функции наглядного метода обучения
«Наглядные методы обучения и их применение в нашем образовательном учреждении».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Наглядные методы обучения и их применение в нашем образовательном учреждении».
Власова М. И. учитель технологии и ИЗО МБОУ «СОШ № 31».
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;
– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
К демонстрациям относятся также показ учителем приемов выполнения работы на занятиях по технологии в учебных мастерских, на пришкольном участке, на лабораторных и практических занятиях по химии, физике, на уроках черчения, музыки и живописи, физкультуры. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала.
Так как наглядные средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения, а также оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы, то я считаю, что каждый преподаватель имеет свой набор средств обучения, который зависит от его творческих способностей и желаний подбирать и использовать новые средства.
В нашем образовательном учреждении (МБОУ СОШ №31 п. Восток) наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.
Использование различных типов средств обучения на разных этапах обучения, с 1 по 11 классы различны:
• по составу объектов: материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);
• по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
• по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
• по способу использования: динамичные (видеофильм) и статичные (слайды);
• по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая тетрадь);
• по особенностям строения: плоские (схемы), объемные (глобус) и виртуальные (мультимедийные презентации);
• по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиальные (магнитофон) и аудиовизуальные (видео, компьютер);
• по носителю информации: бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-ROM, DVD);
• по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
• по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа) и перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Приведу несколько примеров использования наглядных методов обучения в нашем ОУ:
Использование презентаций, подготовленных к уроку самим преподавателем или подобранная информация и презентации из Интернета, программные продукты, учебники, плакаты, которые имеет наша школа, техническое оснащение кабинетов.
В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
Работа с интерактивной доской, кототая позволяет педагогу полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран различные изображения, включая репродукции, схемы; создавать, изменять и перемещать объекты; использовать видео и интерактивные анимации, презентации и т.д.
Большое значение имеет тот факт, что у учителя, использующего интерактивную доску в течение всего урока, не возникает необходимости тратить время на технические паузы для смены плакатов, карт, других наглядных материалов; очистки доски и ручного переноса на ее поверхность новых заданий и упражнений.
Использование интерактивной доски на лекционных частях занятий по изобразительному искусству позволяет преподавателю продемонстрировать ученикам известные произведения искусства, обратить внимание на самые мелкие детали, приблизив изображение; объяснить законы перспективы, используя интерактивные инструменты.
Интерактивная доска на уроках в общем и изобразительного искусства в частности решает проблему использования компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме, которые можно найти великое множество и использовать многократно, не нужно беспокоиться за сохранность иллюстраций, репродукций, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость; избавляет преподавателей от рутины и освобождает время для творческой работы; благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, значительно повышается качество обучения; школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Использование рисунка учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память.
Изобразительные средства наглядности на уроках биологии:
таблицы цифровые, динамичные, опорные сигналы (конспекты по Шаталову), рисунки учителя и учащихся на доске, разнообразные дидактические карточки-задания (схемы, графики, картины, муляжи плодов, овощей, ягод и т.д.), макеты животных, кино, телевидение, микроскопы, кодоскопы, эпидиоскопы, микропроекторы, компьютеры и прочие технические средства обучения.
Технические средства наглядности. Большое значение в преподавании биологии имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино имеет ряд преимуществ перед другими средствами: оно показывает действия, движения, процессы, пространство, органичную связь с окружающей средой-обстановкой.
В арсенале учителя химии, помимо демонстрационного эксᴨеримента, имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (классная доска, таблицы различного содержания, модели, макеты, магнитные аппликации, экранные пособия). Их применяют как в сочетании с химическим эксᴨериментом и друг с другом, так и раздельно, но обязательно со словом учителя.
Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.
Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих, как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике и зоологии, а также по физике, химии, рисованию, для труда в мастерских. Например: коллекции резисторов, конденсаторов, изоляторов, солей, пластмасс, красок, кистей, молотков, напильников, шурупов и т.п. Многие коллекции для учебных целей изготовляются учащимися совместно с преподавателями.
Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.
К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художником или иллюстратором к определенным темам школьных курсов истории.
К схематическим наглядным пособиям относятся карты-схемы, планы местности и т.д.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
26. Характеристика наглядных методов обучения
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде и т. п.
Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока (занятия);
— наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
— необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
— детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
— наглядность должна быть эстетически выполнена;
— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы : наблюдения, иллюстрации, демонстрации.
1. Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии деятелей науки, техники и искусства, карты, плакаты, чертежи, схемы. Как средство иллюстрации широко используется классная доска и интерактивные доски (записываются даты, слова, предложения, задачи, образцы красивого письма, зарисовок, раскрывается последовательность выполнения тех или иных учебных действий).
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.
2. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Компьютерная техника, диафильмы, кодоскопы используются с целью создания положительной мотивации, проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией, осуществления самопроверки результатов обучения. С помощью компьютера, магнитофона демонстрируются образцы выразительной речи, произведения музыки.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
— Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
— Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
— Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
— Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
3. Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.
Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у школьников конкретных представлений, служащих опорой для обобщений. Эффективность, целенаправленность восприятия предметов и явлений действительности зависит от степени сформированности у школьников приемов наблюдения. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей.
Наглядные и практические методы обучения
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три группы:
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Цели метода наглядности в начальной школе:
— обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,
— изучение конкретных свойств предметов,
— создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
— все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;
— могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
— нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.
В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.
В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.
Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:
— видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,
— а также компьютеров с дисплейным отражением информации.
Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.
К практическим методам относятся:
— лабораторные и практические работы,
Упражнения — многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений:
— доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;
— систематичность проведения упражнений;
— после объяснения нового материала упражнения даются чаще;
— постепенное нарастание трудности упражнений.
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.
Лабораторные работы — один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса.
Лабораторные работы могут проводиться:
— в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстрировано учителем;
— в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые решают поставленную перед ними познавательную задачу и на основании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.
Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.
Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуаций, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.
Игры имеют много функций:
— активизируют познавательные процессы;
— воспитывают интерес и внимательность детей;
— вводят детей в жизненные ситуации;
— учат их действовать по правилам;
— развивают любознательность, внимательность;
— закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение.
Общая структура дидактической игры содержит компоненты:
— ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;
— исполнительный — действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
— контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Вопросы и задания
1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.
2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.
Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
Форма (от латинского «forma») – наружный вид, внешнее очертание, установленный порядок.
В философии форма – это структура какого-то содержания.
Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов).
В научных педагогических исследованиях рассматриваются разные точки зрения на понятие «организационные формы обучения».
Так И. М. Чередов форму обучения рассматривает как специальную конструкцию, которая характеризует «внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.
Анализируя данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский считает, что под формой организации обучения следует понимать операционно-деятельностный компонент обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
С. А. Смирнов под формой обучения понимает способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.
Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания» (И. П. Подласый).
Приведенные определения понятия «форма обучения» говорят о его сложности и неоднозначности.
В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения: индивидуально-групповую и классно-урочную.
Система индивидуального обучения получила распространение на ранних этапах развития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как правило, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.
В средние века в связи с увеличением количества обучающихся возникла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения, разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает наличие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (маннгеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-ые годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20 % − в малых группах (10-15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу.
Для учителей начальных классов интерес представляет так называемый Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения (Э. Паркхерст, Г. Дальтон, начало XX в.). Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередование изучаемых предметов, использование собственного времени и т.д.
Формы обучения исторически сложившиеся продолжают существовать в практике обучения и в настоящее время.
Индивидуальная форма обучения − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.
Парная форма − связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
Групповая форма – общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Коллективная форма (общеклассная) обучения – одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.
Фронтальная форма («обращенная к зрителям») − предполагает обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.
Более совершенное организационное оформление педагогического процесса нашло свое выражение в классно-урочной системе. Ее контуры были предложены голландским педагогом Д. Силом, немецким профессором И. Штурмом, теоретическое обоснование этой системы описал в «Великой дидактике» Я. А. Коменский.
Урок – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой работы.
Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.
Типология урока одна из сложных дидактических задач. С. В. Иванов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г.И. Щукина выделяют следующие типы уроков в зависимости от дидактической задачи:
— вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
— уроки образования понятий, установления законов и правил;
— уроки применения полученных знаний на практике;
— уроки выработки навыков;
— уроки повторения и обобщения;
— уроки смешанные или комбинированные.
Эти типы уроков широко используются и в начальной школе.
И.П. Подласый отдельно рассматривает урок в малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате.
Здесь сложились три основных типа уроков:
— урок, на котором в обеих классах изучается новый материал;
— урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторению изученного или учету знаний и умений детей;
— урок, на котором в обеих классах проводится работа по повторению изученного раннее.
Интегративный урок (от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок наиболее продуктивен для младших школьников, т.к. способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств школьников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Например: уроки – конкурсы, деловые игры, аукционы.
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Экскурсия – это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми перенесенная в соответствии с определенными педагогическими задачами на предприятия, в музеи, на выставку, в поле, на ферму и т.д.
В последнее время в начальных классах распространение получают комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только экономят время, но и помогают объединить блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Так, например, в экскурсии интересно сочетаются знания по ознакомлению с окружающим миром, музыкой; изобразительной деятельностью.
Самостоятельную работу учащихся дидакты (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и др.) характеризуют как овладение научными знаниями, практическими умениями, навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.
Самостоятельную работу учащихся классифицируют:
— по дидактической цели ее применения – познавательная, практическая, обобщающая;
— по типам решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и др.
— по уровням проблемности – репродуктивная, продуктивно-исследовательская, исследовательская;
— по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная; по месту ее выполнения – домашняя, классная.
Вопросы и задания
1. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения. Дайте определение понятия «форма организации обучения».
2. Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.