где находится почаевский монастырь какая область
ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА
Почаевская Успенская лавра |
Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Почаев, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Тернопольской епархии
Основание
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
В борьбе с унией
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В руках униатов
С 1713 [1] по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
Возрождение в Синодальный период
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
На фронтах войн начала XX века
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь независимой Польши. Около того же времени патриарх Всероссийский святитель Тихон даровал обители статус ставропигии.
Межвоенные годы в составе Польской Церкви
Военные годы и советский период
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
Новейшее время
Статистика
Святыни
Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В Лавре пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери и почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Храмы на территории Лавры
Настоятели, наместники
Свято-Успенская Почаевская Лавра, Украина, Почаев. Фото, адрес, часы работы
Свято — Успенская Почаевская Лавра — место, где находят душевный покой не только подвизающаяся там братия, но и сотни тысяч паломников, ежегодно приезжающих сюда. Она по праву считается одним из трех самых красивых монастырей восточной Европы.
Свято — Успенская Почаевская Лавра сегодня
Это святое место, призванное укреплять христиан в вере на пути спасения, известно всем православным. В религиозном мире Почаевская Лавра выделена в числе пяти православных монастырей, которым был присвоен статус Лавры. Здесь ежедневно исцеляются сотни болящих и духовно укрепляются в вере тысячи паломников.
О духовном могуществе монастыря говорит тот факт, что сама Царица Небесная приняла его под своё покровительство, обозначив свою особую милость оставленным отпечатком своей стопы на Почаевской горе. Там, где оставила Матушка Пресвятая Богородица свой след, забил источник, исцеляющий болящих и доныне.
Монастырь является центром культуры, туризма и паломничества здешних мест. В течение года сюда стекаются порядка 2-х миллионов православных христиан, страждущих прикоснуться к святыне и получить очищение.
Архитектура, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Сверкая золотом куполов, Почаевская Лавра поражает своим величием и монументальностью. Поскольку расположена она на горе, видно святыню издалека.
Архитектурный ансамбль Лавры представлен несколькими храмами:
Собор Успения Пресвятой Богородицы – постройка, выполненная в стиле позднего барокко. Поражая своей мощью и неповторимой красотой, собор стоит на возвышенности. А большая терраса с оградой вокруг него позволяет с этого места полюбоваться панорамой города. Золоченые купола Успенского собора будто тянутся к небу и уходят в его неизведанную синь.
Величественность собора и его прекрасную архитектуру оценил российский император Николай I, побывавший в Почаеве в 1842 г., назвав его «произведением дерзкой архитектуры».
Троицкий собор построен по проекту архитектора Щусева по образу и подобию одноименного собора Троицко — Сергиевой Лавры. Собор выдержан в стиле древне — русского зодчества и иконописи. Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаичными панно по эскизам Николая Рериха.
В скале под Свято — Успенским храмом скрыт от людских глаз Пещерный храм Преподобного Иова.
Чтобы попасть туда, следует преодолеть множество крутых лестничных ступенек и галерейный коридор, расписанный ликами святых угодников Руси. Храм небольшой, с левой его стороны — вход к нетленным мощам Иова и Амфилохия, покоящихся в гроте. Стены грота расписаны эпизодами земной жизни святого Иова Почаевского. Рядом — меленькая пещерка, где возносил свои неустанные молитвы к Богу святой Иов.
Преображенский собор воздвигнут в 2013 году. По своим размерам и архитектурному величию не уступает Свято — Успенскому. Хотя визуально кажется, что он значительно меньших размеров, видимо из — за того, что территориально расположен ниже Успенского.
Величие и красоту архитектурного ансамбля Свято-Успенской Почаевской Лавры дополняет четырёхэтажная лаврская колокольня. Первый этаж имеет крестообразную форму, остальные три – четырёхугольные. Фронтоны с южной и северной стороны украшены колоннами. Над входной дверью колокольни – Почаевская икона Матушки Богородицы.
Осеняют своими перезвонами святую обитель 25 колоколов, расположенных на 3 ярусе. Их мелодичный звон уходит далеко за пределы Лавры и приглашает богомольцев к святыням. Почаевская Свято-Успенская лавра, помимо 4-х соборов, имеет на территории скит Святого духа — место, где было засвидетельствовано второе явление Богоматери.
Территория скита небольшая. Есть здесь двухъярусный храм, ухоженный монастырский сад, стометровый колодец с целебной водой, чудотворный поклонный крест преподобного Никиты Столпника. Примечательным является факт, что роспись скитского храма идентична фрескам Успенского собора Лавры.
История строительства
История строительства монастыря уходит вглубь XII века. Согласно преданию, бежавшие от татарского нашествия на волынские земли, монахи Киево – Печорской Лавры увидели на горе явившуюся в огненном столпе Богородицу с короной на голове и скипетром в деснице. Прикоснувшись им к камню, она оставила след стопы, источающий струи целительной влаги.
Многие годы монахи, основав на том месте монашеский скит, жили в горной пещере близ святого места и возводили свои молитвы во славу Господа Иисуса Христа и его Матушки Пресвятой Богородицы. Великое чудо привлекало сюда толпы верующих.
Позднее на месте пещеры была воздвигнута деревянная церковь. Сегодня там осталась часовенка в честь преподобного Иова. Именно по его настоянию на месте церкви был воздвигнут каменный Успенский храм, положивший начало строительства православного монастыря, основателем которого по праву считается преподобный Иов Почаевский.
Первые сведения о монастыре относятся к 1527 году. Вслед за Успенским построили Свято – Троицкий храм. Обитель обнесли капитальной стеной из камня, для братии устроили кельи, выстроили хозяйственные сооружения, а затем и монастырскую типографию, небольшой заводик для изготовления свеч.
Местная помещица Анна Гойская постоянно оказывала монастырю посильную помощь. А в 1597 году, завещав обители немалые угодья земли, передала в дар монахам икону с ликом Царицы небесной, явившую православным свою чудодейственную силу.
Интересный факт! Во время путешествия по Волынским землям греческий митрополит Неофит остановился для отдыха в имении благочестивой и гостеприимной Анны Гойской. В благодарность за радушный приём гость сделал хозяйке щедрый подарок — икону Пресвятой Богородицы.
Вскоре от иконы получил исцеление Филипп, брат Анны, слепой от рождения. Позднее засвидетельствовано немало фактов исцеления по молитвам к чудесному образу. В 1713 году началось основательное строительство монастыря из камня.
Внутреннее убранство
Почаевская Свято-Успенская лавра поражает великолепием внутреннего убранства. Наряду с эстетической составляющей, оформление храма несет определенный символический смысл. В центре каждого из них — восьмиконечный крест, подобный тому, на котором был распят Спаситель.
Мощью и духовным содержанием поражает иконостас, укрепляющий верующих в том, что на пути спасения мы не одиноки, поскольку святые подвижники молятся с нами за всё человечество. Богато украшенные царские врата создают ощущение присутствия Христа за их створками.
Помимо общих деталей внутреннего убранства, в каждом храме существуют свои, присущие только ему, особенности, свои «изюминки»:
Святыни и мощи
В Лавре хранятся великие святыни, поклониться которым приезжают паломники со всех уголком Земли:
Духовенство, наставники
Величие монастыря зависит не только от его внешнего великолепия, но и от подвизающейся в обители братии. Господь призвал их в это святое место для спасения душ и для молитвенного прошения о заступничестве страждущих. Нам, живущим в миру, непонятен особый подвиг их веры.
Составляя духовную силу монастыря, они в ежедневных трудах своими молитвами охраняют православных христиан от зла и укрепляют их в вере. Управляет монастырем наместник — архиепископ Почаевский Владимир (Мороз). Благочинный следит за размеренным распорядком лаврской жизни, выполнением послушаний монахами.
Ризничный контролирует порядок богослужений, обеспечение обители всем необходимым. Уставщик следит, чтобы службы проходили по предписанному уставу. Финансовой составляющей ведает казначей. Регент руководит клиросом. Братский духовник оказывает помощь инокам в духовной жизни, принимает исповеди. Иноки несут различные послушания.
Социальная работа, повседневная жизнь
Главный показатель в жизни любого монастыря — умножении числа братии. Если в конце прошлого века в Лавре подвизались несколько десятков иноков, то теперь их число выросло до двухсот. Из них почти половина — в священническом или диаконском сане.
Монастырь успешно осуществляет духовную, культурную и социальную деятельность. Православные фестивали и концерты, ярмарки и выставки проводятся здесь регулярно. Помимо этого, на территории Лавры действует Киевская духовная школа, православно — катехизаторские курсы.
Воскресная школа
Неотъемлемой частью духовной жизни Почаевской Лавры является деятельность воскресной школы, сформировавшейся по принципу семейной школы. Занятия школы способствуют воцерковлению и формированию христианского образа жизни те только детей, но и их родителей.
Большое внимание уделяется развитию изобразительных наклонностей и творческого самовыражения детей, но с уклоном в православие. Работы детей можно увидеть на выставках, приуроченных к тому или иному православному празднику, ими украшены стены класса Воскресной школы. Занятия школы помогают ребятам увидеть жизнь во всех её проявлениях через призму веры.
Престольные праздники
Главный праздник Лавры — день Почаевской иконы Матери Иисуса Христа, христолюбивые чада православной церкви отмечают 5 августа. Со всех концов Земли в этот день стекается в Лавру народ. Вот уже 400 лет чудотворная икона помогает верующим.
10 ноября Успенская Почаевская Лавра чтит память основателя, преподобного Иова. В этот день совершается крестный ход и общая молитва.
Режим работы для посетителей
Почаевская Свято-Успенская лавра открыта для посещения с 6 утра до 9 вечера. Подробное расписание всех богослужений можно найти на официальном сайте.
Интересные факты
Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Почаевская Свято-Успенская лавра — крупный храмовый комплекс и мужской монастырь, расположенный в западной части Украины. Возведенный на высокой горе и окруженный с 3-х сторон Новым Почаевым, он возвышается над всей округой практически на 80 км. Добраться можно железнодорожным и автомобильным транспортом.
На любом поезде из Киева до Львова или Ужгорода, выйдя на станции Радивилов, пересесть на маршрутное такси до Почаева. С Киевского железнодорожного вокзала до Лавры паломников возит автобусом служба «Путник», на сайте которой можно посмотреть расписание перевозок. Курсирует и маршрутка Киев — Почаевская Лавра.
Согласно легенде, всем, кому довелось побывать в Свято — Успенской Почаевсой Лавре, прощаются забытые и не исповеданные грехи. Может быть поэтому, в надежде на очищение души и укрепление телесного здравия, едут в это святое место сотни тысяч паломников со всего мира.
Автор: Лаврентьева Л.В.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Почаевской Свято-Успенской лавре
Свято-Успенская Почаевская лавра — Символ веры:
Чудеса и чудотворцы Почаевской лавры
Обитель расположена на Почаевской горе и возвышается над окружающими землями. Считается, что Почаевской лавре покровительствует Богородица, с явления которой и началась история монастыря.
Явление Богородицы на Почаевской горе
Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие от нашествия татар в 1240 году. К сожалению, в истории не сохранились их имена. Добравшись до Волыни, они основали на горе Почаев обитель. Гора названа в память киевской речки Почайны, на берегу которой стоял монастырь основателей лавры. Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры
Недалеко от Почаевской горы расположена еще одна гора с выразительным именем Божа (с укр. — «Божья»). По одной из местных легенд, возле Божей горы обитала христианская община под предводительством местного князя по имени Бож. Однажды очередные захватчики-язычники взяли в плен князя и его дружину и принуждали их отречься от Христа и поклониться языческим идолам. Получив отказ, дикари распяли князя с соратниками на вершине горы в подражание так любимому ими Богу. С того времени гора стала называться Божей, а местные жители видят особый знак в созвучии названий.
Вот как описывает явление Богородицы книга «Небо Новое» XVII века: «Иоанн Босой, из села Почаева, видел стоящую на скале Пречистую Деву Богородицу. Перед Нею стоял монах, который в скале обитал. Он поведал тому Иоанну Босому и мальчикам из села Почаева, пасшим овец на горе вблизи той скалы, что Пресвятая Богородица стояла на той скале. Там есть след Ее стопы. И всегда в той стопе есть чистая вода, которой врачуются разные недуги».
Сейчас место явления Богородицы и след Ее стопы находятся внутри Успенского храма. Сверху устроен ковчег, который прикрывает след Ее стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая не один раз исцеляла от душевных и телесных недугов.
Иов Почаевский
В Успенском соборе есть крутая лестница, уходящая вглубь горы. Спустившись по ней и пройдя длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников, посетитель оказывается в небольшом Пещерном храме. Он устроен на склоне горы в 1774 году и как бы соединен с ней. С правой стороны церкви — окна, с левой — вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова Почаевского.
Родился Преподобный на Покутье, ныне Ивано-Франковская область, в 1551 году. В миру его звали Иоанн Железо. Питая любовь к Богу и ища уединения, десятилетним отроком он ушел в Угорницкий монастырь. Через два года принял монашество и удивлял всех своею кротостью, трудолюбием, усердием в молитве и для всех был образом монашеского жития. По просьбе князя Острожского Константина переведен в Дубенский монастырь «для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря». Более двадцати лет управлял тем монастырём, охраняя Православие от врагов его.
Вот что повествует о Иове его ученик и сподвижник Досифей, ставший преемником Иова по игуменству: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением». Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил об ответе на Страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.
За семь дней предсказав час своей смерти, старец Иов отошел ко Господу. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье одна прихожанка. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Ее служанка пошла узнать, какое служение совершается, и с удивлением увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в то время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Игумен, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
Анна Гойская и чудотворный образ Богородицы
По Божьей воле помещица Анна Ерофеевна Гойская навсегда вошла в историю Почаевского монастыря. В середине XVI века она единолично управляла своим поместьем Орёл, когда через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит. Он остановился у помещицы, которая оказала ему самое глубокое уважение. В благодарность за ее гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил ее древней иконой Богоматери, которую привез с собой из Константинополя. По Божьему указанию он оставил икону у помещицы.
Постепенно домашние помещицы стали замечать, что от иконы исходит необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете». Описание чудесной иконы попало даже в столичные российские газеты.
Вот цитата из статьи в газете «Север» за 1890 год: «Первые необычные явления обнаружились в домашней часовне русской помещицы православного исповедания Анны Гойской в 1559 году. Икона была подарена ей прибывшим из Царьграда (Стамбул) митрополитом Неофитом, где находилась 37 лет. Брат помещицы Филипп, будучи слепым от рождения, после неоднократных молитв перед иконой Богородицы вдруг совершенно прозрел. Тогда Гойская, считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, передала ее в 1597 году в дар Почаевской обители.
В 1665 году скончался житель села Пельчи Василий Шкарпитко, оставив многочисленное семейство безо всяких средств к существованию. Пораженная горем жена начала неустанно молиться, представляя мысленно Почаевскую икону. Вдруг Василий внезапно поднялся и рассказал окружающим, что, когда он уснул, к нему приблизились два юноши ангельского вида, подняли его с одра и повели в светлые роскошные палаты, и он почувствовал себя совершенно счастливым. Но тут появился старец, приказав ему вернуться назад. Тогда те же юноши подвели его ко рву, показали на горе величественную церковь и, сказав: «Иди и молись», толкнули его в ров. Засим он и очнулся.
Из чудотворений новейшего времени упомянем об исцелении крестьянки Екатеринославской губернии Арины Волошиновой, которая после долголетних страданий от нервных припадков совершенно выздоровела в январе 1870 года после молитвенных прошений перед светлой иконой».
Преподобный Амфилохий Почаевский и дочка Сталина
В Пещерном храме, рядом с мощами Иова Почаевского, почивают мощи и преподобного Амфилохия Почаевского. Родился преподобный Амфилохий на Волыни, в селе Малая Иловица, в 1894 году, в многодетной благочестивой семье. В 1925 году он был принят послушником в лавру, в 1932-м — пострижен в монашество под именем Иосиф. А в 1965 году он был пострижен в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского.
Исполняя различные работы и послушания в лавре, отец Иосиф (Амфилохий) лечил больных. Особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище. Здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления: кто телесного, кто духовного.
Во времена гонений на Церковь угодник Божий не оставил святую лавру, а вместе с братией выстоял, вознося и днем, и ночью молитвы к Господу. Своим мужеством и смелостью он отстоял Свято-Троицкий собор лавры, за что был арестован и отправлен в психиатрическую больницу в Буданов: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, держи и никому не отдавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архиерей — хозяин Церкви! А вы? Геть отсюда! Люди, гоните их!» — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.
Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа». Стало известно, кто поджег Киево-Печерскую лавру
Существует легенда о том, что отец Иосиф (Амфилохий) был освобожден по ходатайству дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Однако историки не подтверждают этот факт: вряд ли Светлана была знакома с ним.
Множество чудес подтверждают огромную веру старца. Однажды пришел к нему один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать о водосвятных молебнах для страждущих — и произошло чудо. Во время разговора отец Амфилохий снял со стены кадило без угля и ладана. Уполномоченный произнес: «Твои молебны помогают, как мертвому кадило», но старец кротко улыбнулся, и вмиг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: «Бачиш, як мертвому кадило допомогло?» («Видишь, как мертвому кадило помогло?»)
А в 50-е годы был случай. Местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха. Тут случилось проходить мимо отцу Амфилохию. Он заглянул к рабочим, перекрестил бутылку и сказал: «Благословляю пить, як воду». И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха.