стали селиться люди. Так образовалось киновия — небольшое поселение пустынников.
После смерти Филарета по просьбам иноков митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий в 1661 году дал благословение на создание монастыря на месте скита. Уже через год развернулись строительные работы. Первая деревянная церковь была освящена в 1663 году в честь Евфимия, архиепископа Новгородского. Позже обитель обнесли крепостной стеной с башнями, бойницами и двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а другая — во имя Святых преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью.
По одной из трактовок слово «Раифа» можно перевести с еврейского как «Богом хранимая». Название «Раифа» связано с древним монашеским поселением на египетских землях неподалеку от горы Синай. Христианские подвижники жили в пещерах, в каменных ущельях и отличались особой строгостью монашеской жизни. Зачастую они питались только финиками, кореньями и дикими горькими травами. Многие прославились даром чудотворения. В IV–V веках иноки неоднократно подвергались нападению варваров и кочевых арабских племен. Кочевники зверски, с лютой свирепостью мучили подвижников и затем с ужасающей жестокостью их убивали. Первое избиение описано египетским монахом Аммонием, очевидцем гибели сорока святых Отцов синайских. Вторичное избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником, чудом избежавшим смерти.
Новоустроенный монастырь пребывал в немалой бедности и не имел ни собственных земель, ни угодий. Община терпела сильную нужду во всем необходимом. Игумен Савватий в 1670 году писал в своем челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе в 1674 году монастырю были пожалованы близлежащие деревни с крестьянами, лес, пашни и окрестные покосы.
Высшего расцвета Раифская обитель достигла после обретения списка с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Сам образ, вывезенный персами из покоренной Грузии, был выкуплен русскими купцами и находился в Черногорской (Красногорской) обители Архангельской епархии. Чтобы снять с него копию, митрополит Лаврентий отправил на Север своего лучшего художника-иконописца. В 1668 году список торжественным крестным ходом был перенесён в Раифский монастырь и помещён в специально построенный для нее новый храм. Икона сразу начала совершать чудеса, неся исцеление незрячим, хромым и умалишенным.
В 1689 г. страшный пожар истребил все постройки Раифской обители. К великому счастью Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Однако пустынь пришла в крайнее запустение. Кроме построек, сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что серьезно затрудняло процесс восстановления. Лишившись пристанища, престарелые и немощные монахи разбрелись кто куда. Те немногочисленные братья, что остались, ютились в землянках, вырытых на пепелище. Видя их безграничную преданность родной обители митрополит Казанский Адриан решил возродить монастырь и сделать это уже в камне.
Свое существование монастырю удавалось поддерживать до июня 1928 года во многом благодаря тому, что по инициативе профессоров Казанского университета здесь в 1921 году был заложен дендросад, а заповедные леса вокруг стали базой лесного факультета.
Дальнейшая подсоветская судьба монастыря типична. В сентябре 1933 в обители была организована Раифская трудовая коммуна. В числе первых коммунаров были изъятые с улиц беспризорные дети. В храмах и братских корпусах располагались клуб, столовая, жестяночный цех, кузнечные и слесарные мастерские. Воспитанники изготовляли самую разнообразную обувь, занимались корзиноплетением. В военные годы сотрудники и воспитанники трудовой колонии трудились под девизом «Всё для фронта, всё — для победы!». Шили плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки, фляжные футляры, кисеты, обувь. В 1953 году Трудовая колония была преобразована в Раифскую детскую воспитательную колонию для несовершеннолетних преступников, а в 1965 году — в Раифское специальное профессиональное техническое училище.
Сегодня у детской колонии свои здания, отделённые от монастыря забором. Но жизнь воспитательного учреждения связана с монастырем и исторически, и духовно. Здесь одновременно живёт до 110 мальчишек со всего Татарстана и соседних регионов. Ребята с пятого по одиннадцатый класс. Сюда попадают на два-три года за кражи, хулиганство, торговлю наркотиками. У каждого воспитанника своя драматическая судьба, несчастливо сложившаяся детская жизнь, своё горе.
Возрождение монастыря состоялось в 1991 году. Огромная заслуга в этом принадлежит архимандриту Всеволоду. Этот удивительный, энергичный человек (в миру Вячеслав Александрович Захаров) сделал невозможное. По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Трудно было изыскивать средства на восстановление едва ли не полностью разрушенной обители. Но отец Всеволод, поднял из руин монастырский комплекс в очень короткий срок, сделав его самым посещаемым в митрополии. У Булата Окуджавы есть замечательные строки: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…». Так и Всеволод. Увлеченный своим делом он дышал своей обителью, создавая новую историю святого места. Помогали и обычные люди. Кто чем мог: деньгами, кирпичом, продуктами, инструментами.
Сегодня от былой разрухи не осталось и следа. Все уцелевшие здания хорошо отреставрированы и радуют глаз свежевыкрашенными фасадами. Трудники и послушники следят за чистотой. Всюду высажены деревья, кустарники и разбиты цветочные клумбы. Вдоль дорожек установлено много скульптур на религиозную тематику, созданных скульптором Савельевым.
Каждого идущего в обитель встречает стройная пятиярусная колокольня под названием «Раифская свеча». Её возведение началось в 1889 году на средства известного марийского купца-лесопромышленника и мецената Михаила Тимофеевича Атлашкина. На втором этаже надвратной колокольни устроен храм во имя архистратига Божия Михаила. В 1891 году на колокольню водрузили семиметровый крест. Часы в верхнем ярусе башни, чистопольского производства, работают по принципу обычных «ходиков», с тихим тиканьем — это самые большие часы подобного устройства из всех, что зарегистрированы в мире.
Пройдя под массивной аркой колокольни, первая церковь, которую видишь, это Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери.
Именно здесь хранится список Грузинской чудотворной иконы Божьей Матери, созданный в XVII веке. Ее подлинник был утрачен. Поэтому Раифская икона ― самая старинная и наиболее почитаемая из всех Грузинских икон Богородицы в России.
Массивное здание собора было построено в стиле классицизма в 1835–1842 годах архитектором М.Коринфским вместо пришедшего в ветхость храма конца XVII века. Венчает храм огромный синий купол. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Самая крупная и самая «молодая» постройка Раифского монастыря ― Собор во имя Живоначальной Троицы. Он был фактически заново построен в 1894 году архитектором Ф. Н. Малиновским в русско-византийском стиле. В результате собор приобрел совершенно иной, нарядный вид.
Нельзя не заметить Семистрельную икону Божией Матери. Собрана она из морской гальки, мраморной крошки, смальты и ракушек. Автором этой необычной работы является мастер по мозаике Анна Солнечная. Четыре месяца художница трудилась над иконой, которую затем освятили в Раифском монастыре. Позже, икону вместе с другими работами выставили в Казани на продажу. А после того, как купили, икону подарили Раифскому монастырю. Икона вернулась туда, куда до этого ее привозила освящать сама Анна.
Троицкий собор славится своей уникальной акустикой. Рассказывают, что пение братии слышно на несколько верст вокруг. Жаль, но послушать хор не удалось. А вот оторвать взгляд от иконостаса не могла. Вызолоченный червонным золотом он искусно украшен резьбой и орнаментом.
На западной стороне прихрамовой площади находится двухэтажный корпус с братскими кельями. Рядом стоит Водосвятная часовня, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Состав воды этого источника уникален — гидрокарбонатно магниево-кальциевая вода. Ученые проводили ее исследования и официально признали целебной. Воду можно набрать в бутылки и взять её собой.
Посреди двора обращает на себя внимание одинокий столбик. Это солнечные часы. Светящаяся полоса на циферблате в ясные дни показывает местное истинное время, отличающееся от московского почти на час.
Необычайно привлекательны кованые узорчатые оградки, перила и навесы над входными дверями. Выполненные в едином стиле металлические кружева смотрятся изящно и красиво.
Гуляя территории монастыря, постоянно натыкаешься на спящих и гуляющих котов. 18 лет назад кто-то пошутил и на одном из местных телеканалов разместил объявление в виде бегущей строки: «Раифский монастырь принимает бездомных кошек». Представляете, что началось! Число кошек вскоре практически сравнялось с числом насельников — служителей веры здесь около сорока. Для кошачьего семейства пришлось приспособить отдельный подвал — «кошкин дом» и оборудовать для животных специальную кухню. Расписание монастыря и особый колокольный звон, приглашающий монахов на трапезу хвостатые обитатели выучили быстро. Поэтому шагающая на обед в столовую братия и резво бегущие в направлении трапезной кошки — обычное явление. Недавно наместник монастыря игумен Гавриил (Рожнов) попросил паломников и гостей обители не подбрасывать кошек. «Мы в ответе за тех, кого приручили: если берете животное, ответственность берите за него до конца», — сказал игумен. Удивительно, что эта непреложная истина для некоторых недосягаема.
По квадратному периметру монастыря, как в древней обители, возведены крепостные стены. По углам возвышаются круглые башни под железными кровлями, увенчанные флюгерами.
В юго-восточной башне расположен исторический музей. Основу экспозиции составляют церковные облачения, рукописные книги XVII века, фотографии и уникальные документы, касающиеся Раифской обители.
На уровне третьего яруса расположена смотровая площадка. Оттуда можно обозреть весь монастырь и полюбоваться на озеро, полумесяцем обнимающее белокаменный «кремль».
Природное окружение монастыря придаёт ему живописность и очарование. Когда-то озеро, как и вытекающая из него мелководная речушка, носило название Сумка. С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. На берегу озера они устраивали капища и совершали языческие обряды. Теперь, как и обитель, озеро именуется Раифским.
В озере обитают абсолютно молчаливые лягушки. Говорят, что в XVII веке они просто надрывались и квакали так пронзительно, что заглушали молитвы иноков. Тогда монахи попросили Бога заставить замолчать лягушек. И с тех пор они умолкли! Даже в брачный период не квакают. Самые любознательные пытались развенчать миф. Они привозили сюда обычных, голосистых лягушек, которые здесь не издавали ни звука. А когда увозили в другие места лягушек монастырских, то они там сразу начинали квакать.