гагарин храм христа спасителя
Первый космонавт о разрушении Храма Христа Спасителя
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Сегодня много говорят о том, что первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на одном из партийных пленумов, подверг критике разрушение храма Христа Спасителя. Говорится даже о том, что он якобы требовал его скорейшего восстановления.
Мы постарались разобраться в ситуации и нашли отрывок из стенограммы того выступления Гагарина. Уверены, что документ без купюр лучше всего скажет о ситуации. Тем более, что затронутая в нем тема, как оказалось, не стала, к сожалению, менее актуальной для нашей страны за прошедшие уже почти полвека. Мы также попросили прокомментировать результаты наших поисков летчика-космонавта Алексея Леонова, который высказал, как нам кажется, весьма интересное мнение, а также рассказал неожиданные подробности из биографии первого космонавта.
…Недавно в одной газете я прочитал статейку под рубрикой «Меры приняты. Отвечая на письма читателей». В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе. Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. Дело сделано. Прах перенесен. Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.
На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.
Вы скажете, что, мол, Гагарин раскритиковал всех, а есть ли у космонавтов свои традиции? Да, есть. Уже сложились новые неплохие традиции у космонавтов. Стало уже неписаным правилом, что перед полетом космонавты приходят на Красную площадь, приходят в мавзолей Ильича и дают клятву выполнить порученное задание, чего бы это ни стоило. За несколько дней до полета у нас проходят традиционные собрания, на которых специалисты, космонавты и их дублеры докладывают о своей готовности к полету. Традиционным стало посещение родины Циолковского по возвращении из космоса. Это является своеобразным почетом перед великими основоположниками космонавтики…»
Выступление Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Текст хранится в Российском Государственном архиве социально-политической истории, фонд № 1, опись 2, часть 2, единица хранения 471.
Мы попросили прокомментировать этот отрывок летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова:
«Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты — несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковленными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам. Можно ли поднять патриотизм, если люди так относятся к своей культуре? На это могли пойти только люди бескультурные — как можно было разрушить такую красоту?
Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне — о гренадерах, такие как “Гренадерам у трактира сено постелили”, “Как гром, грохочет женка”. Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его».
В Теме апрельского номера под названием «Вера космонавтов» также читайте:
Как Гагарин предлагал восстановить храм Христа Спасителя
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. 12 апреля 1961 года космонавт Ю.А. Гагарин на корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.
Праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики. Этот праздник установлен по предложению второго Лётчика-космонавта СССР Германа Титова, который обратился в ЦК КПСС с соответствующим предложением 26 марта 1962 года.
В этот же день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики согласно протоколу (п. 17) 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, состоявшейся в ноябре 1968 года и решению Совета Международной авиационной федерации, принятому 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта СССР.
С 2011 года отмечается Международный день полёта человека в космос.
Ровно через двадцать лет после первого полёта человека в космос, 12 апреля 1981 года стартовал первый пилотируемый полёт по американской программе «Спейс Шаттл».
В честь обоих этих событий во многих городах мира с 2001 года проводится вечеринка-мероприятие «Юрьева ночь». Организатором является Консультативный совет космического поколения (Space Generation Advisory Council), неправительственная организация, объединяющая участников из более чем 60 стран мира.
Юрий Гагарин: «У меня есть предложение от ЦК – восстановить Храм Христа Спасителя»
https://www.youtube.com/watch?v=w9rZ3Zi14kI
Как Гагарин храм восстанавливал
Было это в 1964 году. Юрию Алексеевичу исполнялось 30 лет, и на день рождения прилетел его друг еще по Оренбургскому летному училищу – Николай Копыльцов. Обычно у нас как… Если кто в Звездный к первому космонавту приезжает, то попробуй ему не «налить» – сразу скажет, что Гагарин зазнался, оторвался от народа. И вот сели мы за стол, слышу, как Копыльцов говорит Гагарину:
– Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра, давай съездим?
– Валентин, я про эту Лавру… – поворачивается ко мне Гагарин, но Копыльцов на него шикает, мол, «молчи».
– А что перед командиром скрывать? – говорит ему Юрий, и я тоже киваю: не бойтесь, ребята, я с вами.
Юрий Алексеевич спрашивает: если поедем туда, попадем ли на церковную службу? Заверяю его: да там служба все время!
– Тогда переодеваемся в гражданку – и вперед! – предлагает Гагарин.
Приехали мы в Лавру к вечеру, и, к счастью, там действительно была служба. После нее я впервые увидел, что значит народная любовь к первому космонавту. Люди выходят из храма, видят Гагарина… А его хоть в гражданку, хоть во что одень – все равно узнают. Все сразу к нему. Образовалась огромная очередь за автографами. Гагарин, в отличие от многих космонавтов, не имел даже тени мании величия – как был из народа, таким и остался. Стоит, всем подписывает. Чувствую, чья-то рука моего плеча касается. Монах стоит. Спрашивает:
– Помощь нужна?
– Батюшка, еще какая! Мы ж приехали в Лавру…
Идем к нему в келью. И тут оказывается, что он наместник Лавры. Угостил нас наливочкой. Выясняется, что в прошлом отец наместник прошел войну, имеет пять боевых наград.
– Ну, за это не грех и выпить, по русскому обычаю! – восклицает Гагарин, а наместник вздыхает: – Да-а… Ведь никто не поверит, что вот с первым космонавтом сижу!
А Юрий Алексеевич – человек простой, он сразу это дело начал исправлять. Похлопал себя по карманам, нашел открытку:
– Батюшка, ничего, что здесь не по-нашему написано? За рубежом печатали.
К тому времени Юрий Алексеевич уже 33 страны объездил, и ему там надарили разных открыток с его фото. Написал на обороте очень теплые слова, обращенные к наместнику. Тот:
– Ну, чем я могу отблагодарить? Юрий Алексеевич, давайте я вам всем ЦАК покажу.
– Цаг? – удивленно переспрашивает Гагарин и кивает на меня. – Вон Валентин из цага просто не вылезает.
«Цагом» мы в обиходе называли ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт. Батюшка, видимо, знал об этом, улыбается: «А у нас ЦАК – это церковно-археологический кабинет». И вот представляете… Во-первых, такой был восторг от увиденного там, а во-вторых – замечательный рассказ самого наместника. Гагарина больше всего потряс макет Храма Христа Спасителя. Стоял-стоял перед ним, потом спрашивает:
– А где этот храм?
– Там, где сейчас лужа – бассейн «Москва», – ответил наместник.
Юра заглянул внутрь макета, зовет меня:
– Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!
Позже я забыл об этом диалоге, а Юрий Алексеевич – нет.
Никогда не думал, что у Гагарина такая смелость. Через две недели был пленум ЦК по воспитанию молодежи, куда пригласили и первого космонавта. Он выходит на трибуну, читает заготовленный текст и вдруг поворачивается к президиуму, и на весь зал звучат его слова: «О каком патриотическом воспитании молодежи мы можем говорить, когда взорвали Триумфальную арку – памятник воинской славы? Точно так же взорвали храм, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, от него остался один макет – и душа замирает, когда на него смотришь. Поэтому у меня есть предложение от ЦК – восстановить Храм Христа Спасителя».
И тут… Вы представить себе не можете. Сначала – гробовая тишина, а потом зал взорвался аплодисментами. Сидят члены ЦК, комсомольцы – а внутри-то у них православие не умерло. И это 1964 год, когда Хрущев обещал «показать последнего попа»!
Когда предложение Юрия Алексеевича ставилось на голосование, из президиума было сказано: «Ну, Гагарин есть Гагарин. Первое, что мы сделаем, – обязательно восстановим Триумфальную арку». Ее действительно восстановили, правда не на том месте.
Если б не трагическая гибель, Гагарин смог бы увидеть и осуществление второго своего предложения. В 1994 году, когда началось восстановление Храма Христа Спасителя, Юрию Алексеевичу было бы всего 60 лет.
Та поездка в Троице-Сергиеву лавру имела еще одно последствие. Посещать ее стало традицией для космонавтов. Не раз бывал там «космонавт № 2» Герман Титов, впоследствии ставший депутатом в Подмосковье и много сделавший для возрождения православия в своем районе. Алексей Леонов, первый совершивший выход в открытый космос, перед полетом корабля «Союз – Апполон» добился, чтобы все космонавты – и наши, и американские – побывали в Лавре. За благословением к преподобному Сергию наши космонавты ездят до сих пор.
А мне, кстати, за ту, первую, поездку с Гагариным здорово влетело. Обвинили в том, что я Гагарина «тащу в религию». Но Юрий Алексеевич спас, объяснив в парторганах: «Не он меня возил – мы ездили на моей машине». В результате я получил всего лишь выговор по партийной линии – за то, что «ввел Юрия Гагарина в православие».
Но зачем его «вводить», если он сам был православный? Помню, возвращаемся мы тогда из Загорска в машине и слышим с Копыльцовым: «Отче наш, иже еси на небесех…» Это Гагарин вдруг произнес.
– Юрий Алексеевич, вы что, молитвы знаете? – спрашиваю Гагарина. Тот отвечает:
– Валентин, да у нас молитвы пол-отряда знает. Только не все вслух говорят.
(отсюда)
И вот в воскресный день, батюшка после основной проповеди и изрекает: «;Возлюбленные во Иисусе Христе братья и сестры, уважаемые наши гости! Вот, говорят: Гагарин в космос летал, а Бога там не видел! А Бог Гагарина очень даже хорошо видел, и представляете, даже благословил его!»»
Первым эту историю рассказал архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернова) в апреле 1961 года. Подобный ответ выдал и архимандрит Алипий (Воронов), бывший настоятелем Псково-Печерского монастыря. Когда в обитель подъехали постояльцы из Финляндии, то финн заявил: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не отыскали». Отец архимандрит ему дал ответ: «Такая беда имеет возможность и с вами статься: в Хельсинки были, президента не видали».
С основателем Алипием связано также одно остроумное выражение на данный счет. На вопрос: «Почему астронавты, которые летали в космос, не видели Бога? Отец архимандрит традиционно отвечал: «В советском государстве Церковь по декрету изолирована от страны. Мы свято соблюдаем данный декрет и можем сказать, что в программку космического полета встреча с Богом не входила».
Глазами Гагарин не узрел глазами Бога в своём космическом полёте, но узрел душой. Зорко одно лишь сердце.
День в истории. Юрий Гагарин, храм Христа и Триумфальная арка
27 декабря 1965 года первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин публично высказался по довольно щекотливой теме. Он осудил снос храма Христа Спасителя и демонтаж Триумфальной арки. Выступая на пленуме ЦК комсомола, Гагарин заявил с трибуны, согласно стенограмме (сохранилась и аудиозапись этого выступления):
«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Это было довольно острое и независимое заявление: ведь по поводу сноса храма Юрий Алексеевич осуждал ни много, ни мало, как решение Политбюро правящей партии, в которой он и сам состоял. Об этом выступлении первого космонавта сообщили Леониду Ильичу Брежневу, который годом ранее был избран Первым секретарём ЦК КПСС. Леонид Ильич отреагировал на известие спокойно: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу большой привет».
Между прочим, коллега Юрия Алексеевича космонавт Алексей Леонов справедливо указывал: «Не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя».
Какие же последствия имело это выступление? Как выясняется, решение о восстановлении Триумфальной арки 1812 года было принято правительством СССР ещё 10 декабря того же года, то есть более чем за 2 недели до процитированного выше выступления Гагарина. Совпадение или, быть может, первый космонавт и в других инстанциях пробивал эту идею, ещё до своего выступления с трибуны? Кстати, арка не была разрушена, её в своё время аккуратно демонтировали, обмерив и сфотографировав со всех сторон, и собираясь поставить в другом месте. Но сделано этого не было, о чём и напомнил Гагарин. Теперь её стали активно восстанавливать. Увы, открытия отреставрированной арки Гагарин уже не увидел, оно произошло в декабре 1968 года (а сам он, как известно, погиб ещё в марте того же года). Но начало её реставрации он застал.
Ещё надо заметить, что демонтаж Триумфальной арки и в 30-е годы воспринимали, по меньшей мере, неоднозначно. Что подтверждает такой вот рисунок:
Рисунок В. Козлинского. 1932 год.
«К эпидемии сносов.
— Это что за леса у Триумфальной арки?
— Кто его знает! Если районная комиссия поставила, то для сноса, а если центральная, — то для ремонта».
Восстановленная Триумфальная арка 1812 года
Но, возвращаясь к теме храма. Выступление Гагарина на пленуме имело свою предысторию. Его коллега Валентин Петров вспоминал об их совместной поездке в Загорск (ныне Сергиев Посад) в 1964 году: «В год, когда Юре исполнилось 30 лет, он спросил у меня, бывал ли я в Троице-Сергиевой Лавре. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде. Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш.
Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришёл от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится?» А отец-наместник ответил ему: «Юрий Алексеевич, да ведь там, где сейчас стоит бассейн “Москва”!».
Однако нелишне напомнить, что полёт Юрия Алексеевича стал поводом к мощной антирелигиозной кампании, и он нисколько против этого не возражал, ни публично, ни в частных разговорах. Вот, например, характерное стихотворение В. Дыховичного и М. Слободского про полёт Гагарина:
Он летит — и в небе он не лишний,
Он не бог, не ангел, не святой,
Но он первый истинный Всевышний,
Овладевший этой высотой.
Не молитвы, не богослуженья
Вознесли его в полёт такой, —
Организовали Вознесенье
Мы своею собственной рукой!
Ради нас и стал он Вездесущим,
Он летит в небесной вечной мгле,
Чтобы звать людей не к райским кущам,
А к мечтам и к подвигам грядущим
Ради светлой жизни на Земле!
Некоторых богов Юрий Алексеевич, похоже, всё-таки признавал, раз сам порой принимал их обличье 🙂
Юрий Гагарин был верующим человеком, который первым предложил восстановить храм Христа Спасителя.
Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, как сообщил его близкий товарищ, полковник запаса ВВС Валентин Петров.
По его словам, такая мысль появилась у Гагарина после их совместной поездки в Троице-Сергиеву Лавру и посещения там церковно-археологического кабинета. Вскоре после этого Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, открыто предложил восстановить храм Христа Спасителя. По его словам, реакция на предложение первого космонавта была «потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли». Более того, как заявил Валентин Петров, Юрий Гагарин был верующим человеком и не мог произнести известных слов о том, что он «летал в космос, а Бога не видел». По его словам, на самом деле эта фраза принадлежала Никите Хрущёву и была произнесена советским лидером на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды. Однако со временем, по словам В.Петрова, эти слова стали намеренно приписывать Ю.Гагарину, который был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение.
Между тем, утверждает В.Петров, Гагарин был человеком верующим, как и его родители. Следует вспомнить один случай, произошедший в Кремле на приёме, посвящённому полёту первого человека в космос. Никита Хрущёв пригласил на приём Патриарха Алексия I. На заседании первый секретарь КПСС в своей речи важное место уделил пропаганде атеизма, после чего была предоставлена возможность Святейшему Патриарху каким-то образом ответить на сделанные перед тем возражения. Патриарх, человек тонкий и деликатный, стал расспрашивать Гагарина о его состоянии во время полёта. Тот, конечно, описывал состояние невесомости, и тут Патриарх заметил, что тело, подчиняясь законам физики, грубо говоря, болталось в пространстве, а душа, не подчиняющаяся никаким материальным законам, оставалась на месте. Так, в противоположность материалистической доктрине Его Святейшество показал, что духовное выше материального.
Но эта тонкая защита Патриарха от нападок воинствующих богопротивников была прервана неожиданным простым доказательством несостоятельности атеистической пропаганды в России. Одна женщина подошла к Его Святейшеству и взяла у него благословение. Сейчас в этом не нашли бы ничего удивительного. А тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Кто её сюда допустил? Оказалось, что её, при всём желании, не допустить было невозможно. Потому что она пришла сюда на праздник своего сына. Это была мать первого космонавта Юрия Гагарина. Так простая женщина показала коммунистическим вождям бесплодность их усилий в борьбе с Церковью.
Бляяя. Что я только что прочитал. Очередная бессвязная и ничем не доказуемая связка «фактов». Ну вы хоть думайте,что пишете! Хотя да,о чем это я. Чем думать то?
Ну и на хрена тут этот вброс? Ребят, веруете, ну и веруйте себе на здоровье. Только перестаньте этот бред нести в массы. Ведь ни одного аргумента, кроме догм, которые нужно принять на веру и того, что кто-то из известных людей был верующим у вас нет.
А с чужих слов сейчас можно заявлять вообще, что угодно.
вот например байка (задайтесь вопросом, а байка ли?) про Сталина, который, как известно обучался в Семинарии (кстати, объшясните ка аргумнгт, почему так много семинаристов стало акимвными противниками религии).
Как-то Сталину доложили, что в Москву приехал его друг детства и однокашник по семинарии (я не знаю, применимо ли это слово к семинаристам, так что простите, если по теологисеким канонам сморозил глупость), какой-то грузинский церковный сановник.
Сталин дал команду пригласить его к себе в гости. Батюшка, опасаясь неприятностей прибыл в обычном кстюме (шел расцвет борьбы с религией, рушили храмы, сажали священников).
Они просидели весь вечер проведя за беседой, ели шашлык, пили грузинские вина, пели грузинские песни, вспоминали молодость.
Все прошло отлично. При прощании Сталин аккуратно взял его двумя пальцами за лацкан костюма и спросил: «Мэня боишься, а его не (показывая пальцем вверх) нэ боишься?»
ничего не имею против религиозных людей, кроме муслимов, но так они и не люди
но Гагарина НЕ МОГЛИ допустить к полетам, если бы он хоть на йоту отходил бы от идеального образа советского человека
например, Герман Титов стал вторым только из-за имени.
Посту минус, автора в игнор. Я верующий.
Как уже надоели эти сектанты необразованные, всё время наровят по прошествии времени всё себе приписать. Уже и Гагарина к себе подгребли и Сталина уже подгребают. Через лет 10, когда последние ветераны помрут, будут открыто уже говорить, что войну выиграли благодаря попам и их секте гнилой. Подонки.
В тексте присутствует религиозная пропаганда. Автор,без обид,но как же вы,верующие,стремитесь ДОКАЗАТЬ превосходство ваших убеждений путём примитивного нахальства и обмана? Неужели ваш бог настолько слаб,что ему требуются миллионы адвокатов,при том не имеющих юридического,в данной области,образования?
Да забейте, вся эта телега движется к пропасти, не будет в будущем религий, они же в основном не самостоятельные, большинство агрессивные. Пастух не вечный. Сознание людей с каждым поколением совершенствуется, а развитое сознание и вера в чушь не совместимы. Основные, массивные типы веры раздробятся на мелкие секты и превратятся в посмешище.
Веруны, не трожте Гагарина. Он за один полёт для человечества сделал больше, чем вы за всё время существования религии.
Его Святейшество показал, что духовное выше материального.
Я не понял, где и как в тексте он это показал?
Когда же вы ПГМнутые передохните уже
«ComMOONism»
Лист из серии «ComMOONism». 2016 год.
Бумага, тушь, фломастеры, изограф.
Обнаружила во время прогулки в городе отличное изображение с цитатой из обращения Гагарина перед полетом. К сожалению, не знаю автора этого изображения, но это, на мой взгляд, красиво. Конечно, сейчас актуальны посты ближе к теме 9 мая, но, как по мне, Гагарин актуален всегда.
Новый логотип музея Гагарина
Музей Гагарина обновил логотип в 2017 году #comment_195342219
Спутали 1 апреля с 12ым видать
UPD: логотип относится к комплексу музеев. В состав комплекса входит кроме Музея Первого Полета еще и историко-краеведческий музей (что как раз, видимо, отражено куполами местной Казанской церкви). Так же они занимаются образовательными программами (что показано карандашом и пером в нижней части логотипа)
Настольная книга атеиста
Меня с детства волновали некоторые острые вопросы, на которые никто не мог дать вразумительного ответа, и нет-нет, да и закрадывался червь сомнения насчёт всего божественного:
1. Почему люди молятся Господу, но он помогает крайне редко.
2. Почему бандиты носят огромные золотые кресты на груди, ходят в церковь, молятся, но Господь никак не может сделать так, чтобы они не бандитствовали.
3. Если Ленин и Сталин были сатанистами, убившими миллионы невинных младенцев, то кто тогда такой Гитлер? Посему выходило, что он меч господень, с помощью которого Господь решил разобраться с демонами-большевиками, и покарать русский народ, отвергнувший Господа, ломавший церкви и массово расстреливавший святых отцов. Была даже информация, что большевики в монастырях отрезали монахиням груди. Но если Гитлер святой, то почему его так не любят?
5. Как так получилось, что образованные советские люди, многие с высшим образованием, вдруг в одночасье стали молиться Богу, читать гороскопы и заряжать воду от Кашпировского? Ведь ещё каких-то пять лет назад, моя мать покупала собрание сочинений Ленина, а отец смеялся, когда я задувал прабабушкину лампаду, зажжённую по поводу очередного праздника.
Это были самые животрепещущие вопросы, также была ещё масса других менее серьёзных:
— почему люди, верящие в Аллаха, убивают за веру верующих в Христоса и наоборот (как раз шла война в Чечне), и каждый уверен в своей правоте. Какая религия всё-таки истинная? как не ошибиться с выбором, чтобы не загреметь в ад?
— зачем люди ходят молиться именно в церковь? Неужели Господь услышит мою молитву только там, если он всевидящий?
— зачем вообще нужно молиться, если Господь и так знает всё про всех и хочет всем помочь?
Ну и так далее, список можно продолжать. В школе сначала говорили, что Бога нет, затем те же учителя с началом 90-х стали говорить, что Он всё-таки есть. Учитель литературы доказывал мне на перемене, что конец света будет в 1999 году, т.к. 999 это не что иное, как перевёрнутые 666 – число зверя, а молодая учительница истории говорила, что сразу видит есть ли у человека бессмертная душа (а у некоторых выходит её может не быть ).
Как же было удивительно, что такой небольшой и неказистый томик разрешил все эти вопросы, сберёг кучу времени и денег, и самое главное научил понимать людей и чего от них ждать.
В первой части книги описывается история мировых религий на разных континентах, а также затрагиваются вопросы атеизма в древние времена. Да-да, и в древние времена были люди, сомневающиеся в правдивости религиозных мифов. Эту часть можно не читать, если нет особого интереса к видам религий и её истории.
Во второй части начинается самое интересное. Здесь подробно разбираются материальные и психологические предпосылки к возникновению религии. В результате эволюции мозга человек научился мыслить образами, а затем отделять образ от самого предмета. Это было ключевой особенностью высшей нервной деятельности, лёгшей в дальнейшем в основу мистического мировоззрения. Здесь же рассматривается такое явление, как мистицизм, т.е. дуализм представления об окружающем мире. Для мистически мыслящего человека есть как бы два мира, один мир – это материальный, окружающий его мир, а другой мир – невидимый, потусторонний, населённый неведомыми духами и силами, но могущими вступать в контакт с человеком и оказывать на человека материальное влияние. Далее из книги становится ясно, что любая религия – это всего лишь навсего разновидность мистицизма, и если у человека мистическое мировоззрение, то он готов поверить в любой, самый чудовищный и немыслимый бред. Теперь стало ясно, почему верующие с такой лёгкостью способны с одной стороны молиться иконам и воображаемому существо на небе, а с другой стороны ходить к знахарям, «постигать» мир с помощью йоги, читать гороскопы и заряжаться от мощей «святых». Ведь это проявления одного и того же – мистицизма.
«»Может показаться парадоксальным, но в нашу эпоху огромных завоеваний человеческого разума мистика не только удерживает свои позиции, но и укрепляет их в западных странах. Это — проявление духовного кризиса буржуазного общества, порожденного общим кризисом капитализма. В условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне, бесперспективности существования жители западных стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. А буржуазные государства оказывают всяческую поддержку современным магам и чародеям, затемняющим сознание трудящихся, мешающим им увидеть реальные процессы, происходящие в обществе.
Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений в западном мире. Десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, ФРГ, Италии, Франции и других буржуазных странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты и журналы, созывают конференции, симпозиумы, съезды. На Западе существуют целые фирмы, занимающиеся бизнесом на мистике. Там не в диковинку гадательные автоматы на улицах, справочные бюро, толкующие сны. Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, за которыми следят миллионы людей, пытающихся заглянуть в будущее, узнать свою судьбу.
Известно, что к знаменитым гадалкам обращаются видные политические деятели, бизнесмены. В крупнейших буржуазных издательствах выпускается огромное количество литературы, пропагандирующей теософию, антропософию, прочие «оккультные науки».»»
Далее рассматривается влияние религии на психику верующего. Как ни странно, но это далеко не безобидно. Верующий человек соизмеряет все свои поступки не окружающим себя обществом и близкими, а с вымышленным существом и текстами, написанными от имени этого самого вымышленного существа. То, что я сделал, оно будет одобрено моим божеством или нет – вот лейтмотив поведения верующего. А не то, как его действия способны повлиять на окружающих. Верующий не задумывается плохи или хороши его поступки по отношению к людям, самое главное для него – одобрение невидимого существа из потустороннего мира и соответствие их неким текстам, написанным непонятно кем и непонятно когда.
Что в общем-то подтверждается историей религиозных войн, когда верующие в одного и того же бога, резали друг другу глотки похлеще папуасов, т.к. одни по мнению других немного не так трактуют божественные тексты. Становится понятным, откуда у верующих людей столько злобы и нетерпимости к тем, кто, по их мнению, не соответствует тому, что думает их вымышленный божок.
В следующих главах показывается, как верующий человек портит свою жизнь, загромождая её совершенно бессмысленными ритуалами. Как коверкается жизнь верующего вследствие того, что он посвящает её не себе, не близким, а вымышленному монстру, который так никогда и не услышит молитв, так никогда и не внемлет красочным ритуалам и ролевым играм, потому что является вымыслом. Вместо того, чтобы заниматься полезными для общества и личности делами – образовываться, заниматься спортом, посвящать себя близким, верующий совершенно впустую расходует огромные средства и бесполезно тратит своё личное время.
Дальше показано, что религия в антагонистических обществах служит эксплуататорским классам, т.к. дурманит головы трудящимся, мешая правильному понимаю природы и общественных законов. Обещая райские кущи в загробном мире за страдания в мире реальном, религия как нельзя лучше соответствует интересам буржуазии. Именно поэтому в 90-е годы началась массированная религиозная пропаганда и строительство культовых сооружений.
А как же религиозная мораль? Почему же она не помогает преодолеть преступность и несправедливость? И тут книга даёт ответы – возможность замолить свои грехи, откупиться деньгами или снять с себя ответственность за совершённые злодеяния с помощью магических ритуалов и заклинаний, всё это ни в коей мере не ограничивает верующего при совершении преступлений, а напротив, провоцирует его на это. Ведь всегда можно в случае чего покаяться, в крайнем случае уйти в монастырь или пожертвовать энную сумму на строительство храма. И грехи будут отпущены.
Только атеист является по-настоящему высокоморальной личностью, т.к. соизмеряет свои поступки с окружающими себя людьми, а не с вымышленным чудищем. Атеист боится общественного порицания, а не мифической божье кары в загробном мире, которую можно избежать путём ритуалов. Что в полной мере доказывает статистика по тюрьмам в США: 99% осужденных являются верующими, и только 1% атеистами. Т.е. преступления совершаются в основном верующими людьми.
И, уже в конце книги, показаны основные пути преодоления религии. Вскрыв социальные корни религии в классовом обществе, основоположники марксизма–ленинизма доказали, что для преодоления религии необходимо в первую очередь уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, т. е. совершить социалистическую революцию.
Советую всем прочитать эту прекрасную книгу!