фрагменты икон для обучения иконописи

Секреты иконописного мастерства

Содержание

фрагменты икон для обучения иконописи

Деталь иконы «Рождество Христово». Дерево, яичная темпера. Первая четверть XV века. Третьяковская галерея.

Введение

Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью. И, хотя в настоящее время издается масса специальной литературы, неподготовленному зрителю расшифровать закодированный смысл иконы весьма затруднительно. Чтобы это сделать, необходима определенная подготовка.

К сожалению, даже профессиональные художники не всегда понимают красоту и своеобразие древней иконы. Задачей данной работы является знакомство с основами техники исполнения иконописи.

Конечно, грамотно выполнить иконную живопись может лишь профессиональный художник, знающий в, совершенстве все секреты иконописного ремесла и следующий канонам Жития святых, что характерно для старых мастеров. Они очень остро чувствовали гармонию и красоту иконы. При тщательном изучении можно обнаружить их попытку осмыслить икону в математическом отношении. Например, они брали размер ширины иконы и откладывали ее на вертикаль бокового поля, определяя тем самым высоту средника (центральное изображение иконы), а треть ширины иконы составляла высоту верхнего ряда клейм. Соотношение высоты и ширины иконы чаще всего в пропорциях составляло как 4:3. Ширина средника составляла размер в две диагонали боковых клейм. Фигура средника равнялась 2,5 диагонали клейм. Высота фигуры вместе с нимбом в среднике равнялась 9 радиусам нимба и т.д. Эти математически выверенные выкладки придавали геометрическую четкость композиции, позволяли мастеру строить ритмический ряд и акцентировать взгляд зрителя на главных образах иконы.

В ряду религиозной литературы особняком стоят «мастеровики», то есть собрания рецептов, в которых указывалось, как составлять и наносить левкас (грунт), растирать и смешивать пигменты со связующим веществом, изготавливать связующее, варить олифу и многое другое.

В старые времена ремеслу учили методом «подсадничества», когда к старому, опытному иконописцу подсаживали юношу для перенимания опыта.

Выработанные с годами традиции и секреты передавались из рода в род, из поколения в поколение, и так вплоть до наших дней. Без этих знаний и без соответствующих ремесленных навыков трудно рассчитывать на успех. Изучение канонов Жития святых, их священных облачений, церковных текстов и подлинников иконописи византийской и русской церкви – обширная тема. Поэтому для прояснения этих вопросов мы вправе отослать нашего уважаемого читателя к более фундаментальным трудам и источникам.

Наша задача гораздо скромнее – дать читателю общие понятия о технической, ремесленной стороне выполнения иконописных работ. Мы расскажем об устройстве иконы, материалах, применяемых в иконописи, также о приемах нанесения красочного слоя на деревянную основу.

фрагменты икон для обучения иконописи

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Источник

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы.

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся.

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится.

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»

Про­цесс написания
1фрагменты икон для обучения иконописи
2фрагменты икон для обучения иконописи
3фрагменты икон для обучения иконописи
4фрагменты икон для обучения иконописи
5фрагменты икон для обучения иконописи
6фрагменты икон для обучения иконописи
7фрагменты икон для обучения иконописи
8фрагменты икон для обучения иконописи
Ико­на «Спа­си­тель»

Про­цесс написания
1фрагменты икон для обучения иконописи
2фрагменты икон для обучения иконописи
3фрагменты икон для обучения иконописи
4фрагменты икон для обучения иконописи
5фрагменты икон для обучения иконописи
6фрагменты икон для обучения иконописи
7фрагменты икон для обучения иконописи
Ико­на «свт. Ген­на­дий Нов­го­род­ский»

Про­цесс написания
1фрагменты икон для обучения иконописи
2фрагменты икон для обучения иконописи
3фрагменты икон для обучения иконописи
4фрагменты икон для обучения иконописи
5фрагменты икон для обучения иконописи
Ико­на «Свт. Гри­го­рий Бого­слов»

фрагменты икон для обучения иконописи

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске

Источник

Библиотека иконописца

фрагменты икон для обучения иконописи

Библиотека иконописца запись закреплена
Икона εἰκών

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Библиотека иконописца запись закреплена
Икона εἰκών

фрагменты икон для обучения иконописи

Библиотека иконописца запись закреплена
Журнал Московской Патриархии

ЧИТАЙТЕ В №10 «ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» ЗА 2020 ГОД И НА НАШЕМ САЙТЕ
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов.
Показать полностью. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность.

Иконопись академической школы

— Ваше Высокопреподобие, вернемся на три десятка лет назад. Вспомните, пожалуйста, кто и когда решил открыть в Мос­ковской духовной академии подразделение по профессиональной подготовке иконописцев. Как все начиналось?

— С освобождением Церкви из-под советского гнета насущная потребность в иконописцах стала очевидной, и Священный Синод на осеннем заседании 1989 года решил открыть соответствующее учебное заведение. На какой базе его создавать, вопросов, насколько мне известно, не возникало: заслуженным авторитетом пользовался долгие годы существовавший при Московской духовной семинарии иконописный кружок. Патриарх Пимен (Извеков) прекрасно знал его основательницу (к тому моменту уже почившую) монахиню Иулианию (Соколову) и высоко ценил ее деятельность.
Летом 1990 года состоялись первые вступительные экзамены, а 1 октября студенты приступили к занятиям. Приемную кампанию организовали и провели тогдашний инспектор Московской духовной семинарии, а ныне митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, известный иконописец протоиерей Николай Чернышев (ныне доцент кафедры иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), другие преподаватели семинарии и академии. Первым заведующим Иконописной школой стал протоиерей Вадим Смирнов (ныне игумен Никон, который долгие годы был настоятелем Афонского подворья в Мос­кве), а на должность его помощника назначили архиди­акона Романа (Тамберга) († 1998).
Я тогда завершал обучение в Московской духовной академии, принял монашеский постриг и священный сан. Непосредственно в тех событиях я, конечно, не участвовал. Вскоре отец Роман поступил в братию Троице-Сергиевой лавры, где возглавил Патриарший архитектурно-строительный центр, а меня благословили занять его место. Отец Вадим тогда параллельно вновь стал заведовать и Регентской школой, на работе которой затем и сосредоточился, а мне в 1993 году поручили возглавить Иконописную школу.
Во время обучения первых студентов продолжала формироваться программа, отшлифовывался сам учебный процесс. Заложенная монахиней Иулианией (Соколовой) база была чрезвычайно ценна. Но в ее кружке на первом месте стояли просветительские задачи, преподавание иконописцам-любителям. Нам же необходимо было освоить профессиональную подготовку иконописцев, которой Церковь не занималась долгие десятилетия. Поэтому к ученицам матушки Иулиании Наталье Алдошиной и Екатерине Чураковой добавились участвова­вшие в росписи Покровского академического храма отец Николай Чернышев, Владимир Ермилов и Ярослав Добрынин. Укрепили это ядро мы первыми выпускниками школы — Анатолием Алешиным, Александром Солдатовым, Светланой Тарасовой и Анной Зданович. Собственно, они до сих пор вместе с Натальей Алдошиной и Владимиром Ермиловым и составляют костяк преподавательского состава нашего факультета, в который сейчас я бы еще включил Елену Белобородову (преподает с 1998 г.).
К концу 1990-х годов стало ясно: четырех лет обучения для формирования полного комплекса иконописных навыков явно мало. Ни тогда, ни сейчас условия не позволяли и не позволяют нам увеличить продолжительность обучения для всех студентов. Поэтому мы переформатировали учебный процесс в двухступенчатый. Самые талантливые после основного трехлетнего об­учения получают возможность задержаться у нас еще на два года. Перед студентами второй ступени ставятся качественно иные задачи. Успешно завершившие обучение на ней должны уметь проектировать иконостас, создавать ансамбль икон для храма, писать авторские иконы святых нового времени.

— Можно ли говорить о сформировавшейся традиции иконописания в Московской духовной академии, сложившейся художественной школе ее иконописного факультета?

— Наши студенты изучают разные стили и сами пишут по-разному. Но в большей степени, в том числе и в силу географического фактора, мы тяготеем к Московской школе эпохи ее расцвета, пришедшейся на XV–XVI столетия. В этом мы стараемся следовать вкусам и предпочтениям монахини Иулиании (Соколовой). В деятельности иконописного кружка она старалась не сужать рамки творческого интереса воспитанников, которые работали в различных традициях иконописания. Но ей самой ближе были изографы XV–XVI веков. Деятельность матушки Иулиании, ее учеников и последователей оказалась чрезвычайно важной для формирования восприятия, хорошего вкуса в отношении икон для большой части нынешнего духовенства. Ведь семинария в те годы была относительно небольшой, и в той или иной степени с деятельностью иконописного кружка знакомился примерно каждый третий студент.
В учебном процессе пристальное внимание мы уделяем работе студентов в музейных собраниях, их знакомству с подлинниками древности. Ведь иначе нельзя постичь красоту работы автора с цветом и фактурой, переданное им при помощи цветового строя восприятие произведения целиком. Современное иконописание нередко страдает иллюстративностью: видно, что человек работал с иллюстрацией и репродукцией, а не с подлинниками, в результате чего его произведениям не хватает интересности в цвете и фактуре, а в целом — глубины. Все это приводит к упрощению и примитивизму иконы. Мы же хотим, чтобы икона не только была выполнена с соблюдением канонов, но и была особенной. И сегодня специалисты различают, какая икона принадлежит кисти нашего выпускника, притом уже заметны и подражания.

— В каких музейных собраниях работают ваши студенты, где чаще всего проходят копийную практику?

Источник

Текст книги «Основы иконописного рисунка»

фрагменты икон для обучения иконописи

Автор книги: Михаил Сухарев

Жанр: Религия: прочее, Религия

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Процесс возрождения православного иконописания в России начался только в 80-х годах XX века. Традиции обучения были полностью утрачены, художникам приходилось осваивать технику иконописи, собирая по крупицам разрозненные сведения, часто следуя только собственной интуиции.

Единственным изданием, специально посвященным традициям иконописного рисунка был альбом «Стилистические традиции искусства Палеха», изданный в 1981 г. Его автор – Н.М. Зиновьев, палешанин-иконописец, свыше сорока лет преподавал в Палехском художественном училище. Сборник учебных образцов, выполненных автором, предназначен для обучения студентов-палешан традициям древнерусского искусства.

Таблицы альбома с изображениями элементов пейзажа, «горок и палаток», деталей одежды и ассиста актуальны и сегодня (ил. 8). Что же касается изображения фигур и «личного», то следует отметить, что оно выполнено в специфической палехской манере. В настоящее время появились возможности работать с более широким кругом образцов как древнерусских, так и византийских.

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 8. Таблица из учебника Н.М. Зиновьева

В 1995 году была впервые издана книга монахини Иулиании (М.Н. Соколовой) «Труд иконописца». М.Н. Соколова с середины 20-х гг. XX в. занималась иконописью, посвятив этому всю жизнь, несмотря на тяжелейшие условия антирелигиозной пропаганды в России. Ее опыт, изложенный в книге, является ценнейшим руководством для иконописцев, восполняющим разрыв традиций обучения иконописанию. Книга «Труд иконописца» обращена к широкому кругу начинающих иконописцев-любителей, в том числе и не владеющих рисунком. Поэтому в ней рекомендуется копировать рисунок со старинной иконы на кальку или пользоваться готовой «прорисью». Мария Николаевна подробно описывает различные способы перевода рисунка образца на бумагу (в том числе и на отлип), а потом на левкас. Очевидно, что наибольшую опасность для начинающего иконописца она видела в самочинии.

М.Н. Соколова писала: «Начинающим заниматься иконописью в современных условиях, даже и владеющим рисунком, не следует самоуверенно полагаться на свои силы и знания, так как рисунок иконы очень своеобразен. Необходимо, хотя бы первое время, пользоваться «переводами», то есть приемами, широко применявшимися в прежних иконописных мастерских, основанными на вековом опыте и дающими положительные результаты. И впоследствии, когда кто-то перейдет к снятию рисунка на глаз, необходимо, чтобы такой рисунок был проверен более опытным иконописцем»[9] 9
Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 71.

В своих записках Мария Николаевна почти дословно повторяет текст «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, широко доступной в России, благодаря нескольким публикациям XIX века. Безусловно, она была известна и М.Н. Соколовой.

Однако следует учесть, что рукопись книги монахини Иулиании создавалась в те годы, когда ни о каких иконописных школах не могло быть речи. Только в настоящее время стало возможным в рамках учебных заведений Русской Православной Церкви начать разработку методики преподавания церковных художеств, в том числе и иконописного рисунка.

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 9. Рисунок М.Н. Соколовой

В недавно опубликованном сборнике «История иконописи», рекомендованном Учебным Комитетом Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия, в разделе «Техника иконы» подробно рассматриваются техника темперной живописи, стадии работы цветом средневековых художников, процесс создания иконы от грунтовки доски до покрытия олифой. Однако о рисунке сказано буквально следующее: «рисунок, то есть первоначальный очерк изображения, наносился на белый грунт кистью жидкой черной (реже цветной) краской. Рисунок мог быть элементарным, даже примитивным и неточным или, наоборот, очень подробным и тонким, даже изысканным, с детальными, почти «академическими» штриховками и оттушевками. Независимо от этого в завершенном образе он обычно был скрыт верхними красочными слоями, но в некоторых случаях художники учитывали эффект просвечивания внутреннего рисунка сквозь верхние слои, и тогда его линии могли играть роль тени»[10] 10
История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2002. С. 34.

Икона не только начинается с рисунка, но и рисунком линий – «описей» заканчивается. После всех этапов роскрыши и письма цветом бывает необходимо во многих местах подчеркнуть уверенной красивой линией и темные контуры, и наиболее яркие «пробела». Здесь нужна твердая рука мастера, в совершенстве владеющего кистью. Лучшие образцы византийской и древнерусской иконописи свидетельствуют, что такие важнейшие элементы и приемы изобразительного искусства как линия, контур, знание строения и пропорционирования человеческой фигуры и всех ее частей необходимы для иконописца.

Влияние рисунка на стилистику изображения

Мастерство иконописца проявляется, прежде всего, в рисунке. Композиция и пропорциональные соотношения ее элементов задаются художником с самого начала работы над иконой. Стилистические особенности изображения также зависят от рисунка. Им определяется место и характер пробелов, ассиста, орнамента, степень деталировки изображения. Рассмотрим два варианта рисунка фигуры Архангела Михаила (ил. 10). Иконография в данном случае идентична: фигура в римских воинских доспехах, в правой согнутой руке – меч, в левой, опущенной – ножны. Крылья симметрично фланкируют фигуру. Однако при формальном сходстве композиций очевидно принципиальное различие в мастерстве художников. Мастер XVI в. свободно компонует фигуру в обрамлении двух симметричных крыльев. Легкое и непринужденное движение, с опорой на левую ногу, характерное для этой иконографии в более древних византийских аналогах, осмысленно прорисовано русским иконописцем XVI века.

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 10. Прорисъ иконы архангела Михаила XVI в. и прорисъ 1903 г. из собрания ГИМ

Рисунок 1903 г. утратил эту легкость и пластику. Фигура, утяжеленная обилием мелких сложных деталей, стоит на тонких «деревянных» негнущихся ногах. Дробные формы складок и кудрявых облачков – это попытка не только приукрасить изображение, но и скрыть неумелость рисования фигуры. Здесь древняя иконография повторена формально, утратив живое содержание образа.

Реализм в иконописи

Изобразительный язык иконы по-своему реалистичен. Для примера можно сравнить мраморную римскую скульптуру апостольских времен из Коринфа и фигуру апостола Иоанна Богослова с иконы XIV в. (ил. 11).

фрагменты икон для обучения иконописи

Особенности костюма, складки одеяния и движения фигуры переданы на римской скульптуре абсолютно достоверно, как у живой модели. Изображение апостола Иоанна тоже отражает особенности облачения апостольских времен. Сравнивая эти фигуры можно убедиться, что сложившаяся иконография апостола точно отражает исторические реалии первых веков христианства – детали костюма, расположение складок, движение руки ног (гиматий также перекинут через плечо, левая рука завернута в ткань). Икона, хотя и условно, своими художественными средствами отражала реальность.

фрагменты икон для обучения иконописи

Еще одна особенность античных скульптур – позиция контрапоста – положение, при котором опора фигуры сосредоточена на одной ноге, в то время, как другая нога свободна, хотя и не отрывается от подножия (ил. 12). Эта позиция широко использовалась в античном искусстве еще со времен Поликлета, поскольку она позволяла избегать окаменелой статичности фигуры. Для византийской иконописи этот прием изображения стал каноническим. Направления и формы складок одежд, характерные для положения контрапоста в античной скульптуре, широко использовались в иконописи (с разной степенью понимания) византийскими и древнерусскими художниками.

Пропорции

Сравним пропорции изображения фигуры пустынника с новгородской таблетки (XV в.) и канон пропорций, разработанный Боттичелли (тоже XV в.; ил. 13). Единица измерения и в том и в другом рисунке – размер головы. Высота обеих фигур – 8½ голов. Очевидно, что положение локтей, таза, щиколоток – совпадает. Отличие заключается в изображении мышечного строения тела. С точки зрения анатомии фигуры пустынник на иконе изображен не реалистично: его конечности слишком длинные и истонченные, что символизирует аскезу и пренебрежение плотью. Тогда как у Боттичелли фигура мясистая, плотяная, твердо стоящая на земле. Таким образом, само по себе использование канона пропорций не является прерогативой только реалистической живописи. Лучшие византийские иконописцы использовали те же правила пропорционирования фигуры и лика, которые были разработаны еще в Древней Греции, избегая при этом иллюзии объемности тела.

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 14. Иконы XVI в. из музея-заповедника Кижи

Пропорции фигур на некоторых русских иконах «северных писем» XIV–XVIII вв. часто не соответствуют анатомическим – встречается соотношение размера головы к высоте фигуры от 1:5,5 (ил. 14) до 1:10. Эти художники чаще всего были самоучками, поэтому не знали правил и не могли использовать приемы построения фигуры, рисуя интуитивно. Очевидно, что диспропорция искажает облик изображаемых святых, делает их неестественными и даже комичными. Оптимальными можно считать пропорции фигур на византийской иконе трех святых 1: 8 (ил. 15).

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 15. Икона святых Мины, Ермогена и Евграфа. Монастырь Ватопед. Афон. XIV в.

Иконописный лик

фрагменты икон для обучения иконописи

Лик – главное содержание иконы. От выразительности лика зависит весь образ святого. Все остальные элементы изображения могут быть сведены к минимуму. В лике должно быть сосредоточено все мастерство иконописца. Рисунок каждой детали лика также играет важнейшую роль. Контуры носа, глаз, бровей, рисунок прядей волос – избираются художником. По его выбору лик может быть более объемным или более плоскостным с четкой графикой деталей. От выбора формы и красоты линий зависит убедительность образа. Хотя основные элементы иконы предусматриваются иконописным каноном, но окончательный результат зависит от таланта и вкуса художника.

Рисунок деталей лика

Очевидно, что уже в исходном рисунке заложены те недостатки, за которые так порицается поздняя икона. Все характерные особенности стиля разрабатываются художником еще в рисунке, и окончательно выявляюся в процессе работы цветом. Рассмотрим фрагменты прорисей XVIII и XIX вв. (ил. 17) из «Каталога датированных и подписных иконных образцов из собрания ГИМ»[11] 11
Иконные образцы XVII – начала XIX века. Каталог датированных и подписных иконных образцов. ГИМ. М., 2003.

фрагменты икон для обучения иконописи

На верхнем рисунке XVIII в. гипертрофирован рисунок деталей лика: большие, выдвинутые вперед губы, ноздри и глаза прорисованы крупно, не только натуралистично, но даже утрированно.

Рисунок конца XVIII в. (в центре) слишком сухой, детали условно-схематизированы. Губы, веки глаз, нос – слишком тонкие, как бы копирующие древние образцы, но только поверхностно и неумело. Рисунок 1835 г. (внизу) – вполне натуралистичен, «живоподобен», с элементами живого портретного сходства. Такой рисунок предполагает академическую манеру письма. На стр. 29 представлены примеры икон, выполненных по подобным рисункам. Вверху слева – русская икона XVI в. традиционного письма. Справа от нее – икона конца XVII в. с характерными изменениями черт лица (увеличенные глаза, подчеркнутые ноздри и губы). Слева внизу – икона конца XVIII в. с жестким неумелым рисунком деталей. Правая нижняя икона 1878 г. выполнена в академической манере.

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Пропорции лика

Черты лица (лика) на византийских иконах согласуются с реальными пропорциями анатомически правильного лица человека. Размер носа равен размеру лба (до волос), а также высоте верхней части головы до темени и размеру нижней части лица (от основания носа до края подбородка). Нижний край уха находится на одном уровне с основанием носа. «Сначала размерь голову, разделив ее на три части: в первой из них помести чело, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего яйца, на меру носа. Кроме сего от носа до конца подбородка отмеряй три ровные части, из коих две составят подбородок, а одна рот. Что касается до шеи, то она имеет меру носа» – такой метод создания рисунка лика предлагается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, составленной на Афоне между 1701 и 1745 гг. Замечательным примером такого пропорционирования лика может служить византийская икона «Христос Пантократор» XV в. из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве (ил. 20).

фрагменты икон для обучения иконописи

Изображение глаз

Изображение глаза на иконе является схемой реального анатомического строения человеческого глаза. Максимум раскрытия верхнего века соответствует положению зрачка. Нижнее веко прогибается в противоположную сторону – наружному углу глаза.

Зрачок обычно приближен к верхнему веку. Между нижним веком и радужной оболочкой остается виден белок глаза.

фрагменты икон для обучения иконописи

На иконах слезник в глазу не изображался вплоть до XVII века. Между линиями верхнего и нижнего века оставлялся разрыв, что отражает реальный блик на слизистой слезника (см. верхнее фото, ил. 21).

Иконописцы XVII–XVIII вв. стали рисовать глаза с выпуклым округлым слезником – достаточно уродливо.

Ниже показаны варианты рисунка глаза на русских иконах XV–XVIII веков (ил. 22):

Рисунки 1 и 2 – классический вариант иконописного изображения.

Рисунки 3 и 4 – прориси с икон конца XVII–XVIII вв.

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Ил. 24. Таблица из современного греческого пособия «H TECNIKH TEΣ AIOGRAFIA»

Внутреннее состояние человека характеризуют его глаза. Выражение гнева или радости, безразличия или внимания отражается на положении зрачка и радужной оболочки глаза. Форма радужной оболочки глаза на классических византийских образцах иконописи близка к миндалевидной (не круглой – ил. 23).

Иконописному изображению свойственно состояние вневременного покоя. Чтобы передать это состояние образа зрачок изображается приближенным к линии верхнего века, но только слегка касается ее. При этом вся радужная оболочка глаза примерно на 1/3 скрыта верхним веком.

Детали лика: нос

На иконе нос обычно рисуется в 3/4 повороте, даже если лик изображен фронтально. Темная линия описи обозначает теневую сторону. Другая сторона рисуется бликом – светлой линией «движек» (ил. 25). Темная линия описи носа рисуется не по вертикальной оси лица, а под наклоном к ней. Этот прием дает возможность показать выступ носа по отношению к плоскости лица (см. ил. 26, 27).

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Детали лика: губы

Иконописный рисунок губ на иконе соответствует их реальному анатомическому строению. Следует обратить внимание, что линии контура губ в лучших иконных образцах не смыкаются по углам. На некоторых древних иконах линия верхнего края губ и линия разреза расходятся в углах губ, образуя «улыбку», соответствующую реальной объемной тени.

Верхняя губа обычно изображается длиннее нижней, что дает возможность подчеркнуть линию разреза снизу бликами справа и слева. В центре верхний край верхней губы подчеркивается светлой «движкой». Линия разреза и нижний край нижней губы описываются отдельными контурными линиями. По углам контура нет, только полутона (см. ил. 28).

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Детали лика: уши

Изображения форм ушных раковин на иконах очень разнообразны, впрочем, как разнообразны и реальные формы ушей у людей разной массы и возраста. Во многих случаях на небольших ликах ухо рисуется схематично. Как правило, световыми бликами подчеркиваются контуры верхнего завитка и внизу – мочка уха. Иногда верхний край ушной раковины скрывается длинными прядями волос, но мочка уха, как правило, всегда остается видна. Это касается и изображений святых и преподобных в головном уборе, куколе, схиме. В данном случае ухо символизирует «слышание» Слова Божия.

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

фрагменты икон для обучения иконописи

Святые жены обычно изображаются на иконе с покрытой головой. Тем не менее, нижний край мочки уха практически всегда бывает виден из под головной повязки (за редким исключением у преподобных жен в апостольниках, закрывающих всю шею).

Волосы и бороды

Разделка волос и бороды подробно описана в книге монахини Иулиании (Соколовой) «Труд иконописца».

Волосы в иконописи изображаются параллельными штрихами. Пряди волос всегда изогнуты или волнисты. Даже прямые волосы изображаются округлыми линиями по форме головы. Линии изгибов отдельных прядей волос всегда параллельны друг другу, никогда не сходясь на концах в форме «песочных часов» (как это порой бывает на современных иконах).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Про­цесс написания
1