фото макарьево унженский монастырь
Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Мiръ Россия Костромская область Макарьев Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне — село Унжа Макарьевского района Костромской области).
Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из «осколков» Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтоводские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году.
Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды — в 1612 и 1619 годах — совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария». В 1664-1670 годах здесь был возведен каменный Троицкий собор. В 1670-1674 годах над местом погребения преподобного Макария построили каменную Макарьевскую церковь, при этом состоялось обретение святых мощей унженского старца. Позднее в обители были воздвигнуты еще три каменных храма — Благовещенский (в 1680 году), Никольский над Святыми вратами (в 1685 году) и Успенский (в 1735 году). В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями.
В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь).
Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались — их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.
Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме.
В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555-летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. СвятоТ роицкий Макариево-Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Фото макарьево унженский монастырь
Есть в России много мест, имена которых некогда были достославны и легендарны, но в наши дни почти забыты. Одно из них – Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь на Костромской земле. Расположен он в маленьком городке Макарьев, который и возник вокруг обители, и по ней же был назван.
В воскресный полдень подхожу к древним стенам. Из-за сплошного тумана едва-едва видны верхушки храмов. В обители ни души – после того как ушли последние, задержавшиеся после службы прихожане. Видно, что за чистотой здесь следят, всё выглядит довольно аккуратно. Разве что грязный тёмно-красный кирпич, выглядывающий среди белых стен, да место разрушенной колокольни напоминают, что работ тут предстоит ещё много.
– Исторически монастырь был мужским, почему же в 1993 году его возродили как женский? – спрашиваю игумена Варфоломея (Коломацкого). Он настоятельствует с 2016 года, когда монастырь вновь стал мужским, – прежде служил в соседнем городе Нея.
Настоятель монастыря игумен Варфоломей (Коломацкий)
– Наверно, преподобный так благословил. В девяностые годы, когда решили возродить монастырь, считалось, что набрать сестёр и создать женскую общину гораздо легче, чем мужскую. Но вот не сложилось. Может, потому, что сёстры уже физически не могли в полной мере решать все монастырские дела. Вместе с последней игуменией Верой здесь под конец жили четыре сестры: две согбенные старушки, одна несогбенная и одна монахиня лет сорока. И это в условиях, когда нет газа, отопление дровами.
– Что должно происходить в монашеской общине, чтобы признать её состоявшейся?
Отец Варфоломей приглашает меня к трапезе. Уха просто выдающаяся – ни единой косточки, ни шкурки. Рыба, салаты, выпечка – творения иеромонаха Вячеслава. Рыба – от местных рыбаков, выловлена неподалёку, в реке Унже, на которой и стоят монастырь и городок Макарьев.
В конце лета 1439 года сюда пришёл девяностолетний старец Макарий – чудотворец и миссионер Поволжья. В двенадцать лет он тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре близ Нижнего Новгорода, а затем всю жизнь, стараясь найти место для уединённой молитвы, уходил отшельничать. Однако всякий раз вокруг него собиралась братия – так возникли Макариев-Решемский монастырь в селе Решма недалеко от Кинешмы, Желтоводский Макариев монастырь на Нижегородчине и последний – Унженский.
Прп. Макарий Унженский и Желтоводский
– Преподобный Макарий сюда пришёл в 1439 году, а преставился в 1444-м, оставив после себя уже устроенный монастырь, – рассказывает отец настоятель. – В камне же обитель отстраивается уже после того, как становится под опеку новоизбранной царской семьи Романовых, посетивших монастырь в 1619 году.
Макарий был первым святым, который был прославлен при Романовых для всероссийского почитания. У них там свои отношения. Рассказать?
В потопе Смуты
Но Михаила, сына Фёдора Никитича Романова (ставшего в постриге Филаретом) и Ксении Ивановны (инокини Марфы), кто-то из родни привёз сюда, в Макарьевский монастырь, и отдал на воспитание настоятелю Давиду Хвостову. Юношу прислал в конце XVI века последний из рода Рюриковичей царь Фёдор Иоаннович. Причём вход в келью Михаила был через келью игумена Давида, так что настоятель был не только воспитателем, но и хранителем будущего царя. Провёл Михаил здесь несколько лет. После смерти царя Бориса в 1605 году инокиня Марфа получила свободу и по пути домой забрала наследника.
Ещё одно событие, которое нужно отметить, произошло в разгар Смутного времени. Литовский шляхтич Лисовский вместе со своим сподвижником Яном Сапегой разоряют Русь. В феврале 1609 года они осаждают Троице-Сергиев монастырь, подходят к Суздалю, а затем идут по Волге до Костромы, берут Галич, Решму, Кинешму, грабя и сокрушая всё на своём пути по всему правобережью Волги. А вот у Юрьевца поляки столкнулись с крестьянским ополчением, которое там самостоятельно собралось из окрестных сёл, одно из которых, Завражье, точно знаю, живо до сих пор. А крестьяне эти очень почитали преподобного Макария. По военным меркам сельское ополчение не представляло большой угрозы для обученного войска поляков и победу одержать не могло. Но без боя крестьяне сдаваться не хотели и крепко молились преподобному. И когда на следующее утро поляки стали переправляться на левый берег, они увидели следующее: по Волге плавает ладья, а на ней стоит седовласый старец с сияющим лицом. Те, кто на него смотрит, теряют зрение, а кто пытается пустить стрелу, тот получает её обратно. Началась паника, чем воспользовалось ополчение, разбив интервентов наголову. Сам Лисовский еле унёс ноги и всё оставшееся время, что он ещё был в России, никогда больше близко не подходил к макарьевским пределам. Эта победа стала предтечей того, что случилось в 1612 году, когда поляки были изгнаны из Москвы, а затем из России.
…Слушаю рассказ игумена и будто переношусь в то давнее время. Хорошо, что перед нашей беседой я прошёлся вокруг монастыря, спустившись по дороге, ведущей к реке, и своими глазами увидел то, что видел ещё совсем мальчишкой будущий царь Михаил. Конечно, не было тогда ни каменных стен, ни ЛЭП, но наверняка стояли примерно такие же покосившиеся деревянные домики, а долина реки Унжи и бескрайние леса за ней уж точно мало отличались от нынешних. Не раз, наверное, стоял здесь юный Михаил, вглядываясь в речную даль в надежде увидеть своих родителей, едущих, чтобы забрать его. Жизнь в далёком монастыре была для мальчика большим испытанием, но это было необходимо – спасалось в его лице будущее русского государства.
Как же важно бывать в исторических местах! Давно минувшие дни воспринимаешь совсем по-иному, когда видишь картину, на фоне которой разворачивались события.
Отец Варфоломей продолжает:
– Когда в 1612 году встал вопрос о выборе нового царя, Романовы были первыми претендентами. Разумеется, польско-литовские отряды, которых ещё не до конца изгнали, должны были их извести. Где искать Михаила, поляки знали: это либо Кострома, либо их фамильное имение Домнино. Туда они и направились. Марфа же с Михаилом загодя уехали в Макарьевский монастырь, где и пересидели грозу. А в Домнино поляков встретил русский крестьянин Иван Сусанин, судьба которого всем хорошо известна. Потом уже Марфа и Михаил отсюда уехали в Кострому, где приняли боярское посольство из Москвы, а в январе 1613 года шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича избрали на царство. Отец его, Филарет Романов, после смерти Годунова получил свободу и даже был рукоположён во епископа в правительстве тушинского лагеря Лжедмитрия Второго, но поляков поддерживать не стал, за что его арестовали и увезли в ссылку в Речь Посполитую.
Ну и вот, когда Михаил Фёдорович Романов с матерью сидели здесь, в маленьком деревянном монастыре, они имели очень много поводов молиться преподобному Макарию.
Во-первых, они почитали его как покровителя пленённых – молились ему, чтобы из плена был отпущен глава семейства Филарет. В 1439 году, во время нашествия казанских татар, предыдущая пустынь, которую основал Макарий на берегу Волги – ныне Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, – была разрушена, большинство братии погибло, а самого Макария взяли в плен.
Впоследствии хан отпустил 90-летнего старца, запретив, однако, возрождать монастырь на прежнем месте. Воспользовавшись дозволением татар, святой Макарий смог вывести из плена доверившихся ему людей. Их было около четырёхсот – монахов и крестьян. Пришли в Галичскую землю, где святой и основал новую обитель, в ней мы сейчас и находимся.
Во-вторых, Романовы почитали Макария как покровителя народного ополчения – в связи с событиями 1609 года. Преподобный очень почитался в Нижнем Новгороде, и когда Кузьма Минин и князь Пожарский пошли на Ярославль, а потом на Москву, одним из тех святых, кому они молились, был преподобный Макарий. Ну и почитали его Романовы как святого, под покровом обители которого они и пребывали, где спасали свои жизни.
Поэтому, когда в 1619 году Патриарх Филарет получил свободу и вернулся, то первое, что он сделал, – это благословил инокиню Марфу с Михаилом Фёдоровичем отправиться в благодарственное паломничество – поклониться гробу преподобного. Доехали они до Красногорской Спасской пустыни, что в 25 километрах от монастыря на берегу Унжи, сейчас это приходской храм села Красногорье, там переночевали и оставшийся путь до монастыря прошли пешком. У нас сейчас каждый год совершаются два крестных хода. Один Царский – из Красногорья до монастыря – в память о том самом крестном ходе первых Романовых. Исторически он совершался накануне Покрова, а сейчас проходит 15 июля, за два дня до поминовения Царственных страстотерпцев. А 5 августа идёт крестный ход из села Унжа – это село, куда пришёл со своими спутниками из казанского плена преподобный Макарий перед тем, как основать обитель. Там же он отошёл ко Господу, и его тело отнесли в монастырь на погребение.
После посещения монастыря первыми лицами государства обитель оказалась под опекой царской семьи, получает много земель, вклады в ризницу, отстраивается в камне. Некоторые вещи для службы инокиня Марфа шила сама – её пелерины до сих пор хранятся в музее Ипатьевского монастыря. Так получилось, что сегодня Кострома известна как вотчина Романовых, но на самом деле вполне может быть так, что Михаил Фёдорович в Костроме был всего-то несколько дней, а здесь он провёл годы. Макарьево-Унженский монастырь, конечно, незаслуженно забыт всеми и вся, а ведь именно он – колыбель новой царской династии.
– Что остаётся для меня неясным, так это где хранятся мощи преподобного Макария: здесь или в Желтоводском монастыре?
– В Желтоводском монастыре находится честная глава преподобного Макария, остальные мощи – здесь.
Храм преподобного Макария Унженского и Желтоводского, построен в 1674 г.
Храм Прп. Макария Унженского и Желтоводского. Рака с мощами святого
С ними такая история. В стенах нашей обители мощи хранились с тех пор, как были обретены, но после закрытия монастыря их отвезли в краеведческий музей города Юрьевец и уже оттуда возвращены были нам. В 70-х годах один батюшка, который был знаком с начальством музея, из лучших побуждений забрал оттуда главу, чтобы сохранить святыню. А так как первым открылся Желтоводский монастырь, туда священник главу и передал. Отсутствие главы, кстати, музейщиков явно беспокоило, так что когда мальчишки на местном кладбище нашли вымытый талыми водами череп и принесли его в музей, то сотрудники не долго думая положили его к мощам. Но обман слишком сильно бросался в глаза, пришлось убрать. Нам передали уже только мощи.
Тяготы в наши дни
– Что было в стенах монастыря в советские годы?
– В Троицком соборе – дровяной склад, в Успенском – узел связи, в Макарьевском храме – машиннотракторная станция, а в Никольском – краеведческий музей. В братских корпусах разместили муниципальное общежитие, где давали жильё нуждающимся.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 1680 г., место рухнувшей колокольни и Собор Троицы Живоначальной, 1670 г.
– Я, конечно, оглядел всё поверхностно, но не увидел повальной разрухи, скорее, такой законсервированный от дальнейшего разрушения памятник старины.
– А я бы назвал это национальным позором, – не стесняясь говорит батюшка. – Из пяти храмов действуют только два, из трёх недействующих – два в аварийном состоянии, куда заходить опасно. У нас готов проект реставрации Троицкого собора по всем современным нормам, но который год нам отказывают в средствах. Выделяются деньги куда? На ремонт башен Троице-Сергиевой лавры, Донского монастыря и на прочие московские проекты.
– А как же местные, костромские, меценаты?
– Область – бедный дотационный регион. Какие-то богатые люди могут быть только в Костроме, в глубинке таковых практически нет. В Макарьеве всё производство давно развалилось, а то оставшееся, чем занимаются предприимчивые люди, – заготовка леса и производство пиломатериалов. В лучшем случае лесозаготовители могут со скидкой продать нам дрова, ну или пожертвовать пару кубов леса. Может быть, в Шарье есть какое-то промышленное производство, но не знаю, насколько оно вообще живо.
– Много ли гостей приезжает в монастырь?
– Туристов, можно сказать, нет, а паломники приезжают. Для них мы построили летнюю террасу. Принимаем, кормим. Но как сентябрь кончается, завершается и этот скромный поток паломников. Поймите, в вопросе реставрации речь идёт о десятках миллионов рублей, здесь таких денег в принципе нет.
– До Макарьевского монастыря вы служили в городе Нея. Я правильно понимаю, вы там восстановили храм?
– Наша община не восстановила, а отстроила новый храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Но, понимаете, одно дело – строительство, другое – восстановление монастыря со статусом памятника архитектуры федерального значения. Как делать и что делать – нам понятно, и проект есть. Но, во-первых, сейчас совершенно другое время по сравнению с прошлыми годами – кризис. Люди, которые могли жертвовать какие-то серьёзные суммы, нынче уже не имеют такой возможности, хотя желание осталось. Во-вторых, очень изменились условия. Если раньше можно было что-то сделать собственными силами, без привлечения сторонних специалистов, то сейчас мы можем очень немного. Покрасить что-то, допустим. А работы, которые затрагивают общий вид и архитектурные особенности – штукатурить фасады, к примеру, – мы делать не имеем права. Нужно составить проект, отдать его в органы охраны культурно-национального наследия на экспертизу, получить заключение экспертизы, найти лицензионную организацию, которая имеет право проводить реставрационные работы на памятниках культуры, получить разрешение на работу от всех надзорных органов и только потом приступать. А это уже не просто другие деньги, нежели чем восстанавливать неспешно своими силами, тут разница раз в десять.
При входе в монастырь стоит здание бывшей городской бани, построенной из кирпича монастырской ограды, а в углу братского корпуса находилась прачечная. Сток воды из них не был толком организован и проходил прямо под Благовещенским храмом, задевая правую часть Троицкого собора. Итог – храмы эти стоят растрескавшиеся, а колокольня Благовещенского храма и вовсе рухнула. То есть теперь у нас стоит вопрос об экспертизе, об укреплении фундаментов, о стягивании и заделке трещин. Всё это довольно сложные инженерные работы, которые хозспособом не сделаешь. Поэтому нам и нужны госпрограммы.
– Перспективы есть или безнадёжно?
– Собираемся издать буклет про монастырь и о преподобном, общаемся с медиасообществом – чем больше о монастыре будут говорить, тем больше вероятность того, что что-то продвинется.
– Патриарх не приезжал сюда?
– Что вы, нет конечно! Что Святейшему здесь делать: смотреть на развалины? Ему своих хватает дел. Вот если бы восстановили Троицкий собор…
Из Москвы в глубинку
– Давно вы в монашестве?
– Прямо коренной москвич?
– Что сподвигло вас выбрать монашеский путь?
– Чем вы занимались до монашества?
– Я окончил физфак МГУ, работал в НИИ ядерной физики при МГУ.
– А в каком направлении работали?
– Взаимодействие космического излучения сверхвысокой энергии с атмосферой Земли. Был акт сотворения мира – Бог создал материальный мир, в том числе и элементарные частицы: электроны, позитроны и гамма-кванты. Они до сих пор живы и иногда влетают в атмосферу Земли, образуя атмосферные ливни. Когда я учился, на территории МГУ стояли вагончики с аппаратурой, которая регистрировала эти ливни, а я уже работал с этими данными, вёл расчёты.
Это больше фундаментальная наука, базовые представления о сотворении мира, о физике космоса. Но потом встала дилемма, чем заниматься после окончания института. Думал идти в аспирантуру, но туда принимали только молодых коммунистов. Хотя диплом у меня был куда лучше, были и статьи в научных журналах, в том числе в зарубежном, доклады на международной конференции и так далее. Я без гордости это говорю, как факт.
Впрочем, потом я понял, что дело даже не в требованиях партийности. Просто у одного из молодых коммунистов шеф был председателем профкома МГУ, у другого – папа профессор. Так что ничего нового – и тут нужны покровители, знакомства.
Посмотрев на систему отношений в среде учёных, я понял, что это не моё, и пошёл на вольные хлеба – программистом. На тот момент я уже достаточно неплохо освоил имевшуюся вычислительную технику, мог писать и прикладные, и системные программы. Определился в свой же НИИ, но уже в вычислительный центр…
– Когда-то учёные называли это Большим взрывом, сейчас появились и новые теории, но давно этим не занимаюсь, мне хватает других интересов в жизни.
– Есть у вас ностальгия по Москве, по той работе?
– Нет. Что пора всё бросать и уезжать в деревню, я начал понимать, когда во сне стал находить ошибки в программах. Подумал: всё, хватит, можно свихнуться просто.
– То есть вы всё время думали о работе?
– Ну даже не сказать «думал» – само думалось.
– Алексей, покажи рабу Божиему храмы наши, к мощам своди, – дал указание игумен.
Что послушник Алексей и сделал.
Роспись Троицкого собора
За стенами монастыря, под склоном, облагорожен в камне святой источник, некогда вырытый самим преподобным. Чтобы сравнить «прежде и теперь», есть хорошее подспорье: фотограф Прокудин-Горский в начале прошлого века сделал много цветных фотографий городка Макарьева и ещё процветавшего тогда Макарьевского монастыря. В годы расцвета обители в монастыре подвизалось до нескольких сот насельников, сегодня здесь – 7 человек братии.
С. М. Прокудин-Горский. Макарьев монастырь на реке Унже. Фото 1910 г.