функции методов обучения классификация методов обучения
Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения
· практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
· наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
· словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
· работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
· видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
· объяснительно-иллюстративные методы; репродуктивные; методы проблемного изложения; частично поисковые методы; исследовательские.
Бинарные классификации. Методы преподавания: информационный; объяснительный; объяснительно-побуждающий; побуждающий.
Им соответствуют методы учения: исполнительный; репродуктивный; частично-поисковый; поисковый.
· По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.): методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
Выбор методовне произволен, его определяют следующие факторы:
1. Цели и задачи обучения.
2. Содержание и методы определенной науки и темы.
3. Принципы обучения и позиция преподавателя.
4. Учебные возможности обучающихся.
7. Возможности преподавателя.
Таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения
Типы уроков
Комбинированный или смешанный урок
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса, в этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Сегодня возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения,а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач. Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (предварительно наученных эту работу осуществлять), а это, в свою очередь, в какой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником. Преподаватель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными обучающимися индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока. На каждом урока преподаватель чему-то обучает всех, а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы обучающихся по очереди). Обучающиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем, с преподавателем индивидуально, и самостоятельно под его руководством.
Урок усвоения новых знаний обучающимися
Действия обучающихся на учебном занятии усвоения новых знаний
На уровне ознакомления: определить, подобрать, рассортировать, описать, дать определение, назвать, идентифицировать
На уровне освоения основ: выявить, подвести итоги, различать, отличать, дать обзорное описание.
На уровне овладения: дополнить, применить, упорядочить, собрать, составить, создать, сравнить, завершить, переделать, модифицировать, сконструировать, рассчитать, вычислить, провести, упростить, найти, соотнести, перевести, предугадать, упростить, оценить, систематизировать, обговорить, отрегулировать, диагностировать, отредактировать, проверить, критиковать, иллюстрировать, формулировать, дать совет.
Урок закрепления знаний
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Конструкция урока позволяет включать обучающихся в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления обучающимися заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. На этом уроке обучающиеся, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На таких уроках превалируют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам. Деятельность преподавателя специфична: спланировав работу обучающихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Урок повторения
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое повторение, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.
Сущность, функции и классификация методов обучения.
Методы обучения делят на общие и специальные. Под общими в современной педагогике принято понимать методы, применяемые в школе при изучении различных учебных предметов. Специальными считают применимых при изучении отдельных дисциплин.
Внешнюю сторону методов обучения характеризуют различные способы их проявления в учебной деятельности учителя и учащихся, по которым можно непосредственно наблюдать. Эта сторона метода может быть описана различными аспектами:
— Словесная форма представления учебной информации учителем и устная форма воспроизведение знаний учащимися;
— Зрительная форма представления учебной информации посредством использования наглядных пособий;
— Разнообразные практические работы учащихся как форма обмена информацией между теми, кто учит, и теми, кто учится;
— Различные внешние приемы, использует учитель для повышения эффективности обучения учащихся (педагогическая техника, культура речи, педагогический такт и т.п.).
Внешние стороны метода обучения отражают определенные внутренние проявления. Внутренняя сторона метода обучения составляет его сущность. Ее можно наблюдать снаружи. Сюда относятся следующие моменты:
— Целеустремленность преподавания и учения;
— Содержание обучения, которым определяются методы;
— Процесс логической мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, индукция);
— Психологическая сторона метода, органически присуща ему.
Метод реализуется через совокупность приемов. Приемом называют структурный компонент метода. Одни и те же приемы могут быть составными различных методов.
В современной педагогике не существует единого подхода к классификации методов обучения. Приведем некоторые из существующих подходов:
Теоретически оптимальной могла бы быть только такая классификация, которая бы включала бы все существенные признаки дидактических методов. Наиболее соответствует таким требованиям классификация, представлена Ю.К.Бабанським.
Названа классификация проведена на основе деятельностного подхода. В ней выделены три группы методов на основе определения основных компонентов процесса обучения во взаимосвязи преподавания и учения:
1) организация и осуществление процесса обучения,
2) стимулирование и мотивация процесса обучения;
3) контроль и самоконтроль. Охарактеризуем данные группы методов.
И подгруппа: По источнику информации и способом ее восприятия
1. К словесным методам обучения относят рассказ, лекцию, беседу т.д..
1) научная и практическая достоверность материала,
2) логическая последовательность в преподавании материала,
3) четкость и доказанность в преподавании;
4) образность и эмоциональность преподавания,
5) ясность и правильность речи, ее доступность пониманию учащихся.
Для лучшего восприятия и усвоения материала лекции следует соблюдать следующие требования:
1) четко формулировать тему лекции, ее цель и план,
2) преподавание следует вести в таком темпе, с применением таких приемов, при которых учащиеся могли делать выборочные записи,
3) лекция может сопровождаться демонстрацией или иллюстрированием наглядных пособий (картин, диапозитивов и т.п.);
4) характеризуется четко очерченными выводами.
2. Наглядные методы обучения делятся на две большие группы: методы иллюстрации и методы демонстрации.
3. Практические методы. Главным признаком методов этой группы является воспроизводящая учебно-познавательная деятельность учащихся. К ним относятся: метод упражнений, лабораторный метод, производственно-практический метод т.п..
Лабораторный метод. Лабораторные работы представляют собой один из видов исследовательской самостоятельной работы учащихся, проводится по заданиям учителя в специально приспособленном для проведения опытов помещении (лаборатории) с целью изучения в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования.
Производственно-практический метод. Цель этого метода деятельности учащихся заключается в создании реальных ценностей.
Подгруппа «По логике передачи и восприятия учебной информации»
Данная группа методов состоит из индуктивных и дедуктивных методов обучения, которые дают возможность осознать логику воспроизведение содержания учебного материала.
Использование индуктивного метода предусматривает преподавание учебного материала от конкретных фактов, демонстрации опытов к его постепенному теоретического обобщения (определения основных понятий темы, формулировки правил, законов и т.д.). Положительной стороной данного метода является возможность подачи материала путем совместных размышлений. Но такой подход к изучению определенной темы требует много времени и ограничивает развитие абстрактного мышления.
Дедуктивный метод предполагает изложение общих теоретических положений, на основе которых проходит конкретизация задач изучаемой. Дедуктивный метод обеспечивает систематический и логическое изложение учебного материала, тесная взаимосвязь различных элементов знания в его системе. Такое построение учебного процесса способствует усвоению учащимися знаний общего и абстрактного характера.
К этой группе относят также методы учебного анализа, синтеза, аналогии, выявление причинно-следственных связей, закономерностей и т.д..
Подгруппа «По степени самостоятельного мышления учащихся при усвоении знаний»
Методы этой группы выделяются на основе оценки степени творческой активности учащихся в ходе учебного процесса.
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления приводит к активному восприятию учебной информации и ее запоминание, но такой подход к построению учебного процесса ограничивает формирование у учащихся самостоятельности, навыков поисковой деятельности.
Частично-поисковый метод обучения. Этот метод требует от учащихся высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Существенным здесь является тот момент, что задача эвристического характера ученики выполняют не полностью от начала и до конца, а лишь частично, на отдельных этапах.
Подгруппа: По степени руководства учебной деятельностью
Подгруппа: Методы стимулирования интереса к учению
Создание ситуации успеха в обучении предусматривает подбор для учащихся ряда задач возрастающей сложности, дифференцированную помощь и др..
Подгруппа: Методы стимулирования долга и ответственности в учении
— Формирование понимания школьниками личностной значимости обучения;
— Выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей;
— Гуманное наказание, которое требует глубокого знания ребенка, его реальных возможностей и др..
Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении (III группа методов обучения)
Применение методов контроля и самоконтроля в обучении позволяет не только определять уровень обученности учащихся, а, главным образом, корректировать дальнейшую деятельность учителя (или самого ученика в случае применения методов самоконтроля).
Устный контроль осуществляется во время индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые последний показывает уровень усвоения им учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывает для краткого ответа тех или иных учеников.
Метод тестового контроля предполагает ответа ученика на тестовые задания, что позволяет за короткое время проверить знания определенного учебного материала учащимися всего класса. Однако такая проверка может выявить только знание фактов, но не способности, она поощряет механическое запоминание, а не работу мысли; требует много времени для составления программ.
Применение методов лабораторного контроля состоит в проверке умений пользоваться приборами, решать экспериментальные задачи, проводить опыты т.д..
Метод машинного контроля. Это метод выполнения программируемых упражнений на компьютере.
Методы самоконтроля. Это умение самостоятельно находить ошибки, недостатки, намечены способы их преодоления.
В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов, они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учеников и учителей.
Функции методов обучения:
1. Побудительная. Возбуждает у учащихся внутренний интерес к учебе, формирует положительные мотивы.
2. Образовательная (учебная). Есть основной. Предусматривает применение таких приемов управления учебной работой учащихся, которые способствовали успешному приобретению ими знаний, умений и формированию на этой основе убеждений.
3. Воспитательная. Акцентировать внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке природных и общественных явлений, моральных качеств и эстетической культуры, способствовать организации правильных взаимоотношений между учителем и учениками и между самими учениками.
4. Развивающая. Умственное развитие (осознание информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, аргументация).
5. Контрольно-коррекционная. Обеспечивает успешное осуществление всех других функций методов обучения.
Методы обучения в педагогике
Подробно рассказываем о методах обучения, их характеристике, функциях и роли в педагогике.
Сущность и содержание методов обучения
Методы обучения — это средства взаимодействия педагога и ученика. Упорядоченный комплекс двухстороннего взаимодействия направлен на достижение дидактических целей путем передачи информации (со стороны учителя) и усвоения полученных знаний и навыков (со стороны обучающегося).
Methodos (греч.) — путь к цели.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Правильно подобранный метод и качественное его применение обеспечивает достижение поставленной педагогической цели. Система или отдельно взятый метод в обязательном порядке должны иметь структуру, которая позволит выполнить все необходимые функции.
Функции методов обучения в педагогике
Классификация
Привести методы обучения к общей классификации невозможно, так как на них влияют постоянно меняющиеся факторы: исторически-переходящие, территориальные (потребности конкретного государства и его населения) и другие. Но в отечественной педагогике принято делить методы на три основные группы:
Словесные методы
Занимают доминирующее место среди методов обучения, позволяют максимально быстро предоставить обучающимся большой объем информации, активизируют воображение, память, ассоциативное и абстрактное мышление.
Объяснение — истолкование явлений, понятий, закономерностей. Преподносится в виде монолога, в ходе которого преподаватель доказывает какие-либо истины, отвечает на предметные вопросы, например, «почему так?», «что это такое?».
От объяснения требуется наличие следующих моментов:
Рассказ — последовательное изложение небольшого по объему материала. Различие с объяснением в том, что рассказ носит повествовательный характер и служит для сообщения обучающимся каких-либо фактов, примеров. В рассказе обычно описывают события и характеры литературных героев и исторических личностей, знакомят с понятиями и явлениями. Рассказ может применяться в совокупности с другими словесными методами.
В рассказе должны присутствовать:
Беседа — метод обучения путем диалога. Преподаватель выстраивает последовательную систему вопросов, приводит обучающихся к пониманию и усвоению новой информации. Наиболее распространенный словесный вид обучения.
Дискуссия — более развитая форма беседы, когда обе стороны — ученик и учитель — обмениваются своими точками зрения, основанными на уже хорошем уровне осведомленности в обсуждаемом вопросе.
Лекция — последовательное изложение фактов, событий, законов с элементами анализа. От рассказа отличается строгой научностью и емкостью полезной информации.
Лекционный формат обучения обязательно должен сопровождаться самостоятельной работой, в ходе которой ученики закрепляют полученную информацию и самостоятельно делают выводы, отвечают на вопросы, ищут новую информацию.
Семинар — одна из форм самостоятельной и общей закрепительной работы после лекции. В ходе семинара студенты сами предоставляют информацию для аудитории, преподаватель выставляет несколько вопросов для обсуждения, идет активный двухсторонний обмен.
Семинары требуют тщательной подготовки с обеих сторон: преподаватель заранее (за несколько дней) предоставляет план семинара ученикам, которые, в свою очередь, проводят самостоятельное изучение выдвинутой темы.
Во время семинара преподаватель настраивает аудиторию на дискуссионный формат, а ближе к концу подводит итоги, дает оценку выступлением учеников и рекомендует вопросы, над которыми следует еще поработать.
Экскурсия — действенный способ словесно-наглядного обучения путем обзорно-ознакомительного формата изложения информации.
Требования к экскурсии:
Наглядные
Усвоение материала в ходе наглядных способов обучения сильно зависит от предоставленных технических средств и наглядных примеров.
Иллюстрирование — наглядное обучение, в процессе которого теоретическая часть сопровождается графическими подтверждениями: картами, плакатами, зарисовками, таблицами и т. п.
Демонстрация — обучение, в котором обязательно присутствуют опыты, изучение реального обсуждаемого объекта, кинофильмы и т. п.
Требования от наглядных методов обучения:
Практические
Направлены на закрепление полученных знаний и поиск новой информации опытным путем.
Упражнения — многократное выполнение заданий с целью улучшения качества знаний.
Творческие работы развивают у студентов творческие способности. С помощью написания сочинений, эссе, рецензий, рефератов ученики углубляют свои знания, практикуют понятие самостоятельной работы.
Лабораторные работы — опыты, закрепление знаний с помощью самостоятельной работы (под руководством преподавателя) с использованием специальных инструментов, оборудования, техники.
Практические работы — основной вид закрепляющей самостоятельной работы, носят обобщающий характер и обычно проводятся в конце изучения какой-то крупной темы.
Репродуктивные
Изучение материала и развитие способностей воспроизводить полученные знания, то есть применять на практике.
Объяснительно-иллюстрационный — один из самых экономичных способов систематизированной передачи опыта. Действует по принципу «учитель преподносит информацию — ученик воспринимает информацию».
Репродуктивный метод — выполнение самостоятельной работы по данному образцу.
Продуктивные
Добыча знаний путем творческой деятельности.
Эвристический (частично-поисковой) и исследовательский методы восполняют отсутствие развития творческих способностей в репродуктивной группе.
Цель достигается путем постановки проблемных задач и их решения следующим образом:
Продуктивная группа имеет ряд особенностей, которые не позволяют использовать ее как основные методы обучения. Преподносить новую информацию следует репродуктивными методами, и только как дополнение использовать исследование и поиск.
Дедуктивный метод
Алгоритм индуктивного метода:
Дедуктивный и индуктивный методы не стоит использовать по отдельности, так как их плюсы взаимозаменяют недостатки обоих методов.
Методы контроля
Методы контроля могут существовать самостоятельно, но в абсолютном большинстве случаев они являются частью методов организации. В этом можно убедиться, еще раз обратившись к функциям различных организационных методов.
Методы стимулирования
Методы стимулирования обеспечивают лучшее усвоение знаний, так как в учебном процессе присутствует интерес и импульс со стороны ученика. Чаще всего стимуляция играет на личных качествах обучающихся, на их принципах и психических особенностях.
Современные методы обучения
Инновационные варианты обучения возникли из-за потребности не только передавать ученикам информацию, но и развивать в них сформированное творческое мышление, интерес, познавательную активность и самостоятельность.
Как и традиционные способы обучения, современные можно разделить на подгруппы:
Основное требование от современных методов — интерактивность. Именно часть взаимодействия между преподавателем и учеником и внутри групп обучающихся обеспечивает сохранение интереса к образовательному процессу.
Виды интерактивных современных технологий:
Современные способы обучения направлены не только на обучающую функции, но и на коммуникативную, релаксационную, психотехническую и другие, на которые не делается упор в классических методах.
Методы обучения в педагогике по ФГОС
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт классифицирует методы обучения немного другим способом:
Ведущая роль у преподавателя. Большую часть времени он излагает материал, общение с учениками проходит в форме опросов, письменных и практических работ.
Наименее эффективный способ, так как сохранить полное внимание и интерес со стороны обучающихся практически невозможно. Однако пассивные методы имеют и свои плюсы:
ФГОС обеспечивает внедрение всех необходимых современных методик в отечественное образование в рамках потребности населения. В учебном процессе присутствуют кейс-метод, эвристический и исследовательский, проблемный, модульный и другие инновационные методы.
Критерии выбора методов обучения
В педагогике сформировались вполне определенные подходы к выбору методов обучения. Факторы, которые влияют на выбор:
Эффективность методов обучения в педагогике
Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.
Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.
Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:
Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше). Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп.
Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике
Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.
Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.
Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание, которые выполнят функции продуктивных методов.
Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.
Факторы, которые влияют на приемы обучения, все время изменяются. Кроме того, методы влияют друг на друга и из-за этого рождаются новые, более узконаправленные, которые вы можете встретить в других классификациях. Но их функции всегда направлены на одни и те же образовательные цели.