функции наглядности в обучении

Функции наглядности в обучении

Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление – являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек.

Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т.п.) запоминает материал.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

Опосредованное познание осуществляется:

При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

Модели и моделирование

1. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:

Одна модель может обладать необходимыми свойствами и для нескольких целей одновременно быть пригодной.

Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.

3. Цели использования моделирования:

а) Изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий. б) Построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках в) Построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые. г) Построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия. д) Построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Опорный конспект позволяет ученику :

Требования к конспекту:

Вопросы для самоконтроля:

Источник

функции наглядности в обучении

Понятие принципа наглядности в дидактике

С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.

функции наглядности в обучении

Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.

Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.

В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.

Виды наглядности

Наглядный компонент обучения имеет разные виды:

функции наглядности в обучении

Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.

Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.

Роль принципа наглядности

Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.

Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.

функции наглядности в обучении

Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.

Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.

Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.

Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:

функции наглядности в обучении

Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.

Источник

Функции наглядности в обучении

Краткая историческая справка развития принципа наглядности.

В основе организации процесса обучения лежит ряд положений, где одно из важнейших мест занимает принцип наглядности. Данный принцип впервые был обозначен в трудах Я. А. Коменского (1592-1670), давшему принципу наглядности название «золотого правила» дидактики. Согласно этому правилу, необходимым условием обучения является использование всех органов чувств человека. Я. А. Коменский отмечал что, «если мы намерены насаждать в учащихся истинные достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности» [6].

Впоследствии вопрос принципа наглядности стал иметь место в научных интересах Жан-Жак Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова и многих других людей, знаменитых в педагогической области и сегодня.

И. Г. Песталоцци (1746 – 1827), признавший наглядность фундаментом познания, считает, что сформировать у детей верные представления об окружающей действительности, развивать мышление и речь не представляется возможным без применения наглядности в обучении. Органы зрения, слуха, обоняния преподносят ребенку хаотичную информацию об окружающем мире, а наглядное обучение способствует тому, чтобы упорядочить эту информацию, распределить предметы и явления, тем самым сложить в уме детей понятия. Все обучение детей необходимо основывать на наблюдении, практических опытах, и через них черпать умозаключения и выводы [7,C.78]. Швейцарский педагог объяснял, что в процессе наблюдения дети упражняются в тех ощущениях, которые способствуют активной работе мыслительного процесса и появлению потребности в речи. На основе чувственной практики наглядное обучение позволяет сделать запас знаний, развивая умственные и речевые способности учеников [12].

Исследуя влияние наглядных средств на развитие речи обучающихся, К.Д. Ушинский, установил, что самым эффективным средством достижения успеха в процессе развития речи является наглядность. При этом нужно, чтобы «. ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» проходило строго под контролем педагога [12].

К. Д. Ушинский указывал, что наглядно воспринимаемые на уроке предметы и явления облегчают формирование представлений об окружающей действительности (делают их правильными), способствуют осуществлению верного отображения объективной реальности, при этом воспринимаемые предметы и явления, анализируются, обобщаются с поставленными задачами, закрепляются в речи [17].

Существует такая закономерность процесса познания как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Именно на ней основана наглядность в обучении. В ранних периодах развития дети больше мыслят не понятиями, а образами. Научные понятия, различные закономерности, лучше и легче усваиваются обучающимися, если предоставляемая информация подкрепляется конкретными фактами при сравнении, проведении аналогий и т.п. Наглядность можно применять на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы ученики с изучаемыми понятиями, явлениями и процессами, тем выше роль наглядности [15].

Таким образом, можно сказать, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

Виды наглядности и их функции.

Г.Ф. Суворова, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин формулируют виды наглядности и их дидактические функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Виды наглядности (по Г. Ф. Суворовой (1990), В. С. Селиванову (2004), В. А. Сластенину (2004))

функции наглядности в обучении

По мнению некоторых специалистов, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, именно поэтому на сегодняшний день более распространенным видом наглядности считается изобразительная наглядность, так как, согласно исследованиям многих ученых, при сопровождении учебного материала иллюстрациями, уровень усвоения материала повышается в значительной степени [8,C.23]. Эффективность слухового и зрительного восприятия учебного материала представлена в таблице 2.

Таблица 2. Эффективность слухового и зрительного восприятия.

функции наглядности в обучении

Таким образом, делаем важный вывод, что одновременное включение в процесс обучения слухового и зрительного восприятия информации значительно повышает эффективность восприятия.

Формы сочетания слова и наглядности.

К. Д. Ушинский выражает неоспоримое мнение о том, что возможность творческого использования наглядности с целью достижения установленной дидактической задачи вытекает из владения учителем знаний о формах сочетания слова и средств наглядности [17].

В середине 20 века Л. В. Занков (1901-1977) обозначил 4 формы соотношения наглядности и слова учителя в образовательном процессе [5]:

В. С. Селиванов разъясняет, что в перечисленных случаях, используя одни и те же пособия, способы усвоения нового учебного материала обучающимися значительно различается: в 1 и 3 формах они получают знания путем личных мыслительных и практических процессов, которые имеют поисковое направление; во 2 и 4 формах соотношения слова учителя и наглядности ученики получают знания в готовом виде, и в этом случае их задача заключается лишь в запоминании и осознании донесенного материала [13].

Принцип наглядности в сфере сурдопедагогики.

Человек, имеющий проблемы слуховой функции, лишен возможности самостоятельно овладеть словесной речью. Вне специального обучения он не способен сформировать словесно-логическое мышление. У глухого или слабослышащего ребенка имеется малый объем воздействия и взаимодействия с окружающей средой, они испытывают трудности в общении с другими людьми. Поэтому в процессе обучения детей с нарушением слуха стоит важнейшая задача – обеспечить школьникам получение качественной информации о реальной действительности. Применение наглядности влечет за собой развитие речи, воображения, длительное запечатление учебного материала в памяти, а также способствует повышению заинтересованности в изучении предмета.

Формирование коммуникативных умений школьников со сниженной слуховой функцией осуществляется во взаимосвязи всех видов речевой деятельности. Говорение занимает одно из ведущих мест на уроках в школе детей с нарушением слуха. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с изучаемым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Именно поэтому применение наглядных средств имеет огромное значение в обучении детей с нарушением слуха.

Обосновывая роль наглядности как средства речи детей с нарушением слуха, обратимся к трудам И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Ж.И.Шиф, А.И.Дьячкова, Л. В. Занкова, Т. Б. Богдановой.

И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф, исследуя и сравнивая особенности восприятия неслышащих школьников со слышащими, выявили, что восприятие информации детьми с нарушением слуха протекает значительно медленнее и оказывается расчлененным и не таким точным, как у нормально слышащих их сверстников [10].

А. И. Дьячков (1900-1968) утверждает, что в обучении неслышащих школьников особое значение должно уделяться соотношению между словом педагога и наглядностью [3]. «Сочетание слова и средств наглядности изменяется в зависимости от этапа обучения и уровня знаний неслышащих учащихся», – считает Л. В. Занков [5].

В. И. Евдокимов, рассматривая вопрос использования наглядности в школе, подчеркивает, что для того, чтобы обеспечить в восприятии учеников взаимосвязь наглядного образа и слова, учителю необходимо при подготовке наглядности учитывать возраст и уровень речевого развития обучающихся [4].

Т. Б. Богданова утверждает, что обычно школьники с нарушением слуха не производят активного наблюдения при использовании учителем наглядности на уроке, поэтому педагог должен озадачить себя тем, чтобы создать такие условия для восприятия наглядных средств, чтобы у учеников появились вопросы, возникло желание и интерес к тому, чтобы осознать, какую информацию несет собой преподнесенное учителем наглядное пособие. Для того чтобы школьники с нарушениями слуха легче и лучше усвоили новый учебный материал, нужно использовать методические приемы, направленные на работу различных анализаторов, в первую очередь зрительного и тактильного [1].

Применяя наглядные средства, нужно учитывать взаимосвязанность чувственного и логического познания, сосредоточенного на развитие языковых средств восприятия детьми с нарушением слуха научной терминологии, на формирование и совершенствования умения связывать закрепленные понятия с реальной действительностью, повседневностью.

Г. К. Селевко отмечает, что в современной школе при организации учебной деятельности как слышащих, так и неслышащих учащихся важное место отводится компьютерам [11].

Современный исследователь принципа наглядности А. Г. Войтов, посвящая немалую часть своего труда использованию технических средств наглядности, поясняет, что использование компьютера способствует формированию у детей образа предмета и явления, с которыми они сталкиваются впервые. Компьютер помогает продемонстрировать различные эксперименты и опыты. Многообразие возможностей компьютера дает возможность показать детям явления, которые не поддаются словесному описанию или изображению на доске. Применение компьютера как помощника подачи наглядности превращает урок в интересную и продуктивную деятельность. Также его можно использовать в качестве заместителя наглядных средств: например, печатных (карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранных (слайды, фильмы). Функция хранения информации дает возможность размещения на одном диске большого объема информации по учебному предмету: тексты, звуковые отрывки, картинки, видеофрагменты. С помощью компьютера педагог может разработать раздаточный материал по учебному предмету (например, карточки с различными заданиями, таблички с речевым материалом и т.п.), иллюстративный материал (например, таблицы, схемы, медиафайлы и т.д.), а также подготовить учебную презентацию [2].

Обозначая актуальность и развитие технических средств обучения (ТСО), Г.Ф. Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков, утверждают, что для их применения на уроках требует выполнение следующих методических положений:

Применение компьютерных технологий в школе для детей с нарушением слуха позволяет создать условия, повышающие качество преподавания чтения, увеличивает познавательный интерес учеников во время организации и проведения уроков, а также способствует совершенствованию профессиональных умений преподавателя. Можно с уверенностью сказать, что внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения глухих и слабослышащих школьников споспешествует формированию современной педагогической технологии образования младших школьников, помогающей как учителям, так и ученикам, гармонично существовать и реализоваться в информационной среде.

Таким образом, вопрос применения принципа наглядности в обучении детей сливается с вопросом качественного роста уровня обучения. Прибегая к оправданному использованию наглядных средств, необходимо иметь близкое знакомство с методикой их применения. Наглядность играет особенно значимую роль в процессе обучения детей младших классов. Наглядность является незаменимым «сотрудником», обозначается средством развития речи, так как восприятие информации зрительным (или другим сохранным) анализатором, и способствует увеличению эффективности восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Роль наглядности в обучении детей младшего школьного возраста определяется тем, что она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учеников мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Наглядные средства имеют в обучении не только материальное, но и формальное значение; обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения. Мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Наглядность как средство развития речи.

Итак, можно заключить, что наглядности как средству развития речи детей присущи следующие характеристики:

Важнейшим критерием при выборе и подготовке наглядного средства является учет возраста детей и уровень их речевого развития.

Источник

«Значение принципа наглядности в обучении»

Автор: Шевченко Наталья Михайловна

«Значение принципа наглядности в обучении»

Шевченко Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ Углегорская СОШ

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Различают следующие виды наглядности:

Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

Правила применения наглядностей крайне просты.

Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для «оживления» всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции», то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;

для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего «оживления» учебного материала и повышения мотивации.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *