фото истукан острова пасхи
Загадка Острова Пасхи: Что известно археологам о гигантских истуканах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ученые предполагают, что коренные народы, проживавшие на острове, создавали каменные статуи моаи в память о предках. Новая скульптура появлялась в честь каждого усопшего вождя племени или другой важной особы.
Островитяне вырезали статуи из вулканической породы. Чтобы осуществить задуманное, скульпторы разработали специальную технологию. Вначале они обильно смачивали породу, дожидаясь ее размягчения, и только после этого начинали работать с ней. Над одной статуей обычно работала команда из 5-6 скульпторов, на создание моаи требовался примерно год. Процесс изготовления проходил на каменоломне, расположенной в центре острова в кратере потухшего вулкана. Многие статуи до сих пор остаются там. Главная загадка связана с теми моаи, которые установлены на побережье. Понять, как островитяне доставляли каменных исполинов к нужному месту, пока не представляется возможным. Вес одной статуи – около 20 тонн, но есть и такие, которые достигают 75-90 тонн, работа была проделана колоссальная.
Европейцы впервые побывали на острове в 1722 году, здесь высадилась экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевена. Записи путешественника свидетельствуют, что статуи поразили его воображение, и он не мог понять, как удалось туземцам соорудить и водрузить такие скульптуры. За последние триста лет ученые не теряют надежды разгадать тайну острова Пасхи.
Во время одной из первых серьезных исследовательских экспедиций в 1914 году было установлено, что статуи, которые выглядели, как гигантские головы, на самом деле прикреплены к торсу. Это было обнаружено в процессе раскопок. То, что скульптуры частично ушли под землю, спровоцировано естественными процессами эрозии.
Несмотря на то, что это археологическое открытие было сделано еще в начале ХХ века, информация не получила широкой огласки, и на протяжении десятилетий люди продолжали верить в загадочные головы с далекого тихоокеанского острова.
Исследованию статуй посвятила свою жизнь археолог Джо Анна Ван Тилбург, она стала инициатором проекта, в рамках которого при помощи новейшей техники были описаны все статуи острова (всего их более 1000).
Когда археолог опубликовала фотографии статуй на своем сайте, то была шокирована количеством откликов. Пользователи удивлялись тому, что на самом деле большая часть статуй скрыта под землей. Для большинства людей в мире эта информация оказалась неизвестной, ведь обычно познания об острове Пасхи ограничиваются рекламными буклетами.
Во время раскопок ученым удалось найти базальтовые камни с нанесенными на них изображениями в форме полумесяца. Предположительно, это может быть каноэ. Мотив повторяющийся, возможно, так островитяне хотели увековечить память о собственной культуре. Рисунки и статуи могли быть одним из способов самоидентификации, поскольку община постепенно утрачивала эти сведения.
Основной вопрос, которые не дает покоя ученым: как статуи перемещались по острову? Согласно легендам, исполины шли самостоятельно. Ученые выдвигают различные теории, наиболее правдоподобно выглядит предположение об использовании веревок-канатов и Y-образных деревянных салазок. В 1998 году под руководством Анны Тилбург был проведен эксперимент: при помощи деревянных салазок одну из статуй попытались переместить. Для этого понадобилась команда из 60 человек. Общими усилиями глыбу переместили на 100 метров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Головы на острове Пасхи не просто головы.
Мы как-то привыкли видеть фотографии с острова Пасхи с загадочными головами, торчащими из земли.
Поэтому так странно узнать, что все не так-то просто.
Ученые обследовали около 150 каменных голов, расположенных в районе Рано-Рараку.
За последние годы было раскопано несколько голов, под которыми обнаружились семиметровые туловища.
По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
О том, что головы имеют тела, прежде писал известный путешественник и исследователь Тур Хейердал. Вероятно, он узнал об этом от аборигенов.
Там же рядом с головами находятся и Моаи.
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи[1] на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеет вес более 10 т.
Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.
Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.
А вообще крупнейшая статуя — El Gigante, размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.
Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[5]
Комментарии 21
Да раньше вон руками все а сейчас дорогу засывать не могут
а потом окажется, что они ещё и стоят на чёмнить))
Все хорошо описано в книге Хейердала «Аку-аку» ))
Ну так ведь это сразу ясно, что не одна только голова, если стоять рядом.
прикольно, надо же! Интересная информация!
Археологи и палеонтологи исследуют сохранившиеся строения, домашнюю утварь, моаи, а также останки животных, которых употребляли в пищу. Так как летописи рапануйцев написаны иероглифами, которые трудно расшифровать, все даты, предшествующие времени контактов островитян с европейцами, установлены приблизительно и многие предположения невозможно доказать. Кроме того, некоторые из перечисленных ниже событий могут пересекаться по времени. Все даты относятся к нашей эре.
400 На остров высаживаются от 20 до 50 полинезийских поселенцев. Они приплывают, вероятно, на больших 15-метровых (или даже более длинных) пирогах, пригодных для выхода в океан и способных перевозить груз более 8 000 килограммов.
800 В отложениях уменьшается количество пыльцы деревьев. Это означает, что на острове вырубается лес. Увеличивается количество пыльцы трав, так как некоторые очищенные от леса площади зарастают травой.
900—1 300 Около трети костей, оставшихся от животных, мясом которых питались в этот период, составляют кости дельфинов. Чтобы ловить дельфинов в открытом океане, островитяне используют большие пироги, которые делают из стволов пальм. Деревья служат также основой приспособлений, с помощью которых передвигают и поднимают в вертикальное положение моаи, сооружаемые сейчас в больших количествах. Люди все активнее занимаются сельским хозяйством и заготовляют дрова, продолжая тем самым уничтожать леса.
1 200—1 500 Сооружение статуй в самом расцвете. Все ресурсы и силы островитян направлены на создание моаи и церемониальных платформ, на которые их устанавливают. Археолог Джо Энн Ван Тилберг пишет: «Социальная структура рапануйского общества настойчиво поощряла островитян к созданию новых и все более крупных статуй». Она добавляет, что «за период от 800 до 1 300 лет было сооружено около 1 000 статуй… то есть одна статуя на каждые 7—9 человек в то время, когда численность населения острова была, по оценкам, максимальной».
Очевидно, статуям моаи не поклонялись, хотя они и играли определенную роль в обрядах погребения и в обрядах, связанных с сельским хозяйством. Возможно, их считали жилищем духов. Похоже, что они также символизировали силу, положение и родословную тех, кто их сооружал.
1 400—1 600 Население достигает максимума: от 7 000 до 9 000 человек. Исчезают последние участки леса. Частично это объясняется вымиранием лесных птиц, которые опыляли деревья и переносили семена. «Исчезли все местные лесные виды птиц», — говорится в журнале «Дискавер». Исчезновению леса способствовали и крысы. Найдены свидетельства того, что они поедали орехи пальм.
Начинается эрозия почвы, пересыхают реки, не хватает воды. В пластах отложений, датируемых примерно 1500 годом, исчезают кости дельфинов. Возможно, на острове не осталось деревьев, пригодных для строительства больших океанских пирог. Островитяне теперь уже не могут покинуть остров. Людям начинает не хватать пищи, и они истребляют морских птиц. Люди едят все больше куриц.
1 600—1 722 Отсутствие лесов, расширение сельского хозяйства и истощение почвы все чаще приводят к неурожаям. Начинается голод. Рапануйцы делятся на две противоборствующие группировки. Появляются первые признаки социального хаоса, возможно даже людоедства. На острове правит закон силы. Стремясь обезопасить себя, люди перебираются жить в пещеры. Численность населения стремительно падает, и примерно в 1700 году на острове остается всего около 2 000 человек.
1 722 Голландский мореплаватель Якоб Роггевен становится первым европейцем, открывшим остров. Это происходит на Пасху, отсюда и название острова. Роггевен пишет: «Общий пустынный вид [острова Пасхи] производил впечатление крайней бедности и бесплодности».
1 770 Примерно в это время соперничающие кланы оставшихся в живых рапануйцев начинают опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. Когда в 1774 году остров посещает английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук, он видит, что многие статуи повалены.
1 804—1 863 Увеличивается число контактов островитян с другими цивилизациями. Рабство, распространенное в это время в тихоокеанских странах, и болезни уносят много человеческих жизней. Исчезает традиционная культура рапануйцев.
1 864 К этому времени опрокинута последняя моаи, у многих статуй умышленно отколоты головы.
1 872 На острове остается только 111 коренных жителей.
В 1888 году остров Рапа-Нуи был присоединен к Чили. В настоящее время на острове проживает около 2 100 человек: коренных островитян и переселенцев. Правительство Чили объявило весь остров историческим памятником. Чтобы сохранить уникальные черты и историю острова Рапа-Нуи, многие статуи вновь были установлены.
Почему рапануйцы не поняли, куда они идут, и не попытались предотвратить катастрофу? Вот что говорят об этом ученые.
«Лес… исчез не внезапно, он уменьшался постепенно, десятилетиями. […] Даже если кто-то из островитян и пытался предупредить соплеменников о том, чем чревато уничтожение леса, его предупреждением пренебрегали, потому что это затрагивало эгоистичные интересы скульпторов, правителей и их прислужников» («Дискавер»).
«То, что произошло на Рапа-Нуи, означало, что бесконтрольный рост населения и стремление распоряжаться ресурсами окружающей среды, переходя за определенную критическую точку, были не просто признаками индустриализации мира; это характерная особенность человека» («Нэшнл джиогрэфик»).
В книге «Остров Пасхи — остров Земля» есть поразительные слова: «Тот, кто срубил [на Рапа-Нуи] последнее дерево, видел, что оно было последним. Но он (или она) все же срубил его» («Easter Island—Earth Island»).
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Фото 1.
И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.
Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами — длина тел достигает 7 метров.
Фото 2.
Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.
Фото 3.
Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.
Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.
Фото 4.
887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров :
Фото 12.
А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого :
… и я даже могу вам рассказать Как строили Стоунхендж (Stonehenge)
Кликабельно 2000 рх
[ источники ] источники http://www.bestreferat.ru/referat-273234.html http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=3034 Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи)-Александр Кондратов http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2072743/
Давайте я вам расскажу еще версию, про Остров, который посещали инопланетяне или например вспомним Шары острова Чампа и Мячи богов
Идолы Моаи: «Истуканы Острова Пасхи»
Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного острова Пасхи (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui, Чили) являются статуи Моаи, или Истуканы острова Пасхи. Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.
По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.
Моаи (рап. Moai) — каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй — угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.
Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
«Обитель» статуй Моаи
Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.
Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.
Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.
По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.
Загадки истуканов острова Пасхи
Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.
Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй, немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).
Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…
По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.
Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.
Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.
Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.
Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.
Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…
Шляпы
Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.
Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.
Крах цивилизации Рапа-Нуи
Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.
Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.
Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.
Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.
Интересные факты
Крупнейший истукан острова Пасхи — «El Gigante» размером около 21 м. и примерным весом более 27 тонн. Но эта статуя не отделена от стенки кратера вулкана, т.е. она так и не была завершена.