гатчинская икона божией матери

Гатчинская икона божией матери

Молодой Павел Граббе, живя в эмиграции в Дании, служил в Трансатлантической компании Плумов. Он, по своей инициативе, сумел получить командировку в Ревель, которая совершенно неожиданно для него самого стала «ответственным спецзаданием» по спасению святынь. Получив от фирмы командировочные и обменяв их на обесценившуюся эстонскую валюту, молодой человек почувствовал себя богачом и стал со всем энтузиазмом предаваться развлечениям, кутежам и игре на бильярде. В бильярдной с ним и познакомился некто «князь Ищеев» (добавив, впрочем, что имя это вымышленное). Он рассказал, что хорошо знал по Петербургу отца и дядю Павла, и поэтому уверен в нём. Через некоторое время «князь» предложил юноше оказать неоценимую услугу России. Как оказалось, нужно было спасти святыни Императорского Дома, которые не были в Эстонии в безопасности, поскольку за ними могли охотиться и большевики, и Ваттикан, и ещё Бог весть кто…

Можно предположить, что этим самым «князем Ищеевым» был никто иной как граф Павел Алексеевич Игнатьев (по описанию внешности очень похож), проходивший в своё время службу в Разведывательном отделении Генерального штаба, а в годы Первой мировой войны возглавлявший резидентуру русской разведки во Франции. Видимо, он и пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор…

Когда Павел Граббе согласился, его с завязанными шарфом глазами долго везли куда-то. Это оказался православный женский монастырь. Здесь его провели в комнату, где на дубовом столе лежали какие-то предметы.

Источник

История Филермской иконы Божией Матери и где найти образ сегодня, молитва

По преданию, автор первой иконы Девы Марии — евангелист апостол Лука. Он спросил разрешения у Богородицы написать ее портрет. Дева Мария согласилась. Первый образ получил название Филермской иконы Божией Матери – по названию греческой местности, в которой он впервые проявил чудодейственную силу. Икона пережила несколько войн и пожар, путешествовала по Европе и России, пока не добралась до Черногории.

История Филермской иконы Божией Матери

После Вознесения Христа Дева Мария жила обычной жизнью и вместе с апостолами несла Слово Божье. Лука — один из семидесяти апостолов, спутник Павла в странствиях, его врачеватель, а также художник и составитель Евангелия. Он стал первым иконописцем, а его творение через века пронесло благословение самой Богородицы.

Рыцари-крестоносцы

Лука написал образ Божьей Матери в 46 году. Апостол изобразил черты лица с натуры и передал одухотворенность Девы Марии. 300 лет образ хранили антиохийские монахи.

В 430 году икону перевезли в Константинополь, где она пробыла 700 лет. Во Влахернском храме впервые засвидетельствовали чудеса исцеления после молитв перед святыней. Самое большое чудо икона явила в 626 году, во время войны с Персией. По молитвам Богородице Константинополь удалось защитить от захватчиков.

Во времена крестоносцев икону перевезли в Иерусалим, а затем – в Акру, где она попала в руки рыцарей-ионитов. Война с турками заставила последователей ордена отправиться в Грецию. Вместе с иконой они укрылись на острове Крит. Оттуда образ переправили на Родос. В XIV веке для иконы Богородицы построили церковь на горе Филермос в северной части острова.

В России

Русский период Филермской иконы начался в период правления Павла I. Император в качестве магистра Мальтийского ордена принял рыцарей в Гатчине. Члены ордена решились избрать главой русского императора в обмен на предоставление убежища от французов и сохранение реликвий.

гатчинская икона божией матери

День перенесения Филермской иконы в Петербург стал отмечаться как ежегодный праздник. Образ одели в золото и украсили драгоценными камнями. Из Гатчины христианскую реликвию перенесли в закрытый придворный храм Спаса Нерукотворного. По просьбе верующих каждый год Филермский образ доставляли в гатчинский собор Святого Павла. Из Петербурга в Гатчину проходил праздничный крестный ход.

В 1837 году в придворном храме произошел пожар. Огонь повредил здание, но не тронул образ Богоматери.

Скитания

В первой половине XVI века греческие острова отошли к Османской империи. Крестоносцы покинули Родос и скитались по Италии, перевозя с собой христианские святыни. По распоряжению императора Карла V во владение рыцарей поступили несколько итальянских островов. Резиденцию ордена обустроили на Мальте и доставили туда христианские святыни, в том числе Филермскую икону.

Вторжение войск Наполеона в конце XVIII века настигло реликвию в городе Ла-Валетта. Образ хранился в одноименной часовне. Но магистру Мальтийского ордена Фердинанду фон Гомпешу удалось спасти Филермскую икону.

С приходом к власти Павла I орден переместился в Россию. Но Александр I наложил запрет на католический орден, оставив икону у себя. Просьбы мальтийцев вернуть святыню остались без ответа.

гатчинская икона божией матери

Обретение

Судьбу Филермского образа решил Николай II. По распоряжению государя реликвию оставили в России. Ее сфотографировали и передали снимки в Мальтийский музей. Но события 1917 года изменили местоположение святыни. В 1919 году, на следующий день после праздника иконы в гатчинский собор пришел граф Павел Игнатьев в сопровождении военнослужащего. По его распоряжению образ упаковали.

Граф доставил реликвию из Гатчины в Эстонию, а затем – в Данию, где скрывалась императрица Мария Федоровна. После кончины монаршей особы о святыне позаботились ее дочери. В 1928 году они передали Филермскую икону главе заграничной православной епархии – митрополиту Антонию. До начала фашистской агрессии она хранилась в Берлине. Позже ее передали в Югославию.

Образ был на особом попечении короля, хранился в церкви, в загородном дворце. В 1941 году фашистская Германия вторглась в Югославию. На престол вступил юный король Петр II, но с помощью патриарха Гавриила он смог переправить святыню в отдаленный черногорский монастырь.

После войны реликвию забрали агенты местной спецслужбы. Она хранилась в государственном музее города Цетинье. Представители православной церкви не знали о местонахождении образа и считали его утраченным. В 1968 году митрополит Черногорский получил тайное сообщение от полицейского, в котором сообщалось о сохранности православной святыни. Но вернуть ее из музейных закромов не удалось.

гатчинская икона божией матери

Где найти образ сегодня

Филермская икона сохранилась со времен апостола Луки до наших дней. Образ по-прежнему находится в черногорском городе Цетинье. На территории Народного музея возник монастырь, а специально для Филермской Божией Матери поставили «Голубую часовню».

Кроме древней иконы, в монастыре хранятся фрагмент Животворящего Креста, частица мощей Иоанна Крестителя. Но Филермский образ выделили, как особо ценную и почитаемую реликвию.

Икона хранится под стеклом в витрине. Единственный свет в комнате исходит от реликвии, благодаря подсветке. Паломники подходят к образу в темноте. Необычные условия поддерживают древнюю святыню в сохранности.

Известные списки Филермской иконы Богоматери

В мире известны четыре копии. Один из списков хранится в кремлевской Оружейной палате в Москве. Образ вписан в кулон, который находится в центре Мальтийского Креста. Реликвия принадлежала магистрам Ордена Крестоносцев.

Вторая копия находится в итальянском городе Ассизи. Образ помещен в иконостас Базилики Богоматери ангелов. Его сделали во время пребывания оригинала в Эстонии. В то время правительство Италии обратилось к Советам с просьбой вернуть реликвию. Задача оказалась невыполнимой, так как реликвии не было на территории государства. Прошение частично удовлетворили, тайно передав итальянскому послу в Советском Союзе список.

гатчинская икона божией матери

Еще одна копия осталась в церкви на Филермосе. Старинная постройка разделена на две части — для православных и католиков. Также список получил Павловский собор в Гатчине. Оригинал постоянно находился в Петербурге. Раз в год верующие воздавали ему похвалу во время праздничного крестного хода. В остальное время гатчинцы возносили молитвы Богородице перед списком.

Почитание в православии

Память Филермской иконы отмечают раз в год — 25 октября или 12 октября по старому стилю. В этот день, по распоряжению Павла I, святыню перенесли в Петербург.

Образ почитается как чудотворный, помогающий в жизненных трудностях. Особенность Филермской иконы в том, что она написана при жизни Богородицы. Поэтому этот образ стал одной из наиболее уважаемых христианами реликвий.

О чем просят перед образом

Филермская икона помогает в следующих просьбах:

Филермская Божия Матерь — заступница в любых жизненных трудностях. Она покровительствует людям, рожденным 25 октября. К образу обращаются за помощью в преодолении препятствий, для укрепления силы духа и защиты от недоброжелателей.

гатчинская икона божией матери

Перед иконой можно молиться о защите близких людей. В старину верующие свидетельствовали о случаях исцеления от слепоты перед Филермским образом. Святыня помогает телесному и духовному прозрению.

Текст молитвы

О, Дева Мария Святейшая, Матерь Иисуса Христа, Сына Божьего. Ты и на Земле, и на Небе Властительница. Внемли молитвам нашим искренним, узри с высоты Небес нас, грешников, молящих о помощи Твоей. Мы наколенях пред Ликом Твоим молим, любовью к Тебе, верой преисполненные, надеясь на отпущение грехов наших и на прощение Христа. Возле образа Твоего чудодейственного молимся о защите от нападок недругов и недоброжелателей наших. О, Великая Пресвятая Богородица, умоляем Тебя, прогони прочь от нас неверующих, огради от лжепророков, чьи истины и заповеди противоречат закону нашего Господа! Молим Тебя, Дева Мария, не покидай нас, когда пребываем мы в горести и печали. Не дай нам пасть духом и сбиться с богоугодного пути. Укажи направление к истинной вере, ибо сердца наши наполнены любовью к Господу. Когда подойдут к концу жизни наши земные, отправимся мы в Царствие Его, где нерушима жизнь в вечности. Но сейчас мы живем на грешной земле и нуждаемся в Тебе! Умоляем Тебя, Пресвятая Дева Мария, будь рядом! Подари нам свое покровительство. Будь нашим щитом, нашей стеной и нашей твердыней. Лишь Ты способна смилостивиться над нами, попросить за наши греховные деяния прощение перед Господом и стать нашим оберегом до конца наших дней! Ты — Заступница христиан, истинно верующая, воистину преданная Спасителю Нашему Иисусу Христу и Господу Богу. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Источник

Филермская икона Божией Матери – утраченная «гатчинская святыня»

гатчинская икона божией матери

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом[2].

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую[3].

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.[5]

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно в Гатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена[6].

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России»[8].

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому[9].

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.[11]. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, «в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел»[12].

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников. «[13]. Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели)[14].

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: «…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине»[15]. Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить»[16]. К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, «что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца», но отыскать их не смог[17].

Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию[18].

Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода[19].

К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.

[1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с.

Источник

гатчинская икона божией матери

О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен.

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом[2].

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую[3].

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.[5]

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена[6].

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России»[8].

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому[9].

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.[11]. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, «в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел»[12].

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников. »[13]. Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели)[14].

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: «. наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине»[15]. Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить»[16]. К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, «что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца», но отыскать их не смог[17].

Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию[18].

Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода[19].

К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.

[1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с.

[2] Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. СПб, 2003. С. 1.

[3] Филеримос; Рыцари Родоса // VIP Родос. Б/с.

[4] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 2-5; Рыженко И. Церковь Гатчинского дворца// Старая Гатчина. СПб, 1996. С. 154; Гафифулин P.P. Об иконе Филермской Богоматери // Император Павел Первый и Орден Святого Иоанна Иерусалимского в России. СПб, 1995. С. 113.

[5] Гатчинские святыни / Ред.-сост. Г.М. Елфимова. Гатчина, 2006. С. 34-36.

[6] Лавры, монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 120; Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 6-8; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 113-115.

[7] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб, 1994. С. 63.

[8] Шкаровский М.В. Неужто погибла икона? // Ленинградский рабочий. 1991. № 7. 15 февраля. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).

[9] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 114.

[10] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).

[11] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. С. 63.

[12] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.

[13] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 16.

[14] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 10-11; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.

[15] Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилл, 1988. С. 198.

[16] Государственный архив Российской Федерации, ф. 6343, оп. 1, д. 128, л. 1.

[18] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 12-13.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *