где находится ватиканский список казанской иконы божьей матери
15 лет назад из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Ровно пятнадцать лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери «Казанская» (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?
Святотатство
Казань.
12 июля 1904 года. 1 час ночи.
Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.
А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков.
Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.
Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках.
Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «. красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».
В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «. юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».
Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «. около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей. »
Цена потери
Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».
Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.
Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.
23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.
Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева»,
«. преосвященный Вениамин. в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну».
В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга.
За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.
В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.
А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена.
В погоне за святыней
Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.
12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.
В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.
Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «. некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни. ») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.
А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.
Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.
В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».
На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.
18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.
8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.
Послесловие
Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.
Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.
31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.
Справка «ФОМЫ»
Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.
21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.
В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):
1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.
2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.
3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.
Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.