фрески новодевичьего монастыря фото

Смоленский собор (16 века) — жемчужина Новодевичьего монастыря в Москве

фрески новодевичьего монастыря фото

В один из дней перед отъездом за границу, у меня всегда оставалось до самолета время и его выкроил для посещения самого красивого в Москве-Новодевечьего монастыря, который был основан царем Василием Третьим (отцом Ивана Грозного) в 1524 году.

Основанием для возникновения послужило взятие русскими войсками Смоленска в 1514 году, так же образование монастыря связывают с расторжением брака Василия Третьего — именно сюда он хотел сослать свою жену — великую княгиню Соломонию, которая прожила с ним в браке 20 лет и не смогла родить ему детей.

фрески новодевичьего монастыря фото

В центре монастыря возвышается пятиглавый Смоленский собор, который был возведен в 1524 году по подобию Успенского собора в Кремле.

фрески новодевичьего монастыря фото

Смоленский собор самое древнее сооружение монастыря, так как остальные постройки были возвигнуты в основном в 17 веке в стиле московского барокко

фрески новодевичьего монастыря фото

Заходим внутрь собора, в котором прекрасно сохранились фрески 1524–1531 годов

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Пятиярусный позолоченный иконаста был выполнен мастерами Оружейной палаты в 1683–1687 годах

фрески новодевичьего монастыря фото

Здесь находятся многие старинные иконы, в том числе подаренные монастырю Иваном Грозным и Борисом Годуновым

Источник

Новодевичий монастырь

В знаковом и изумительно красивом Новодевичьем монастыре уже третий год идёт капитальный ремонт, который продлится до 2024 года, когда будет отмечаться 500-летие основания монастыря. Мы, тем не менее, решились сходить в него и не пожалели — даже во время ремонта там есть, на что посмотреть и чем полюбоваться. В частности, незадолго до нашего посещения в монастыре впервые стали проводить туры по участку стены, откуда открываются красивые виды.

На протяжении всей своей истории Новодевичий монастырь был царским богомольем, но особую роль для него сыграли три российских правителя:

Великий князь московский Василий III (1479–1533), старший сын Ивана III и Софьи Палеолог, отец Ивана Грозного. При нем была в основном завершена консолидация северо-восточных русских земель вокруг Москвы, завершившаяся взятием в 1514 году Смоленска, до этого около ста лет принадлежавшего Литве. Именно в честь этого события и был основан в 1524 году Новодевичий монастырь, посвященный Смоленской иконе Божией Матери. От времен Василия III в монастыре остался каменный Смоленский собор, его самая древняя постройка.

Царь Борис Годунов (1552–1605) получил благословение на царство именно в стенах Новодевичьего монастыря, где он укрылся вместе со своей сестрой-царицей после смерти последнего царя из династии Рюриков Фёдора Иоанновича. Как бы в благодарность за его защиту в сложный период междуцарствия, позднее Годунов делает богатые вклады в монастырь. Он передаёт сорок икон в окладах для иконостаса Смоленского собора (сохранились по сей день), на его средства вокруг монастыря строятся каменные стены.

Царевна Софья Алексеевна (1657–1704), дочь царя Алексея Михайловича Романова от первого брака с Марией Милославской. В 1682–1689 она была фактической правительницей государства как регентша при малолетних царях Петре и Иване. Именно царевна Софья отстроила Новодевичий монастырь в стиле московского барокко — в том виде, в котором он дошел до наших дней. Этот же монастырь стал её тюрьмой до конца жизни после поражения в борьбе за престол со своим сводным братом — царём Петром I.

Источник

Доля ангелов: фрески времен Бориса Годунова в Новодевичьем монастыре

Фрески двух ангелов 16 века в уникальной сохранности нашли в Смоленском соборе.

фрески новодевичьего монастыря фото

Фрески двух ангелов 16 века в уникальной сохранности нашли в Смоленском соборе.

Это самый сложный для искусствоведов объект Новодевичьего монастыря, комплексная реставрация здесь идет впервые.

фрески новодевичьего монастыря фото

Это самый сложный для искусствоведов объект Новодевичьего монастыря, комплексная реставрация здесь идет впервые.

«Он большой и самый древний, все сохранилось под разновременными записями», — рассказала РИА Новости художник-реставратор Евгения Серегина.

фрески новодевичьего монастыря фото

«Он большой и самый древний, все сохранилось под разновременными записями», — рассказала РИА Новости художник-реставратор Евгения Серегина.

В 17 веке в соборе появились дополнительные порталы, фрески были скрыты каменной кладкой.

фрески новодевичьего монастыря фото

В 17 веке в соборе появились дополнительные порталы, фрески были скрыты каменной кладкой.

Обнаружить их реставраторам помогли новейшие технологии и методы, в том числе физико-химические исследования.

фрески новодевичьего монастыря фото

Обнаружить их реставраторам помогли новейшие технологии и методы, в том числе физико-химические исследования.

Работы идут только летом, так как объекты не отапливаются.

фрески новодевичьего монастыря фото

Работы идут только летом, так как объекты не отапливаются.

Уже готовы башня, колокольня, больничные палаты, Амвросиевская и Покровская церкви.

фрески новодевичьего монастыря фото

Уже готовы башня, колокольня, больничные палаты, Амвросиевская и Покровская церкви.

Фреска, найденная в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

фрески новодевичьего монастыря фото

Фреска, найденная в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

«Реставрация открывает новейшие исследовательские ракурсы, и к ее концу перед нами откроются новые страницы истории», — убеждена искусствовед Анна-Мария Макарова.

фрески новодевичьего монастыря фото

«Реставрация открывает новейшие исследовательские ракурсы, и к ее концу перед нами откроются новые страницы истории», — убеждена искусствовед Анна-Мария Макарова.

Источник

фрески новодевичьего монастыря фотоmoscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. «Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии»

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.

Церковь св. Амвросия

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

Источник

Москва

1491 материал по 1 503 объектам, 50 435 фотографий

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Идем смотреть фрески Новодевичьего монастыря!

Материал понравился:

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Вообще Хоботов из «Покровских ворот» был несравненным оригиналом: в качестве совместного развлечения любимой, милой, но не очень-то умненькой девушке он предложил сходить не куда-нибудь, а в Новодевичий монастырь.

Фраза, вынесенная в заголовок, ушла в народ, как и множество других перлов («Спасибо за сладостные минуты!», «А кто не пьет?!», «Я входил в Мосэстраду как в дом родной…», «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!» и т.д.) Время от времени мы с мужем вспоминали о ней с твердым намерением исполнить-таки намерение Хоботова и убедиться: что ж так влекло знатного деятеля переводческого пера в эти древние стены?

Поэтому один из майских выходных, которые мы провели в Москве, мы решили посвятить именно фрескам Новодевичьего монастыря.
Машину оставили на Новодевичьем проезде, с которого открывался красивый вид на стены монастыря, отраженные водами пруда.

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Билеты для посещения экспозиций, размещенных в стенах монастыря, можно купить в помещении справа от въездной башни. Очень порадовало наличие плана-схемы, на котором служительница музея показала, что надо смотреть и куда надо идти.

фрески новодевичьего монастыря фото

Оказалось, все очень просто: сразу после входа надо поворачивать направо и двигаться вдоль монастырской стены, обращая внимания на зеленые информационные таблички-указатели. Особое внимание кассир обратила на расположение туалета: видимо, у посетителей возникают вопросы в процессе, так что нам заранее обозначили расположение стратегических мест.
Забегая вперед, отмечу, что билетики надо сохранять до конца посещения, так как на них делаются пометки, где вы уже были и повторно вас туда вряд ли пропустят.

Новодевичий монастырь – место очень туристическое, поэтому собственно монахинь здесь не очень-то видно, никому нет дела до вашего внешнего вида (хотя, конечно, для посещения храма женщинам надо надеть платок, но вот за брюки никого не расстреляли и никаких фартуков на входе обнаружено не было: все адекватно и вполне демократично).

В церковной лавке, расположенной в одном здании с Успенской церковью и трапезными палатами, — большой выбор не только икон и богослужебной литературы, но и множество книг об истории монастыря, а также вполне себе симпатичных сувениров. Мы приобрели колокольчик в свою коллекцию из разных стран: относительно высокая цена в 1400 рублей объясняется тем, что колокольчик расписной деревянный, выточенный по принципу русской матрешки, с приятным сухоньким деревянным звуком.
Еще приобрели книгу – путеводитель по монастырю.

Книга приятно порадовала и удивила: написана она необычайно интересно, увлекательно рассказывает об истории монастыря, в которой будто бы отразилась история всей страны. Конечно, по ходу экскурсии читать ее не будешь (она довольно объемная), но вот дома после прочтения мое несколько легкомысленное настроение, обусловленное все тем же Хоботовым, сменилось гораздо более уважительным и почтительным отношением к этому знаковому месту. Поэтому постараюсь кусками не цитировать, но привести самые необычные и яркие факты из пятисотлетней истории монастыря.
Вот, в принципе, и все по организации. Так что, вооружившись картой и книгой, можно отправляться вдоль монастырской стены – направо, как и советовали.

Итак, входим на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь:

фрески новодевичьего монастыря фото

Надвратные церкви, ставившиеся вторым ярусом над крепостными воротами, – обычное явление для православных монастырей. Как нам рассказывал служитель церкви в Санкт-Петербурге, принадлежавшей когда-то Конюшенному ведомству, не только проходившие через ворота под церковью люди, но и животные также получали свою долю Божьей милости. Таким образом, получали благословение все вступавшие на территорию монастыря.

фрески новодевичьего монастыря фото

Новодевичий монастырь – довольно обширный по территории. Его церковные постройки образуют в плане крест – символ христианской веры. Главный храм монастыря – Смоленский собор.

фрески новодевичьего монастыря фото

Как обычно бывает, в названии собора, да и самого монастыря нет ничего случайного.
Новый Девичий монастырь, основанный в 1524 году, назван Новым по отношению к более древним столичным обителям (например, не сохранившемуся до наших дней Кремлевскому Вознесенскому).

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии (с греческого – путеводительница, наставница). Так назывался древний образ Богоматери из константинопольского храма Одигон. По преданию, образ этот был написан самим апостолом и евангелистом Лукой. В 1046 году образ Пречистой Одигитрии был принесен на Русь царевной Анной – дочерью Константина Монамаха, ставшей женой черниговского князя Всеволода Ярославича.

В 1097 году икона была перенесена Владимиром Всеволодовичем Мономахом в свой удельный город Смоленск. С тех пор икона стала называться Смоленской, она хранила город от многочисленных вражеских нашествий. Заступлением Пречистой девы в 1239 году Смоленск был спасен от нашествия хана Батыя.

Заступничество города Божьей Матери Смоленской продолжалось вплоть до того момента, когда в 1404 году последний из смоленских князей Юрий Святославич передал икону в дар московскому князю, после чего Смоленск на 110 лет попал под власть Литвы.
Смоленская икона на полвека заняла свое место в главном московском храме – Благовещенском соборе. В 1456 году Василий Темный по просьбе смолян вернул икону в Смоленск, заменив ее в Благовещенском соборе точным списком.
Икону вывозили из Москвы со всеми возможными почестями. На Девичьем поле, у Старой Смоленской дороги состоялся последний молебен.
Попытки вернуть Смоленск в стан русских земель продолжались еще более полувека. В 1514 году после нескольких неудачных военных походов московский князь Василий Темный дал обет: в случае возвращения Смоленска – поставить в Москве монастырь, а в нем – храм во имя Пречистой!

фрески новодевичьего монастыря фото

Спустя десять лет после взятия Смоленска Василий Третий, во исполнение своего обета, основал обитель в трех верстах от Кремля, в живописной излучине Москва-реки. Именно в том месте, где в 1456 году москвичи провожали в Смоленск чудотворную икону!
При Иване Грозном утвердился придворный статус монастыря. В стенах обители царь похоронил свою дочь – двухлетнюю царевну Анну. В 1564 году здесь появилась первая царственная инокиня – вдова младшего брата Ивана Грозного, великая княгиня Ульяна Палецкая (Удельная).
При Иване Грозном Новодевичья обитель пополнилась еще одной царственной инокиней – ей стала вдова убиенного сына Ивана Грозного, из-за которой, собственно, затеялась ссора отца и сына.

Постепенно общежительный образ жизни монастыря при царственных монахинях сменился на особножительный – приспособленный к обиходу высокородных инокинь.
Именно поэтому Новодевичий оказался самым приличествующим статусу вдовствующей царицы – Ирины Годуновой. Именно здесь царица-инокиня благословила своего брата Бориса Годунова на царство, здесь, в Смоленском соборе, патриарх Иов нарек Годунова царем и самодержцем.

Интересная мысль содержится в книжке о монастыре: в те времена для знатных и царственных особ уход из мира в монастырь не влек за собой больших изменений: жизнь в женской половине дворца мало чем отличалась от монастырского уклада. Царицы и царевны проводили дни за рукоделием и молитвами.

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Но была в истории монастыря монахиня, ставшая самой настоящей узницей – это была царевна Софья Алексеевна. Еще в бытность ее фактической самодержицей Руси, царевна Софья сделала Новодевичий монастырь главным местом царского богомолья. Софья Алексеевна сделала обитель на Девичьем поле своей загородной резиденцией и энергично занялась ее украшением. Деятельная царица укрепила и расширила стены и башни, обновила монастырские церкви. Могла ли себе представить «царь-девица», что именно в любимой обители окажется она в заточении?

После неудавшегося стрелецкого бунта молодой Петр поставил под стенами монастыря 193 виселицы, в течение пяти месяцев, до самой весны, висели на них трупы казненных стрельцов, державшие в руках челобитные с призывом стоять за царевну.
При Петре монастырь перешел в ведомство Преображенского приказа, совмещавшего, как известно, функции министерства внутренних дел и министерства исполнения наказаний. Новодевичий превратился в «режимный объект».
Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Но до самой ее смерти в 1704 году ее почитали в монастыре великой госпожой, а в игуменской келье даже висел ее портрет «в орлех» — т.е. с царскими регалиями.

Петр поначалу в Новодевичий определил и свою нелюбимую жену Евдокию Лопухину, но после ее перевели под более сильный надзор — в Суздаль.

Сегодня в башне, служившей приютом Софье Алексеевне, находится выставка Богородичных икон, среди которых – весьма необычные.

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Еще одна тематическая выставка рассказывает о войне 1812 года в истории монастыря.

«Гроза двенадцатого года» имела страшные последствия для обители, хуже которых могло быть только полное разрушение монастыря. В самом начале сентября 1812 года в монастырь вошли французские войска. В монастыре был расквартирован один из полков, открыты склады провианта и фуража. 25 сентября монастырь осмотрел сам Наполеон. По его приказу в подвалах монастырских церквей разместили огромное количество пороха. В ночь на 9 октября монахиням отдали приказание оставить монастырь, но ни одна из сестер не покинула стены обители. Французские войска тем временем покинули Новодевичий. Монахини бросились в подвалы и еле-еле успели предотвратить ужасный пожар: уходя, французы подожгли монастырские строения. Самое страшное событие было предотвращено в подвале Смоленского собора: монахини успели погасить оконь, подбирающийся к пороховым бочкам.

Да, повезло монастырю. А вот Москва, как мы знаем, сильно пострадала. Здесь же, на выставке, обратили внимание на план Москвы: черным обозначены сгоревшие кварталы. А Наполеон изображен в виде дьявола-поджигателя.

фрески новодевичьего монастыря фото

После наполеоновского нашествия монастырь восстановил свое прежнее благополучие. На закате XIX века Новодевичий был лучшей столичной обителью, число монашествующих в нем достигало трехсот человек. Как и в давние времена, возобновились традиции богомолий. Можно упомянуть еще один изложенный в нашей книге о Новодевичьем монастыре факт: московская улица Пречистенка так называется именно потому, что по этой улице царский обоз на престольные праздники двигался в сторону монастыря на молебны Пречистой Богородице.

фрески новодевичьего монастыря фото

Страшные времена пришли в монастырские стены сразу после революции. Представителям новой власти удалось то, чего не мог от монахинь добиться Наполеон: сестер разогнали, а в монастыре разместились двести курсантов Наркомата просвещения, авангард «культурной революции». «Монастыря нет – есть домовый комитет», — с грустной иронией констатировала бывшая настоятельница, игумения Вера (Победимская).

В этих условиях то, что в 1926 году в монастырь переехал Государственный музейный фонд, можно было считать настоящей удачей. Даже несколько бывших монахинь устроились в него работать хранителями, уборщицами и даже реставраторами.

Служба в монастырских церквях возобновилась в годы Великой Отечественной войны.

Но считать монастырь возродившимся к новой жизни можно лишь начиная с 1994 года. И огромная роль в этом принадлежит игуменье Серафиме – в миру Варваре Васильевне Черной.
Судьбе этой удивительной женщины посвящена еще одна тематическая выставка в Новодевичьем.

Это была потомственная дворянка, мать ее стала монахиней, а дед был архиереем Серафимом – священномучеником нового времени, расстрелянным на Бутовском полигоне в 1937 году.
Варвара Васильевна, всю жизнь будучи глубоко религиозным человеком, при этом была видным ученым в области химической технологии и даже занимала руководящие посты на московском заводе «Каучук».

фрески новодевичьего монастыря фото

Сегодня Новодевичий монастырь включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На мой взгляд, посетителей притягивает мощный пласт истории, с которой ты соприкасаешься самым тесным образом. Здесь находятся могилы героев войны 1812 года, усыпальницы декабристов, ученых и поэтов.

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

фрески новодевичьего монастыря фото

Через стену от монастыря расположено чуть ли не самое значительное кладбище в российской истории. Мы помнили интересную и познавательную экскурсию по некрополю Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, поэтому после некоторого колебания решили отправиться и на Новодевичье кладбище.

Сразу оговорюсь, что этичность подобного рода экскурсий у меня под большим вопросом, но, тем не менее, если относиться к кладбищу как к памятнику истории и определенному культурологическому феномену – то почему бы и нет? Главное, чтобы посещение не превращалось в развлекательно-увеселительные прогулки, как нам несколько раз показалось, глядя на некоторых посетителей.

По кладбищу экскурсоводы (вполне себе приятной наружности, что музейные работники) водят небольшие группки. Встретились даже несколько иностранных групп – китайцев, в основном. Судя по подслушанным у русскоязычных гидов обрывкам рассказов – мы, возможно, зря отказались от их услуг, решив ограничиться купленной за 100 (150?) рублей схемой захоронений, чтобы не блуждать среди могил.
Перечисление имен всех великих и просто оставивших свой след в истории людей займет слишком много времени, да и не нужно это. Ограничусь только своими скромными соображениями.

Конечно, без мистики такое место, как кладбище, не обходится. И самая, на мой взгляд, мистическая история связана с надгробным камнем «Голгофой», «породнившим» двух самых мистических русских писателей – Гоголя и Булгакова.

Если кто не знает, или знал, но забыл, — в двух словах остановлюсь на этой еще в институтские годы потрясшей меня истории.
Николай Васильевич Гоголь после кончины был погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря. На его могиле была установлен простой бронзовый крест и надгробная плита из черного мрамора, с начертанными на ней словами Священного Писания – цитатой пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся». Позднее Константин Аксаков, сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – друга Гоголя, установил на могиле массивный камень из морского гранита. Камень, прозванный «Голгофой», был специально привезен из Крыма под основание креста на могиле писателя. На камне, по решению друзей, была высечена уже другая строка – из Евангелия: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
В 1909 году, во время реставрации захоронения, на могилу был добавлен саркофаг и чугунная ограда.

В 1931 году, когда в результате реконструкции Москвы был закрыт Свято-Данилов монастырь, состоялся перенос праха видных общественных деятелей с разоряемого монастырского кладбища. Останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище (не без скандалов – по многочисленным слухам, поползшим после эксгумации, череп писателя был повернут по отношению к телу, что давало основания утверждать о пребывании несчастного в состоянии летаргического сна на момент похорон; по другим версиям, черепа и вовсе не было обнаружено).

После эксгумации ограда и саркофаг с могилы на кладбище Свято-Данилова монастыря также были перенесены на Новодевичье кладбище, но крест был утерян, а камень за ненадобностью был отправлен в кладбищенскую мастерскую.

Спустя два десятилетия затерявшаяся Голгофа была случайно обнаружена вдовой Михаила Булгакова – Еленой Сергеевной. Камень занял свое место на могиле Булгакова, бывшего, как известно, почитателем таланта Гоголя. Фраза Михаила Афанасьевича «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!» в контексте этих событий приобретает какой-то сверхъестественный смысл.

А вот завещание Гоголя – не устанавливать над его останками памятника — было нарушено: в 1957 году на могиле писателя был установлен бюст на мраморном постаменте с надписью: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Страшная суконная серость его настигла-таки…
По случайному ли стечению обстоятельств (хотя, кто теперь поверит в случайность?), но могилы двух писателей находятся в нескольких шагах друг от друга:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *