фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде
Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески
Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры
[Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде]
Фрески в башне. Около 1130
¦ Фрески Георгиевского собора за исключением немногих орнаментальных фрагментов, которые найдены в оконных проемах и археологических шурфах, полностью утрачены. Но еще в 1936 году обнаружены остатки живописи в башне собора, верхний ярус которой был оформлен как небольшая часовня. В 1977–1982 годах все уцелевшие остатки росписи в башне раскрыты Г. С. Батхелем. Он же опубликовал и предварительную информацию о своих находках. В восточной части этого круглого помещения между оконными проемами написаны плохо сохранившиеся изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя, что как бы воссоздает привычную декорацию церковной апсиды и алтарной преграды. Далее справа и слева написаны фронтальные фигуры пророков, святителей и преподобных, а на склонах сводчатого потолка в медальоны вписаны изображения евангелистов.
Некоторая небрежность исполнения, прежде всего ликов святых, искупается очевидной свежестью замысла росписи часовни и красочностью колорита. На стенах башни, где проходит винтовая лестница, найдены орнаментальные композиции и многочисленные граффити, в том числе и выполненная краской надпись, расшифровка которой предложена Г. С. Батхелем: «Иване писал левое размерение»].
¦
Каргер М. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933–1935). — Советская археология, VIII. М., 1946, с. 180, 185, 188, 190, рис. 6, 7, 11, 14, табл. I, II.
Pucko V. G. Les fresques de la tour de la cathédrale du monastère St. Georges à Novgorod. — Byzantion, vol. XLVI, N 2, 1976, p. 398–410.
Батхель Г. С. Древняя стенопись рассказывает. — Памятники Отечества, 1983, 1 (7), с. 34–35.
Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 195–196.
Сарабьянов В. Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря. — Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999, с. 365–398.
Помог ли Афганистан украсить собор в Новгороде? Ученые раскрывают секреты древних фресок
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Великом Новгороде стартовал первый этап изучения уникальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря – фресок домонгольского периода.
Работы проходят в рамках междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013-2020 годов)», сообщает пресс-служба ИА РАН.
Как отметила ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко, целью исследования станет «всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов».
– На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, – пояснила она.
Сообщается, что в Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились росписи первой трети XII века.
Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен как основание под новый чугунный пол храма в 1820-1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались в XX веке при раскопках в монастыре и при случайных находках.
В 2013-2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
– Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой, – отметила Марина Вдовиченко.
Она подчеркнула, что обнаружение в интерьере собора тысяч фрагментов первоначальных фресок «принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода».
– Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, – добавила сотрудник ИА РАН.
Отмечается, что в рамках нынешнего проекта ИА РАН и Новгородский музей приобрели специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer, которые используются для изучения памятников неразрушающими методами. Проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.
– Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013-2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера, – пояснила Марина Вдовиченко.
Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фрески и получить комплексные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии.
Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, является изучение фресок методами точных наук. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, добывавшийся в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись? Отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?
В дальнейшем планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, построение 3D-модели Георгиевского собора изнутри и снаружи.
Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований, т.к. внутри него одного содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.
Новая жизнь фресок Юрьева монастыря
Георгиевский собор Юрьева монастыря
В день, когда православные празднуют Рождество, президенту РФ, по сообщению пресс-службы Кремля, показали древнейшие фрески, обнаруженные при раскопках Георгиевского собора, и рассказали о том, что в будущем эти фрески будут восстановлены. О Юрьевом монастыре, Георгиевском соборе и фресках XII века рассказывает Indicator.Ru.
Первый каменный собор в Великом Новгороде построил еще сын Ярослава Мудрого, новогородский князь Владимир Ярославич: в 1045-1050 году в Детинце (то есть в новгородской крепости) была построена величественная София. Сейчас это самый старый храм на территории России (два более древних храма сохранилось в Чернигове и Киеве). После этого каменное строительство в Новгороде замерло ровно на полвека. Объяснение простое: городу просто не нужно было столько каменных величественных храмов. Однако с самого начала XII века начинается активное каменное строительство. На берегах Волхова появляется сразу четыре больших каменных храма, два «княжеских» и два монастырских. До наших дней не дошел лишь первый из них.
Сначала (в 1103 году) построили храм Благовещения на Городище (том самом месте, по отношению к которому Новгород и стал Новым Городом) — древней резиденции князей и варяжской дружины (тех самых викингов). Потом в 1113 году прямо напротив Кремля и Софии закладывается Никольский собор. И, наконец, в 1117 году начинает строиться собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, а в 1119 — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Эти монастыри «обрамили» Новгород, расположившись на противоположных берегах Волхова на противоположных окраинах города. Два огромных величественных трехглавых храма.
Георгиевский храм — первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич, сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «. а мастер трудился Петр», — говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.
Мстислав Владимирович даровал монастырю не только земли, но и право контроля над дорогой из Киева на Новгород. Это были очень большие деньги.
Собор строился больше десяти лет и был закончен в 1130 году. Из четырех «соборов-братьев» Георгиевский — самый большой. Это был шестистолпный храм с лестничной башней, ведущей на хоры (второй этаж, «ВИП»-места для молящихся). Длина собора — 26,8 м, ширина — 18,3 м, высота — 32 м. То есть он такой же высокий, как новгородская София, а если не считать галереи, то и шире ее.
Древняя Русь
24 дек, 2013 @ 11:14 Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода | ||
---|---|---|
|