фразы присоединения в эриксоновском гипнозе

Эриксоновская терапия: как это работает?

Эриксоновская терапия и гипноз: особенности работы с пациентом

Автор методики Милтон Эриксон особое внимание уделял тому, как пациент воспринимает реальность – события и явления в своей жизни. Психоаналитик был уверен, что можно решить проблему, полностью приняв ее, а для этого необходимо увидеть ее положительные стороны.

Особое внимание стоит уделить работе со страхами. Они парализуют человека, приводят к появлению неврозов, панических атак. И здесь большую роль играют такие категории, как везение и невезение. Когда случается неудача, человек испытывает сильный стресс, задается вопросом, почему проблема появилась именно у него. Ему трудно примириться с такой несправедливостью, и это мешает принять случившееся.

Невозможность смириться с потерей делает человека несчастным, мешает ему контролировать свои чувства. Здесь важно осознание необходимости принятия. Чтобы облегчить процесс, стоит прибегнуть к юмору. Эриксоновская терапия предлагает новое, более позитивное, отношение к явлениям. Это помогает при лечении неврозов, делает человека более счастливым и оптимистично настроенным.

Эриксоновский гипноз и работа с бессознательным

Транс – сфокусированный луч внимания

Транс необходим, чтобы пробраться через блоки и заслоны, активировать ресурсы бессознательного. В таком состоянии пациенты становятся более восприимчивыми, поэтому можно использовать гипноз для лечения невротических расстройств, пагубных привычек. Транс открывает доступ к потенциалу человека, о котором он сам даже не подозревает.

В своих работах Милтон Эриксон классифицировал трансы в зависимости от способов погружения человека в разные состояния:

1 Повседневный. В это состояние человек погружается во время выполнения повседневной работы: глажки, уборки, мытья посуды. Рутинная работа сопровождается какими-то мыслями, образами, которые быстро забываются и стираются.

2 Глубокий. Это состояние возникает во время гипнотического лечения алкоголизма, табакокурения и других зависимостей. Глубокий транс облегчает работу с неврозами, страхами и паническими атаками.

3 Сомнамбулический. При сомнамбулическом трансе люди ведут себя так, как будто находятся в «обычном» состоянии, однако они чрезвычайно восприимчивы.

Как транс помогает разрешить проблемы пациента?

Популярные техники эриксоновского гипноза:

После сеанса гипноза пациенты чувствуют себя отдохнувшими, спокойными. Их психологическое состояние гармонизируется, а уровень стресса снижается. Подсознание человека отыскивает наилучший способ решения проблемы. Необходимые изменения происходят как будто сами по себе, причем пациент чувствует себя уравновешенным, уверенным в себе и своих действиях.

Эриксоновская терапия и гипноз – эффективные методы решения психологических проблем. Вы можете задействовать их для улучшения собственной жизни. Обратитесь к хорошему психологу и сделайте первый шаг к счастливому и гармоничному будущему. Звоните!

Источник

Методичка Эриксоновский гипноз

Негосударственная Информационная Виртуальная Общественная Организация “Информационный портал www.indigo-papa.ru”

Владимир Пугач

Кандидат медицинских наук, психолог-эксперт,

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ

ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА

МИЛТОН ЭРИКСОН: БИОГРАФИЯ

1. Человек и его работа.

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. Умер в 1980-м в г. Фениксе, штат Аризона.

К концу своей жизни Милтон Эриксон стал признанным во всем мире ав­торитетом в области гипноза и краткосрочной психотерапии. Идеи, методы, техники, созданные им, в настоящее время начинают доминировать в американской психотерапии.

Каковы же источники творчества и мудрости Эриксона?

2. Источники творчества. Эриксон, будучи, несомненно, человеком одаренным, вынужден был, кроме того, творить и изобретать в силу жестокой необходимости, поскольку по отношению к окружающему его миру находился в ином состоянии, нежели вы и я.

Эриксон от рождения был лишен цветоощущения – весь мир он видел в пурпурных оттенках; не разли­чал звуки по их высоте, и воспроизвести даже самую простую мелодию было для него делом совершенно невозможным. Но и это еще не все. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В 17 лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью, благодаря единственно лишь разработанной им самим (!) программе реабилитации. И только после этого пошёл в школу, которую закончил экстерном. Затем учился в университете. В 51 год Эриксона снова настигла эта страшная болезнь, и на этот раз ему удалось вы­здороветь лишь частично: последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу. Его мучили постоянные боли, были парализованы часть языка и правая рука. И, тем не менее, это был гений психотерапии!

3. Реализуйте свои возможности. Вопреки этим всем ограничениям, а во многом и благодаря им, Эриксон поистине научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый из вас. Это действительно был гений в своей области человеческих знаний.

ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ СЕМИНАРА:

Я хочу научиться этой загадочной технологии.

А для чего?

Существуют много подходов к применению гипноза, например: психотерапевтический и педагогический. При психотерапевтическом подходе целью является коррекция нарушений и возвращение человека к нормальному функциональному состоянию. При педагогическом же подходе к гипнозу целью является реализация возможности выполнять какое-либо достаточно успешное действие еще эффективнее (например, улучшить спортивные результаты, или результаты вашей профессиональной деятельности).

Именно в этом заключается и моя цель как педагога.

Разрешите мне поделиться с вами своим пониманием различий, существующих между традиционным советским образованием и семинарами-тренингами, на которых вы присутствуете. Эти различия касаются как цели, так и метода

1. Цель: приобретение навыков понимания. Человеческая психика выполняет две функции. Например, некоторые из моих коллег-преподавателей высшей школы могут рассказать вам, как следует управлять большой организацией, или, как ставить диагноз, но сами не умеют этого делать.

С другой стороны, я знаю многих менеджеров, или врачей, которые не могли мне объяснить, как быть хорошим менеджером, или, как поставить диагноз, но умеют эффективно управлять большой организацией, или умеют блестяще ставить диагнозы.

В университетах мы часто стремимся к интеллектуальному, теоретическому понима­нию. На практических семинарах, подобных этому — к развитию практических умений.

На этом семинаре я буду учить вас хорошо гипнотизировать, а не объяснять, что такое гипноз.

2. Метод: тренинги, разговоры. В традиционной ситуации обучения преподаватель стоит перед аудиторией и говорит, а студенты записывают. На тренинговых семинарах большое значение придается вовлечению студентов в различные виды деятельности, которые дадут им возможность приобрести новые навыки.

На этом семинаре мы будем выполнять много упражнений, направленных на развитие ваших способностей учиться.

ОБ ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ

1. Различие подходов. У нас в России традиционно существуют принципиально различные подходы к гипнозу и гипнотерапии.

Это классический гипноз (императивный гипноз) – когда гипнотизёр авторитарно управляет волей гипнотизируемого и всем гипнотическим процессом. Эта методика в СССР была чётко регламентирована законодательно.

Одним из достижений Милтона Эриксона было то, что он оценил транс как широко распростра­ненное, часто встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи) и начал использовать эти естественно возникающие состоя­ния в своей работе.

5. Волшебство воздействия образов. Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал: «Гипноз — это передача образов».

Чтобы понять, что Эриксон имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:

«Гипноз — это поэзия, это вдохновение». Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом, пока мы будем продолжать нашу работу.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Условия наведения транса

УПРАЖНЕНИЕ 1: ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ФИЗИОЛОГИИ

«Нас тут много. Мы будем работать с изменениями. Поэтому важно, чтобы сна­чала мы поработали над простыми заданиями, прежде чем начнем делать что-то более значительное. «

Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Это упражнение мы будем выполнять в группах из трех человек.

1. Участник упражнения № 1 — субъект — просто сидит в кресле. Он является моделью.

2. Участник № 2 сидит в другом кресле — напротив участника № 1 — и имитирует физиологию последнего.

3. Участник № 3 — «режиссер» и действует подобно кинорежиссеру. Он должен помогать участнику № 2 достигнуть совершенства в присоединении к участнику № 1. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, голова, губы и т.д.

4. Когда режиссер удовлетворен тем, как участник № 2 присоединился к участнику № 1, он (режиссер) просит участника № 2 закрыть глаза. Пока глаза у участника № 2 закрыты, участник № 1должен изменить свою позу.

5. Участник № 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику № 1.

6. Весь этот цикл повторяется 4 раза с участником № 2. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.

Прежде чем мы начнем учиться гипнозу, нам надо понять, какое влияние оказывают на человека очень простые поэтические образы. Такое понимание позволит нам глубже почувствовать влияние слов на психику и на организм.

Ответьте мне сейчас, в каких конкретных ситуациях вы чувствуете себя удобно, безопасно и расслабленно:

отдыхая на пляже в теплый день

принимая теплую ванну

отдыхая в деревне на лугу

отдыхая в теплой постели, когда на улице дует сильный холодный ветер и т.д.

Примечание: не записывайте этого. Это может отвлечь ваше внимание.

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА СЛОВ,

ОПИСЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ РЕЛАКСАЦИИ

А сейчас скажите, пожалуйста, каковы слова, с помощью которых вы могли бы описать ваши чувства в этих ситуациях?

4.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДЫХАНИЮ

Упражнение 2

Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на группы по 3 человека. Участник 1 слушает, участник 2 говорит, участник 3 является режиссером.

а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки стула.

б) затем участник 2 должен посмотреть на участника 1 и на­чать присоединяться к его дыханию.

в) после того, как присоединение произошло, участник 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник 1.

г) участник 1 закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.

д) участник 2 просто произносит на выдохе (медленно, слегка нараспев) слова из списка —сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

5.1. ЭРИКСОН О ДВИЖЕНИИ ГЛАЗ

В первых упражнениях наше внимание было сосредоточено на внешнем поведении и использовании физиологии с целью присоединения к внутреннему состоянию другого человека. Но возможно и необходимо также непосредственное присоединение к внутренним процессам, протекающим в психике другого человека. По Эриксону существует связь между движениями глаз и способами мышления, которые человек использует для решения данной задачи.

СХЕМА ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ

Глазные сигналы доступа к бессознательному (ГСД) /gsd

5.2. Упражнение 3: присоединение к движениям глаз

В процессе беседы используйте предикаты той модальности, в которых в этот момент находится партнёр.

ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЙ

1. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ГИПНОЗА

1.1. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ

1. Постановка целей.

Сегодня мы будем работать именно с этой моделью.

1.2. ПРИЗНАКИ ТРАНСА

Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют нам утверждать, что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели, наблюдая за людьми, находившимися в состоянии расслабления в предыдущем упражнении?

Замедление мигательных движений

Замедление глотательных движений

Поза становится неподвижной

Дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным

Снижается частота пульса. Снижается частота сердечных сокращений

Расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки, лоб, губы

Снижается реакция на внешние шумы

Меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному состоянию,

Запаздывающие моторные реакции

Появление спонтанных идеомоторных реакций — таких, как подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание.

Трансовые состояния с позиции коммуникации

Транс – это процесс коммуникации с уровнями бессознательного.

А) при выключенном сознании (например, классический гипноз)

Б) при включённом сознании (например, эриксоновский гипноз)

Источник

Пять простых техник эриксоновского гипноза в разговоре

Основателем эриксоновского гипноза является известный психотерапевт Милтон Эриксон, который с юных лет, после перенесенного полиомиелита, был прикован к постели и методом самовнушения добился улучшения своего состояния вплоть до полного выздоровления.

фразы присоединения в эриксоновском гипнозе

Эриксоновская модель психотерапии предполагает широкое использование многоуровневой речи. Словесная формулировка может содержать в себе множество смыслов. Таким образом на сознательном уровне обрабатывается лишь одно из возможных значений слова, а на бессознательном – все его значения.

Техники эриксоновского гипноза могут быть полезны психологам и психотерапевтам в работе с клиентами, в целях улучшения их психоэмоционального состояния. Также они могут быть полезны для улучшения качества коммуникации.

Техники эриксоновского гипноза активно используются цыганами, сетевиками, продавцами-консультантами. Зная техники эриксоновского гипноза можно замечать манипуляции со стороны других людей и противостоять им.

Эриксоновский гипноз состоит из следующей последовательности шагов:

1.Присоединение – это подстройка:

а) под тембр, темп речи собеседника, использование его предикатов речи (визуальных, аудиальных, кинестетических)

— зрительные предикаты — слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчетливо», «перспектива» и т.д.

Мастера подстройки присоединяются не только к позе тела собеседника, но и подстраивают темп своего дыхания, моргание глазами и другие микродвижения оппонента.

2. Ведение – по мере установления рапорта (подстройки) и расположения к себе собеседника, введение своих собственных предикатов, тембра и темпа речи, постепенное изменение и переход к более позитивной и ресурсной позиции.

Например, говоря с человеком, находящемся в раздраженном состоянии, подстройтесь к его гневу, но немного слабее его уровня. Поскольку, если вы зайдете слишком далеко, то возникнет опасность обострения. Как только вы подстроились, вы можете начинать вести его постепенно вниз к более спокойному состоянию, постепенно успокаивая свое собственно поведение. К тому, кто настаивает на чем-то, можно присоединиться и подстроиться с помощью голоса, говоря немного громче и быстрее, чем обычно.

Сначала скажите несколько утверждений с которыми человек согласиться, а затем свое предложение, например:

«Сейчас вы читаете мою статью, и думаете о том, как вы сможете использовать все это на практике, и вы чувствуете некоторое замешательство относительно этого, и также вам кажется, что не все понятно, и, возможно вы дочитаете эту статью до конца.»

В данной технике речь свою необходимо выстраивать в настоящем моменте. Первые фразы и слова погружают человека в транс, а последнее предложение застает его в врасплох. Он становится, как бы вынужден его выполнить.

Используя эту технику, вы говорите много, часто перескакивая с одного вопроса на другой. Постоянно держите сознание собеседника связанным, задавая вопросы «понимаете, да?», «ведь верно, правда?». И, когда голова вашего оппонента буквально пошла кругом, завершаете свое внушение тем предложением, с которым пришли. Часто люди выполняют его, лишь бы не повторилось все с начала.

Например: изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многое, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю.

Тройная спираль Милтона Эриксона.

Тройная спираль состоит из трех не связанных между собой маленьких историй. И на практике это выглядит следующим образом:

Вы начинаете рассказывать первую историю, и в момент, когда подходите к самому интересному без всякой связки переходите ко второй истории.

Рассказываете вторую историю опять до кульминационного момента и вновь без связки переходите дальше.

Третья история должна содержать собственно текст внушения предпочтительно, если он будет составлен при помощи техник манипуляции сознанием, речь о которых еще впереди. Итак, вы произносите третью историю, содержащую текст внушения и без перерыва возвращаетесь ко второму рассказу, завершая его.

После этого заканчиваете первую историю, с того места, где прервали ее.

Здесь также существуют несколько речевых техник:

утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью.банальная истина.

Если вы в процессе разговора говорите: «. иногда люди принимают решения под влиянием чувств. «, «. люди часто чувствуют облегчение после того, как поговорят об этом с кем-нибудь. «,

Трюизм на забывание: «Люди умеют забывать то, что они знают».

В данной технике, делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Эти предложения выстраиваются с помощью оборотов речи, которые указавают на время или последовательность действий.

Типичные обороты речи используемые в этой технике:

до того, как. после того,как. в течение. по мере того, как. прежде, чем. когда. в то время, как.

Например: «Прежде, чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох».

Здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Эффективность техники можно усилить, если использовать кинестетику, таким образом у человека создается убеждение о наличии противоположностей.

Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление,тем скорее вы поймете, что оно напрасно»

«Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решении».

«Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение.»

В данной технике вы предоставляете выбор из нескольких вариантов, оба из которых вас бы устраивали.

Например, «Вы сможете применять полученные знания сразу или после небольшой тренировки».

Главным условием успешности этой техники является расстановка интонационных акцентов при привлечении внимания собеседника к той реакции, которую хотите у него вызвать, при этом предлагая свободу выбора. При этом другой человек чувствует себя расслаблено, и не чувствует себя обязанным следовать вашим рекомендациям. Важным моментом будет не сама информация, а то как вы это предлагаете. При этом вариант, который вас не устраивает, вы произносите несколько пренебрежительным тоном.

Например,»Вы можете прочитать эту статью прямо сейчас, или не читать ее вовсе».

Таким образом, техники эриксоновского гипноза являются эффективными и действенными в процессе коммуникации людей между собой, однако, хотелось бы отметить, что не стоит применять его для прямого внушения или изменения личности другого человека, поскольку такой подход обычно бывает бесполезным или приводит к кратковременному результату. Более эффективным будет использование его для усвоения навыков и побуждения клиента к естественным желаемым личностным изменениям, возникающим в результате не самого гипноза, а процесса обучения.

Наталья Ситникова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Присоединение.

Первый, и очень важный этап от которого зависит успех дальнейших действий называется «присоединение». На самом деле это просто и известно всем. Если на дружеской вечеринке все веселы и беззаботны мы в последствии вспоминаем ее с удовольствием и говорим: «там была хорошая компания». Но допустим в другой раз один человек был грустным и сбивал общее настроение. Может быть вы и будете довольны проведенным временем, а вот он точно будет расстроен тем, что другие веселились и не поняли его проблем. Возможно, что такое бывало и с вами.

В первом случае можно сказать, что все присутствующие на вечеринке были присоединены к общему настроению и испытывали взаимопонимание, во втором случае один человек не присоединился к обществу и из-за этого между ним и другими могло возникнуть непонимание.

Хотите ли вы быть понятым, когда говорите что-то другим будь то переговоры, или реклама, или продажа товара, или общение с домочадцами. Это кажется естественным, если человек говорит — он хочет быть понятым или по крайней мере, чтобы его услышали. Однако в реальной жизни мы часто игнорируем присоединение, как самый важный способ донести сказанное до сознания другого.

Если человек расстроен, а мы ему с беззаботным видом говорим: «Да, ничего страшного, переживешь «, он может подумать, что мы издеваемся над ним или, что мы не понимаем его проблемы так, как она представляется ему самому. Вероятно дальнейшего разговора не получится, кто захочет общаться с человеком, неспособным понять другого. Все будет иначе, если вы присоединитесь к своему собеседнику. У того возникнет чувство, что вы понимаете его, ваш собеседник проникнется доверием к вам и, возможно, скажет что-то такое, чего не сказал бы ни при каких других обстоятельствах. Возможно и с вами случалось: вы встречались с человеком он вам казался удивительным собеседником внимательным, понимающим, мудрым. И только после разговора вы думали о том, какое же доверие он у вас вызвал, что вы рассказали ему такое.

Знаете, часто подобные разговоры случатся в поездах. Но не подумайте, что основная причина откровенности в том, что попутчики знают: скорее всего они больше не встретятся в жизни.

Представьте такую ситуацию: один пассажир обеспокоен своими проблемами и хочет поделиться ими с попутчиком, а тот, знаете, весельчак и балагур готов всю дорогу рассказывать истории и анекдоты.

Как по-вашему будут развиваться события: если первый присоединится ко второму, то оставшееся время они проведут веселя друг друга. если второй присоединится к первому, тому придется выслушать не одну историю о тяжелой жизни. Если они не присоединятся вовсе, то остаток пути проедут почти молча, возможно, обижаясь друг на друга.

Вероятно вы также знаете людей, которые могут войти в доверие и убедить кого угодно в своей точке зрения или по крайней мере запутать собеседника так,что он и сам забудет, какое у него было мнение до этого. Есть люди с таким навыком, как говорится, с рождения или «от Бога», но он не у всех и, возможно, что вам хочется общаться также успешно. Что ж, первый шаг вы уже знаете присоединяйтесь к своему собеседнику или к группе людей с тем, чтобы потом вести их за собой.

Когда Гриндер и Бендлер, основатели нового и многообещающего направления практической психологии, попытались понять в чем секрет между тем, что делают успешные и неуспешные психотерапевты они обнаружили, что единственное значимое различие в том, что успешные всегда начинали свою работу с присоединения к клиенту, а затем проводили какое-либо воздействие.

Неуспешные начинали свою работу сразу с воздействия и. результата не добивались.

Вот и все различие.

Вот и первый вывод: если хочешь, чтобы твое воздействие имело силу присоединись сначала к собеседнику, не жди, что гора пойдет к тебе сама.

Вот еще один пример важности присоединения, он взят из современной литературы. Некоторые писатели талантливы в описании душевных переживаний. В приведенном примере двое участников: Ольга и Олег, они довольно давно знакомы и Олег любит Ольгу. Что бы пример стал более нагляден скажем, что описывается их совершенно случайная встреча. Сама ситуация встречи, ее место и причина приводит Олега в бешенство, а Ольга, в первый момент просто ошарашена.

А теперь сам текст: «Если бы он с самого начала не был так бешено взвинчен, истеричен, не обвинял бы ее, а вдруг смерил бы себя, был бы тих, кроток, потрясенно молчалив, то она, возможно, бросилась каяться перед ним.

Тогда бы она ему могла бы и открыться и еще не известно, чем бы все это у них кончилось сегодня. Но он был в эти первые минуты прежде всего озабочен собой, своим несчастьем, ее ужасным обманом. «

Эта встреча закончилась трагически для ее участников. Они оба погибли.

Именно это мы имели в виду, когда говорили, что присоединение очень важно, иногда жизненно важно.

Далее мы расскажем вам конкретные приемы присоединения, которые вы можете практиковать, а с другой стороны контролировать, не пытается ли кто-то присоединиться к вам. В момент проведения переговоров это может быть по настоящему опасно. Но другое дело если это делает ваш приятель или знакомая на дружеской встрече.

Запомните — присоединение всегда вызывает между собеседниками необъяснимое, подсознательное чувство доверия.

Итак, присоединение может быть физиологическим: присоединение при помощи позы тела. Другими словами вы садитесь или становитесь точно также как ваш собеседник. Если он находится в так называемой замкнутой позе вы принимаете такую же и начинаете разговор, через некоторое время, 1-2 минуты, вы изменяете свою позу на какую-либо другую, например, более открытую и если ваш собеседник изменит свою это неопровержимое подтверждение, что вы присоединились и уже «ведете» его. Присоединение и Ведение — это то, что в классическом гипнозе называется — раппорт, то есть теперь вы можете проводить свое внушение, так как внутреннее доверие и внимание собеседника уже завоевано вами. О способах проведения внушения мы поговорим в свое время, а пока.

Второй способ присоединения. Присоединение при помощи дыхания — это более сложный, но и более элегантный прием воздействия, причем его труднее заметить и следовательно защититься. Если ваш собеседник взволнован и дышит часто и поверхностно, первое, что нужно сделать — это успокоить его с тем, чтобы у него возникла возможность слушать вас. Вы присоединяетесь к его дыханию и через некоторое время делаете свое более глубоким и медленным, таким каким бывает дыхание спокойного человека, если присоединение произошло и вы измените дыхание собеседника вслед за этим изменится и его состояние и это будет свидетельством, что гипнотический раппорт установлен и вновь вы имеете возможность проводить необходимое вам внушение. Одно замечание, иногда бывает трудно напрямую присоединяться к дыханию другого, особенно, если собеседники разного пола. Дело в том, что обычно у мужчин дыхание чаще брюшное, а у женщин — грудное. Бывает, что у собеседника болезнь дыхательных органов — в этих случаях присоединяться напрямую нежелательно. Используйте косвенное присоединение, например в такт дыханию вы двигаете пальцем руки или качаете ногой. Надеемся вы понимаете, что эти движения должны быть в поле зрения собеседника и быть едва заметными, чтобы не отвлекать его.

Третий способ присоединения на уровне физиологии.

Присоединение к микродвижениям. Например, ваш собеседник время от времени касается подбородка сделайте и вы тоже самое или обозначьте начало похожего движения, повторите такие движения несколько раз вслед за собеседником, а потом коснитесь своего лба. Вы уже знаете, что произойдет если ваш собеседник сделает движение рукой, все: раппорт установлен.

Можете проверить эту технику в разговоре с приятелем. Когда вы говорите с ним на тему по которой у вас имеется полное согласие, коснитесь, например, подбородка. Ставим 10 к 1, что приятель сделает похожее движение. И напротив, когда вы с ним спорите, такого присоединения по микродвижению не будет. Эту технику также можно использовать, чтобы узнать согласен ли ваш собеседник с вами на самом деле или он просто говорит, что согласен. Здесь есть разница, если вы понимаете, что мы имели в виду.

Подведем итог о присоединении на физиологическом уровне.

Для того, чтобы присоединиться к собеседнику вы должны, как зеркало отражать его позу, дыхание, микродвижения.

Теперь вы готовы узнать самый мощный способ присоединения — психологический.

Его может заметить только искушенный и продвинутый специалист и мы хотим, чтобы вы знали его. В первых приемах мы обратили ваше внимание на внешнее поведение и использование физиологии с целью присоединения к внутреннему состоянию человека. Но возможно и порой необходимо также непосредственное присоединение к внутренним процессам, протекающим в психике другого. Вы можете напрямую присоединиться к таким процессам, как мышление, принятие решений, внутренняя программа определение правильности чего-либо и тому подобное.

Милтон Эриксон установил, что существует строгая связь между движениями глаз и способами мышления, которые использует человек в данный момент для решения той или иной задачи. В приложении к кассете вы найдете схему глазодвигательных движений. Давайте разберемся в ней, но сначала определим следующее: человек мыслит при помощи внутренних образов.

Эти образы могут быть зрительными, слуховыми и кинестетическими иначе телесными. Например, если вы прямо сейчас попробуете понять какого цвета глаза вашего друга или подруги, то прежде, чем у вас будет готов ответ вы создадите внутренний зрительный образ лица этого человека, без этого вы не сможете получить ответ. Иногда бывает, что человек сам не осознает образы при помощи которых принимает то или иное решение, но это не значит, что образов нет, просто они находятся вне сознания.

То же самое касается слуховых и телесных образов. Для изучения нашей темы не требуется более подробное знакомство с глазодвигательной теорией. Достаточно того, что вы знаете:

1. во-первых, человек мыслит только при помощи внутренних образов;

2. во-вторых, образ который используется в данный момент человеком отражается в движениях его глаз;

3. и в-третьих мы можем это использовать.

Для тех, кто заинтересован в более подробном знакомстве с этой темой мы рекомендуем книгу Лесли Кэмерон-Бендлер «С тех пор они жили счастливо», серия психология новой волны или кассету нашей серии MAGIC OF WORD «Нейролингвистическое программирование (НЛП). Базовые знания», которую вы можете заказать по телефону.

А теперь продолжим, возьмите приложение к кассете, найдите схему глазодвигательных движений.

Итак движение глаз вверх влево или вправо говорит о том, что человек в данный момент создает зрительный образ, на зрительный образ может указывать и, так называемый, расфокусированный взгляд, взгляд в никуда, взгляд прямо.

Движения глаз в стороны вправо или влево, однозначно свидетельствует о том, что в данный момент человек создает слуховой образ, то есть человек слышит своим внутренним слухом какие-либо звуки, слова, мысли и тому подобное.

Движение глаз влево-вниз, говорит о том, что человек говорит сам с собой, этот взгляд характерен для людей, которые по каким-либо причинам контролируют то, что собираются сказать в следующий момент вслух. Совсем не обязательно, что человек совершающий движения глазами влево-вниз, лжет, хотя это один из признаков лжи, но точно — человек контролирует свою речь. Иногда это важно знать, не правда ли?

И, наконец, взгляд вправо-вниз. Такой взгляд обозначает, что человек в данный момент создает или вспоминает телесные образы и чувства, такие как: тепло, холод, давление, голод, нежность, усталость, а также вкус и запах и многие другие присущие каждому человеку чувства и ощущения.

Итак, теперь вы знаете, какие движения глаз указывают на образы создаваемые человеком в данный момент времени. Попробуйте найти среди своих знакомых человека, который при разговоре часто, прежде чем сказать фразу поднимает свои глаза вверх или смотрит прямо перед собой затуманенным взглядом. Теперь вы знаете, что он буквально описывает вам ту картину, которая стоит у него перед глазами. Кстати, слова, которые он использует подтвердят наличие образов. В его речи будут слова и особенно глаголы, относящиеся к зрительному восприятию: глядя на все это я подумал. или знаешь, если посмотреть на это иначе, то. или после этого я увидел, что дело по-настоящему перспективно.

Обыденная речь содержит так много информации, что иногда кажется, что лучше вообще молчать.

Знаете в обыденной речи есть такое понятие, как — воображала, так часто называют детей и иногда взрослых. Как вы представляете себе воображал. особенно его глаза.

Как правило, это ребенок, глаза которого подняты вверх иногда еще говорят закатились. Неправда ли интересно, как точно в обыденной речи отражена суть, ведь на самом деле человек, который воображает, чаще всего строит образы в виде картин, то есть зрительные и значит поднимает глаза вверх.

Вероятно, вы догадались сами, что не каждый взгляд человека является указанием на внутренние образы. Иногда люди смотрят просто для того, чтобы перейти дорогу или взять сдачу в кассе. Как же определить тот взгляд, при котором создаются внутренние образы. При небольшом навыке вы сможете понять это, буквально с первого взгляда.

Что бы получить навык определения глазодвигательных движений используйте в течение нескольких дней следующий прием: обращайте внимание на движение глаз вашего собеседника, пусть даже это ваш ребенок.

И вы заметите несколько особенностей, которые мы сейчас укажем: иногда человек отвечает на вопрос не делая предварительных движений глазами причины могут быть такими: человек был готов к такому вопросу и сказал подготовленный ранее ответ.

Или вопрос был настолько простым, что ответ нашелся, как говорится, на кончике языка.

Другая особенность состоит в том, что у каждого человека есть привычная система образов, например одни люди чаще создают зрительные образы, другие слуховые, третьи телесные или иначе кинестетические.

Вот эта особенность для нас очень важна. Мы можем присоединиться к ведущим, иначе можно сказать, к привычным образам человека и создать необходимый нам раппорт для проведения внушения. Как же создается психологическое присоединение. На самом деле это и есть искусство Эриксоновского гипноза. Помните, как Эриксон объяснял суть гипноза.

Давайте разберемся с этим по порядку.

Первое, что нужно сделать для психологического присоединения — это определить ведущую систему человека. Как вы, вероятно помните, это делается путем наблюдения за тем, какие глазные движения совершает ваш собеседник чаще всего. Кроме этого на ведущую систему указывают глаголы используемые другим человеком. Глаголы могут быть неспецифическими, например: «я знаю. «, «я подумал. «, или специфическими: «и тут я сказал себе. «, «после этого я почувствовал. «, «с моей точки зрения это выглядит как. «

Если вы слушаете кассету, то вам без сомнения понятно, какие глаголы из приведенных примеров указывают на какую систему образов.

Вывод, который имеет для нас практическую ценность, заключается в следующем: если мы хотим, чтобы сказанное нами было воспринято другим чело веком мы должны говорить на его языке. Это очевидное утверждение, одно из тех, что многие знают, но немногое используют. Но с другой стороны это даже хорошо, страшно подумать, что все умеющие разговаривать могли бы постоянно использовать эриксоновский гипноз.

Итак, мы должны говорить на языке собеседника, то есть если он чаще создает зрительные образы, то мы вне зависимости от того насколько это удобно нам лично, должны использовать в своей речи такие слова, как: «посмотри. «, «давай посмотрим на это иначе. «, «прекрасные перспективы. «, «покажи, что из этого получится. «, «не упускай из вида. » и так далее.

Тоже самое относится к тому, кто больше ориентирован на слуховые образы, с ним нужно разговаривать с помощью таких фраз, как: «послушай. «, «это звучит заманчиво. «, «давай обговорим все детали. «, «это созвучно нашим идеям. »
С человеком ориентированным на телесные ощущения нужно использовать другие слова, например: «прочувствуйте это. «, «держитесь этой линии. «, «нужно рассортировать факты. «, «пройтись по. «, «охватить целиком. «, «коснуться этого. »
Теперь вы готовы освоить несколько новых слов. Полезно если вы будете знать общепринятые термины в этой области, во-первых, тогда вы сможете читать специальную литературу, где эти термины используются без объяснения. Вторая причина в том, что термины лаконичны и их использование облегчает предложения, упрощая их конструкцию.

Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории ( зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта.

Все, что относится к зрению — воспоминания и представления — называется визуальной модальностью.

Слуховые образы — аудиальной модальностью.

Опыт и представления движений, чувств, ощущений называется — кинестетической модальностью.

Человек, у которого преобладают зрительные образы называется — визуалом.

Тот, кому привычны и удобны слуховые образы — аудиалом.

И, наконец, тот кто может отчетливо вспомнить любое ощущение, которое он переживал в реальности или представить себе любое ощущение называется — кинестетиком.

В качестве справки можем сказать, что руководитель должен быть визуалом. Потому, что одна из основных задач истинного руководителя в прогнозировании будущего, в определении ближайших планов и отдаленных перспектив. Кроме того руководитель должен и обязан контролировать. Думаю, не все правильно понимают контроль руководителя. Это сравнение между тем, что планировалось и тем, что получилось в итоге. Возможно вы согласитесь, что сравнивать лучше не на слух или на ощупь, а глядя на это открытыми глазами.

Другое дело, человек работа которого общение. Конечно лучше, если он аудиал. Только он сможет замечать массу, скрытых от других, интонаций и нюансов речи, которые внимательному слушателю могут рассказать больше, чем сами слова.

Вот, к примеру, сильная и активная женщина начинает говорить о детях и, хотя сохраняет свой привычный внешний вид, называемый маской, голос ее начинает предательски вибрировать, это никогда не ускользнет от аудиала.

Что можно сказать о кинестетиках. Кинестетиков можно привлекать к решению различных проблем — они не всегда могут сказать как нужно их решить, но всегда чувствуют насколько верно то или иное решение. Нельзя умолчать о том, что кинестетики лучшие любовники. Помните, ведь именно они умеют тонко чувствовать.

Хотя, как мы и сказали многие люди имеют одну наиболее часто используемую модальность, также верно и то, что каждую модальность можно развить до степени ведущей. Есть также еще одна вещь связанная с модальностями, которую полезно знать, а именно, то, что в эриксоновском гипнозе называется внутренняя стратегия. Этот термин требует пояснения и начнем с того, что скажем следующее: не существует человека, который всегда при любых обстоятельствах использовал бы только одну и туже модальность. Мы лишь предпочитаем одну, но пользуемся всеми тремя. Причем делаем это в определенной последовательности, вот эти последовательности и называются внутренними стратегиями. Внутренние стратегии есть на многие случаи жизни, мы их приобретаем с опытом, с возрастом и используем их постоянно. Покажем на нескольких примерах.

Стратегия выбора блюда в гостях, за праздничным столом, может быть такова:

· я вижу будто ем это блюдо.

· говорю себе это мне по вкусу.

· чувствую во рту кислинку будто уже попробовал.

· и. принимаю решение взять к себе на тарелку немного.

Или другой пример той же стратегии:

· я вижу будто ем аппетитное блюдо.

· говорю себе от этого блюда опять будет болеть желудок.

· представляю боль в желудке.

· и отказываюсь от него.

Вы могли заметить, что стратегии одинаковы в обоих случаях, и их можно сокращенно выразить так: вижу — говорю — чувствую. Стратегии индивидуальны у каждого человека и у другого стратегия выбора еды может быть такой: «вижу — говорю» или «говорю — чувствую» и так далее, может быть любая комбинация любого количества модальностей. Редко, но встречаются люди не имеющие вовсе стратегии выбора еды, они едят или то что им положили или то, что находится ближе всего к ним ни мало не беспокоясь ни о вкусе ни о сочетании одного блюда с другим.

· собеседование и прием на работу,

· можно ли этому человеку доверять?

· стоит ли заниматься этим предложением?

Далее список вы можете без труда продолжить сами, для этого нужно перечислить то что вы делаете на работе, какие решения вы принимаете.

Что по-настоящему интересно во внутренних стратегиях так это то, что сама стратегия совершенно не зависит от содержания то есть если у кого-то стратегия проверки человека на доверие состоит из, например, таких шагов: вижу — чувствую. То вне зависимости от конкретного содержания решение о доверии будет приниматься по стратегии вижу — чувствую, кстати для такого человека рекомендации других, как вы понимаете пустой звук, просто потому, что для него нет места во внутренней стратегии.

Что здесь важно для нас?

То что мы можем присоединиться к ведущей системе человека, используя в своей речи слова и глаголы ведущей модальности нашего собеседника.

А если вам удалось определить его стратегию принятия решений, то стройте свое предложение в соответствии с ней и ваше предложение будет принято.

Например, если стратегия: вижу — чувствую, то предложение должно быть сформулировано так: посмотрите на этот план внимательно и вы почувствуете, что он вам подходит.

Нет сомнений, полезно знать о существовании внутренних стратегий. Важно уметь их определять. Но гораздо важнее и полезнее использовать эти знания на практике.

Поэтому далее мы расскажем, как развить практический навык использования внутренних стратегий.

Первый этап: Выяснение существующей у собеседника стратегии по интересующему вас вопросу.

Выяснить стратегию можно или когда человек отвечает на ваши вопросы, или когда рассказывает соответствующую историю. Следовательно, чтобы узнать стратегию — задавайте вопросы или подводите собеседника к разговору на интересующую вас тему.

Например, вам нужно узнать стратегию принятия решения о инвестировании в тот или иной проект.

Задайте вопросы подобные этим:

· Как вы узнаете, что то или иное предложение выгодно для инвестиций?

· Как в вашей организации принимаются решения о инвестициях?

В ответ вы услышите какую-то фразу, но если вы станете обращать слишком много внимания на конкретные слова, то вероятно не успеете уловить нужную вам стратегию.

Вам могут ответить, например, так:

— Ну, обычно этими вопросами занимается экономический отдел, который рассматривает ваш бизнес-план и другие документы. После этого проводится обсуждение и со своим заключением предоставят мне.

Самая большая ошибка уточнять:

· каким должен быть бизнес-план;
· какие еще нужны документы;
· где находится экономический отдел.

Потому, что ответа вы еще не получили. В той фразе речь шла лишь о подготовительной работе.

Задайте дополнительный вопрос:

И вы принимаете решение на основе тех заключений, которые поступят из экономического отдела.

Ответ может быть односложный: «да», тогда задайте еще и еще вопросы пока не получите развернутое словесное сообщение или сумеете прочесть стратегию по движениям глаз.

Развернутый ответ может быть таким:

— Да, я выслушиваю своих экспертов и в зависимости от их мнения принимаю решение. Сам я, как правило, документы не рассматриваю, у меня, знаете ли, очень хорошие специалисты и я полностью доверяю их опыту. И если они скажут, что это стоящее дело — тогда посмотрим, как мы можем в нем поучаствовать.

Вот это тот ответ, который нам был нужен.

Сейчас остановите магнитофон и попробуйте самостоятельно определить стратегию принятия решения о инвестициях у человека, который мог сказать такую фразу.

Запишите на бумаге свои выводы с тем, чтобы сравнить их с нашими.

Наши выводы таковы: предположение о стратегии: скорее всего стратегия: слышу — чувствую.

Хотя в самой фразе нет прямого указания на кинестетику, но в реальной жизни стратегии часто завершаются оценкой своих чувств по поводу чего-либо. Может быть отсюда пошло мнение, что человек думает при помощи сознания, а делает на основе чувств.

Чтобы уточнить, какая же это была стратегия и быть в этом абсолютно уверенным нужно знать какие были движения глаз в то время, когда человек говорил эту фразу.

Напомним еще раз нашу точку зрения: стратегия принятия решений о инвестициях в этом конкретном случае: слышу — чувствую.

Кроме того этот человек, для принятия решения должен иметь зрительный образ дальнейших действий, при положительном заключении экспертов, помните: «если они скажут. тогда посмотрим. «

Что ж, теперь мы знаем вполне достаточно, чтобы верно составить свою ключевую фразу, как нужно преподнести ему предложение, чтобы было принято нужное вам решение.

Вновь остановите магнитофон и придумайте ключевую фразу сначала сами, запишите ее дословно.

Сравните с тем, как это сделали мы.

«Понимаете, у нас есть большой практический опыт, что, согласитесь, важно в этом бизнесе. И мы хотели бы, рассказать вам о своем предложении так, чтобы у вас возникло понимание, тогда мы вместе сможем увидеть дальнейшие пути сотрудничества, но это чуть позже. А пока выслушайте нас, задайте вопросы с там, чтобы верное понимание возникло».

Давайте разберем, почему мы предлагаем именно такую фразу.

Во-первых, если вы обладаете информацией, что нечто вызывает у собеседника доверие, то вы должны показать ему существование этого нечто у вас самих. В данном примере это упоминание о практическом опыте.

Далее, мы говорим фразу, построенную в полном соответствии с внутренней стратегией собеседника: слышу — чувствую.

Конечно, практика и обучение займет некоторое время и потребует от вас усилий. Но то и другое скоро окупится во сто крат.

Вспомните то время, когда вы только начинали учить алфавит. Вы стали узнавать, что каждому, уже знакомому вам звуку соответствует буква. Вы узнали, что определенная последовательность букв составляет слово. Несколько слов это уже предложение. Вы узнали, что буквы могут быть прописными и заглавными, печатными и рукописными. Вы узнали очень много всего, что связанно с письменной речью.

Возможно, по началу изучение алфавита было для вас довольно трудным занятием, но так или иначе, через непродолжительное время вы сделали первое удивительное открытие:

А чуть позже еще одно:

С тех пор прошло немало времени и сейчас вы легко читаете и пишете. Вы можете прочесть любую книгу и почерпнуть в каждой что-то интересное и полезное для себя.

Вы можете писать, уж если не книгу, то сочинение — точно, и если вы постараетесь и приложите все свое умение, то в вашей работе кто-то обязательно найдет полезное и нужное для себя.

Следующая тема, которую мы разберем уже вплотную стоит к собственно гипнозу.

Читайте еще:

Несколько слов об эффективности заочного обучения. Здесь многое зависит от читателя: кто-то усваивает изложенную в книге методику полностью, кто-то в состоянии научиться только самому основному, что уже само по себе дает улучшение запоминания в два – три раза.

Перед тем как мы перейдем к следующему пункту, запомните, что использование имен полезно до тех пор, пока оно делается тактично. Случалось ли у вас, например, такое: на этой неделе мне позвонил один рекламный агент из телевидения, который использовал мое имя в такой преувеличенной степени, что.

Awards for Distinguished Scientific Contributions: 1980 — Albert Bandura (1981). American Psychologist, 36, 27–34.

Вместе с развитием представлений о биологической роли и физиологических механизмах эмоциональных процессов развивалось и психологическое понимание эмоций. Выделение эмоций, как особого класса психических процессов, успехи психологических и патопсихологических исследований позволили преодолеть.

– Прежде всего – отложить до лучших времен свою тревожность и обиды на Силы Небесные. Далее – определиться с целями в данной конкретной ситуации и решать актуальные на данный момент задачи. Люди, сами создавшие свой бизнес, вполне могут с этим справиться, они это уже доказали. Они умеют и.

Если, например, избранная человеком область его профессиональной деятельности не соответствует его способностям и потребностям и он оказывается в кризисной ситуации, более удачный новый выбор может вывести его из кризиса. Таких случаев очень много, хотя для пожилых и тем более для престарелых.

Целительное воздействие на психику пациента окажется гораздо более ярко выраженным, если человек воспримет деструктивное поведение своих родителей с помощью наглядного отрицательного примера. Но, повторяю, одним лишь интеллектом здесь не обойтись. Необходимо найти доступ в собственный внутренний.

Не скроем, зачастую бывает, что человек, оборвавший все социальные связи ради какой-то особо возвышенной благочестивой жизни, приходит на церковную работу и попадает в крайне неустойчивое, я бы даже сказал, неприглядное положение. Он и здесь не может себя найти, он и здесь лишний. Становится.

Во-вторых. Что такое Бог? Един ли он? Ведь, как мы знаем, в ведении Бога (Абсолюта) находятся все процессы в мире: созидательные и разрушительные, поскольку прежде чем где-то что-то построить новое, как правило, приходится убрать мешающее старое. Поэтому и существуют Созидательные и.

Но разные привязанности могут конфликтовать друг с другом. Слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. При сравнении группы подростков, воспитывавшихся до 5.

Итак, орудийные действия обезьян, как и других животных,- не только неотъемлемая составная часть циркового репертуара и комедийного жанра кинематографа, но прежде всего предмет серьезного и глубокого научного изучения. Занимаются этим зоопсихологи, которые разработали специальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *