Футбол на мотоциклах ссср
ФУТБОЛ НА МОТОЦИКЛАХ
В мотобол играют две команды по 5 человек. 4 полевых игрока и вратарь. Спортсмены перемещаются по полю на мотоциклах. Размер поля идентичен с классическим футбольным. Покрытие обычно гаревое или же асфальтовое. Отличие — отсутствует разметка в виде круга в центре, а площадь ворот размечена в форме полукруга, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Суть игры заключается в поражении ворот соперника мячом, который в диаметре доходит до 40 сантиметров. Изначально вратарь защищал ворота, сидя на мотоцикле, но позже был лишен этого атрибута. Мотобольные мотоциклы отличаются от своих классических собратьев. У переднего колеса расположены специальные дуги, используемые для ведения мяча и «плуги» для недопущения попадания мяча под мотоцикл.
В 1933 году состоялся первый международный матч между командами из Англии и Франции, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.
После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии.
В Москве мотобольная «премьера» состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры.
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» (г.Элиста) стала первым чемпионом СССР.
Самыми титулованными командами страны являются «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Несмотря на то, что данную соревновательную дисциплину придумали во Франции, большая часть его истории связанна с нашей страной, поэтому мотобол по праву может считаться русским видом спорта.
Мотобол
игры с мячом, мотоспорт, командный
Мотобол на Викискладе
Мотобол — один из видов мотоспорта, представляет собой игру в футбол на мотоциклах.
Игра проводится на поле размером с футбольное, но имеющем небольшие различия в разметке: отсутствует центральный круг, площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно не грунтовое, а гаревое или асфальтовое. Асфальт немного посыпают песком для улучшения маневренности мотоцикла. Играют мячом, размеры которого значительно больше футбольного. В каждой команде 5 человек — вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
Мотобольный мотоцикл мало отличается от обычной кроссовой машины. Изменения касаются лишь рычагов управления, так как одна нога мотоболиста занята мячом, и установки на переднее колесо мотоцикла дуг для ведения мяча.
Содержание
История
Мотобол как вид спорта возник во Франции после 1930 года. Первым неофициальным чемпионом Франции 1931 года стал клуб «Сошо». В 1932 году возникли клубы городов Реймса, Парижа, Витри, Авиньона, Невера. Труа, а в 1933 году первым официальным чемпионом Франции стал клуб «СУМА» из города Труа. Это была первая команда которая стала готовить специальные мотоциклы для игры. Они же нашли и правильное решение для облегченного ведения мяча — специальный бугель, дошедший в измененном виде и до сегодняшнего дня. 1933 год прошёл первый международный матч между командами «Честер-мотоклуб» из Англии и «СУМА» из Франции. Итог — победа Французов со счётом 3:1. К 1936 году были созданы клубы в Бельгии, Голландии, Германии, Италии, а к 1955 году только в Северной Африке было организовано 10 команд. Мотобол как официальный вид спорта прочно занял свое место во французском и международном спорте.
Правила игры
Правила игры в мотобол и порядок проведения чемпионатов Европы установлены Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ, UEM).
Мотобольные матчи делятся на три вида:
Основные положения мотобольных правил:
Призёры кубков Европы
Кубки Европы проводились в 1964—1985 годах с перерывом в 1974 году.
Год | Место проведения | 1-е место | 2-е место | 3-е место |
---|---|---|---|---|
1964 | ||||
1965 | ||||
1966 | ||||
1967 | ||||
1968 | ||||
1969 | ||||
1970 | ||||
1971 | ||||
1972 | ||||
1973 | ||||
1974 | ||||
1975 | ||||
1976 | ||||
1977 | ||||
1978 | ||||
1979 | ||||
1980 | ||||
1981 | ||||
1982 | ||||
1983 | ||||
1984 | ||||
1985 |
Призёры чемпионатов Европы
Чемпионаты Европы проводятся ежегодно с 1986 года.
История зарождения и развития мотобола в Советском Союзе
сквозь призму истории элистинской команды «Комета»
Судьба мотобола
На мотобольном поле голом
Ждет возрожденья мотобола,
Ждет продолжения судьбы!
Мотобол — это молодой технический вид спорта, по дилетантскому определению, «футбол на мотоциклах». На самом деле это яркое и эмоциональное зрелище намного интереснее и сложнее этой болельщицкой формулировки. Мотобол как вид спорта получил официальную прописку в Советском Союзе в 1963 году (розыгрыш первого кубка журнала «За рулем»). Рождение мотобола произошло во Франции в 1927 году (первый матч по мотоболу между членами общества любителей мотоцикла, город Дижен). Играли и играют в мотобол только в европейских странах — это Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Англия, Болгария, СССР, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Россия. Высшее международное соревнование, чемпионат Европы (бывший кубок Европы). Первый розыгрыш кубка Европы, 1964 год (победитель сборная Франции). Победитель розыгрыша кубка Европы 1965 года (сборная Германии). На международном конгрессе ФИМ, состоявшемся в Париже в 23 октября 1965 года, было принято решение разыгрывать кубок Европы по мотоболу среди чемпионов стран участвующих в розыгрыше кубка. Первым победителем кубка 1966 года стал французский чемпион, команда «Камаре» из одноименного города Камаре. Далее, победители кубка Европы расположились в таком порядке: 1967 год — «Домбай» г. Черкеск СССР, 1968 год — «Камаре» г. Камаре Франция, 1969 год — «Домбай» г. Черкеск СССР, 1970 год — «Сума» г. Труа Франция, 1971 год — «Комета» г. Элиста СССР, 1972 год — «Камаре» г. Камаре Франция, 1973 год — «Комета» г. Элиста СССР. В 1974 году из — за несогласованности мотоциклетных федераций стран участниц, кубок не разыгрывался. С 1975 года кубок Европы опять стал разыгрываться в ранге сборных команд. А с 1986 года по настоящее время, вместо кубка Европы проводится чемпионат Европы среди сборных команд.
Со средины пятидесятых, все шестидесятые и семидесятые годы, Советский Союз, восстановившись от военной разрухи, бурно развивался. Развивался и выходил на передовые позиции в мире и советский спорт. Для эффективности руководства спортом, он был поделен на определенные части. Под эгидой Госкомспорта были объединены олимпийские виды, а технические и военно- прикладные (авиационные, парашютные, автомобильные, мотоциклетные, водно-моторные, подводные, радиоспорт, модельные, пулевая стрельба), были собраны под крыло комитета ДОСААФ. Главная уставная задача этой полувоенной организации была, готовить специалистов для советской армии, а развивать и культивировать спорт, была второстепенной. Время показало, что вверять судьбу руководства и развития десятков видов спорта отставным военным, далеким от этого вида деятельности, было не лучшим решением, которое затормозило их развитие на многие годы. В комитете было создано управление по развитию и материальному обеспечению этих видов спорта и организации участия советских команд на международных соревнованиях. Для развития и управления техническими видами спорта, была создана подведомственная структура, которую назвали ЦАМК (центральный авто — мото клуб).
В рамках комитета ДОСААФ, отношения к развитию вверенных ему видов спота было различным. Авиационные, парашютные и стрелковые виды спорта имели свои развитые аэроклубы, стрелковые тиры и всякие другие материальные части. У остальных видов спорта ситуация была иной. Посмотрим на нее через призму развития мотоциклетных видов спорта, которые бурно развивались за рубежом, а у нас в стране влачили жалкое существование. Они плохо обеспечивались техникой, которая к тому же была не приспособленной к нужному виду деятельности. Мотоциклы изготавливались на устаревших немецких линиях, вывезенных из Германии, доставшихся нашей стране после Великой Победы. Развитие мотоциклетных видов спорта проходило в основном за счет энтузиазма участников своих спортивных федераций.
Тем не менее, не смотря на неблагоприятные условия для развития, некоторые технические виды неудержимо прогрессировали, составляя серьезную конкуренцию своим западным соперникам. Мотобол был одним из них. Трудно сказать, что являлось главной причиной особого внимания многих жителей страны, которая и определяла повышенный интерес населения. Может это была скорость и динамика самой игры, может техническая составляющая и доля риска связанная с ней. Но было видно, что в основе повышенного внимания жителей лежала новизна и зрелищность этого явления. Вот народ по всей стране толпами и шел на мотобол. «Футбол на мотоциклах» стал одним из востребованных и быстро развивающих видов, которому сопутствовало внимание всех слоев общества. Играли в мотобол как в больших городах таких как Москва, Ленинград, Киев, Баку, Рига, Алма — Ата, Волгоград, Новосибирск, Красноярск, так и в небольших по численности. Но основные поклонники находились в селах и станицах, где в дальнейшем и открывалось большинство команд. Особое внимание населения к молодому виду спорта было на юге страны, где мотоцикл являлся любимым средством передвижения. В зону активного развития мотобола входили: Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань, Украина, Белоруссия, Прибалтика. Особенно выделялись два центра, которые были лидерами развития этой игры в стране. Это город Элиста, столица Калмыцкой АССР со своей знаменитой командой «Комета», и город Черкеск, столица Карачаево — Черкесии, со своей не менее знаменитой командой «Домбай».
Виктор Кондратенко.
Игрок и тренер знаменитой команды «Комета» г. Элиста.
К средине семидесятых годов в стране, численность мотобольных команд перевалила за двести. Победы клубных команд, а затем и сборной команды страны, на международной арене, впечатляли и показывали, что центр развития игры в Европе переместился из Франции и Германии в Советский Союз. Но со средины восьмидесятых годов, в СССР была затеяна перестройка государства, которая привело страну к экономическому спаду. Ухудшение наметилось в существовании и развитии видов спорта. Но больнее всего по существованию спорта и конкретно мотобола ударили в девяностых годах ельцинские реформы, в результате которых, хозяйствам и организациям стало трудно содержать подшефные команды. ДОСААФ так же устранился от управления и обеспечения закрепленных за ним видов спорта. Вот почему команды стали закрываться одна за другой. Состояние мотобола в то время иначе как коллапсом назвать нельзя. Количество команд к концу девяностых уменьшилось до десяти. На данный момент к 2021 тому году в стране осталось всего 6 взрослых команд. Такое положение дел не позволяет проводить полноценный чемпионат страны. В своем нищенском положении мотобол был не одинок. Многим другим техническим видам спорта было так же тяжело. Но к началу двухтысячных, спортивная жизнь страны в этих видах спорта начала оживать, многие виды стали подниматься до международного уровня, а внутренний мотобол продолжал падать, приближаясь к самому дну своего развития. Автору могут возразить, как же так, развитие мотобола затормозилось, а сборная команда России постоянно выигрывает чемпионат Европы. Выигрывает, то она выигрывает, но все эти победы, начиная со средины восьмидесятых годов, состоялись благодаря двум командам, лидерам мотобола страны 80 тых и 90 тых годов, видновскому «Металлургу» и ковровскому «Ковровцу». А с начала нулевых по настоящее время, многократному чемпиону страны, видновскому «Металлургу», базовой команде сборной России, где собраны почти все лучшие игроки российского мотобола. Это позволяет сильной и сыгранной сборной команде одерживать победы на чемпионатах Европы. После сдачи своих чемпионских позиций ковровским «Ковровцем», с начала двухтысячных, вид спорта в стране стал представлять собой иррациональное образование, состоящее из одной мощной команды и остальных слабых. Процесс развала и закрытия этих слабых команд в стране, продолжается. Он ставит острые вопросы. Как могло так случится, что мотобол в стране, стал ни кому не нужен, кроме самих спортсменов. И что надо сделать, чтобы спасти всенародно любимый вид спорта от полного развала.
Если рассматривать развитие и существование мотобола у нас в стране, во временном плане, то можно представить диаграмму за всю его историю. Со средины шестидесятых до средины семидесятых, вид спорта поступательно развивался. Апогей развития игры приходится на средину семидесятых годов. Это когда команды, набравшись высшего спортивного мастерства и опыта, исповедовав коллективную игру, показывали интересный и захватывающий мотобол, Далее с начала восьмидесятых, у населения стал пропадать к нему ажиотажный интерес, свойственный шестидесятым и семидесятым годам. Как же могло так случиться, чтобы людей перестала интересовать любимая игра? А секрет здесь простой. Переход команд на игры с гаревых полей на поля с асфальтовым покрытием, мотобол стал менее зрелищным, утратил остроту коллективных единоборств, красоту командной игры. Со средины восьмидесятых, началось медленное угасание вида спорта. Далее кривая развития мотобола направляется вниз, к начальной точке отчета.
Внимательно изучая положение дел в мотоболе, понимаешь, что за сложившейся ситуацией, кроится гибельный путь вида спорта. Углубленный анализ причин затормозивших развитие и предопределивших его падение показывает, что в развале виновны не только экономические реформы в стране, хотя это одна из главных причин. Виновником падения уровня вида спорта так же является его некомпетентное руководство. К руководству мотобола, как это не редко случается в организации нового дела, пришли люди случайные, далекие от спорта, и что самое нелепое и непонятное, далекие от основы нашей игры, мотоцикла. Было утеряно правильное направление развития, выстроенное первооткрывателями, энтузиастами мотобола нашей страны, утерян дух самой игры.
Первым руководителем был Анатолий Кван, который управлял нашим видом спорта с 1964 по 1972 год включительно. Следующим, на долгие годы стал его ученик и приемник, Валерий Мосин, срок которого в управлении мотоболом, выпал на основное время существования игры в стране, и составил несколько десятков лет (с 1973- по 2016 год ). С 2018 года по настоящее время руководит и пытается выправить кризисную ситуацию, Валерий Нифантьев, который одновременно является президентом видновского мотобольного клуба «Метеллург». Два первых руководителя, при которых произошли все основные реформаторские события в истории мотобола страны, в своем прошлом, не были мотоциклетными спортсменами, да и спортсменами вообще, не обладали опытом работы спортивных чиновников, поэтому зачастую ими принимались не вполне взвешенные решения, которые тормозили и мешали развитию мотобола. Первому руководителю Анатолию Квану повезло больше, он управлял мотоболом в то время, когда к любому делу был серьезный государственный подход. Он был на виду у старших чиновников комитета ДОСААФ, а так же был взрослым человеком, имевшим определенный жизненный опыт. Большую роль в правильных решениях всяческих вопросов Анатолием Кваном, являлась поддержка его деятельности на местах, в мотобольных центрах, где он всегда мог получить дельный совет, а иногда и толковую оппозицию в лице авторитетных сподвижников мотобола. Такими были: Борис Чавычалов и Виктор Кондратенко — г. Элиста, Владимир Гончарук — г. Черкеск, Анатолий Ковган — г. Зеленокумск, Иван Булавацкий — г. Полтава, Агрис Зирнис — г Рига, Константин Лалаян — г. Баку, Валерий Хайкин — г. Новосибирск, Василий Коростель — г. Пинск и другие. Поэтому, в тот период в мотоболе, в основном, принимались правильные, с опорой на коллективное мнение, решения. В новом деле не обойтись без поиска правильных ответов на решаемые вопросы, всяческих изменений и реформ, но они не должны мешать развитию дела, а помогать ему. Сильными ударами по мотоболу стало принятие чуждых нашему виду спорта нововведений и запретов. Первое такое запрещение, это использование, для игры в мотобол, качественных иностранных мотоциклов, а также использования на мотоциклах советских спортсменов иностранных деталей и запчастей (двигателей. карбюраторов, свечей, резины). Такой запрет делал игру менее скоростной, повлиял на ее зрелищность в худшую сторону, поставил спортсменов в рабскую зависимость от своего несовершенного, часто ломающегося мотоцикла. Но этот вопрос, по большому счету был политическим, спущенным сверху, он только контролировался мотоциклетными органами. Больше Анатолию Квану, поставить в укор нечего, кроме его личных кадровых предпочтений на местах, которыми, впрочем, страдают многие руководители всех рангов. Развитие мотобола в первое десятилетие своего существования шло быстрыми темпами и в правильном направлении.
Самые отрицательные реформы, повлиявшие на дальнейшую судьбу вида спорта, были приняты во время правления Валерия Мосина. Главное нововведение, перевернувшее все понимание мотобола, его менталитет, красоту коллективной игры, это перевод игр с гаревых полей, на поля с асфальтовым покрытием. Читателю нужно объяснить, чем отличаются эти поля и игра в мотобол на них. Гаревое поле: нижний слой, которого состоит из гравия, средний из песка и связующего материала, эти два слоя жестко укатаны. Верхний слой поля состоит из мелкого отсева, который при поливе становиться мягким. Со скользким асфальтом мы все знакомы в быту. Если брать за основу игру в мотобол на гаревом поле, на котором он был рожден, где мотоцикл выдерживает сцепление поля при любом крене мотоцикла и при любых разворотах, дает возможность резко останавливаться при торможении и быстро набирать ход. А на скользком асфальтовом поле, мотоцикл медленнее набирает ход, а юз и тормозной путь становиться длиннее. Но самое важное, во время игры, асфальтное поле дает возможность игроку владеющему мячом делать обратный вираж (движение мотоцикла в сторону от мяча). Этот маневр позволяет спортсмену, по времени, сколько он желает, контролировать мяч, не зависимо от количества соперников, при этом теряется контакт со своими партнерами, в результате исчезает коллективная игра. Как с юмором и очень точно подметили мотобольные болельщики со стажем, впервые наблюдавшие игру на асфальтовом поле, «мотобол стал не командной игрой, а фигурным вождением мяча». Мотобол потерял динамику игры, коллективные действия, постоянную борьбу за мяч, те основные качества, которые ставили его в один ряд с настоящими игровыми видами спорта.
Вопрос о переходе игр с гаревых полей на асфальтовые оказался ключевым, за всю историю мотобола, не только российского, но всего мотобола Европы. Этот переход полностью изменил саму игру и повлиял на ее дальнейшее развитие. Она стала более индивидуальной, менее зрелищной, исчезли многие элементы командных взаимодействий. Возникает вопрос, почему это произошло? Почему с такой легкостью команды закатали свои даже хорошие поля асфальтом? Ответов здесь несколько. Первый и самый главный — это та нищета, в которой прозябает наш вид спорта. Провести мотобольный матч на асфальте гораздо дешевле, чем на гари. Чтобы на гаревом поле провести игру, его надо выровнять, полить, разметить. Поливать и размечать его надо и в процессе игры. Асфальтное поле не надо ровнять, размечать, а многие поля и поливать. Второй аргумент, это всепогодность. Асфальтовое поле не раскисает и на нем можно тренироваться и играть круглый год. И очень веский аргумент заключается в том, что руководитель мотобола Мосин, даже не понял разницы этой подмены, и не противодействовал этому. Он не представлял себе сути вопроса, человек просто не умел ездить на мотоцикле.
Первое асфальтовое поле появилось случайно. В пригороде города Рига есть автомобильно — мотоциклетная траса для шоссейно — кольцевых гонок «Бикерниеки». На ней построили поле для частичного использования районной мотобольной командой «Адажи». Поле располагалось далеко от места проживания спортсменов, и за ним некому было ухаживать, поэтому его закатали асфальтом. Второе поле сделали и растиражировали по всей стране представители видновского «Металлурга». Это было время конца семидесятых, но тогда асфальтовые поля шли как эксперимент. Хозяйства, содержащие команды были способны обслуживать гаревые поля. Но к средине восьмидесятых, экономическое состояние организаций содержащих мотобольные команды стало ухудшаться, и встал вопрос об удешевлении расходов. Всех руководителей команд начало подгонять стадное чувство, не опоздать, быстрее закатать поле асфальтом. И как говориться, процесс пошел. Как спортсмен, игравший на полях с разным покрытием, могу сказать (автор), при всех погодных и экономических плюсах асфальтового поля, мотобол потерял свое лицо, свою настоящую игру, как говориться » вместе с водой выплеснули и ребенка«. Многие активные российские пропагандисты асфальта, ссылаются на то, что в Европе тоже идет процесс асфальтировки полей. Читателям надо объяснить, что за громким названием, европейский мотобол, стоит не такой уж достаточно благополучный в финансовом плане вид спорта, который находится на содержании своего малого бизнеса. А так как российская сборная команда постоянно их обыгрывает, и все российские команды дома играют на асфальте, они посчитали этот фактор самым главным аргументом побед. И бездумно в Европе заработали асфальто — укладчики, покрывающие асфальтом прекрасные гаревые поля.
В мотоболе страны была выстроена стройная система проведения соревнований. Победители районных состязаний выходили на республиканский уровень. Победители автономных республик и областей в республиканском финале выявляли лучшие команды и отправляли их в первую лигу. Две команды, победители первой лиги выходили в высшую лигу, где десять команд, в двухкруговом турнире, определяли чемпиона страны.
Освоившись с руководством мотобола, Мосин начал изменять принципы проведения соревнований. Постепенно структура их проведения была нарушена, особенно это коснулось низовых звеньев. Приоритет был отдан только проведению встреч высшего дивизиона и то в измененном виде и выступлению сборной команды СССР. Было непонятно, для чего это делалось? Когда в 1975 году проводился четырех круговой чемпионат СССР, по две игры дома и две игры на выезде. Вторая игра, как обычно проходила на следующий день, была она низкого качества и при пустых трибунах. Было принято большое количество нелепых и вредоносных решений. Это искусственное уменьшение высшей лиги мотобола, сразу на четыре команды, замена двух кругового ритмичного календаря основного чемпионата СССР, на календарь с рваными сроками, по две три игры в неделю, и в рабочие дни. Календарь главного чемпионата мог начинаться в мае или иметь месячные и более перерывы, где приоритет отдавался товарищеским международным встречам одной команды, а игры своего чемпионата на это время прекращались. Стало обыденным проводить всевозможные официальные турниры, вместо календарных игр уровневых соревнований. Соберут команды в одном месте, проведут турнир, и все это как будто для галочки. Да, это дешевле, но ведь болельщики команд, которые где то играли, мотобола и не видели. Все эти нововведения больно ударили по развитию игры, и ее популяризации в стране.
Управление и развитие вида спорта всей страны, требовало наличие у руководителя комплекса личных качеств, большой самоотдачи и особых знаний, связанных с мотоспортом, опыта руководства, предприимчивости и огромного желания служить своему делу, которыми молодой руководитель не обладал. У мотобола была возможность, как игровому виду спорта, подняться на более высокую ступень развития, и приблизится по своему уровню к олимпийским игровым видам. Молодому виду спорта, покоренные его зрелищностью, оказывали внимание и помощь большая группа видных журналистов. Борис Логинов, журнал «За рулем» (зам редактора, отдел спорта), Николай Белоус, газета «Советский патриот» (редактор), и крупные чиновники (заместитель председателя Госкомспорта СССР Вячеслав Гаврилин и др). Но руководитель мотобола Мосин, кроме получения наград и званий для работников и некоторых спортсменов, не смог извлечь реальной пользы для всего вида спорта.
В 2015 году Мосин, осознав, что падение мотобола, который своим непрофессионализмом и инертностью он опустил почти до самого дна, остановить не может, написал руководителям команд и общественности покаянное письмо. В этом письме он жаловался на невозможность работать в таких условиях и расписавшись в собственном бессилии покинул мотобол. Спустя годы понимаешь, не за свое дело взялся неопытный человек, как говориться не по Сеньке оказалась мотобольная шапка. Горько осознавать, что в сухом остатке оказался разваленным, любимый народом вид спорта.
Валерий Нифантьев.
Президент комиссии мотобола при федерации мотоспорта России.
Поднимая тему развития игры, трудно пройти мимо понимания роли личности в нашем виде спорта. В исторической памяти мотобола, сохранились несколько десятков имен руководителей команд, которые много сделали для развития игры. Они являются примером нынешним руководителям и тренерам команд. Это Виктор Кондратенко — «Комета» г. Элиста, и «Ковровец» — г. Ковров. Владимир Гончарук- «Домбай» г. Черкеск. Анатолий Ковган — «Молния» г. Зеленокумск и «Вымпел» г. Полтава. Василий Зубов — «Кавказ» г. Невинномысск. Константин Лалаян — «Норд» г. Баку. Агрис Зирнис — «Адажи» г. Рига. Валерий Резников — «Метеор» г. Элиста и «Восход» г. Ковров и другие. Падение уровня игры, которое мы наблюдаем в данный момент, напрямую связано и с тем, что в мотоболе мало осталось личностей, которые верой и правдой служат своему делу. Да, именно служат. Как сказал знаменитый хоккейный тренер Виктор Тихонов, «спорту надо служить». А многие нынешние специалисты не обладают всеми нужными качествами и знаниями, и к тому же так норовят запустить свою руку в полупустую командную казну. Настоящих профессионалов мало, но они у нас есть, на которых надо ровняться. Это тот же Валерий Нифантьев, руководитель видновской команды «Металлург», рано ушедший от нас Виктор Толоконников тренер ковровской команды «Ковровец», Юрий Воронцов, тренер кубанской команды «Кировец» и возрожденной черкесской команды «Домбай».
Команда «Комета» г. Элиста и её лучшие спортсмены, первые чемпионы страны.
Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Зурган Бадмаев, Виктор Лякушев, Дмитрий Чудиков, Владимир Ведяшкин.