гармонизация российской системы измерений с мировой практикой является целью

Нормативно правовые основы метрологии

Основы метрологии

Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
2. Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании».
3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, детализирующие основы метрологической деятельности.

Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений«, являются:
• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

Закон закрепляет основы метрологии.

Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

Основными объектами ГСИ являются:
• единицы ФВ;
• государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
• методы и средства поверки средств измерений СИ;
• номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
• нормы точности измерений;
• способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
• методики выполнения измерений;
• методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
• требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
• термины и определения в области метрологии;
• организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
• Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
• Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
• Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
• Положение о государственных научных метрологических центрах;
• Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
• Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
• Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
• Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).

Для реализации положений законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.

Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

Источник

Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации | Страница 23 | Онлайн-библиотека

Личные погрешности, обусловленные индивидуальными особенностями наблюдателя. Такого рода погрешности вызываются, например, запаздыванием или опережением при регистрации сигнала, неправильным отсчетом десятых долей деления шкалы, асимметрией, возникающей при установке штриха посередине между двумя рисками.

По характеру своего поведения в процессе измерения систематические погрешности подразделяются на постоянные и переменные.

57. ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ

Постоянные систематические погрешности возникают, например, при неправильной установке начала отсчета, неправильной градуировке и юстировке средств измерения и остаются постоянными при всех повторных наблюдениях. Поэтому, если уж они возникли, их очень трудно обнаружить в результатах наблюдений.

Среди переменных систематических погрешностей принято выделять прогрессивные и периодические.

Прогрессивная погрешность возникает, например, при взвешивании, когда одно из коромысел весов находится ближе к источнику тепла, чем другое, поэтому быстрее нагревается и удлиняется. Это приводит к систематическому сдвигу начала отсчета и к монотонному изменению показаний весов.

Периодическая погрешность присуща измерительным приборам с круговой шкалой, если ось вращения указателя не совпадает с осью шкалы.

Все остальные виды систематических погрешностей принято называть погрешностями, изменяющимися по сложному закону.

В тех случаях, когда при создании средств измерений, необходимых для данной измерительной установки, не удается устранить влияние систематических погрешностей, приходится специально организовывать измерительный процесс и осуществлять математическую обработку результатов. Методы борьбы с систематическими погрешностями заключаются в их обнаружении и последующем исключении путем полной или частичной компенсации. Основные трудности, часто непреодолимые, состоят именно в обнаружении систематических погрешностей, поэтому иногда приходится довольствоваться приближенным их анализом.

Постоянные систематические погрешности не влияют на значения случайных отклонений результатов наблюдений от средних арифметических, поэтому никакая математическая обработка результатов наблюдений не может привести к их обнаружению. Анализ таких погрешностей возможен только на основании некоторых априорных знаний об этих погрешностях, получаемых, например, при поверке средств измерений. Измеряемая величина при поверке обычно воспроизводится образцовой мерой, действительное значение которой известно. Поэтому разность между средним арифметическим результатов наблюдения и значением меры с точностью, определяемой погрешностью аттестации меры и случайными погрешностями измерения, равна искомой систематической погрешности.

Для исправления результатов наблюдений их складывают с поправками, равными систематическим погрешностям по величине и обратными им по знаку. Поправку определяют экспериментально при поверке приборов или в результате специальных исследований, обыкновенно с некоторой ограниченной точностью.

Систематическая погрешность, остающаяся после введения поправок на ее наиболее существенные составляющие включает в себя ряд элементарных составляющих, называемых неисключенными остатками систематической погрешности. К их числу относятся:

– погрешности определения поправок;

– погрешности, зависящие от точности измерения влияющих величин, входящих в формулы для определения поправок;

– погрешности, связанные с колебаниями влияющих величин (температуры окружающей среды, напряжения питания и т. д.).

Перечисленные погрешности малы, и поправки на них не вводятся.

58. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности. Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений» являются:

– установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

– регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

– защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

– содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;

– гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

Единство измерений – состояние измерительного процесса, при котором результаты всех измерений выражаются в одних и тех же узаконенных единицах измерения и оценка их точности обеспечивается с гарантированной доверительной вероятностью. Для достижения единства измерений необходимо обеспечить единообразие средств измерений, т. е. такое состояние средств измерений, когда они проградуи-рованы в узаконенных единицах измерений, а их метрологические свойства соответствуют нормам.

Единство измерений достигается точным воспроизведением, хранением установленных единиц физических величин и передачей их размеров всем рабочим средствам измерений с помощью эталонов и образцовых средств измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Технической основой ГСИ является государственная эталонная база России. Эталонная база России состоит из 1176 государственных первичных и специальных эталонов.

Основными принципами обеспечения единства измерений являются:

– применение только узаконенных единиц физических величин;

– воспроизведение физических величин с помощью государственных эталонов;

– применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц физических величин от государственных эталонов;

– обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;

– гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;

– использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;

– систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.

59. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РАЗМЕРОВ ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ В РФ

В основе обеспечения единообразия средств измерений лежит система передачи размера единицы измеряемой величины. Передача размера единицы – приведение размера физической величины, хранимой поверочным средством измерений, к размеру единицы, воспроизводимой или хранимой эталоном или образцовым средством измерений, осуществляемое при их сличении (поверке).

В настоящее время установлен многоступенчатый порядок передачи размеров единицы физической величины от государственного эталона всем рабочим средствам измерений данной физической величины с помощью вторичных эталонов и образцовых средств измерений различных разрядов от наивысшего первого к низшим и от образцовых средств измерений к рабочим средствам измерений. Передача размера через каждую ступень сопровождается потерей точности, однако многоступенчатость позволяет сохранять эталоны и передавать размер единицы всем рабочим средствам измерений. Образцовые средства измерений, как известно, используются для периодической передачи размеров единиц в процессе поверки средств измерений и эксплуатируются только в подразделениях метрологической службы.

Марина Сергеевна Клочкова: Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации1
1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА, БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)1
2. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ1
3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ1
4. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ2
5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ2
6. ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ЗАКОН СТАНДАРТИЗАЦИИ3
7. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМ СОГЛАСНО ИСО 9000:20003
8. СИСТЕМА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ КАК БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ3
9. МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ4
10. СЕМЬ ПРИНЦИПОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ4
11. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, СЕЛЕКЦИЯ, СИМПЛИФИКАЦИЯ, ТИПИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ5
12. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОМЫШЛЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ5
13. ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ, УНИФИКАЦИЯ И АГРЕГАТИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ5
14. КОМПЛЕКСНАЯ И ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ОХВАТА ИЗДЕЛИЙ6
15. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ6
16. СРЕДСТВА СТАНДАРТИЗАЦИИ7
17. СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (СТО)7
18. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ7
19. ПРАВИЛА, НОРМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ8
20. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ8
21. ВИДЫ СТАНДАРТОВ8
22. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ9
23. ПРИМЕНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ9
24. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ. ИЗМЕНЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР СТАНДАРТА10
25. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ10
26. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ11
27. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА. СТАНДАРТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ11
28. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ11
29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ12
30. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»12
31. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ13
32. СТРУКТУРА ТИПОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА13
33. ПАКЕТНЫЙ ПРИНЦИП ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ13
34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ14
35. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ,ТЕХНИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ14
36. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ИСО) И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (МЭК)14
37. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА15
38. МОДУЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ15
39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТРОЛОГИИ КАК НАУКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ МЕТРОЛОГИЯ16
40. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ МЕТРОЛОГИИ16
41. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ16
42. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИЗМЕРЕНИЙ17
43. ВИДЫ ШКАЛ И ИХ ОСОБЕННОСТИ17
44. ЗАКОН «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ». ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО МЕТРОЛОГИИ17
45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ18
46. МЕРЫ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ, УСТАНОВКИ, СИСТЕМЫ18
47. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ19
48. НОРМИРУЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ19
49. ПОГРЕШНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ19
50. РЕГУЛИРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ20
51. ГРАДУИРОВКА И КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ20
52. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ21
53. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ21
54. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ21
55. ИСТИННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ22
56. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ22
57. ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ23
58. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ23
59. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РАЗМЕРОВ ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ В РФ23
60. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ. ПОВЕРОЧНЫЕ СХЕМЫ24
61. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ. ПРИЕМОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ24
62. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ25
63. ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ25
64. КАЛИБРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АККРЕДИТОВАННЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ25
65. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ26
66. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ26
67. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ И ЗНАКОВ СООТВЕТСТВИЯ27
68. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ27
69. СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ27
70. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ28
71. СХЕМЫ ДЕКЛАРАЦИИ28
72. ФУНКЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ28
73. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ29
74. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ29
75. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ30
76. ВИДЫ АУДИТА КАЧЕСТВА30
77. ЭТАП ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ31
78. ТЕХНИКА АУДИТА ПРИ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ31
79. СТАНДАРТЫ НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ИСО СЕРИИ 9000 И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА31
80. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА32
81. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ32
82. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА32
83. ИСПЫТАНИЯ КАЧЕСТВА33
84. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ И ИЗМЕРЕНИИ ПРОЦЕССОВ. ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА. МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА33
85. РАЗРАБОТКА И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА34
86. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ДОКУМЕНТ34
87. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ35
88. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА35
89. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА35
90. ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ О КАЧЕСТВЕ ПРИ СЕРТИФИКАЦИОННОМ АУДИТЕ36

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *