гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

12:11, 20.01.2014 z a m o t k i n

Здесь и далее слева сцены в фильме, справа то, как это место выглядит в жизни.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Музей Тверского быта, возле которого снимались эти сцены, занимает главный дом бывшей усадьбы купца Арефьева (построена в 1787 году). В музее выставлены предметы быта различных слоев населения Тверской губернии.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Встретившись в Петербурге, гардемарины собираются в доме у Никиты. Эти кадры снимали возле одного из флигелей Тверского путевого дворца.

Путевой дворец был построен в 1764-1778 годах. Во дворце, предназначенном для отдыха русских царей во время их поездок между Москвой и Санкт-Петербургом, не раз останавливались Екатерина II, Павел I, Александр I. Впоследствии Путевой дворец стал резиденцией тверских губернаторов, а в 1966 году здесь была открыта Тверская картинная галерея.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Сергей Жигунов, приехав однажды на фестиваль «Созвездие» в Тверь, посетил здание городского комитета по культуре, которое находится рядом с домом, изображенным на этих фотографиях. Сергей отметил, что этот дом ему до боли знаком. Потом вспомнил: это же дом де Брильи, из которого он (то есть его герой в «Гардемаринах») выкрал Ягужинскую!

Во дворе этого дома, на фоне кирпичного забора, была также снята драка между Никитой и Жаком.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Песчаный карьер в дачном поселке Отрадное на окраине Твери.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырьгардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

В Микешин скит монахини увезли Софью из дома Пелагеи Дмитриевны и там готовили на постриг. Под окна Микешина скита прибегала девочка сообщить Софье, что Алеша ждет ее в лесу у озера.

Село Малинники Старицкого района в XVIII-XIX веках было имением семьи Вульф. До наших дней от усадьбы сохранился разросшийся парк, спускающийся к речке Тьме, фундамент усадебного дома (усадебный дом Вульфов простоял до 20-х годов XX века), деревянная часовня.

Постоялый двор под Тверью

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Дорога к монастырю

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

«Земля, где так много разлук. «

Церковь Успения в селе Иваниши была построена в 30-х годах XVI века. Как и многие храмы, в советские времена была закрыта. С 2003 года вновь стала действующей, началось ее восстановление.

Источник

Правда и вымысел в «Гардемаринах»

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Фильм «Гардемарины, вперед!» был снят 31 год назад и до сих пор очень любим зрителями. Популярность картины объясняется не только дворцовыми интригами и пышными платьями. Она возвращает в эпоху дворцовых переворотов, когда на российский трон взошла дочь Петра I Елизавета Петровна.

Автор романа «Трое из навигацкой школы» Нина Соротокина никогда не могла подумать, что по ее книге снимут легендарный сериал про трех гардемаринов. Сама она свой роман не считала исторически правдивым. Однако режиссер киноленты Светлана Дружинина досконально воссоздала дворцовые интриги того времени. Есть в сериале и другие реальные исторические персонажи. Какие? Давайте разберем исторические факты.

Трое из навигацкой школы

Курсанты навигацкой школы – гардемарины – действительно существовали в России с 1716 года и до Октябрьской революции. Придумал это офицерское звание Петр I. Гардемаринами становились в Академии Морской гвардии. Туда принимались в основном дворяне, значительно реже – разночинцы. Позже её преобразовали в Морской кадетский корпус.

Самое главное, гардемарины – это будущие офицеры флота («гардемарин» дословно с французского – «морская стража»), но герои кинофильма почему-то всегда скачут на конях.

Алеша Корсак. Историки не нашли такого гардемарина в архивах Морского кадетского корпуса. Зато известно о дворянском роде Корсаковых. Правда, в нем несколько Алексеев, а один из них – Алексей Корсаков – носил звание генерала и управлял Артиллерийским корпусом. Все Корсаковы были влиятельными людьми, в отличие от киногероя. В свое время представители рода сопровождали в Литву дочь великого князя Ивана III, великую княжну Елену, были митрополитами и начальниками военных объектов.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Александр Белов. Выдуманный персонаж. Историки не нашли такой фамилии в архивах навигацкой школы.

Никита Оленев. В исторических записях нашлись сведения, что Никита Оленев был незаконнорожденным сыном князя Олега Оленева. У Бестужева он служил адъютантом, будущую императрицу Екатерину Великую – Софию Августу Фредерику с матерью сопровождал из Пруссии в Россию. Участвовал в заговоре против Елизаветы, был отправлен в ссылку. Живым он оттуда не вернулся.

Придворная свита российской императрицы

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырьИмператрица Елизавета. В существовании этой личности историки точно не сомневаются. Она дочь Петра I. Елизавета правила Российской империей ровно 20 лет. Взошла на престол благодаря дворцовому перевороту. Первой в истории Российского государства отменила смертную казнь. Императрица старалась продолжать вести политику своего отца. При ней в Петербурге появились европейские ученые, высококвалифицированные инженеры, музыканты, художники и военные профессионалы. Любопытно, что Елизавета была очень набожной. Она постоянно переживала за престиж православной церкви и щедро жертвовала на храмы. Но больше всего государыня любила придворные развлечения и красиво одеваться. Ей хотелось быть самой красивой, поэтому нередко поступала жестоко по отношению к тем, кто выглядел лучше нее, например, могла прилюдно вырезать из прически все украшения.

Правление императрицы шло спокойно: Российская империя более 14 лет не воевала – такого не было за всю историю государства Российского.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырьВице-канцлер Бестужев. Он действительно существовал и принял участие в дворцовом перевороте, тем самым привел Елизавету Петровну на трон. Императрица ему сразу пожаловала должность вице-канцлера, а затем и канцлера. Заручившись поддержкой Елизаветы, руководил внешней политикой России: пытался укрепить союз с Англией, Голландией и Австрией. Выступал против Франции, Пруссии и Турции. Болезнь Елизаветы Петровны дала возможность противникам Бестужева-Рюмина обвинить его в поддержке политических планов будущей императрицы Екатерины II. Дипломата арестовали и приговорили к смертной казни, но Елизавета помиловала его и отправила в ссылку. Во время правления Екатерины Великой все звания Бестужева были восстановлены, но вопросы политики он уже не решал.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырьПринцесса Фике. Принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика, которая известна всем как Екатерина Великая, и вправду начала свой путь в Россию с долгого путешествия. Путь к русскому престолу состоялся благодаря её рано умершему дяде, Карлу Августу Гольштейн-Готторпскому. Русская императрица Екатерина I планировала выдать за него замуж свою дочь Елизавету Петровну. Однако жених внезапно заразился оспой и умер. Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол, не забывала о несостоявшейся супруге. Поэтому, когда нужно было женить наследника престола Петра Фёдоровича, императрица Елизавета остановила свой выбор на Фике. В феврале 1744 года Софья Августа Фредерика с матерью прибыли в Петербург.

Мать принцессы Фике, Иоганна-Елизавета, действительно была шпионкой прусского короля, пыталась плести интриги в пользу Фридриха II. Сразу после свадьбы дочери она была выслана из Российской империи без права возвращения.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырьИоганн Лесток. Был реальным врачом Елизаветы Петровны. Начинал службу у Петра I. После смерти императора принимал участие в перевороте в пользу Елизаветы. Как первому придворному доктору, Лестоку была предоставлена привилегия «пускать кровь» императрице, за что он каждый раз получал дополнительное вознаграждение.

В свое время был первым Главным директором медицинской канцелярии, в современном значении министром здравоохранения.

Посол Маркиз де Шетарди. Действительно был посланником в Россию и очень близким другом императрицы Елизаветы. Шетарди всегда с энтузиазмом пытался вмешиваться в русскую политику. В эпоху дворцовых переворотов при русском дворе большое влияние приобрела партия союза с Австрией и Англией. Ее лидером был Бестужев. Это не устраивало Шетарди и он всячески пытался убрать канцлера. Но Бестужев перехватил французского гонца с важными бумагами и показал их императрице, указав Елизавете на интриги, направленные против нее. Шетарди был выслан сразу же за границу. Больше он в России не появлялся.

Кардинал де Флери. Андре-Эркюль де Флери был духовным наставником короля Франции Людовика XIV. Приближенность к королевской семье дала кардиналу возможность завести влиятельных друзей и получить епископство. Спустя несколько лет он отказался от этой должности и попросил новую. Людовик XIV назначил его воспитателем своего правнука, который позже станет королем Франции – Людовиком XV. В 13 лет Людовик XV был официально объявлен совершеннолетним и приступил к правлению страной. Но фактически королевством почти два десятка лет управлял Кардинал де Флери, совмещая посты первого министра правительства и главы католической церкви Франции.

Участники салонного заговора против Елизаветы Петровны

Вся подлинность этого заговора и судьбы их участников правдиво показаны в сериале «Гардемарины вперед!». Салонный заговор против Елизаветы Петровны был раскрыт в 1743 году. В нем обвинялись дамы высшего света: Наталья Лопухина, Анна Бестужева и София Одоевская, а также их родственники и друзья. В телефильме показали некоторых из заговорщиков.

Анна Бестужева-Рюмина. Она была одной из центральных фигур в заговоре против императрицы Елизаветы. Фамилию унаследовала от своего мужа – дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. Бестужеву за интриги били кнутом, вырезали язык и отправили в ссылку в Якутск.

Анастасия Ягужинская. История Анастасии в фильме – вымысел, правдой там является лишь один факт: в сыскном деле Лопухиных по заговору против императрицы есть упоминания о некоей дочери Анны Бестужевой с именем Анастасия, которая дала показания против своей матери – Натальи Лопухиной. Больше историкам не удалось найти о ней никакой информации.

Потерявший голову от любви французский шпион шевалье де Брильи – вымышленный персонаж. Другие главные герои – Софья Зотова, граф Василий Фёдорович Лядащев, Котов, Бергер и другие персонажи сериала являются абсолютной выдумкой автора романа.

Фото: Википедия/общественное достояние

Источник

Как снимали фильм «Гардемарины, вперёд!»

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Дружинина: «1 января 1983 года раздался телефонный звонок. Звонила женщина. Она предлагала мне напечатанный роман как материал для сценария. Мы с ней встретились в холле дома «Кино». Она представилась: Cоротокина Нина Матвеевна. Инженер. Преподаватель техникума. Из сумки вытащила объемную красную папку огромной тяжести, которую я еле донесла до дома, и, бросив, забыла о ней. Ее нашли мои дети. Содержание книги их очень заинтересовало. Юрий Нагибин также посоветовал мне прочесть роман Нины Cоротокиной и обратить внимание на автора, начавшего писать в 40 лет. Роман был написан крепко, в традициях исторической литературы. О нем я рассказала в нашем телеобъединении, и главный редактор заинтересовался. «

Они уехали в Пицунду и здесь печатали сценарий на одной пишущей машинке. Нагибин далее предпринял нещадную корректировку: просто взял и выкинул всё лишнее. Текст сократился вдвое.

Соротокина: «Мы же со Светланой люди увлекающиеся были, как начнем свои женские кружева плести, так и остановиться не можем. А Нагибин все лишнее убирал и, в итоге, большинство наших наворотов безжалостно вычистил».

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Алешу Корсака играл Юрий Мороз, Софью — Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Сначала ушел Юрий Мороз. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом. Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян и Ольга Машная. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые.

Роль Никиты Оленева должен был играть сын Светланы Дружининой, с ним даже сняли несколько эпизодов, но потом он заболел и роль отдали Шевелькову. Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место. На съемки второй ленты Дружинина его не пригласила, отдав предпочтение Михаилу Мамаеву. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Ребята снимались весело. Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков дружили. Шевелькова привели Харатьян и Жигунов. Жигунова взяли, потому что он скакал на лошади, как Абдулов, и фехтовал, как Д’Артаньян-Боярский. В фильме Дмитрий Харатьян единственный, кто сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Жигунов во время съёмок получил травмы. Сергей Жигунов: «Когда мы готовились сниматься в «Гардемаринах», мне сказали: «Никто не ездит на лошади лучше Абдулова и не дерется на шпагах искуснее Боярского». Я разбился в лепешку, но, смею думать, скоро был с ними по меньшей мере на равных в искусстве верховой езды и в фехтовании».

Жигунов дрался с профессиональным фехтовальщиком, не по правилам подбил клинок соперника, и шпага угодила ему под бровь. Оператору пришлось скрывать раненый глаз Жигунова. Как и его парик. Во время съёмочного процесса Сергея Жигунова призвали в армию, а потом остригли наголо. Далее его голову украшал парик.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Татьяна Лютаева училась вместе с сыном Дружининой во ВГИКе и именно он предложил её кандидатуру на роль красавицы Анастасии Ягужинской. Светлана Дружинина, посмотрев дипломный спектакль «Тень» по Шварцу пригласила Татьяну на пробы и сразу же утвердила на роль Анастасии Ягужинской. Эта роль стала ярким дебютом для Татьяны Лютаевой. После выхода этого фильма в 1987 году, на рубеже 20-21 тысячелетий очень многим девочкам стали давать имя Анастасия, появились и Софьи.

А для Ольги Машной роль Софьи была далеко не первой в кино, но именно эта роль сделала Ольгу Машную невероятно популярной на просторах всего Союза.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Так же своим успехом фильм немало обязан прекрасным песням, музыку к которым написал композитор Виктор Лебедев. Народную славу Виктору Лебедеву принесли именно они. А ведь их встречи с режиссером Светланой Дружининой могло и не быть. Режиссер призналась, что собиралась работать с другим композитором. Но дороги любви, хоть и творческой, соединили.

Виктор Лебедев: «Единственная трудность в гардемаринах – Марк Розовский и Дунаевский запустили мушкетеров. И я попал в ситуацию, надо было не хуже написать – все пели «пора-пора порадуемся»… и мне надо было тоже». «Гардемарины» и «мушкетёры» ещё долго соперничали. Злые языки даже приписывали конфликты авторам музыки. Но поссорить не удалось. За музыку к «Гардемаринам» Виктор Лебедев удостоен множества наград. Да и сам композитор не скрывает, что именно этот фильм вознёс его на музыкальный Олимп.

После предложенного Соротокиной патриотического сценария о мальчиках из навигационной школы режиссёр Светлана Дружинина загорелась идеей воссоздания отечественной истории (цикл «Дворцовые перевороты») и стала отклонять любые сценарии, не связанные с державной темой. Не все её работы оказались удачными. В продолжениях «Гардемаринов» ошибкой было заменить Шевелькова другим актёром. В результате из картины ушёл Жигунов. Остался один Харатьян (Алёша Корсак). Дружество «развалилось». Но добрый пыл любви к Отечеству в последующих темах Дружининой остался.

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Татьяна Лютаева: » Я знаю позицию Володи. Он с малолетства снимался в кино, поэтому на момент съемок «Гардемаринов» уже не очень хотел работать актером. У него проявилась режиссерская жилка. Для меня роль Анастасии была первой работой в кино, по ней меня запомнили зрители. Поэтому какие у меня могут быть претензии? «Гардемарины» — моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина. «

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

гардемарины вперед где снимали ягужинская монастырь

Жигунов: «. Мы очень подружились, и когда я скакал наперерез карете (помните?), то для меня было главным не спасти какие-то бумаги, а спасти друга. В такие минуты забываешь, фильм ли это, действительность ли. Вообще нужно сказать, что три друга — это классическая схема и в жизни, и в кино. Трое — это очень хорошо. Замечательная ситуация — настоящая мужская дружба, но еще и честь, и любовь, и преданность Родине. «.

К сожалению, создатели фильма не сумели сохранить хороших отношений. Светлана Дружинина прекратила общение с Харатьяном и Жигуновым. Позднее разорвали отношения и «гардемарины». А фильму была суждена долгая и счастливая жизнь и новые поколения его смотрят и пересматривают. Уже в течение многих лет этот фильм не утрачивает своей прелести и, может быть, наивного очарования. В нём показано то, какой бывает настоящая дружба и настоящие человеческие отношения.

Источник

Гардемарины, вперёд!

Выход фильма «Гардемарины, вперёд!»

Содержание

Сюжет

Россия, 1742 год. На российском престоле — дочь Петра I — Елизавета. Захватившая власть в стране путём дворцового переворота императрица подозревает заговоры и смуту.

Этой мнительностью решает воспользоваться «профранцузская» группировка во главе с лейб-медиком Лестоком, личным врачом Елизаветы, которому та безраздельно доверяет. Главной мишенью Лестока становится вице-канцлер Алексей Бестужев. Ловкий и беспринципный политик, Бестужев, тем не менее, служит «…прежде всего России, а потом уж самому себе». К тому же Бестужев склоняется к союзу с Австрией против Франции и её союзницы — Пруссии. Лесток вынашивает замысел свалить Бестужева.

А в Париже кардинал де Флёри узнаёт, что у Бестужева имеется весьма любопытный архив (личные письма и дипломатическая переписка с английским и австрийским двором). Архив поручается добыть французскому дипломату де Брильи.

На свою беду Брильи влюбляется в русскую красавицу Анастасию Ягужинскую. Отныне у шевалье в России две цели — бумаги и Анастасия.

В это время в Навигацкой школе проходят курс наук три юных гардемарина: Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Они храбры, честны и готовы отдать свою жизнь за Россию. Волею судьбы все трое оказываются вовлечены в водоворот событий, связанных с Бестужевым и его архивом.

Тем временем в Петербурге начались аресты — по доносу курляндца Бергера (прикормленного Лестоком) схвачен его товарищ Иван Лопухин, мать Ивана Наталья Лопухина и её подруга Анна Бестужева. Их обвиняют в заговоре с целью свержения императрицы и воцарения малолетнего Иоанна Антоновича. Реальная же цель этой комбинации — свалить вице-канцлера, родственницей которого является Анна Бестужева.

Дочь Анны Бестужевой от первого брака Анастасия Ягужинская пока всего лишь помещена под домашний арест, но для молодой, красивой и избалованной дворянки невыносима жизнь под оком соглядатаев, бродящих вокруг её дома. Именно в этот момент на её пороге появляется кавалер де Брильи, он предлагает Анастасии бежать с ним.

В тот же вечер под окнами Анастасии бродит и гардемарин Александр Белов, безнадёжно влюблённый в Анастасию. Анастасия с презрением принимает его за соглядатая. Саша видит, как его мечта уезжает с незнакомцем. Когда карета отбывает, Ягужинская с удивлением видит, что молодой человек кланяется ей вслед, и в его глазах мимолётом видит не предательство шпиона и соглядатая, а что-то иное… Но момент не тот, и водоворот событий отвлекает девушку…

Параллельно выясняется, что и его друг Алёша Корсак был некоторым образом связан с Анной Бестужевой: она по-матерински покровительствовала юноше, он же исполнял её поручения, в частности, относил по её указанию записки. Ненавидящий Корсака надзиратель школы Котов сообщает «куда следует» о тесном знакомстве своего питомца с заговорщицей. Над Корсаком нависает угроза ареста, и он решает бежать в Кронштадт.

Тем временем в Петербурге Бестужев узнаёт о том, что из его дома в Москве похищен злополучный архив. Он даёт указание во что бы то ни стало разыскать бумаги.

Решившая покинуть Россию, Анастасия Ягужинская в сопровождении Брильи и «мадмуазель Анны» (Корсака) заезжает проститься к своей тетке — настоятельнице монастыря матери Леонидии. Леонидия предлагает Анастасии укрыться у неё, стать монахиней. Но Анастасия отвергает её предложение — стены монастыря «спасут» её не только от каторги, но и от жизни. Анастасия решает продолжать свой путь в Париж. Алёша же Корсак в образе «мадмуазель Анны» знакомится в монастыре с дворянкой Софьей Зотовой. Её, богатую наследницу, готовят на постриг с целью заполучить её деньги, но девушка всем сердцем противится своей доле. Софья уговаривает «Аннушку» взять её с собой. Утром Корсак вместе с новой своей знакомой тайно покидают монастырь. Софья не устаёт удивляться силе и выносливости своей новой подруги, не снимающей платка, скрывая стриженую голову, но по-прежнему не допускает и мысли, что делит путь с юношей.

Тем временем де Брильи привозит Анастасию в охотничий домик на болотах, где они должны ждать разрешения на выезд из России. Похищенные бумаги находятся у де Брильи, он заметно нервничает, что, однако, не мешает ему ухаживать за Ягужинской. Анастасия не слишком влюблена во француза, но она понимает, что другого выхода у неё нет. В беседе Брильи случайно проговаривается, и Анастасия понимает, что шевалье везёт во Францию что-то очень важное. Пока де Брильи подвергается помывке в русской бане, Анастасия обыскивает его багаж и в подкладке камзола находит бумаги. Ягужинская изымает письма вице-канцлера и зашивает в камзол страницы из книги.

Саша Белов прибывает в Петербург. Он случайно знакомится с офицером Тайной канцелярии Василием Лядащевым. По роковому стечению обстоятельств Саша попадает и в поле зрения Лестока: юноша признаётся, что видел «второй арест» Анастасии Ягужинской неким «чрезвычайно носатым» господином… Неожиданно для самого себя Белов понимает, что это был вовсе не арест, а его свидетельство оказывается угрозой для любимой им Анастасии…

Видя, что даже «заговор» не сумел поколебать доверие к Бестужеву, лейб-медик решает разыграть новую карту. Он складывает в уме похищение Ягужинской «носатым» и содержание перехваченной французской шифровки, в которой говорится о «пелёнках шепелявого», то есть бумагах Бестужева, которые везет в Париж некий «нос»… Он понимает, что бумаги украл де Брильи, и что де Брильи влюблён в Ягужинскую, готов рисковать ради неё, и решает заполучить архив Бестужева в обмен на русскую красавицу. Лесток вызывает своего клеврета Бергера и поручает ему отправиться к де Брильи на болота и предложить французу сделку. Белову приказано отправиться вместе с Бергером, чтобы опознать, тот ли это «нос» или не тот.

Корсак сопровождает Софью до Новгорода, где живёт её тётка. Гардемарин влюблён в красивую, открытую и обаятельную девушку, но не спешит открывать ей свою тайну. В Новгороде Софья отправляется к тётке в надежде обрести у неё защиту от преследований служителей церкви. Однако тётка выдаёт Софью монахиням. Потрясённую известием о том, что «Аннушка» на самом деле мужчина, но отчаянно сопротивляющуюся Софью насильно отвозят в Микешин скит. Узнав об этом, Алёша Корсак решает во что бы то ни стало освободить Софью.

Пробираясь через болота, Корсак выходит к охотничьему домику, где снова сталкивается с Ягужинской: она велит ему вернуть похищенные бумаги. Анастасия понимает, что вице-канцлер в благодарность за возвращение архива может помочь Анне Бестужевой. Уходя, Корсак сталкивается с де Брильи.

Тем временем Белов сталкивается с Ягужинской. Анастасия чувствует к юноше симпатию, но у неё нет выбора, она понимает, что должна бежать с де Брильи. Отчаянье и страх заставляет её принимать прагматичные решения. На прощанье она решается просить влюблённого Белова передать её матери драгоценный крест, которым она может подкупить своих палачей. Самому же Саше Анастасия дарит на память брошь — букет фиалок.

Радость де Брильи по поводу обретения вожделенного разрешения на выезд длится недолго — он обнаруживает пропажу бумаг. Анастасия Ягужинская признаётся, что бумаги выкрала она, но их у неё уже нет, она их отдала. Шевалье понимает, что бумаги мог из домика на болотах унести только один человек — «последний русский… Алёша… с родинкой… из Навигацкой школы», который шёл в Микешин скит. Француз бросается в погоню за Корсаком. Белов бросается в погоню за французом, на выручку другу.

А в это время Алёша Корсак находит Софью и признаётся ей во всём, в том числе и в своей любви к ней. Софья, уже подписавшая дарственную на все свои богатства монастырю, кажется сломленной сёстрами и не решается поначалу бежать с Алёшей. Она решает лишь проводить любимого.

Но в момент, когда Софья уже готова повернуть назад, её и Корсака настигает де Брильи, которого преследует Белов. Завязывается поединок, в результате которого де Брильи ранит Сашу и его считают убитым, Анастасия вдруг понимает что потеряла не просто друга, а что-то гораздо большее…Корсак же и Софья успевают скрыться вместе с бумагами. Позже они встречаются с Никитой Оленевым и едут вместе с ним в Петербург.

Де Брильи вынужден отправиться в Петербург и там искать Корсака.

Анну Бестужеву приговаривают к публичному бичеванию и ссылке. Скрывшись под густой вуалью, затерявшись в толпе зевак, Анастасия со слезами на глазах смотрит на наказание матери. Она видит, как Бестужева снимает перед бичеванием со своей шеи драгоценный крест и передаёт его палачу. Анастасия не может понять, как крест оказался у её матери, ведь Саша Белов погиб на её глазах. Она не видит, что Белов (он чудом избежал смерти) находится почти рядом с ней — он наблюдает за любимой в толпе, но не может подойти к ней из-за де Брильи. Француз уже опротивел Ягужинской, он это тоже осознаёт. Но шевалье влюблён и утешает себя тем, что русской красавице некуда бежать, только он может защитить её от Тайной канцелярии. На казни Белов решает проследить за де Брильи и Анастасией. И там же он встречает проезжающую карету Оленева.

Бестужев по-прежнему обеспокоен поисками своего архива. Ему недостаточно знать, что бумаги ещё в России, он хочет видеть их у себя на столе. Вице-канцлер требует от своего секретаря Яковлева подключить к этому делу какого-нибудь «преданного человека из Тайной канцелярии».

Корсак и Оленев воссоединяются с Беловым. Решено, что они будут скрываться в доме Никиты. У них две цели — вернуть бумаги Бестужеву, сохранив их от Лестока и де Брильи, и выручить Ягужинскую, которая, по существу, стала пленницей де Брильи. Чтобы организовать связь с Анастасией, к ней отправляется Софья. Под видом лоточницы, торгующей «лентами и булавками», девушка проникает в дом де Брильи и получает место горничной при Анастасии. На плече у Софьи брошь в виде букетика фиалок — по ней Анастасия должна понять, что Софье можно доверять. Анастасия узнаёт, что Белов жив и понимает, что любит молодого гардемарина…

А гардемарины тем временем встречают Василия Лядащева. Лядащев неожиданно предлагает свою помощь по возврату бумаг их законному владельцу. Не доверяющие ему гардемарины желают лично вручить архив Бестужеву.

Но… ни Лесток, ни гардемарины не знают, что Лядащев — двойной агент. Он и есть тот самый «преданный человек из Тайной канцелярии», которому Бестужев по рекомендации секретаря Яковлева поручает добыть архив. Лядащев «подставляет» людям Лестока для ареста не гардемаринов, а фаворита Елизаветы Петровны Разумовского, её любимую фрейлину и французского посла. Государыня в страшном гневе, карьера Лестока погублена.

А гардемарины при посредстве Лядащева предстают перед Бестужевым. Они просят милости для Анастасии Ягужинской и находящейся при ней камеристки Софьи Зотовой.

Бестужев решает, что раз «тот враг безопасен, который считает, что ты у него в руках», то стоит состряпать фальшивые бумаги и подкинуть их кардиналу де Флёри, чтобы он наконец успокоился. А чтобы французы поверили в подлинность архива, он поручает Белову вступить в переговоры с де Брильи и обменять бумаги на Ягужинскую.

Друзья едут в Ревель, куда шевалье увёз свою прекрасную даму и её горничную, для обмена. Брильи отказывается, завязывается поединок, казалось бы — Брильи одерживает верх… Но, пока он пребывает в восторге от захваченных наконец писем Бестужева, гардемарины увозят Софью и Анастасию. Де Брильи остаётся с разбитым сердцем и фальшивыми письмами.

В ролях

Съёмочная группа

Песни, прозвучавшие в фильме

Интересные факты

Места съёмок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *