где находится икона троеручица в москве на таганке
Икона Троеручица
К нашему всеобщему счастью, существуют на свете великолепные чудотворные иконы, которые помогают людям в скорбях и печалях, помогают излечиваться от тяжких болезней и не утратить веру в жизнь и в самих себя. Эти образы пришли к нам из глубины веков и принесли с собой успокоение и исцеление для измученных людских душ.
С каждым годом количество чудотворных ликов увеличивается все больше и больше.
Раньше на Руси чудотворные иконы, если они у них имелись, люди имели право хранить у себя дома. Но в 18 веке Петр 1 издал указ, согласно которому все образа, прославившиеся чудесами, следовало передавать в церковь.
Сначала нужно было заявить, что у вас дома чудотворная икона. Потом на этом основании собирали специальную комиссию. В такую комиссию обязательно должен был входить священник, который и определял степень чудотворности иконы. Если икона признавалась чудотворной, ее передавали в храмы или монастыри. Сейчас достаточно народной молвы, чтобы образ считали чудотворным. И только в редких случаях собирают комиссии.
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
Священники в этом вопросе также хотят проявить благоразумие во избежание лишней экзальтированности.
От того, какую помощь по величине, сложности и объему исцелившихся, оказала икона, ее и объявляют чудотворной. Конечно, не сама икона исцеляет, а Божья благодать. Благодать заключена в самой иконе, написанной с правильным настроем и с определенными молитвами.
Как понять, чудотворная икона или нет по ее внешнему виду? Внешне икона может и не проявлять себя, как чудотворная, т.е. необязательно, чтобы на ней было мирро. Например, образ Святой Матроны внешне никак не назовешь, каким-то особенным, а на самом деле, он исцеляет миллионы людей каждый год.
А некоторые иконы называют чудотворными, потому что они мироточат. Какие-то – время от времени, а другие – постоянно так, что миро можно собирать в посуду и умываться им. После такого помазания и наступает исцеление.
Иногда лики мироточат не потому, что они чудотворные, а в преддверии каких-то масштабных событий для страны и народа, чтобы предупредить людей об опасности.
Икона Божией Матери Троеручица значение
Смотрите видео
Одной из таких икон является настоящее чудо — икона Божией Матери, названная Троеручица. (Богоматерь на иконе изображена с тремя руками).
Незабываема история этого, образа, неразрывно связанная с тем временем (717 г), когда в Византии жестоко преследовали христиан, подвергая их нечеловеческим пыткам и предавая мученической смерти.
И только в Дамаске, который являлся мусульманской территорией, христиане в то время могли чувствовать себя спокойно. Главным христианином в Дамаске тогда был человек по имени Иоанн Дамасский, приверженец христианской религии, несший ее в массы. Долго и плодотворно Иоанн трудился на ниве христианства, пока однажды его не обвинили в измене и не отрубили кисть руки, которую повесили на видное место в городе для устрашения.
Искалеченный Иоанн упросил императора вернуть ему кисть, затем заперся в своей монашеской комнате и стал усердно молиться Богородице. Он просил помочь ему, вернуть ему здоровую руку и приложил отсеченную кисть к своей руке. Божья Матерь явилась к нему во сне и исцелила праведника. Конечно, старец решил отблагодарить образ.
Он составил благодарственную молитву и приложил к иконе дополнительную серебряную руку, которую он изготовил на заказ. С тех пор икону стали называть Троеручицей.
В период нашествий османской империи икону спасли верующие сербы. Они поместили ее на осла, который самостоятельно дошел до Афона, а образ Троеручицы в целости и сохранности добравшийся на осле до безопасного убежища, установили внутри храма на почетное место.
В чем помогает?
Верующие считают, что если коснуться образа, то сама Царица небесная благословит их. Многие больные, страдающие заболеваниями глаз, а также с больными руками и ногами, получили исцеление через эту икону. А те, кто постоянно читает молитву, посвященную образу, навсегда избавлены от депрессии, тоски и горестных мыслей. Ремесленники и те, кто занимается много домашним хозяйством, смело могут просить поддержки у Троеручицы, она поможет всем и всех защитит.
Церковь отмечает праздник образа в июле месяце 2 раза (11 и 25 числа).
Успенский собор Болгарское подворье
Где находится в Москве?
В России образ Троеручицы привезли только в 17 веке, именно с этого времени он стал известен. Его преподнесли в дар Патриарху Никону. Сейчас копия этого замечательного образа находится в храме Успения Богородицы в районе станции метро Таганская.
История появления иконы Богородицы «Троеручица»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.
Две версии возникновения образа Божией Матери
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.
Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна
Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.
С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.
Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.
Полезные материалы
Игуменья
Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.
Особенности иконографии
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.
Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.
Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.
Икона Божией Матери «Троеручица»
Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери Троеручица.Троеручица одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотвороных икон Богоматери. Согласно преданию, преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконой Божьей Матери. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Устав от пережитого, он погрузился в сонное забытье. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой» и отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление преподобный Иоанн подвесил к иконе серебряное изображение руки, отчего она получила свое название.
В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.
Празднование 28 июня (11 июля), 12 июля (25 июля).
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Троеручица»
О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Ти пред святою Троеручною иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Москва: от креста ко кресту. Таганка
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)
«Третья рука Богородицы»: каких чудес просят у болгарской иконы в Москве
МОСКВА, 9 июл — РИА Новости, Наталия Федотова. В Москву из Болгарии, из Троянского монастыря, на несколько месяцев привезли список с чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Уже пять веков болгары молятся ей о даровании детей и здоровья. Что такое чудо и есть ли ему место в нашей жизни — в материале РИА Новости.
История третьей руки
«Чудеса были и есть. Но это личное, интимное. Господь всегда с нами. Знаете, то, что мы живем, — это самое великое чудо», — говорит протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. В этом храме сейчас выставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Троеручица» из болгарского Троянского монастыря.
«К иконе Царицы Небесной приделана еще одна рука, она входит в композицию образа, как бы вторгается из нашей жизни в небесную», — отмечает священник.
По преданию, третья рука на иконе принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину — святому из Дамаска, жившему в конце VII — начале VIII века. Исполняя обязанности великого логофета (министра финансов и советника), Иоанн успевал выступать против иконоборчества. Он написал три трактата «Против порицающих святые иконы», что возмутило византийского императора Льва III Исавра, иконоборца. Чтобы заставить замолчать, Иоанна оклеветали. Халиф Язид II ибн Абдул-Малик отстранил его от должности и приказал отрубить кисть правой руки.
«Святой Иоанн, взяв отсеченную руку, пришел к иконе Божией Матери и горячо молился перед ней. Потом уснул, а утром увидел, что рука приросла», — рассказывает легендарный сюжет отец Николай.
В благодарность за чудесное исцеление святой приложил к иконе сделанное из серебра изображение руки.
Троянская святыня
Оригинал иконы «Троеручица» находится в сербском монастыре Хиландар на Афоне. Один из ее списков в XVI веке попал в Троянский монастырь, и с тех пор это его главная святыня.
«В студенческие годы я ездила в Троянский монастырь. Там красиво и спокойно. Многие паломники отправляются туда на праздник Успения Божией Матери. Перед входом в церковь все зажигают свечи, и образуется как бы огненная стена. А внутри — чудотворная икона. Там я ощутила удивительный мир в сердце. Огненная стена и мир в сердце — вот что навсегда осталось в моей памяти», — говорит болгарская художница Игната Василева.
Одно из самых известных чудес, связанных с этой иконой, произошло во время эпидемии чумы в 1837 году. Накануне праздника Успения в Троянский монастырь устремились толпы страждущих исцеления, в том числе евреи и турки. Многие советовали игумену закрыть двери, чтобы больные не заразили чумой здоровых. Но настоятель отказался, и братия отслужила литургию. «Это было чудо! — восхищается летописец. — Никто из укрывшихся в обители паломников не погиб, а среди них были и больные, которым прислуживали здоровые».
В последние годы в Троянский монастырь приезжают семейные пары со всей Болгарии и даже из других стран. Иеромонах Никифор лично крестил ребенка, родившегося после того, как его мать многократно молилась перед чудотворной иконой. Восемь лет молодая женщина не могла забеременеть. Вместе с мужем она ходила по врачам, лечилась в санаториях, больницах, в том числе за границей. Ничего не помогало. Тогда женщина стала молиться «Троеручице». И родила здорового ребенка.
«Однажды после долгих молитв мне приснилось, как красивая женщина приблизилась к моему сыну, погладила его серебряной рукой по голове, кротко улыбнулась и сказала мне: «Имей веру! Сын твой выздоровеет». И он действительно выздоровел. Знаю, что это звучит неправдоподобно, но это было чудо. Большинство людей ни во что не верят, но мы с моим ребенком уповаем на Богородицу и знаем, что она никогда не отвернется от нас», — рассказывает она.
Сложно понять
«В жизни случаются события, которые не вписываются в то объяснение реальности, которое нам прививали с детства. Христианское понимание реальности отличается как от обыденного, так и от научного. Со времен Ньютона мир воспринимался как некое пространство, живущее во времени по единым законам. Сегодня мы знаем, что пространство физически неоднородно и тесно переплетено со временем», — рассуждает игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви.
У христианского понимания реальности есть свои особенности. Например, храм — это особое сакральное пространство, «где человеку легче встретить Бога».
«Кроме того, в христианстве время — не просто однонаправленный процесс, каждый момент которого идентичен другому по своим бытийным характеристикам. Есть особое состояние времени, именуемое «благовременем» или по-гречески «кайрос», — когда обнажаются смыслы истории, когда совершаются величайшие события. Это, например, относится к пришествию Иисуса Христа, но, бывает, и обычный человек в определенные моменты чувствует присутствие Божие. Чувствует, что в мире совершается нечто, выходящее за рамки физических и иных законов. Когда мы предстоим святыне, соединяется сакральное пространство и сакральное время, и человек, оказавшись на их пересечении, сталкивается с изменением реальности вокруг себя. Это изменение и называется чудом», — поясняет священник, подчеркивая, что главное чудо происходит в самом человеке.
Когда перед нами Бог
Считается, что икона вводит человека в мир небесный, и, приходя поклониться той или иной святыне, нужно понимать, что в первую очередь это встреча с Богом. «В такие моменты важно думать не о личном благополучии, а вверять себя воле Божией», — советует настоятель храма Николы в Толмачах.
Болгарская «Троеручица» останется в Толмачах до 2 сентября (пока открыта выставка Третьяковской галереи «Шедевры церковного искусства Болгарии»). Эта икона, написанная по благословению епископа Сиония, игумена Троянского монастыря, художницей Бориславой Кацаровой, представляет собой освященную точную копию образа, хранящегося в Троянской обители.
«Я работаю здесь недалеко, мы пили кофе, а потом решили пойти к этой иконе. Очереди не было. Когда подходишь со своими мыслями и просьбами, прямо физически чувствуешь силу, энергию иконы. Лично я такое испытывала только у святых мощей — в Троице-Сергиевой лавре, в Марфо-Мариинской обители и в Керкире, у мощей святителя Спиридона Тримифунтского», — рассказывает Анна, руководитель благотворительных программ Марфо-Мариинского центра «Милосердие».
Другая паломница, Людмила, пришла поблагодарить «Троеручицу», так как в день праздника в честь этой иконы родилась ее внучка.
«А я к иконе за помощью — моя мама очень сильно болеет. Прошу ей здоровья, ведь этот образ считается чудотворным», — рассказывает студентка Татьяна.
«Иконку «Троеручицы» мне подарили в паломнической поездке по Черногории. В городе Котор есть древний храм апостола Луки. Женщина, стоявшая там за свечным ящичком, увидев, что я ничего не купила, пошла за мной и подарила мне этот образ. Возможно, тогда был праздник «Троеручицы», но для меня это было удивительно, ведь та женщина меня совершенно не знала. Потом я разглядела, что у иконы три руки, и заинтересовалась ее историей… Я уже на пенсии, есть какие-то немощи, у дочери сейчас напряженный момент в жизни. Подумала: пойду помолюсь, Божия Матерь не оставит, укрепит и поможет. А еще я разослала сообщения о том, что такая святыня — в Москве, всем своим знакомым», — добавляет другая паломница.
«Часто поклониться иконе идут люди, действительно ожидающие чего-то чудесного: долгожданных исцелений, разрешения неразрешимых проблем. У меня сейчас нет никаких особенных просьб, но все равно решила прийти — ради встречи, ради молитвы, ради очередного разговора с Богом. Чтобы через это маленькое паломничество укрепить веру. Приятно, что нет толпы и очереди, нет лишних разговоров: тишина и простор. Можешь быть у иконы сколько нужно, это позволяет сосредоточиться на личной молитве», — отмечает Яна, руководитель благотворительного проекта «Дети.pro».