фото никитского монастыря в кашире

«С игуменством дается благодать – помощь Божия чувствуется во всем, и понимаешь, что Господь Сам все управляет…»

Игумения Магдалина (Чекулаева)

фото никитского монастыря в кашире

Никитский женский монастырь в Кашире пережил свое второе рождение совсем недавно. 9 июля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии обители и назначении на должность настоятельницы монахини Магдалины (Чекулаевой). Первый раз монастырь был образован на этом месте в 1884 году. Этому событию в течение четырех десятилетий предшествовала деятельность женской общины, окормляемой Оптинскими старцами и иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Бесславным «достижением» советского времени стало устройство в процветавшей Никитской обители чулочно-носочной фабрики и превращение в руины ее главного храма – Спасо-Преображенского собора. С 2016 года Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь проводил в монастырском комплексе масштабные реставрационные работы; в 2018-м они были практически завершены.

В недавнюю годовщину начала игуменского послушания матушки Магдалины «Монастырский вестник» попросил настоятельницу рассказать о своем пути в монашество, о сегодняшней жизни, заботах и радостях обители. Корреспондентом портала на этот раз выступил протоиерей и известный православный журналист отец Михаил Дудко.

Матушка Магдалина, как у любого нового предприятия, у молодого монастыря и у его руководительницы наверняка есть немало трудностей. С какими заботами Вы столкнулись в начале игуменского пути, как решаете насущные проблемы обители?

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Благотворительным фондом по восстановлению порушенных святынь Московской епархии при содействии губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева в короткий срок были проведены масштабные реставрационные работы храмового комплекса Никитского монастыря, подготовлены условия для богослужений, молитвы. Год назад, при открытии монастыря место проживания сестер было обустроено, однако нелегко было сразу наладить быт. Сестринскую заботу о нас проявила игумения Агния (Сударикова), настоятельница соседнего Троицкого Белопесоцкого монастыря, укрепила мудрым советом, молитвой. Администрация Каширы с готовностью нас поддерживает. Активно подключились и каширяне, которые очень ждали открытия монастыря, поэтому горячо откликнулись: помогали и на кухне, и в уборке храмов…

Прежде здесь был приходской храм?

Юридически было даже два прихода: Преображенский и Никитский.

фото никитского монастыря в кашире

Насколько я знаю, до того, как началась приходская жизнь, фабрика находилась прямо в храме, и потом из-за этого даже суды происходили?

Да, на тот момент благочинный церквей Каширского округа отец Виталий Коценко очень много трудов положил, чтобы отвоевать Никитский храм – его незаконно выставили на торги как фабричное здание. Все православные каширяне, все, кому дорога история родного края, проявили активную позицию: организовывали крестные ходы, в которых участвовали и казаки, прошли десятки судебных заседаний… В результате храм удалось отстоять и его передали Церкви. В скором времени образовался приход храма святого великомученика Никиты. Настоятелем стал иеромонах Александр (Волков).

фото никитского монастыря в кашире

В 2015 году учредитель Фонда по восстановлению порушенных святынь Московской епархии митрополит Ювеналий обратил внимание на это историческое место. По инициативе владыки, как я уже сказала, за полтора года был восстановлен комплекс храмов, благоустроена территория. В настоящее время занимаемся проектом строительства сестринского корпуса и оформлением земли. Еще раз подчеркну, что деятельность фонда – замечательное явление, мы это в полной мере почувствовали на себе: в такой короткий срок аварийным, полуразрушенным и искаженным позднейшими пристройками зданиям вернули прежний облик, сделали их пригодными для богослужения, и обитель в целом – для повседневной монашеской жизни.

Многие современные обители испытывают трудности при восстановлении утраченных, забытых традиций. Насельники не всегда хорошо представляют себе, как правильно вести монашескую жизнь, как строить монастырь в плане внутреннем, как спасаться. Относится ли это и к вам, и на каких примерах Вы как игумения учились и учитесь?

Как раз с этим я и столкнулась. Конечно, задача игумении – не только устройство быта, но, в первую очередь – внутреннее духовное устроение и устав монастыря как основа всей дальнейшей жизни. Прочный духовный фундамент нужно было заложить с самого начала; понимала: какое направление я дам сестрам, как настрою тех же прихожан, так и будет в будущем существовать обитель. Говорю сестрам: «Вы – основа. Сестры, которые придут после, будут вливаться в уже налаженную монастырскую жизнь». Для меня это очень важно.

фото никитского монастыря в кашире

У Вас ведь уже был немалый опыт монашества?

В Александро-Невском женском монастыре в селе Маклаково Московской области я прожила двадцать два года, практически с самого начала его возрождения. Непосредственно видела, как матушка Елисавета (Семенова; † 2014), Царствие ей Небесное, строила монашеский уклад.

А можете просто, «по пунктам» назвать самое важное для Вас, что должно присутствовать в жизни монастыря?

Молитва. Когда я приехала сюда, спросила у духовника: «Батюшка, с чего начинать?» Он так и сказал: «С молитвы». Я тогда была одна, и в шесть утра начинала читать полное монашеское правило.

Ко мне присоединились прихожанки, по пять-шесть человек нас собиралось ежедневно. Сейчас – это часть устава нашего монастыря. В шесть часов начинается монашеское правило. Одна игумения мне сказала, что для новоначальных полное монашеское правило сразу – наверное, тяжело. Поговорила с сестрами – не трудно ли им. – «Нет, матушка!». Ответ меня порадовал.

Уверена – то, что закладывается сейчас, очень важно для будущего.

Затем – это я взяла из своего монастыря: матушка Елисавета ввела в жизнь обязательное правило каждый день быть на Литургии. И здесь, в Никитском монастыре, мы тоже стараемся этому следовать.

Причащаются сестры часто, или это не регламентировано?

Из своего небольшого опыта я вынесла то, что причастие должно быть в первую очередь регулярным, лучше не реже двух раз в месяц, и не чаще одной недели. Стараюсь сама следить за этим.

Что еще для Вас важно?

Послушание. В монастыре это необходимо. По своему характеру не могу прибегать к строгости, ругать – поэтому мне важно понимание.

В семье – а я в многодетной верующей семье росла – меня тоже так воспитывали: чтобы совесть всегда на первом месте стояла.

фото никитского монастыря в кашире

И Вы это как-то переносите и на монашескую семью?

Да, иногда видишь, что наказание человеку будет уже чрезмерно, потому что он сам себя грызет, и его надо, наоборот, успокоить, поддержать. А с другим – в нужный момент просто промолчать, и для него это уже будет наказанием.

Какие еще базовые принципы устроения монашеской жизни Вы назовете?

Внутренняя работа над собой, со своими страстями, умение следить за помыслами. Такой принцип я тоже вынесла из Александро-Невского монастыря, и даже, когда потом глубже копнула, поняла, что и это впервые во мне заложила мама. Когда человек внутренне работает, он правильно выстраивает отношения с окружающими и с самим собой. На этом я сейчас делаю акцент для всех сестер: «Главное – это ваша внутренняя работа. Все ваши послушания – просто средство. Неважно, чем вы занимаетесь, огород, вышивка, пение – не увлекайтесь делом чрезмерно». Да, человеку нужно творчески раскрываться, но – во славу Божию, во благо Церкви, а не для самовыражения.

Также очень важно, чтобы между сестрами было взаимное уважение и понимание, поддержка. Важно требовать в первую очередь с себя, а не с других.

Как вы относитесь к практике откровения помыслов настоятельнице?

Положительно. Это мое сугубо личное восприятие – я сама прошла эту школу с матушкой Елисаветой и вижу в этом большую пользу.

фото никитского монастыря в кашире

А как чаще всего к вам приходят люди, желающие остаться в монастыре?

Двое у нас с самого начала: когда еще только приход существовал, здесь были желающие монашества. Третья сестра знала меня девять лет и тоже готовилась в монашество; когда меня назначили, ей уже было ясно, куда идти: «Матушка, я к вам». Еще одна как паломница к нам ездила, потом, в связи с пандемией, осталась на три месяца, и уезжать уже не хочет…

У вас есть свои святыни?

Одна из главных святынь монастыря – частица мощей великомученика Никиты. Также это икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была написана в XIX веке на Афоне в монастыре Дохиар для нашей святой обители. На второй день после моего назначения приехала меня навестить и поддержать настоятельница Троицкого Белопесоцкого монастыря игумения Агния (Сударикова) и сказала: «А ваша икона у нас! Мы готовы ее вернуть!» Чувство благодарности меня переполняло: это было большим утешением и проявлением милости Царицы Небесной.

А почему икона оказалась в Белопесоцком монастыре?

Когда в 1923 году закрыли Никитский монастырь, Белопесоцкий был еще открыт, и икону перенесли туда. После закрытия Белопесоцкого монастыря образ передали в приходской храм, который в советское время действовал. В начале 90-х Белопесоцкая обитель была возрождена, икону вернули с прихода, и до прошлого года она пребывала там.

Когда я обратилась к владыке Ювеналию за благословением на возвращение образа, он дал мудрый совет: «Хорошо, но надо бы сделать список. Прихожане привыкли к иконе». Мы нашли лучшего специалиста по афонскому иконописному письму и с благодарностью передали список Белопесоцкому монастырю. Изначально планировалось торжественное, крестным ходом, перенесение иконы. Началась подготовка. Но из-за пандемии планы изменились, и перенесение было скромным, но благодатным.

фото никитского монастыря в кашире

Сейчас перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» ежедневно, с пяти утра до полуночи, читается Акафист Богородице с помянником; читают не только сестры монастыря, но и прихожанки.

Общение между настоятельницами других обителей имеет место? Вы опытом делитесь?

Да. Общение есть. Меня по-сестрински поддерживают многие игумении, помогают, делятся опытом Сама я по близлежащим монастырям проехала – смотрела, советовалась, с чего начинать. С некоторыми игумениями общаемся по телефону. Всем им я благодарна.

Я обратил внимание на внутреннее убранство Никитской церкви, где мы беседуем: все сделано аккуратно, но достаточно просто. Фонд возрождения святынь всеми работами занимался – и наружными, и внутренней отделкой?

Да, они всё сделали полностью, включая благоустройство алтарей, чтобы можно было службу вести.

Вы обращаете внимание на то, чтобы все было, что называется, аутентично, как когда-то? Наверное, старый облик храмов можно восстановить по каким-то фотографиям или иным документальным свидетельствам?

Поскольку я сама художник по образованию и вообще люблю старину, древности, для меня это, действительно, важно – восстановить всё, насколько возможно. К новаторству в этой области я не склонна.

Работа с интерьером будет продолжаться?

Да. Вот киоты мы уже сделали, иконы пишем.

Для меня важно, чтобы в таком благом деле, как приобретение киота или написание иконы участвовали многие, чтобы для этой цели была именно соборная лепта.

фото никитского монастыря в кашире

Вы сами будете писать какие-то иконы?

Планирую, иконы писать люблю. С 2010 по 2013 год обучалась в иконописной школе при МДА, но к сожалению, сейчас мало времени удается уделять иконописи. Как только открылся монастырь, в первую очередь устроила мастерские – иконописную, пошивочную. В монастыре есть своя пасека, сестры теперь занимаются пчеловодством, делаем восковые лечебные мази. А пчелы у нас появились благодаря местному пчеловоду: осенью 2019 года он подарил несколько ульев.

Расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь в монашество?

Как уже сказала, росла я в многодетной верующей семье. Мама моя в атеистическое время твердо пронесла веру, она до замужества совершала паломничества по святым местам, много рассказывала о монастырях и их святынях: Троице-Сергиевой лавре, Почаевской, Киево-Печеской, о Псково-Печерской обители, и, наверное, не осознавая того, передала мне свою любовь к монастырям и монашеству.

В одиннадцатом классе встал вопрос – куда поступать. Готовилась с подругой в медицинский институт, но тяготение было и к педагогике. И вот уже кончилось первое полугодие, а я ни на что решиться не могу. За советом обратилась к нашему приходскому священнику, и батюшка после исповеди вынес мне письмо, в котором сообщалось о наборе на теологический факультет Армавирского православного социального института. Я приняла это как волю Божию и поступила туда.

фото никитского монастыря в кашире

На тот момент уже серьезно и глубоко задумывалась о смысле жизни. Обучение в православном институте дало мне возможность познакомиться с творениями святых отцов и получить ответы на многие мои внутренние вопросы. После второго курса, посоветовавшись с родителями, оставила институт и уехала в Троице-Сергиеву лавру. Там познакомилась с матушкой Елисаветой и поступила в Александро-Невский женский монастырь. Он открылся в 1996 году, а в 1997-м я уже была там, и мы стали поднимать обитель. В 2004 году меня постригли в иночество, в монашество же – через десять лет.

Игуменство, как Вы полагаете, – закономерный этап в Вашей жизни?

Сейчас, оглядываясь назад и анализируя, вижу, что Промысл Божий готовил меня к этому послушанию. Как-то один батюшка меня спросил: «Матушка, ты какие послушания проходила?» Я подумала – проще сказать, какие не проходила: водительское и казначейское, остальное всё прошла.

фото никитского монастыря в кашире

А что касается игуменства… во время заседания Священного Синода 9 июля 2019 года, где стоял вопрос о моем назначении, было такое состояние – никогда его не забуду: твоя судьба кардинально решается где-то там, а тебе остается только горячо молиться.

Что Вас больше всего радует на месте, где Вы подвизаетесь?

Могу сказать, что радует всё: древний город Кашира, Никитский монастырь с богатой историей, монахини-подвижницы, которые жили здесь: монахиня Фомаида (Чирочина) – основательница монастыря, игумения Макария (Сомова), схимонахиня Ольга (Ложкина). Все они молятся об этом святом месте, и мы чувствуем их помощь. Радует доброта и отзывчивость наших прихожан, готовых всегда потрудиться для святой обители.

Глубоко благодарна администрации Каширы за понимание и поддержку, желание возродить монастырь как духовный центр Каширской земли.

фото никитского монастыря в кашире

Многие, с кем приходится общаться, гости монастыря говорят о трудности игуменского служения: «У Вас тяжелый крест, такая ответственность…» Конечно, и ответственность осознаешь, и трудностей хватает. Но ведь все дело в том, как к этому относиться. Я считаю, что трудности – это благо, проявление милости Божией. Только через них мы учимся, открываются наши возможности, мы приобретаем опыт, познаем и узнаем себя. А силы дает Господь. Действительно, с игуменством дается благодать – помощь Божия чувствуется во всем, и понимаешь, что Господь Сам все управляет… Ведь своими силами то, что уже сделано и сейчас делается, – просто невозможно совершить.

Фото: Владимир Ходаков

Игумения Магдалина (Чекулаева)
Беседовал Протоиерей Михаил Дудко

Источник

Возрождение (История Каширской Никитской женской обители)

«За родником – белый храм, кладбище старое.
Этот забытый край Русь нам оставила».
Иеромонах Роман (Матюшин).

Часть 1

Если бы мне пришлось подбирать фотографию для визитной карточки с видом Каширы, я выбрал бы ту, что сделана с левого берега Оки при подъезде к старому автомобильному мосту, действующему с 1965 года. Действительно, в любой день здесь можно видеть людей, проезжавших мимо и не утерпевших сделать снимок внезапно открывшейся перед ними великолепной панорамы нашего города. Особенно красиво он смотрится сейчас, — в пору левитановской осени!

фото никитского монастыря в кашире

Его западная часть, расположенная на высоком холме, обращена к нам и соседствует через глубокий овраг с одетым в «багрец и золото» лесом Козловкой. Разноцветные домики выглядывают из кущи садов и словно сбегают вниз к реке. Ее видимая водная гладь заканчивается вдалеке белой жемчужиной древнего Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря и ажурными арками столетнего железнодорожного моста над Окой. Удивительно, но даже трубы Каширской электростанции, первенца ГОЭЛРО, что заметны на горизонте, не портят пейзаж. Городок, отраженный в водах красавицы Оки, схож с мифическим кораблем, плывущим по синему небу с проталинами белых облаков.

Эта картина не была бы столь торжественной, если бы не златоглавые каширские храмы, постепенно принимающие Божеский вид после долгих лет духовного забвения. Как драгоценные камушки царственной короны, венчают они эту красоту. «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал …»! Конечно, не все храмы видны с левого берега, но те, что заметны — впечатляют! В эти осенние дни рядом с пятиглавым Преображенским собором бывшего Никитского женского монастыря, появился силуэт еще одного купола церкви, который, надо думать, тоже засияет в скором времени. Об этом историческом уголке Каширы, а также о его возрождении пойдет речь впереди.

фото никитского монастыря в кашире

ФОМАИДА

В конце XVII века (по преданию — в 1696 г.) на западной окраине Каширы каширскими купцами Нероновыми была построена деревянная церковь во имя Святого великомученика Никиты. Через 100 лет, в 1805 году ее небольшой приход из-за ветхости церкви был упразднен и храм стал только кладбищенским. Через десять лет староста церкви Федор Иеремиевич Руднев, человек очень благочестивый, задумал построить вместо деревянного, — каменный храм, более соответствующий памяти о почивших предках. После долгого сбора средств, Руднев даже построил для этого часовню в 1818 году в начале улицы Московской. 12 мая 1822 года была освящена закладка новой церкви. Строилась она долго. Лишь в 1855 году был освящен главный престол храма – Никитский, но Федора Иеремиевича к этому времени уже не было в живых, он скончался 15 мая 1848 года. Достойным продолжателем его святых дел стала матушка Фомаида (Мария), в прошлом — инокиня знаменитого Горицкого монастыря. Вместе со своей помощницей Олимпиадой (Дарья Николаевна Макарова) и духовными сестрами, число которых уже превысило 50 человек, они жили в богадельне, устроенной еще Ф.И.Рудневым при строящейся каменной церкви. Именно их усилиями на пожертвования каширских горожан, богатых московских купцов и даже, членов царской фамилии, строительство Никитской церкви с 3-х ярусной колокольней было завершено. Примерно в то же время, был построен отдельный келейный корпус. В 1862 году вслед за матушкой Олимпиадой, удалившейся в Успенскую пустынь под Александровым, ушла на покой и Фомаида, которой исполнилось 84 года.

фото никитского монастыря в кашире

«Она почила о Господе 17 декабря 1868 г., имея от роду 90 лет, оставив по себе незабвенную память в Каширской обители. Тело почившей положено близ церкви святого великомученика Никиты, с левой стороны, у окна левого клироса. На гроб положена металлическая доска, на коей вырезаны годы ее жизни и труды на пользу обители Каширской.» (2)

МАКАРИЯ

Следующей настоятельницей Каширской Никитской женской общины, так стала называться обитель в 1862 году, стала матушка Макария (Сомова), родом из дворянской семьи, монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, духовная дочь Оптинского старца Макария (Иванов). За время ее настоятельства было построено 7 каменных и 4 деревянных корпуса, вокруг обители возведена каменная ограда с красивыми башнями по углам и венчающими их Ангелами с трубами в руках. Со стороны Никитской улицы были устроены главные Святые ворота. В 1884 году указом Святейшего Синода община была преобразована в общежительный Никитский монастырь, а настоятельница Макария возведена в сан игуменьи.

«19-го Октября 1886 г. по дарственной записи совершенной и утвержденной нотариальным порядком от дворянина Михаила Феодоровича Иениш, досталось усадебное место с каменным одноэтажным домом и надворным строением в г. Кашире на Никитской улице, мерою около 300 кв. сажен. … К существующему дому Иениш сделана большая каменная пристройка с подвальным помещением для кухни, на верху здания выстроен деревянный мезонин. Все здание обращено в церковно-приходскую двухклассную женскую школу. 1-й этаж здания занят классами, а в мезонине помещаются учительницы и девочки сироты-ученицы, живущие при школе. Означенное усадебное место вошло в состав монастырской ограды.» (3)

27 лет управляла игуменья Макария монастырем. Духовное и материальное становление Никитского монастыря успешно сочеталось с уважением каширских граждан к его насельницам. Монастырский хор, управляемый священником, композитором и искусным скрипачом Алексеем Зерцаловым, славился пением на всю округу. В 1889 году игуменья Макария удалилась на покой. Скончалась она через пять лет, 13 февраля 1894 года на 84-м году жизни. Ее положили в склеп, где ранее были похоронены ее родная сестра монахиня Евфрасия и казначея Митрофания, переехавшие с нею в Каширу из Белевского монастыря. Там же, позднее, упокоилась и казначея Филарета, заменившая Митрофанию.

фото никитского монастыря в кашире

ТИХОНА

Приезд в каширский монастырь новой настоятельницы стал настоящим праздником для его обитательниц. Ведь матушка Тихона (Ладыженская) была назначена сюда по предложению самой игуменьи Макарии, знавшей ее с детства по Белевскому монастырю. С первых дней своего настоятельства Тихона вознамерилась построить новый храм, так как Никитская церковь стала мала для разросшейся обители. Приступив к расчистке места под будущий храм, ей пришлось столкнуться с трудностями.

фото никитского монастыря в кашире

«Монастырская площадь сама по себе была очень не обширна; втиснуть в стены монастыря новое громадное здание значило бы задавить все корпуса и затеснить храм св. великомученика Никиты; надо было в одну сторону восточную принять ограду, захватить городской переулок … купить три усадебных места и тем увеличить площадь под собор. Все это легко говорить, но нелегко было делать.» (2)

17 августа 1889 года состоялась закладка Преображенского собора. На церемонии присутствовал товарищ обер-прокурора Св. Синода Владимир Карлович Саблер, заехавший из села Колтово, — родового имения своей бабушки Е.А.Алексеевой. Его собственное имение было чуть дальше, — в селе Богословском (Тетерки). Ему обитель понравилась и, в дальнейшем, он неоднократно оказывал ей свое покровительство. Собор строился по проекту московского архитектора Владислава Осиповича Грудзина, автора многих церквей построенных в московской губернии, в том числе и Троицкого собора в селе Озеры Коломенского уезда, что в 25 верстах от Каширы вниз по течению Оки. Основным жертвователем средств на строительство был владелец Озерских текстильных фабрик — Михаил Васильевич Моргунов. Трехпрестольный соборный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня 7-8 июля 1894 года, — на 10-ю годовщину преобразования Каширской общины в монастырь.

фото никитского монастыря в кашире

«С высоты паперти новосозданного величественного храма, расположенного, как и вся обитель, на крутой горе едва-ли меньшей киевских прославленных гор, открывалась на запад чудная картина верст на 50 вдоль широких берегов красавицы Оки – этого, по выражению наших летописцев, «пояса Богоматери». (Ока служила великою преградою для татарских набегов на Московскую Русь). Залитая тихим светом вечереющего дня, картина эта не могла не усиливать впечатления, производимого торжественным, необычным для маленького города Богослужением.» (2)

фото никитского монастыря в кашире

Одновременно с Собором были построены и другие здания: каменный игуменский дом, два келейных дома (низ каменный, верх деревянный), лазарет для раненых воинов русско-японской войны. Монастырь сумел организовать и свое собственное свечное производство. Последней значимой постройкой при игуменье Тихоне, стала просторная трапезная на 300 человек, поставленная вплотную к колокольне с западной стороны. Строить ее начали в 1904 году, а торжественно освятили в 1906-м. С этого времени Тихона стала проситься на покой по состоянию здоровья, но произошло это лишь в феврале 1908 года, одновременно с уходом преосвященного Лаврентия, — епископа Тульского и Белевского. Скончалась матушка Тихона 6 марта 1911 года.

(Опубликовано в каширской газете «Диалоги» №45 от 08.11.2017 г.)

Часть 2

СЕРГИЯ

В 1908 году настоятельницей монастыря становится матушка Сергия (Зайцева Наталья Егоровна). Постриженная в монашество 4 марта 1890 года и воспитанная в Каширской обители с 12 лет, она стала первой игуменью выбранной непосредственно из местных сестер. При ней обитель продолжала благоустраиваться. Так, в 1909 году на средства мещанки из Коломны Александры Матвеевны Петровой, проживавшей в обители, из монастырского колодца была проведена вода в трапезную. Монастырь становился все более известным. Сюда стекалось множество богомольцев, чтобы поклониться частицам мощей святого великомученика Никиты, святителя Тихона Задонского, преподобных Серафима Саровского и Нила Столбенского; помолиться перед чудотворной иконой Смоленской Богоматери, принесенной еще в 1843 году старицей Фомаидой; восхититься иконами в серебряных окладах «Троеручицей» и «Скоропослушницей», исполненными на кипарисовых досках и присланных со Святого Афона; задуматься перед иконой «Умиление», принятой в дар от Дивеевской обители. И в самом монастыре были признанные мастерицы, которые занимались иконописью и златошвейным рукоделием. В 1912 году каширская обитель справила свой 50-летний юбилей великолепным крестным ходом по городу и торжественной службой при большом количестве гостей и прихожан.

фото никитского монастыря в кашире

СЕРАФИМА

До недавнего времени я полагал, что игуменья Сергия управляла монастырем вплоть до его закрытия. Оказалось, что это не так. Совсем недавно, тульский краевед Владимир Сухопаров, прислал мне два документа, обнаруженные им в Государственном архиве Тульской области (ГАТО). Первый, — «Сведения о состоянии Каширского Никитского женского монастыря за 1914 год». Второй, — «Послужной список монахинь и послушниц указных и находящихся на испытании в Каширском Никитском женском общежительном монастыре за 1915 год». Они подписаны игуменью Серафимой, настоятельницей Каширского Никитского женского общежительного монастыря. Во втором документе есть сведения и о самой матушке Серафиме, ставшей настоятельницей после кончины игуменьи Сергии в феврале 1914 года:

1. Настоятельница Игумения Серафима 47 лет, обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, дочь Петроградскаго 1-й гильдии купца, в мире именовалась Елисавета Семеонова Ильичева, девица, пострижена в монашество 1903 г. Марта 1 д. в Каширском женском монастыре. Поступила в монастырь 1888 Октября 22. Определена в число послушниц 1893 Мая 19. До 1911 года послушания проходила письмоводительницы и заведующей строительными материалами и постройкой монастыря, а с 1911 года определена казначеею монастыря 1911 Окт. 3. Назначена Настоятельницею монастыря 1914 Марта 17. Возведена в сан Игумении 1914 Марта 25.

фото никитского монастыря в кашире

Во внимание к понесенным ею заботам и трудам новаго каменнаго храма в с. Руново Каширскаго уез. Преподано благословение Преосвященнейшим Лаврентием Епископом Тульским и Белевским при свидетельстве №7560 1906 Декабря 31. Во внимание к отлично устроенной и полезной деятельности по постройке в с. Рудневе Каширскаго уез. новаго храма награждена благословением Св. Синода с грамотою 1913 Мая 6. За заслуги по духовному ведомству награждена наперсным крестом по определению Св. Синода 1915 Мая 6. (4)

До революционных событий 1917 года чуть больше двух лет. Какова судьба последней настоятельницы каширского монастыря — Серафимы? На этот вопрос еще предстоит ответить.

фото никитского монастыря в кашире

ЗАБВЕНИЕ

Безбожная большевистская власть быстро довела монастырь до разорения. Все, что было до этого построено и заботливо оберегалось, в одночасье стало враждебным. Вчера ходили и клали поклоны, сегодня сдергивали с куполов кресты! Какое-то время обитательницы монастыря, преобразованного в трудовую артель, еще существовали, но в 1922 году монастырь был закрыт окончательно. Церковное имущество разграбили и уничтожили, святыни осквернили. Опустошенную Никитскую церковь приспособили под клуб, в ней крутили кино и устраивали танцы. Колокольню и ротонду церкви разобрали, сделав крышу плоской. На Преображенском соборе разрушили четыре из пяти барабанов с куполами, а внутри устроили склад «Заготзерна». Высокое крыльцо с папертью перестроили, превратив его в молокозавод.

фото никитского монастыря в кашире

Монахинь и послушниц, коих согласно послужному списку за 1915 год (4), было 249 человек, — разогнали. Кто-то отправился странствовать, кого-то приютили родственники, а кого-то — чужие люди. На сестер во Христе заводили Дела, обвиняя их в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Приговоры Особых совещаний – «Троек» при УНКВД по Московской области, по делам обвиняемых, как правило, заканчивались ссылкой или расстрелом.

фото никитского монастыря в кашире

Шли годы. Кануло в лету былое великолепие храмов Никитского монастыря. Территория, на которой он когда-то располагался, стала называться Рабочим городком. Был городок «монастырский», — стал «рабочий»! Новая власть, посчитав религию опиумом для народа, изгнала сестер Божьих со святой горы Фавор и заселила ее пролетариями и крестьянской беднотой. В классовой борьбе с «вредителями» стремительно прошли 20-30-е годы, затем потянулись беспощадные «военные сороковые» с холодом и голодом. Выжившие в тылу, дождались с фронта Победителей и, окончательно уверовав в правильный курс партии и правительства, стали налаживать мирную жизнь. Согласные на все, «лишь бы не было войны», они стопроцентно голосовали за «блок коммунистов и беспартийных», «добровольно-принудительно» подписывались на облигации Госзайма, радовались отмене продовольственных карточек и ликовали по случаю очередного снижения цен. Получив «право на труд», они трудились, в том числе и на «прядилке», разместившейся в бывшей Никитской церкви. Надо же было зарабатывать на жизнь себе и детям, дружно народившимся после войны.

Заселенная «под завязку» бывшая обитель, являла собой череду корпусов-коммуналок с общими кухнями-коридорами с чадящими примусами и керосинками. На чердаке, у каждого, — своя веревка для просушки белья. Во дворе «удобства», — уборная и помойка, зловонные летом и с «замороженным добром» — зимой. Еще полагался сарай – для дров и угля. Воду таскали в ведрах от колонки возле кладбища на ул. Свободы или из родника на улице Пролетарской, что бил из-под земли с незапамятных времен.

Часть 3

Так и жили, не тужили, пока не пала советская власть. В лихие 90-е годы и с начала 2000-х, одно за другим стали закрываться каширские предприятия: рефрижераторное депо, мебельная фабрика, проволочный и судостроительный заводы …. Обанкротилась и «чулочка» — «Ажур». В июле 2007 года ее производственные помещения были выставлены на торги под видом складских помещений. С этого времени, много не говоря, начались хождения по мукам за передачу здания бывшей церкви Каширскому благочинию. К лету 2009 года все с Божьей помощью закончилось успехом и, 4 июня приход Никитской церкви был официально зарегистрирован.

фото никитского монастыря в кашире

фото никитского монастыря в кашире

Тогда же, начались работы по восстановлению Преображенского собора, переданного церкви еще в 1998 году. Бригада специалистов профессионалов, на счету которых не один десяток восстановленных церквей, в том числе и в Высоцком монастыре г. Серпухова, за сравнительно небольшое время вернули величественному зданию его первоначальный вид. В конце 2012 года, оштукатуренный и побеленный, с пятью золочеными куполами и крестами, устремленными ввысь, он словно заново родился! Недаром говорят, что у каждого церковного храма, как и у каждого человека, есть свой ангел-хранитель.

фото никитского монастыря в кашире

Ожила и Никитская церковь. Многие неравнодушные горожане откликнулись на призыв помочь в восстановлении храма. Кто-то, деньгами, кто-то, — участием в расчистке помещений. Не обошлось и без дарителей, приносили не только сохранившиеся иконы, но и собственные произведения в которые вложили душу. Настоятель Преображенского собора и Никитского храма – иеромонах о. Александр (Волков). Хотя регулярные службы здесь сейчас не проводятся по причине реконструкции, его каждый день можно видеть на строительной площадке. Молитвами и живым участием он вносит свой вклад в возрождение храмов.

фото никитского монастыря в кашире

Нынешний 2017 год, знаменателен тем, что Никитская церковь и Преображенский собор бывшего Никитского женского монастыря в Кашире вошли в Программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Его Совет возглавляют губернатор Московской области Андрей Воробьев и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Основным источником пополнения Фонда являются добровольные пожертвования граждан и организаций.

фото никитского монастыря в кашире

Генеральный подрядчик реставрационных работ на объекте – ООО «С.К. — Реставратор» (Ген. директор — Семин Владимир Владимирович). На счету кампании, такие успешно реализованные Проекты, как:
— реставрация исторических стен кремля в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»;
— реставрация фасада и внутренних помещений в Государственном музее-усадьбе В.Д.Поленова;
— реставрация фасада и кровли здания в старых палатах Монетного двора, которые когда-то выходили на Красную площадь;
— реставрация фасада, внутреннего интерьера и кровли здания церкви Воскресения Христова в селе Воскресенском Рузского района, Моск. обл.;
— полная реставрация церкви Вознесения в селе Сенницы Озерского района, Московской области и многие другие объекты.

фото никитского монастыря в кашире

Сегодня строительная площадка в Рабочем городке похожа на растревоженный улей. Продолжается углубленная расчистка территории, отрыты и укреплены белокаменные фундаменты храмов, заново сделана отмостка. На северном склоне холма удалены деревья и с другого берега Оки, — Преображенский собор виден, как на ладони. В начале 2017 года, после длительного перерыва, в него вернулись строители и занялись внутренней отделкой. Теперь он и внутри буквально сияет белоснежными оштукатуренными стенами и полами, выложенными плиткой.

Никитская церковь — в строительных лесах с зеленой защитной сеткой, но, глядя на нее, не испытываешь раздражения. Скорее — радостное нетерпение, словно при виде скрытого упаковкой долгожданного подарка. Уже воссоздана восьмигранная ротонда над алтарем. Выполнена сложнейшая работа по укладке внутреннего кирпичного свода купола ротонды. Каменщики приступили к сооружению колокольни «о трех ярусах в виде четырехугольного столба, со шпицем из белой английской жести, завершающейся железным крестом» (2), глядишь, когда-нибудь и семь колоколов займут свое место, из коих в самом «большом весу 316 пудов 21 фунт». Кровельщики тоже не подкачали, — успели до холодов и дождей разобраться с заменой стропил и кровли на трапезной.

фото никитского монастыря в кашире

История православных храмов вершится конкретными людьми. И возрождение порушенных Святынь не исключение. Они возвращаются к нам заново созданные человеческими руками и умением и потому все, кто трудится сегодня на реконструкции, достойны уважения и благодарности!

Руководитель Проекта – Михаил Владимирович Провов. Непосредственное руководство реставрационными работами на объекте – Сергей Владимирович Семин, зам. директора «С.К.–Реставратор».

Субподрядчики:
— на внутренней отделке Преображенского собора (И.П. Кочетков Алексей Вячеславович, кстати, — коренной каширянин;
— штукатурные работы и покраска фасада Никитской церкви (И.П. Сидоренко Сергей Александрович;
— сооружение ротонды на Никитской церкви (И.П. Артеньева Татьяна Николаевна).

Восстановление кровли — Игорь Иванович Дубровин.
Реставрация белого камня — Александр Николаевич Мельников.
Восстановление ротонды — Роман Игоревич Михайлов.
К сожалению, газетный формат не позволяет назвать всех причастных к этому Святому делу.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Октябрь-ноябрь 2017 г.
Опубликовано в Каширской газете «Диалоги»

Метки: вера, монастырь, Православие

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *