функциональные критерии развития мозга

7. Функциональные критерии развития мозга. Основные закономерности функционального созревания мозговых структур. Гипотеза а.Н. Шеповальникова о двух функциональных системах связей коры

Ряд исходных предположений о структурно-функциональном формировании ГМ:

Общая архитектура функциональных систем складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза.

Формирование функций отдельных звеньев функциональных систем происходит поэтапно (гетерохронно) и характеризуется неравным вкладом каждого из них в совместную работу.

По мере созревания новых звеньев происходит смена иерархии во взаимодействии уже сформировавшихся и формирующихся звеньев системы.

На первых этапах формирования ряд элементов выполняет общие сходные функции, т.е. работает по генерализованному принципу. В дальнейшем функциональное созревание системы идет по пути все большей специализации отдельных ее частей.

Специализация становится возможной: 1) по достижении определенной морфологический зрелости конкретной мозговой структуры; 2) при наличии соответствующих средовых воздействий; 3) во время сензитивного периода.

В первую очередь формируются те звенья функциональных систем и ПФ, которые опираются на работу подкорковых мозговых структур и первичных ядерных зон сенсорных и моторной систем, затем проекционных зон (сначала ПП, потом ЛП), далее задней ассоциативной области и в конце – передней ассоциативной области.

Функциогенез как процесс возрастных изменений в функции отдельных структур так и мозга в целом. Развитие – качественные преобразования, которые приводят к функциональной специализации.

В процессе эволюции можно выделить два основных направления:

организм к моменту рождения максимально подготовлен к условиям окружающей среды – имеет большое набор инстинктов, врожденных реакций – как правило связанными с витальными функциями. Если условия среды неожиданно меняются, организм как правило погибает. (насекомые).

др.направление характерно для млекопитающих и связано с тем, что врожденные формы поведения дополняются рядом других реакций, которые опираются на индивидуальный опыт. Поведение менее определенно, менее шаблонно и в поведении начинают занимать большое место новые виды реакций – ориентировочные, исследовательские. Для этого необходимо большое количество мозгового вещества, которое обеспечивает разные функции. то возможно за счет отделов коры.

Принцип кортиколизации – делает возможным постоянное усовершенствование поведения. Способность к индивидуальному обучению осложняет жизнь и выживание организма в раннем возрасте. У ребенка – самый длительный период детства, он самый беспомощный, но обладает высокой способностью приобретения индивидуального опыта (образование новых связей в коре). Ребенок к моменту рождения обладает набором первичных автоматизмов (сосание, регул.мышечного тонуса), но ряд других функций находится в рудиментарном состянии (зрение, слух). Разные функциональные возможности разных структур мозга формируются в разное время и разными темпами.

Критерии функционального созревания мозга:

Анализ рефлекторной деятельности показал, что у ребенка в последние сроки пренатального и новорожденного периода формируются многочисленные генетически обусловленные рефлексы. В первую очередь такие как общая чувствительность, кожная, проприоцептивная, обонятельная, вкусовая. В более позднее время формируются рефлексы на дистантные раздражители – ориентировочные реакции. Появление новых форм рефлексов сопровождается редукцией старых – угасание первичных автоматизмов. Появление новых и угасание старых сбалансировано. Преждевременное угасание лишает базы появления новых, а если они задерживаются, то это мешает появлению новых рефлексов – задержка на предыдущей фазе развития. Первичный позотонический автоматизм (поддержание определенных частей тела) – основа для формирования всей системы мышечного тонуса.

К к2 – н3го года жизни этот позотонический рефлекс должен угаснуть. А новые формы – ребенок начинает держать голову. Если этого не происходит, то возникает цепочка патологических изменений – нарушение зрительного восприятия, нарушение развития вестибулярного аппарата, нарушение способности распределять тонус мышц по-новому, в результате нарушается вся система двигательного развития ребнка. Эти рефлексы не исчезают, а включаются в новые.

Самые ранние условные рефлексы- интероцептивные (рефлекс на время кормления). На экстероцептивные раздражители условный рефлекс начинает вырабатываться только с 3х месяцев, с 9-10го мес. условный рефлекс на экстероцептивный комплексный раздражитель. К 10-12 мес. возникает реакция на словесные раздражители. Только к 7-8 годам слово начинает занимать ведущее место среди раздражителей. Условные и безусловные рефлексы могут возникать, только если соответствующие отделы мозга являются зрелыми. Принцип гетерохронности – постепено в работу вступают разные отделы мозга.

Биоэлектрическая активность мозга – функциональное созревание можно определять по специфике пространственных организаций на ЭЭГ. Тета-активность связана с функционированием подкорковых образований. Альфа-активность связана с функционированием коры. Сочетание этих ритмов дает возможность проследить какие структуры на разных возрастных этапах функционируют в большей степени.

В раннем возрасте наиболее зрелой является подкорка – наиболее активен тета-ритм – первый функциональный блок мозга. Альфа ритм усиливается постепенно, переломные периоды – 6 лет и 9-10лет. Период полового созревания – опять происходит снижение альфа ритма и увеличение тета-ритма. После завершения пубертата – взрослый тип ЭЭГ. Это является индивидуальным для каждого человека. Первым созревает первый функциональный блок мозга.

Система активации мозга имеет периоды изменений – 7-10лет. В этот период происходит переход от генерализованной формы активации к регионарноспецифической.

Первый функциональный блок мозга обеспечивает общую активацию н/с и специфическую активацию тех отделов мозга, которые участвуют в конкретном виде деятельности. Психическое постепенно приобретает качество произвольности.

Гипотеза Шеповальникова, Цицирошина:

Имеет место относительно независимое и гетерохронное становление двух различных систем связи коры больших полушарий, т.е. к моменту рождения ребенка разные отделы мозга связаны между собой за счет наличия зрелых генетически детерминированных систем связей. Эти системы связей позволяют связать дистантно расположенные участки мозга и интегрировать целостную деятельность мозга. Система длинных связей – составляет жесткий каркас распределения мозговой активности. Другая система связей обеспечивается относительно короткими связями в пределах одного полушария, обеспечивает гибкое приспособление к окружающей среде. Один тип длинных связей соединяет латеральные участки мозга, другой тип длинных связей соединяет симметричные отделы двух полушарий. Система коротких связей соединяет близко расположенные участки мозга. Длинные связи играют большую роль для обучения и развития когнитивных возможностей.

Принцип опережающего развития – сначала формируются те связи, которые обеспечивают интегративную деятельность мозга в целом, а затем между конкретными участками.

Наиболее изучен зрительный анализатор – его специфика созревания. Вызванные потенциалы в проекционных зонах обнаруживаются уже у новорожденного. К концу 1г. структура вызванных потенциалов становится близкой к структуре вызванных потенциалов у взрослых. В 3-4 г. структура вызванных потенциалов в задних отделах зрительного отдела мозга и зоны ТПО (первич., вторич,, третич. поля) имеет сходных характер в ответ на зрительный стимул сложноструктурированный. Эти области мозга выполняют как бы дублируюущую функцию по отношению к проекционным зонам, т.е. эти области еще не специализированы. Специализация начинается с 5-6 л. Здесь уже наблюдается другая структура. Локальные вызванные потенциалы отражают наличие ощущений – возможность первичного синтеза поступающей информации. В 9-11 лет отмечается вовлечение в зрительную деятельность лобных отделов мозга. Созревание лоб.отд. мозга дает возможность регуляции сенсорных процессов. Дети 3-4 лет могут повторить вербальную инструкцию, но следовать ей не будут. 4-5 лет – ребенок уже может следовать этой инструкции. Только в 9-10 лет введение вербальной инструкции приводит к стойким изменениям электрической активности в ассоциативных полях.

Возможно, здесь еще стоит сказать про изменение поведение в ходе онтогенеза, т.е. о его постепенном усложнении, что связано с возрастающей сложностью адаптационных задач для организма, а также усложнением взаимодействия среды и организма. На каждой возрастной стадии есть определенная специфика поведения ребенка. Периодизации (международная, в педиатрической практике добавлен социальный критерий, периодизация Аршавского на основе способа взаимодействия организма с окружающей средой, Фарбер – критерий созревания центральных механизмов регуляции и контроля, Выготский – периоды с т.з. кризисов, Эльконин – с т.з. ведущей деятельности). Т.О. На каждом этапе, ребенка – объект социальных воздействий. На каждом этапе ребенок сензитивен к определенным типам воздействия, что определяется его возрастными возможностями – сформированостью тех или иных ВПФ.

С т.з. функциональных систем – каждый период – это период стационарного состояния функциональных систем.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Структурное и функциональное развитие мозга

функциональные критерии развития мозга

Период от рождения и до 2 лет является очень важным возрастом, во время которого устанавливаются поведенческие паттерны и когнитивные возможности ребёнка. В это время увеличиваются в размерах корковые нейроны, с большой скоростью растёт число синапсов, во много раз возрастает количество олигодендроглиоцитов. Вместе с этим, в это же время возможно проявление «индикаторов» риска для развития таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения. Не смотря на всё важность данного периода в онтогенезе, мы мало, что знаем о нём.

В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.

Структурное развитие головного мозга

Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.

функциональные критерии развития мозга

Нейроонтогенез человека на клеточном уровне

Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.

Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.

функциональные критерии развития мозга

Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина

Мозолистое тело, нижний и верхний продольные пучки есть у детей уже при рождении. Это говорит о том, что большая часть «проводящего» мозга формируется ещё в пренатальный период.

С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.

функциональные критерии развития мозга

Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия

Нервные сети

Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.

Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.

Влияние пола, наследственности и социальной среды

В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.

Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.

Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.

Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.

Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.

Предикторы риска нервно-психических заболеваний

Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.

В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.

Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.

Тенденции

Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.

Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

функциональные критерии развития мозга

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

функциональные критерии развития мозга

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

функциональные критерии развития мозга

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

функциональные критерии развития мозга

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

функциональные критерии развития мозга

Ночевкина Алёна Игоревна

функциональные критерии развития мозга

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

функциональные критерии развития мозга

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

функциональные критерии развития мозга

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

функциональные критерии развития мозга

Детский психолог Горина Екатерина

функциональные критерии развития мозга

Психолог Светлана Ткачева

функциональные критерии развития мозга

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

функциональные критерии развития мозга

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

функциональные критерии развития мозга

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

функциональные критерии развития мозга

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

функциональные критерии развития мозга

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

функциональные критерии развития мозга

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

функциональные критерии развития мозга

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

функциональные критерии развития мозга

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

функциональные критерии развития мозга

функциональные критерии развития мозга

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

функциональные критерии развития мозга

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

функциональные критерии развития мозга

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ

5.1. Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития

Выше отмечалось, что психическое развитие в онтогенезе представ­ляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой пос­ледующих ступеней или стадий развития.

Возникает вопрос, что представляют собой эти ступени развития, что выступает условием перехода от одной ступени развития к другой и каков механизм качественных изменений в работе функциональных систем?

Каждая ступень развития характеризуется определенным состояни­ем различных систем организма, тех или иных психических функций, то есть той или иной структурой и содержанием работы соответству­ющих функциональных систем. Изменения функциональных систем связаны с созреванием отдельных компонентов и перестройкой иерар­хии их взаимодействия при переходе на следующий этап возрастного развития.

В возрастной психологии и физиологии выделяют различные этапы, периоды онтогенеза, которые характеризуются определенной специфи­кой поведения, деятельности ребенка, функционирования его организ­ма и адаптационных задач, стоящих перед ним (Эльконин Д. Б., 1989; Аршавский И. А., 1975; Безруких М. М. и др., 2002; Психология раз­вития, 2005).

Существует много теорий периодизации, различающихся по крите­рию выделения основного содержания разных периодов развития. Та­ким образом, основной проблемой периодизации является проблема выбора и определения общепризнанного ведущего критерия, который определяет развитие.

В возрастной физиологии разработан ряд классификаций, осно­ванных на морфологических и антропологических признаках. К этим признакам относятся рост, смена зубов, масса тела и др., изменение которых отражает преобразование метаболизма, происходящего в ор­ганизме. Согласно международной классификации, выделяют:

В педиатрической практике, наряду с морфологическими, учитыва­ются и социальные критерии, которые предполагают наличие систе­мы обучения и воспитания:

И. А. Аршавский полагает, что основным и существенным критери­ем, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдель­ные периоды, является способ взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды в каждом из них, который определяется ведущей функцией в целостном функционировании организма. Поня­тие период соотносится с очерченным отрезком времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических потребностей яв­ляются более или менее однозначными. В рамках периода могут быть выделены фазы, каждая из которых имеет свои особенности.

Переход от одного периода к другому представляет переломный этап индивидуального развития (другие термины — критический пе­риод, критическая стадия).

Каждый возрастной период характеризуется своими специфически­ми актами поведения, отражающими форму взаимодействия с опреде­ленными условиями среды. В основе осуществления специфических функций взаимодействия со средой в каждом возрастном периоде ле­жат свои доминантные механизмы. На переломном этапе происходит преобразование системы констелляций центральных звеньев, присущей предыдущему возрастному периоду, на новую, необходимую в последу­ющем возрастном периоде. Переломными этапами определяется диск­ретность непрерывного в своем течении процесса онтогенеза.

И. А. Аршавский исходит из «энергетического правила скелетных мышц», особенности функционирования которых определяют жизне­деятельность целого организма на всех его уровнях (ткани, органы). Специфика целостного функционирования организма определяется, таким образом, на основе двигательной деятельности ребенка.

В раннем постнатальном возрасте выделяются следующие периоды. За неопаталъным периодом (первые восемь дней) следует лактотрофный (до 5-6 месяцев), характеризующийся лактотрофной формой пи­тания, а также появлением первой антигравитационной реакции (удер­живание головки в вертикальном положении) до 2,5-3 месяцев и второй антигравитационной реакции (поза сидения) от 2,5-3 до 5-6 месяцев.

Следующий период лактотрофной формы питания с включением детского питания (от 6-7 до 11-12 месяцев) связан с реализацией третьей антигравитационной задачи (поза стояния) и переходом на смешанную пищу.

В течение этих периодов происходит изменение взаимодействия со средой за счет утраты ведущего значения такого критерия, как форма питания («задачей» которого было обеспечение роста и раз­вития), и появления нового критерия — преобразование деятельнос­ти скелетной мускулатуры, в результате чего преобразуется физио­логическое отправление органов, и организм начинает активно изменять свое отношение к среде.

После реализации позы стояния следует следующий возрастной пе­риод — преддошкольный, или ясельный (от 1 года до 2,5-3 лет). В этом возрасте происходит освоение локомоторных актов в окружающей сре­де (ходьба, бег). Ж. Пиаже рассматривает возраст от 0 до 2 лет как пери­од сенсомоторного интеллекта, в ходе которого формируются средства, позволяющие создавать схемы координации восприятия и движения.

От 2,5-3 до 7 лет длится следующий, дошкольный период. «Био­логическая и социальная» задача этого периода, помимо обеспечения дальнейшего роста и развития, состоит в обучении и подготовке к элементарным формам и навыкам социальной деятельности, кото­рые понадобятся в следующих возрастных периодах и которые приобретаются в разнообразных формах игровой деятельности. Физиоло­гическое значение игры заключается не только в развитии интеллекта, но и в увеличении нагрузки на скелетную мускулатуру. По Ж. Пиаже, возраст от 2 до 8 лет — это подпериод предоператорного интеллекта, входящий в период появления символической функции. С помощью символических средств субъект способен представить объекты в уме, схемы сенсомоторного уровня теперь представляются символически, их координация может осуществляться с помощью замещающей их символики — представлений. Начинает формироваться мышление.

Период младшего школьного возраста (от 7 лет до 12-13 лет) ха­рактеризуется формированием соматотипа, сменой свободно прояв­ляемой двигательной активности на состояние гипокинезии, игровой деятельности на формирование понятийной организации окружаю­щей среды. Ж. Пиаже определял возраст 8-12 лет как подпериод кон­кретных операций, с помощью которых ребенок постигает связи, вы­ходящие за пределы эмпирической констатации.

С12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста (подростковый, или период полового созревания), где происходит быстрое и бурное морфофизиологическое преобразование организ­ма. Возрасту 12-14 лет, по Ж. Пиаже, соответствует период становле­ния и достижения формальных операций, в ходе которого подросток научается действовать не только в окружающей реальной действи­тельности, но и в отношении мира абстрактных возможностей.

Следующие периоды онтогенеза — период стационарного состоя­ния (до 50-60 лет) и период инволюции (Аршавский И. А., 1975; Пиа­же Ж., 1994).

Д. А. Фарбер считает, что в основу периодизации должны быть по­ложены критерии, отражающие созревание центральных механизмов регуляции и контроля в ЦНС, которое позволяет формировать изби­рательные функциональные констелляции в соответствии с конкретной ситуацией и совершенствовать адаптацию к среде (Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А., 2002).

Л. С. Выготский рассматривал границы этапов психического разви­тия с точки зрения «кризисов», переломных периодов в жизни ребен­ка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, от­крывающие путь качественно новым этапам развития. Он полагал, что критерием периодизации должен быть объективный признак, который легко может определяться, как, например, смена зубов.

Д. Б. Эльконин разработал теорию периодизации психического раз­вития детей, основанную на категории «ведущая деятельность», в ко­торой выделяет периоды, характеризующиеся разными видами веду­щей деятельности.

Младенчество (0-1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Раннее детство (1-3 года) — предметная, манинулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами).

Дошкольный возраст (3-7 лет) — игровая и продуктивная деятельность.

Младший школьный возраст (7-10 лет) — учебная деятельность.

Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.

Ведущей деятельностью ребенка в младенчестве (0-1 год) являет­ся непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

В раннем детстве (1-3 года) ведущей становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами). Ребенок научается ориентировать­ся на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.

Ранний возраст является сенситивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-го — 1500 слов. С 2 до 3 лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указани­ями ставит ребенка и взрослого в ситуацию общения.

В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в сле­дующий возрастной период — дошкольный возраст. Предметная дея­тельность сменяется ведущей игровой и продуктивной деятельностью. В ходе игры идет воспроизводство системы взрослых, социальных от­ношений, в продуктивной — овладение рисованием, лепкой, констру­ированием.

Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенство­ванию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте от­мечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кож­ной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематичес­кий и неречевой слух.

Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оценить особенности обследуемых объектов.

На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятель­ность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (млад­ший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста — появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, что перестраивает другие познавательные процессы, а так­же умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

В подростковом возрасте и юности на первый план выступают об­щение и совместная деятельность со сверстниками.

На каждом из перечисленных этапов развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодей­ствует ребенок, также социален по своим функциям и происхожде­нию, а человек, с которым он общается, является носителем опреде­ленных способов употребления предметов и определенных смыслов человеческой деятельности. При этом сенситивностъ воздействия на ребенка на каждом этапе определяется возрастными возможностями его мозга, а содержание деятельности ребенка на каждом этапе раз­вития — сформированностью и ролью тех или иных психических функций (Эльконин Д. Б., 1989).

Таким образом, исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Ле­онтьев, Д. Б. Эльконин) и физиологов (И. А. Аршавский, Д. А. Фар­бер) позволили на основе выделения его содержания ввести новую единицу анализа детского развития — возрастной период. В особенно­стях возрастного периода отражены преобразования, которые харак­терны для большинства представителей определенной культуры при сравнительно одинаковых социальных условиях.

С точки зрения отдельной функциональной системы, возрастной период — это период стационарного ее существования в виде устой­чивого сочетания созревших и созревающих компонентов и связей между ними. Созревшие компоненты выполняют ведущую роль в иерархии их взаимодействия. Нейрофизиологическое содержание периода в отношении структуры функциональной системы — даль­нейшее созревание включенных в нее компонентов и связей между ними.

Такое же устойчивое состояние в рамках возрастного периода ха­рактеризует и взаимодействие разных функциональных систем при ведущей роли той из них, которая соответствует наиболее активно формирующейся в данный период психической функции. Тот или иной тип иерархического сочетания функциональных систем опре­деляет возможности деятельности ребенка в рассматриваемый воз­растной период.

Средовый фактор при этом обеспечивает более быстрое формиро­вание тех или иных звеньев функциональных систем, подготавливая основу для очередной смены иерархии во внутри- и межфункциональ­ных отношениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *