функциональная несформированность правого полушария мозга локализация нарушения

Функциональная несформированность правого полушария мозга локализация нарушения

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Дошкольники с расстройствами поведения и коммуникации: психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ на основе методов поведенческой терапии

«Ранние травмы души». Диагностика и терапия расстройств, связанных с нарушением привязанности

ВЕБИНАР: Нарушения когнитивной сферы у детей. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК

Скоро

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Автор

функциональная несформированность правого полушария мозга локализация нарушения

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Для установления причин детской дезадаптации и отклоняющегося развития все чаще специалисты обращаются к нейропсихологическому луриевскому анализу. Метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью приобретает все большую популярность. Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и, прежде всего, социальное окружение.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат, от востребованности извне (от внешнего мира, от социума). В противном случае наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

Для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности отметим несколько моментов.

Необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

Различные патофеномены такого круга всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга.
Все перечисленное является отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека во многом жестко генетически запрограммированного, т.е. функционирующего помимо воли и желания ребенка.

1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга

Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом, а подчас и с отвращением. Он медлителен, монотонен, не всегда удерживает цель задания, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Все это наводит на мысль о недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности.Однако обнаруживается, что в конце занятий ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, т.е. истинного истощения не происходит. Если намеренно ускорить темп и не давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда.

Наблюдение его в игровой ситуации (особенно с соревновательным акцентом) показывает, что его активность не уступает таковой у сверстников.
Таким образом, налицо явная диссоциация между протеканием учебной и игровой деятельности. Привлечение внешних опор со стороны педагога («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде!», или просто недоумевающие жесты, мимика, или междометия), как правило, повышает эффективность работы, равно как и дробление задания на последовательные подпрограммы.

В письме такого ребенка характерны пропуски букв. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, учитель), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий. В противном случае упражнения не дописываются до конца, в арифметической задаче ребенок вместо трех действий пишет одно, а подлежащее, сказуемое и дополнение подчеркивает одинаково (например, волнистой линией) и т.п. Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Снижена обобщающая функция речи, что наиболее ярко проявляется в интеллектуальных тестах. Речь примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств. Включение в активную, развернутую речевую деятельность несколько затруднено.

В совокупности все эти факты позволяют сделать вывод, что основным радикалом в данном случае является недостаточность саморегуляции, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности, т.е. имеет место функциональная несформированность лобных отделов левого полушария. И связана она со слабостью регулирующей функции речи. Из-за этого нормальное развитие других познавательных процессов при отсутствии саморегуляции и самоконтроля собственной речью не приводит к адекватной адаптации к новым социальным условиям.

Именно поэтому привлечение внешних опор, в первую очередь организующей деятельности со стороны взрослого, должно стать основой для работы с такими детьми, ориентированной на формирование у них внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной реальности.

2. Функциональная несформированность левой височной области

Отличительной чертой синдрома несформированности височных структур левого полушария являются трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух. Остальные психические функции при этом не обнаруживают какой-либо значительной дефицитарности. В жалобах такого ребенка часты ссылки на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно. Родители же отмечают, что иногда им приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется.

В связи со звуковой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего иногда появляется компенсаторное многословие.

Вышеперечисленные трудности приводят к появлению в ряде случаев деформации обобщающей, номинативной функции, способности разворачивать программу собственного речевого высказывания, что еще раз доказывает центральную роль фонематического фактора для речевого развития в целом.

3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

Данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий:

Перечисленное приводит ко множеству вторичных дефектов, подчас приводящим к учебной дезадаптации.

4. Функциональная несформированность правого полушария

В первую очередь при функциональной несформированности правого полушария обнаруживают себя недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти.

Первичная пространственная недостаточность закономерно сказывается на эффективности письма, счета и чтения в той их части, которая базируется на оптико-гностическом факторе.

В норме правое полушарие является инициатором процессов межполушарного взаимодействия. Синдром несформированности правого полушария может приводить к целому ряду вторичных погрешностей. Из-за функциональной несформированности правого полушария, у ребенка будут наблюдаться специфические (вторичные) дефекты фонематического слуха. Та же картина будет характерна при анализе любой другой высшей психической функции, онтогенез которой с необходимостью требует отлаженных взаимодействий между правым и левым полушариями. И последнее, что следует подчеркнуть, это высокую корреляцию между возникновением данного синдрома и наследственной эндокринной, кардиологической и соединительно-тканной отягощенностью (особенно по линии матери); при этом сам ребенок актуально здоров.

5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований, прежде всего, выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т.д. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее.

Из биографических данных становится известно, что ребенок практически всегда отличается от своих сверстников: с раннего детства излишне чувствителен, капризен, часто неуправляем в поведении, нередко патологически упрям. У таких детей может отмечаться излишняя полнота, или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками; явления энуреза вплоть до 10-12 лет; изменения аппетита и формулы сна. Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание. Встречаются реакции логоневроза. Такие дети неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации (напр.: по просьбе психолога ребенок с сопением завязывал шнурки минуты три); у них, как правило, имеет место обилие синкинезий (непроизвольные движения), дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок.

Следует отметить, что именно для этого синдрома специфично первичное нарушение праксиса (способность к выполнению целенаправленных двигательных актов), что не встречается в детском возрасте ни при каком другом варианте мозговой недостаточности. Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция. Но постоянные флуктуации (колебания) внимания, «застывания» с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить, чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Вместе с тем ребенок в течение получаса может не принимать полноценного участия в работе, кривляясь и ерничая, и лишь после использования педагогом специальных «приемов» признаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить». Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой. Особо следует отметить речь этих детей. Она, как правило, не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной. При этом нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений.

На фоне явно сниженной общей нейродинамики они демонстрируют показатели мнестической (запоминание) деятельности в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их, неплохо читают, пишут. Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Исполнительная сторона графических функций (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой», что зачастую приводит к конфликту с учителями.

6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

Для этих детей характерно накопление дизэмбриогенетических стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, включающие как гипер-, так и гипотонус конечностей. Фиксируется обилие пигментных пятен, родинок и т.п. Данные стигматы сочетаются с явлениями дизонтогенеза (нарушения психического развития) ритмики мозга (ЭЭГ), специфическими особенностями гормонального и иммунного статуса.

На первый план выступают дефекты фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии и тенденция к отклоняющемуся поведению. Явно обнаруживает себя несформированность и обедненность самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных «штампов» и аграмматизмов (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи). Имеет место задержка становления обобщающей и регулирующей функций слова.

7. Атипия психического развития

Глоссарий

Литература

А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва. ACADEMA. 2002.
(А.Р. Лурия, 1969; Н. Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988; А.В.Семенович, 1991; Е.Д.Хомская, 1997; и др.);
(Б. В. Зейгарник, В.В.Лебединский, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская, Л. С. Цветкова и др.).

Источник

Особенности психо-речевого развития детей при синдромах функциональной несформированности, дефицитарности отделов головного мозга

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности психо-речевого развития детей при синдромах функциональной несформированности, дефицитарности отделов головного мозга

Нейропсихологические исследования выявили у детей специфические варианты отклоняющегося развития, которые можно определить как неблагополучные, дезадаптивные относительно учебной деятельности.

Каждый вариант обусловлен действием конкретного патогенного фактора, который связан с несостоятельностью определенного звена психической деятельности. С точки зрения мозговой организации каждый фактор связан с незрелостью или искаженным формированием тех или иных структур мозга.

Описано 6 основных синдромов отклоняющегося развития в «чистом» виде.

Функциональная несформированность левой височной области.

Функциональная несформированность правого полушария мозга.

Функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (на уровне мозолистого тела).

Функциональная дефицитарность подкорковых образований мозга.

Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.

1. Функциональная несформированность левой височной области.

Жалобы ребенка – учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно.

Ребенка приходится по несколько раз окликать, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется.

Близкие по звучанию слова для него звучат одинаково (хвост-гость, бочка-почка).

Следовательно, вторично страдает понимание смысла обращенной к нему речи.

Сниженный самоконтроль за собственной речью. Обилие литеральных парафазий и новообразований. Многословие с выраженной жестикуляцией, но чаще замкнутость, молчаливость.

При чтении «проглатывание окончаний», затруднения в расстановке ударений.

Наиболее грубо страдает письмо (так как оно находится в прямой зависимости от фонематического слуха). Ошибки: замены по мягкости-твердости, глхости-звонкости; тенденция к размытости границ слова, слитному написанию двух слов (вместо «Мишина машина» «Миша на машине», «мыши на машине», «лишняя машина»). Часты пропуски букв, особенно на конце слов.

Дефицит фонематического слуха вредоносно сказывается на освоении практически всех школьных предметов.

Коррекционные методики (по Семенович).

2. Функциональная несформированность правого полушария мозга.

Центральный симптом – недостаточность пространственных представлений во всех формах (метрические, топологические, координатные, проекционные).

Известно, что все базисные пространственные представления либо полностью актуализируются правым полушарием, либо формируются в процессе парного взаимодействия полушарий, инициация которого также зависит от активности правого полушария.

Дефекты метрических синтезов: ошибки при оценке и воспроизведении расстояний, углов, пропорций.

Структурно-топологические ошибки: изменение общей принципиальной схемы пространственного строения объекта, смешения части и целого, разрушается целостный образ.

Ошибки зрительного опознания:

Предметные парагнозии (дом называется шкафом, гвоздь – шприцом или карандашом).

Дефекты лицевого гнозиса (при рассматривании сюжетных картинок часто неверно опознается пол, возраст, настроение действующего лица).

Нарушение удержания порядка мнестических эталонов при сохранности объема запоминаемого материала.

Привнесение побочных ассоциаций при воспроизведении запоминаемого материала или при пересказе (кит-меч-круг: кит-море-сено-сеновал…). Парадокс заключается в том, что такая неадекватность редко рефлексируется самим человеком. Это имеет положительные стороны с творческой деятельности (побочные ассоциации, тенденция к постоянному переструктурированию и новообразованиям – залог продуктивного мышления и постоянных творческих находок). Но для детей такое фантазирование подчас заканчивается исключением из школы с формулировкой «слишком умный».

В зрительной памяти нарушение порядка сочетается с обилием параграфий, когда эталонные образцы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости. Это сказывается на процессах усвоения букв, цифр.

Особенности речи и мышления:

характерно употребление суперабстрактных наименований,

речь подчеркнуто «взрослая», носит штамповый оттенок.

Функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий.

Слабый интерес практически ко всему (школьным заданиям, играм). Жалобы мамы: «Он может часами плевать в потолок, играть в одну и ту же компьютерную игру без особого азарта и желания попробовать другую».

Очень трудно мотивировать на какую-либо деятельности. Все делает из-под палки.

Упражнения по русскому языку выполняются наполовину, часты пропуски букв, а иногда и слов. Для такого ребенка практически недоступно понятие «красная строка».

Как правило, нет проверки решенной задачи. Если в предыдущем примере надо было вычитать, такой ребенок и дальше станет вычитать, а не выполнять ту задачу, которая была перед ним поставлена.

Чтение плохо интонированное, монотонное, без смысловых ударений, вследствие чего страдает понимание прочитанного и, естественно, пересказ. Вместе с тем пересказ по вопросам достаточен.

В обследовании медлителен, монотонен, вял, не всегда удерживает программу эксперимента., отсутствие эмоциональной включенности в происходящее.

Однако ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, то есть истинного истощения не происходит.

Склонность к регрессивным формам поведения, предпочтение к типу реагирования по принципу «всем телом и с диким воплем».

Крайне бедная речевая продукция.

Существенно повышает продуктивность выполнения каких-либо заданий:

Внедрение внешних опор и контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Будь внимателен», недоумевающие жесты или междометия),

Дробление заданной программы на последовательные подпрограммы.

Особенности речи:

Практически невозможна активная развернутая самостоятельная речевая продукция.

Примитивная по синтаксису и разнообразию выразительных средств,

Снижена обобщающая функция речи.

Все базисные характеристики речи сохранны (фонематический слух, артикуляция, номинация т.д.).

В возрасте 6-7 лет наиболее ярко обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная откликаемость и отвлекаемость, обилие системных персевераций.

К 12 голам на первый план выступают интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации, тенденция к глобальному копированию, «отзеркаливанию» значимого взрослого, без какой бы то ни было критики к нему и к себе самому.

Привлечение внешних опор, в первую очередь организующая и достаточно жестко регламентированная деятельности со стороны психолога.

Методика «Школа внимания» (Ахутина).

Комплексная методика психомоторной коррекции Семенович.

4. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (на уровне мозолистого тела).

1. Амбилатеральные черты в пробах на исследование латеральных предпочтений (моторных и сенсорных). То есть у них еще несформирована доминантная рука, глаз, ухо (в норме она формируется к 6 годам).

2. Первичная несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз.

3. Обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр.

4. Полная зеркальность (восприятие и анализ перцептивного пола не слева направо, а справа на лево; при рассматривании и назывании изображений, в ходе интерпретации сюжетных картин, в чтении, при воспроизведении эталонов в зрительной, вычитание из нижнего числа верхнего, из правого левого и т.д.).

5. Тенденция к игнорированию левой половины зрительного поля.

6. Латеральные отличия при выполнении одного и того же задания левой и правой рукой (рисунок, копирование, письмо и т.д.). Например, копируя фигуры Рея и Тейлора соответственно левой и правой рукой ребенок использует не только разные стратегии, но и допускает абсолютно разные ошибки, так что возникает впечатление, что тест выполнен абсолютно разными людьми.

8. Краевые эффекты в памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны.

9. Различные стратегии решения интеллектуальных задач (складывается ощущение, что у них одновременно присутствует две системы мышления). Например, в пробе на 4 лишний они перескакивают с одного способа решения на другой (опора на обобщающий признак и на конкретно-ситуативный).

Коррекционные занятия, направленные на формирование межполушарных взаимодействий, приводят к достаточно быстрой элиминации.

5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований мозга.

Симптомы.

Жалобы родителей – ленивый, невнимательный, неуправляемый, иногда становится будто бешенным.

Выраженная эмоциональная лабильность.

Ригидность психических процессов.

Часты неадекватные поведенческие реакции на происходящее.

Нарушения тонкой моторики.

Обилие синкинезией, ригидных телесных установок (скованность, малоподвижность, чередующаяся с неожиданными взрывами гиперактивности). То есть движения их диспластичны.

Она не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской, но при этом речь дизартрична, иногда элементы заикания, шумного придыхания.

Принципы коррекции .

Сознательно опустить ребенка на уровень, адекватный его более низким возможностям, и начинать выстраивать линии его поведения, минимально опираясь на речь и максимально привлекая широкий спектр двигательных и изобразительных средств.

Необходимо внедрение комплекса приемов, ориентированных на присвоение ребенком правил, ритуалов и ролей (для перехода от свойственному ему «Я хочу» к «Я должен»).

6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.

Важно! Сейчас наблюдается прогрессивное нарастание числа таких детей. Именно они составляют сегодня подавляющее количество случаев учебной и социальной дезадаптации.

Дизэмбриогенетические стигмы: лицевые асимметрии, неправильный рост зубов, различного вида дистонии, обилие пигментных пятен, органные дизритмии т.д.

Нарушенная ритмика мозга (вплоть до псевдоэпилептического статуса),

Специфические особенности гормонального и иммунного статуса.

Именно эта группа детей является группой риска по отношению к токсикоманиям, аутотравматизму, психосексуальных девиациям и т.д. Она демонстрирует наиболее грубые и труднокорригируемые феномены в поведении, при овладении чтением, письмом и другими школьными навыками

Двигательная сфера.

Псевдолеворукость и амбилатеральные черты.

Грубые дефекты реципрокных и синергических сенсомоторных координаций.

Обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных телесных установок.

Нарушения динамического праксиса.

Гностическая сфера.

Фрагментарность восприятия с тенденцией к левостороннему игнорированию.

Грубая патология пространственных представлений.

Память.
Дефекты избирательности памяти при относительно сохранном объеме и прочности.

Задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет. Следовательно, различные варианты ЗРР, дисграфии и дизлексии.

Дефекты фонематического анализа и синтеза.

Обеднение самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных штампов.

Задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

К 9-10 годам происходит резкая уменьшение проявления дефектов. Но при нейропсихологическом обследовании выявляется та же самая картина, что и в более раннем возрасте.

Заключение.

Описанные синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать сколь разнообразны мозговые механизмы отклоняющегося развития.

Важно отметить, что только своевременная и грамотная квалификация варианта отклоняющегося развития может привести к выбору наиболее адекватного пути преодоления имеющегося недостатка.

Используемая литература и интернет ресурсы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *