фото лалеш езидский храм

Езиды в Ираке: как община сохранила традиции и храм под угрозой ИГ*

фото лалеш езидский храм

ЛАЛЕШ (Ирак), 21 авг — РИА Новости. Находящийся в Ираке Лалеш — храм с уникальной архитектурой, стоящий посреди столетних деревьев, окруженный горами, его острые пирамидальные купола символизируют солнце и яркие лучи, озаряющие мир.

Корреспондент РИА Новости посетила это место недалеко от Мосула и узнала, чем живет езидская община, для которой храм Лалеш — главная и единственная святыня.

фото лалеш езидский храм

Закваска планеты

фото лалеш езидский храм

«Паломничество является обязательным в религии езидов для каждого человека, и единственный храм, куда совершают паломничество езиды со всех концов света, это Лалеш ан-Нурани (светлый. — Прим. ред.)», — говорит служитель храма Фалих Хасан и отмечает, что приезжать можно всем и когда угодно — фиксированного сезона для паломничества нет.

«Езиды верят в одного бога. Этот храм в вере езидов и истории является закваской планеты. Бог попросил ангелов отправиться на четыре стороны света, и когда небеса были темными, а на Земле — только вода, они укрылись в этом месте в Лалеше и сказали, что здесь будет святой дом», — продолжает Хасан.

Храм находится в 13 километрах от города Шейхан, к северу от Мосула, его окружают три горы, он занимает площадь около четырех тысяч квадратных метров. Несмотря на раскаленную летом землю, посетителям запрещено носить обувь на территории храма. Езиды привыкли к этому и без проблем ходят внутри храма и снаружи босыми даже в полуденный зной.

Лалеш, в котором самой поздней постройке больше двух тысяч лет, состоит из множества входов и выходов, похожих на лабиринт. В рамках обряда паломник за день трижды подряд должен обойти его, начиная с главного храма, который находится в скале, а затем пройти комнату крещения и склеп шейха Ади ибн Мусафира — езидского святого.

Езиды и их гости насыщенно проводят время в храме. После молитвы и обхода они готовят пищу, едят ее вместе, пьют воду из святого источника, вокруг играют дети. Устраиваются вечера музыки с традиционными песнями и игрой на инструментах.

фото лалеш езидский храм

Узелок на счастье

В главном зале храма с высокими потолками стоят три колонны, накрытые тканью ярких цветов. Наш гид и сотрудник храма Лукман Сулейман объясняет, что каждый посетитель — вне зависимости от вероисповедания — должен завязать узел на ткани, называемой «барият», и загадать желание.

фото лалеш езидский храм

«Езидская религия — древняя, ее история превосходит десять тысяч лет. У нас четыре праздника… Езидский Новый год приходится на первую среду восточного месяца апреля, он отстает от христианского на 13 дней», — рассказывает о праздниках Сулейман.

Все праздничные ритуалы проходят в Лалеше.

«Езиды зажигают 365 свечей, чтобы встретить праздник, а дома варят яйца, красят их и кладут сначала в горсть земли, а потом в цветы ветреницы и в карри и вешают их на двери храма, а также всех комнат в доме», — говорит наш гид о праздновании Нового года, отмечая, что каждый шаг в ритуале имеет особое символичное значение.

Другие праздники — это летняя и зимняя сороковины, которые приходятся на конец сорокадневного поста, а также «большой праздник» Джама. «Он выпадает на 6 октября. В этот день «барият» освящают в воде источника в храме и вешают на колонны в главном зале. На каждой колонне их по семь — по числу ангелов», — отмечает Сулейман.

фото лалеш езидский храм

Фирман о геноциде

По словам Сулеймана, в Ираке проживали 700 тысяч езидов, но их число сократилось за последние годы из-за зверств «Исламского государства»*.

фото лалеш езидский храм

По его словам, отказ от перехода в ислам был лишь поводом для террористов.

«Они убивали и мусульман, это просто предлог. Они также могли объяснить это тем, что мы болеем за команду «Барселона», например, чтобы нас убить», — замечает езид.

С грустью он рисует пессимистичную картину: шесть тысяч человек были убиты, шесть тысяч захвачены. Защищаться пришлось самим без чьей-либо помощи. «Это не первая бойня и не последняя. Под разными названиями — османы, «Аль-Каида»*, ИГ*, и я уверен, что они появятся после поражения под другим именем», — добавил Сулейман.

«Я сейчас работаю учителем в школе, пойдите и спросите моих учениц в подготовительном классе про меня, они вам скажут: Лукман — уважаемый человек, но он попадет в ад», — признался наш собеседник.

Источник

Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

фото лалеш езидский храм

Где можно встретить езидов

фото лалеш езидский храм

Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам

фото лалеш езидский храм

Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.

Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.

Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.

Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.

Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты

фото лалеш езидский храм

Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.

Главные долги и запреты каждого езида

фото лалеш езидский храм

Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.

Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.

Место женщины в езидском обществе

фото лалеш езидский храм

В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.

Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Езиды: примирение с Богом для всех

Мы стоим перед храмом езидов, в небольшом, вымощенном камнем внутреннем дворе обители. Сюда нельзя войти в обуви — перед тем, как ступить на священную землю, надо разуться. Мой проводник — высокий священнослужитель в белоснежных одеяниях, чернобородый, очень похожий на греческого православного священника. Сходства добавляет то, что езиды к своим священнослужителям обращаются так же, как русские православные к священникам, — «батюшка». И целуют им руку при встрече. Только что православные священники могут жениться. А здешним — нельзя.

фото лалеш езидский храм

Храм невелик. Над арочным входом в камне вырезано солнце, месяц, звезды и птицы. Крыша храма венчается граненой пирамидой. Если оглядеться, то можно увидеть, что по периметру обители высятся пять таких пирамидок. Все вместе они символизируют солнечный круг.

А у храмовых ворот — очень натуральное изображение черного змия. Он словно выползает из стены храма и ползет по ней вверх. Мрачноватый символ для христианина: змий в бывшем Эдеме.

— Зачем у вас змей на входе? — спрашиваю я, невольно ища глазами изображение яблока.

— Он указал на место, откуда бьет источник, — объясняет мой проводник. — Пойдем, я покажу тебе Канья Земзем.

Родник находится в пещере в глубине храма. Это один из двух священных источников Лалеша, открытый в XII веке реформатором религии езидов Шейхом Ади.

Второй, Канья Спи (Белый родник), находится недалеко от храма. Именно в него, по езидскому преданию, ангелы, которым Творец поручил создание нашего мира, опустили закваску, а из нее уже возникла вся земная твердь. Водой из Канья Спи езиды окропляют своих детей, приводя их на первое поклонение в храм.

Читайте также: Паломнические туры: дом Аллаха в Мекке

Перед входом в храм — высокий порог. Оказывается, на него нельзя наступать: неуважение к святыне. Езид легко переступает его, на ходу быстро касаясь храмовой стены и целуя косяк. Переступаю порог и я.

В храме сумрачно, я не вижу никакого источника освещения, кроме света, сочащегося через открытую дверь. Поднимаю голову — там висят огромные потушенные светильники. Вероятно, их зажигают при проведении обрядов. Но сейчас в храме пусто, нет никого, кроме нас двоих. Темные камни под босыми ногами неожиданно теплые, гораздо теплее, чем нагретые солнцем на улице. У стен стоят огромные каменные гробницы, покрытые многочисленными ярко-разноцветными платками. Меня подводят к одной из гробниц.

— Завяжи на платке три узла, — просит меня езид.

— Я не могу, — отказываюсь. — Я христианин, и мне нельзя совершать обряды в храме иной религии.

Перед глазами у меня все еще стоит черный змий, хранящий вход в храм.

— Это не обряд, — объясняет мне проводник. — Это знак того, что тебе здесь рады, как гостю.

Я завязываю три узла на яркой скользящей ткани. Пока я занят этим, езид трижды обходит вокруг гробницы — знак поклонения. Разноцветные платки висят, словно хвост павлина. Недаром высший ангел езидской религии, Тавус Малак, и есть — Ангел-Павлин, символ красоты, гармонии и солнца. И воплощение глубочайшего раскаяния, которое только знал наш мир.

Святыня Лалеша — память о том, как зло, только войдя в наш мир, ужаснулось само себя и обратилось к Богу за исцелением. Согласно езидской легенде, когда был сотворен человек, то Тавус Малак, верховный из семи Архангелов, которым Бог вручил власть над миром, взбунтовался против воли Творца. Он отказался поклониться Адаму. За это Бог отправил непослушного в ад.

Похожие мотивы есть в исламе. В Коране прямо сказано: Аллах с проклятием выгнал Иблиса из рая, когда тот отказался исполнить Божью волю и пасть ниц перед Адамом. Но легенда езидов милосерднее мусульманской. Они верят, что попавший в ад и истомившийся в одиночестве ангел раскаялся. Он плакал так, что его слезы погасили адский огонь. И тогда Бог сжалился и взял его обратно в рай.

Читайте также: Суфизм: религия под маской магии?

Поэтому в религии езидов нет места злу. Бог добр, всемогущ и милостив, а тот, кто в христианстве и исламе зовется падшим ангелом, — смирился и раскаялся перед Творцом. Во Вселенной нет вечного источника зла и нет того, кто был бы его властелином.

При езидах нельзя произносить привычные христианскому и исламскому уху имена Отступника — дьявол, сатана, шайтан, черт. Для них это звучит чистым богохульством. Это все равно, что оскорблять самого Бога. И это ранит того, кто залил свой грех слезами. Бьющие из земли источники как вечное напоминание об этих слезах покаяния.

По узкой каменной лестнице, скользкой и влажной, мы осторожно спускаемся к Земзему. Чтобы зайти в пещеру, нужно согнуться в три погибели. Езид преклоняет колени перед источником, зачерпывает в горсть воду, пьет и умывается. Я невольно вспоминаю о строжайшем предупреждении: в Ираке ни в коем случае нельзяпить не бутилированную воду. Но опускаюсь на колено и подчерпываю из источника: вода чистейшая. И, хотя бьет из земли, не ледяная. У нее легкий привкус железа.

Мне чудом кажется уже то, что среди войны и вражды езиды умудрились сохранить веру чистоты и милосердия. Как на этой земле вечной бойни и общей ненависти можно не верить в зло?

И мне понятно, почему у христиан нет вражды с езидами. Кому, как не христианам, понять красоту религии раскаяния и прощения.

В христианстве тоже есть идея всеспасения — были святые, верившие, что в конце времен перед Богом покаются все, включая дьявола. Эта мысль не стала ведущей в Церкви, но ее и не отринули окончательно как еретическую. Иначе не стал бы святителем Григорий Нисский, всей душой веривший в апокатастасис.

Мы выходим из храма, я невольно жмурюсь от яркого солнца. Мы подходим к выходу из храмового двора, и над аркой выхода я вижу изображение… головы козла.

— А это кто? — больше всего козел похож на традиционное изображение Бафомета.

— Это, — тщательно подбирая слова говорит езид, — символ существа… которое приходит к Богу с раскаянием… и Бог принимает его.

По преданию, Тавус Малак до такой степени мечтает забыть о своем проступке и семитысячном заточении в аду, что его имя вообще нельзя упоминать на земле.

На ограде храма вырезаны рисунки. Приглядываюсь и даже провожу по контуру рисунка пальцем — не может быть! Звезда Давида?! Но что здесь делает главный еврейский символ?

— Это не звезда Давида, — объясняет мне спутник. — Этот знак гораздо старше звезды Давида. И значит, он совсем не то, что у евреев. Два треугольника, наложенные друг на друга — это символ соединения мужчины и женщины. А в центре, смотри, роза.

Роза в центре двух треугольников — многолепестковая, похожая на солнце и на распущенный павлиний хвост. Она изображена и отдельно, рядом. Тоже один из символов езидов.

Мы подходим к Канья Спи, источник окружен невысокой железной оградой. Я уже привычно переступаю высокий порог и, не колеблясь, черпаю оттуда воду — такую же чистую, как в Земземе, с тем же легким привкусом железа. Я христианин, и мне есть, что разделить с этой религией, сохранившей мечту о не разбитом чьей-то злой волей мире.

У источника сидит женщина в белых одеяниях — она поднимает глаза и провожает меня взглядом и улыбкой. Я заметил — у здешних людей очень спокойные лица и очень добрые глаза. Они действительно верят в то, что у зла в нашем мире нет власти.

Надо отметить, что езидское предание очень похоже на некоторые суфийские легенды, которые противостояние Аллаха и Иблиса объясняют именно через любовь и преданность Иблиса. Он не смог подавить в себе эти чувства, чтобы поклониться человеку (версия с «не буду кланяться» — это как раз версия Корана). И там мотив раскаяния и прощения тоже звучит довольно мощно. Настолько мощно и настолько близко к езидскому пониманию раскаяния Мелек-Тавуса, что не ясно, почему мусульмане спокойно относятся к собственным суфиям, но считают езидов — дьяволопоклонниками.

Я приведу несколько цитат из их легенд, просто, чтобы продемонстрировать параллель:

«Проклятие — это стрела Царя;

перед тем, как пустить ее,

Он смотрит на цель.

Если у тебя есть глаза, лови взгляд лучника,

устремленный на цель, а не его стрелу.

Сахль ибн Адоллах рассказывал: «Я встретил Иблиса и узнал его. …Он сказал мне: «О, Сахль, Бог сказал — «…Милость Моя объемлет всякую вещь» — и это так для всех. Уверен, ты осознаешь, что и я — такая «вещь», пусть и самая отвратительная из всех, но все же объемлимая его милостью. …[Сахль] почувствовал, что загнан в тупик и написал: «У меня перехватило горло. Клянусь Богом, я был безответен, и даже не мог закрыть за ним [Иблисом] дверь. Я понял, что он страстно желал одного — прощения…«

Удивительно. Главная тема езидизма, боковая тема мусульманства, она звучит и в наших христианских преданиях вечной надеждой: «А может быть, спасутся все?» И общим неверием в вечность и, главное, упертость зла — мол, этого не может быть, потому что не может быть никогда, чтобы тварь не любила Творца, пусть хоть как, пусть со скандалами и ссорами, но не любила бы Его.

В Лалеше в самом деле понимаешь, что райский сад не мог исчезнуть бесследно. Его тень осталась здесь — в храме, где верят, что нет зла, и где даже змий служит людям проводником к священному источнику. В людях, хранящих райские врата и верящих, что раскаяние и примирение с Богом возможно для всех. Даже для падшего ангела.

По материалам NewsInfo

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

фото лалеш езидский храм

В Лалеш я поехал под самый конец путешествия из Дахука, четвертого по величине города в Курдистане. Езидская святыня находится в 50 километрах от Дахука по горному серпантину и общественный транспорт туда естественно не ходит. Остается только такси. Рано утром договорился с водителем из Дахука в Лалеш, затем из Лалеша до пограничного перехода с Турцией за 85 американских долларов, в стоимость включался обед в кафе. Таксист оказался паскудным, в принципе как и почти все люди его специальности. Ныл всю дорогу как дешево он меня везет, как он не смог достать попутчиков от КПП обратно в Дахук, как дорого я поел в кафе и какой он вообще несчастный по жизни! Пришлось даже плеер воткнуть, чтобы не слушать его причитаний. Надбавки он конечно не получил.:)

фото лалеш езидский храм

Дорога до Лалеша петляет по каменистому горному серпантину и фотографировать за окном особо нечего. Но вот показалась и деревня.

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

Эзазила почитают как высшего среди них под именем Тавуси Мелек (Царь-Павлин). На рисунке верховный архангел летит к своему храму.:))

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

В соответствии с езидизмом, огонь, вода, воздух и луна являются священными элементами. Кроме того, землепашество и животноводство, а также храбрость и щедрость также рассматриваются как нечто священное.

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

В отношении других религий езидизм утверждает, что в каждой религии есть доля правды. Поэтому каждый должен исповедовать свою собственную религию и быть свободен в этом.

фото лалеш езидский храм

Согласно езидам, человек, который не исповедует свою собственную религию, никогда не будет подлинным сторонником другой веры. Поэтому, езиды никогда не принимали в свою среду членов других конфессий и не имели никаких миссионерских намерений.

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

фото лалеш езидский храм

Оригинальная процедура захоронения умерших! Предок на крыше охраняет покой в доме.

фото лалеш езидский храм

Подводя итоги, могу сказать, что деревня Лалеш место наинтереснейшее! Побывать там стоит непримено. А трудности, с которыми придется столкнуться по дороге туда, лишь прибавят удовольствие от покоренной цели! 🙂

Источник

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

Езидский храм в Армении – от Лалиша до Акналича

70110

2019-10-03 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru

фото лалеш езидский храм

Главный и особо почитаемый всеми езидами мира храм находится на святой земле в Лалише, он уже много веков служит единению людей, укреплению непреходящих ценностей любви, добра и милосердия, но он далеко и туда не каждый может поехать. Поэтому отрадно, что здесь, в Армении, где уже много лет езиды бок о бок живут с братским армянским народом, для езидов постсоветского пространства, построен езидский храмовый комплекс с парком и историческими памятниками.

29 сентября 2019 года, ровно через семь лет после открытия езидского храма «Селтан Эзид», там же в районе Акналич Республики Армения торжественно был открыт второй езидский храм «Ziyareta Heft Mêrên Mergê» (Семь ангелов святой земли). Закладка первого камня в основание храма состоялась в апреле 2015 года, по благословению ныне покойного мира всех езидов Тахсин-бега и святейшего Баба-шейха.

Новый храм поражает своим великолепием, построен из нескольких видов мрамора и гранита. Архитектура храма выполнена в стиле барокко, что значительно отличает его от древнего храма Лалиш, построенного в незапамятные времена. Внутри храм имеет яркое настенное панно из оникса с изображением павлина. Посередине зала установлен алтарь. Свод храма украшают центральный купол и семь меньших по размеру куполов по числу ангелов, с позолоченными шпилями в виде изображения солнца, которые придают ему особую нарядность и торжественность.

Великое освящение построенного в Акналиче езидского храма в честь «Семи ангелов святой земли» совершила святейшая делегация духовных лиц из Лалиша, после чего ими была совершена божественная литургия в новоосвященном храме. И, конечно, все это происходило по благословению всех святых во главе с Малик Таусом, в честь которых был освящен храм.

Открытие и освящение храма стало большой радостью не только для езидской общины, но и для жителей Армении и всего мира. По подсчетам армянских властей в торжественном открытии приняло участие от 35 до 37 тысяч человек. Стены храма не смогли вместить всех пришедших на литургию. Для тех, кто стоял на площади перед храмом «Семи святых», была организована аудиотрансляция. В числе почетных гостей торжества были, в частности, владыка Армянской апостольской церкви Сион Сарпазан, председатель парламента Армении Арарат Мирзоян, сорок депутатов парламента от различных партий, семь министров, представители разных партий и международных общественных организаций, дипломаты ряда стран.

За десятилетия добрососедского проживания в Армении, езиды Армении стали неотъемлемой частью армянского общества. Свою дружбу и преданность Армении они доказали своим честным трудом и братскими отношениями, на протяжении многих лет принимая активное участие во всех сферах жизни страны и армянский народ ценит это. Благодаря благородному отношению армянского народа сохраняются древние езидские традиции, открываются духовно-просветительские центры, езиды Армении имеют возможность развивать свое богатейшее культурное и духовное наследие, воспитывают в подрастающем поколении уважение к истории, традициям и обычаям своих отцов и дедов.

Езидский храм «Семь ангелов святой земли» уже стал культурной достопримечательностью Армении. Отныне этот храм является частью религиозного наследия Армении, наряду с недалеко расположенным знаменитым кафедральным собором Эчмиадзин – главный храм Армянской апостольской церкви, построенным в 4 веке н.э. Для верующих езидов наступило благословенное время, возможность совершения молитв, заботы о родных и близких, помощи тем, кто в ней нуждается.

Пусть этот храм служит езидскому обществу и всем людям Армении. Пусть он позволит езидам возносить молитвы и служить Господу, как требует того их вера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *