ганина яма крещение детей
вопросы-ответы
Добрый день! Уважаемая Людмила, пост по двум дням недели – в среду и в пятницу – одна из традиций Православной Церкви, соблюдаемая всеми верующими. Постные дни известны ещё со времён Ветхого Завета, но в христианстве они приобрели другое значение и стали связываться с воспоминанием страданий Христовых: его предания Иудой Искариотским и крестной смерти. Но если сейчас наши посты состоят в воздержании от того или иного вида пищи, то в древности, как в Ветхом Завете, так и в раннем христианстве, верующие полностью отказывались от пищи и нередко даже воды. Сначала этот пост был лишь рекомендацией, но со временем стал обязательным и в Апостольских правилах его несоблюдение предполагает даже наказание: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
Вопрос о том, как именно его соблюдать, необходимо решать с духовником. Лучше зная Вас, он даст Вам рекомендацию, подходящую именно Вам. Это касается и ограничений по пище, и особенностей по времени. Соблюдать пост по богослужебным часам удобнее, когда живешь богослужениями, посещаешь все службы суточного круга или вычитываешь их самостоятельно. Живя в миру, в семье, удобнее соблюдать эти посты по астрономическому времени. Но в любом случае, обсудите это с Вашим духовником.
Благочинный монастыря святых Царственных страстотерпцев иеромонах Иоанн (Неврюев)
и.о. наместника монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Мелитон (Зыбин)
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)
Здравствуйте, Елена. Благодарю Вас за Ваш вопрос.
Начну отвечать с, возможно, известных вам истин. Венчание – это одно из Таинств нашей Церкви. Как и к любому Таинству, к нему надо приступать осознанно и с верой. Ни в коем случае нельзя относиться к венчанию как к красивому обряду или модному дополнению к регистрации брака. Позиция вашего мужа заслуживает уважения именно потому, что он серьёзно относится к этому Таинству и, вероятно, не считает свою веру достаточно крепкой, а себя – воцерковленным человеком. Действительно, какой смысл приступать к любому из Таинств человеку случайному в Церкви, неверующему? Что касается вас, то напоминаю вам слова апостола Павла из 1 Послания к Коринфянам: «неверующий муж освящается женою верующею». Так что даже в браке с неверующим супругом нет препятствий для созидания хорошей семьи. Поэтому и молиться следует не о венчании с мужем, а о его воцерковлении, тогда вопрос венчания решится сам собой – воцерковленный человек, конечно же, захочет, чтобы Церковь благословила его брак. Как именно молиться за мужа, какими словами, вам подскажет ваше сердце. Могу посоветовать молиться святым Царственным Страстотерпцам, ведь они создали прекрасную христианскую семью, а их отношения и их детей отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой преданностью.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)
Молиться за своих близких можно по-разному. Вы наверняка молитесь и за других родственников, прося у Бога, Божией Матери и разных святых помощи им в их делах, здоровья телесного и духовного. Нам известны имена многих святых разных чинов святости. Это и древние пророки, мученики, преподобные, святители. Церковь учит нас прибегать к их помощи, ходатайству за нас перед Богом. В их числе наша Церковь прославляет, в лике святых страстотерпцев, и императора Николая II и его семью. Поэтому в Вашей ситуации можно задуматься и о том, а верит ли вообще Ваш двоюродный брат в нашу Церковь? «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», возвещают верующие за каждой Литургией. Получается, Церкви можно верить в её свидетельстве о помощи одних святых, и не верить – о других? Так что здесь вопрос, скорее всего, не в Царственных Страстотерпцах.
Что касается ваших молитв за него, ничего особенного посоветовать Вам не могу. Молитесь за него так же, как и за других родственников. Особенно Царственным Страстотерпцам. И когда придет время, они сами всё устроят.
Напоминаю так же, что в этом году наш монастырь празднует несколько юбилейных дат, среди которых 20-летие канонизации Царской семьи и 20-летие нашего монастыря. К этим праздничным датам планируется провести выставку писем о помощи по молитвам к Царственным Страстотерпцам. Возможно, знакомство с ней наведет Вас на мысли, как лучше поступить в Вашей ситуации. Все новости об этих событиях мы будем размещать и на нашем сайте.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)
Загробная участь отошедших в вечность чаще всего является тайной, ведомой лишь одному Богу. В Евангельском чтении, которое мы можем часто слышать на заупокойных Литургиях, Господь говорит о жизни вечной: «слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную». Таким образом, вера является необходимым условием для обретения вечной жизни.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо понять, что значит в Вашем вопросе «в Бога не верили»? Они прямо отрицали существование Бога, отрекались от Него? Или просто не ходили в храм и не были воцерковленными людьми?
В первом случае я бы даже не советовал Вам дерзать молиться за них более, чем молитвой прп. Льва Оптинского для некрещенных людей: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.»
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)
Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.
Что такое Крещение Господне
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
Когда празднуется Крещение Господне
Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).
Крещение Господне — история праздника
Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Иконография Крещения Господня
На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.
С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.
Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.
Особенности богослужения Крещения Господня
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.
Народные традиции Крещения Господня
Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.
На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.
На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня
Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:
«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».
Святая Крещенская вода
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.
По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.
Когда набирать крещенскую воду?
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.
Купание в проруби (иордани) на Крещение
На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.
Что можно есть на Крещение Господне
Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.
По материалам сайта Екатеринбургской епархии
19 января – Крещение Господне
«Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».
Святитель Иоанн Златоуст
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы “Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”. Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча. После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя: “Идет за мною сильнейший меня…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1,7-8). Но это еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилась очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа. Когда-то Бог открыл Иоанну, что он будет делателем Крещения Господня Иисуса Христа, он узнает Спасителя, когда придет время: “На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть…”(Ин. 1,33). И вот, когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку Кто Это. Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение: “Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?”. В ответ Иисус Христос сказал ему: “Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”(Мф.3,14-15). Спаситель своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.
После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф. 3,16-17). В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божиего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, который явился миру в виде голубя. Крещение Господне называют еще и Богоявлением, когда Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать.
Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у него появились первые ученики — за ним последовали апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил. После Крещения, как сказано об этом в Евангелие, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.
Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.
СВЯТАЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА. ТРАДИЦИИ
18 января — православные отмечают Крещенский Сочельник. В этот день соблюдают строгий пост. А название Сочельник пошло от блюда, которое традиционно готовят перед праздником Богоявления — сочиво, которое приготавливают из какой-либо крупы с медом, изюмом или другими сладостями, которые можно употреблять в постные дни.
После Литургии в сочельник в православных храмах происходит самая главная особенность богослужения на Крещении — чин Освящения воды, которая называется агиасмой или крещенской водой. Водоосвящение фактически происходит два раза — в сочельник и в сам праздник Богоявление Господне.
Первая традиция происходит, вероятнее, от древних христиан, когда после Утренней службы Богоявления крестили оглашенных. А вторая проистекает от обычая палестинских христиан в праздник Крещение Господне приходить на Иордан к месту, где крестился Спаситель.
Освящение воды в оба эти дня проходит по одному чину. Великое водосвятие совершают дважды — во время сочельника перед праздником Крещения, когда освящается вода в купели, стоящая посредине храма. А во второй раз она освящается непосредственно в сам праздник Крещения.
Крещенскую воду можно хранить в пищевых емкостях целый год. При правильном отношение к ней, вода не портится.
Как говорится в Предании, все водное естество в ночь на Крещение освящается и становится подобным иорданским водам, прямо связанных с Крещением Господним. Духом Святым освящается Своим дыханием вся вода, в этот момент считается, что она везде святая, а не только там, где освятил ее священник. Само освящение — это видимый торжественный чин, который напоминает нам о том, что Бог здесь, рядом с нами на земле.
Крещенскую, или другую освященную воду, принято, вместе с кусочком просфоры, употреблять утром натощак перед едой, прочитав молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь
При болезнях или искушениях такую воду необходимо пить обязательно. При этом если в графин с обычной водой добавить немного крещенской воды, то вся она становится святой.
Освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев
Официальная страница монастыря свв. Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев запись закреплена
Сегодня, 20 ноября 2021 года, в день 75-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, глава Екатеринбургской митрополии, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений направил Предстоятелю Русской Православной Церкви поздравление с юбилеем
__________________________________
Показать полностью.
Видя вдохновляющий пример многих и благих начинаний, устремлений, трудов и свершений Вашего Святейшества, понимая также, что большая их часть нам может быть и не видна, и мы стремимся приложить все силы, чтобы исполнить Ваши Первосвятительские благословения, чтобы содействовать доброму устроению церковной жизни, чтобы утверждать Отечество наше в Божиих заповедях.
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений