фото литургии в православном храме
Фоторассказы
священника Константина Пархоменко
Сейчас в разделе чел.
©2021 Фоторассказы священника Константина Пархоменко
Альбомы
Цикл фотографий, которые перед вами, – уникальный образовательно-просветительский проект. Представленные здесь фотографии с обстоятельными и увлекательными пояснениями расскажут о некоторых гранях духовной жизни верующего человека. Что он чтит, что ему дорого, как он молится. Что он видит, знает, любит и хочет, чтобы и другие это любили и знали…
Самые важные моменты богослужения. Последование службы шаг за шагом…
Все семь Таинств Церкви в фотографиях и с пояснениями. Что значат те, или иные обряды, зачем священник совершает такие непонятные новоначальным действия. Обо всем этом – в настоящей подборке.
Все элементы храма с объяснением. Вы научитесь ориентироваться в храме, как в собственном доме. Впрочем, разве можно относиться к храму иначе, как не к нашему общему дому.
Путевые фотографии и заметки о вере, красоте и вечности.
Подборка фотографий в изумлении перед Богом созданным, и данным нам для радости миром.
Фотозарисовки о Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга.
Самое святое место на планете, земля, где жил, умер и Воскрес наш Господь Иисус Христос…
Фоторассказ о посещении святых мест Греции.
Прикосновенье к монашеской республике, святому Афону. Каждая минута, проведенная здесь, становится драгоценным опытом, который ты хранишь всю жизнь…
185 Фото
Различные фотозарисовки священника Константина Пархоменко
Всенощное бдение
И еще. Как известно, праздничное Всенощное бдение отличается особой пышностью, некоторыми особенностями обряда. Но для иллюстрирования мы выбрали самое обычное Всенощное бдение, воскресное, то есть то, что совершается в приходских храмах в субботу вечером.
Фотографии, с которыми вы познакомитесь в этом фотоочерке, были сделаны за Всенощным бдением в ноябре-декабре 2008 года (я использовал фотографии, сделанные на четырех Всенощных бдениях).
Кого-то могут удивить некоторые предметы, которые оказались захвачены объективом фотоаппарата: лестницы, строительные леса, полиэтиленовая пленка и проч. Дело в том, что собор, в котором проводилась съемка, а это Свято-Троицкий Измайловский собор, восстанавливается. Здесь идут достаточно серьезные работы, и всем – и священнослужителям, и прихожанам – приходится с этим мириться. С одной стороны, это создает некоторые неудобства, с другой стороны, на наших глазах происходит чудо воссоздания поруганной и оскверненной в годы советского лихолетья святыни.
Фотографии, представленные в этом фотоальбоме, уже сегодня становятся историей, потому что внутренний облик собора меняется каждый день. Через 5–10 лет в восстановленном благолепном соборе трудно будет поверить, что когда-то мы молились в такой «рабочей» обстановке.
Всенощное бдение начинается вечером. По самому словоопределению этой службы видно, что она должна совершаться всю ночь. Так и происходит в некоторых монастырях (в России, на Святой горе Афон, в других местах). Но для удобства верующих людей, не имеющих ни возможности, ни сил всю ночь бдеть, на приходах употребляется сокращенный, приходской Устав совершения Всенощного бдения.
В наших храмах Всенощное бдение (в обиходе – Всенощная) длится 2–3 часа. (Кстати, в греческом слово Всенощная звучит как агрипния. Дословно это переводится как бессонная.)
Обычно Всенощная начинается в 17 или 18 часов, где как. Зимой в это время уже темно, летом аккурат после окончания Всенощной прихожане застают солнце, клонящееся к горизонту и окрашивающее небо в розово-золотистый цвет.
На Всенощное бдение всех созывает колокол. Сначала это гулкие печальные удары в большой минорный колокол, потом трезвон.
Священнослужители облачаются в алтаре.
Перед богослужением все служители собираются и смотрят в богослужебных книгах особенности нынешней службы.
Литургия верных
В древности приготовление хлеба и вина для Евхаристии происходило в специальной пристройке к храму – сосудохранилище.
Затем начинался великий вход. Хор пел стихи 23-го псалма:
– Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!
– Кто сей Царь Славы?
– Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
– Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!
– Кто сей Царь славы?
– Господь Cил, Он – Царь Славы. (Рус. )
Между стихов псалма вставляли небольшой тропарь, с VI века таким тропарем была Херувимская песнь.
В это время священники, диаконы торжественной процессией, сопровождаемой клириками, несущими свечи, кадила, опахала, чтобы никакое насекомое не приблизилось к Дарам, входили в храм. Главные несли дискос с Агнцем и Чашу с вином.
Если в храме присутствовал император, он встречал диаконов в середине храма и шел перед ними до самого престола, неся в руках свечу как низший из служителей – свещеносец.
Народ преклонял головы, многие падали ниц.
Автор VIII века, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, так возвышенно описывал то, что происходило в эти минуты: Диаконы и свещеносцы знаменуют вход святых и праведников, во главе херувимских воинств и сонмов Ангелов. На руках священнослужителей – Христос, «шествующий на таинственное Жертвоприношение». Со всеми ними – Святой Дух. «Его мы видим духовными очами в огне, кадиле, дыме и благовонии, ибо огонь указывает на Его Божественность, благовонный дым на то, что Он приходит незримо и наполняет нас благоуханием духовным через таинственную, живую и бескровную службу».
Процессия проходила через весь храм по специальному помосту – солее и царскими вратами входила в алтарь. Здесь их встречал епископ. Дискос и Чашу ставили на престол.
Сегодня это происходит немного иначе, но все так же торжественно и благолепно. Приготовленные хлеб и вино – уже в храме, в алтаре, на жертвеннике.
Хор начинает петь Херувимскую песнь. Отверзаются царские врата.
Диакон испрашивает благословения на кадило…
Богослужения
Я не буду перегружать свой очерк историческими подробностями. Мы сделаем акцент именно на визуальном рассказе, то есть на иллюстрировании хода Всенощного бдения фотографиями. В фотографиях мы представим наиболее значимые моменты
114 Фото
Высшей из молитв является Божественная литургия. Она требует от священника полной мобилизации и собранности всех сил и чувств, он, как воин, выходящий на брань, облачается во все священнические облачения – духовные доспехи.
В настоящем фотоальбоме мы с вами поговорим о Великом посте. Сразу поясню: мы не будем говорить о богословии поста, нравственных, пищевых аспектах этой аскетической дисциплины.
Наш фотоочерк охватит время от дня Великой Субботы, до глубокой Пасхальной ночи. Мы переживем волнующие минуты перехода от скорби к радости, «от смерти к жизни и от земли к небеси»…
Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря
ФОТОРЕПОРТАЖ
15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан.
Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы.
Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот день – день столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя.
Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора.
Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии.
Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.