фото исповеди в храме

Таинство Покаяния

фото исповеди в храме

Шут­ни­ки и насмеш­ни­ки замол­ка­ют, пото­му что вопрос пере­во­дит­ся в новую для них плос­кость. Ока­зы­ва­ет­ся, что рели­гия – это не член­ство в пар­тии, не «дого­вор», по кото­ро­му согре­шив­ше­го мож­но спи­сать за проф­не­при­год­но­стью, а род­ствен­ность Богу. Мы – дети Гос­по­да. Сыно­вья и доче­ри.

Мы гово­рим, что Бог – наш Отец Небес­ный. Это одно из самых пер­вых и фун­да­мен­таль­ных утвер­жде­ний нашей веры. А мы – Его дети. Пусть взрос­лые, но не зна­чит – иде­аль­ные. С пер­вых веков Цер­ковь столк­ну­лась с тем фак­том, что даже очень вер­ный и любя­щий сын может в какой-то момент сма­ло­душ­ни­чать, посту­пить недо­стой­но, увлечь­ся соблаз­на­ми мира и века сего и изме­нить Отцу.
Даже не каса­ясь опы­та Церк­ви, так назы­ва­е­мо­го Свя­щен­но­го Пре­да­ния, из одно­го Свя­щен­но­го Писа­ния мож­но подо­брать мас­су сви­де­тельств в поль­зу того, что Гос­подь в исто­рии мило­сер­ден к чело­ве­ку. Что он про­стит чело­ве­ка, лишь бы тот был готов пока­ять­ся…
Вспом­ни­те, как Бог взы­вал к согре­шив­ше­му Ада­му: «Адам, где ты. » ( Быт. 3, 9 ) Неуже­ли Гос­подь не знал, где Адам? Неуже­ли чело­век мог спря­тать­ся от Все­ве­ду­ще­го в кустах? Но Гос­подь взы­ва­ет к его сове­сти, ждет пока­я­ния…

Или: бра­то­убий­ство Каи­ном Аве­ля. Каза­лось бы: пока­рай убий­цу – и дело с кон­цом. Но и тут, как отец, как мать, Бог взы­ва­ет к сове­сти Каи­на. Толь­ко вслу­шай­тесь в эти сло­ва: «И ска­зал Гос­подь Каи­ну: поче­му ты огор­чил­ся? и отче­го поник­ло лице твое? если дела­ешь доб­рое, то не под­ни­ма­ешь ли лица? а если не дела­ешь доб­ро­го, то у две­рей грех лежит; он вле­чет тебя к себе, но ты гос­под­ствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ). Посмот­ри­те, какая забо­та о про­буж­де­нии сове­сти – «он [грех] вле­чет тебя к себе, но ты гос­под­ствуй над ним». Но внял ли это­му вра­зум­ле­нию Каин.

Вот так вся исто­рия чело­ве­че­ства: Бог обра­ща­ет­ся к его сове­сти, при­зы­ва­ет обра­зу­мить­ся, не посту­пать без­об­раз­но: под­ло, нечест­но, нечи­сто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе.

Вот хотя бы несколь­ко при­ме­ров забо­ты Божи­ей о греш­ни­ках:
По пове­ле­нию Божию Ной при­зы­вал людей к пока­я­нию ( 1 Петр. 3, 18–21 ; 2 Петр. 2, 5 ).
Иона взы­вал к сове­сти нине­ви­тян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41 )…

Бог готов про­стить и обнять, как отец при­нял сво­е­го блуд­но­го сына (вспом­ни­те Еван­гель­скую прит­чу о блуд­ном сыне – Еван­ге­лие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недву­смыс­лен­но гово­рит: «Если же он (чело­век) вино­вен в чем-нибудь… и испо­ве­да­ет­ся, в чем он согре­шил, то пусть при­не­сет Гос­по­ду за грех свой… и очи­стит его свя­щен­ник от гре­ха его… в чем согре­шил по неве­де­нию… и про­ще­но будет ему» (Лев. гл. 16).

С при­зы­ва к пока­я­нию начал свою про­по­ведь св. про­рок Иоанн Кре­сти­тель: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное… сотво­ри­те достой­ный плод пока­я­ния» ( Мф. 3, 2–8 ). Эти же сло­ва повто­ря­ет Хри­стос, выхо­дя на про­по­ведь ( Мф. 4, 17 ).

Все слу­же­ние Хри­ста – при­зыв к чело­ве­ку пока­ять­ся. Пока­я­ние – не зна­чит пере­чис­ле­ние про­ступ­ков, а ради­каль­ное изме­не­ние.
Древ­не­ев­рей­ское «шув», пере­ве­ден­ное у нас как «пока­я­ние», озна­ча­ет «обра­тить­ся, воз­вра­тить­ся».
Гре­че­ское сло­во «мета­нойя» так­же зна­чит «пока­я­ние», но с немно­го дру­гим акцен­том: «пере­ме­на обра­за мыс­лей», «пово­рот ума».
Изме­нить жизнь, испра­вить­ся… Толь­ко тогда пока­я­ние дости­га­ет сво­ей цели. (Дру­гой вопрос, что не со все­ми гре­ха­ми мож­но лег­ко и в одно­ча­сье покон­чить, но эта тема уже не для фото­очер­ка.)
Если в чело­ве­ке нет жела­ния испра­вить­ся, а он под­хо­дит к испо­ве­ди как ни к чему не обя­зы­ва­ю­ще­му обря­ду, Таин­ство Пока­я­ния нель­зя назвать состо­яв­шим­ся. К тако­му чело­ве­ку мож­но при­ме­нить сло­ва одно­го рус­ско­го подвиж­ни­ка: «Вот при­хо­дит чело­век на испо­ведь. Пере­чис­ля­ет гре­хи. Батюш­ка ему гово­рит: “Про­щаю и раз­ре­шаю”. А Гос­подь на Небе­сах гово­рит в это вре­мя: “«А я не про­щаю и не раз­ре­шаю…”».

Если Бог в Вет­хом Заве­те был мило­стив к чело­ве­ку, то не о люб­ви ли и о мило­сти весь Новый Завет?

Хри­стос жил с нами, был, мож­но ска­зать, одним из нас. О, как Он бли­зок к нам, как зна­ет нас… Не иде­а­ли­зи­ру­ет, но отно­сит­ся имен­но так, как дол­жен отно­сить­ся мило­серд­ный отец и друг. У апо­сто­ла Пав­ла чита­ем: «Ибо не Анге­лов вос­при­ем­лет Он, но вос­при­ем­лет семя Авра­амо­во. Посе­му Он дол­жен был во всем упо­до­бить­ся бра­ти­ям, что­бы быть мило­сти­вым и вер­ным пер­во­свя­щен­ни­ком пред Богом, для уми­ло­стив­ле­ния за гре­хи наро­да. Ибо, как Сам Он пре­тер­пел, быв иску­шен, то может и иску­ша­е­мым помочь» ( Евр. 2, 16–18 ).
Заметь­те: «Не Анге­лов вос­при­ем­лет Он…». То есть, Бог пре­крас­но пони­ма­ет все несо­вер­ше­но­ство и сла­бость чело­ве­ка. Чело­век – не Ангел…
«Посе­му Он [Хри­стос] дол­жен был во всем упо­до­бить­ся бра­ти­ям, что­бы быть мило­сти­вым и вер­ным пер­во­свя­щен­ни­ком пред Богом, для уми­ло­стив­ле­ния за гре­хи наро­да». Поис­ти­не вели­ко мило­сер­дие Божие. Он про­жил с нами чело­ве­че­скую жизнь, поэто­му никто не ска­жет, что Он не зна­ет этой жиз­ни. А про­жив ее и уви­дев людей – вот как мы видим, – Хри­стос может объ­ек­тив­но отно­сить­ся к людям… Объ­ек­тив­но – зна­чит, мило­серд­но. (Мило­сер­дие – не зна­чит попу­сти­тель­ство!)
Вспом­ни­те апо­сто­ла Пет­ра, три­жды отверг­ше­го­ся от Хри­ста в страш­ные страст­ные часы… Но Хри­стос про­стил его, толь­ко три­жды же спро­сил: «Любишь ли Меня?»
С каж­дым таким вопро­сом Пет­ру ста­но­ви­лось все стыд­нее за свой посту­пок, но, заметь­те, он не натолк­нул­ся на холод­ную иро­нию и насмеш­ку, но на милу­ю­щую любовь Учи­те­ля и Дру­га.

В Новом Заве­те мы мно­го­крат­но встре­ча­ем предо­сте­ре­же­ния Хри­ста про­тив непо­мер­ной стро­го­сти. «Ибо если вы буде­те про­щать людям согре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а если не буде­те про­щать людям согре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам согре­ше­ний ваших» ( Мф. 6, 14–15 ). Мог ли ска­зать это тот, кто не пони­ма­ет чело­ве­ка? Кто жесток к чело­ве­ку.
И не Хри­стос ли ска­зал: «ибо каким судом суди­те, [таким] буде­те суди­мы; и какою мерою мери­те, [такою] и вам будут мерить» ( Мф. 7, 2 ).

В этой неболь­шой под­бор­ке фото­гра­фий на тему Испо­ве­ди и Пока­я­ния мы пока­зы­ва­ем, как про­ис­хо­дит Таин­ство.

Каю­щий­ся при­хо­дит в храм и кает­ся Богу, испо­ве­ду­ясь свя­щен­ни­ку. Я не ошиб­ся. Имен­но кает­ся Богу. Но испо­ве­ду­ет­ся свя­щен­ни­ку.
Испо­ведь непо­сред­ствен­но Богу, без сви­де­те­лей, тоже воз­мож­на. Не так ли мы еже­днев­но каем­ся во вре­мя вечер­них молитв: «Испо­ве­даю Тебе, Гос­по­ду Богу мое­му и Твор­цу…»
Но испо­ведь в хра­ме – осо­бое дело.
Здесь чело­век кает­ся не в повсе­днев­ных мело­чах, кото­рые, как пыль, осе­да­ют на душе, но в гре­хах (делах, мыс­лях и чув­ствах), кото­рые явля­ют­ся изме­ной Богу и Церк­ви.
Сво­им гре­хом мы себя выно­сим за пре­де­лы Церк­ви, отлу­ча­ем от Бога и бла­го­да­ти. И вот тут тре­бу­ет­ся перед Богом сви­де­тель­ство за нас чело­ве­ка, спе­ци­аль­но постав­лен­но­го Богом блю­сти Цер­ковь, сле­дить за чисто­той веры и пра­виль­но­стью жиз­ни.
Хри­стос поста­вил пас­ты­ря­ми и блю­сти­те­ля­ми Исти­ны апо­сто­лов, это несо­мнен­ней­ший факт: «Иисус же ска­зал им…: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посы­лаю вас. Ска­зав это, дунул, и гово­рит им: при­ми­те Духа Свя­та­го. Кому про­сти­те гре­хи, тому про­стят­ся; на ком оста­ви­те, на том оста­нут­ся» ( Ин. 20, 21–23 ). К апо­сто­лам обра­ще­но обе­то­ва­ние Гос­по­да: «Истин­но гово­рю вам: что вы свя­же­те на зем­ле, то будет свя­за­но на небе; и что раз­ре­ши­те на зем­ле, то будет раз­ре­ше­но на небе» ( Мф. 18, 18 ).
Спу­стя два деся­ти­ле­тия апо­стол Павел напи­шет: «И Он [Хри­стос] поста­вил одних Апо­сто­ла­ми, дру­гих про­ро­ка­ми, иных Еван­ге­ли­ста­ми, иных пас­ты­ря­ми и учи­те­ля­ми, к совер­ше­нию свя­тых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния Тела Хри­сто­ва» ( Еф. 4, 11–12 ).

Свя­щен­ник выслу­ши­ва­ет, дает сове­ты, накла­ды­ва­ет епи­ти­мьи (цер­ков­ное нака­за­ние), но про­ща­ет гре­хи не свя­щен­ник, а Бог. Свя­щен­ник сам об этом гово­рит в молит­ве, кото­рая чита­ет­ся перед Таин­ством: «Аз же точию сви­де­тель есмь…».
Зна­ком того, что в осно­ву Таин­ства Пока­я­ния поло­же­но Еван­ге­лие Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и что мы име­ем воз­мож­ность полу­чить про­ще­ние, добы­тое Крест­ной Смер­тью Хри­ста, перед каю­щим­ся лежит Св. Еван­ге­лие и Крест Гос­по­день.

Вот, обра­ти­те вни­ма­ние. Свя­щен­ник как сви­де­тель совер­ша­ю­ще­го­ся пока­я­ния чита­ет молит­вы перед испо­ве­дью, а на сто­ли­ке перед каю­щим­ся лежат Еван­ге­лие и Крест.

Источник

Как проходит исповедь в православном храме

Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Когда можно исповедоваться в храме?

Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.

Как проходит таинство Исповеди?

Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.

О чем говорить на исповеди?

На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.

Можно ли использовать книжки со списком грехов?

Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».

Зачем на исповеди священник?

Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.

Источник

«Покаяние возможно не только в храме»: как правильно исповедоваться?

фото исповеди в храме

У православных верующих сейчас особое время – Великий пост. Это период не только самоограничений, но и очень собранного, внимательного отношения к своей духовной жизни. Время размышлений о том, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире. В этот период особенно важно исповедоваться, а некоторые люди именно в дни поста приходят в храм на первую в своей жизни исповедь.

О том, как подготовиться к исповеди, в каких случаях для покаяния нужно идти в храм, как относиться к заданиям и советам, полученным от батюшки, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского православного братства.

– Отец Георгий, предположим, человек не ходит в храм. Он молится дома или совсем не молится. Зачем ему приходить на исповедь? Какую цель он должен перед собой ставить?

Георгий Кочетков: Главное, чтобы человек был верующий. А ходит он в храм постоянно или изредка – это уже другой вопрос. Исповедь имеет смысл, если он считает себя верующим. Это вещи неформальные – важно, что человек сам о себе думает, насколько он готов быть открытым и честным перед Богом, перед своей совестью. Покаяние, исповедь предполагает прежде всего открытость и честность. Неслучайно раньше говорили, что прийти на исповедь – это значит все Богу открыть «как на духу». И Богу, и свидетелю таинства – священнику.

Покаяние – это просьба о прощении. Человек открывает свои дела, свои мысли, самого себя пред Богом, чтобы Господь проявил свою милость, послал благодать. Милость – это род любви, Господь может снизойти к нам в Своей милости, в Своей любви, а не в какой-то царской грозной ипостаси. Иногда сложно просить прощения у Бога при свидетелях, но если человек в чем-то согрешил, в малом или большом, то он хочет исправить свою жизнь. Конечно, если его покаяние искреннее, не для галочки.

Вообще говоря, покаяние и исповедь возможны не только в храме. Они могли бы совершаться хоть каждый день – есть православные христиане, которые каждый день исповедуются Богу, и не всегда для этого нужен священник. Исповедь у священника нужна тогда, когда есть или очень тяжелые грехи, которые имеют уже не только индивидуальное, личное значение, но могут повлиять и на других людей, или когда человек хочет себя проверить, подвести какой-то итог за месяц или за год своей жизни, ну или за неделю – у кого какие духовные ритмы, это по-разному бывает. И вот тогда нужно идти к священнику – желательно к тому, которого ты знаешь, чтобы эта открытость, это доверие не были ограничены.

Поэтому, повторяю, покаяние – дело совести, и оно может совершаться втайне, внутри человеческого сердца. Господь тоже слышит такой голос покаяния, слышит молитву даже человека неопытного в этом деле. И личная исповедь, пусть даже она тайная, только в тайне сердца происходит – это великая вещь.

фото исповеди в храме Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

– Зачем я буду что-то говорить священнику, если я уже пред Богом покаялся в молитве, понял свои грехи?

Г.К.: Замечательно, если человек покаялся. И если речь идет о каких-то обычных согрешениях, ошибках в словах, делах, мыслях, которые не слишком влияют на других людей, не требуют какого-то особого выпрямления отношений, то, может быть, и идти в храм не нужно.

А вот готовиться к исповеди надо всегда. И один из основных моментов этой подготовки заключается в том, что человек должен сделать все, чтобы исправить ситуацию, изменить ее. Если согрешил против какого-то человека – надо пойти попросить прощения. Если сделал что-то неправильно – надо исправиться.

Но надо еще и получить прощение. Если ты согрешил, ты ведь согрешил прежде всего пред Богом, и об этом будет свидетельствовать твоя совесть. Если ты просишь прощения у Бога, главное – получить это прощение.

В церковь и к священнику надо идти, как я уже говорил, тогда, когда твой грех большой, когда он влияет на духовную и какую-то внешнюю ситуацию в жизни других людей, в жизни церкви, в жизни общины, в жизни семьи, просто в твоих отношениях с друзьями и теми, с кем ты общаешься.

В храм на исповедь надо идти тогда, когда есть тяжелый грех или если есть какая-то важная, судьбоносная ситуация – такова самая древняя и самая важная покаянная традиция церкви. Может быть, и тяжелого греха нет, но есть неуверенность в том, что ты разрешил тот или иной вопрос жизни правильно. Вот тогда нужно советоваться и с Богом, и с людьми.

А где ты будешь это делать? Ты что, на работе или в семье начнешь каяться? Очень хорошо, если ты можешь покаяться в семье, но иногда нужно по-другому поступить, иначе можно ведь и семью потерять. Бывает и так. И тогда нужно идти к священнику – пусть он за тебя помолится.

Роль священника на исповеди очень простая – он свидетель таинства покаяния. Само это таинство совершает человек пред лицом Божьим, но и священник в этом участвует – он молится за кающегося. Он может и сказать доброе слово – не только утешить в случае нужды, но и посоветовать, как избавиться от греха. Священник – таково его положение, – даже если он совершенно простой человек и не безгрешный, как все люди, все-таки старается помочь кающемуся, сочувствует и готов дать какой-то совет. А это и требуется. Ради этого люди идут в храм на исповедь, а не ограничиваются только своим внутренним миром, только самими собой.

– Когда на исповедь приходит человек, который давно или вообще никогда не исповедовался, за какой срок ему нужно вспомнить свои грехи: за всю жизнь, свои последние прегрешения или самые острые для него?

Г.К.: Да все нужно, я думаю. И одно, и другое, и третье. И самое острое нужно вспомнить, и то, что было актуально в последнее время. А если человек первый раз пришел, неужели нельзя принести покаяние за всю жизнь? Конечно, не во всех деталях – это не нужно, каждый день человек много согрешает, и невозможно вспомнить все. Но нужно назвать то, что лежит на совести, что ее гложет и беспокоит человека очень серьезно.

Для исповеди за всю жизнь очень важна подготовка самого человека. Такая исповедь обычно совершается один раз, и поэтому важно и то, к кому ты придешь, и то, как подготовишься.

Здесь не всегда хорошо идти к любому священнику. Все-таки священник живой человек, и есть более мудрые, более святые люди, а есть менее опытные, менее знающие и понимающие, и менее святые – все есть, это живая ситуация, и к ней нужно относиться трезво. Лучше находить людей более опытных, потому что будет неприятно, если священник как человек вас не поймет. Да, вы каетесь Богу, а не священнику, но священник – свидетель вашего покаяния перед Богом и Церковью, он молится за вас Богу и может помочь советом.

Если священник в чем-то не понял вас, или понял совсем неправильно, или дал какой-то немудрый совет, у вас есть полное право иметь свою оценку, свое суждение по этому поводу. И вы можете слушать и исполнять, а можете и возразить – вы не обязаны принимать все. Священник не безошибочен. Так что можно и не согласиться с его советами. Единственное, где нужно обязательно прислушиваться, это если священник говорит о церковных последствиях тех или иных грехов: если грехи тяжелые, то они имеют церковные последствия.

Возьмем обыденную ситуацию – допустим, человек изменил жене, совершил тяжелый грех прелюбодеяния. Имеет это церковное значение? Конечно! Это не только личное дело человека. И тогда священник имеет право сказать: «Ты, дружок, пока продолжи свое покаяние и одной исповедью не ограничивайся. Вот тебе епитимья, то есть духовное задание – что ты должен сделать, какие молитвы прочитать за такой-то срок. А пока ты не сможешь причащаться, потому что грех большой, а причащаться могут только люди, которые уже как-то исправились, хотя бы тяжелых грехов не совершают». Исполнение епитимьи – это как бы духовное лекарство, чтобы ты мог себя исправить и укрепить в правде, в вере, в любви, в самой направленности своей жизни.

Есть каноны, которые требуют в случае тяжких грехов отлучения на несколько лет, но в наше время они, как правило, не применяются, а вместо этого даются очень краткие, но серьезные задания. Раньше за прелюбодеяние могли отлучать от церкви, от причастия, скажем, на десять лет, и была целая система покаяния. Но сейчас она не работает, и на десять лет современных людей отлучать невозможно и не нужно – надо как-то иначе помогать им жить не страстями, не минутными впечатлениями или ощущениями, не обидами или злыми помыслами, а по-другому, по-христиански. Поэтому сейчас срок епитимьи довольно краткий – месяц, два, три, пять, но в нормальном случае не больше, чтобы человека не мучить, ему и так живется не сладко, это касается практически всех людей.

Епитимью, в отличие от простого совета, надо исполнять, нравится тебе это или нет. Если ты каешься в тяжелых грехах, особенно если они произошли не двадцать лет назад, а остаются актуальными для тебя сегодня, то проблему надо решить – по совести, по-Божески и по-человечески. И тут священник может быть незаменимым помощником: он скажет, что надо сделать, как молиться, чтобы появились силы не повторять свой грех. Ведь часто люди приходят на исповедь, обещают Богу не грешить, а потом не выполняют это обещание – и не потому, что не могут, а потому что привыкли жить, как все. А жить, как все – это, как правило, значит плохо, иногда очень плохо.

– Как правильно себя вести на исповеди? Каким языком разговаривать со священником? Полезно ли написать записку?

Георгий Кочетков: Вести себя нужно искренне, открыто и скромно. Покаяние есть покаяние, хвастаться грехами ни один нормальный человек не будет. Разговаривать со священником надо просто, уважительно, но коротко, по существу, говоря то, ради чего ты пришел – о своих грехах. Исповедь – это не духовная беседа. Беседа по проблемам духовной жизни – это один сюжет, а покаяние, исповедь пред Богом – совсем другой. Эти вещи не надо путать, а у нас очень часто их путают.

Очень полезно написать и памятку-записку, она называется покаянной грамотой. Только делать это надо неформально – не писать все подряд, если где-то помыслом или каким-то минутным желанием искусился. И не стоит пользоваться книжечками, которые сейчас издали в очень большом количестве как бы в помощь кающемуся. Это плохие книжечки, потому что они совершенно безличностные: люди что знают плохого о себе и о других, то и пишут в таких книжечках – это не конкретно и потому совершенно бездейственно. Есть у каждого человека голос совести и разума – им и надо пользоваться.

фото исповеди в храме Фото: Антон Подгайко/ТАСС

– На какое время исповеди можно рассчитывать? Обычно очереди ждут и другие люди. Иногда их много. Можно ли позволить себе занять побольше времени или нужно высказаться сжато?

Г.К.: В любом случае надо быть лапидарным, говорить по сути. Не надо описывать все обстоятельства совершения греха, его последствия и так далее – это совершенно не нужно ни священнику, ни самому кающемуся. Тем более что это может привести к серьезным переживаниям, иногда к возвращению каких-то потухших страстей, а требуется именно покаяние.

Нужно точно назвать грех своим именем, не преувеличивая и не преуменьшая. Очень часто бывают такие ошибки на исповеди, когда каждый некрасивый, блудный помысел люди начинают называть прелюбодеянием – это неправильно. Помысел – это помысел, а прелюбодеяние – это дело измены в семейной жизни. Это разные вещи. Я привел как пример прелюбодеяние, но это касается и других грехов. Не надо преувеличивать, не надо и преуменьшать, не надо ничего скрывать. Если ты уж пришел, то будь как на духу искренним и не скрывай тех грехов, какие есть, не называй их общими словами, за которыми не понятно, что прячется. Человек должен сам быть заинтересован в том, чтобы получить прощение от Бога, чтобы священник мог реально помолиться за кающегося и попросить Господа Бога об отпущении его грехов.

Важно смотреть, есть очередь или нет, и экономить силы и время – свои и другого человека: не только стоящих в очереди кающихся, но и священника. Но, повторяю, это не значит, что надо говорить общими, ничего не значащими словами.

– Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил?

Г.К.: Если грех смертный, такое может быть. Есть канонические постановления, есть списки таких грехов, и священник всегда ориентируется и знает, какие епитимьи можно на человека накладывать. Другое дело, что благоразумный опытный священник, как я уже говорил, никогда не будет формально к этому относиться, он не будет применять каноны просто по букве. Потому что жизнь изменилась и сейчас их применять один к одному нельзя. Это касается прежде всего сроков отлучения от причастия.

Иногда чтобы покаяние было полноценным, задание может быть очень простым – пойти и попросить прощения, или примириться с кем-то, или преодолеть злобу и обиду. На это нужны иногда время и молитвенные, духовные средства, чтение Священного писания, каких-то покаянных молитв.

– Как нужно относиться к словам священника, которые сказаны на исповеди? Ведь священники – люди, они могут ошибаться.

Г.К.: Священник не должен говорить просто от себя. Что бы он ни говорил, он должен говорить, ощущая себя именно представителем церкви, и хорошо знать традицию. Нельзя давать советы или назначать епитимьи просто на эмоциях, когда что-то нравится или не нравится, что-то возмущает. Его задача – помочь человеку преодолеть грехи, а значит исходить из милосердия и любви к кающемуся – так же, как и Господь Бог относится к каждому из нас, когда мы каемся.

Как правило, так и бывает – священник очень сочувствует кающемуся человеку, какие бы грехи тот ему ни открывал. Отношение всегда чувствуется на исповеди. И вот так и нужно относиться к словам священника: если в них проявляется любовь, милосердие, сострадание, желание помочь кающемуся человеку исправить ситуацию, жизнь и самого себя – то к этому надо относиться очень внимательно, серьезно и с желанием исполнить все, что говорит священник. Ну а если этого нет – то и отношение кающегося будет другим.

– Надо ли искать для исповеди какого-то одного священника, или каждый раз приходить к разным священникам – это нормально?

Г.К.: Чтобы был один священник, нужно его хорошо знать. Надо его проверить, убедиться, что он понимает тебя, готов молиться за тебя. И если сложились духовные отношения, тогда можно приходить к одному священнику и даже называть его духовником. Но у большинства современных людей нет духовника, или эти духовники избраны формально.

Ничего страшного нет в том, что нет духовника – тогда можно приходить просто к священнику, который тебе больше понравился, как более искренний, более разумный, более молитвенный человек. Это могут быть и разные люди. Некоторые говорят: «Обязательно нужно иметь духовника!» Это желательно, но не обязательно.

Наше время не способствует выбору духовников. Очень много священников, которые сами нуждаются в духовной помощи. Поэтому надо к ним относиться просто как к представителям церкви.

Если человек входит в какую-то приходскую общину – тогда, конечно, он выбирает из тех священников, которые на этом приходе есть. Но в наше время, в общем-то, нет и приходских общин, все более-менее свободно приходят в любой храм и уходят из любого храма. Тогда может и не быть личных отношений со священником, или они могут строиться каким-то более сложным образом. Ничего в этом страшного нет, не надо никого осуждать. Но надо всегда искать лучшего, более качественного результата исповеди, покаяния.

– Что делать, если человек кается, но при этом понимает, что с этим грехом он покончить все равно не сможет?

Г.К.: Каяться все равно. Есть так называемые аскетические грехи, в исправлении которых поставить точку вообще невозможно, они всегда будут беспокоить человека. Скажем, смирение. Можно каяться в гордыне, в недостатке смирения, но нужно прекрасно понимать, что это может повторяться каждый день. Можно в этом каяться всю жизнь, и это будет правильно и справедливо. Это то, что должно заботить человека всегда. Невозможно сказать: я смиренный человек, я преодолел свою гордость до конца. Да не будет этого никогда!

Но есть вещи, которые как раз наоборот связаны с теми или иными фактами жизни – и тут нужно каяться так, чтобы больше не повторять свой грех. И у человека на исповеди, во время таинства покаяния, появляются на это силы. Для этого человек и кается, чтобы грехи не повторялись, чтобы четко понять, где граница, которую переходить нельзя.

фото исповеди в храме Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

– Бывает так, что батюшка отругает на исповеди и человек себя некомфортно чувствует. И уже в следующий раз не хочет вообще идти в церковь. Как быть?

Г.К.: Ну, в нормальном случае священники на исповедях не ругаются. Вот я в священном сане уже почти полвека и никогда не видел, чтобы священник ругался на исповеди. То есть это уже признак некоторого неблагополучия. Священник не должен ругаться. Он может сделать вид, что тебя ругает, как отец ругает ребенка – не для того, чтобы его обидеть или как-то унизить, а просто чтобы человек лучше понял, что он натворил в жизни, какие последствия могут быть от его грехов. Поэтому священник здесь может изображать строгого отца. Но в нормальном случае он должен прежде всего быть милосердным, любящим отцом, духовным отцом.

А если уж священник где-то не выдержал и отругал, то надо вспомнить, что ты пришел каяться Богу, прощает тебя Господь. А священник – человек, такой же человек, как все, и у него тоже могут быть свои недостатки. Ничего в этом страшного нет. Просто не надо вступать в пререкания, не надо обижаться. Даже если священник что-то не так сказал или сделал. Кается-то человек Богу, и прощает человека Бог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *