где находится храм хатхор
Дендера и город Кена в Египте
Храму Хатхор в Дендере недостаёт безупречного качества, присущего ансамблю Сети в Абидосе. Но астрономический декор потолка и святилища на крыше дают нам возможность представить себе, какими были ритуалы древнеегипетских солнечных культов, в том числе и в тех местах, где подобные памятники не сохранились. Памятники Дендеры также демонстрируют нам, как правители эллинистической и римской эпох, уподоблявшие себя фараонам и божествам Древнего Египта, копировали архитектуру храмов, обряды и иконографию с точностью до последнего иероглифа, хотя и допуская порой некоторую вольность в деталях рельефов и росписей.
Богини и царицы стали изображаться с более пышными формами, а на ступнях их величеств теперь наличествовали все пять пальцев (древние египтяне изображали только большой палец ноги). Большинство туристов осматривают Дендеру заодно с Абидосом, приезжая туда в составе автоколонны из Луксора. В таком случае на осмотр каждого комплекса отводится всего по 45 минут. Чтобы иметь возможность задержаться в Дендере подольше, вам придётся добираться сюда на общественном транспорте из Кены, расположенной на расстоянии 8 километров. Из-за действующих ограничений на передвижение это довольно затруднительно.
Деревня Дендера
На противоположном относительно Кены берегу Нила, за полями дикого лука и клевера видны утёсы Ливийской пустыни и храм Хатхор, стоящий у деревни Дендера. Это один из немногих древнеегипетских храмов, где полностью сохранилась крыша, с которой открывается фантастический вид на окрестности. Археологический комплекс заслуживает, по меньшей мере полуторачасового осмотра; чтобы заглянуть в тёмные помещения, вам потребуется факел.
Посетители, которые ценят атмосферу места больше, чем собственный комфорт, могут остановиться в простых, не оправдывающих свою цену номерах Happy land Camp, расположенного рядом с храмовой оградой; забронировать номер в отеле можно в New Palace Hotel в Кене. Здесь также имеется кафе, в котором подают только безалкогольные напитки.
Как проехать в Дендеру из Луксора
Автоколонна с полицейским сопровождением до Дендеры и Абидоса отправляется из Луксора ежедневно в 8:00 и возвращается после полудня. Thomas Cook, American Express и другие агентства предлагают автобусные экскурсии в оба места, но их расписание довольно беспорядочно, а цена намного выше, чем стоимость поездки на частном такси. Кроме того, Lotus Boat и Tiba Star организуют однодневные круизы из Луксора в Дендеру по вторникам, пятницам и воскресеньям; билеты можно купить за три дня до отправления в офисах American Express, Thomas Cook и в гостинице Iberotel.
Единственным аргументом в пользу поездки на общественном транспорте через Кену служит желание остаться в Дендере дольше, чем позволяет график движения автоколонны. При существующих ограничениях на передвижение это будет довольно трудное путешествие, но если запрет на поездки на маршрутных такси снимут, то добираться до Дендеры станет легко.
Храм Хатхор в Дендере
Хотя святилища Хатхор, богини радости и удовольствий, существовали в Дендере с додинастических времён, существующий храм Хатхор – произведение греко-римской эпохи, построенное в период с 125 года до нашей эры до 60 года нашей эры. Хотя строительство велось с целью утвердить законность власти иноземных правителей Египта, храм повторяет древнеегипетские образцы с их чередой гипостилей и вестибюлей, ведущих в тёмное святилище и зримо воплощавших «переход от яркого света египетского солнца к тайне, заключённой в святая святых» (Т. Джеймс).
Общий вид храма Хатхор
Культ Хатхор
Хатхор, почитавшаяся в облике коровы с древнейших времён, постепенно приобрела множество ипостасей – небесной богини, живой души деревьев, владычицы золота и бирюзы, покровительницы музыки и застолья, – но по сути оставалась богиней-кормилицей. Её самая важная роль в мифологии – нянька Хора и кормилица живущего фараона. Считалось, что в своём человеческом облике (с коровьими ушами и рогами) богиня совершает ежегодный визит к хору в храм Идфу. В сопровождении жрецов и под радостные возгласы простого народа её барка медленно двигалась вверх по реке, а Хор плыл ей на встречу на собственной ладье.
После пышной церемонии статуи богов «оставляли наедине», чтобы обновить их брачный союз, в то время как толпа гуляла на празднике Хатхор (празднике опьянения), из-за которого греки отождествили Хатхор со своей собственной богиней любви и радости – Афродитой. Однако в иные времена пьянство подвергалось осуждению, что видно из не теряющего актуальность текста, порицающего хулигана: «Ты шляешься по улицам, воняя перегаром; люди видели, как ты выделывал трюки на городской стене, народ разбегается от ударов твоих кулаков. Посмотрел бы ты на себя, когда ты стучишь кулаками по своему животу или катаешься по земле, испачканный в собственных нечистотах!».
Гипостиль храма Хатхор
Войдя в гипостиль храма с восемнадцатью хатхорическими колоннами, дайте глазам время, чтобы привыкнуть к сумраку, и лишь затем начинайте рассматривать знаменитый потолок с астрономическими изображениями, во многих местах сохранившими первоначальные цвета. Это не карта звёздного неба в современном смысле слова, а символическое изображение небесных тел, часов дня и ночи и сфер господства солнца и луны. Хотя из-за Кенской излучины храм ориентирован с севера на юг, а не по привычной оси запад-восток (египетские храмы всегда выходили фасадом на Нил), в росписи потолка сохранено традиционное разделение неба на северную и южную половины.
Над центральным проходом изображён ряд летящих грифов и крылатых дисков, которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвящённой ночи. Первый ряд фигур начинается с изображения Ока Ра в ладье, над которой помещены фигуры четырнадцати дней убывающей луны. За изображением полнолуния в центре следуют четырнадцать дней растущей луны (каждый из них имел своё божество), заканчивают последовательность полный лунный диск, которому поклоняется Тот, и, наконец, изображение этого небесного тела в виде Осириса, которого охраняют Исида и Нефтида. Души в обликах шакалов и птиц украшают ладью Ра во время её путешествия по солнечной стороне неба.
В следующих двух регистрах изображены планеты, звёзды двенадцати ночных часов и знаки зодиака (заимствованные из Вавилонии). Самые дальние участки заняты изображением Нут, которая рождает солнце на утренней заре и проглатывает его на закате. С одной стороны изображено рождение бога восходящего солнца – Хепри (жук-скарабей), с другой – солнечные лучи снисходят на Хатхор.
Зал явлений храма Хатхор
Эллинистическая часть храма открывается украшенным колоннами Залом явлений, где Хатхор изображена вместе с другими богами, перед своим отправлением в Идфу. При свете факела можно рассмотреть на входной стене рельефы со сценами принесения даров, основания храма и посвящения его богам. Обратите внимание на «пустые» картуши, которые свидетельствуют о «текучке кадров» в правящих кругах эллинистической эпохи.
Камнерезы не хотели тратить силы на надписи с именами царей, которые могли вскоре лишиться престола, они даже могли не знать, кто именно правит на данный момент в Александрии, – такие уж были времена. Тем не менее, в Дендере продолжали совершаться религиозные обряды, жрецы по-прежнему хранили священные предметы из драгоценных металлов в сокровищнице и брали воду для ритуальных омовений из колодца, к которому можно пройти через так называемую Нильскую залу.
Симметричные им помещения с противоположной стороны Зала явлений включают в себя лабораторию, в которой готовили и хранили духи, благовония и мази (обратите внимание на рельефы с рецептами и изображениями слуг, приносящих экзотические компоненты), и ещё одну комнату для хранения ценных предметов. С внутренней стороны передней стены зала находится культовый календарь, в котором перечислены празднества, проходившие в храме.
Зал даров и Зал Эннеады храма Хатхор
Далее расположен Зал даров, который образует вестибюль храма в собственном смысле слова. Отсюда на крышу ведут две лестницы, по которым выводили священных животных. На задней стене помещён список даров на противоположной стене коридора – рельеф с изображением царя, подносящего Хатхор её любимый напиток.
Дальше мы попадаем в Зал Эннеады, где некогда стояли статуи богов и царей, участвовавших в церемониях в честь Хатхор. Гардероб богини хранился в комнате по левую руку, рельефы на её стенах изображают жрецов, несущих ларцы со священными одеяниями. С внешней стороны стены святилища можно увидеть тексты «Гимнов пробуждения».
В самом святилище стояла статуя Хатхор и церемониальная ладья, которую жрецы выносили к реке и помещали на корабль. Почитатели богини затем буксировали его вверх по реке в Идфу, где Хатхор сочеталась брачными узами с Хором. На рельефах изображены ежедневные ритуалы (описанные в связи с храмом в Абидосе) и царь, преподносящий статуэтку Маат богам – Хатхор, Хору и Харсомту, или Хору Сематауи (задняя стена).
Боковые молельни храма Хатхор
Два коридора с боковыми молельнями идут вдоль святилища, соединяясь позади него. Над дверью в Коридор мистерий изображена Хатхор в облике коровы, стоящая внутри деревянного ковчега на ладье. За часовнями Исиды, Сокара и Священной змеи вы найдёте «Дом Систра» (систр – музыкальный инструмент Хатхор), здесь в стенных нишах изображена Хатхор как богиня неба и Ихи в ипостаси бога музыки. В помещение можно попасть через тёмную молельню Пер-Ну, откуда Хатхор отправлялась в своё брачное путешествие в Идфу во время празднования Нового года (который в древние времена приходился на 19 июля).
Новогодняя процессия выходила из часовни Пер-Ур, откуда сейчас можно подняться по шаткой лестнице в небольшое помещение с рельефными изображениями Хатхор, Маат и Исиды. В часовне Пер-Несер смотритель откроет люк в полу и проводит вас вниз, в крипту с низким потолком, украшенную резными изображениями кобр и лотосов (не забудьте заплатить бакшиш). В самой часовне Хатхор изображена в своей самой грозной ипостаси – в облике львицы, поскольку ко времени Птолемеев она стала отождествляться с богиней-львицей Сехмет и богиней-кошкой Бастет. Самое ценное имущество храма хранилось в помещении под часовней Ра.
Если во время осмотра вы случайно не наткнулись на так называемое «Место чистоты» – часовню Нового года с рельефом, на котором богиня Нут рождает солнце, сияющее над головой Хатхор, – вернитесь в Зал Эннеады, пройдите налево в переднее помещение, а затем сверните направо. Именно здесь совершались обряды, предшествующие церемонии воссоединения Хатхор с солнцем, которая проводилась на крыше храма.
Осмотрите молельни на крыше, а затем выйдите из храма и идите вокруг него к задней стене, где на рельефе с процессией богов можно увидеть две повреждённые фигуры – Клеопатры и её сына Цезариона. Круглое лицо женщины в короне Хатхор настолько не вяжется с представлениями о легендарной красоте царицы, что большинство предпочитает видеть в этом рельефе стилизованное изображение, а не реальный портрет Клеопатры.
Молельни на крыше храма Хатхор
С обеих сторон Зала даров находятся лестницы, ведущие на крышу храма; на стенах изображена новогодняя процессия, во время которой статую Хатхор в открытом ковчеге выносили наверх, где она ждала рассвета. Лучи солнца, касаясь статуи, оживляли ба (душу) Хатхор для нового годового цикла. Рядом с павильоном солнца, за фасадом гипостиля, находятся два ряда помещений, связанных со смертью и воскресением Осириса. Хотя молельни на крыше существовали в большинстве храмов, в Дендере они сохранились до наших дней в неповреждённом виде.
Часовня слева (если вы стоите лицом к югу) примечательна рельефами на внутренних стенах: Исида и Нефтида оплакивают Осириса, Осирис проходит сквозь врата подземного мира и, наконец, Осирис оплодотворяет Исиду, изображённую в виде парящей хищной птицы. Другая анфилада помещений украшена гипсовой копией знаменитого зодиакального потолка Дендеры, вывезенного Лелорреном в 1820 году и хранящегося теперь в Лувре. Зодиакальный круг, поддерживаемый четырьмя богинями, отличается от нашего только наличием скарабея на месте Скорпиона и богини-гиппопотама Таурт.
Египтяне (как и жители других стран) узнали о зодиаке от римлян, которые сами заимствовали его у вавилонян. Будьте осторожны, в помещении низкий потолок! Самое яркое впечатление – это величественный вид на храмовый комплекс и окрестности, открывающийся с крыши. Обратите внимание и на надписи, оставленные французскими солдатами в 1799 году: среди них есть имена командующего Дезэ и художника Денона, который, находясь в Дендере, продолжал делать зарисовки перед лицом наступающих мамлюков; когда у него кончились грифели, он делал свинцовые карандаши из пуль.
Внешние постройки храма Хатхор
Храм окружали различные здания, которые сейчас по большей части разрушены. Отличительной чертой эллинистических храмов был маммизи, или «дом рождения», в котором царь почитался как Хор, божественный владыка. Когда римляне строили вокруг храма стену, она разделила на две части «дом рождения» Нектанеба (XXX династия) и пришлось строить новое сооружение такого же типа.
На южной стене «дома рождения» римского периода есть несколько изящных рельефов, а капители колонн и архитравы украшены крошечными фигурками Бэса и Таурт. Между двумя маммизи находятся развалины коптской базилики V века, построенной из каменных блоков, заимствованных из соседних зданий. Обратите внимание на резные коптские кресты.
Милостивая Хатхор считалась богиней-целительницей, и в её храм приходили паломники, страдающие от различных болезней. В храмовой лечебнице они получали рецепты исцеления во время сна, возможно, вызванного наркотическим опьянением. Воду для ритуальных омовений брали из священного озера, впоследствии высохшего и поросшего пальмами, среди которых в изобилии водятся птицы. Рядом находится разрушенный храм Исиды, в котором почитались Исида и Осирис. Он был построен злейшим врагом Клеопатры, Октавианом, уже после того, как он стал императором Августом.
Городок Кена
Несмотря на свой провинциальный характер, в сфере туризма и инвестиций Кена (произносится «Gena») долго играла вторую скрипку при Луксоре. Возможно, недовольство такой ситуацией объясняет тот факт, что именно здесь в 1992 году произошли первые нападения на туристов. Главное впечатление от города, которое увозят с собой иностранцы, – это сотни портретов Мубарака вдоль дороги, по которой автоколонна движется в Дендеру, или вид на охраняемую территорию на берегу Нила, где стоят у причала круизные суда.
По мере удаления от реки некогда шикарные колониальные виллы сменяются малоэтажными домами, своим видом напоминающими о Восточной Европе, и похожими на лабиринты базарами, которые мешают картографам составить точную карту города. К счастью, здесь легко отыскать объекты, необходимые туристу, используя две мечети на главной улице как ориентиры. В более древней мечети (с одним минаретом) находится гробница шейха XII века, в честь которого в 14-й день месяца шаабан справляется маулид Абдель Рахима аль-Кенави.
День города (8 марта) приурочен к годовщине сражений 1799 года, когда местные жители потопили французскую флотилию из дюжины судов. Из-за Кенской излучины Нил в этом районе имеет северный и южный берега, а не западный и восточный, как обычно. Город расположен на северном берегу, на южный берег, к Дендере, перекинут мост.
Как доехать и выехать из Кены в Дендеру
В настоящее время туристы, путешествующие самостоятельно, могут добраться до Кены только на автобусе или поезде. Ежедневно из Луксора отправляются шесть автобусов (5 фунтов), которые прибывают на автостанцию рядом с железнодорожным вокзалом. Автобусы из других городов высаживают (и подбирают) пассажиров на мосту через канал, в 200 метрах к западу. Поезд из Луксора идёт быстрее (40 минут), но не все поезда останавливаются в Кене, к тому же на некоторые из них туристам запрещается брать билеты.
В любом случае вам нужно будет проехать через город, чтобы добраться до храма. Вполне вероятно, что полиция будет настаивать, чтобы вы взяли такси (20 фунтов), но если этого не произойдёт, можно сесть на местную маршрутку (пикап) на автостанции, расположенной на перекрёстке улиц возле реки, в 2 километра от вокзала.
Маршрутки до Дендеры (50 пиастров) отправляются от дороги, ведущей к мосту, вы также можете сесть на пикап, идущий до Наг-Хаммади и выйти сразу после того, как проедете под большим мостом, по которому проходит новая железная дорога из Порт-Сафаги в оазис Харга. Отмеченный указателем поворот на Дендеру (1 километр) находится с левой стороны через 200 метров.
Полезная информация о Кене
Даже не рассчитывайте остановиться в Кене – хозяевам местных гостиниц было велено снять все вывески на английском языке, чтобы отпугнуть иностранцев. Захудалый New Palace – это всё, что можно найти. Лучше переночевать в Дендере. Ситуация с питанием несколько лучше: в Restaurant Hamdi подают сытные обеды, состоящие из супа, курицы или кофта, риса и овощей, так же обстоят дела и в El-Prince (где иногда даже продают пиво), а в меню Cafe Nasr есть недорогие вегетарианские блюда. В городе имеются два банка, где можно обменять валюту и дорожные чеки. Почтамт и круглосуточный телефонный узел находятся недалеко от перекрёстка главных улиц, а здание полиции расположено у железнодорожного вокзала.
Кена – это перекрёсток путей сообщения между Долиной Нила и побережьем Красного моря. Иностранцам не запрещается пользоваться оборудованными кондиционерами автобусами Superjet, идущими до Каира (7:00 и 20:00), и регулярными рейсами на Хургаду и Суэц (каждый час), Порт-Сафагу, Эль-Кусейр и Марса-эль-Аллам (три раза в сутки), но в города долины – Асьют, Сохаг, Эль-Минью и прочие – лучше ехать поездом. До всех этих городов также ходят маршрутки с разных автостанций, однако пока туристам не разрешено ими пользоваться.
Между Кеной и Луксором
В настоящее время полицейские запреты затруднили туристам доступ к памятникам, расположенным между Кеной и Луксором, которые некогда привлекали посетителей своей «не исследованностью». Таксисты обязаны не покидать автоколонну до Дендеры, а если вы найдёте водителя маршрутки, который согласится посадить вас в машину, вас завернут обратно на одном из пропускных пунктов, размещённых вдоль границы охраняемой территории Луксора.
Поэтому посещение Нагады или Гарагоса на западном берегу Нила практически исключено. И хотя до Эль-Медамуда, Куса и Кифта можно добраться на автобусе из Луксора, большинство путешественников ограничиваются взглядом на них из окна по дороге к побережью Красного моря. Если ограничения всё-таки отменят, до всех упомянутых мест можно будет добраться на маршрутных такси из Луксора или Кены, а между Эль-Балласом и Кифтом, а также Нагадой и Кусом есть паромные переправы через Нил. Ближайший мост находится южнее Луксора.
Вдоль восточного берега
Дорога, перегруженная автомобилями, едущими в Луксор, идёт через Кифт (древний Кебт или Коптос), центр добычи полезных ископаемых, который стал перевалочным пунктом для торговцев, после того как был открыт путь к побережью. В наши дни 216-километровая дорога в Эль-Кусейр, расположенный на Красном море, оборудована местами для отдыха и заправочными станциями и имеет хорошее покрытие, хотя не лишена опасных поворотов.
По дороге на юг, к Луксору, находится завод по переработке жмыха (отходов производства сахара) в бумагу – это уже предместья большого города Кус. В фатимидскую и мамлюкскую эпохи город уступал по размерам только Каиру и служил местом ссылки низложенных султанов. О его прежнем статусе свидетельствует мечеть Аль-Амри (XI век), в которой находится украшенный тонкими арабесками михраб и минбар из тикового дерева. Южнее, возле Хузама, от шоссе отходит дорога к коптскому селению Гарагос, где делают красивую керамику и ткани.
До Гарагоса трудно добраться на общественном транспорте, раньше путешественники приезжали сюда на такси, а копты из туристической службы Луксора охотно организовывали подобные поездки. Приближаясь к Луксору, вы минуете Эль-Медамуд, где находится разрушенный храм Монту. Относящиеся к греко-римской эпохе аллея сфинксов и монументальные ворота искажают первоначальный облик памятника, восходящего ко времени Древнего царства. Впечатление полной заброшенности памятника ещё больше усиливается от отсутствия туристов.
Вдоль западного берега
В Эль-Балласе, расположенном в 23 километрах от Кены, с древних времён производили белые глиняные сосуды; их продают на рынке керамики в Кене вместе с другими изделиями традиционных промыслов. Это те самые кувшины для воды, которые египетские женщины носят на голове с детских лет. Южнее находится древний город Омбос, жители которого так и не смогли простить людям из Дендеры, того, что те съели одного из их священных крокодилов: вражда возобновлялась на каждом празднестве в честь Хатхор.
Расположенная южнее коптская деревушка Нагада дала имя двум доисторическим культурам Египта, которые, как принято считать, существовали в IV тысячелетии до нашей эры: Нагада I (более ранняя) и Нагада II (более поздняя). Однако приехать сюда стоит лишь для того, чтобы посмотреть на Голубиный дворец, построенный неким монахом сто лет назад из кирпича-сырца.
Этот Каср эль-Хамам, расположенный в 200 метрах к западу от шоссе, служит местом отдыха после перелёта через Ливийскую пустыню для десятков тысяч птиц. Пернатых обеспечивают пищей, а взамен смотрители заведения едят некоторых из своих «постояльцев». Между Нагадой и Гезирой, расположенной на берегу Нила напротив Луксора, часто ходят маршрутки, но туристам запрещено пользоваться ими.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЕГИПЕТ: ХРАМ ХАТКОР ДЕНДЕРА
ХРАМ БОГИНИ ХАТХОР В ДЕНДЕРЕ
Содержание:
Египет – страна с богатейшей историей, на ее территории расположено бесчисленное количество древних построек и монументов, дошедших до наших дней. Один из них – храм Хатхор, находящийся в месте под названием Дендера. Он посвящен богине любви, искусств, женственности и материнства. Хатхор, как правило, изображалась в облике коровы, между рогами которой сиял солнечный диск.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Дендера – это небольшой городок в Египте на западном берегу реки Нил. В древности это место носило название Тентира и являлось центром культа богини любви Хатхор. Храм, возведенный здесь в ее честь, отлично сохранился со времен последних представителей династии Птолемеев. Его достраивал римский император Тиберий уже в то время, когда Египет территориально принадлежал к Римской Империи.
Храм Хатхор построен из песчаника, имеет в длину почти 80 метров и окружен высокой стеной из кирпича. Внутри располагается большой гипостильный зал с 24 колоннами, на которых высечены изображения Хатхор. На потолке зала можно увидеть астрономические символы, на стенах описан визит фараона в храм. Также храм Хатхор знаменит так называемыми барельефами Ламп Дендеры.
ИСТОРИЯ БОГИНИ
Богиня Хатхор, дочь бога солнца Амона Ра, была для жителей Древнего Египта олицетворением женственности, любви и материнства. Ее домом стал потрясающе красивый храм, известный еще c III века до нашей эры и неоднократно перестраивавшийся. Он выполнял свои функции на протяжении пятисот лет.
За величественными воротами располагается храмовый двор. Чуть далее находится крытый колонный зал, передняя часть которого открыта для солнечного света. Каждая колонна здесь напоминает собой ситр – священный музыкальный инструмент богини Хатхор, звуки которого сопровождали пение храмового хора.
Сама богиня Хатхор прочно ассоциировалась в сознании жителей древнего Египта с небом. И эта связь нашла свое отражение во множестве астрономических изображений на потолке главного колонного зала храма. До настоящего времени сохранили свой цвет рисунки планет, созвездий, знаков зодиака и иллюстраций, рассказывающих о прохождении золотой ладьи Ра через полдень и полночь.
Центральный проход второго колонного зала ведет в сердце храма Хатхор – святилище богини. Капители шести колонн зала сделаны в виде цветков лотоса и папируса, из которых появляется сама четырехликая богиня, покровительница четырех сторон света.
Каждый раз во время празднования Нового года статуя богини Хатхор, выносилась на свет солнца. Жрецы помещали ее в уабет – специальную очистительную часовню, расположенную чуть поодаль от святилища. После проведения ритуала очищения статуя выносилась на крышу храма. Здесь Хатхор воссоединялась с божественными лучами своего отца Амона Ра.
Однако самые ценные божественные образы, изображения и символы никогда не выносились из специальных помещений – крипт. В настоящее время храм Хатхор насчитывает 15 крипт, расположенных ярусами. В этих помещениях, чаще всего расположенных под землей, не только хранились священные атрибуты культа, но и проводились тайные обряды и церемонии.
Многие туристы, посещающие Дендеру, не могут пройти мимо внешней стены храма. Здесь навеки запечатлена в камне великая царица Египта Клеопатра, сопровождающая своего сына Цезариона на молитву. Сюда приходили еще греки и римляне, а затем арабы и жители Европы. Их, безусловно, притягивал этот храм любви, чистоты и мудрости. Здесь они черпали силы и слагали об этом месте легенды.
Дендера. Храм Хатхор. Электричество в Древнем Египте.
Cо времён Птолемеев храм отлично сохранился, его. достройка проводилась римским императором Тиберием. Впервые храм Хатхор был исследован в 1858 годуФрансуа Огюстом Мариетом.
Храм Хатхор в Дендере, известный еще в период Древнего Царства, посвящен богине Хатхор – дочери солнечного божества – Бога Ра, почитавшейся египтянами как символ любви, женственности, материнства, красоты, веселья и танцев. Египетское имя богини – Херу («дом Гора»), египтяне именовали её «золотой госпожой», Хатхор прославлялась как космическое божество, от которого жизнь берет свое начало, ей поклонялись в древности и поклоняются по сей день. Хатхор была персонификацией Млечного Пути и почиталась как небесная корова, родившая Солнце. По некоторым источникам, культ Хатхор существовал ещё при царе Скорпионе, другие утверждают, что первый Храм Хатхор был возведен ещё во времена, когда Египтом правил Бог Гор.
Меня интересовали «врата», которые расположены на пути с «священному озеру», справа от храма Хатхор, где якобы в глубокой древности находилось святилище сына Хатхор – Ихи (Айхи). Легенда гласит, что эти «врата» исполняют желания. Если верить преданиям, через эти «врата» не раз проходила Клеопатра, искавшая любовь великого Цезаря, а после его трагической гибели просившая подарить ей любовь Марка Антония.
Странным показалось то, что встреченный нами охранник, который любезно предложил нас сфотографировать в этих «вратах», почему-то настойчиво попытался поскорее увести нас от них. То ли действительно в этом месте сильная энергетика и стоять в этих «вратах» долго нельзя, то ли правила у охранников такие?
Однако Дендера привлекает альтернативных историков, прежде всего, изображениями, которые связывают с версией электричества в Древнем Египте. Якобы у египтян были электрические лампочки, которыми они пользовались при росписях знаменитых гробниц даже там, куда не мог проникнуть солнечный свет, и при этом ни на стенах, ни на потолке не оставалось никакой копоти от факелов.
Таинственные барельефы находятся в подземном помещении храма Хатхор, поскольку храм эпохи Птоломеев построен на древнем храме, верхнюю часть его колонны мы видели на уровне пола существующего храма. В дальнем углу храма Хатхор в полу имеется очень узкий проем – вход с лестницей, уходящей вниз в небольшое помещение, стены которого покрыты барельефами и иероглифами. Помещение очень низкое и душное, оно имеет 1,12 метра в ширину и 4,6 метра в длину.
Судя по массивным блокам, ранее закрывавшим вход в подземное помещение, в древности оно было тщательно замаскировано. Но зачем было прятать эти изображения? Тем более, что среди настенных фресок в одном из залов храма Хатхор есть такие же изображения «электрических ламп». Оказывается, в наземном зале храма изображения ограничиваются самим рисунком с небольшими текстами, а подземные барельефы окружены довольно большим количеством иероглифов, которые производят впечатление подробной инструкции к этому оборудованию. Возможно, именно «инструкции» и представляли «секретные знания», которые были оставлены египетскими жрецами на стенах древнего храма, и поэтому вход в подземные помещения был закрыт при строительстве храма Хатхор эпохи Птоломеев?
Якобы при содействии Эриха фон Деникена была произведена реконструкция «электрических ламп». Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены воспроизвел «лампу накаливания», «змеевидный провод», «патрон» и даже «изолятор» в форме «джед-столба», после чего подвел к этой системе ток, и. свет зажегся. Видимо египтяне знали и применяли электричество еще в древние времена.
Большинство рисунков на стенах храма Хатхор напоминают инструкции: что и как должны делать жрецы для услужения Богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот). Инструкции настолько подробны и детализированы, что исчезает ощущение культа и возникает чувство достоверности древней легенды, которая гласит, что храм – это дом Богини Хатхор, которая была верной одновременно двум богам – Гору и Тоту, а храм служил местом ее свиданий с этими богами.
На крыше храма сохранились две комнаты (капеллы), в первой комнате на потолке находится Дендерский Зодиак, во второй – изображения сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса – отца Гора. Как пишет Андрей Скляров («Цивилизация древних Богов Египта»), крыша храма напоминает посадочную площадку для летательных аппаратов, поскольку невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не просто ровную прямоугольную площадку, но и усиливать её, укладывая как минимум три слоя известняковых блоков весом десятки тонн, и усиливая нагрузку на подпирающие колонны. Возможно, боги прилетали сюда на каком-то летательном аппарате?
Дендера, Загадочный храм Хатхор
Когда произносят слово «Дендера», то следующим следует ожидать слово «зодиак». Круглый Дендерский зодиак — очень странный, так до сих пор толком и не объясненный артефакт из храма богини Хатхор в египетском городке Дендера. Дендерский зодиак столь же удивителен, как и сам храм, над постройкой которого трудились поколения людей, живших во времена Александра Македонского и вплоть до последних римских императоров.
ОПОРА БОГИНИ ХАТХОР
За тысячи лет до появления в этих краях греков, а потом — арабов на месте Дендеры стоял храмовый город Та-Инд-Нетерт, что переводится как «ее божественная опора».
Дендера (Дандара) — городок на Ниле, известный во всем мире древнеегипетским храмом богини Хатхор — местом загадочным, окруженным множеством легенд.
Название Дендера появилось только в XVII—XVIII вв., в поздний период Османской империи: это арабизированное произношение древнейшего имени города.
Во времена Древнего Египта здесь были только пески, местность называли Лунет. Когда построили первый храм Хатхор, вокруг появились несколько поселков, а местность стали именовать Та-Инт-Нетер, или «ее (богини Хатхор) божественная опора». Судя по расшифрованным иероглифическим надписям на стенах храма, египтяне были уверены, что имя городу дала сама богиня.
Культ богини Хатхор был очень широко распространен с додинастических времен (5-3-е тыс. до н. э.), сама богиня почиталась населением Древнего Египта как одна из главнейших в пантеоне богов. Хатхор — богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев, супруга бога Гора (ее имя означает «Дом Гора», или «небо»), дочь самого верховного бога Ра. Здесь же поклонялись ее супругу Гору и их сыну Ихи.
Первый храм Хатхор, вероятно, был построен в Дендере во времена Древнего царства (Зтыс. лет до н. э.). В нынешнем храме-музее посетителям показывают зияющие в полу отверстия от снятых каменных плит. Под ними — уходящие в темноту ряды колонн того самого первого храма Хатхор. Археологи установили, что первый храм неоднократно перестраивали, чтобы удовлетворить требования фараона.
Причины разрушения храма не вполне ясны, но можно предположить, что он стал жертвой религиозных реформ фараона Эхнатона (1375-1336 гг. до н. э.). Стремясь возвеличить себя и укрепить свою власть, Эхнатон подверг репрессиям жрецов главного бога Амона-Ра, повелев поклоняться богу Атону и себе самому как абсолютному божеству. Жрецы изгонялись, храмы разрушались, в том числе и храмы его дочери Хатхор. Такая же судьба постигла и храм в Дендере.
Второй храм Хатхор, что стоит над останками первого, появился гораздо позже, и это крайне запутанная история.
В 332 г. до н. э. император Александр Македонский разбил персов и ему покорился Египет. В Египте Александр совершил долгое путешествие через пустыню в оазис Сива, где сохранился храм Амона-Ра. Оракул храма признал в Александре сына бога и нового фараона, и Александр повелел восстановить храм Хатхор. После Александра этим занимались правители Египта из династии Птолемеев, а завершилось строительство лишь при римском императоре Тиберии (42 г. до н. э. — 37 г.). То есть его строили более двухсот лет. Непонятно одно: зачем проводилась такая колоссальная стройка разными правителями, да еще с таким упорством и целеустремленностью?
Храм получился очень большой, и к тому же из всех древних храмов Дендерский — единственный восстановленный за 2,5 тыс. лет, не считая постройки двух новых храмов — Гора и Исиды. Нет никаких свидетельств того, что римские императоры посещали храм Хатхор. Но на его восстановление выделялись огромные средства, и это прекратилось лишь с окончательным утверждением в Риме христианства как государственной религии, после чего христиане разрушили почти все статуи в храме. А после распространения в Египте ислама храм Хатхор вообще оказался заброшен.
Забытый и засыпаемый песком храм Хатхор пребывал в таком состоянии до конца XIX — начала XX вв.
Город Дендера расположен в среднем течении Нила, на левом (западном) берегу реки.
ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ХРАМ ЕГИПТА
Назначение последнего храма Хатхор во многом остается неясным, археологические изыскания пока не дали даже приблизительного ответа на этот вопрос.
Интерес археологов к сооружениям в Дендере пробудили во второй половине XIX в. исследования французских египтологов. Они обнаружили заброшенный храм, на две трети занесенный песком (что спасло его от разрушения религиозными фанатиками), прямо в котором копты и арабы построили хижины. На крыше арабы устроили конюшни. Внутри храма жгли костры, потолки закоптились, и многие росписи уже не подлежат восстановлению.
Все культовые сооружения Дендеры возведены из песчаника, храм Хатхор окружен кирпичной стеной. На крыше храма находятся небольшие помещения — святилища Осириса.
За главным входом в храм слева расположены лаборатории, где готовили священные составы, мази и благовония. Под полом храма — несколько подземных крипт, служивших ризницами и кладовыми.
Большую часть храма занимает колоссальный гипостильный (колонный) зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями богини Хатхор. Так как храм строили на протяжении двух веков, в нем заметно влияние разных архитектурных стилей, в том числе уникальное для культовых сооружений Египта сочетание аскетизма времен фараонов с эллинской изысканностью. Это заметно, в частности, в колоннах с капителями в виде голов Хатхор.
На стенах — рассказ в картинках с описанием визита в храм правителя Египта. В его роли предстает римский император в одеянии египетского фараона, вступающий в храм для молитвы богине Хатхор.
На потолке — астрономические схемы с изображением символов созвездий и планет Солнечной системы.
Плафон центрального зала был ранее украшен подлинным изображением зодиака, ныне именуемого круглым Дендерским зодиаком и сейчас находящегося в Лувре. В 1821 г. его обманом вывез из Египта (проще говоря — украл) авантюрист Жан Баггист Лелоррен: выполняя «заказ» на египетские древности для парижского коллекционера Себастьяна Луи Сольние, он варварски выломал плиту с зодиаком из потолка с помощью порохового взрыва и бригады феллахов с зубилами и молотками, частично повредив изображение. Подлинный Дендерский зодиак был получен Лувром лишь в 1907 г., куда попал из запасников одного из музеев Парижа. В музее он оказался в 1839 г., когда был куплен на аукционе королем Луи-Филиппом! (1773-1850 гг.) за 150 тыс. франков.
А на потолке храма Осириса в наши дни находится гипсовый слепок.
Круглый Дендерский зодиак — тема многих споров в среде ученых и любителей мистики и эзотерики, склонных видеть на нем зашифрованную дату то ли случившегося, то ли грядущего Апокалипсиса.
Рядом со стенами храма Хатхор расположился древнейший некрополь, где находятся захоронения еще додинастического периода истории Древнего Египта. Они выполнены в виде усеченных пирамид-мастаб с подземными погребальными камерами, разграбленными еще при фараонах.
Стены камер эпохи Древнего Царства (2700-2250 лет до н. э.) и Первого переходного периода (2250-2050 лет до н. э.) сплошь покрыты рельефами и росписями, ставшими главным источником информации о Дендере, относящейся еще к периоду первого храма. Другие захоронения относятся к эпохе династии Птолемеев и Древнего Рима, то есть к периоду второго храма.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Мастаба — арабское название, оно означает «скамья», что передает внешний вид ступенчатой пирамиды. Древние египтяне называли такие захоронения «пер-джет», или «дом вечности». Под пирамидой находится погребальная камера с мумией, в пирамиде — сердаб: молельня со статуей, в которую, согласно древнеегипетской мифологии, переселится душа усопшего, если мумия будет испорчена.
■ Дату создания круглого Дендерского зодиака можно определить с довольно большой точностью, так как в нем присутствуют как древнеегипетские, так древнегреческие символы звездного неба, что дает основание датировать его I в. до н. э.
■ На сегодняшний день существует несколько сотен версий даты, зафиксированной на круглом Дендерском зодиаке. Расшифровка осложняется тем, что в наши дни ученые не могут со значительной степенью достоверности отождествить все египетские символы Дендерского зодиака с конкретными звездами, что и порождает множество версий.
■ Самой оригинальной версией расшифровки смысла круглого Дендерского зодиака можно считать теорию, предложенную российским исследователем Виктором Травкиным. Он доказывает, что на зодиаке изображена не дата некоего «Апокалипсиса», а изображение звездного неба из иллюминатора межзвездного корабля в тот день и час, когда он оказался рядом с Землей,
на которой еще не появились люди, то есть на зодиаке зафиксирована дата рождения человеческой цивилизации.
■ Именно французы первыми заинтересовались постройками Дендеры, так как сохранились прекрасные рисунки храма Хатхор, сделанные художниками во время Египетского похода Наполеона в 1798-1801 гг., а их соотечественник Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.) уже сумел прочитать древнеегипетские иероглифы.
■ Достопримечательность Каира — каменная часовня фараона Ментухотепа I (XI династия, около 2133-2117 гг. до н. э.), установленная перед Каирским музеем, была найдена на территории храмового комплекса Хатхор.
■ На стенах храма Хатхор сохранились многочисленные надписи, свидетельствующие о покровительстве римских императоров строительству храма в Египте: рельеф с изображением Клеопатры, Юлия Цезаря и их сына Цезариона, имена императоров Августа, Нерона, Тиберия, Калигулы, сохранились имена и изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, а у входа в храм — имена Домициана и Траяна.
■ Британский археолог Уильям Питри (1853-1942 гг.), основатель современной систематической египтологии, при раскопках в Дендерском некрополе обнаружил отдельный некрополь с мумиями животных и птиц: соколов, газелей, змей, ихневмонов (египетских мангустов) и кошек. Обычай погребения животных сохранился в Дендере вплоть до эпохи Птолемеев и римских императоров
Иероглифы крипт храма Хатхор
Альтернативные историки считают, что судя по содержанию иероглифических надписей сопровождающих барельефы в храме Хатхор, те кто их вырезал уже плохо представляли истинный смысл рисунков, вероятнее всего, что изображения эти, доставшиеся в «наследство» от ранней цивилизации, стали «каноническими» и на протяжении времени копировались, лишь повторяя канон еще более древних, священных изображений.
«Лампы» Дендеры можно идентифицировать как трубки Крукса. Британский физик Уильям Крукс одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.