фотографии индийского храма детально
Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.
Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…
Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.
Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.
О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.
Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.
Древние храмы Индии
Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…
Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.
В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.
Большая ступа в Санчи
Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.
В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.
Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.
Храмовый комплекс Аджанты
Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.
Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.
Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.
Пещерные храмы Эллоры
Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).
Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.
Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.
Храм Кхаджурахо
Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.
Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.
Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.
В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.
Храм Лингараджа
Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.
Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.
Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.
Храм Каши Вишванатх (Варанаси)
Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.
Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.
Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.
Храм Венкатешвары
Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну.
Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии.
Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней.
Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Каджурахо
28 материалов по 16 объектам, 1 201 фотография
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Каджурахо.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне
Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…
Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)
Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.
О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.
Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.
До сих пор сложно понять, как около 800 лет назад был построен этот индийский храм. Его колонны отполированы до зеркального блеска и украшены тончайшей резьбой. А в твердом базальте для каких-то целей были просверлены крошечные отверстия.
В 77 км от знаменитого форта Варангал, в крошечной деревушке Палампет Венкатапур Мандал, на юге Индии, находится не менее знаменитый Храм Рамаппа, также известный как храм Рамалингешвара.
Надпись в храме датируется 1213 годом нашей эры и говорит, что его построил генерал Речерла Рудра Редди в период правления какатийского правителя Ганапати Дэвы. А вот назвали храм в честь его архитектора, и, это, пожалуй, единственный храм в Индии, носящий имя мастера-создателя. Из всех храмов, датированных тем же периодом, Рамаппа Темпл сохранился лучше всего.
Строение включено в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2019 году, как и форт Варангал, и Храм Тысячи Столпов. Храм Рамаппа величественно возвышается на платформе в форме звезды высотой 1,8 метра.
Особенности строения и украшения храма
В основном колонны храма украшают изображения апсар. Фигуры сделаны из цельных огромных кусков базальта (около пяти тонн каждый) и отполированы до зеркального блеска. До сих пор остаётся загадкой, как древние это изготавливали и, главное, как поднимали и устанавливали без кранов и современного оборудования. Тем не менее, храм стоит до сих пор.
Причём такие базальтовые вставки характерны для многих индийских храмов того же периода, только они практически все разрушены. Например, в форте Варангал эти элементы украшений из базальта сохранились только в виде разрозненных обломков.
В храме нет искусственного освещения, и царит полумрак. Кроме того, это действующий храм и съёмки в нём не приветствуются, особенно в алтарной части.
Алтарная часть индийского храма
Все базальтовые элементы храма, в том числе колонны, отполированы до блеска и покрыты тончайшей резьбой. Причём эта резьба не только искусная — техника её исполнения выше всякого понимания с точки зрения современного человека.
Резная базальтовая колонна храма Рамаппа
Многие детали украшений сквозные. Эти микроотверстия имеют диаметр несколько миллиметров, они изогнуты, поэтому в них невозможно просунуть прямую иглу или тонкое сверло, а только гибкую проволоку. Как могли древние мастера проделать такую ювелирную работу в твердом базальте?
Отверстия в резных колоннах храма Рамаппа
Базальтовые колонны и барельефы на них издают удивительный металлический звук, если по ним слегка постучать. Блогер Правин Мохан, который немало времени посвятил изучению загадочных индийских артефактов, считает, что такой эффект мог получится лишь в том случае, если применялась технология каменного литья.
Технология каменного литья
Камень плавится, как, например, при извержении вулкана. Но у застывших лавовых масс верхний слой всегда хрупкий из-за быстрого остывания. Поэтому примитивными способами тут не обойдёшься. К тому же, подходит не любой камень. Плавление и литьё возможны лишь из базальта. Только он сохраняет целостность кристаллический решётки и качество каменных изделий не страдает.
Для выплавки требуется создать температуру около 1500 ºС. Обычный уголь — древесный и даже каменный — такую температуру не создаст, для этого нужна угольная крошка. Кроме того, ещё необходима подача кислорода в доменную печь.
Таким образом, если принять версию Мохана, у древних индийцев должны были существовать отлаженные технологии и целые фабрики по производству изделий из каменного литья, судя по количеству строений и изделий из базальта.
Есть версия, что так называемые йони, оставшиеся от древней цивилизации, и которыми буквально усеяна территория Индии, не что иное, как части плавильных печей для камня. Тем более, что каждая йони снабжена сливом.
Коменная йони из Вьетнама
Но никаких следов на них не найдено и доказательств этой версии нет. Тем более, что некоторые йони великолепно отшлифованы, имеют идеальную форму, острые грани (и это спустя почти тысячу лет!), что совершенно необязательно для плавильной печи.
Невероятная прочность: в чем загадка?
Эта местность пострадала от сильнейшего землетрясения, которое, по словам Мохана, произошло 1 апреля 1843 года. Почти все строения вокруг разрушились, но храм устоял, хотя к этому времени ему было уже 600 лет. Каменные блоки пола выскочили из оснований и поднялись, а столбы колонн опустились примерно на 30 см. Но сама конструкция выдержала.
Мохан объясняет такую сейсмоустойчивость храма двумя причинами.
1) Плавающие камни
Во-первых, крыша, а точнее башня храма, сложена из так называемых плавающих или облегчённых камней.
Башня храма Рамаппа
Плавющими их назвали потому, что они не тонут в воде. Индийский блогер демонстрирует эту особенность в своём видео. Образцы этих камней отправили на экспертизу доктору Хабибу Хаману, главному химику государственной промышленной лаборатории в Хайдарабаде. Эксперт сообщил, что кирпичи имеют искусственное происхождение и пористую структуру, благодаря которой «хорошо плавают в воде».
«Материалом, из которого сделан пористый кирпич, были опилки. Вес образцов составляет от 1⁄3 до 1⁄4 обычного кирпича такого же размера».
Возможно, имеется в виду каменная стружка или крошка из которой изготавливались кирпичи.
Внешне эти камни похожи на пемзу. Но её добывают только в районах вулканической активности, а в Индии вулканов практически нет. Кроме того, пемза — очень непрочный материал для строительства.
Рецепт изготовления лёгких кирпичей не дошёл до наших дней, и мы лишь можем предполагать, как и из чего они изготавливались. Но такая облегчённая конструкция обладает гибкостью и сохраняет целостность при землетрясении.
2) Особая планировка
Вторая причина, по мнению индийского блогера, заключалась в особенностях планировки пола и фундамента храма. Блоки пола не были жёстко соединены с колоннами храма, а вставлялись в специальные пазы. Именно поэтому, поднявшиеся плиты не «вывернули» столбы, а лишь выскочили из пазов. Колонны же при этом немного просели.
Секретный строительный материал древних
Но это ещё не всё. Храм стоит на «подушке», толщиной более трёх метров. Сначала строители вырыли котлован и заполнили его необычной смесью из порошкообразного гранита, нерафинированного тростникового сахара, речного песка и какого-то уникального связующего материала, который не смогли определить лабораторные анализы.
Когда масса застыла, на этой платформе построили храм. Возможно именно «подушка» и придала устойчивость колоннам и несущим опорам. Они углубились всего лишь на 30 см, но не упали.
Основание храма Рамаппа
Исследователь из Научно-исследовательского центра «Лаборатория альтернативной истории» (НИЦ ЛАИ) Екатерина Норкина уверена, что древние архитекторы при проектировке храмов учитывали высокую вероятность землетрясений.
Трактат Васту-шастра («Наука строительства») даёт подробные рекомендации, как построить храм, чтобы он не разрушился от подземных толчков.
Храм Рамаппы в наше время
Храму Рамаппы повезло больше, чем другим. Вот, например, в каком состоянии находится другой храм неподалёку.
Кажется, что он вот-вот рухнет, но впечатление обманчиво. Возможно, в состоянии «на грани» он простоял сотни лет после землетрясения и простоит ещё столько же. Части конструкции крепко держатся за счёт замковых соединений. Причём соединительные элементы всегда прямоугольные, а не круглые, чтобы исключить проворачивание сборных частей.
Этот вид соединения частей колонн и плит в древних индийских храмах встречается повсеместно. В Варангале, например, множество разрозненных частей с элементами «шип-паз» просто валяются на земле.
Интересно, почему землетрясение не смогло полностью разрушить храмы неподалёку от форта Варангал, а в самом форте разметало все постройки буквально «по камешку»? Либо Варангал «тряхнуло» сильнее, либо причина разрушений была иной.
В храме Рамаппы некоторые колонны внутри здания изогнулись, но не треснули, благодаря знаниям древних архитекторов-строителей.
Великолепные, словно отлитые из металла, а не вырезанные из базальта фигуры тоже не обрушились и по-прежнему украшают внешние колонны храма.
Технология, которую применяли древние зодчие, сравнима с современной, но не укладывается в рамки наших представлений о знаниях и возможностях людей, живших тысячу лет назад. К сожалению, эти знания исчезли вместе людьми, которые ими обладали. А храм до сих пор стоит, и тысячи индийцев приходят туда помолиться своим богам.