фото заброшенных храмов россии

Красивое близко: живописные заброшенные храмы центральной России

фото заброшенных храмов россии

С православным наследием в СССР не церемонились: церкви взрывали, затапливали, их использовали как склады. По стране разбросаны сотни заброшенных и забытых храмов, и мы расскажем о некоторых наиболее живописных из них.

Сложно сейчас представить себе, но столетие назад любой русскоязычный городишко или крошечный поселок были немыслимы без православного храма. Чаще — простых деревянных, большинство из которых исчезли без следа. Но если была на то возможность, храмы строили в камне и невероятно красивыми. О святых местах, которые во времена большевиков были покинуты и до сих пор не восстановлены, расскажем в нашем обзоре интересных мест для автомобильного туризма.

Новоторжский Борислоглебский монастырь

Торжок, Тверская область

Один из старейших монастырей России, заложенный в далеком 1038 году. Он был основан, если верить легендам, преподобным Ефремом. Согласно преданию, бывший конюх князя киевского Владимира, боярин Ефрем ушел от светской жизни после трагической гибели своих братьев Бориса и Глеба. Убийство приписывается князю Святополку.

Каменный храм был построен на высоком берегу реки Тверцы и дал начало постройке всего монастыря. В 1607 году он был сильно поврежден при осаде Торжка поляками, а уничтожен был пожаром 1742 года. Сегодня на месте первого храма стоит новый Борисоглебский собор, построенный по проекту Николая Львова в 1785–1796 годах, — приземистый и широкий храм, по углам которого располагаются четыре малых купола, а в центре — восьмигранное основание с большим куполом и крестом.

Источник

Фотоблогер Беленький: Россия, которую мы потеряли

фото заброшенных храмов россии

Московский фотоблогер и журналист Саша Беленький за последние лет пятнадцать объездил почти всю Россию и полмира в придачу. Он гуляет по городам с местными гидами и даже в захолустье умудряется найти провожатых. Один из осенних репортажей Александра – «Россия, которую мы потеряли» – прокомментировали почти тысяча человек, а прочитали – почти полмиллиона.

фото заброшенных храмов россии

Александр Беленький. Фото: Darya Karakulova

Это было потрясение: из 1000 храмов — 600 заброшены

– Как вы заинтересовались заброшенными церквями Тверской области?

– Эта тема для меня не новая совсем. С первых поездок старался ездить по местам неизведанным. Серпухов, Рязань, Коломна – туда ездили все. А мне хотелось посмотреть и поделиться в своем блоге местами, которые кажутся не очень интересными, и потому их мало посещают.

– Специально ехали снимать разрушенные церкви?

– Поездка была спонтанной. Давно собирался съездить в тверскую деревню Москва. Это в пяти часах езды от большой Москвы. Но чтобы не ехать далеко ради Москвы, в которой съемок на пару часов, решил махнуть в Ярославль. Обнаружил, что маршрут лежит через Старицу. Я был там лет пять назад, в тот день, когда обещали конец света.

фото заброшенных храмов россии

Город, кстати, вполне оказался апокалиптическим. Чем больше изучал карту, тем больше понимал, что основные достопримечательности Тверской области – церкви. Они – объект притяжения. Единственное, что отличает одну деревню от другой – наличие или отсутствие асфальта и интересной церкви. Больше половины заброшено. Нанес на карту и (это было потрясение) из 1000 церквей – 600 заброшены.

Репортаж делал три дня. Нужно было все структурировать, отобрать, найти дополнительную информацию. Не вываливать же на человека такое количество сведений: вот церковь Старицы, а вот Торжка, все заброшены и закрыты в 30-ые годы. Читателю останется только сказать мне: «Ну и что?». Старался найти истории этих храмов. Но вообще-то сделал ошибку.

– Всегда знал, что есть заброшенные церкви. Я же много путешествую по стране. Но впервые увидел сколько их на самом деле на примере одного региона. Ошибка была, во-первых, в спонтанности. Я прокладывал маршрут исходя из того, успею ли за три дня проехать от Селигера, где находится деревня Москва, до Ярославля. По пути много тупиковых дорог. Даже если объекты находятся рядом, никак не получалось добраться до места быстро, приходилось делать крюк.

Вторая ошибка состояла в том, что я выбирал места, исходя не из историй, а по принципу «красивая церковь – лежит по пути – посмотрю, ничего не потеряю».

Надо было готовиться лучше: собрать истории и ехать в самые необычные места, о которых есть что рассказать, где есть следы жизни, и кто-то, готовый показать любопытное. В итоге, получилось неплохо, но я все-таки сначала съездил, а постфактум искал материал.

фото заброшенных храмов россии

Село Бойково, руины Толгской церкви

Храм, как пирамиды майя, спрятанные в джунглях Амазонки

– Про что ваш репортаж?

– Про историю страны. Я вообще человек не церковный. Но считаю, что антирелигиозная кампания советской власти, которая превращала храмы в коровники и насильно отлучала людей от того, что составляло существенную часть их жизни, от того, во что они столетиями верили – разрушило до основания государство.

Я увидел насколько Церковь в России была тем, что систематизировало жизнь человека. Даже если человек не был глубоко верующим. Этот стержень поломали, вынули, и система рухнула.

Даже сейчас, когда вроде бы делай что хочешь, верь во что хочешь, отвечай за самого себя – люди не могут. Отвыкли.

– Понятно, что церковный календарь структурировал жизнь людей. Но вы пишете про 1000 разрушенных церквей, вы же их еще и с дрона сняли… Что вы испытали, когда увидели все это?

– С дроном путешествую давно, но по российской глубинке раньше не путешествовал. Это был самый насыщенный период работы коптера. Все три дня в Тверской области только и успевал заряжать батарейки. Снять храм с воздуха – это и необычный вид, и необычный ракурс, как будто со спутника.

Поразили русские просторы, на фоне которых храмы кажутся крошечными. Хотя, как правило, храмы — самые высокие здания в округе. Но фото храма на Никольском погосте – самое сильное, что было со мной в эту поездку. Когда я поднялся вверх над храмом, а потом отлетел в сторону, то увидел, что на многие километры вокруг кроме этих руин нет ничего. Храм стоит одиноко среди леса. Кругом все заросло. Остается догадываться, где здесь были дома, потому что до горизонта не видно следов человека.

фото заброшенных храмов россии

Храм на Никольском погосте

Это практически пирамиды Майя, спрятанные в джунглях Амазонки. Но не так давно там была жизнь. Поразило, как быстро природа забирает свое. Люди тратили силы, время, деньги, вкладывали душу, и как быстро это стало никому не нужным.

Этот храм был разрушен во время войны. Его бомбили русские лётчики. Территория была оккупирована противником, там засели немцы. С церковью никто не церемонился.

И вот она стоит в руинах, а у меня ощущение – это Россия, которую мы потеряли, которую можно ухватить за хвост, заглянуть ей в лицо.

Но наши дети и внуки вряд ли это успеют сделать. Все эти храмы очень быстро разрушаются.

фото заброшенных храмов россии

– Вы в своем репортаже сожалеете, что тверские храмы далеки от притяжения церковного ренессанса. Считаете, что все надо восстановить?

– Хотя бы законсервировать, предотвратить дальнейшее разрушение… Не все восстанавливать, но попытаться сохранить для потомков – нужно.

Вот Старица. Там два храма в неплохом состоянии. Их закрыли на замок, и никто теперь туда уже в туалет не ходит. Но в таком состоянии далеко не все.

фото заброшенных храмов россии

Или, например, храм на Бараньей горе. Он похож на соборы Петербурга. Если покопаться в фотографиях блогеров, которые были там год назад, обнаружите на них купол. А я увидел кучу кирпичей и открытое небо над головой. Все приходит в упадок и стремительно разрушается.

фото заброшенных храмов россии

Храм на Бараньей горе

Нет, не нужно их восстанавливать, тем более что там, где нет людей, храмы действительно особо не пригодятся. Но там, где люди есть, можно спрашивать. Хотите? Нужно? Я встречал места, где люди не стали дожидаться пока за них сделают, скинулись и залатали крышу.

Вопрос действительно риторический. А кто восстанавливать будет? А если это будет делать государство? Но оно же вроде отделено от Церкви. Почему предпочтение должно быть отдано зданию храма, например, а не строительству в деревне новой школы, дороги? С дорогами у нас совсем нехорошо. А будет ли польза от храма в полузаброшенной деревне? Думаю, что не все подряд нужно восстанавливать, но не забывать хотя бы, иначе оно останется только на фотографиях.

фото заброшенных храмов россии

Храм на Бараньей горе

“Заброшки” не стоят на первом месте

– Почему предпочитаете ЖЖ?

– По традиции. Сейчас есть Одноклассники, Вконтакт, Инстаграмм, а в 2004 году ничего не было, даже понятия “блогер”. Был Живой Журнал – дедушка социальных сетей. Все вели, и я завел. Писал о том, что интересно. Интересно было путешествовать.

Это в 2011 году я получил загранпаспорт и начале ездить по всему миру. А за шесть лет до этого выходные проводил в поездках по Подмосковью. Постепенно расширял географию. Когда в 2010 году уволился с последней наемной работы, стал больше путешествовать. Россию объездил почти всю.

– Всегда снабжали свои посты фотографиями?

– Да, но это были любительские фотографии. Раньше я ехал с друзьями, например, в заброшенную усадьбу Храповицкого под Владимиром. Приехали, посмотрели, поели, заправились, уехали домой. Выдавал «простыню» из 50 фотографий без какой бы то ни было системы. Сейчас работаю по-другому — делаю профессиональный продукт.

фото заброшенных храмов россии

Александр Беленький. Фото: Darya Karakulova

– Вы же не ограничены ЖЖ?

– Я есть во всех социальных сетях, включая youtube, так как снимаю ролики. Но ЖЖ – абсолютно мой формат. Это единственная площадка, где можно размещать большие лонгриды, репортажи с неограниченным количеством фотографий и видео.

Понятно, что я не могу каждую неделю приносить свои фотографии в National Geographic и требовать, чтобы там печатали по три моих разворота. В этом и состоит разница между блогером и журналистом. У блогера свое СМИ.

– Из одной поездки вы несколько репортажей привозите?

– Да, стараюсь разделять репортажи по темам. Хочу, чтобы люди находили мои материалы и могли воспользоваться ими как путеводителем. Впрочем, часто пишу о местах, куда люди никогда и ни за что не поедут. Но репортаж о Тверской области все-таки получился путеводителем по красивым местам с архитектурно-исторической заброшенной привязкой.

фото заброшенных храмов россии

– Как вы вообще выбираете места куда поехать?

– Обычно кручу глобус. Сейчас собираюсь в Ирландию, Шотландию и Великобританию. Придумал путешествие недели на две. Началось все с мероприятия в Дублине, на которое пригласили. Подумал, ну не зря же лететь, гулять, так гулять. Так обычно и случается.

– И на русском, и на английском читаю, что пишут другие блогеры. К счастью, с появлением гугл-переводчика можно копаться в записях даже на языках, которые совсем не знаешь.

–Историческую литературу о заброшенных местах листаете?

– Нет. Исключительно впечатления журналистов и блогеров. Но «заброшки» не стоят на первом месте. Это одна из тем, которую я стараюсь открыть в любой стране. Все-таки и мне, и читателям интереснее читать про то, как живут сейчас, про настоящую жизнь, где она есть, а не там, где ее практически нет.

фото заброшенных храмов россии

Время там остановилось

– А чем заброшенные места притягивают?

– Это то немногое, что осталось из реального прошлого. Взять усадьбу Кусково в Москве. Красивая, замечательная, одноразовые тапки при входе дают. Ходишь по коридорам, а в комнаты зайти не можешь – там веревочка натянута и бабушка-смотрительница на стуле.

Или Кремль. 500 лет, а выглядит как новенький.

Мы слишком привыкли к тому, что нас окружает. Может, поэтому большому городу предпочитаю глухомань. Там сохранилась история в оригинале. Не люблю историю по телевизору, в книжках и даже в музеях. Люблю трогать, чувствовать, ощущать.

Заброшенные места там, где история остановилась. Прихожу в заброшенный храм. Вижу кучи кирпичей, граффити, остатки росписей. Здесь я куда ярче представляю каким он был триста лет назад. Когда оказываюсь в отреставрированном храме, мне не приходит в голову вздыхать: «Какой старый. Ему же триста лет!»

фото заброшенных храмов россии

Село Осипово, Торжокский район

– Да, но приходя в отреставрированный храм, можно восхититься тем, как люди триста лет назад славили Бога. Это реальная «машина времени», потому что ты оказываешься в том пространстве и оно примерно также выглядит, как во времена создателей…

– … А я не верю. Вижу новенькое и отреставрированное, и в голове не укладывается. Слишком блестящее… Старое должно быть пыльным и потертым. Понятно, то, за чем следят, не будет выглядит ветхим. Японцы вон ездят по своим дорогам на такси, которым по тридцать-сорок лет, но выглядят так, будто только сошли с конвейера. Смотришь и не веришь…

– И вы считаете, что ваша поездка в Тверскую область – путешествие в прошлое?

– Что Тверь, что многие другие города в регионах сильно отличаются от жизни в Москве, Питере, Екатеринбурге. Местами там в глубинке вообще XIX век. Нет асфальта, нет магазинов. Люди живут, как сто лет назад жили их предки. С той лишь разницей, что у них появилась сотовая связь, которая еще и не везде добивает.

– То есть, Тверская область – это место, где остановилось время?

– Только не думайте, что в этом какой-то негатив. Вот вы считаете, что там живут наши современники. А я бы не сказал. Там живут старушки, которые глобально не изменились за последние сто лет и живут, как жили их мамы и бабушки. Посмотрите на фотографии 50-х годов, разницы не обнаружите. Даже одежда не изменилась. Чем не путешествие в прошлое? Время там остановилось. И такие места есть в глубинках любой страны.

фото заброшенных храмов россии

– Мужчины не так сентиментальны, но что-то поразило особенно?

– Автолавка. В глуши нет магазинов и два раз в неделю приезжает грузовик с продуктами. Только нужными. В кузове место ограничено, лишнего не везут. Местные старушки выстраиваются в длинную очередь. Поразило, что покупают свежие сезонные овощи. Выходит, ничего не выращивают?!

У меня бабушка в Подмосковье огурцы, кабачки, помидоры, цветы выращивает, а они – нет. С детства уверен, что дачников от деревенских отличает отсутствие коровы и полноценного натурального хозяйства. Но далеко не все теперь занимаются хозяйством, даже землю не возделывают.

Понятно, это связано и с уровнем доходов, которые не позволяют им заводить кур, коров и свиней, с возрастом. Но в большей степени с тем, что люди родились в стране, где приучали не самостоятельно, а коллективно мыслить.

фото заброшенных храмов россии

Есть ощущение, что человек в глубинке запутан

– Метафора стержня, фундамента – она из книжек вами взята?

– Книжки книжками, конечно. Но я глазами увидел, что деревня – микроединица общества. Там люди все вроде с нами в одной стране, но живут сами по себе. Куда бы ни приехал, обнаруживаю, что в деревне люди мыслят себя не только административно-территориальной единицей, а единицей общинной. Они себя относят не к роду, не к тейпу, а к ячейке, которая больше, чем семья, но меньше, чем народ.

Очевидно, что этому объединению сейчас не хватает невидимой руки, авторитета. Мне, человеку далекому от религии, кажется, что Церковь была такой связующей силой. В религии, в Боге они находили ответы на вопросы, которые не находили нигде больше. Там и врачевались, и успокаивались, и радовались вместе.

– В своих репортажах о России используете довольно негативные эпитеты: глухомань, дыра, дно, унылые однообразные, Богом забытые места…

– Это действительно так. Вряд ли можно назвать жителей Калязина людьми счастливыми. В любом таком месте пообщайтесь с местными жителями, они все расскажут о своих проблемах.

фото заброшенных храмов россии

– Ну мы в Москве тоже с проблемами, тоже можем о них рассказать.

– Да, но у нас проблема, что парковка стала платной и штрафы выписывают. А у них, что дорог нет. Но в целом согласен. Это наша национальная черта – жаловаться всегда и на все и всем быть недовольным. Приезжаешь в Камбожду. Там люди в буквальном смысле на кладбище среди могил живут. Ходишь по домам, фотографируешь эту чудовищную нищету. Через гида спрашиваешь о жизни, а они отвечают: «Очень довольны. Все у нас хорошо. Пойдем покажу тебе что-то…»

В Азии могут жить плохо, но быть довольными. А у нас человек может жить богато и хорошо, но все равно чему-то, да не рад.

Но в глубинке без оговорок люди живут не очень. И одну из причин этого вижу в том, что людям «сломали» стержень. Они не знают в какую сторону идти и на что рассчитывать. Они растеряны.

Вчера их уговаривали верить в одно, сегодня убеждают – в другом. Вчера коммунизм, сегодня – демократия и рынок. Завтра еще что-то.

Есть ощущение, что человек в глубинке запутан. Он правда не видит и не понимает перспектив. Это мое мнение, основанное на многочисленных путешествиях по России. Что касается обидных эпитетов, то в нашем языке «дыра» – синоним глубинки. Хотим мы этого или нет.

фото заброшенных храмов россии

Хочу рассказать про жизнь людей: если дыра, то дыра

– Зато в деревне природа красивая.

– Но загаженная. Много свалок и мусора. Понимаете, фотоблог – это абсолютно субъективная вещь, поэтому-то блогеров читают. Люди сегодня хотят знать мнение других. Сложно сказать, являются ли блогеры для читателе авторитетами, но факт остается фактом: человек нуждается в другом мнении и получает его.

Что такое инстаграм, например? В русскоязычном сегменте – это место, где продается красота.

Не за деньги, за лайки, за комментарии. Ты получаешь за красоту satisfaction. Но это ресурс, про картинки и красоту, которая не имеет ничего общего с реальным духом места, которое снимаешь. Поэтому не люблю инстаграм. Я показываю то, что за кадром.

Вот есть Тадж Махал. Люди приезжают в Индию, пораженные красотой сооружения на фото. Они представляют как вокруг порхают бабочки, но обнаруживают за забором грандиозного комплекса грязь, смрад, оборванцев, которые требуют денег, потому что туристы богаты. Инстаграмер этого никогда не покажет.

А я хочу показать всю картинку. Не рестораны, в которых поел и не музеи, которые посетил. Хочу рассказать про жизнь людей: если грязь, то грязь, если дыра, то дыра. Я не завишу от мнения других людей, вот и все. Но это не значит, что природа не красивая. Красивая, она вдохновляет. А то, что дороги плохие и нет места, где переночевать и заправиться, да даже в туалет сходить… это уже издержки.

фото заброшенных храмов россии

Затопленная колокольня в Калязине

– Выходит, что путешествовать-то по России не очень комфортно?

– Россия не подходит для тех, кто любит пакетные туры и привык к сервису. Такой человек будет разочарован.

Россия — это для Индианы Джонс, для того, кто хочет что-то исследовать, увидеть и открыть, потрогать и ощутить.

Пару лет назад моя американская подруга приехала в Россию. Она очень интересуется нашей культурой, а еще любит зиму и холод. Я пообещал все показать. У нас была неделя и мы просто поехали из Москвы в Питер через ту самую Тверскую область на машине. У нее был практически инфаркт от дорог, от того, что все время приходилось выскакивать на встречку из-за ям и ухабов, уворачиваться от фур.

Мы заехали в Торжок и там вообще не было дорог. Потом Вышний Волочек – там таджик ломиком ковырял лед на парковке. И она не выдержала, так глубоко была поражена. Ехала и твердила: «Ну почему? Есть же машины, которые убирают снег, есть средства, которые топят лед… Почему здесь до сих пор живут и не знают об этом?»

А потом мы в пять утра увидели людей, которые шли по обочине. Вокруг нет никаких населенных пунктов. На термометре минус двадцать. «Куда они? Зачем в пять утра?» – трясла она меня. А я действительно не мог ответить на эти ее вопросы и просто говорил: «Это Россия».

Она еще два раза приезжала. Человек, который хочет приключения, чего-то особенного, острых ощущений – для таких Россия подходит как никакая другая страна.

фото заброшенных храмов россии

– Но это же не американские горки?

– Нет, это русская рулетка. То ли выживешь, то ли нет. Когда публикую репортажи о России, рассказываю о разрушенных церквях, я думаю о том, что хотел бы, чтобы люди поехали по моим следам. Чем больше людей увидят, успеет сфотографировать, рассказать другим, тем больше наших потомков будет знать о той России, которая существовала еще сто лет назад.

Источник

Заброшенные церкви

фото заброшенных храмов россии

Церкви являются неотъемлемой частью российской культуры. Их можно найти по всей стране, но самые древние и красивые располагаются исключительно в центральных регионах страны.

Большое количество храмов на данный момент стоят в заброшенном состоянии, к которому привела церковная реформа, изданная вскоре после октябрьской революции.

Часть из них отреставрировали, остальные продолжают разрушаться под влиянием времени и других нестабильных факторов.

Заброшенные церкви Московской области

Московская область является одним из самых богатых на количество культурных заброшек регионов России. Начиная со времен средневековья, здесь строилось множество храмов и монастырей, некоторые из которых продолжают радовать прихожан и по сей день.

Часть разрушились, другие смогли дожить до наших дней, но только в заброшенном виде. Именно они и представляют особый интерес для сталкеров, фотографов, историков и прочих любителей древних объектов культуры.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Выезд

Храм построили в начале 19 века целиком из дерева, а позже, как это было принято в те времена, заменили на каменный. Приход работал до начала Второй мировой войны, после чего, как и многие ему подобные, был закрыт. После победы отечественной армии власти не посчитали нужным возобновлять работу религиозных учреждений и отдали помещения церкви Покрова Пресвятой Богородицы под школу, которая просуществовала до конца восьмидесятых годов, а затем была заброшена в связи с большим оттоком сельского населения в города. Храм остался без присмотра и достаточно быстро пришел в аварийное состояние, в котором находится и по сей день.

Церковь Рождества Христова в селе Верхняя Колыбелька

Как и многие другие, церковь построили в первой половине 19 века на месте старого деревянного храма. Приход объединил под собой жителей сразу нескольких деревенек, чем сыграл не только большое религиозное, но и социальное значение для жителей региона. Каждое воскресенье в стенах церкви Рождества Христова велись службы, отпевания или венчания. Так продолжалось вплоть до церковной реформы, вышедшей из-под пера коммунистической партии, пришедшей к власти в ходе Октябрьской революции. После закрытия храма его использовали в хозяйственных целях, а после и вовсе забросили.

Заброшенная церковь Богоявления Господня в селе Крещенка

Величественный храм из красного кирпича был построен в начале 20 века, проработав по назначению совсем не долго в связи со сменой политического режима в стране. Новые Власти придерживались атеизма, что серьезно повлияло на жизнь духовенства в годы СССР. После закрытия, Церковь Богоявления Господня использовали в качестве зернохранилища вплоть до нового переворота в стране. После распада Союза храм забросили. Жители Крещенки ежегодно отправляют местным чиновникам запросы о реставрации исторического объекта, но пока все тщетно.

Покровская церковь в селе Мокрое

Величественный храм был возведен в первом десятилетии 19 века в необычном для региона смешанном стиле. Покровская церковь была построена под руководством известного столичного архитектора. Классические и готические элементы в декоре постройки смотрятся весьма интересно. Именно архитектурное решение делает данный объект настоящим культурным памятником. В настоящее время храм стоит заброшенным и достаточно редко посещается даже сталкерами, так как добраться до него достаточно сложно из-за удаленности от проезжих дорог.

Никольская церковь в деревне Черленково

На данный момент от церкви остались одни руины, но во времена активного ведения служб она считалась одной из самых красивых в Московской области, объединяя под своей крышей сразу несколько приходов. Величественное каменное строение выполнено в неоклассическом стиле, что отличает его от многих собратьев, строившихся в это время в основном с элементами классицизма. Во времена СССР Никольская церковь была отдана под склад местного магазина, затем ее закрыли и под воздействием времени и климата храм разрушился.

Заброшенные церкви Ленинградской области

Ленинградская область, в отличие от Московской, стала осваиваться гораздо позднее, но с приходом к власти Петра Первого регион достаточно быстро застроился и расцвел.

В каждом поселении активно возводились церкви для удовлетворения духовных нужд народа, многие из них сохранились до нашего времени.

Церковь Михаила Архангела в селе Сквозники

Храм был возведен в начале 19 века на средства местного дворянина в подарок подчиненным селам. Для строительства использовался качественный красный кирпич, который позволил сохраниться строению до нашего времени. После Октябрьской революции Церковь Михаила Архангела закрыли и не стали использовать даже для хозяйственных нужд. Вековое запустение привело к полному обвалу пола и появлению большого количества птичьих гнезд внутри главного зала. Жители села Сквозники давно перестали обращать внимание на сталкеров, поэтому вход в заброшку абсолютно свободный.

Церковь Вознесения Господня в Углёво

Здание было построено во второй половине 18 века, что оправдывает его плохое состояние в настоящий момент. В годы Советского союза в помещениях храма располагался интернат, закрытый в семидесятых годах за ненадобностью. При внешней аварийности, внутри сохранилась настенная религиозная живопись и красивые фрески. Попасть внутрь можно через тайный лаз со стороны леса и только в ночное время суток, как как днем жители Углёво отгоняют от церкви Вознесения Господня любых чужаков.

Заброшенная Спасская церковь в селе Готовцево

Храм построили в середине 18 века на деньги известного полководца. Он отличался красивым архитектурным решением и большой колокольней, радующей своим звоном всех местных жителей. После принятия церковной реформы Спасская церковь оказалась закрыта и передана во владение местному совхозу, использующему ее в качестве автомастерской. После перестройки строение оказалось заброшенным. Вскоре сельчане покинули и саму деревню Готовцево, перебравшись в более крупные населенные пункты, что сыграло на руку сталкерам, которые сейчас могут беспрепятственно посетить как заброшенное село, так и церковь.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» у села Верхнедрезгалово

Храм был построен в середине 19 века на средства двух купцов в качестве компенсации региону за нарушение торговых правил. Вскоре местные жители стали собирать деньги на расширение и укрепление церкви иконы Божией Матери «Знамение», после которых постройка больше не менялась. Во времена нахождения у власти коммунистов храм использовался в качестве зернохранилища, затем его забросили. На территории имеется старое заросшее кладбище, придающее объекту мистическую атмосферу. Место пользуется большой популярностью не только у сталкеров, но и у местных знахарок.

Покровская церковь

Строительство храма началось во втором десятилетии 19 века и продолжалось в течение нескольких лет. За все время существования здание несколько раз горело и восстанавливалось, пережив все разрушения. В годы революции подверглось обстрелу, после чего закрылось. Затем его снова реставрировали и отдали под пекарню, проработавшую до нулевых годов. Последние 15 лет бывшая покровская церковь заброшена, но все чаще стала появляться информация о будущем восстановлении.

Заброшенные церкви Иркутской области

В Иркутской области, как и по всей России, в 19-20 веках велось активное строительство храмов. С приходом к власти революционеров большинство церквей закрылись, а помещения стали использоваться в хозяйственных нуждах. Многие из них после перестройки так и не отреставрировали, в результате чего по всему региону разбросано большое количество заброшенных монастырей, в некоторых из которых все еще можно уловить дух некогда богатого убранства.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хомутово

Свою историю старая церковь ведет с первой половины 19 века, когда был построен ее первоначальный деревянный вариант. Довольно быстро храм стал местом регулярного посещения жителей не только Хомутово, но и множества других близлежащих поселений. Со временем сельчане собрали достаточную сумму денег и отстроили новую, каменную церковь, которая сохранилась до наших дней. Божий храм был закрыт во второй год Великой отечественной войны, первое время его использовали в качестве сельского клуба, а затем окончательно забросили. До нашего времени внутреннее убранство не сохранилось.

Георгиевская церковь в поселке Бодайбо

Данный храм интересен в первую очередь своей историей. Первый вариант был отстроен в первый год 18 века, в течение следующего века Георгиевскую церковь четыре раза сжигали, пока в начале 19 века местные жители не позаботились о возведении каменной церкви, которая стала окончательным вариантом постройки. Храм закрылся в тридцатые годы, его помещения отдали местному совхозу под хранение зерна. После перестройки бывшую церковь забросили. Сейчас здание находится в очень плохом состоянии, часть потолка обвалилась. Не смотря на часть уцелевших фресок, на которые может быть интересно посмотреть, бывалые сталкеры советуют не заходить внутрь.

Заброшенный храм святой троицы в деревне Урик

Данная церковь является самой северной в регионе. История постройки утеряна, но судя по достаточно хорошей сохранности, за храмом продолжали приглядывать даже после его закрытия. Внутри сохранилась церковная роспись, есть несколько икон, на которые из суеверия не покусились даже мародеры. Местные жители следят за заброшкой, надеясь, что местные власти возьмутся за реставрацию некогда величественной постройки. Сталкеры могут посещать объект свободно, а вот вандалов сельчане гонят сразу же, не подпуская с старому храму святой троицы.

Церковь Вознесения Господня в селе Новоленино

Строительства храма началось в первой половине девятнадцатого века. Несколько десятилетий это место было домом для всех верующих Новоленино и близлежащих селений, которые впоследствии собрали пожертвования на строительство новой величественной церкви из камня, которая сейчас хоть и заброшена, но находится под защитой министерства культуры. В сороковые годы религиозное учреждение закрыли, затем по просьбе местных жителей открыли и спустя время вновь закрыли, отдав под детский дом, просуществовавший до распада Советского Союза. После его закрытия бывшая церковь Вознесения Господня оказалась заброшенной.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Хадахан

Божий храм возвели во второй половине 19 века на средства местных жителей. Под своей крышей он объединил прихожан из разных деревушек, сплотив их на все время своего существования. Церковь Иоанна Предтечи вела службы до конца тридцатых годов, пока не попала под церковную реформу, из-за которой закрылись практически все религиозные учреждения в стране. Бывший храм стал школой, а затем оказался в числе заброшек, в которых находится и по сей день, являясь целью посещения многих сибирских сталкеров.

Заброшенные церкви Челябинской области

Несмотря на то, что Челябинская область является главным промышленным регионом страны и не имеет никакой культурной ценности, именно высокий технический потенциал дал толчок развитию края, которое привело к необходимости выстраивать не только инфраструктуру для стремительно разрастающегося населения, но и удовлетворять духовные потребности граждан. Именно благодаря этому в Челябинской области стали появляться первые церкви, многие из которых оказались заброшены в годы нахождения у власти коммунистов.

Церковь Ильи Пророка в селе Аргаяш

Первый вариант церкви появился на месте будущего села еще в 16 веке и именно вокруг нее стали селиться люди. Позже местный купец перестроил храм, использовав долговечный камень. Службы велись вплоть до 30 годов, после чего местные власти закрыли божий дом, переделав его под гостиницу для отправленных в Сибирь заключенных. Затем Церковь Ильи Пророка стала складом, после в ней размещалась кузница, потом – библиотека. В девяностые годы бывший храм забросили и восстанавливать не планируют. Состояние на данный момент среднее, частично сохранилась роспись на библейскую тематику.

Пантелеймоновская церковь в Павловке

Храм построили в начале 20 века для курирования местной начальной школы, после чего он проработал до шестидесятых годов, успешно пережив первую половину существования Советского Союза. Затем его все-таки закрыли, а помещения отдали совхозу, устроившему в них зернохранилище. После распада СССР местные жители пытались восстановить Пантелеймоновскую церковь, но власти не захотели идти навстречу и выделять необходимую для реставрационных работ сумму. Сейчас храм полностью заброшен.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Как и предыдущий, Храм Рождества Пресвятой Богородицы построили в начале 20 века. В тридцатые годы большевики подвергли здание сильному разрушению, скинув колокол. Позже бывшую церковь передали колхозу, который переделал его под хозяйственный склад. После окончательного отказа от использования постройки, ее оставили разрушаться под влиянием времени и сурового уральского климата. Реставрационные работы не планируются.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца

Церковь была построена в начале двадцатого века под руководством известного южноевропейского архитектора, применившего при возведении новую технологию. Божий дом стал весьма популярен у жителей всех соседних деревень, регулярно приходивших на службы и устраивавших большие празднества в религиозные праздники. Так продолжалось до тридцатых годов, пока храм святого великомученика Георгия Победоносца не попал под церковную реформу. Здание стало зернохранилищем и использовалось таким образом до перестройки, после которой местные жители стали искать инвесторов для реставрационных работ, которые до сих пор не начаты.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Как и многие другие, храм построили в первой половине 19 века на месте старой деревянной колокольни. Приход объединил под собой жителей сразу нескольких деревенек. После закрытия храма в сороковых годах, его использовали в хозяйственных целях, затем в качестве юридической конторы, а после и вовсе забросили. Не смотря на отсутствие охраны, местные жители тщательно следят за тем, чтобы чужаки держались подальше от Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, планируя в будущем добиться от властей начала реставрационных работ.

Заброшенные церкви Тверской области

В регионе имеется огромное количество церквей, многие из которых были возведены еще несколько веков назад. Территориальный фактор способствовал духовному развитию края на протяжении нескольких столетий, что отразилось не только на количестве религиозных учреждений, но и на их богатстве. Тем не менее, церковная реформа, изданная коммунистической партией, повлияла и на храмы Тверской области, в результате чего многие из них оказались заброшены.

Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построили в 19 веке на деньги местного дворянского рода. Внешне постройка выглядит довольно просто, по неизвестной причине ее не стали декорировать архитектурными фигурами. В начале 20 века храм был ликвидирован и отдан совхозу под зернохранилище. Через тридцать лет ярые представители атеизма стали буквально разбирать церковь по кирпичикам, нанося ей непоправимый ущерб. В двухтысячные годы местные жители пытались найти инвесторов для восстановления храма Покрова Пресвятой Богородицы, но затея провалилась.

Церковь Иверской иконы Божией Матери в деревне Лутовенка

Храм был построен посреди быстрорастущего села во второй половине 19 века. Весь ансамбль выполнен в эклектическом стиле, столь оригинальном для данного региона. Во времена нахождения у власти коммунистов Церковь Иверской иконы Божией Матери передали местному совхозу для хозяйственных нужд. В восьмидесятых годах жители Лутовенки стали массово покидать свои дома на волне всероссийской урбанизации и село быстро опустело. В итоге старая церковь осталась стоять в окружении заброшенных домиков, которые находятся в таком виде и по сей день.

Заброшенный храм во имя Владимирской Божьей матери

Храм возвели в первой половине 19 века на средства простого народа. Под своей крышей приход объединил жителей сразу нескольких деревенек, встречавшихся на ежедневных службах. В 20 веке храм во имя Владимирской Божьей матери использовался в качестве мастерской, затем был заброшен. За зданием имеется несколько солдатских могил. Внутри сохранилась часть фресок, а вот вся роспись была старательно заштукатурена для предотвращения возникновения интереса к религиозным мотивам у работников.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Чирковицах

Церковь Спаса Нерукотворного Образа возвели в конце 19 века в типичном для того времени классическом стиле. В тридцатых годах храм закрыли и переделали в хранилище зерна. Склад просуществовал до восьмидесятых годов, во время которых был уничтожен пожаром. На данный момент бывшее село с храмом стоят в абсолютно заброшенном состоянии. Какое-то время ходили слухи о сносе заброшек и строительстве на их месте коттеджного поселка, но власти их опровергли.

Церковь Троицы Живоначальной в деревне Медуши

Строительство церкви началось во второй половине 19 века и было завершено за 3 года, после чего каждое воскресенье жители деревни Медуши стали собираться под ее крышей на службы. В тридцатые годы храм закрыли и отдали под автомастерскую, проработавшую вплоть до нулевых годов. После ее разорения объект остался заброшенным. Довольно быстро местные мародеры вынесли все интересное, оставив сталкерам пустые помещения.

Заброшенные церкви Краснодарского края

Краснодарский край является одной из самых древних территорий нынешней России, на которой стали селиться люди еще несколько тысяч лет назад. Особое развитие регион получил после воцарения королевы Екатерины, являющейся настоящим просветителем. Императрица стала строить школы, университеты и храмы на южной территории своей страны, многие из которых сохранились до наших дней.

Церковь Ильи Пророка в селе Большой Мартын

Возведение церкви началось в двадцатые годы 19 века. Здание было построено в классическом стиле с элементами эклектики. Просуществовав практически 90 лет в первоначальном виде, храм подвергся реставрации, в ходе которой значительно расширился, превратившись в настоящий архитектурный шедевр. Пришедшие к власти коммунисты издали приказ о закрытии церкви Ильи Пророка и передаче ее под сельскохозяйственные нужды. До наших дней некогда величественное здание сохранилось плохо, находиться внутри может быть опасно.

Деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Тюковка

Данный храм был построен на окраине небольшой деревеньки в середине 19 века. На тот момент для строительства церквей повсеместно стал применяться камень, поэтому до сих пор не понятно почему здание было возведено из недолговечного дерева. Последние реставрационные работы проводились через 40 лет после строительства, поэтому уже больше века церковь Николая Чудотворца все больше разрушается под воздействием времени. На данный момент она находится в настолько плохом состоянии, что восстановление уже невозможно.

Заброшенная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Оробинский

Небольшая каменная церковь была возведена в начале 20 века и по назначению проработала совсем недолго, после чего ее переделали под мельницу, сожжённую во времена Великой отечественной войны. В послевоенное время мельницу восстановили, и она успешно проработала еще 60 лет, а затем была заброшена, потеряв актуальность. Внутри до сих пор хранится большое количество оборудования, о котором маргиналы так и не прознали. Деревенька на данный момент постепенно вымирает, молодежь разъезжается, а старшее поколение не успевает следить за бывшей церковью Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В конце 19 века в одной из станиц Краснодарского края была возведена красивая белокаменная церковь с собственной колокольней, до которой вел закрытый проход. Храм вел службы до образования СССР, после чего был закрыт, попав под реформу. В отличие от многих других, его помещения не стали никак использовать и все оставшееся время Церковь Успения Пресвятой Богородицы стояла под присмотром местных жителей, старавшихся изо всех сил поддерживать ее состояние, благодаря чему объект неплохо сохранился до наших дней.

Церковь в селе Рыкань

Старый монастырь неизвестного года постройки располагается в деревне Рыкань. Все двери закрыты, попасть внутрь можно только через оконные проемы на верхних этажах. Внутри сохранились красивые фрески. Не смотря на плохое состояние постройки, местные жители надеются ее отреставрировать при помощи стороннего инвестора, который на данный момент активно ищется.

Заброшенные церкви Кемеровской области

Несмотря на расположение Кемеровской области в Сибири, что говорит о более запоздалом культурном развитии региона, здесь тоже существует немало заброшенных церквей, которые обязательно будут интересны сталкерам и всем любителям исторических зданий.

Преображенская церковь в селе Абдалы

Данная церковь, освященная во второй половине 19 века, в настоящее время пребывает в полуруинном состоянии. Несмотря на это внутри сохранились первоначальные фрески и оригинальная лепнина. Службы велись до тридцатых годов, после чего храм расформировали и передали местному колхозу, решившему использовать свободные помещения в качестве хозяйственных складов. Купол был сброшен, а все иконы вывезены. Склад ликвидировали в девяностые, после чего бывшая церковь оказалась заброшена.

Свято-Троицкая церковь в селе Сандаки

Данный храм так же был построен во второй половине 19 века из добротного красного кирпича. Над проектом работал известный столичный зодчий, применявший в своих проектах исключительно стиль барокко. В тридцатые годы священнослужители попали под репрессии, а церковь закрыли. С тех пор она стоит в заброшенном виде и постепенно разрушается. Несколько лет назад обвалилась колокольня. Жители Сандаки стараются собственными силами поддерживать памятник архитектуры, но все труды лишь оттягивают неизбежное.

Заброшенная Петропавловская церковь в селе Ефимовцы

Храм в деревне Ефимовцы настигла та же судьба, что и его собратьев. Построенное в 19 веке, учреждение проработало по назначению до прихода к власти коммунистов, после чего было упразднено и перестроено под зернохранилище. В ходе работ здание лишилось всех религиозных фрагментов, внутреннее убранство было полностью уничтожено. В пятидесятые годы надобность в складе отпала и бывшую Петропавловскую церковь полностью забросили. Отсутствие реставрационных работ привело к быстрому разрушению, которое продолжает усугубляться.

Церковь Иоанна Предтечи в деревне Малый Конып

Величественный храм был возведен во второй половине 19 века в неоклассическом стиле. Церковь Иоанна Предтечи была построена под руководством опытного зодчего, приехавшего из северной столицы. Религиозные элементы в декоре постройки смотрятся весьма интересно. Именно архитектурное решение делает данный объект настоящим культурным памятником. В настоящее время храм стоит заброшенным и достаточно редко посещается даже сталкерами, так как добраться до него достаточно сложно из-за удаленности от проезжих дорог.

Казанская церковь в деревне Жигагай

Храм был построен в самом конце 19 века на деньги местных прихожан, которые полностью оплатили строительство и приобретение всей религиозной утвари. В дальнейшем здание подвергалось ремонту так же на пожертвования местных жителей. После революции Казанскую церковь отдали под сельский клуб, сгоревший в конце восьмидесятых годов. Пожар уничтожил большую часть строения, нанеся ему непоправимое разрушение. На данный момент от храма остались одни стены.

Заброшенные церкви Волгоградской области

Волгоградская область в качестве территориальной субъединицы России стала развиваться достаточно рано, что способствовало ее долгому культурному развитию, приведшему в итоге к появлению большого количества церквей.

До наших дней преимущественно сохранились храмы 17-19 веков, выполненные в различных архитектурных стилях.

Больше половины из них сейчас заброшены вследствие отсутствия должных реставрационных работ после развала СССР.

Троицкая церковь в деревне Пичуга

Красивый храм в стиле Рококо возвели в первом десятилетии 20 века, а после революции закрыли. Местные жители до последнего боролись за возможность исповедовать свою религию, посещая церковные службы, но власти, придерживающиеся атеизма, остались равнодушны к прошениям простых людей. После закрытия храма его стали намеренно лишать религиозных элементов, уничтожая колокол и вывозя все иконы. При демонтаже колокольни было нарушено крепление главной балки, вследствие чего часть строения рухнула.

Покровская церковь в станице Суводская

Заложенная во второй половине 19 века, церковь просуществовала менее века. После освящения нового храма жители Суводской стали регулярно ходить на службы и активно учувствовать в духовной жизни прихода. После смены политического режима, Покровская церковь попала под реформы и была переделана под молодежный клуб, а затем и вовсе закрыта. После этого ее снесли, оставив одну колокольню, пришедшую за прошедшие десятилетия в руинное состояние. На данный момент постройка восстановлению не подлежит, а местные жители ходят на службы в соседний поселок.

Заброшенная церковь Михаила Архангела в селе Верхний Балыклей

Храм построили в начале 19 века целиком из дерева, а позже, как это было принято в те времена, заменили на каменный. Приход работал до двадцатых годов, после чего, как и многие ему подобные, был закрыт. Некоторое время здание использовалось в качестве почты, проработавшей около 15 лет и в итоге расформированной. Церковь Михаила Архангела осталась без присмотра и достаточно быстро пришла в аварийное состояние, в котором находится и по сей день. Крыши уже не осталось, пол давно сгнил.

Церковь Ильи Пророка в селе Савинка

Как и предыдущую, церковь Ильи Пророка построили в начале 19 века, но сразу из камня. В тридцатые годы большевики подвергли здание сильному разрушению, скинув колокол. Позже бывшую церковь передали колхозу, который переделал его под хозяйственный склад. После окончательного отказа от использования постройки, ее оставили разрушаться под влиянием времени. Сейчас это место весьма популярно у местных фотографов за счет своего антуража. Реставрационные работы не планируются.

Рождественская церковь в поселке Чернышковский

Церковь построили в конце 18 века на деньги местного помещика. В строительстве принимали участие заключенные армейской тюрьмы, работающие под руководством французского архитектора. Здание из красного камня стало классическим примером храма в стиле барокко. Отдельные элементы выполнены с использованием фрагментарной готики. До нашего времени Рождественская церковь сохранилась крайне плохо, внутри можно обнаружить остатки лепнины, и на этом все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *