где находится лавришевский монастырь
ЛАВРИШЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Елисеевский храм Лавришевского монастыря |
Мужской Лавришевский монастырь в деревне Гнесичи Новогрудской епархии
Около 1505 года татары, разорившие Новогрудок, приблизились к Лавришевскому монастырю. Господь явил чудо через Своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Примерно около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего татарами. Перед разорением монастыря, мощи и имущество монастыря были сокрыты в землю. До сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обретения. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.
В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в Преображенскую церковь села Деречин Слонимского уезда (ныне Зельвенского района Гроденской области). Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX века стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+ 1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Епископ Минский Митрофан 14 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина села Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную литургию и молебен.
Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил следующее:
Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников.
Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В июле 1913 года на подворье был назначен иеромонах Донат (Литвинко).
В годы Первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви. Могила их сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочестивый человек, чтобы не потерять место существования церкви, там, где был Престол храма, посадил куст сирени.
Возрождение обители
В 1993 году было освящено место, где стоял монастырский храм, и установлен там памятный знак.
В апреле 1997 года епископ Новогрудский Гурий назначил клирика епархии священника Анатолия Янушко ответственным за восстановление монастырской церкви. После того, как был выкорчеван лес, срублен куст сирени и сделаны раскопки церковного фундамента были начаты работы по постройке нового кирпичного храма. По милости Божией работы продвигались быстро, и концу 1997 года здание храма фактически было построено.
В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки.
С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь.
Статистика
Храмы
Настоятели
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь Новогрудской епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь был основан преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года. Со временем монастырь стал лаврой, а преподобный Елисей – его первым настоятелем. В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания (ныне находится в Кракове).
Из записей в Евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь». Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, была богатая библиотека. Около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего татарами. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот. Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже на другом месте – в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области.
Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты. С 1615 года монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII – первой трети XIX века при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 году, доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии. В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (1778 г., сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда – ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 году началась Первая мировая война. Линия фронта стала приближаться к Лавришевскому монастырю. В 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки были разрушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом.
Возрождение обители на современном этапе принято исчислять с 1993 года, когда архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и епископ Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) совершили освящение места, где стоял монастырский храм, и установили там памятный знак. В апреле 1997 года, епископ Новогрудский и Лидский Гурий назначил клирика епархии священника Анатолия Янушко ответственным за восстановление монастырской церкви. Вскоре после очистки территории были начаты работы по постройке нового кирпичного храма. К концу 1997 года здание храма фактически было построено. В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки. С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община – приход храма преподобного Елисея Лавришевского д. Гнесичи Новогрудского района.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, наместником – иеромонах Лазарь (Бочаркин) с возведением в сан игумена. В 2009 г. наместником монастыря назначен игумен Евсевий (Тюхлов).
Согласно проекту возрождения Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря вдоль Аллеи Православных Святынь будут располагаться 33 часовни, окружая монастырь. В каждой из них будет находиться святыни и мощи, относящиеся к мировому православию. В этих сооружениях можно будет помолиться, уединиться, приложиться к святыням. Кроме молитвенного значения каждое из сооружений будет иметь и свое функицональное значение. На сегодняшний день построено семь часовень:
Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю;
Преподобному Елисею Лавришевскому;
Преподобному Сергию Радонежскому;
Великомученику Георгию Победоносцу;
Небесным Силам Бесплотным.
Имеется подворье Лавришевского монастыря в д. Стеневичи Слонимского района Гродненской области. На подворье действует домовой храм в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь (белор. Свята-Елісееўскі Лаўрышаўскі мужчынскі манастыр) — один из древнейших монастырей Беларуси. Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы. Имеется гостиница.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы.
Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого.
Преподобный Елисей был канонизирован Митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году.
В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове.
Из записей в Евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь».
Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, имелась богатая библиотека.
Около 1505 года татары, разорившие Новогрудок, приблизились к Лавришевскому монастырю. Господь явил чудо через Своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Примерно около 1530 года монастырь был разорен, вероятнее всего теми же татарами. Перед разорением монастыря, мощи и имущество монастыря были сокрыты в землю. До сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обрести.
Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.
Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже на другом месте – в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области.
Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты. С 1615 года монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII – первой трети XIX века при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 году, доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии.
В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.
В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов).
В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда – ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую.
Второе возрождение монастыря [ править ]
Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева.
Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную Литургию и молебен.
Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живет чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря. Недоброжелатели понимали его громадное значение и старались уничтожить совершенно, так что даже не осталось камня на камне – никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, придумали название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть за поляками это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Немана возвышается конусообразная гора – это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце мое радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо-невидимо народу. Сейчас там оставлен иеромонах и народ несметными толпами движется в обитель; наблюдаются трогательные картины народной веры. Я думаю, со временем там будет монастырь хотя и не богатый, но народом любимый».
Лавришевский монастырь накануне и в период Первой Мировой войны [ править ]
Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского Архиерейского дома.
В июле 1913 года на подворье был назначен иеромонах Донат (в миру Иулиан Литвинко). Он родился в 1851 году, в возрасте 42 лет поступил в Пинский Богоявленский монастырь Минской епархии. В 1897 году был рукоположен во иеромонаха. В 1903-1907 годах был настоятелем Ляденского монастыря Минской епархии.
В последующее время до 1913 года иеромонах Донат подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Минска.
В августе 1913 года на подворье прибыли два монаха из Рясняжского монастыря Харьковской епархии: монах Геронтий (в миру Георгий Белозубов) и монах Илиодор (в миру Иоанн Уколов).
Монах Геронтий исполнял послушание регента, а монах Илиодор – псаломщика. В октябре 1913 года на подворье прибыл послушник из Почаевской Лавры – Емельян Жигайло.
Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 году началась Первая мировая война. Линия фронта стала приближаться к Лавришевскому монастырю.
В 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки были разрушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье.
Известно, что послушник Емельян в мае 1915 года переехал в Свято-Троицкий монастырь г. Вильно. Иеромонах Донат окончил свою жизнь в 1924 году в с. Турец Кореличского района Гродненской области.
В годы Первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви.
Могила сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения, стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочестивый человек на месте церкви, где был Престол храма, посадил куст сирени.
Святая обитель в наше время [ править ]
Но все же слова священномученика Митрофана о возрождении Лавришевской обители можно считать пророческими.
В 1993 году было освящено место, где стоял монастырский храм, и установлен там памятный знак.
10 лет назад, в апреле 1997 года, по благословению епископа Новогрудского и Лидского Гурия началось восстановление монастырской церкви. После того, как был выкорчеван лес, срублен куст сирени и сделаны раскопки церковного фундамента, начали работы по постройке нового кирпичного храма.
По милости Божией работы продвигались быстро, и концу 1997 года здание храма фактически было построено.
В 1998 году были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского.
Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки.
С 2001 года при храме была зарегистрирована приходская община – приход храма преподобного Елисея Лавришевского с. Гнесичи Новогрудского района.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. На сегодняшний день в обители насчитывается 12 насельников.
Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 29 июня 2009 года на должность наместника Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря в д. Гнесичи Новогрудского р-на Гродненской обл. Новогрудской епархии назначен иеромонах Евсевий (Тюхлов).
Святые [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: Беларусь, 231427, Гродненская область, Новогрудский р-н, д. Гнесичи, п/о Лавришево, Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
По решению духовных вопросов, а также по вопросу совершения любых треб и работы сайта lavra.by обращаться к пресс-секретарю монастыря иерею Евгению Бартошевичу: +375-33-64-19-400 (мтс), +375-25-546-66-84 (life) (звонить в любое время)
По вопросам о сборах цельных трав и чая «Монастырского» обращаться к сестре Ирине: +375 29 97 65 465; +375 29 55 14 774
Паломнику [ править ]
По вопросам посещения Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря обращайтесь по телефону:
Убедительная просьба! Братия и сестры, связывайтесь по вопросам посещения обители заранее, не забывая указывать точное количество паломников. Этим Вы поможете нам лучшим образом организовать Ваш прием!
Программа пребывания в монастыре для паломнических групп:
Гостиницы для паломников [ править ]
По вопросам размещения звонить по телефонам:
По вопросам размещения звонить по телефону:
По вопросам размещения звонить по телефону:
Размещение паломников происходит только по благословению наместника монастыря игумена Евсевия.
Детский лагерь [ править ]
С 8 июня по 17 августа при Свято-Елисеевском монастыре работает детский лагерь. Детям очень нравится проводить часть каникул на подворье монастыря. Ведь скучать им не приходится. Девчонки и мальчишки, с утра помолившись, сделав зарядку и позавтракав, несут различные послушания. Помогают в трапезной, в монастыре, в монастырском саду. Не обходится конечно и без игр: футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис, знамя, есть куда деть свою энергию.
Ну и конечно, самое любимое занятие – это купание. Купаются здесь, можно сказать, с утра до вечера, в любую погоду, закаляя свой организм и наполняясь позитивом.
Это православный лагерь и поэтому молитва здесь занимает важное место.
В начале смены служится молебен. Утренние, вечерние молитвы, до и после еды, перед всяким делом и путешествием дети тоже призывают Божию помощь.
Интересные экскурсии, вело походы, мастер классы по изготовлению пиццы, сделать самому краски и нарисовать картину, вечер у костра. всего и не перечислишь.
Общение с природой, молитва, взаимопомощь и отрыв от компьютеров и телефонов не может не отразиться благотворно на их жизни.
Свято место: Белая лавра. Современный монастырь, известный со времен Средневековья, Свято-Елисеевская Лавришевская обитель
Лавришево. Исцеляющая тишина
История здесь поселилась навеки: Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь — старейшая мужская обитель в Беларуси. Отсюда началось зарождение православия на наших землях.
Свято-Елисеевский храм построен в 2000 году. Ныне он основной в Лавришевской обители.
Тихие улицы деревни Гнесичи на Новогрудчине завораживают примыкающими к ним заливными лугами, многовековыми деревьями у самой дороги. Останавливаемся, чтобы прислониться к необъятному стволу одного из дубов. Сквозь борозды в толстой коре ощущается тепло. Наполняешься живительной силой величавого дерева — яснее смотришь на мир, говорят местные жители.
Несколько десятков шагов — и перед нами длинный деревянный мост через Неман. Синие бурлящие воды реки в самом начале дороги приглашают смыть суетность мирской жизни, оставив заботы, боли и горести здесь, на берегу, в тени плакучих ив. Заливистое пение птиц доносится, кажется, с каждого дерева. Впереди фигура дедушки в длинном черном одеянии. У входных ворот пасхальным возгласом «Христос воскресе!» встречает отец Евтихий.
— Знаете ли вы, что мужской монастырь начинался не здесь? — спрашивает монах и приглашает пройти по аллее православных святынь. Он рассказывает, что древняя обитель располагалась в нескольких километрах от нынешней. Деревня Лавришево, где восемь столетий назад был заложен оплот белорусского православия в западном регионе, и сегодня именуется по прозвищу основателя монастыря — святого преподобного Елисея (Лавриша).
Икона с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского, привезенная в Лавришевскую обитель игуменом Евсевием из Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря Ленинградской области, исцеляет прихожан от беснования и зависимостей.
Отцу Евтихию тридцать лет. По маминой линии — белорус, по отцовской — киргиз.
— Приехал сюда и почувствовал себя как рыба в воде, — говорит он. — Так здесь и остался.
С первых минут пребывания захватывает дух от того, что можно прикоснуться к частичкам земли и камням из древнейших монастырей мирового значения, мощам святых. И ехать за тридевять земель не нужно.
Идея построить по периметру Лавришевской обители 33 часовни по числу лет Иисуса Христа принадлежит нынешнему наместнику Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря игумену Евсевию (Константину Тюхлову). Доставляли частицы земли в обитель на Новогрудчине паломники. Привозил в маленьких коробочках и пакетиках землю из Иерусалима, Назарета и сам игумен Евсевий.
Со второго яруса Афонской часовни открываются великолепные виды на утопающую в зелени равнину. Если обернуться — увидишь рядом возвышенность и песчаные дюны, внешне чем-то напоминающие пейзажи близ святой горы Афон.
Монах поднимается на песчаную дюну. С нее видны купола соседних часовен. Именно здесь во время пика сложной эпидситуации братия возносила молитвы за избавление от «губительного поветрия» — коронавирусной инфекции. Под звуки благовеста умиротворение наполняет всю округу.
Отец Савватий организует работу братии в монастырском яблоневом саду и на подворье.
Монах Евтихий собирается на утреннюю службу в Свято-Елисеевский храм. В нем совершаются ежедневные богослужения, проводятся беседы духовенства с паломниками. Церковь построена трудами прихожан в 2000 году. Но оказалась мала по площади для всех желающих ее посетить. Игумен Евсевий, братия, духовенство, паломники и благотворители приложили немалые усилия для того, чтобы увеличить храм втрое. За организацию деятельности обители отец Евсевий в 2017 году удостоен премии «За духовное возрождение».
Согласно жизнеописанию святого Елисей был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Приняв христианство, оставил двор и отправился на поиски подходящего для обители места. В пути встретил монаха, совместно с которым основал лавру. В числе ее братии был и сын князя Миндовга Войшелк.
После богослужения мой проводник рассказывает, что среди множества святых образов самая почитаемая в храме икона — преподобного Елисея Лавришевского. Написана она в XXI веке, но уже прославилась чудотворениями.
— Люди приходят приложиться к ней, чтобы исцелиться от разных зависимостей и беснования, — говорит монах Евтихий. — Не раз бывало, что образ святого Елисея помогал детям-сиротам обрести семью. Как-то в храм приехали дети, которые были изъяты из семей, потому что родители в силу разных причин не смогли создать им необходимые условия для жизни. Один мальчик стоял на коленях у образа святого Елисея и со слезами просил поставить родителей на путь истины, чтобы быстрее вернуться домой. И чудо свершилось: как только их автобус отъехал от монастыря, мальчишке позвонили и сказали, что через день мама и папа могут забрать его. Свято-Елисеевский монастырь и сегодня поддерживает семьи, усыновляющие детей, проводит духовные занятия и беседы.
Отец Евтихий, впервые приехав в Лавришевскую обитель шесть лет назад, решил посвятить свою жизнь Богу.
По дороге спрашиваю у монаха Евтихия, что такое послушание. Ведь, по сути, именно в нем заключается смысл праведного пути человека. Он соглашается и вспоминает библейский сюжет: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском». Сказал: «Это и есть сад твой». Но Адам отступил от Бога и был изгнан из рая. А всего лишь нужно было устоять от соблазна съесть плод с дерева».
Не иначе как чудо расценивается зафиксированный в источниках факт: во времена набегов татары приблизились к монастырю, но в последний момент остановились перед белыми вратами, потому что увидели перед собой отборную конницу, готовую ринуться в бой. На самом деле обитель не имела защиты. Там в то время проживали только монахи. Однако враги в ужасе отступили. Этот поход татар стал последним на белорусские земли.
Возможно, данное событие и стало поводом для канонизации преподобного Елисея на Виленском соборе в 1514 году. Мощи святого в те времена покоились открыто. Во время очередной войны их захоронили. После того как монастырь был сожжен в годы Первой мировой, никто не мог их найти.
Одно из послушаний монаха Павлина — ручное изготовление алтарных свечей.
— В послевоенное время жители этих мест начали пытаться восстановить храмы и обитель, — рассказывает монах Евтихий. — По преданиям и воспоминаниям старожилов, стали искать сокровища, сокрытые в землю во времена лихолетий. Разрушенный фундамент сгоревшей во время войны церкви нашли по кусту сирени, посаженной одним местным жителем.
Мощи святого Елисея пытались обнаружить не один раз. Археологические раскопки проводили трижды, но неудачно. В 2010 году профессор Сергей Рассадин снова начал поиски. Следы раннего летописного монастыря XIII века удалось обнаружить на территории одного из частных подворий. Археологи нашли первоначальное место обители. Получается, что здесь, в Лавришево, и началось зарождение православия на наших землях.
Сенсационной стала находка матрицы печати XIII века. Сначала ее приняли за каменный брусок, но, изучив характер надписи, исследователи пришли к выводу, что в ней сочетаются древнерусский и греческий языки и расшифровывается она так: «Святая пустынь». Раскопки было решено продолжить.
И обитель распахнула дверь сокровищницы.
Игумен Евсевий рассказывает:
— Нашли ранее неизвестную крипту с двумя саркофагами. Культовое помещение было засыпано землей. Вывезли ее несколько тонн, прежде чем дошли до раки — специальной урны с останками. Обнаружили крест с драгоценными камнями и два медальона.
Настоятель Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря игумен Евсевий вернул обители былое величие.
Антропологи позже установили, что останки принадлежат двум лицам мужского пола. Их прах выставлен в алтаре Лавришевской церкви. Поклониться им сегодня могут только монахи и верующие мужчины.
— Обычно, когда происходит обретение мощей святого, совершается множество чудес, — говорит отец Евсевий. — Тогда других подтверждений, что это действительно мощи святого, и не нужно будет.
Сегодня прах, как предполагается, преподобного Елисея находится в одном из храмов монастыря. Эта церковь единственная в нашей стране по типу строения. Ее еще называют храмом-купелью. В центре расположена довольно большая емкость для окунания верующих. Прежде чем погрузиться в освященную воду, нужно получить благословение наместника монастыря.
Евтихий направляется во внутренний дворик обители, где каждый монах — сегодня здесь их пятеро — несет послушание: рубят и складывают дрова, кто-то едет обрезать ветви в яблоневом саду и трудиться в огороде. Здесь заняты и трудники, приезжающие помочь монастырю. А я тем временем иду в другую часть подворья — в музей, где хранится факсимильное издание Лавришевского Евангелия, старинные книги и иконы.
Лавришевское Евангелие — один из самых древних рукописных духовных памятников Беларуси. Создано в XIV веке. Факсимильное издание хранится в музее Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря.
Хранитель музея Анна Киселева родилась и выросла в Минске. Во время учебы в Институте менеджмента, спорта и туризма БГУФК защищала магистерскую диссертацию по теме исторического прошлого Лавришевской обители. Во время работы много раз приезжала в Гнесичи и Лавришево. А через некоторое время они с мужем приобрели недалеко от обители дом, завели большое хозяйство. В Лавришево у них родилось трое детей.
Анна рассказывает, что Лавришевское Евангелие — рукописная книга, иллюстрированная 18 миниатюрами на библейскую тематику, — по своей значимости сравнимо с Крестом Евфросинии Полоцкой и фресками XII века в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке:
— Относится Лавришевское Евангелие к одной из самых древних книг на белорусских землях. Оно стоит в одном ряду с Полоцким и Туровским Евангелиями, а это значит, что Лавришевский монастырь в Понемонье играл такую же роль, какую имели на своих землях первые белорусские епархии — Полоцк и Туров.
По преданию, заказал исполнить книгу сын великого князя Миндовга Войшелк. Согласно одной из версий, он был одним из основателей Лавришевской обители.
Вечером братия идет на богослужение. Монах Евтихий рассказывает, что есть среди множества старинных икон в храме та, к которой он особенно любит подходить:
— Это образ Божией Матери «Утоли моя печали». Видите, как Богородица приложила руку к своему уху? Она прислушивается к тому, что ей говорит младенец Иисус. В руках Христа свиток. На нем запечатлены слова из книги пророка Захарии из Ветхого Завета. В этом отрывке говорится о милости к сирым и убогим, о праведном суде, особенно вдов и нищих. Святой образ дает нам возможность просить Пресвятую Богородицу о защите от нищеты, о справедливом решении. Чаще всего прихожане обращаются к ней, если внезапно случилась беда, одолел недуг. Просят и о помощи в прощении грехов, так как Пресвятая Дева всегда молится перед Иисусом Христом за раскаявшихся грешников.
Прикоснуться к частичкам земли, камням и мощам святых из древнейших монастырей мирового значения можно в 33 часовнях, возведенных по периметру обители.
Ежедневно около девяти вечера в обители совершается крестный ход с образом святого преподобного Елисея Лавришевского. После монахи несут послушания: кто-то печет просфоры — богослужебный литургический хлеб, кто-то вручную делает алтарные свечи. На склоне дня близ монастыря особенно ощущается целительная сила тишины. Ее нельзя услышать, можно лишь почувствовать. Сама по себе здешняя тишина действует исцеляюще.