функции профсоюзов теория и практика
Функции профсоюзов: теория и практика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.
Задачи курсовой работы:
— изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;
— выявление путей и возможностей эффективной защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
— влияние профсоюзов на политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Результаты исследования ─ необходимо формирование нового подхода к профсоюзному движению.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
5-6
1.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие профсоюза, его задачи ………………….
7-11
1.2 Профсоюзные органы как субъект трудового права…………… 11-12
2.
ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ В ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
2.1 Функция защиты ……………………….
13-21
2.3 Ответственность профсоюзов…………………………………………..
25-27
3.
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ПРОФСОЮЗОВ
Вложенные файлы: 1 файл
курсовая.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Институт открытого и дистанционного образования
Кафедра «Трудовое и социальное право»
Функции профсоюзов: теория и практика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Трудовое право»
Нормоконтролер, зав. кафедрой Руководитель, доцент, к.ю.н.
____________________2012 г. ______________________2012 г.
Студент группы ИОДО-255(в)
Работа защищена с оценкой
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
1.2 Профсоюзные органы как субъект трудового права…………… 11-12
ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ В ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
2.3 Ответственность профсоюзов…………………………………………..
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ПРОФСОЮЗОВ
Ключевые слова: профсоюз, функции профсоюзной организации, правосознание.
Объектом исследования являются – профсоюзные объединения.
Предмет исследования – структура и функции профсоюза.
Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.
Задачи курсовой работы:
— изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;
— выявление путей и возможностей эффективной защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
— влияние профсоюзов на политическую и социально- экономическую жизнь страны.
Результаты исследования ─ необходимо формирование нового подхода к профсоюзному движению.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Ведущую роль в гармонизации трудовых отношений в обществе призваны играть профессиональные союзы. Если проанализировать их место и роль в жизни общества с позиции истории международного рабочего и профсоюзного движения, то следует признать: профсоюзное движение каждой страны является своеобразным слепком той общественной системы, в которой оно существует.
В развитых странах профсоюзы достаточно органично вписываются в политическую систему общества, являясь одним из важнейших элементов гражданского общества.
Роль профсоюзов в гражданском обществе заключается в формировании наемного работника в свободного гражданина.
Профсоюзы, которые появлялись в странах Запада, как правило, после возникновения гражданского общества, сыграли огромную роль в его трансформации, в наделении рабочих и населения гражданскими, политическими, социальными и иными правами. С момента своего становления, профсоюзы– были орудием эмансипации рабочего класса, средством обретения прав.
Защищая рабочего экономически и социально, ограничивая произвол хозяина, профсоюзы способствовали становлению свободного рабочего, прежде угнетенного и бесправного, как гражданина, как значимый социальный субъект. Одновременно, отстаивая свое право на существование и свободное функционирование, профсоюзы этим защищали гражданско-политическое право своих членов на организацию, на объединение для защиты общих интересов. Выступая против крайних форм эксплуатации, добиваясь создания и развития различных институтов социальной защиты, профсоюзы боролись за социальные права своих членов, были агентами обретения ими социального гражданства.
Только через профсоюзные объединения, наемные работники получили большинство прав и на месте работы и в самом обществе. Это отмечал Л.Брентано, когда писал в своей «Истории развития народного хозяйства Англии», что благодаря профсоюзам «труд становится действительно товаром, рабочий – действительно человеком». 1
В России годом борьбы за правовое признание профсоюзов, их роли и месте в обществе стал 1995 год. Драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» – своеобразный символ этой борьбы. Его принятие встретило сопротивление тех, кто не был заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных отстаивать законные права и интересы, противостоять произволу работодателей.
В числе противников закона оказались и ультра либеральные реформаторы из властных структур, и некоторые профсоюзные деятели из так называемых альтернативных профсоюзов. Для них борьба с ФНПР, похоже, куда важнее защиты интересов наемных работников. Важно, что закон содержит в себе ряд обязывающих положений для Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей.
Он гарантирует право беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая возможность произвольного вмешательства со стороны органов исполнительной власти, защищает права профсоюзных активистов, профсоюзную собственность. Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.
Но история нашей страны учит нас, что любой даже самый прекрасный закон может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Дело каждого из нас наполнить его живым содержанием, активно использовать представленные законом возможности в своих интересах.
1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда
1.1 Понятие профсоюза, их задачи.
Профессиональные союзы – исторически сложившаяся организа-ционная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера.
Это – самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общес- твенная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм – морали, этики, права, традиций и др.
В целях определения задач и места профсоюзов Всеобщая Конфедерация Профсоюзов провела в декабре 1994 г. международную научно- практическую конференцию «Роль профсоюзов в решении проблем охраны здоровья, социальной и правовой защищенности трудящихся на современном этапе». Были проанализированы причины сложившегося положения в этой сфере, выработаны пути коренного улучшения условий трудовой деятельности работников.
Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» вступил в силу 20 января 1996 года. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия.
Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие – предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.
Конституционное право профсоюзов участвовать в управлении государственными и общественными делами включает в себя следующие основные элементы:
В реальной жизни все три элемента находятся в тесном взаимодействии. При представительстве профсоюзов перед государственными органами одни вопросы решаются с учетом мнения, а другие – по согласованию или совместно с профсоюзами. Решение вопроса с учетом мнения означает, что профсоюзы обладают совещательными правами. Следовательно, речь идет о юридической форме осуществления профсоюзами общественного контроля. Если вопрос решается совместно или по согласованию, то их мнение юридически обязательно для государственных органов. В этих случаях профсоюзы обладают властными полномочиями. Наличие различных организационно-правовых форм указанного представительства объясняется широким кругом вопросов, решение которых отнесено к компетенции профсоюзов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения профсоюзами уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений.
Независимость профсоюзов – первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же:
Второй принцип – самоуправлени е предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам,
он выражен в упоминавшемся выше их праве, самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Функции профсоюзов: теория и практика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:42, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
— изучение функций профессиональных союзов
— изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;
— выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
— влияние профсоюзов на политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..
1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда…………………………..
1.1 Профсоюзные органы как субъект трудового права………………….
1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции,
нормативно-правовое регулирование их деятельности……………………
2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами……….
2.1 Защитная функция профессиональных союзов……………………….
2.2 Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников…..
2.3 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда………………………………………….
2.4 Ответственность профсоюзов……………………………………………
3. Профсоюз вчера, сегодня, завтра……………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………….
Файлы: 1 файл
Курсовая работа трудовое право.doc
2.4 Ответственность профсоюзов
Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).
Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа.
В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
3. Профсоюз вчера, сегодня, завтра
Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е г. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 гг.
Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 г. в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны.2
После 1917 г. характеристики советских профсоюзов стали резко отличаться от аналогичного института за рубежом. Не зря в ленинской концепции профсоюзы, называли «школой коммунизма».
Существенные отличия начинаются с членского состава советских профсоюзов. Несмотря на разный статус и противоположность интересов, советские профсоюзы объединили всех – как рядовых работников, так и руководителей предприятий. Такая ситуация наблюдалась не только в СССР, но и во всех других социалистических странах. Она во многом сходна с развитием профсоюзов в Японии, однако с тем существенным отличием, что в СССР профсоюзы были не «компанейскими», а государственными и потому откровенно отказались от какого-либо противоборства с руководителями.
Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Профсоюзы являлись частью государственного аппарата – единой системой с четкой вертикальной иерархией. Огосударствленные профсоюзы оказались в полной зависимости от партийных органов, которые занимали в этой иерархии главенствующее положение. В результате свободные и самодеятельные по своей сути профсоюзы превратились в СССР в бюрократические организации с приказной системой и отчетностью.
Отрыв от масс трудящихся был настолько полным, что сами члены профсоюзов стали воспринимать членские взносы как одну из форм налога.
В начале 90-х г. после социально-политической апатии в ряде регионов страны рабочие, проявив стремление и готовность к самостоятельным действиям, выступили с открытым протестом в форме забастовок. Причиной стали социальные конфликты в сфере общественного производства, кризисные ситуации практически во всех областях жизни общества, медлительность и непоследовательность в проведении реформ, ухудшение жизни трудящихся.
Распад СССР, суверенизация союзных республик, либерализация цен при сохранении монополии предприятий, сложное социально-экономическое положение – фон, на котором резко ухудшается социально-экономическое и бытовое положение трудящихся.
Практика проведения забастовок на этом этапе показала, что остается много нерешенных организационно правовых вопросов; в действиях во многом преобладают эмоции, спонтанность. С этого периода берут начало коллективные действия профсоюзов, объединенных ФНПР, социально-партнерские отношения профсоюзов с правительством, работодателями.
И.Ю.Юргенс, В.Е.Можаев пишут «налаживание партнерских отношений между всеми сторонами рынка труда, всеми, кто призван был обеспечить проведение реформ, было, вероятно, единственной гарантией их осуществления без социальных потрясений, рассматривалось как альтернатива резкому обострению классовых отношений, чуть ли не гражданской войне». 3
Именно на этом этапе забастовочной борьбы в ответ на требования профсоюзов были приняты важнейшие документы республиканского и союзного масштаба. Впервые между профсоюзами и правительством были заключены Соглашения по трудовым и социальным вопросам.
В 1993-1994 гг. ФНПР удается заострить внимание правительства и работодателей на социальных аспектах проводимых реформ. Однако на работе созданной Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений сказывается несовершенство нормативной базы.
Решения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений в основном имеют рекомендательный характер. Признавая правомерность постановки комиссией вопросов, требующих незамедлительного решения, как то: о принимаемых мерах по нейтрализации социально-экономических последствий отпуска цен на энергоносители для трудящихся России; о задолженности по выплате заработной платы работникам организаций и учреждений бюджетной сферы, правительство не сочло себя обязанным их выполнять. Экономические требования перерастают в политические, встает вопрос о необходимости проведения Общероссийской национальной забастовки.
Попытки Правительства России снять социальную напряженность, вызванную задержками заработной платы, пособий, пенсий, ощутимых результатов не приносят. Сбои в системе социального партнерства, рост недовольства людей своим положением все чаще заставляют профсоюзы прибегать к организации акций протеста. Увеличивается силовое давление профсоюзов на исполнительную власть. Они требуют не только выполнения достигнутых в Соглашениях договоренностей, полной выплаты долгов, но и существенной корректировки проводимых в стране реформ.
К началу второй половины 90-х гг. политическая активность профсоюзов усилилась. Профсоюзные руководители все чаще участвуют в политической борьбе, политическую направленность имеют многие забастовки, в том числе и общероссийские акции протеста, проведенные в марте 1997 г. и в апреле 1998г.
Вторгаясь в сферу политики, профсоюзы неминуемо сталкиваются с необходимостью определить свои взаимоотношения с политическими партиями и структурами государственной власти. Для этих взаимоотношений, помимо стремления профсоюзов сохранить самостоятельность, характерны также, с одной стороны, поиски союзников из числа различных партий, позиции и программы которых близки профсоюзам, а с другой – конфронтация с теми партиями и движениями, которые противостоят профсоюзам.
Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводами Э.Р.Тагирова и
Л.С.Троновой о том, что «Российская традиция разрешения конфликтных ситуаций разительно отличается от американской и европейской моделей. Если последние ориентированы на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений и компромисс, то в российском варианте высшей ценностью всегда являлась борьба до победы даже ценой великих жертв и испытаний». Авторы пишут, что феномен конфронтационного, «баррикадного» характера культуры и менталитета России объясняется особенностями ее истории, в которой веками сохранялись наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, политического, национального гнета самодержавия, боязнь реформ и неспособность правящего класса к обновлению общества.
Крайняя идеологизация борьбы, использование лозунгов «если враг не сдается, его уничтожают» или «кто не с нами, тот против нас» стали трагической приметой послеоктябрьской истории России, содействовавшей превращению революции в гражданскую войну, а затем установлению тоталитарного политического режима. 5
В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс – самый желательный исход.
Правительство так же заинтересовано в сотрудничестве с профсоюзами. Из выступления В.Путина на заседании генерального совета Федерации независимых профсоюзов России 16 февраля 2000 года:
«За эти годы во власти и в среде предпринимателей, и в профсоюзном движении появилось достаточно фигур, готовых к действительно новым, взаимовыгодным, партнерским отношениям друг с другом.
Из двух подходов, один из которых постоянное «перетягивание каната», а другой – поиск точек соприкосновения, я выбрал второй. И рассчитываю: здесь наши позиции совпадают.
Наша с вами общая задача – сделать экономику эффективной. Создать экономику, в которой люди имеют возможность хорошо работать и хорошо жить.
И не должно быть никаких сомнений: власть сегодня заинтересована в том, чтобы профсоюзы стали влиятельной и авторитетной силой в обществе. Силой обновленной и прогрессивной. У нас с вами общие цели, и давайте двигаться к ним вместе».6
Главной задачей на данном этапе В.Путин обозначил приведение трудового законодательства в такое состояние, которое достойно современного общества.
«У нас есть огромный долг – трудовой кодекс. Знаю, что далеко не все предложения профсоюзов были учтены при работе над этим проектом. Сейчас с вашим участием формируется комиссия по его доработке. Мы понимаем: социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон».7
Огромное количество людей работает на мелких и средних частных предприятиях. Профсоюзное движение здесь пока только «просыпается», а отсутствие полноценного законодательства о труде делает их беззащитными.
Профсоюз уже вполне может начинать переговоры с ассоциациями предпринимателей. Бизнес должен привыкать к мысли, что его руководители несут ответственность за судьбы работающих там людей.
Нельзя считать рынок цивилизованным, когда работники месяцами не получают зарплату, а хозяйства при этом имеют приличную прибыль. Это относится к любым видам бизнеса – и к государственному, и к частному.
Одна из главных проблем, решение которой необходимо взять на себя профсоюзам – отсутствие контроля за условиями труда работников, необходимых проверок и контроля за состоянием оборудования.
В итоге повышенный травматизм, много несчастных случаев, люди становятся инвалидами. Необходимо проводить проверки, выделять квалифицированных инспекторов, объединять усилия с государством и защищать интересы людей и на этом фронте.
Профсоюзы также могут помочь людям сориентироваться в новых рыночных условиях. Речь идет об элементарных знаниях своих прав, представлениях о работе рыночных механизмов.