где находится икона державная божией матери
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Державная икона Божией Матери |
Икона Божией Матери «Державная»
Явилась в селе Коломенском под Москвой 2 марта 1917 года, в день отречения от престола царя Николая II.
Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.
По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.
Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон (Белавин).
После революции она хранилась в запасниках Исторического музея.
Икона Божией Матери «Державная». Список XXI в. |
В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона, согласно личному распоряжению директора музея К. Г. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
27 июля 1990 года икону перевезли в родное Коломенское. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в своё время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала. Икона нуждается в реставрации.
Молитвословия
Гра́да Сио́нска взыску́юще,/ под Тво́й покро́в, Де́во Чи́стая, дне́сь притека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны́,/ я́ко не́сть гра́д си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и не́сть и́на кре́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.
Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:)
Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся на́м Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ дне́сь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.
Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чти́м Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// все́м, с ве́рою к нему́ притекаю́щим.
Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы
Икона Божией Матери под названием «Державная», согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917. На святейшем образе изображена Царица Небесная со скипетром и державой в руках. С момента обретения святейшей иконы Богородица взяла в свои руки бразды правления Россией, а также даровала милость народу, укрыв его своим покровом. Христиане почитают Пренепорочную Деву и молятся святыне в тяжелые для страны дни.
История происхождения
Державная икона Божьей Матери — чтимый Русской Православной Церковью образ. Это изображение символически связано с российской монархией и считается главной святыней монархистов. Святейший образ был найден, согласно историческим фактам, как раз в день отречения императора Николая II от своего престола, то есть 2 марта 1917 года.
Случилось это так: крестьянка, живущая близ Москвы, во сне увидела Богоматерь. Она велела ей сходить в Коломенское, найти черную икону, на которой изображена восседающая на троне Божья Матерь, и восстановить святыню. Женщина сделала все, как приказала ей Пренепорочная Дева. В Коломенском крестьянка зашла в Вознесенскую церковь и поведала о своем дивном сне батюшке. В подвале своего храма он отыскал почерневшую от старости икону с изображением Богоматери с младенцем, а в руках Дева Мария держала скипетр и державу. Из-за наличия царских регалий на изображении и называют этот образ — «Вседержавная».
Раньше святыня находилась в иконостасе разрушенной московской церкви, которая относилась к женскому Вознесенскому монастырю. На монастырской территории хоронили цариц и царских родственниц. Нарисовали эту икону в конце 18 века. Затем образ попал в Вознесенскую Коломенскую церковь. Когда святыню отыскали, ее отреставрировали в мастерской Алексеевского монастыря. В годы СССР образ длительный период времени хранился в запасниках Исторического музея. В 1990 святыня возвращена в Коломенское. Иногда святейший образ вывозят из коломенской Казанской церкви в другие храмы для поклонения.
Описание и значение в православии
На иконе «Державная» изображена восседающая на троне Богородица в алой царской порфире с младенцем на коленях. На голове у Пресвятой Девы — корона, окруженная нимбом. В руках Божья Матерь держит царские регалии — скипетр и державу. Царица небесная на святейшем образе похожа на царицу земную. Тот факт, что святыню нашли в день отречения императора от престола, символизирует передачу царской власти Царице Небесной. Образ Богоматери появился, чтобы успокоить верующих, сказать им, что Россия будет спасена.
Так и случилось. Позже императора и его семью расстреляли, религию запретили на государственном уровне, а священников почти всех убили. В случившемся русские священнослужители обвинили простой люд и его грешную жизнь. Сам народ после революции получил возможность нормально жить, работать и не грешить.
Как и предупреждала Божья Матерь, взявшая в руки управление государством, Россия уцелела, спаслась, то есть не перестала существовать как государство.
Православное духовенство призывает народ покаяться, устыдиться своей счастливой жизни в годы СССР, попросить прощения за свои грехи, приведшие к расправе над царем, и снискать милость у Пренепорочной Девы.
О чем просят перед образом
В России почитают святейший образ Богородицы, молятся на него, просят помощи в тяжелых ситуациях. В честь иконы «Державная» построено огромное количество храмов. Святыми старцами написано несколько молитв, которые читаются именно перед этим образом. Христиане искренне верят, что «Державная» помогает в тяжелые для народа времена, спасает от бедствий, болезней и неприятностей.
Молиться перед святейшим образом нужно, когда человек не может устроиться на работу, все у него не ладится, кругом одни неприятности. Богородица никогда не оставит в беде раскаявшихся грешников, укроет их своим покровом. Если человек хочет получить Божью милость, ему нужно жить по Божьим законам, молиться всем сердцем Всевышнему.
Пренепорочную Деву можно попросить встать на стражу земли русской, спасти народ от бедствий, помочь в тяжелой ситуации. Верующие обращаются к Богородице, чтобы она помогла установить мир на земле, остановила междоусобицу. В силах Божьей Матери сохранить церковь, спасти ее от ереси. Христиане просят Пренепорочную Деву спасти их от греховного падения, клеветы злых людей, хворей душевных и телесных.
Где находятся чудотворные списки
Святейший образ под названием «Державная» находится в Казанской церкви в Коломенском. После распада СССР в России было построено несколько десятков храмов в честь этой почитаемой иконы. Например, со строительства часовни во славу «Державной» была возведена церковь Христа Спасителя в Москве. В честь святейшей иконы построили храм в мужском монастыре Екатеринбурга. Есть еще церковь в Чертанове, Санкт-Петербурге, Гдове, Самаре, Жуковском, деревне Гусино Смоленской области. В каждой церкви в честь иконы имеется своя копия «Державной».
Списки со святейшего образа можно увидеть и в других храмах. Например, в церкви Вознесения Господня, что в Москве, имеется почитаемый и чудотворный образ «Державной», который является точной копией оригинала.
В московском храме Ильи Пророка хранится список, созданный еще в 1920 известным художником Чернышевым. Копия «Державной» есть в церкви Успения Божьей Матери в Троице-Лыкове. Еще один список находится в храме Георгия Победоносца на территории Соловецкого монастыря.
Тексты молитв
Перед святейшей иконой «Державной» читаются молитвы, специально написанные для этого образа. Слова для моления придуманы святыми старцами, которые много лет верой и правдой служили Церкви, посвятили свою жизнь Спасителю.
Первая
В первой молитве Пренепорочную Деву благодарят за то, что в тяжелые для России времена она подарила народу икону, перед которой можно помолиться за спасение государства. Богородицу просят даровать милость, спасти от беды. Верующие молятся, чтобы Божия Матерь остановила врагов, вразумила их и наставила на путь истинный. Христиане просят, чтобы Пренепорочная Дева вселила в их сердца радость и правду, водворила в государстве тишину, спокойствие, любовь нелицемерную.
Люди уверены, что своею державою Богородица сможет остановить беззаконие. Верующие просят Божию Матерь поддержать их в минуты слабости, немощи, уныния. В конце молитвы христиане прославляют Богородицу.
«О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!
Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.
Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Вторая
Во второй молитве верующие просят Пренепорочную Деву помочь им и не отвернуться от них. Христиане молятся, чтобы Божья Матерь попросила Спасителя сохранить мир в стране, избавить государство от междоусобицы, укрепить церковь, спасти ее от раскола и ереси. Верующие обращаются с просьбой к Богородице избавить их от грехопадения, клеветы злых людей, телесных и душевных хворей.
Люди верят, что Пренепорочная Дева может даровать им душевное смирение, чистоту помыслов, исправление греховной жизни, прощение прегрешений. В конце молитвы верующие прославляют Божию Матерь и Спасителя.
«Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Державная икона Божией Матери
Державная икона Божией Матери была обретена русским православным народом в начале ХХ столетия при удивительных обстоятельствах. Этот образ признан чудотворным и входит в число наиболее почитаемых в России. По традиции Державный лик Богородицы считается главной святыней людей, облеченных государственной властью. Празднование образа проходит 15 марта.
Легенда о явлении иконы
Согласно сохранившейся легенде, богородичный лик явился в 1917 г. через крестьянку Евдокию из подмосковного села Коломенское. Эта глубоко верующая женщина стала периодически видеть сны, в которых сама Царица Небесная повелевала ей отыскать свое изображение в белой церкви и сделать его из черного красным. Евдокия поняла, что Богоматерь хочет сделать икону доступной для всех православных христиан и дать им возможность совершать перед этим образом молитвы.
Женщина поведала о своих необычных сновидениях местным священнослужителям. После тщательных поисков икона обнаружилась в подвале Вознесенской церкви. Святая картина, принадлежавшая неизвестному автору, была найдена среди старых досок. После того как ее очистили от пыли, перед всеми предстал ранее невиданный образ Пречистой Девы Марии со Спасителем. В знак признательности за этот бесценный дар в местном храме сразу же был отслужен благодарственный молебен.
В дальнейшем представители духовенства сумели восстановить историю богородичной иконы. Они выяснили, что в село Коломенское реликвия попала еще в 1812 г., когда верующие спасали ее от войны и осквернения.
Период, в который имело место явление чудотворной вседержавной иконы, был нелегким для российского государства. Это происходило параллельно с трагическими событиями, во время которых последний российский император Николай II был вынужден отречься от своего царствования.
Чудеса и почитание
Открывшись православным людям, икона сразу стала являть разные чудеса. Евдокия, обнаружившая святыню, решила собрать средства на ризу для реликвии. Вскоре ей вновь явилась Богородица и велела вернуть людям деньги. Она предупредила, что все церковное имущество вскоре разграбят, а риза придет к ней сама.
В 1917 г. мастера реставрировали образ в Алексеевском девичьем монастыре и по неосторожности повредили его нижнюю часть. Люди стали опасаться возмездия, однако Евдокии удалось успокоить их. Женщине было открыто, что Пречистая Дева Мария вовсе не гневается на мастеров.
Державная икона быстро приобрела славу чудотворной. Большое количество ее копий разошлось по всей России. При участии патриарха Тихона был составлен специальный акафист, в котором объединились фрагменты текстов, прославляющих другие иконы Богородицы. Его назвали «Акафист акафистов для Царицы цариц».
Описание святыни
Икона Божией Матери выглядит как крупное полотно, которое поражает своим величием. Она во многом напоминает другой, не менее почитаемый в православии вариант – Самодержавный образ Богородицы.
На этой картине изображены:
В каждой руке Пречистой Девы Марии виднеются элементы царской власти – скипетр и держава. На Ее голове – богатая золотая корона, вокруг изображен светящийся нимб. Вместо традиционного мафория Богоматерь одета в алую мантию (порфиру). Как показывает следующее фото, Ее лик одновременно исполнен строгости и скорби.
Пальцы правой руки маленького Спасителя сложены в благословляющем жесте. Вторая рука повернута в левую сторону. В сочетании с благословением это напоминает о предстоящем страшном суде и имеющейся у каждого человека надежде на прощение.
В верхней части картины изображен Бог-Отец, восседающий на облаке. Создатель всего сущего на Земле и на небе благословляет Богоматерь с Младенцем и напоминает о Своем повсеместном присутствии.
Что символизирует богородичный лик
Во времена революционной смуты икона имела огромное значение для верующих. Христиане с огромной благодарностью восприняли ее появление. Величественное изображение давало понять, что во все эпохи в мире правит только Бог, а остальное является временным и скоротечным.
Скипетр и держава символизируют собой государственную власть. В руках Девы Марии они трактуются как знаки того, что по воле Господа Пречистая является преемницей земного престола, а Ее покров простирается над всем Отечеством.
Утверждают, что явление Державного образа Богородицы произошло в день отречения государя от престола. Православные расценили обретение этой иконы как указание о том, что Царица Небесная взяла управление страной в Свои руки и стала ее небесной заступницей.
Предполагается, что красные одеяния Пресвятой Богородицы символизируют бедствия и испытания, выпавшие русскому народу в революционные годы. Своим видом Дева Мария предупреждает о большом количестве невинных смертей, о грядущих испытаниях для Православной церкви и всей страны. В то же время алый цвет несет в себе безраздельную любовь и сострадание к человечеству.
Как удалось сохранить образ
Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. Святой образ подвергался постоянному преследованию, а все его списки беспощадно уничтожались.
Чтобы спасти реликвию, ее передали Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Настоятельница этого монастыря отослала образ в Екатеринбург. Именно здесь картина была обнаружена после трагических событий, связанных с расстрелом царской семьи. Сохранилась информация о том, что икона Богородица Державная находилась буквально в обезображенном состоянии. Святыня была исколота военными штыками, в связи с чем подверглась тщательной реставрации.
В течение нескольких последующих лет образ значился как пропавший без вести. Когда икона отыскалась, ее поместили в Государственный исторический музей. И только в июле 1990 г. святыню вернули в место ее явления – село Коломенское. Это событие произошло по инициативе Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Сегодня подлинная икона пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери, расположенном на территории села Коломенского. Ее возвращение было воспринято верующими как начало освобождения Русской православной церкви от богоборчества. Каждое воскресенье перед иконой читают акафист (кроме дней, когда идет Великий пост и празднуется Святая Пасха).
Где можно увидеть списки реликвии
Копии богородичного образа имеются в большинстве православных храмов России. Самые известные среди списков этой иконы хранятся священнослужителями:
Копия Державной иконы Богоматери также находится в Николо-Перервинском монастыре, расположенном в Московской области. Этот образ был доставлен сюда монахиней по имени Агния. По преданию, от него исходило дивное благоухание и истекало целебное миро. Интересно, что данная картина заметно отличается от оригинала. Вместо темных тонов на ней преобладают светлые, корона и держава украшены крестом, в выражении лика Царицы Небесной отчетливо читается не строгость, а любовь, милосердие и всепрощение.
Чем помогает верующим людям
С того дня, как Державная икона была обретена русским народом, она стала одной из самых посещаемым православных святынь. Перед этим образом молятся в самых разнообразных случаях. Образ Богородицы помогает избавиться от многих бед и неурядиц:
Через святыню незамужние девушки просят Царицу Небесную о счастливом браке и благополучной семейной жизни, ниспослании здорового потомства. Родители молятся перед образом Богородицы о защите растущих чад от болезней, плохого внешнего влияния.
Иконе читают благодарственные и покаянные молитвы. Обладая неземной силой, святыня способна защитить от нападения злоумышленников, спасти от возможной гибели в особо опасных обстоятельствах. К ней обращаются при угрозе войны, во время боевых действий.
Пречистая Дева Мария всегда слышит молитву, обращенную к Ней искренне, идущую из глубины человеческого сердца. Обращаться к Божьей Матери можно по-всякому – при помощи готового молитвенного текста или собственными словами.
Икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»
Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.
В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».
Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.
Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.
Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.
Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.
Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.
В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.
Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.
Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».
В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.
Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.
После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.
Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.