фролова е а история политических и правовых учений

История политических и правовых учений. Учебник

Возрастное ограничение:0+
Жанр:Юридическая
Издательство:Проспект
Дата размещения:06.07.2017
ISBN:9785392259588
Язык: фролова е а история политических и правовых учений
Объем текста:626 стр.

Формат:
epub

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 2.
Политические и правовые учения в Древней Греции

1. Введение

К середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершился переход к рабовладельческому строю. Отмечается рост городов, развитие морской торговли, здесь царит дух торговой предприимчивости, что влияет на дифференциацию в обществе. Древние знатные фамилии оттесняются на задний план, демократии и тирании создают условия для развития индивидуальных сил. Первые философы были отчасти и законодателями, и людьми положительной науки. Они пытаются вывести все сущее из первоосновы. С этими представлениями возникающая наука имела общий предмет исследования. Наука так же задает вопрос о первом начале всего сущего, но она ставит этот вопрос уже не в форме мифа, а в форме рассудочного мышления. Наука стремится определить материю, которая пребывает неизменной при всяком изменении вещей. Первые построения мыслителей были философией природы, ее первоначало — материя.

В античной Греции не сложилось централизованного государства. Государство было представлено в виде полиса (город с прилегающей местностью). В зависимости от того, кто находился у власти, государства принимали форму или аристократии (Спарта) или демократии (Афины) или переходного правления тиранов. Полисы объединялись в военно-политические коалиции и союзы (Афины возглавляли Морской союз, Спарта возглавляла Пелопонесский союз).

Постепенно полисная система приходит в упадок, во второй половине IV в. до н.э. полисы захвачены Македонией, во II в. до н.э. — покорены Римом.

В Афинах постепенно складывается демократический строй (насчитывалось 15 тысяч жителей), который достиг расцвета при Перикле — V в. до н.э. — «Периклов век», главным принципом которого явилась свобода речи. На этой основе возникают философские школы, изучающие окружающий мир, место человека в этом мире.

2. Философские школы

Гераклит — оригинальный мыслитель, сильная сторона которого заключалась в гениальной интуиции, а не в специальном научном исследовании. Он повлиял на последующее время: на Платона и Аристотеля, на натурфилософию стоиков, разрабатывавших учение о Логосе; Гегель и Лассаль также не избежали мудрости Гераклита. Гераклит не основал школы, но последователи его философии имелись. Наибольшую известность получил Кратил (по его имени назван один диалог Платона), утверждавший, утрируя своего учителя, что даже один раз нельзя войти в одну и ту же реку.

Систематическое обоснование идеи как единого бытия дал Парменид, глава элейской школы философии. По его учению, к истине ведут не чувства, которые свидетельствуют о множественности и изменении вещей, а разум или мышление. Мыслить можно только сущее. Мышление и бытие одно и то же. Оно возвышается над пространством и временем, несоздано, неразрушимо, неуничтожимо, неподвижно, вечно.

Мышление чистыми понятиями требовало дальнейшей разработки; эти задачи выполнил, в первую очередь, ученик Парменида, Зенон. Аристотель видел в нем создателя диалектики. Зенон исходил из предположения бесконечной делимости пространства; его примеры с Ахиллом и черепахой, летящей стрелой имеют ту заслугу, что указывают на софистичность, которая привлекала внимание более глубоких мыслителей — Платона и Аристотеля, Спинозы, Лейбница, Гегеля.

В гераклитовском процессе вечного генезиса лежит исток софистического сомнения во всем существующем и все эволюционистское мышление. Элеаты искали то, что пребывает в вечной смене явлений, и таким образом выступили основоположниками идеи закономерности. Позднейшие натурфилософы, особенно Анаксагор и Эмпедокл стремились примирить элеатский принцип бытия и гераклитовский генезис и являются ступенью между натурфилософией и атомизмом.

Анаксагор перенес философию в Афины, куда переселился ок. 463 г. Друг Перикла и других выдающихся людей, он оказал в течение трех десятилетий большое влияние на умственную жизнь. Держась вдали от общественной деятельности, он сосредоточился всецело на теоретических изысканиях. Вместе с Эмпедоклом, Парменидом и Гераклитом Анаксагор различает несовершенное восприятие от более совершенного мышления. Каждый индивид обладает познанием настолько, насколько содержится в нем материи мышления.

В середине V столетия постепенно все заметнее становится стремление освободить первоосновы мира от материальной составляющей. Но у Анаксагора эта материя не может возвыситься до чистого мысленного бытия. Эту задачу выполнил замечательный мыслитель Демокрит.

Демокрит видел в развитии разума единственную цель, к которой стоит стремиться. Он был знаком с философиями Пифагора, Парменида, Зенона, Анаксагора, Протагора. Его взгляды противоположны софистам: «Кто охотно противоречит и говорит много слов, тот неспособен научиться чему-либо правильному». Аристотель упоминает о нем 78 раз и всегда с уважением, несмотря на то, что он был его противником. Стиль Демокрита Цицерон считает не уступающим стилю Платона.

Этическими вопросами Демокрит занимался обстоятельнее своих предшественников. Ему приписывается более 230 фрагментов этического содержания, представляющих короткие моральные сентенции. Регуляторами поведения, согласно Демокриту, являются удовольствия. Но не в чувственном понимании, а как хорошее настроение души, внутреннее богатство духа, невозмутимость. Рационализм философа заключается в том, что он возвышается до идеи единого общего для всех людей блага и общей истины, принципиально отличных от приятного. Чувственные ощущения склоняются перед господством нормы и закона. Нравственность заключается в состоянии души, в господстве разумного начала. Например, несколько принципов нравственности Демокрита: «Добро заключается не в том, чтобы не делать несправедливого, а в том, чтобы и не хотеть его делать»; «хорошее управление государством должно считать важнее всего»; «перед мудрецом открыта каждая страна, ибо родина благородной души — весь мир»; «дружба одного разумного, ценнее дружбы всех глупцов»; «благородно спокойно сносить ошибки других». В государственной жизни Демокрит требует строго порядка и подчинения закону.

Ценные идеи философии этого времени относятся в основном к пониманию природы. В середине V столетия направление философии меняется — от природы интерес мыслителей переходит на человека; греческую философию этого времени специалисты часто называют антропологической.

3. Политические и правовые взгляды софистов

В середине V в. до н. э. философия из замкнутых кружков выходит на арену общественности Эллады. Отмечается подъем национального духа после победоносного отражения персидского нашествия. Афины становятся «школой эллинского образования» (Фукидид). Крепнет демократия, все сильнее становится стремление к образованию. Всем, кто хотел приобрести политическое и социальное значение, нужны уже не только благородное происхождение, личная храбрость и честность характера, но и искусство речи и теоретическое образование. Умение хорошо говорить давало победу в совете, народном собрании и заседаниях суда.

Термин «софист» первоначально означал «мастера своего дела», человека, выдающегося в какой-либо области. Но с середины V столетия название софист применяется к тем, кто, странствуя по городам, обращается ко всем и за плату преподает красноречие, практическую жизненную мудрость и государственное искусство. Они предлагали юношеству обучать «правильно мыслить, говорить и поступать во всех случаях общественной и частной жизни». Отрицательный смысл слова «софист» нельзя распространять на старшее поколение софистов, которые пользовались большим уважением у образованных людей (Протагор).

По традиции различают старших и младших софистов.

К старшим софистам (V в. до н.э.) относят Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта.

Протагор — наиболее значительный из софистов старшего поколения, ученик Демокрита, назвал себя первым софистом. Странствовал, долгое время провел в Афинах, где приобрел в образованных кругах своих сторонников, высоко ценился Периклом и Эврипидом. Его сочинения касаются в основном этики, права, политики, педагогики, но из источников дошло всего 20 строк, остальное мы узнаем из диалогов Платона.

Согласно его взглядам, отношения не могут быть постоянны: все течет, все изменяется. Знаменитое положение Протагора гласит: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они суть, несуществующих, что они не суть». В его основе — человек в каждую минуту своего бытия со своими меняющимися представлениями и ощущениями. Протагор утверждает, что нет общеобязательных истин (одна и та же еда кажется больному и здоровому человеку противоположной, но мнение каждого справедливо).

Согласно известному «Мифу о Прометее» Прогагора, Зевс поручил богам наделить человека политическими добродетелями, чтобы люди могли создать общество и государство. Гермес по распоряжению Зевса наделил всех людей чувством стыда и справедливости (правды). Из этого следовало, что каждый человек имеет качества, необходимые для участия в управлении государством. Протагор утверждал, что справедливости можно научиться: «Добродетель — дело наживное». Вечных законов нет, право есть то, что решило государство. Коль скоро все люди причастны к справедливости, все должны управлять государством. Протагор стремился научить людей мудрой предусмотрительности, предвидению последствий, политическим отношениям. В 443 г. он по поручению Перикла составил проект законов для новой колонии Афин (Турии).

Протагор указал на субъективность и границы человеческого познания. Однако он не предложил критерия объективного познания. Он нападал на математику, так как считал действительным только то, что непосредственно дано в восприятии. Его подход во многом способствовал тому, что стало отрицаться общеобязательное познание.

Горгий — преемник Протагора. В физике и натурфилософии примыкал к Эмпедоклу, но свое призвание нашел в преподавании и практике красноречия. По сравнению с философски настроенным Протагором Горгий скорее ритор. Им были высказаны три знаменитые положения: 1. Ничего не существует. 2. Если бы что и существовало, то оно все же было бы недоступно для человека. 3. Если бы оно и было доступно человеку, то его нельзя было бы выразить словами и передать другому.

Если для Протагора всякое мнение было одинаково истинно, то Горгий объявил всякое мнение ложным. Эта позиция Горгия делает невозможным какую-либо науку, поэтому его называли в науке «нигилистом».

Горгий показал относительность моральных предписаний, он выделял добродетель мужчин и женщин, свободного и раба, для каждого рода занятий. Справедливость поступков предлагалось оценивать из конкретных условий времени и места и др.

Софисты полагали, что законы выражают высшую справедливость, на которую не может претендовать ни один человек; закон есть выражение «взаимной справедливости» (Протагор). Гиппий утверждал, что закон есть «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться». По мнению Антифонта, закон есть результат соглашений; справедливость состоит в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином». Он высказывал идеи различения искусственных законов и природы, в которой все происходит по необходимости.

Некоторые софисты (в том числе младшие — Алкидаманд) считали, что природа всех создала равными, рабство не создано природой. «По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы», — рассуждал Антифонт. Ликофрон полагал, что все люди созданы равными, благородных нет; источником рабства является военный плен.

Основываясь на этих немногочисленных высказываниях сложно сказать, выступали ли софисты против рабства, скорее, это была критика привилегий аристократии.

В первой половине IV в. до н.э. софистика вырождается в область риторики и теории доказательств.

Младшие софисты (Алкидаманд, Ликофрон, Калликл, Продик, Гиппий) изучали не столько философские проблемы, сколько психологические приемы давления (быстро говорить, перебивать собеседника). Это приводило к пустым словопрениям (эристике), рассчитанным на эффект, запутывающим собеседника ложными умозаключениями («софизмами») (Платон «Кратил», Аристотель «О неправильных софистических умозаключениях»).

Интересы софистов в большей степени направляются на внешнюю славу и выгоды, на риторическое искусство спорить, чем на серьезные размышления. Ими отрицались высшие начала нравственности.

Они в еще большей степени подвергали сомнению все, что было прочного в науке и нравственности, праве и государстве. То, что по природе обладает вечным и неизменным значением, противостоит тому, что установлено преходящими положительными законами (по свидетельству Платона, впервые это противоположение встречается у Гиппия, по сути: закон — тиран для человека и побуждает ко многому, противному природе).

Младшие софисты выражали достаточно радикальные идеи. Справедливо только то, что исходит от природы; законы, созданные человеком, имеют условную ценность и изданы в интересах тех, кто их выработал, т. е. в интересах властителей. Не всегда соблюдение закона делает человека счастливым, наоборот, счастье чаще достигается, если вести жизнь, не обращая внимания на закон (диалог «Горгий» Платона).

История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

фролова е а история политических и правовых учений

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу «История политических и правовых учений. Учебник» (Фролова Е.А.) охраняются законодательством!

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Фролова Евгения Антоновна

Книга «История политических и правовых учений. Учебник»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Рекомендовано Советом по правоведению

Учебно-методического объединения университетов России

в качестве учебника для юридических вузов

Воротилин Е. А., канд. юрид. наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3), гл. 25 (§ 5), гл. 26 (§ 1—4, 6—9);

Лейст О. Э, докт. юрид. наук, профессор — гл. 1, 4 (§ 3—5), гл. 5, 6, 9, 10, 13, 14 (§ 5, 7, 8, § 6 в соавторстве с Е. А. Воротилиным), гл. 16, 17 (§ 4), гл. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25,(§ 1—4, 6, 7), гл. 26 (§ 10), Заключение;

Мачин И. Ф, канд. юрид. наук, доцент — гл. 27;

Струнников В. Н, докт. юрид. наук, профессор — гл. 12, 15, 26 (§ 5);

Томсинов В. А, докт. юрид. наук, профессор — гл. 7, 8, 11;

Фролова Е. А., канд. юрид. наук, доцент — гл. 24.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений — необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась «История политических учений» (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — «История философии права» (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге — профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: «История политических учений», «История учений о государстве и праве», «История политических и правовых учений».

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени — становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640—1649, 1688, 1776, 1789—1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.

В учебной программе курса «История политических и правовых учений» указаны произведения политических мыслителей — основные источники, рекомендуемые студентам и слушателям для самостоятельного изучения.

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Источник

История политических и правовых учений. Учебник

Возрастное ограничение:0+
Жанр:Юридическая
Издательство:Проспект
Дата размещения:06.07.2017
ISBN:9785392259588
Язык: фролова е а история политических и правовых учений
Объем текста:626 стр.

Формат:
epub

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 20.
Политические и правовые доктрины в Западной Европе и США в XX в.

1. Введение

В XX в. продолжалось развитие гражданского общества: усложнялись общественные отношения, возникали новые социальные явления, требующие правового признания. Теоретики права доказывали, что право — шире закона; правовая материя включала исследования «идеи долженствования» (неокантианство), право понималось как средство осуществления социальных функций (солидаризм), как чувства, эмоции индивида (психологизм). В рамках школы «свободного права» устарелость юридического позитивизма подчеркивалась юристами-отраслевиками по гражданскому, уголовному, процессуальному, государственному, административному праву. Они призывали искать право в жизни, в общественных отношениях, выступали против «слепого буквоедства догматики».

Перед теоретиками и философами права встала задача разработать новое учение о праве, в основе которого лежали бы метаюридические понятия, позволяющие оценивать право шире закона, создать широкую концепцию права. В Германии, Автро-Венгрии (Канторович, Эрлих, Фукс), во Франции (Жени) наметилось движение в обоснование поиска «свободного права». Его представители утверждали, что закон не является единственным источником права — право надо искать в жизни, в общественных отношениях. К этому подходу примыкали сторонники возрожденного естественного права, отождествлявшие понятия право и правовое сознание.

Большое значение в юриспруденции этого времени уделялось деятельности судей; на уровне теории было показано, что вынесение конкретных решений подчинено не только правилам логики (построение силлогизма), но и чувствам, эмоциям, интуиции юристов, что однако не означало отрицания ими законности и законов. Именно школа «свободного права» подготовила становление психологической и социологической теорий права.

2. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги

Идеи солидаризма широко распространялись на рубеже XIX–XX вв. Взгляд на общество как на единое целое, который определил теоретическое основание солидаризма, противостоял индивидуализму и коммунизму. Критика представителями солидаризма субъективных прав разъединяла их с теоретиками индивидуализма; солидаристы выступали с идеей классового взаимодействия, они не призывали к уничтожению класса буржуазии, т. е. тех основополагающих идей, с которыми выступали коммунисты.

Попытка создать на основе идеологии солидаризма политическую и правовую концепцию была предпринята Леоном Дюги (1859–1928 гг.) — профессором конституционного права, деканом юридического факультета в Бордо. Широкую известность ему принесли работы «Государство, право объективное и положительный закон» (1901), «Право социальное, право индивидуальное и преобразование государства» (1908), «Курс конституционного права» (1911), в которых он изложил концепцию солидарности.

Следуя О. Конту и Э. Дюркгейму Дюги писал, что общественное разделение труда приводит к образованию классов, каждый из которых выполняет социальную функцию. Связь и отношения между классами основаны на их солидарности, которая является и фактом, и нормой.

Дюги формулирует социальную норму следующим образом: «Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах». Норма солидарности предписывает каждому индивиду и классу выполнять свою социальную функцию, а все споры и противоречия решать соглашениями и компромиссами. Эта норма стоит выше государства и положительных законов, которые необходимы только для осуществления нормы солидарности. Дюги концептуально противостоит доктрине юридического позитивизма. По учению Дюги, законы, не соответствующие норме солидарности, «как бы не существуют». Французский юрист полагал, что многие отношения и институты не вмещаются в «узкие заплесневелые рамки старой юридической техники», поэтому он с одобрением относился к тем судебным решениям, которые, даже вопроки текстам, соответствовали общественной солидарности.

Кроме этого, учение Дюги идейно противостояло теории классовой борьбы. «Преступлением является проповедовать борьбу классов, и я думаю, — замечал он, — что никоим образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов».

Дюги не разделял идеи государственного социализма. «Если бы восторжествовала коллективистская доктрина, она бы даровала государству власть еще более могущественную, чем та, которой одарила его революция; это было бы равносильно уничтожению личности и возврату к варварству», — писал французский правовед.

Дюги выступал с идеей мирного, ненасильственного движения синдикализма, задача которого состоит в поиске компромиссов между трудом и капиталом. Этой цели служат профессиональные объединения лиц, выполняющих однотипную работу и потому относящихся к определенным классам. Он отмечал широкое развитие синдикалистского движения как характерную черту XX в. В итоге, утверждал Дюги, будет создана федерация классов, организованных в синдикаты, отношения между которыми будут выстраиваться на взаимовыгодных соглашениях.

Дюги выступил с критикой идеи равенства и естественных прав человека: люди по своей природе не равны, поэтому они должны иметь разные социальные статусы и юридические состояния.

Дюги не признавал понятие субъекта права. «Мы обладаем весьма ясным сознанием того, что индивид — не цель, а только средство, что индивид есть не более как колесо той огромной машины, какой является социальный организм, что смысл существования каждого из нас заключается только в выполнении известной работы в деле социального строительства», — писал французский юрист. Вслед за Контом Дюги не разделял понятие прав человека и призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции, которая тождественна обязанности «исполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма».

Согласно теории Дюги, индивид не имеет никакого права — он имеет только социальные обязанности. Что касается собственности, то она представляет собой не субъективное право, а обязанность «свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника». Дюги обосновывал необходимость частной собственности капиталиста: «Капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий. Капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию; я отрицаю его субъективное право собственности, но признаю его социальный долг». При этом Дюги рассматривал капиталиста-собственника как рантье (не организатор производства); его социальная функция состоит в том, владеть капиталом и рисковать им, вкладывая в различные проекты.

Что касается государства, то, по учению Дюги, оно не должно быть властью одного какого-то класса (буржуазии или пролетариата), поскольку господство одного класса над другим противоречит социальной солидарности. Государство, полагал он, вообще не должно командовать обществом, а должно стать системой общественно-полезных служб, выполняющих социальные функции.

Дюги критиковал теории либеральных государствоведов (Эсмен, Еллинек), отвергал теории общественного договора, народного суверенитета. «Мистическое преклонение перед волей большинства», рассуждал он, является основой деспотизма. Правовым основанием государственной власти Дюги считал осуществление социальной солидарности и выступал с идеей положительных функций государства. Социализация права, за которую ратовал правовед, предполагает принятие законов о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и др.

Французский правовед критиковал традиционные институты парламентаризма; он отмечал, что закон выражает не всеобщую волю, а волю нескольких человек, голосующих в парламенте. Дюги предлагал реформировать государственный строй Франции. Палата депутатов должна избираться по пропорциональной системе; Сенат должен стать представительством синдикатов; это будет «высший трибунал, составленный из представителей всех классов поровну и призванный судить о законности закона».

Учение Дюги оказало значительное влияние на развитие политико-правовой идеологии. В России его идеи воспринял М. М. Ковалевский; на теорию «социальных функций» ссылались А. Гойхбарг, Н. Вольфсон и другие советские юристы. Идея синдикалистского (корпоративного) государства была усвоена фашистской партией Италии и воплощена в «Хартии труда» (1927). К некоторым идеям корпоративного государства склонялись (при режиме Франко) испанские фалангисты, рассматривавшие государство как совокупность публичных служб, выполняющих социальные функции. Использование отдельных идей Дюги этими режимами надолго скомпрометировало теорию корпоративизма и социальной солидарности. Вместе с тем в последнее время идеи Дюги, сторонника свободного предпринимательства и частной инициативы, отстаивающего понимание государства как системы публичных служб, обслуживающих общество, получают все более широкое признание в связи с задачей социализации гражданского общества и развития социального партнерства.

3. Школа «свободного права». Е. Эрлих

На рубеже XIX–XX в. специалисты-отраслевики по гражданскому, уголовному, государственному праву выступили с критикой формально-юридического позитивизма. Они не считали, что данная методология устраняет пробелы в праве, поскольку законом нельзя предусмотреть все возможные правовые ситуации и призывали искать право в общественных отношениях. Согласно их подходу, писаное право носит абстрактный, безличный и схематичный характер, в то время как жизнь конкретна, разнообразна и изменчива. Право нельзя сводить только к текстам закона.

Сторонники такого подхода к пониманию права считали необходимым разработку широкой правовой концепции, выходящей за рамки «слепого буквоедства догматики». Они полагали, что закон является только планом будущего желательного правопорядка, не все действующее право выражено в писаных нормах, закон не является единственным источником права. Юристы этого направления считали необходимым искать право в жизни, в справедливости, в реальных общественных отношениях; в право должны быть включены «жизненные интересы», «фактические отношения», «обычаи оборота» и др. Поэтому большое значение они придавали деятельности судей, которые занимаются «свободным нахождением права». Однако это не означало отрицание режима законности: основным признавалось решение по закону (intre legem), при пробелах — кроме закона (praeter legem); решения против закона (contra legem) допускались только в качестве исключения.

Известным представителем школы «свободного права» был австрийский правовед, основатель научной дисциплины социологии права Ойген (русифицированное — Евгений) Эрлих (1862–1922 гг). Он родился в г.Черновцы (Буковина). Учился два года на юридическом факультете в Львовском университете, в 1881 г. перевелся на юридический факультет Венского университета, который окончил в 1883 г. Вначале Эрлих планировал карьеру адвоката по гражданским делам, однако во время учебы он решил посвятить себя научным исследованиям и после защиты диссертации «О молчаливом волеизъявлении» (1894), получает должность приват-доцента римского права в Венском университете, некоторое время (1893–1896) совмещая преподавание с адвокатской деятельностью. В 1896 г. он получает должность профессора (сначала экстраординарного, с 1900 г. — ординарного) римского права в Черновицком университете (императорском университете Франца-Иозефа города Черновцы). В том же 1896 г. Эрлих возвращается в Черновцы, в Буковину, принадлежащую тогда Австро-Венгерской империи. Атмосфера региона, где Эрлих провел большую часть своей жизни, оказала влияние на формирование его концепции. Буковина была населена русскими, украинцами, румынами, венграми, словаками, евреями, цыганами, рутенами, австрийцами. Эрлих замечал, что имперское право не оказывало большого влияния на правовую жизнь этого региона, значительная часть которой регламентировалась обычным правом национальных и территориальных общин: «Даже беглый взгляд на правовую жизнь данного региона убеждает, что в повседневной практике каждого из названных народов действуют совершенно разные юридические правила». Этот факт побудил Эрлиха в рамках нового учебного курса по живому праву «поднять вопрос о живом праве девяти народов, населяющих Буковину».

Эрлих интересовался современным общим правом, историей римского права (времен первой республики). Ему принадлежит ряд работ по гражданскому праву, однако наибольшую известность ему принес фундаментальный труд «Основы социологии права» (1913), в которой автор призывал изучать «живое право».

История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

фролова е а история политических и правовых учений

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу «История политических и правовых учений. Учебник» (Фролова Е.А.) охраняются законодательством!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *