фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры


[Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде]

Фрески в башне. Около 1130

¦ Фрески Георгиевского собора за исключением немногих орнаментальных фрагментов, которые найдены в оконных проемах и археологических шурфах, полностью утрачены. Но еще в 1936 году обнаружены остатки живописи в башне собора, верхний ярус которой был оформлен как небольшая часовня. В 1977–1982 годах все уцелевшие остатки росписи в башне раскрыты Г. С. Батхелем. Он же опубликовал и предварительную информацию о своих находках. В восточной части этого круглого помещения между оконными проемами написаны плохо сохранившиеся изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя, что как бы воссоздает привычную декорацию церковной апсиды и алтарной преграды. Далее справа и слева написаны фронтальные фигуры пророков, святителей и преподобных, а на склонах сводчатого потолка в медальоны вписаны изображения евангелистов.

Некоторая небрежность исполнения, прежде всего ликов святых, искупается очевидной свежестью замысла росписи часовни и красочностью колорита. На стенах башни, где проходит винтовая лестница, найдены орнаментальные композиции и многочисленные граффити, в том числе и выполненная краской надпись, расшифровка которой предложена Г. С. Батхелем: «Иване писал левое размерение»].
¦

Каргер М. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933–1935). — Советская археология, VIII. М., 1946, с. 180, 185, 188, 190, рис. 6, 7, 11, 14, табл. I, II.

Pucko V. G. Les fresques de la tour de la cathédrale du monastère St. Georges à Novgorod. — Byzantion, vol. XLVI, N 2, 1976, p. 398–410.

Батхель Г. С. Древняя стенопись рассказывает. — Памятники Отечества, 1983, 1 (7), с. 34–35.

Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 195–196.

Сарабьянов В. Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря. — Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999, с. 365–398.

Источник

Помог ли Афганистан украсить собор в Новгороде? Ученые раскрывают секреты древних фресок

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В Великом Новгороде стартовал первый этап изучения уникальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря – фресок домонгольского периода.

Работы проходят в рамках междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013-2020 годов)», сообщает пресс-служба ИА РАН.

Как отметила ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко, целью исследования станет «всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов».

– На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, – пояснила она.

Сообщается, что в Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились росписи первой трети XII века.

Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен как основание под новый чугунный пол храма в 1820-1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались в XX веке при раскопках в монастыре и при случайных находках.

В 2013-2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.

– Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой, – отметила Марина Вдовиченко.

Она подчеркнула, что обнаружение в интерьере собора тысяч фрагментов первоначальных фресок «принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода».

– Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, – добавила сотрудник ИА РАН.

Отмечается, что в рамках нынешнего проекта ИА РАН и Новгородский музей приобрели специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer, которые используются для изучения памятников неразрушающими методами. Проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.

– Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013-2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера, – пояснила Марина Вдовиченко.

Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фрески и получить комплексные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии.

Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, является изучение фресок методами точных наук. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, добывавшийся в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись? Отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?

В дальнейшем планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, построение 3D-модели Георгиевского собора изнутри и снаружи.

Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований, т.к. внутри него одного содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.

Источник

Новая жизнь фресок Юрьева монастыря

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В день, когда православные празднуют Рождество, президенту РФ, по сообщению пресс-службы Кремля, показали древнейшие фрески, обнаруженные при раскопках Георгиевского собора, и рассказали о том, что в будущем эти фрески будут восстановлены. О Юрьевом монастыре, Георгиевском соборе и фресках XII века рассказывает Indicator.Ru.

Первый каменный собор в Великом Новгороде построил еще сын Ярослава Мудрого, новогородский князь Владимир Ярославич: в 1045-1050 году в Детинце (то есть в новгородской крепости) была построена величественная София. Сейчас это самый старый храм на территории России (два более древних храма сохранилось в Чернигове и Киеве). После этого каменное строительство в Новгороде замерло ровно на полвека. Объяснение простое: городу просто не нужно было столько каменных величественных храмов. Однако с самого начала XII века начинается активное каменное строительство. На берегах Волхова появляется сразу четыре больших каменных храма, два «княжеских» и два монастырских. До наших дней не дошел лишь первый из них.

Сначала (в 1103 году) построили храм Благовещения на Городище (том самом месте, по отношению к которому Новгород и стал Новым Городом) — древней резиденции князей и варяжской дружины (тех самых викингов). Потом в 1113 году прямо напротив Кремля и Софии закладывается Никольский собор. И, наконец, в 1117 году начинает строиться собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, а в 1119 — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Эти монастыри «обрамили» Новгород, расположившись на противоположных берегах Волхова на противоположных окраинах города. Два огромных величественных трехглавых храма.

Георгиевский храм — первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич, сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «. а мастер трудился Петр», — говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.

Мстислав Владимирович даровал монастырю не только земли, но и право контроля над дорогой из Киева на Новгород. Это были очень большие деньги.

Собор строился больше десяти лет и был закончен в 1130 году. Из четырех «соборов-братьев» Георгиевский — самый большой. Это был шестистолпный храм с лестничной башней, ведущей на хоры (второй этаж, «ВИП»-места для молящихся). Длина собора — 26,8 м, ширина — 18,3 м, высота — 32 м. То есть он такой же высокий, как новгородская София, а если не считать галереи, то и шире ее.

Источник

Древняя Русь

24 дек, 2013 @ 11:14 Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода
About this Entry

Удивительным оказалась поездка в этот старинный город. Были там 1 день, но впечатлений набрались на неделю и пяток постов!
😉
Вообще, я сильно теперь удивлен, почему наряду с Золотым Кольцом, Москвой и Питером я нигде не встречал информации для туристов о Великом Новгороде, а ведь самые древнейшие сохранившиеся свидетели становления России находятся именно там!

Приглашаю на экскурсию в монастырь, по преданию основанный в 1030-м году князем Ярославом Мудрым:

Юрьев монастырь (Великий Новгород) на почтовой открытке (до 1917 года)
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

1. Приехали рано утром, было еще темно.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

2. Свято-Юрьев монастырь — один из древнейших монастырей России. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. До 1918 года имел статус 1-классной обители.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

3. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

4. Крестовоздвиженский собор

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

5. Строения монастыря первоначально были деревянным, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

6. В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.
XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.

7. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич).

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

8. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

9. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году.
Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Геогрия Победоносца Новгородским епископе Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

10.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

11. В 1807 году при ремонте Георгиевского собора по указанию епископа Старорусского и викария Новгородского Евгения были проведены раскопки, позволившие обнаружить там ряд каменных саркофагов. В 1830-е годы при архимандрите Фотии была проведена реставрация собора в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века: их сбили со стен, использовали для подсыпки при планировке территории монастыря, частично выбросили.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

12.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

13.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

14.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

15. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

16. Лик матери Александра Невского

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

17. Здесь место ее погребения.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

18.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

19. В 1920 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. В 1930-х гг. в ходе реставрации были уничтожены: ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно), вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

20.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

21. Георгиевский собор имеет следующие размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

22.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

23. Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

24.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

25.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

26.
фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

27. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений. Здесь в нижнем регистре фресок между окнами расположены образы Спасителя и Богоматери Одигитрии, св. Георгия, преп. Саввы Освященного (?) и святителей. Выше также по кругу изображены преподобные отцы.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

28. Очень избирательно пожар, случившийся здесь поработал

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

29. Уничтожил изображения райских кущ

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

30. Но не тронул изображенные рядом сцены из ада.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Воздвигнута в 1838—1841 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине — «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны). В 2002 году на наружные стены верхнего яруса были установлены антенны мобильной связи. Последняя масштабная реставрация колокольни прошла в 2009 году.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

32. Крестовоздвиженский собор

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня находится на северо-восточном углу монастыря. Собор выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761г.

Имеет 5 глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзд. После закрытия монастыря большевиками храм со временем утратил настенную роспись, и в настоящее время не имеет таковой. Внутренние стены окрашены в белый цвет. В советские годы в соборе располагались поочерёдно музей, почтовое отделение, склад, в 1990-91г. картинная галерея местных художников. Летом 2004 года были заменены деревянные каркасы и металлическая обшивка всех пяти куполов и крестов. Собор имеет систему отопления и используется для регулярных богослужений как в летнее, так и в зимнее время.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Как мы с любимой фрески лестничной башни георгиевского собора в новгородеaksanova попали в этот город я уже рассказывал в посте
Свадебный поезд или как меня вчера третий раз женили!

Скоро будет еще много интересного из этой поездки
😉

Источник

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Согласно древним преданиям православный русский князь Ярослав Мудрый в 1030- м году, после победы над чудью основал город Юрьев (сегодня это город Тарту в Эстонии) и построил два монастыря: в Киеве и Новгороде. Для закладки Новгородского монастыря место было выбрано недалеко от Новгорода, по пути следования к загородной резиденции князя, расположенной на озере Ильмень в селе Ракомо.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Стены изначально деревянного монастыря поднялись в живописном месте, на берегу реки Волхов у самого ее истока, близ озера Ильмень.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Князь Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий, глубоко чтил своего небесного покровителя. С первых лет христианизации Руси и на всем протяжении ее истории святой Георгий был бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.

Поэтому не удивительно, что один из древнейших монастырей России, созданный Ярославом Мудрым, был назван в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца и Чудотворца.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Имя Георгий в русском языке имело диалектную форму «Юрий», широко распространенную в древнем языке, отсюда пошло и название первого на Руси монастыря Русской православной церкви — Свято-Юрьев мужской монастырь.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Свято — Юрьевская обитель поднялась на другом берегу Волхова почти напротив Рюрикова городища, хоть и расположенного на новгородской земле, но имеющего обособленный статус и не являющегося территорией Господина Великого Новгорода.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Обитель на протяжении многих веков почиталась первой по значению среди других новгородских монастырей, ее положение в Новгородской епархии было исключительным — Юрьевский монастырь именовался даже Юрьевской Лаврой. Игумены монастыря носили титул архимандритов, которые на севере Руси считались вторым духовным лицом после Новгородского архиепископа.

Свято-Юрьев мужской монастырь был самым крупным из новгородских монастырей, он владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Обширные земли монастыря располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онежского озера, от реки Шелонь до Сестринского стана в Волоколамском уезде недалеко от Москвы. Монахи Свято-Юрьева монастыря имели свой житный двор в Новгородском кремле, а на Торговой стороне на Торгу у них были свои лавки.

В 1119 году по распоряжению русского военачальника, князя Мстислава Великого, правившего в Киеве, его сыном Всеволодом Мстиславовичем на территории монастыря был заложен каменный храм. Вся ответственность за строительство храма была возложена на игумена обители — Кириака и выдающего мастера-строителя Петра, отмеченного в летописях.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Вот скажите, как возможно в те невероятно далекие времена построить это колоссальное, мощное, одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Откуда у первого русского зодчего средневековой России возник образ этого совершенно потрясающего храма, соединившего в себе не только византийские и киевские традиции, но свои индивидуальные.

Храм строился 11 лет и в 1130-м году он был освещен во имя Святого Георгия Победоносца.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Новый, огромный каменный, главный собор монастыря, словно высеченный из одного цельного белоснежного камня, увенчанный тремя серебристыми куполами, был тогда и остается сейчас удивительно гармоничным.

По своим размерам уступающий лишь Софийскому собору в Новгородской Кремле, величественный Георгиевский собор по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Всем своим торжественным видом и расположением он словно возносится над окружающими его зданиями и сооружениями, над рекой, полями и лесами, над суетой и обыденностью.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Значение Георгиевского храма было велико: именно в нем велась княжеская летопись, а с конца 12 века храм стал служить усыпальницей не только настоятелей обители, но и новгородских князей и посадников. Например здесь похоронены мать и брат Александра Невского и многие другие.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Не спеша, вошла в храм и замерла: после палящей жары мое разгоряченное тело мгновенно обволокло холодом. Я дунула, дабы проверить температуру — от моего лица отделилось облако пара! Однако!

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Несмотря на высоту стен 20 метров, внутри храм показался мне не только величественным, но и даже фундаментальным. И если снаружи храм был обновленный, белоснежный, радостный, не обнаруживающий своего преклонного возраста, то внутри он выглядел глубоким, древним, но невероятно благородным седовласым старцем.

Внутреннее устройство храма отражает его назначение, как главного собора монастыря и княжеского храма.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Все стены храма были расписаны фресками еще в 12 веке, но пройдя через череду веков мало что сохранилось до наших дней. В начале прошлого века фресковую живопись практически переписали заново, в итоге древние росписи сохранились лишь в лестничной башне и на откосах оконных проемов. Сейчас стены Георгиевского храма выглядят не так уж и плохо, возможно это результат недавних реставраций.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Но все равно я стояла у входа, подавленная и растерянная, внутренние интерьеры некогда великолепного и величественного Георгиевского собора навевали гнетущее состояние. Слева, от церковной лавки, раздавался не громкий говор, отзывающийся эхом и улетающий под купол, совершенно не вписывающийся в окружающую обстановку. Это тихо разговаривали монах, о котором я писала в рассказе и продавщица храмовой атрибутики. Не то чтобы они мне мешали, но все же нарушали уединение.

Почти все полы в храме в руинированном состоянии и это затормозило мой шаг, возможно из-за их состояния мне было так не уютно?

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

В 1611–17 годах монастырь подвергся разорению шведских воинов и в эти же годы он обрек мощи Святого князя Федора Ярославовича, брата Александра Невского.

В 1764-м году согласно Указа императрицы Екатерины II в. Российской Империи проводится реформа по упразднению части монастырей и изъятие церковных земель. Потеряв значительную часть своих земель, во владении Свято-Юрьева монастыря остались обширные угодья, тысячи крестьян, рыбные промыслы, ремесленные мастерские и 15 мелких монастырей, к нему приписанных.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Возрождение и новый расцвет Свято-Юрьева монастыря начались в 1822 году с назначения в обитель архимандрита Фотия. Территория монастыря в тот момент представляла печальную, удручающую картину, все постройки, особенно деревянные, сильно обветшали. Случившийся через полгода в монастыре пожар довершил начатое временем.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Но в дело вмешалась духовная дочь архимандрита Фотия — графиня Анна Алексеевна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова — Чесменского, единственная наследница его огромного состояния. Я уже немного коснулась ее судьбы, рассказывая вам о музее деревянного зодчества в Витославлицах.

Оставившая городскую светскую жизнь и глубоко верующая, она перебралась жить в монастырь и оказала неоценимую помощь в восстановлении монастыря. На средства графини за очень кроткий срок были восстановлены древние храмы и построены новые сооружения:

Западный братский корпус с церковью Всех Святых,

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Спасский собор — храм Рождества Христова,

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

восточный Орловский корпус с кельями для братии,

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

северный корпус с Крестовоздвиженским храмом

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

церковь князей Феодора и Александра Невского, больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — находится в глубине сада и проход туда закрыт.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Именно в тот период с небывалой роскошью был украшен главный храм Свято-Юрьевского монастыря — величественный Георгиевский собор.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

По всему периметру монастыря была построена каменная стена,

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

разбиты два фруктовых сада, множество цветников.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Также были проложены новые дороги: одна из Юрьево в Новгород с тремя мостами, вторая в Орловскую мызу к особняку графини Орловой.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Вдоль этой дороги были высажены ивы, которыми можно любоваться и в настоящее время.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

В 1841-м году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси была построена 52-х метровая колокольня.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Она словно маяк, видна издали!

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

В 1831 году графиня Анна Алексеевна Орлова перевезла в монастырь прах своего отца и его братьев, которых погребли под папертью Георгиевского собора.

Архимандрит Фотий очень много сделал для восстановления архитектурной и живописной древнерусской традиции, для росписи храмов в монастыре он приглашал крестьян-иконописцев братьев Сапожниковых. Он также организовал в монастыре различные мастерские: слесарную, токарную и даже художественную. Фотий разработал монастырский указ, определяющий времяпрепровождение монахов.

Зимой 1838 года архимандрит Фотий скончался на руках графини, его духовной дочери. Анна Алексеевна пережила его на 10 лет, уединенно прожив эти годы в своем имении на территории деревушки Витославицы, посещая монастырь на все службы.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Отпевание графини совершилось в Георгиевском соборе, а похоронили ее рядом с гробом архимандрита Фотия в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, в заранее приготовленной ею гробнице.

Пока готовила материал, много читала об этой удивительной женщине, всю себя и свои огромные средства отдавшей богу, вере. Анна Алексеевна жертвовала свои богатства не только Свято-Юрьеву монастырю, а многим другим. При жизни она потратила на различные храмы и монастыри около 25 миллионов рублей. Согласно завещанию, большая часть средств также отписывалась ею монастырям и храмам.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

В 20–30 е годы прошлого столетия монастырь был сначала разграблен, затем все его храмы были закрыты, братия разогнана.

Малая толика сохранившихся ценностей была перевезена в Московскую Оружейную палату, часть в Новгородский музей. Перед войной ценности были вывезены и пропали. Большинство мощей, вывезенных в Новгород погибли в время оккупации города немецкими захватчиками.

фрески лестничной башни георгиевского собора в новгороде

Во время войны на территории монастыря размещались немецкие и испанские части. После войны в Свято-Юрьеве монастыре размещались самые различные учреждения: почта, техникум, дом инвалидов и жили люди, оставшиеся без крова. В Георгиевском соборе был открыт музей.

В 1991 году Свято-Юрьев монастырь был возвращен церкви, а с 1995 года возобновлена обитель. Обветшалые постройки и храмы, утратившие убранство и все до одной иконы — вот что предстало перед немногочисленной братией. Но жизнь продолжается и разоренное за столько лет хозяйство Свято-Юрьева монастыря, потихоньку приводится в порядок, восстанавливаются храмы, пишутся иконы.

В настоящее время богослужения совершаются в четырех храмах монастыря:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *