г лебедев макарьевский монастырь
Г лебедев макарьевский монастырь
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Макарьево – жемчужина Поволжья
Моя статья, написанная для российского географического журнала «Живописная Россия»
У каждого из нас есть свое представление о России. Связано это с тем, что мы усвоили из школьных уроков истории, рассказов бабушек и дедушек, книг, которые прочитали в детстве и первого соприкосновения с родной землей во время путешествий по историческим и заповедным местам. И как же важно трепетно и бережно сохранять то, что еще осталось с незапамятных времен для наших детей, чтобы не прерывалась связь поколений.
Поселение сложилось вокруг знаменитого Макарьевского Желтоводского монастыря, который был возрожден в 1620-х гг. на месте, где в 1435—1439 гг. стояла келья преподобного Макария. Поселок Макарьево Нижегородской области (бывший город Макарьев Нижегородской губернии) не следует путать с городом Макарьев Костромской области, который возник из монастырской слободы вокруг Макариево-Унженского монастыря, основанного тем же преподобным Макарием в 1439 г.
В 1435 г. в заволжской глуши, на берегу живописного Желтого озера, неподалеку от устья Керженца, иноком Нижегородского Печерского монастыря Макарием была поставлена первая келья будущего могущественного монастыря. Однако через четыре года обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре отпустили на свободу, взяв обещание не возобновлять строительство монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал упоминаемый выше монастырь на Унже.
Макарьево.Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, фото начала ХХ в
К бывшей волжской обители на Желтых водах тайком приходили паломники, чтобы помолиться над прахом иноков-мучеников. Родилась легенда, которая связала град Китеж на озере Светлояр, скрывшийся под воду от Батыя, с уничтоженной татарами Желтоводской обителью.
Спустя почти два века разоренный монастырь был вновь отстроен и получил имя Макарьевского Желтоводского. Желтоводским он был назван потому, что раньше на его месте было Желтое озеро, которое со временем поглотила река Волга.
История возобновления монастыря в Макарьеве на Волге связана с приходом муромского инока Аврамия в 1620 г. Основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок – с 1651 г. по 1667 г. Монастырь стал культурным и хозяйственным центром. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка. Для защиты монастыря и ярмарки была построена мощная крепость.
Центром монастырского ансамбля является Троицкий собор (1658 г.), в котором сохранились фрески XVI в. Трапезная Макарьевского монастыря (1651 г.), представляет собой двухэтажное здание. Первый этаж имел хозяйственное значение, а во времена ярмарки сдавался под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая прежде паперть соединяла ее с колокольней.
По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами. С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела. Первоначально церковь имела одну главу, но в 1670 г. ее заменили более сложной пятиглавой постройкой.
В Макарьевском монастыре в XVII в. жил будущий патриарх Никон. В Макарьевский монастырь приходил и его современник и оппонент протопоп Аввакум, автор знаменитого «Жития».
Удачное расположение Макарьевского монастыря способствовало тому, что вскоре здесь возник торг. Официально Макарьевская ярмарка была учреждена в 1641 г., когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю «на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание». Таким образом, торг обеспечил быстрый рост благосостояния монастыря и способствовал строительству храмов. Для защиты монастыря и ярмарки вокруг была построена крепостная стена. Торг производился ежегодно в июле. Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. С 20-х годов XVII в. Макарьевская ярмарка способствовала складыванию всероссийского рынка. Здесь сбывались пушнина, ткани, рыба, изделия из металла, зерно.
Макарьев монастырь был закрыт в 1927 году. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е гг. началась их реставрация.
Сейчас Макарьевский монастырь является действующим женским монастырем. Стены и храмы отреставрированы, благоустроена территория. Белокаменные стены монастыря издалека видны с Волги. Монастырь открыт для посещения.
Трагическим для Макарьева стал 1816 г., когда во время сильнейшего пожара сгорели все ярмарочные постройки, после чего ярмарка был перенесена в Нижний Новгород. С тех пор «Старый Макар», как называет его простонародье, стал вымирать. Хотя еще в конце XIX в. в Макарьеве было уездное и два начальных училища, а жителей насчитывалось около двух тысяч. Но почти вся торговля перешла к селу Лыскову.
В 1958 г. Макарьеву был присвоен статус рабочего поселка. Макарьево сильно пострадало в результате заполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС, часть жителей переселена, водозащитные сооружения исказили вид монастыря.
В 2009 г. статус Макарьева изменен на сельский поселок, а городское поселение «Рабочий поселок Макарьево» стало частью Валковского сельсовета. В Макарьеве работает леспромхоз. Есть пристань.
Сегодня в п. Макарьево есть несколько достопримечательностей. Памятником архитектуры является ансамбль Свято-Троице-Макарьево-Желтоводского монастыря, включающий крепостные стены с башнями, Троицкий собор, Михайлоархангельскую и Успенскую церкви, кельи (XVII в.).
В Макарьеве также расположен музей «Сказка». Хранительницей и экскурсоводом музея является Нонна Борисовна Фомина-Потанина, дочь и внучка славных представителей макарьевской художественной интеллигенции. Там представлены работы художников Фоминых. Борис Федорович Фомин — ученик известного академика, казанского художника Николая Ивановича Фешина. Федор Афанасьевич Фомин — художник-фотограф, ученик известного нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. В музее имеется выставка фотографий конца XIX в. «Уездный город Макарьев 1779—1919 гг.», а также удивительные деревянные скульптуры (чего стоит только Баба-Яга или огромный деревянный башмак), неповторимые проволочные композиции, которые словно сотканы из кружева.
Еще одной достопримечательностью Макарьева является страусиная ферма «Макарьевский страус». Ферма была основана в 2006 г. Она занимается племенным разведением и продажей страусов, павлинов, фазанов, индюков, цесарок, декоративных кур, уток, лебедей, гусей; обучением начинающих фермеров и частных лиц основам бизнеса по разведению птицы; проведением экскурсий на ферме с дегустацией различных блюд из экзотической птицы; продажей инкубационных яиц, птенцов, взрослой птицы, а также мяса, жира, столового яйца, перьев птицы и продажей сувенирной продукции – росписных страусиных яиц, перьев, чучел птиц и т.д.
Несмотря на свою драматичную историю, Макарьево до сих пор доносит до нас аромат и дух русской старины, величие и трагичность нашей истории, да и просто напоминает о наших корнях.
Макариево-Унженский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
В конце лета 1439 года, ища уединённой молитвы, в это удалённое от людей место пришёл девяностолетний старец Макарий награждённый от Бога даром особой молитвы, даром исцеления болезней и даром изгонять бесов. Молва о его святой жизни скоро собрала около него достаточно братии и с этого времени ведёт начало более чем полутысячелетняя история монастыря. В 1444 году преподобный Макарий мирно отходит ко Господу и благодарные люди строят над местом его погребения храм (ныне это Макариевский каменный собор).
О раннем периоде Макариево-Унженского монастыря почти ничего неизвестно кроме того что в 1522 году при очередном набеге татар обитель была чудесно сохранена от разорения молитвами святого основателя монастыря. Также известно, что в этом, особо благословлённом Богом месте не прерывалась монашеская молитва и богослужения.
Чуть более двух веков спустя, вера и усердие людей возводят: Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.
В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь).
Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов.
В 1919 году братию изгоняют, в 1929 году закрывают все храмы и разобрав монастырскую ограду строят из её кирпичей на святом месте общественную баню. Семь десятилетий святая вера благочестивых предков терпеливо обличала безумных потомков одним лишь молчанием величественных зданий храмов. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.
В 1993 году, монастырь возрождается как женский, в 1994 освящается Макарьевский храм, в 1995 возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения.
Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.
Не смотря на особую историческую роль монастыря, здесь, большей частью времени, почти также тихо и безлюдно как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий ища уединения.
Комплекс монастыря состоит из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.
Г лебедев макарьевский монастырь
Всей России был ранее известен Макарьев-Унженский монастырь. Его называли «Второй Лаврой». Тысячи паломников приезжали поклониться преподобному Макарию Унженскому. Сотни монахов населяли обитель. Многочисленные чудеса явил преподобный Макарий. Сведения о них бережно хранились и вносились в монастырскую летопись.
Более пяти с половиной веков под чудодейственным покровительством святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского находится Макарьев-Унженский монастырь, основанный им же в 1439 году.
90-летним старцем прибыл преподобный Макарий на это святое место с берегов Волги из Желтоводского монастыря. Родился будущий подвижник в Нижнем Новгороде в 1349 году. Постриг принял в Печерском монастыре с именем Макарий. На Желтоводском озере близ Волги, куда он прибыл после пострига, он вырыл себе пещерку-келию. К нему стала сходиться братия. Но в 1439 году деревянный монастырь был выжжен дотла одним из отрядов ордынского хана Улу-Мухаммеда. Очень много монахов было перебито, а самого Макария, однако, «яко тиха, мудра, незлобива», отпустили «со многими братиями» и с обязательством никогда здесь монастырь не возобновлять.
Рядом с монастырской горой преподобный Макарий ископал источник, существующий и сегодня, всегда наполненный прозрачной водой. После смерти преподобного в 1444 году в возрасте 95 лет люди начали приходить к святому гробу его, и многие получали чудесное исцеление от болезней.
Мало что известно о 150 последующих годах жизни монастыря. Однако летопись сообщает, что в 1522 году при очередном набеге татар обитель была чудесно сохранена от разорения.
Крестьянин Иван Сусанин не допустил иноземцев захватить Михаила и его мать в незащищенном Унженском монастыре. Русский крестьянин спас будущего царя, а за это умер тихою мученическою смертью.
Возрождение монастыря началось в 1993 году, 3 августа. Число насельниц составляло 5 человек. 7 августа 1993 года совершалась Божественная Литургия, которую служил Владыка Александр. Это был день памяти преподобного Макария.
В этот день после окончания службы подошли женщина с мужчиной. Они сказали, что приезжают каждый год на праздник преп. Макария из Москвы и со слезами стали рассказывать сон, который приснился мужу накануне поездки на праздник. Он видел во сне преп. Макария, который говорил народу: «Грузите возы в Макарьев, в монастырь сестрам». Муж с женой были в недоумении, так как монастырь был не действующий, а когда приехали в Макарьев на службу и услышали указ Святейшего Патриарха, который прочитал Владыка во время службы, об открытии монастыря, то были поражены. В этот же день монахиню Людмилу наградили наперсным крестом и возвели в сан игуменьи.
А вот несколько историй о чудесах и исцелении от мощей преподобного Макария и святой воды: Спустя 2 месяца после открытия монастыря туда пришла женщина с 3-летним мальчиком. Она рассказала следующее. Придя за водой на святой источник преп. Макария, который находится под горой у монастырской стены, она увидела на одном из монастырских храмов три горящие свечи. Она спросила у мальчика, видит ли он эти свечи. Он сказал, что видит. Накануне праздника Св. Троицы после всенощного бдения верующие прихожане видели множество зажженных свечей над монастырем. Неоднократно летом ночью мы наблюдали горящие кресты, как играющее пасхальное солнце.
Многие верующие получают исцеления от воды св. источника преп. Макария, от мощей святого угодника Божия и от масла с лампады, которая неугасимо горит у раки преподобного Макария. Таких исцелений было множество. Расскажем о некоторых из них. Паломник из Москвы, выполняя послушание, сильно ударил ухо. Боль и отек продолжались несколько дней. После помазания святым маслом произошло исцеление. Житель г. Макарьева, помогающий монастырю, упал с лестницы на бетонную отмостку дома. От сильной боли он потерял сознание. Сразу после помазания маслом от лампадки, горящей у раки преподобного Макария, пришел в себя. У него оказался сильный ушиб и трещины поясничных костей. Уже через несколько недель больной выписался из больницы, несмотря на пожилой возраст, а через несколько месяцев стал снова помогать монастырю. Невозможно перечислить все чудеса и исцеления, их очень много. Все любящие и почитающие преп. Макария прибегают к его помощи и по вере своей получают исцеления.
Комплекс монастыря огромен. В ограде насчитывается 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. В Успенском храме совершаются регулярные богослужения, в нем же почивают мощи преподобного Макария. Следует отметить, что из семи святых костромской земли, мощи которых почивают под спудом, это единственные открытые для всеобщего поклонения.
Как ни далек монастырь от Москвы, но живая связь между стольным градом и чудотворной обителью останется и поныне. В Алтуфьево находится источник преп. Макария при Крестовоздвиженском храме. Там же во время Великой Отечественной войны засвидетельствовано чудесное явление преподобного. В известном храме во имя святителя Митрофания Воронежского есть чудотворная икона преп. Макария, а сам будущий святитель был некоторое время игуменом этого монастыря.
Адрес монастыря: 157450, Костромская область, г. Макарьев, пл. Революции, 15 Макариево-Унженский женский монастырь.
Чудеса на Макарьевской земле
Из летописей о чудесах на земле преподобного Макария
Частично переложено, по благословению игумена Варфоломея (Коломацкого) на современный язык с рукописи из собрания ЦРК ОГБУК «Костромской историко-архитектурный музей» КМЗ КОК 56472 составленной в ХIХ в. в Макарьево-Унженском монастыре на основании более ранних источников монастырского архива.
Крымский хан Менгли-Гирей переселившийся в Казанские пределы стал делать набеги, в том числе и на Галичские земли.
Город Унжа был немноголюден и плохо укреплён. Воинов защищающих город было немного. Большинство из них не были обучены ратному искусству. Неминуемое разорение и предание огню грозило не только городу, но и монастырю святого Макария.
Гражданам ничего не оставалось делать как только возложить надежду по защите города на Бога, на Матерь Божию и на преподобного Макария Унженского.
Несколько иноков и граждан города отправились в обитель преподобного и там молились перед явленной ангелами иконой Божией Матери (Макарьевская). После молитв один из иноков утверждал что он видел как на иконе из очей Матери Божией истекли две слезы и дошли до правой руки младенца Иисуса.
Это обрадовало людей и придало им надежду на помощь свыше.
Когда татары подошли к городу Унже и осадили его, то по какой-то причине то подходили к городу, то отступали от него. Потом жители Унжи воодушевившись пошли на врага и взяли многих в плен. Взятые в плен утверждали что при подходе к стенам города они видели седого старца монаха защищавшего город и устрашающего их. Иноки же утверждали что не только преподобный Макарий сохранил город от гибели, но и Сама Матерь Божия спасала их.
Летописец же справедливо писал что: «честь и славу прежде всего достойно должно воздать победителю ада и смерти Господу и Богу нашему Иисусу Христу»
В царствование Василия Иоанновича Великого князя Московского двадцатитысячное войско татар подошло к городу Унже и монастырю преподобного Макария, и жителям города ничего не оставалось делать как только, каясь в грехах своих, усиленно просить о скорой помощи преподобного Макария, особо чтимого здесь святого который некоторое время жил в их городе и «в нём изволил дух свой Господу предать».
Летопись указывает «Поганые нагло напали на город, наступая со всех сторон, осыпая стрелами и поджигая». Воевода города по прозвищу Супоня и жители вместе с ним, со слезами, молились у образа преподобного Макария который, как это бывало прежде, уже защитил их единожды от подобного поругания.
Также и в монастыре у иконы Божией Матери три дня и три ночи непрерывно молились некоторые горожане и монахи. Молились «не отлучаясь без еды и пития». Изнемогшие от трудов, усталости и от уныния потому что беда была неминуема и велика, молящиеся, наконец, уснули в здании церкви где кто мог, а после пробуждения игумен монастыря клятвенно утверждал что видел во сне как старец Макарий, ради милостей оказанных ему при его жизни жителями города и который «телу его послужил», умолял Пречистую Богородицу о защите людей долго стоя на коленях у Её чудотворной иконы. Летопись приписывает такие слова преподобному: «я не смею один, без Тебя Пречистая умолять Владыку Господа о отмене наказания, потому что отяготили люди долготерпение Его своими грехами». Далее же, игумен слышал от иконы глас Божий: «Ради моления Матери Моей и ради молитв твоих (ради молитв Макария) ещё долготерпя помилую град их» после чего, по словам игумена, преподобный Макарий стал невидим.
Услышав это присутствующие в монастыре отслужив молебны Матери Божией и преподобному пошли к трапезе.
Слыша эти рассказы многие горожане пошли в монастырь основанный святым Макарием (20-верст ниже по течению реки Унжа) там много дней благодарили его за избавление от страшной беды и каялись в грехах своих что забывали Бога: «более же величали Милосердие Господа Иисуса Христа».
Исцеление посадской женщины именем Варвара
«Посадская женщина по имени Варвара из города Галича, вдова, много лет была больна параличом. Правая рука её была сухая и совершенно не двигалась. Та Варвара имела большую веру в Макариевскую чудотворную икону Богоматери и бывала на всех праздниках в Унженском монастыре, когда была служба Пречистой Владычице в честь Её иконы. В субботу пятой недели Великого поста во время пения акафиста та женщина вдруг впервые двинула недвижимой сухой рукой, показывая всем её выздоровление. После окончания пения, когда вместе со всеми приложилась к честной иконе Владычицы, имея немой язык заговорила, и радуясь возопила, благодаря о внезапном исцелении. Скоро её правая рука совсем утвердилась и двигалась, как и левая и язык был доброглаголив»
Исцеление женщины Александры из города Юрьевца на Волге
«Жила в городе Юрьевце на Волге одна женщина по имени Александра, из хорошего рода и очень почитающая чудотворную икону Макариевской Божией Матери. Часто она бывала в Унженском монастыре на Божественной службе, как у той честной иконы так и у гроба святого Макария. Заказывала молебны пречистой Богородице и преподобному и Богоносному отцу нашему Макарию, как отдельно, так и вместе. Александра не могла своих детей родить живыми, а изметала мёртвыми и от этого очень страдала. Случилось ей беременной быть в Унженском монастыре. Ожидая, что по-прежнему, случится у неё выкидыш, впала она в лютую скорбь. Начала Александра молиться у честной иконы Богоматери, да помилует Она её, Сама Благосердая. Благословит родить живой плод чрева её. Молясь, воздыхая и проливая слёзы женщина не отрываясь смотрела на честную икону и видит, как Лик на иконе Владычицы изменился и стал намного светлее. Александра очень удивилась такому изменению Лика Богородицы Владычицы и подумала: «Если я грешная всю ночь буду молиться здесь одна у иконы Пречистой Госпожи Богородицы, то буду услышана». Решив так, после вечерней службы подошла к игумену, умоляя его, чтобы благословил он ей, запертой в церкви, одной остаться на всю ночь для молитвы и бдения у чудотворной иконы. Игумен благословил сему быть, зная, что женщина благочестивая и молится со многими слезами ко Всемилостивой Владычице о даровании ей живого ребёнка родить, что была она беременна много раз, но ни одного не выносила.
— Услыши меня Премилостивая Мати Господа моего Иисуса Христа Царица и Владычица, услыши меня грешницу! даруй мне понести одного ребёнка, да выращу его и назовусь матерью живо-го детища, который меня в старости успокоит. Услыши меня Владычица!
Так молилась Александра всю ночь со слезами и частыми поклонами у честной иконы. Незадолго до заутрени она прямо стоя задремала и как будто уснула. В этом забытьи слышит она голос от иконы: «Пей понемногу воду из колодца, где Я явила эту Мою икону, до тех пор, пока не родишь сына, и будет он жив». Услышав эти слова женщина проснулась и снова начала молиться ко Владычице, благодаря Пречистую Богородицу. Когда настало утро, Александра попросила игумена, чтобы он благословил ей от Богодарованного источника почерпнуть воды для употребления. По благословению же взяла святой воды и пила её, после чего вскоре родила сына, которого приносила и показывала Матери Господа, благословляя Единую Преблагословенную во веки. С того времени Александра начала от своего мужа рожать живых детей и родила ещё одного сына и одну дочь. Славя величие Божие, и прославляя милосердие Владычицы, дарованное от честной Её иконы, приносила она к ней елей и свечи»
О исцелении неплодной Екатерины из рода бояр Хвостовых
Старец Давид из рода бояр Хвостовых, благочестивый инок, был назначен Царём и Великим князем Фёдором Иоанновичем в 1596 году в Унженскую обитель игуменом, для её обустройства и приведения в лучший вид. Этот старец поведал братии историю о себе самом, как будто она произошла с кем-то другим.
Некая женщина по имени Екатерина, особо почитала Пречистую Матерь Господа, каждый день пела Ей акафист и много раз в день читала «Богородице Дево», была неплодна и не могла иметь детей. От своего неплодства страдала и бывало целыми ночами не спала, клала поклоны и молила Богородицу дать ей хоть одного ребёнка на утешение. В молитвах обещала, что если родится мальчик, то отдаст его в монахи. Так она усердно молилась, проливая слёзы к Богородице и была услышана. Во время одной из таких молитвенных ночей перед иконой Богоматери, у себя дома, Екатерина задремала. И видит во сне, как Владычица Пречистая Богородица, в виде Предивной Светоносной Жены, тихо подходит к ней с двумя преподобными и, смиренно посмотрев на неё, говорит: «Пришла Я, Екатерина, посетить тебя, с любимыми Моими Макарием и Давидом, угодниками Сына Моего Господа Иисуса Христа. Отнимаю у тебя твою печаль, и ты вскоре зачнёшь и в своё время родишь сына, которого Я пошлю на Унжу, для службы Мне у честной Моей иконы в том же монастыре, который Я сильно люблю ради Макария.» Сказав это, Богородица осенила Екатерину крестным знамением и отошла. Вскоре всё сказанное сбылось. Женщина родила и вырастила сына, хваля и благословляя Бога и Пречистую Его Матерь.
О исцелении слепой Анны
Исцеление Евдокии из города Вятка от болезни кровотечения
О бывшей блуднице ставшей инокиней
После пробуждения, её болезнь стала отступать, но не до конца. В скором времени Ефросинья с трудом пришла в Макариев монастырь, что на Унже. После пения акафиста перед иконой Владычицы она выпила воды от святого кладязя и получила совершенное здоровье. После этого Ефросинья пошла в женский монастырь, где и пребыла до конца своей жизни, прославляя милосердие Богородицы.
Спасение купцов Ивана и Тимофея Леонтьевых от нападения волков
В первых числах января 1590 года казанские купцы Иван Леонтьев и его единоутробный брат Тимофей ехали в Унженскую обитель преподобного отца нашего Макария по купеческим и торговым делам и везли на ярмарку солёную рыбу и другие товары. Иван и Тимофей, хотя и были молоды, но Бога боялись и заповеди Его хранили. К Пречистой же Богородице такую веру имели что всегда с собой возили маленькую раскладную икону Её, где на боковых створках были изображены Гурий и Варсанофий Казанские, на другой Герман и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.
Торопясь на ярмарку довелось им ехать ночью через лес где напала на них волчья стая. Злобно рыча волки нападали и хотели их съесть. Браться достали складную икону Богородицы и святых, и с верой ознаменовали ей дорогу прося Матерь Божию спасти их. После чего волки скоро умерили свою ярость и ушли в лес оставив братьев в покое.
Прибыв в монастырь купцы пели акафист Макарьевской чудотворной иконе и рассказывали всем как избавил их Бог от напрасной смерти и показывали свою икону всем.
Исцеление Юлиании от рака
Одна женщина по имени Юлиания из города Ярославля, имела на правой щеке своего лица гнойный струп, считая, что это рак. Она лечилась разными средствами, но результата не было. И обратилась Юлиания ко Пречистой Владычице Богородице, читая пред честной Её иконой тропари и кондаки из акафиста. Женщина та была смиренна, часто ходила в церковь для молитв и подаяния милостыни, помогала нищим и жертвовала в монастырь. Часто дома по ночам молилась. Один раз во сне видит она Чудную Деву, которая велела ей идти в Унженский монастырь и елеем от лампады, что у честной Её Макариевской иконы горит, помазать свой гнойный струп, и тогда от своей болезни исцелится. Когда же придя в монастырь, по окончании акафиста Богородице, была она помазана елеем от лампады Владычицы то тут же получила исцеление. Струп гнойный, как чешуя, от елея свалился, а щека, к удивлению присутствующих, оказалась цела, как и другая, без признаков болезни. После такого чуда многие прославили Бога и Пречистую Его Матерь.
Исцеление от болезни проказы
Прокажённый, некто Дионисий из Вологодских земель, имел сухую недвижимую правую руку. Он услышал о преславных благодеяниях, которые бывают от чудотворной иконы Богородицы Макариевской, которые Сама Владычица подаёт. Уверовав, быстро собрался и пришёл в Унженскую преподобного отца нашего Макария пустынь. Было это в первую субботу по Святой Пятидесятнице в 1591 году, когда соборно пелся акафист Пречистой Богородице. Дионисий с умилением и слезами взывал: «Умилостивися Владычице, умилостивися! Дай мне сухорукому и прокажённому Твою святую помощь, моему земному телу человеческому, спасение! От врачей не получил я никакой пользы, прояви милость Владычица! Исцели меня, ведь устало тело моё. Высохла рука, и мышцы прилипли к костям, весь покрыт шрамами и язвами. Всей душой к Тебе обращаюсь». Так он долго с отчаянием молился, пока кто-то из народа тихо не сказал: «Что плачешь в отчаянии? Проси. Будешь помазан елеем Богородицы и сразу иди и святой Богородичной водой умойся». Послушав этим словам, Дионисий после совершения акафиста и помазания елеем умылся святой водой и стал здоров, и рука его окрепла, и тело очистилось. Возвеличил он Бога и Пречистую Его матерь, рассказывая всем о преславном этом чуде. Многие и другие страдающие различными болезнями, пьющие и умывающиеся этой святой водой исцелились по молитвам Владычицы и святого угодника отца нашего Макария.
Как астраханский рыбак, по имени Яков, утонул в море и к жизни вернулся и стал монахом.
Это было в октябре 7102 (1594) года. Иаков из Астрахани, который потом, при игумене Унженского монастыря Зосиме, стал старцем Иовом, привёз пять возов рыбы на питание монахам. Он объявил, что исполнил обет, доставив обозы в этот монастырь по велению Богородицы. Я, сказал он, самый грешный рыбак, ловивший на Дону и на море рыбу, потому что не хотел жениться и жил со многими женщинами в блуде и осквернении. Монастыри ненавидел, не делал добрых дел и пренебрегал молитвой. Любил только милостыню нищим давать и сорок раз вдень «Богородице Дево радуйся Благодатная …» и двенадцать раз «Отче наш» — молитву Господню, читал. Поэтому Пречистая Владычица и попустила мне утонуть в море. Извлекли моё мёртвое тело сетями, а душу изъяли из тела страшные демоны и готовы были предать конечной погибели, если бы Сама Богородица не отняла меня от адского мучения и душу мою обратно в тело не возвратила. Она сказала: «Ты любодей и сквернитель, но ты нищих любишь. Хочу, что бы послужил ты Сыну Моему Господу Иисусу Христу и Мне в обители Унженской в чистоте и покаянии. Я умолила Сына Моего возвратить тебя к жизни». И тотчас с теми словами я ожил и теперь всю мою часть улова привёз, по велению Богородицы, и отдаю в этот монастырь на трапезу, а себя самого на служение Владычицы Богородицы. Примите эти два дара — вину и виновного, и примите меня, как служителя Богородицы, а рыбу как дар Её.
Избавление от насилия от поляков
Евдокия из Коряковских земель, женщина красивая лицом, а ещё больше душой. В свои молодые годы была уже вдовой, но славилась целомудрием и смирением. Любила она Богородицу Владычицу и Её икону Макариевскую, всегда собой носила. Маленькую иконку Евдокия заворачивала в платок и повязывала себе на шею, и всегда делилась с ней радостью. Ещё была она очень трудолюбива и милостива.
Однажды находясь в лесу и идя полем встретила поляков, которые после взятия в плен в Польшу Царя и Великого князя Василия Иоанновича рыскали, как волки и бесчинствовали не щадя православных христиан. Эти ляхи, под предводительством воеводы Лисовского, шли на Юрьевец Поволжский, что бы завоевать его. Проходя мимо, они решили завоевать и Коряковские земли и истребить христиан. Несколько поляков и встретили в лесу Евдокию и хотели надругаться над ней. Женщина, сопротивляясь, одному из них выколола глаз и тогда безбожные поляки изрубили её мечами, оставив едва живую, и ушли. Но не попустила Богородица невинно пострадавшей здесь погибнуть, Сама явилась, уврачевала её раны и сделала здоровой.
Об этом позже Евдокия, с большим умилением и слезами, многим на пользу рассказывала. Также на исповеди игумену Иоасафу и старцам пред чудотворной Макариевской иконой Богородицы рассказывала о преславном этом чуде. Да и мы принесём Христу Богу нашему и Пречистой Его Матери молитвы и песни духовные благодарственные вознесём. Да будем помилованы в этом и будущем веке, славяще Триипостасную Державу Единого Божества и Его Царства, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О видении Богородицы держащей Евангелие вместе с иереем
В 1609 году, в обитель преподобного отца нашего Макария, пришёл некто нижегородец Борис Дорофеев и попросил игумена Иоасафа вписать в диптих имя умершего своего отца Дорофея и рассказал про него.
Прими же отче Иоасафе, сие сокровище икону Пречистой, как память о славном чуде, и помяни отца моего, ведь он, как и ты очень любил эту обитель. Меня же благослови другого святого иконою Богородицы, да будет в моём дому всегда неразлучно вместе с ней Владычица Богородица, защищая от всех зол рабов Своих. Игумен, приняв чтимую икону, благословил Бориса другой такою же и тот, взяв её, отправился в путь, радуясь и славя Бога.
Избавление от сыпи
Костромич Афанасий Берёзин сделал в Унженскую обитель преподобного отца нашего Макария вклад на колокол, а игумену Иоасафу поведал свою историю.
Исцеление троих в один день у источника
В 1610 году 13 апреля. В Пасхальную пятницу в Унженской обители по древнему устану полагается особая служба в честь явления честной Макариевской иконы Богородицы и бывает Крестный ход с той чудотворной иконой из обители на источник что на суходоле, где икона и явилась. По этому случаю отовсюду во множестве стекались Боголюбцы, почитающие торжество Богоматери. Для этого и пришли на праздник из Ветлужской стороны между многими и некая Евпраксия, больная скорбутом и уже много лет имеющая по всему телу коросты, другая же Анастасия, которая страдала эпилепсией, от которой внезапно падала ниц испуская пену и теряла сознание ничего не помня придя в себя. Случилось быть здесь в этот день и посадскому человеку Алексею Колосову из Ростова. Тот Алексей страдал пьяными запоями, а когда протрезвлялся, его мучили разные бесовские видения. Отец от него отвернулся, одна мать о нём заботилась. Она, часто воздыхая сокрушённым сердцем, молила Богородицу Владычицу, да удержит её сына от пьянства, трезвость и здоровье ему подаст. Когда её сын Алексей бывал трезв, заставляла молиться вместе с собой, даже если он не хотел. Эти Евпраксия, Анастасия и Алексей вместе со многими паломниками пришли крестным ходом. После совершения водоосвящения каждый из них про себя подумал так, свят день сей, яко воскрес Христос! Свято место это, потому что здесь явилась честная икона Владычицы и сейчас здесь пребывает! Свята и вода сия, благодатию Богородицы этот суходол стал сырым и водою наполнился рукою чудотворца Макария, освятился знамением честного и животворящего креста Господня! Снят и пресвят Господь Бог наш! Нас, жаждущих исцеления от болезней наших, Человеколюбец Милостивый привёл на этот источник! И сейчас в этот час снятой исцелит Он немощи наши, молитвами Пречистой Своей Матери и угодника Своего макария и всех святых! И что бы исцелиться, надо выпить этой воды. Так по благодати Божией мудро рассудил каждый из них и испил святой воды из источника. Тут с тела Евпраксии коросты, как чешуя спали, у Анастасии же афедроном вышел червь, длинный как лента, а у Алексея из горла с отрыжкой вышел сгусток, как желток. И все они с этого момента стали здоровы благодатию Владычицы и щедротами Господа и Бога нашего Иисуса Христа и славя Отца и Сына и Святаго Духа Господа. Все видевшие это величие Божие, вместе с игуменом Иоасафом, ра-довались и говорили: «Воистину воскресе Христос, и Богородица Владычица с угодником Мaкарием всегда избавляют от всех зол Богобоящихся рабов своих. И все мы, Богородицу и Матерь, в молитве, пении духовном, а особенно жизнью возвеличим.
Избавление от одержания бесом
В 1611 году пришёл в Унженскую обитель нищий и убогий Пётр из Ветлуги одержимый бесом. Попросил он игумена Иоасафа благословить ему побыть в обители до пятой недели Великого поста и рассказал, что от юности до 35 лет не был на исповеди и Таин Христовых не принимал, а в церковь ходил не для молитвы, а для сбора милостыни. Что насобираю, тем и живу. Один раз бес науськал меля остаться в церкви на ночь, спрятавшись в тайном месте. Когда в полночь в церкви хотел я взломать церковный сундук и сотворить святотатство, как напал на меня страх, так что я не мог подойти к нему. Немного переждав пока страх не утих, опять решился на воровство и сделал это — взял деньги и спрятался. Когда же открыли двери на утреннюю службу, ни кем не замеченный, вышел из церкви и скрылся. С этого дня бес напал на меня и начал томить, так что я не имею покоя. Слышал я о бываемых у святого гроба преподобного Макария и честной иконы Богородицы преславных чудесах. Тут, будто, болящие исцеляются, прокажённые очищаются, бесы изгоняются, душ скверны омываются и спасаются от всех зол. И игумен его благословил остаться. Когда же Пётр начал поститься, бес начал противиться и творить препятствия. То вдруг все члены тела расслаблялись, то лицо кривилось в гримасы, а изо рта текла пена. То он становился такой сильный, что только вчетвером Могли его связать верёвками, да и те он скоро разрывал. То как пёс начинал лаять или вороном кричать, и много другого, чего обычно де-лают бесноватые. Монастырские же слуги водили его па службы в церковь. В субботу той недели, когда на утрени поётся акафист Богородице, Пётр так же бесновался, а когда по совершении акафиста игумен помазал его елеем от чудотворной иконы Богородицы, случилось чудо. Бес вышел в виде дыма, который видели все. С этого часа Пётр избавился от беса и сподобился принять Пречистые Тайны Христовы, прославляя Пречистую Его Матерь.
Исцеление у источника парализованного
Андрей из Ростова, у которого ни руки, ни ноги не двигались, и был он весь парализован, услышал, что струи Богородичного источника, где явилась Макариевская икона Владычицы Богородицы, по Её Пречистой, благодати врачуют недуги. Ради этого просил свозить его в пустыню Унженскую. Когда это случилось, сразу попросил игумена, что бы пели молебен у честной иконы Богородицы и преподобному чудотворцу Макарию, а после, водосвятный молебен у святого источника. Хочу, сказал он, обливанием той святой водой, свои расслабленные жилы укрепить и исцеление больным членам получить. Верю, что Пресвятая Богородица и мне, хоть и грешен есть, своё милосердие явит. И как веровал он, так ему и воздано было. Когда освященной водой облили его тело, Андрей вскочил и встал на свои ноги, знаменуясь Честным крестом и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь. С тех пор начал Андрей ходить и руки стали двигаться. Все видящие его здоровым прославили милосердие Владычицы.
Поведала тогда Мария своим близким, как явился её седой старец, по её мнению Макарий Унженский, держа в своих руках честную икону Богоматери, и говорит ей: «Что, притомилась? Близка к смерти? А не помнишь ли, как обещалась своё намерение исполнить, молебен с акафистом Пресвятой Богородице пред Её честной Макариевской иконой, что явилась на Унже». Она тогда ответила: «Прости меня преподобне отче», и глядя на честную икону Богородицы и сотворив молитву сказала: «Пречистая госпожа Владычица, помоги мне избавиться от лютой болезни, и я скоро воздам Тебе благодарения, как обещалась, Преблагая!» Тогда Макарий ознаменовав её крестообразно иконой, коснулся ей груди Марии. После этого она, получив облегчение, родила ребёнка. Тогда и князь Владимир Тимофеевич рассказал своё видение, и вместе они прославили скорбях великую помощь и от смерти избавление дарованную благодатью Своей иконы Божию Матерь, благодаря и святого. Вскоре боярыня Мария исполнила свой обет. Три дня пела акафисты Пречистой Владычице у чудотворной иконы и благодаря преподобного отца Макария. Потом умолила игумена Зосиму, чтобы он записал это чудо в книгу. С тех пор боярыня Мария имела великую веру и любовь к чудотворной иконе Богоматери и преподобному отцу Макарию, во славу Отца и Сына и Снятого Духа. Аминь.
Исцеление ради обета
В 1633 году 14 января приехал из Москвы дьяк Назарий Толстой молиться в Унженскую обитель, которая называлась Новая Желтоводская пустынь. Он рассказал, проливая слёзы честному старцу игумену Макарию, как он Назарий во время своей скорби, находясь в долгой болезни и в изнеможении, близ смерти в отчаянии и не надеясь на врачей, отдался всецело в помощь крепкой Заступнице и печальным утешению Преблагословенной Деве Богородице. Он дал обещание Ей всегда петь акафисты, если даст ему здоровье. В тот же миг видит стоящего перед собой старца монаха, украшенного честными сединами. От необычного явления объял его страх, хотел закричать, но не стог. Старец же, умильно смотря на него, тихо проговорил: «Не бойся меня чадо! Я — Макарий Унженский и Желтоводский, послан к тебе от Пречистой Богородицы, чтобы ты выздоровел, ради совершения твоего обета к Ней. Перестань брать взятки и подарки, которые ты принимаешь, творя суды. Неугодно это Богоматери, ведь ты оправдываешь виновных, а невиновных осуждаешь». После этих слов я проснулся здоровым и теперь стою перед тобой честный отче, сказал дьяк. Я теперь начал своё обещание исполнять, молитвы свои воздать Пресвятой Владычице, Избавительнице моей, пришёл в эту честную обитель Её, пред сею чудотворною иконой Богородицы и благим вестником Её, угодником Христовым Макарием. Хочу просить честность твою, в память восстания моего от одра смерти милостию Богородицы, за молитвы преподобного отца нашего Макария, вписать эту историю в книгу чудес от иконы Пресвятой Богородицы. После чего, радуясь, дьяк отправился в путь восвояси, славя и благодаря Бога.
Исцеление от слепоты и головной боли
В тот же 1633 год купец Григорий Иванович Кокорев рассказал игумену Макарию, как он от сильной болезни — страшной головной боли ослеп и целый год ходил с провожатым. Тогда начал он со слезами молить Пресвятую Богородицу, обещаясь всегда почитать Её, каждый день петь акафист, каждый год посещать Её честную обитель Унженскую в субботу пятой недели поста и 17 сентября (30 сентября по нов/ст), когда там бывают молебные бдения чудотворной Макариевской иконе Богоматери. И на праздниках угодника Её преподобного Макария бывать, ради молитв и подаяния милостыни, если исцелит его, а глаза отверзет. И вот теперь свершилось чудо! Через три дня, помощью Богородицы, он прозрел и стал здоров, во славу рождшегося от Нея Спаса мира Великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Его духом, буди от всех нас честь и слава и поклонение во веки веков аминь.
О пожарах 1630 и 1669 году
Ради наших грехов Господу Богу угодно было, чтобы обитель преподобного отца Макария огнём, как золото в горниле очистилась. Прошло немного лет, когда от великих щедрот ангелоименитого Царя Михаила Фёдоровича были обновлены и благоукрашены деревянные церкви и здания келий, когда это случилось. Было так дважды — первый в 1630 и второй и 1669 году, чтобы осознано было посещение Божие живущими в обители, и не оскудели молитвы к преподобному отцу Макарию, попустил Бог нашествием огня истребить и очистить город Макарьев и обитель преподобного Макария. … (далее текст утрачен)
Ещё о пожаре (год неизвестен)
Как в … году 8 июля (21 по нов\стилю) весь город Макарьев огнём истреблен, а святая обитель преподобного Макария, изнесением вокруг онаго снятых чудотворных икон, благодатию Пресвятой Богородицы сохранена от пожара.
(начало текста утрачено)
Как снова иконою Макарьевской Божией Матери город и обитель спасены были от холеры
В 1848, а так же в 1851 годах постигла окрестные веси и город Унжу холера. В деревне Киселиха от эпидемии умерли почти все жители. Был в опасности и город Макарьев. Испуганные жители бывшего города Унжи пришли ко гробу богоносного отца Макария, слёзно прося архимандрита Платона, чтобы он позволил им взять чудотворные иконы и поднять их в город Унжу.
(далее текст утрачен)
Макарьевская икона Пресвятой Богородицы является чудотворным списком с иконы Божией Матери «Одигитрия», явленной в 1442 году преподобному Макарию Унженскому.
В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.
В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».
Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери. Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака.
В это время в монастыре сохранялась, видимо, и икона, явленная преподобному Макарию – в 1863 году архимандрит Платон писал, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Судьба Макарьевской иконы и ее прообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви города Макарьева.