фреска в храме николаевского малицкого монастыря под тверью
Дух времени изменил представления об аде. Как в храме под Тверью появились черти с ноутбуком и смартфонами
Фрески с чертями, которые отобрали у интернет-зависимых после смерти их смартфоны и ноутбуки, появились в храме Николаевского Малицкого монастыря под Тверью. Почему такие мотивы появились в православном изобразительном искусстве сейчас и насколько это расширяет православные каноны — в материале «360».
Черти с гаджетами против интернет-зависимости
Люди, которые заходят в монастырь, относятся к актуальным мотивам в храмовой живописи с воодушевлением, пишет kp.кгu. Работники храма сами пользуются интернетом, а у монастыря есть страница в соцсети с несколькими тысячами подписчиков. Сам факт существования Глобальной паутины, по мнению местных верующих, не представляет опасности, а вот варианты использования Сети скрывают большую опасность для общества.
Страсти останутся и после смерти
«360» связался с одной из прихожанок этого храма, Еленой, чтобы узнать, что православные думают о современных мотивах в каноническом искусстве. Она очень удивилась, что СМИ обратили внимание на фрески только сейчас, так как Гебя начал расписывать храм еще в 2010 году. По ее словам, он написал много других красивых изображений, которые не менее достойны обсуждения.
«Это фреска об интернет-зависимых. Когда это превращается в зависимость, люди просто выпадают из реальной жизни. Вы, может быть, знаете такие примеры. Я знаю примеры, когда взрослые мужчины в танки проигрывали всю свою зарплату, фактически брали кредиты, дети оставались голодными, жены подавали на развод. Это просто в духе нашего времени, понимаете. Страсти останутся, а удовлетворить их не будет возможности», — объяснила прихожанка.
Она добавила, что от пагубных привычек необходимо избавиться при жизни, иначе потом будет поздно. Елена увидела позитив в том, что о зависимости от интернета начали говорить после публикации снимков из храма.
«Это, наверное, даже и неплохо, потому что возникают вопросы и каким-то образом привлекается внимание к чему-то такому. Люди задумываются о грехе. Может быть, они захотят посетить храм, и в какой момент Дух Божий коснется, как это повлияет на их жизнь [, никто не знает]. Многие люди не видят опасности в своих дурных привычках, они считают их милыми особенностями своими», — подчеркнула Елена.
Перформанс-напоминание
Историк-религиовед Николай Сапелкин не увидел в этих фресках ничего, что могло бы стать поводом для скандала или просто излишних рассуждений. По его словам, у человечества всегда менялись представления о добре и зле и о пути к спасению и к погибели. Когда-то ад представляли местом, где грешники испытывают неимоверные муки на раскаленных сковородах и в котлах с кипящей смолой. Сейчас появились новые эсхатологические представления, что конец света наступит через технологии. Сапелкин в разговоре с «360» напомнил, что некоторые особо радикальные люди относят современные высокотехнологические изобретения к бесовским.
«Все, что создано человеком, — это есть развитие линии творца, но в совершенствовании. У нас есть путь личного, нравственного совершенствования в христианстве, а есть путь технического совершенствования — это наш разум, который дает полезные изобретения. Это как огонь. Огонь может спалить, уничтожить все живое, а при этом он создал человеческую цивилизацию: он согревает нас в холод, благодаря огню мы плавим металл, благодаря огню мы научились запускать ракеты», — объяснил историк.
Он отметил, что запретить людям изображать что-либо в меру своего понимания жизни нельзя, и предложил отнести изображения на стенах храма под Тверью к современному искусству.
«Это эдакий перформанс. Пусть это будет нам такое напоминание, что даже такой полезный инструмент, как средства связи, может быть опасен, если им пользоваться неумело. Но не будем все-таки творение рук человеческих, а человек сам есть творение Божие, относить к каким-то проявлениям Антихриста на земле или адского, бесовского состояния. Ад или рай — это то, к чему человек идет лично, без использования техники. Путь к спасению и путь к погибели человек определяет сам. Нас Господь создал свободными», — пояснил Сапелкин.
Религиовед призвал не относиться к этим фрескам как к чему-то, что расширяет православные каноны. По его мнению, это все же современное искусство в храме, не больше.
Церковь под Тверью расписали чертями и грешниками с айфонами
В храме Николавского Малицкого монастыря в Тверской области стены расписали фресками, на которых изображены черти с макбукам и айфонами, а также горящие грешники. Фотографии необычного культурного объекта разместил в соцсетях житель Брянска Евгений Александров.
Искушение айфоново
По мнению путешественника, так иконописец изобразил «отдельную комнату для интернет-зависимых».
Храм мужского монастыря, основанного в 16 веке, расписывал румынский иконописец Руслан Гебя, пишет «КП Тверь». Расписывать стены мастер начал еще в 2010 году и старался все изобразить в духе современного времени, отсюда и появились фрески с ноутбуками и телефонами.
Фото: страница Николаевского Малицкого мужского монастыря “ВКонтакте”
Между тем прихожане отреагировали на современные веяния в церковной живописи вполне лояльно.
Фото: страница “ВКонтакте” Евгения Александрова
Стоит отметить, что сами работники храма тоже не чураются технологий и активно ведут страницу монастыря в соцсети. На группу Николаевского Малицкого мужского монастыря подписаны более 3300 человек.
Уголок Афона среди тверских лесов: уникальный монастырь с чудотворной иконой
Под Тверью, практически в черте города, в окружении корабельных сосен на окраине д. Николо-Малица стоит весьма необычный монастырь. В маленькой общине живут всего восемь монахов. К тому же и храм, и ограда по периметру с башенками-часовнями из жёлто-красного кирпича отсвечивают новизной. Так в чём же уникальность этого места? О, так всего и не перечислить: это православный монастырь, живущий по греческим канонам старинных обителей Афона; это византийский храм в восточном стиле, изукрашенный, чарующий обилием росписи и завораживающий качающимися светильниками; это и чудотворная икона Святого Николая; и византийские песнопения, воспаряющие к небесам и уносящие за собой в благословенный край…
Трижды возрождённый монастырь
Монастырь в этом месте был основан в середине 16 века. Все постройки были деревянные, поэтому обитель неоднократно горела, а за всю историю существования монастырь трижды был разрушен полностью: сначала поляками в смутное время, затем во время крупного пожара в 1675 году и третий раз – во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 году вражеская немецкая авиация разбомбила монастырские храмы до основания. Сейчас монастырь возрождается вновь, с 2008 года, под руководством и заботами игумена Бориса (Тулупова). А ведь ещё лет 15 назад, глядя на заросший пустырь и развалины единственной уцелевшей постройки, идея восстановления обители казалась утопичной.
Фото из архива монастыря.
Новый Покровский храм Малицкого монастыря строили в святогорском неовизантийском стиле. Это копия церкви Честного пояса Богородицы монастыря Ватопед на Афоне.
Храм совершенно особенный и удивительный. Он разделён на три части, в каждом из которых идут свои службы. Как только переступаешь порог и проходишь через инкрустированные витражами двери, сразу же попадаешь …нет, не в сказку и не в волшебный мир, а в Дом Божий, наполненный гармоничной красотой, благочестием. Ты отряхиваешь мирскую суету у порога, забываешься и чувствуешь особую благодать, даже если далёк от Церкви. Хотя есть здесь и небосвод с золотыми звёздами и солнцем, и живые огни, и чудеса. Недаром всё-таки все византийские крестово-купольные храмы, выстроенные по подобию Святой Софии в Константинополе, стали прообразами рая или царства Божия не земле.
В монастыре действует греческий церковный устав (разительно отличается от русского), он объединил в себе уставы двух обителей на Афоне – дореволюционного русского Пантеилемонова монастыря и сербского монастыря Хиландар. Службы идут на греческом и церковно-славянском языках, во время богослужений поёт византийский хор.
Нас встречает отец Никодим – человек очень скромный, приветливый, утончённый и эрудированный собеседник. Он художник, трудится ещё и в иконописной мастерской при монастыре. Отец Никодим с такой любовью и ласковым воодушевлением рассказывает о храме, словно это некое живое существо.
Храм спроектировал тверской архитектор Михаил Будкин. К несчастью, он погиб в ДТП 31 августа 2020 года: как это и бывает чаще всего, уснувший за рулём водитель выехал на встречную полосу, где и произошло столкновение – погиб невиновный человек. У Михаила осталось на тот момент пятеро детей и жена, беременная шестым. Главным детищем погибшего Михаила стал Покровский храм в Николо-Малицком монастыре, где его архитектор трудился также алтарником.
Специально приглашённый художник-иконописец из Румынии один расписывал весь храм в течение 7 лет – все настенные сюжеты, купола, алтарь, иконостас, притворы, исповедальня – сотни композиций, более тысячи фигур, изображённых в поствизантийском стиле Феофана Критского, копии фресок из афонских монастырей Ставроникиты и Дионисиат. И венчает храмовую роспись изображение Спаса Пантократора (Вседержителя) на своде центрального купола.
А на хоросе – подвески-медальоны в виде двуглавого орла – нынешний государственный символ России тоже когда-то был позаимствован из Византии. Кстати, подобные хоросы некогда освещали своды Святой Софии во время богослужения, оттуда и пошла традиция раскачивать светильники.
— Сама архитектура, своды и всё убранство храма, даже акустика, сосредоточены и направлены на центр. Таким образом храм уподобляется микрокосмосу. Всё это сделано для того, чтобы объединить верующих в единое целое, в некую единую сущность, чтобы все вместе молились, славя Бога в едином порыве. В западной церковной архитектуре (базилики) подчёркивается дистанция и отдалённость между клириками (священниками) и верующими. У нас же другая концепция. По свягогорскому чину священник на Литургии выносит Святые Дары в центр храма, к прихожанам. И византийская архитектура как раз выражает эту идею общности и единства.
В 1675 году монастырь был полностью уничтожен огнём, при разборе пожарища монахи обнаружили среди пепла под обломками икону. В том пожаре не уцелело ничего – ни одна постройка, а образ остался нетронутым. После обретения иконы начали происходить чудеса – исцеления от болезней. Монахи всё равно остались на месте обители, люди потянулись, монастырь начали постепенно возрождать, икона стала главной святыней.
В 1742 году от иконы Свт. Николая исцелилась графиня Мавра Шувалова – фрейлина императрица Елизаветы Петровны. Женщина была беременна, ехала из Петербурга в Москву и сильно захворала, пришлось остановиться в монастыре. Мавре день ото дня становилось всё хуже, и когда надежды уже не оставалось, монахи принесли икону Святителя Николая, отслужили водосвятный молебен. Выпив святой воды, графиня заснула, а на утро вельможная госпожа была здорова. Прибыв в столицу, Мавра разродилась здоровым младенцем, имя которому ожидаемо дали Николай. В благодарность чета Шуваловых перестроила деревянный монастырь на каменный – вместе с трёхпрестольным Спасским собором появились 7 церквей, колокольня, трапезная, жилые корпуса, стены, башни. Здесь же на территории обители, впоследствии, появился родовой некрополь Шуваловых.
После революции 1917 года, братию разогнали, но удивительно, что сам монастырь не тронули, объявив памятником архитектуры. Во время Великой Отечественной мы знаем, что обитель фашисты разбомбили, остался только полуразрушенная Покровская церковь и братский корпус. Потом земля отошла колхозу «Нива», в храме даже стали проходить службы, но в хрущёвскую оттепель его взорвали. Не по идейным причинам, а из-за корысти.
На вопросы о самом себе отец Никодим отвечал скупо и скромно. Удалось узнать, что он родом из Эстонии, учился в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в Твери оказался «Божиим помыслом». В Эстонии нет мужских монастырей, поэтому желающие монашеской жизни вынуждены оттуда уезжать.
— Мы создали здесь маленький византийский мир, афонский уголок последи тверских лесов. Конечно, мы живём по греческому уставу, есть различия и в службе, и в правилах иноческой жизни, и в убранстве храма…Но всё это только внешняя сторона, формальная, даже красота и изысканность в убранстве церкви, а главное – это молитва и внутренняя духовная жизнь.
Ожившая древняя музыка
Особую величественность и торжественность богослужениям в монастыре придаёт пение византийского хора «Аксион Естин», регент которого Серафим Ершов. Серафим все детство прожил на Афоне в греческом монастыре Дохиар, где впервые познакомился с афонским уставом и византийским пением, которому его обучали насельники монастыря. Далее он продолжил образование на материковой Греции.
Все певчие из России, но обучались в монастырях Греции, в том числе, на Афоне. Всеволод попал туда в 12-летнем возрасте, когда родители по совету духовника семьи решили отдать мальчика в церковную школу при Андреевском ските в административном центре Афона, где он жил и учился до совершеннолетия. Школа удивительна не только своей историей, местонахождением и преподаваемыми дисциплинами, но и своими интернациональными классами – на Афон едут учиться христиане из очень многих стран – Румынии, Сербии, Болгарии, Кении, России, Австралии… Всё обучение и общение происходит на греческом языке, также в программе, помимо общеобразовательных привычных предметов: латынь, древнегреческий, иконопись, византийское пение и др. В классе было всего 8 человек, но совсем не обязательно, что все выпускники избирают путь служения церкви – у каждого своя судьба. Например, один из одноклассников Всеволода стал…лётчиком.
Что же касается нашего певчего, то далее образование он продолжил в Богословском университете в Салониках, окончил бакалавриат и магистратуру. В 2010 году вернулся в Москву. Однажды на праздник попал в тверской монастырь, в обители очень понравилось, после чего игумен Борис предложил Всеволоду остаться в хоре.
— Афон стал моей второй родиной, я очень полюбил это место. Монахи монастыря Симонопетра были попечителями и духовными наставниками, окружали меня заботой. Каждые выходные я приезжал туда, монастырь очень красивый, построен на скале. Мне настолько там нравилось жить и учиться, что, возвращаясь в Россию на каникулах, тосковал и хотел как можно скорее вернуться обратно. Теперь каждый раз, когда приезжаем в Тверь (прим. ред. каждые выходные) и поём в Николаевском Малицком монастыре, я воспоминаю Афон и словно переношусь туда. И это чувство нас всех объединяет и вдохновляет.
Партитуры песнопений певчие берут из репертуара афонских монастырей, где хранятся древние нотные рукописи. Некоторые произведения были переложены на церковно-славянский язык, чтобы было понятно, о чём поёт хор. Впрочем, есть и болгарские, и сербские песнопения, потому что там в храмах тоже звучит византийская музыка.
Сейчас византийский хор тверского монастыря не только присутствует на богослужениях в родной обители, но бывает и в других храмах России и зарубежья; недавно хор записал свой первый альбом «Византийская литургия».
Черти с гаджетами: как в тверском монастыре появилась загадочная фреска
В деревне Николо-Малица Тверской области в монастыре находится интересная фреска с изображением Страшного суда
В деревне Николо-Малица Тверской области в монастыре находится интересная фреска с изображением Страшного суда.
Интернет-зависимых мучают черти с айфонами и макбуками.
Молчаливая фреска в Николо-Малицком мужском монастыре под Тверью наделала много шума. Виданное ли дело: чертей на картине Страшного суда в храме осовременили, «выдав» гаджеты и «заставив» пытать интернет-зависимых грешников. Никакого порока, отступления от правил в этом нет: фреска не икона.
– Этой фреске в монастыре уже 7 лет, – рассказывает протоиерей Александр Душенков, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. – Ни монастырь, ни монахи не выступают против интернета, здесь речь идет о страсти, о зависимости. Одно дело – когда интернет используется для хорошего, доброго дела, и другое – когда для праздности, развлечения и удовлетворения похоти.
Чертей изобразил румынский иконописец Руслан Гебя, а сама традиция рисовать рогатых с макбуками пришла из Греции. Николо-Малицкий мужской монастырь интересен не только осовремененными представителями ада. Это старейший монастырь, воссозданный почти с нуля в афонском стиле. Службы там идут тоже в афонском стиле, и паломники приезжают послушать афонские песнопения. Черти с гаджетами – это так, мелочи цифрового века.
Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Чертям в аду выдали макбуки».
Интернет-зависимость стала новым грехом на фресках монастыря под Тверью
Служители храма взяли пример с греческих монастырей, где иконописцы идут в ногу со временем, а человеческие грехи и страсти соответствуют современным реалиям.
Интернет-зависимость встает наравне с чревоугодием, пьянством, азартными играми и другими грехами. Служители храма Николаевского Малицкого монастыря в Тверской области обновили изображения на фресках, теперь они соответствуют современному миру. Ведь все вокруг развивается, а значит у человека и соблазны появляются новые.
«Интернет-зависимость — это такой же порок, как и пьянство, азартные игры, чревоугодие, потому что вызывает зависимость души, пристрастие. Справа от этой фрески изображена какая страсть? Пьянство. Но мы же не говорим, что вино само по себе зло. Это не так. Зло — злоупотребление этим напитком. Так же и с Интернетом: сам по себе Интернет, компьютер, телефон — это всего лишь инструмент», — пояснил иеромонах Никодим (Соболев).
Новая фреска изображена на западной стене храма. На ней — Страшный суд. Грешники закованы в цепи, а черти за их спинами держат в руках ноутбуки и смартфоны. Работу выполнил румынский иконописец Руслан Гебя еще три года назад. Но внимание прихожане обратили на нее только сейчас.
Многие соглашаются с такой трактовкой грехов. Идею российские священнослужители позаимствовали у греческих иконописцев во время путешествия по святой горе Афон. Там на новый лад перешли давно: на фресках изображают наркоманию, зависимость от Интернета и видеоигр и прочие соблазны, которым подвержен современный человек.