фреска в софийском соборе в новгороде

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

+ материалы для распечатки и инфографика

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

фреска в софийском соборе в новгороде

Мартирьевская паперть

фреска в софийском соборе в новгороде

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

фреска в софийском соборе в новгороде

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

фреска в софийском соборе в новгороде

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

фреска в софийском соборе в новгороде

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

фреска в софийском соборе в новгороде

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

фреска в софийском соборе в новгороде

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

фреска в софийском соборе в новгороде

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

фреска в софийском соборе в новгороде

Интересные факты:

фреска в софийском соборе в новгороде

фреска в софийском соборе в новгороде

фреска в софийском соборе в новгороде

фреска в софийском соборе в новгороде

фреска в софийском соборе в новгороде

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

фреска в софийском соборе в новгороде

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

фреска в софийском соборе в новгороде

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Источник

Софийский Собор в Великом Новгороде: про древние графити и старинные ворота

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

фреска в софийском соборе в новгородеВеликий новгород софийский собор фото

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

фреска в софийском соборе в новгородеТеперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Граффити на стенах

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

фреска в софийском соборе в новгороде

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

фреска в софийском соборе в новгороде

Фрески, которым 900 лет

Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

фреска в софийском соборе в новгородеОдин из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

фреска в софийском соборе в новгороде

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

фреска в софийском соборе в новгородеикона Софии Премудрости Божией фреска в софийском соборе в новгородеиконы Божией Матери «Тихвинская» фреска в софийском соборе в новгородеикона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

фреска в софийском соборе в новгороде

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

фреска в софийском соборе в новгороде

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

фреска в софийском соборе в новгороде

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

фреска в софийском соборе в новгороде

Когда лучше приходить и когда в храм не попасть

График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Источник

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры


Собор св. Софии в Новгороде

Константин и Елена. Фреска в южной галерее собора. Вторая половина XI века

¦ Сохранность хорошая. Имеются механические повреждения красочной поверхности. Фигуры Константина и Елены написаны по розовато-белому грунту, положенному очень тонким слоем на неровную кладку пилястра. Эта совсем особая техника отчасти объясняет легкий, как бы акварельный характер рисунка. Несмотря на то, что уже В. В. Суслов правильно относил изображение Константина и Елены к XI веку (Археологические известия и заметки, 1898, 5–6, с. 194), В. К. Мясоедов решительно датировал его 1144 годом (Фрагменты фресковой росписи св. Софии Новгородской. — Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, X. Пг., 1915, с. 15–34). С этой ошибочной датировкой софийский фрагмент фигурирует и в моей книге «Искусство Новгорода» (М.–Л., 1947, с. 26, табл. 36). После исследования Ю. Н. Дмитриева можно считать доказанной принадлежность фрагмента в южной галерее к XI веку (Заметки по технике русских стенных росписей X–XII вв. (живопись и мозаика). — Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, 1954. М., 1954, с. 271–276).

М. К. Каргер сообщает, что при расчистке росписи из-под штукатурки в 90-х годах XIX века над головой Елены была открыта надпись «Олена» (позже исчезнувшая), которая была сделана древним уставным письмом XII века (Новгород Великий. М., 1946, с. 22–23). Эта надпись, учитывая ее диалектологические особенности, позволяет приписывать фрагмент южной галереи местному новгородскому мастеру, в пользу чего говорит и совершенно уникальная, ни на что не похожая манера письма.

Пророки Даниил и Соломон. Фрески в барабане купола. 1108

Попавшие в купол два артиллерийских снаряда уничтожили полуфигуру Пантократора и фигуру пророка Давида. Уцелевшие фигуры семи пророков были закреплены и реставрированы в 1944–1945 и 1963–1964 годах. Воспроизведенные в иллюстрациях снимки сделаны после последней реставрации, когда были тщательно закреплены и промыты лица.

[Святители Анатолий, Карп, Поликарп и Герман. Фрески в световых арках алтаря. 1108

Указанные фресковые изображения находятся в узких световых арках-окнах, которыми прорезаны верхние части стен между алтарной апсидой и жертвенником и диаконником. Впервые они обнаружены В. В. Сусловым при капитальной реставрации собора в 1893 году, но их постигла участь многих других фрагментов древней живописи: они были погребены под новой клеевой живописью. Вторично эти фигуры открыты в 1946 году Ю. Н. Дмитриевым, И. В. Овчинниковым и Е. А. Домбровской. Так как фрески расположены на большой высоте, а изображения на внутренних склонах арок вообще не видны, их изучение возможно лишь с ремонтно-реставрационных лесов. Такая счастливая возможность была у Ю. Н. Дмитриева, и его специальный этюд о фигурах четырех святителей в алтаре храма является их единственной научной
¦ публикацией ( Ю. Н. Дмитриев. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945–1948 годов). — Практика реставрационных работ, I. М., 1950, с. 142–146). В отличие от фресок купола Софии Новгородской фигуры святителей написаны в плоскостно-линейной манере и очень светлыми красками, что явно указывает на руку иного художника. Ю. Н. Дмитриевым определены изображения Германа, патриарха Константинопольского, и Поликарпа, епископа Смирнского, а также неких Карпа и Анатолия. Два последних были соответственно епископом Фиатирским и патриархом Константинопольским].
¦

Суслов В. В. Краткое изложение исследований новгородского Софийского собора. — Зодчий, 1894, ноябрь, с. 86–87 и декабрь, с. 92–94, 96.

Обсуждение проекта стенной росписи новгородского Софийского собора. СПб., 1897, с. 11–13, 14, 15, 21, 28, 30, 31, 39, 41, рис. 4, 5, 9–11, 13, 14, 16.

Мясоедов В. Фрагменты фресковой росписи святой Софии Новгородской. — Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества, X. Пг., 1915, с. 15–34, рис. 9–16, табл. VI–VIII.

Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945–1948 годов). — В кн.: Практика реставрационных работ, I. M., 1950, с. 135–146.

Дмитриев Ю. Н. Заметки по технике русских стенных росписей X–XII вв. (живопись и мозаика). — Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, 1954. М., 1954, с. 271–276.

Брюсова В. Г. Фреска Вседержителя новгородской Софии и легенда о Спасовом образе. — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, XXII. М.–Л., 1966, с. 57–64.

Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 52–53, 69–70, 71–72.

Лазарев В. Н. О росписи Софии Новгородской. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968, с. 7–62 (то же в кн.: Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 116–176).

Брюсова В. Г. О датировке древнейших фресок Софийского собора в Новгороде (XI — начала XII вв.). — Советская археология, 1968, № 1, с. 103–114.

Медынцева А. А. Надписи с именем художника Стефана из Софии Новгородской. — Советская археология, 1970, № 4, с. 141–152.

Филатов В. В. Манера живописи и первоначальный колорит росписи в куполе Софии Новгородской. — В кн.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, с. 211–215.

Брюсова В. Г. О времени освящения Новгородской Софии. — В кн.: Культура средневековой Руси. [Сборник статей] к 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974, с. 111–113.

Брюсова В. Г. О технике стенописи Софии Новгородской. — Советская археология, 1974, № 1, с. 191–203.

Воинов В. С. Об одной монументальной росписи XI в. — В кн.: Проблемы истории и культуры Северо-Запада РСФСР. Л., 1977, с. 72–75.

Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI–XIV века. М., 1978.

Технологическое исследование росписи «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде (комплексное исследование). — Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация, 7 (37). М., 1981, с. 5–31 (статьи Ю. И. Гренберга и других авторов).

Гренберг Ю. И. «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде. (Некоторые выводы из технологического исследования живописи). — В кн.: Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., 1983, с. 141–164.

Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 189–190, 191–192.

Штендер Г. М. Композиция «Константин и Елена» в новгородском Софийском соборе и росписи деревянных сооружений домонгольской Руси. — В кн.: Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России. Сборник научных трудов. М., 1988, с. 189–207.

Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской. — Советская археология, 1990, № 3, с. 220–232.

Лифшиц Л. И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. — В кн.: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994, с. 154–171.

Лифшиц Л. И. К проблеме интерпретации фрагментов росписи Рождественского придела Софии Новгородской, раскрытых В. В. Сусловым. — в кн.: Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов, вып. 4. СПб., 1994, с. 85–93.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *