Французские мотоциклы второй мировой

13 легендарных военных мотоциклов из армий советских врагов и союзников во Второй мировой

Французские мотоциклы второй мировой

По сравнению с другой военной техникой, они выглядели не такими мощными и не такими защищёнными, то тем не менее, мотоциклы широко использовались во Второй мировой войне. Их использовали в первую очередь посыльные и разведчики. Многие страны, которые принимали участие в боевых действиях, выпустили в то время собственные модели авто, которые вызывают интерес и сегодня.

1. Puch 800

Французские мотоциклы второй мировой

Многие из мотоциклов, используемых во время войны, были гражданскими моделями, которые военные просто перекрасили. Одним из примеров подобного подхода стал австрийский мотоцикл Puch 800, который армия закупала напрямую с завода для собственных нужд. Его самой необычной особенностью был небольшой двигатель, установленный поперек рамы. Обычно мотоцикл был оборудован коляской.

2. FN M12

Компания FN в Льеже продавала гражданские мотоциклы бельгийской армии со времен Первой мировой войны. После выпуска модели M86 в 1936 году, бельгийцы решили разработать модель специально для военного использования.

Французские мотоциклы второй мировойFN M86 Super Sport 1937. Гражданская версия модели FN M12

M12 был значительно лучше, чем M86. Его оснастили коляской с креплениями для пулемета спереди и сзади. Более мощный, по сравнению с базовой моделью, двигатель приводил в движение как заднее колесо, так и колесо коляски. Благодаря наличию задней передачи мотоцикл мог хорошо маневрировать даже на небольших пространствах.

3. CZ 175

Это один из нескольких похожих моделей мотоциклов, созданных для чехословацкой армии в 1930-х годах. Одноместный CZ 175 вовсе не был мощным — его скорее создали, как легкую маневренную модель, которой можно было бы легко управлять даже на пересеченной местности. Только переднее колесо имело подвеску.

Французские мотоциклы второй мировойМодель 1939 года CZ 175

4. Gnome-Rhone 750 Armee

Построенный в 1938 году для французской армии, мотоцикл Armee был более прочной, более тяжелой версией распространенных гражданских моделей. Обычно его оборудовали коляской и устанавливали двухцилиндровый двигатель объемом 750 куб. см. с приводом на заднее колесо.

Французские мотоциклы второй мировойGnome-Rhone 750 Armee

Усовершенствованная версия AX2 была оснащена двигателем объемом 804 куб. см, который обеспечивал превосходную тягу, позволяя байку лучше ездить по пересеченной местности.

5. BMW R75

Французские мотоциклы второй мировойМотоцикл BMW R75 с коляской

Эти транспортные средства в основном использовались в подразделениях Kradschützen — мотоциклетных батальонах при танковых дивизиях. Их иногда также использовали парашютисты, перевозя R75 в трюмах самолетов «Юнкерс 52».

6. Zundapp KS750

После появления BMW R75, компания Zundapp решила тяжелый военный мотоцикл, которым стала модель KS750. Имея аналогичную компоновку и размер двигателя с R75, а также стандартизированную коляску, KS750 почти не отличался от модели BMW. Его использовали для аналогичных целей — с огнеметом или пулеметом, установленным на коляске.

7. Type 97

Построенный в 1937 году, Type 97 был японским подражанием американскому Harley-Davidsons. Мотоцикл использовался главным образом на японских островах, но иногда его можно было увидеть и за границей, когда японские войска пытались захватить Восточную Азию.

Французские мотоциклы второй мировойВоенные толкают мотоцикл через реку

8. Excelsior Welbike

Британский Welbike имел очень необычный дизайн. Для того, чтобы сделать воздушно-десантные войска более мобильными, модель сделали достаточно небольшой, чтобы ее можно было упаковывать в контейнер и сбрасывать на парашюте. В результате на свет появился крайне неудобный мотоцикл с крошечными колесами и маломощным двигателем объемом всего 98 куб. см. Сиденье и передняя стойка были откидными.

Французские мотоциклы второй мировойExcelsior Welbike

На Welbike нельзя было навесить вообще никакого снаряжения, он был почти бесполезным на пересеченной местности, а также мотоцикл был непригоден для десантников высокого роста. Военные быстро отказались от мотоцикла, но вскоре после войны его начали использовать на гражданке как относительно дешевое и легко переносимое транспортное средство.

9. Norton 16H

Еще один британский мотоцикл, 16Н стал популярным из-за его прочности и надежности, даже несмотря на скромную производительность. Британская армия в основном использовала байк в качестве транспортного средства во время сопровождения конвоев, но Королевские военно-воздушные силы оснащали его стандартной коляской.

10. Norton 633

Norton 633 был более мощной версией 16H. Предназначен для оснащения коляской, это был единственный британский военный мотоцикл с приводом на колесо коляски. Эта коляска не была похожа на гражданскую, а по сути являлась открытой «коробкой», лишенной защиты от погодных условий. На ней была стойка для пулемета «Брен» и иногда она использовалась как оружейная платформа.

11. Мотороллер Cushman Airborne

Скутеры Cushman появились в начале войны и предназначались для посетителей и сотрудников на больших военных базах США. Поскольку данная модель доказала свою полезность, в 1944 году выпустили новую версию для использования воздушно-десантными войсками. Как и Excelsior Welbike, Cushman Airborne сбрасывали на парашюте и собирали на земле после приземления, чтобы сделать парашютистов более мобильными. В некоторых моделях не было фар, но Cushman был более эффективен, чем Welbike.

12. Harley-Davidson WLA

Небольшая модификация существующего гражданского мотоцикла, WLA Harley-Davidson была популярным байком среди американских вооруженных сил, которые использовали его для полицейской работы, разведки и связи. Его фары были изменены, по сравнению с гражданской моделью, чтобы соответствовать военным стандартам, а также WLA был оснащен специальными кронштейнами для перевозки автоматов. Учитывая, что он мог развивать скорость 105 км/ч, это был один из самых быстрых мотоциклов войны.

13. M1 Extra Light Solo Motorcycle

Американский M1 весил вдвое меньше WLA Harley-Davidson, и это было неудивительно, ведь мотоцикл изначально был предназначен для воздушных десантников. С этой целью его компоненты также были сконструированы таким образом, чтобы выдерживать падение, а зажигание байка можно было включить даже с «севшим» аккумулятором. Поскольку мотоцикл получился прочным, надежным и удобным для езды по пересеченной местности, после войны его начали использовать не только военные.

Источник

Юрий Пашолок. Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии

Французские мотоциклы второй мировой

Юрий Пашолок. Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии

Рассказ о тяжелом французском мотоцикле Gnôme & Rhône AX 2-RM, который представлен на выставке «Моторы Войны»

Одним из видов военной техники, без которого очень сложно представить Вторую мировую войну, является мотоцикл. Ныне армейские мотоциклы стали большой редкостью, поскольку их функции забрали себе другие виды колесной техники. Эта тенденция началась еще во время Второй мировой войны. Например, часть задач мотоциклов с коляской стали выполнять легкие машин-разведчики. Впрочем, полностью переход на джипы как сменщиков мотоциклов с коляской осуществили только американцы, отчасти это сделали англичане ( за счет американских машин). Остальные страны сохраняли в своих армиях тяжелые мотоциклы с колясками на вооружении. Они получались проще и дешевле, кроме того, выпускали их те заводы, которые часто не имели никакого отношения к автомобилестроению. Естественно, были производители типа BMW, но если вы посмотрите на объемы поставок армейских автомобилей баварской марки, а потом на мотоциклы, всё станет понятно.

Французские мотоциклы второй мировой

В минувшую субботу главным героем динамического показа на «Моторах Войны» стал этот мотоцикл

Похожая ситуация была и во французской армии. По состоянию на 6 ноября 1939 года, в ней числилось 82959 мотоциклов, из них 24491 с колясками. Начиналась гамма армейских мотоциклов с легких моделей-одиночек, имевший рабочий объем мотора 350 кубических сантиметров. Следующей моделью были мотоциклы с рабочим объемом 500 кубических сантиметров, они могли быть как с колясками, так и без них. Наконец, на вершине находились тяжелые мотоциклы с коляской, как правило объема 750 кубических сантиметров. Были и более могучие аппараты вроде René Gillet type L1, с объемом мотора в литр, но оптимальными считались именно 750-кубовые модели. Это была общемировая практика. 750-кубовые модели получались не такими тяжелыми, при этом они подходили для широкого круга задач. Кроме того, у французов имелась такая специфика, как разделение на мотоциклы пехоты и кавалерии. Точнее, драгунских (Dragons Porté), причем у кавалерии мотоциклов с коляской было чуть больше половины.

Французские мотоциклы второй мировой

На момент создания это был едва ли не лучший французский мотоцикл

На выставке «Моторы Войны», которая открылась в этом декабре, можно видеть технику разных стран. Приоритет отдан советской и немецкой технике, но хватает тут и машин других стран. В том числе и тех, которые позже оказались в составе немецкой армии. В полной мере это касается и французской техники. Ее на «Моторах Войны» представляет Gnôme & Rhône AX 2-RM, один из наиболее совершенных французских тяжелых мотоциклов. Сама французская армия пользовалась ими недолго, куда дольше их применяли немцы. Заезжали Gnôme & Rhône AX 2-RM и к нам, многие из них так и остались здесь навсегда. Полностью восстановленный мотоцикл данного типа стал участников второго динамического показа на «Моторах Войны», самое время про него поговорить.

Французские мотоциклы второй мировой

Gnôme & Rhône AX 2-RM в 1939 году стали считать стандартным тяжелым мотоциклом с коляской французской кавалерии

Для начала стоит рассказать о самой модели. В чем-то Gnôme & Rhône и BMW схожи. Обе компании начинались как производители авиационных моторов. Societe des Moteurs Gnôme & Rhône, образованная на юге Парижа, стала одним из основных производителей французских авиамоторов в Первую мировую войну. Оставалась она в том же статусе и далее, но сразу же после окончания войны появился сторонний бизнес — мотоциклы и велосипеды. В правлении Gnôme & Rhône не дураки сидели, расширение продукции стало правильной реакцией на грядущее сокращение военных заказов. Французы пошли по пути наименьшего сопротивления и купили лицензию на выпуск нескольких моделей английской ABC motorcycles. Собственные мотоциклы появились во второй половине 20-х годов, при этом в основном речь шла о легкой и средней весовой категории — объемом 250 и 500 кубических сантиметров.

Французские мотоциклы второй мировой

Помимо Gnôme & Rhône, его производство налаживалось на мощностях Terrot

Ситуация изменилась в середине 30-х годов. В Париже внимательно следили за тенденциями на рынке, а там моду задавали, в том числе, и немцы. Прежде всего это касалось мюнхенской BMW, которая также стала искать себе варианты в послевоенной Европе. Причем там ситуация выглядела сложнее, поскольку моторостроителям из Мюнхена почти перекрыли кислород с авиамоторами. Выходом стали мотоциклы, и вот тут BMW быстро поймала птицу-удачу за хвост. В 1929 году появился BMW R 11, первый тяжелый мотоцикл баварской компании. Характерный двухцилиндровый оппозит воздушного охлаждения объемом 750 кубических сантиметров стал визитной карточкой тяжелых мотоциклов BMW. Явно смотря в сторону R 11, в 1935 году Gnôme & Rhône представила модель Gnôme & Rhône X. Созданная явно по той же идеологии 724-кубовая модель могла быть как одиночной, так и с коляской фирмы Bernardet. Новинка сразу оказалась в поле зрения французской кавалерии, которая за год до того начала закупку похожих мотоциклов René Gillet type G1 и Terrot VATT. Так на свет появился первый армейский тяжелый мотоцикл Gnôme & Rhône — модель XA. Мощность мотора снизилась до 15 л.с. в обычном режиме (в максимальном 28 л.с.), при этом он стал надежнее, заменили карбюратор, колеса итд. Мотоцикл получил стандартизированную коляску Bernardet Mle.1936. Всего их поставили 405 штук, немного, но если не знать крайне специфичные серии у французов.

Французские мотоциклы второй мировой

По планам, предполагалось получить 11 тысяч таких мотоциклов

Запущенный с 1936 года в серийное производство Gnôme & Rhône XA был тяжелой машиной. Максимальная масса составляла 682 кг, и тут отсутствие привода на коляску сильно мешало. По этой причине в марте 1937 года был представлен вариант модели XA с системой привода на коляску. В крупную серию он, правда, не пошел. Также опыт эксплуатации показал, что 724-кубового мотора маловато. В результате осенью 1937 года на испытания вышел опытный образец Gnôme & Rhône AX 2. С улыбкой можно заметить, что мотор еще сильнее стал напоминать BMW R 11/R 12, за немцами французы следили пристально. Объем мотора возрос до 804 кубических сантиметров, а мощность до 17,5 лошадиных сил при 3500 об/мин. Изменилась и коляска, которую так же строила Bernardet. Главной новинкой стал привод на коляску (с возможностью его отключения), что стало существенным плюсом.

Французские мотоциклы второй мировой

По факту сдали около 2700 штук. Одним из узких мест стала электрика, внезапно немецкая

По итогам разработки появился серийный вариант мотоцикла, получивший обозначение Gnôme & Rhône AX 2-RM. Командование французской кавалерии с большим энтузиазмом восприняло появление этого мотоцикла. Не будет сильным преувеличением, если сказать, что это был лучший французский армейский мотоцикл того периода. Он настолько заинтересовал французскую кавалерию, что было принято решение о лицензионном производстве силами Terrot. К началу Второй мировой войны было готово 220 мотоциклов, 13 сентября 1939 года последовал заказ на 800 AX 2-RM (по 4000 штук в январе 1940 года выпускали Gnôme & Rhône и Terrot), а дальше он рос как на дрожжах. Правда, имелся нюанс: электрика на мотоциклах была внезапно фирмы Bosch, попробуем угадать, что случилось сразу после начала войны. Три месяца (сентябрь-ноябрь 1939 года) Gnôme & Rhône сидел на одном месте ровно.

Французские мотоциклы второй мировой

Сколько мотоциклов выпустили после поражения Франции для немцев, это отдельный вопрос

Подключение Terrot было жизненно необходимо, поскольку Gnôme & Rhône больше 400 мотоциклов в месяц выпускать не могла. По планам, с апреля 1940 года Terrot выпускал по 600 таких мотоциклов. Сколько их выпустили реально, французские историки не знают. Вплоть до июня 1940 года выпуска не было, опять, же с Bosch передавали пламенный привет. Зато Gnôme & Rhône смогла план перевыполнить. В апреле 1940 года сдали 458 мотоциклов, еще 454 в мае, дальше точных данных нет. С декабря 1939 по май 1940 года сдали 1976 мотоциклов, а общий объем до Второго Компьенского перемирия оценивается в 2700 AX 2-RM. При этом французская кавалерия, понимая проблемную ситуацию, прибегла к услугам бельгийской Gillet-Herstal. Правда, их модель Gillet-Herstal 373 во Францию не успела. Также поступил заказ на 12000 мотоциклов Indian 340 CAV. А вот 1200-кубовый Indian успел: с марта по май 1940 года прибыло 2030 таких мотоциклов. Итого, случилась типичная для французов история. Амбиций много, а заказ пришлось выполнять нескольким фирмам, да еще с зарубежной помощью.

Французские мотоциклы второй мировой

О том, что происходило далее, история умалчивает, но производство Gnôme & Rhône AX 2-RM продолжилось, уже для немцев. Если кто забыл, то авиамоторы Gnôme & Rhône 14N активно применялись немцами, а о том, что выпуск мотоциклов продолжался, нехотя пишут сами французы. Потом это фирме припомнили: в 1945 году завод национализировали. Выпуск мотоциклов, впрочем, продолжался еще лет 20. По вполне понятным причинам дольше всего Gnôme & Rhône AX 2-RM использовался именно в немецкой армии. По ТТХ он оказался ближе всего к BMW R 75, также получившему привод на коляску. Ну а немецкое электрооборудование облегчало эксплуатацию. Те, кто решит посетить выставку «Моторы Войны», могут сами сравнить французскую и немецкие машины. Именно машины: помимо R 75, неподалеку стоит армейский вариант мотоцикла BMW R 12 из коллекции «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Он без привода на коляску, но если вы начнете сравнивать его и Gnôme & Rhône AX 2-RM, увидите много интересного.

Французские мотоциклы второй мировой

В отличие от продукции BMW конца 30-х, телескопических амортизаторов передней вилки французский мотоцикл не получил

Показан французский мотоцикл на выставке именно «французом». То есть в базовом французском цвете с характерной фарой, имеющей желтую лампочку. Это чисто французская «фишка», что-то вроде системы «свой-чужой». Такие фары у французов использовались минимум до 50-х годов. Сам мотоцикл дан в типовой комплектации, именно так выглядел основной серийный вариант. Одноместный мотоцикл со стандартной коляской Bernardet, экипаж 2 человека, основная задача связь и разведка. Немцы могли набиваться и втроём, но дурное дело — не хитрое. Сзади седло не предусматривалось, плюс еще по бокам висят инструментальные сумки. Сесть-то можно, но за сохранность пятой точки гарантий не дают. Подрессоривания задней оси нет, так что не обольщайтесь.

Французские мотоциклы второй мировой

Местами «ноги» BMW торчат по полной программе

Естественно, мотоцикл получился самобытный, но всё равно подмывает сравнивать с баварской продукцией. Ибо да, есть сходство. В чем-то французский мотоцикл превосходит BMW, в чем-то уступает. Например, баварцы на своих мотоциклах ввели телескопические амортизаторы на передней вилке, а французы нет. Зато Gnôme & Rhône AX 2-RM может похвастаться наличием задней передачи, те, кто был на динамическом показе, это могли видеть. У других французских мотоциклов-одноклассников еще был цепной привод, а Gnôme & Rhône применял кардан, как и немцы. Мотор был слабее немца, но французы это сделали целенаправленно. Главным была тяговитость, плюс AX 2-RM получился немного легче. Именно сточки зрения военной машины получилось очень достойно. Не просто так их производство организовывалось на двух заводах.

Французские мотоциклы второй мировой

Очень похожую схему размещения спидометра можно увидеть на BMW R 11

Отдельного разговора достойна коляска. У Automobiles Bernardet была по сути монополия на коляски, разные модели можно видеть на французских армейских мотоциклах. Постепенно коляски эволюционировали: к 1939 году от классической «лодки» Bernardet ушла, коляска стала более «пузатой». Может не такая элегантная, как ранее, но с точки зрения функциональности точно претензий нет. Еще одним интересным моментом было то, что грузоподъемность коляски составлял чуть более 400 кг. Вообще для тяжелых мотоциклов существовало несколько моделей колясок, включая и вариант, способный перевозить 25-мм противотанковую пушку.

Французские мотоциклы второй мировой

Коляску для мотоцикла производила Bernardet

Как и на ряде колясок в других странах, Bernardet оснащала свою продукцию вертлюгами для пулемета. Штатным вооружением был ручной пулемет MAC Mle.1924/29, для которого требовался всего лишь штырь. Еще в 1934 году этих самых штырей имелось две штуки. Чаще всего применялся передний штырь, для ведения огня в лобовой плоскости. Второй штырь разместили сзади. Он был нужен либо для стрельбы назад, но чаще его использовали для ведения зенитного огня. Та же самая система была и для коляски Gnôme & Rhône AX 2-RM. Задний штырь вынесли максимально назад-вверх. Как правило использовали его, стоя сзади.

Французские мотоциклы второй мировой

Спереди и сзади находятся вертлюги для пулемета MAC Mle.1924/29

Одним из плюсов коляски являлся багажник, точнее багажники. Помимо основного, размещавшегося сзади, на коляске 1939 года образца появился еще и ящик с левой стороны. С точки зрения размещения магазинов к пулемету это было явно плюс. За счет общей компоновки задний ящик получился довольно высоким. Некоторым минусом стало размещение замков для открытия крышки багажника. Они находятся снизу, при любой грязи можно заляпаться. Но тут уже компромисс — либо одно, либо другое.

Французские мотоциклы второй мировой

Багажник, весьма высокий для мотоцикла

Самая интересная деталь, впрочем, находится под брюхом. Речь идет, естественно, про привод на колесо коляски. Привод сделан отключаемым. Также стоит отметить, что на Gnôme & Rhône AX 2-RM коляска оснащалась не только приводом, но и барабанным тормозом. Одним словом, с точки зрения проработки получилась передовая конструкция.

Французские мотоциклы второй мировой

Привод на коляску

Стоит линий раз сказать, что Gnôme & Rhône AX 2-RM получился очень удачным мотоциклом. Он нисколько не уступал самым передовым образцам того периода и оптимально вписывался в систему вооружения французской кавалерии. Главная проблема заключалась в типичной для французов ситуации «хорошо, но мало». Для понимания, одной только модели BMW R 12 выпустили 35 тысяч штук. При этом BMW параллельно выпускал еще и модель R 71. А еще было 18 тысяч 600-кубовых Zündapp KS 600 W. И это еще далеко не все тяжелые мотоциклы немецкой армии. Итог такого противостояния немного предсказуем. Ну а дальше пользователями французских мотоциклов стали люди в форме мышиного цвета, любящие ходить гусиным шагом.

Французские мотоциклы второй мировой

Динамический показ — уникальная возможность увидеть машину на ходу, а особо везучим можно прокатиться

Увидеть мотоцикл вы можете в экспозиции выставки, но теперь он поедет нескоро. Стоит лишний раз упомянуть тот факт, что динамические показы на «Моторах Войны» проходят каждые выходные, либо в субботу, либо в воскресенье. Пока на улице плохая погода и снег, основной показ проходит внутри павильона №2, здесь можно осмотреть машину, а тем, кому повезло, можно и прокатиться. Следите за анонсами, которые публикуются на странице «Моторов Войны». Сама же выставка находится по адресу: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2, для входа необходим QR-код. В будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00.

Источник

Легендарные мотоциклы Второй мировой

Французские мотоциклы второй мировой

BMW R75

Французские мотоциклы второй мировой

Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen.

BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей.

Французские мотоциклы второй мировой

К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350.

123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.

DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час.
Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.

На основе DKW RT125 в СССР были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350».

NSU «Kettenkrad»

Французские мотоциклы второй мировой

Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп.

Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи – сзади легко помещалась катушка с проводом.
После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров.

Французские мотоциклы второй мировой

История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами.
В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений.
Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

Нarley Davidson WLA-42

Французские мотоциклы второй мировой

Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные – на фронт. Советская армия получала американские «Индианы», английские «Велосетты» и «Матчлессы», но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг «выбил» в 1943 году.

Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его «Валуем».

«Валуи» поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только «Валеуев» в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук.
Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров «Харли». Производство «Валуя» продолжалось до 1951 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *