где находится юрьев монастырь новгородской области
НОВГОРОДСКИЙ ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ
Новгородский Юрьев монастырь |
Новгородский мужской монастырь во имя великомученика Георгия (Юрьев) Новгородской епархии, один из древнейших монастырей в России
Стоит при истоке Волхова из озера Ильмень.
Древний расцвет
По преданию обитель заложил благоверный великий князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя великомученика Георгия. С первых лет своего существования монастырь выступает как один из крупнейших центров новгородской церковной и политической жизни.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Не позднее 1226 года известно наименование настоятелей обители архимандритами. Юрьевский архимандрит именовался «архимандритом Новгородским» и считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа, главой городских магистратов. В первой половине XIV века в обители настоятельствовал будущий Новгородский святитель Моисей, в те же годы монастырь был окружен стеной. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных собственников.
Благодаря покровительству великих князей, а потом и царей, монастырь неизменно быстро оправлялся и благоустраивался несмотря на различные бедствия и вражеские нашествия.
Синодальный период
После секуляризации церковных земель в 1764 году Юрьев монастырь потерял бо́льшую часть своих владений. При этом, его значение видно из того что он был определён третьим среди первоклассных монастырей России.
В январе 1786 года в монастырь, в Георгиевский собор, были перенесены мощи святого архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.
За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. Очередной пожар известен в 1810 году.
25 декабря 1833 года Синодом было разрешено всем настоятелям Юрьева монастыря иметь жезл с сулком.
Вновь ремонтные работы в монастыре проводились в конце XIX-начале XX века. При монастыре имелась бесплатная гостиница для богомольцев, больница и богадельня.
Юрьев монастырь. Фото ок. сер. XX в. Фото с сайта монастыря georg.orthodoxy.ru |
Новейшее время
15 декабря 1921 года пришла телеграмма от Троцкого об экспроприации имущественных ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьевом монастыре ещё действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставалась только одна, а в 1929 году монастырь был закрыт. В 1920-1930-х годах монастырь был разорён и ограблен. Во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова.
25 декабря 1991 года, благодаря усилиям епископа Новгородского Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви. В то время на территории жили несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские художников. Храмы монастыря стояли без иконостасов, на Спасском соборе были разрушены купола, в корпусах произведена перепланировка, монастырский сад стоял запущенным, вся территория была завалена мусором. Обитель была вновь учреждена Синодальным решением от 2 октября 1993 года. За короткий срок был отремонтирован Северный корпус с Крестовоздвиженским собором и в обители снова стала совершатся Божественная литургия. Затем пошёл ремонт Орловского корпуса и Южного братского корпуса с Неопалимовской церковью. В качестве скита Юрьева монастыря начала возрождаться Перынская обитель. При обители в 2004 году открылось Новгородское духовное училище и начато было восстановление обезглавленного Спасского собора. С 2009 года в монастыре начались масштабные ремонтно-реставрационные работы.
Георгиевский собор Юрьева монастыря |
Храмы, архитектура
Георгиевский собор
В 1830-е годы при архимандрите Фотии в монастыре были проведены значительные работы, при которых особое внимание уделялось Георгиевскому собору. В то время древние фрески XII века были почти полностью сбиты со стен, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново. Тогда же был выполнен роскошный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. В состав иконостаса, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью; в соборе были повешены огромные паникадила. В алтаре на горнем месте вместо святительской кафедры стояло стальное кресло, принадлежавшее императору Петру I. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 1898 году в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы. Фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М. Н. Сафонова. В 1902 году Георгиевский собор после поновления освятил архиепископ Новгородский Гурий.
При реставрационных работах 1931-1935 годов многочисленные разновременные пристройки вокруг собора были разобраны, и облик собора был приближен к первоначальному.
Каменный трехкупольный собор считается одним из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Сохраняя верность византийской и киевской традиции, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи. Высота его стен ныне достигает 20 метров, а при постройке была более чем на метр выше. Кровля четырехскатная, но при постройке имел покрытие позакомарное, повторяющее форму сводов. Древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
Крестовоздвиженский собор
Храм в честь Воздвижения Креста Господня находится на северовосточном углу обители, в составе Северного корпуса, и сторонами северной и восточной выдаётся за черту монастырских зданий.
В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. В 1970-е и 1980-е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 1990-х годов в храме возобновилось Богослужение и в начале XXI века он был основным монастырским храмом.
Каменный пятиглавый храм квадратный в плане с просторными нижними помещениями и купольным объёмом посередине. Покрытие куполов со времени постройки до настоящего времени сохраняет «золотые» звезды на синем фоне. Размеры храма в длину и ширину ок. 20 м, в высоту – ок. 30 м.
Неопалимовский храм
Находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. Храм в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина», к которой молятся об избавлении от пожаров, был возведен в связи с частыми пожарами от которых страдала обитель. Церковь была заложена 4 сентября 1828 года и освящена 20 августа 1831 года.
Старанием благодетеля и братией монастыря в начале 1990-х годов, церковь отремонтирована и в ней началось богослужение. На начало XXI века церковь была основным местом для чтения братского правила и восхваления образа Пресвятой Богородицы.
Величиной церковь в длину, в ширину и высоту до главы по 10 м.
Рождественский училищный храм и колокольня Юрьева монастыря. Фото 8 февраля 2011 г., с официального сайта Новгородской епархии vn-eparhia.ru |
Рождественский (Спасский) училищный храм
Храм в честь Рождества Христова был построен в 1820-30-х годах. Упоминается действующим на 8 февраля 2011 года.
Прочие корпуса и храмы
В 1820-1830-х годах были также построены Западный корпус с церковью Всех Святых и восточный Орловский корпус с кельями для братии.
В предреволюционный период в составе монастырских храмов упоминаются также:
Колокольня
Была построена в 1841 году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. По преданию она задумывалась выше Московской колокольни Ивана Великого, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.
Стены
Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии.»
Настоятели
Святыни
Некрополь
В Георгиевском соборе были погребены:
В храме Похвалы Пресвятой Богородицы были погребены:
Литература
Свято-Юрьев мужской монастырь
Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.
Наместник: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ (Перевалов Д.Ю.).
Тел. привратника: 8(8162) 77-30-20 или 8(911)629-53-04
Заказ экскурсии по тел. 8-906-2016339 Нина Николаевна
Электронный адрес Юрьева монастыря st-yurievo@mail.ru
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Сегодня в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Преосвященнейший Арсений епископ Юрьевский, совершил Божественную Литургию в Спасском соборе Юрьева монастыря.
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Митрополит Антоний Су́рожский (Блум)
Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила
Показать полностью.
Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются «вторыми светами», отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – «светы вторые». Что это значит?
Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари.
Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. “Михаил” – слово еврейское, и оно значит “Никто как Бог”; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: “Никто как Бог”, и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. “Никто как Бог” – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.
Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает “Крепость Божия”, изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.
Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает “Исцеление Божие”; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.
О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это “день нашего Ангела”. И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя.
И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне. Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми – как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя “я”, может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь – от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность. Ангелом на земле является неложный свидетель – Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет “Великого Совета Ангел” – Бог, пришедший во плоти.
Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде
Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде — уникальное место, совмещающее в себе действующую обитель, памятник древнерусской архитектуры, видовую площадку и изумительную выпечку. По этой причине он и должен быть в вашем списке обязательного к посещению.
Как добраться
Если вы не на своей машине, то проще всего это сделать на автобусе №7 и №7А, которые идут от вокзала
Время отправления и прибытия автобуса (между Юрьевом монастырем и Витославлицами 2 минуты на автобусе или 4 минуты пешком)
Если вы на машине, то у монастыря есть парковка.
Историческая справка
Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь. Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.
Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.
Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.
В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.
В XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.
В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.
Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.
Территория
На момент возвращения монастыря в Новгородскую епархию в 1991 году, его территория находилась в удручающем состоянии. Здесь проживали несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские. В корпусах была проведена перепланировка, сделавшая их непригодными для жизни монахов. В храмах отсутствовали иконостасы, сад больше напоминал свалку. Спасский собор стоял без куполов, а вся колокольня была разрисована вандалами.
Сегодня монастырь является действующей мужской обителью и памятником архитектуры Древней Руси. В его составе 8 основных строений:
Юрьев монастырь соседствует с пляжем, поэтому в жаркие дни рядом с ним много людей, желающих позагорать или искупаться. Это не способствует уединению монахов, но служители относятся с пониманием.
Монастырь строился не только как духовный оплот. Он выполнял еще и защитные функции. Его стены впервые упоминаются в летописях в 1333 году. Если посмотреть на монастырь сверху, то видны очертания крепости с угловыми башнями — церквями. Двухъярусные стены покрыты красной черепичной крышей, под которой находится галерея с чередой узких окон.
Корпусов на территории четыре: Полуденный, Орловский, Северный и Архимандритский. Все, кроме последнего, являются келейными, то есть относящимися к кельям.
Архимандритский корпус был отреставрирован, и с 2004 года в нем размещается Новгородское духовное училище. Оно не уступает по комфорту современным светским школам: имеет просторные классы, библиотеку, трапезную и актовый зал. Здесь постоянно проводят встречи, симпозиумы и чтения по религиозным вопросам. Ученики проходят практику в Спасском соборе, который является частью корпуса.
Орловский корпус занимают кельи монахов и гостиница для паломников. Он расположен прямо в крепостной стене. Внутри длинные изогнутые коридоры с кельями, которые, кажется, совсем не изменились с XVIII века. Есть только кровать с жестким матрасом, стул и столик у окна. На современность намекает лишь тусклая лампочка в углу.
Полуденный (Южный) корпус до конца не восстановлен. Отремонтирована лишь часть с церковью иконы Божьей Матери. Северный корпус выделен под канцелярию и кельи наместника, но реставрация в нем еще идет.
Карта схема Юрьева Монастыря на входе, там вы сможете посмотреть где что находится
Самое высокое здание на территории — четырехъярусная колокольня, построенная в 1838-1841 годы. На то, что она кажется непропорциональной, есть своя причина. По легенде Николай I изменил план конструкции и убрал средний ярус, чтобы сооружение не превосходило колокольню Ивана Великого в Москве. В итоге высота составила 52 метра. Раньше в круглой нише на верхнем ярусе висели часы. Время отбивали связанные с ними 17 колоколов. На втором уровне располагались еще 15. Самый большой колокол монастыря «Неопалимая Купина» весил почти 34 тонны. Зимой 1932 года все 32 колокола сняли и отправили на переплавку.
В петербургских архивах хранится запись перезвона Юрьевских колоколов, записанная за несколько дней до их уничтожения. Этот колокольный набор был самым тяжелым и масштабным в России.
Сейчас в монастыре 13 колоколов, самый большой из которых полутораметровый «Благовестник». Последняя реставрация колокольни проходила в 2009 году.
Сень-часовня над святым источником Юрьева монастыря представляет собой восьмиугольную ротонду, опирающуюся на уцелевшие семь колонн из восьми. Она увенчана большим луковичным куполом с крестом и кокошниками. В центре расположена каменная чаша. Дата основания не известна.
Храмы Юрьева Монастыря
Основной интерес для посетителей представляют Крестовоздвиженский, Спасский и Георгиевский соборы, а также церковь Неопалимой Купины.
Пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня расположен в восточной части крепостной стены. Построен на месте сгоревшей безымянной церкви в 1823 году. Он имеет ярко-синие главки, украшенные золотыми восьмиконечными звездами. Их, кстати, насчитывается 208. До захвата власти большевиками собор имел богатое убранство и был украшен сюжетной росписью. На настоящий момент она не восстановлена, стены просто покрашены в белый цвет. Интересно, что в 1921 году собор являлся единственным действующим на территории монастыря, а в 1993 году именно с него началось возобновление служб. Храм отапливается, поэтому богослужения проводятся здесь круглый год.
Спасский собор возвели в начале XIX века на фундаменте сгоревшей церкви Александра Невского и его брата Федора. С тех пор он неоднократно менялся: были построены 4 новых придела и паперть, а в подвале устроена церковь Похвалы Богородицы. В ней похоронены архимандрит Фотий, 16 лет возглавлявший монастырь, и его духовная дочь Анна Орлова-Чесменская, которая являлась благотворителем монастыря. Их союз вызывал множество сплетен, даже А.С. Пушкин описал об этом в одной из эпиграмм: « Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию архимандриту Фотию». В 1936 году на храме были разобраны барабаны и сняты купола. Восстановили их только в 2007 году, после чего в 2009 году собор освятили.
При отце Фотии были построены Крестовозвиженский и Спасский соборы, Орловский корпус, колокольня, церкви иконы Божьей Матери и Михаила Архангела, а также проведены огромные реставрационные работы.
Монастырь часто страдал от огня. Поэтому в 1828 году началось строительство церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считается защитницей от пожаров. Церковь расположена в середине Южного корпуса, поэтому проход внутрь возможен лишь через его коридор. Туристов туда не пускают, но паломникам вход разрешен.
Высота до главы, длина и ширина церкви «Неопалимой Купины» составляют по 10 метров.
На углах крепости есть две небольшие церквушки, которые обычно не вызывают интереса у туристов. Первая — церковь Архангела Михаила, построенная в 1970 году в качестве крепостной башни. Тогда она носила имя Михайловская. Лишь через 71 год в ней устроили церковь, которая была полностью разрушена во время Великой Отечественной Войны. Позже форму башни восстановили, но куполом она обзавелась только к 2013 году. Внутренние помещения пока находятся на реставрации. Вторая — церковь святого Алексия митрополита Московского. Она является построенным в 1850 году приделом Спасского собора и посвящена княгине Орловой-Чесменской.
Трехкупольный Георгиевский собор — главный храм монастыря. Его внешний облик остался близок к первоначальному, хотя храм самый старый в ансамбле. За восемь веков у собора появилось много разных пристроек, но их разобрали при реставрации в 1930-х годах. Однако во время своего появления собор был на метр выше и имел не кровлю, а покрытие, повторяющее форму стен.
В Новгороде Георгиевский собор по размерам уступает только Новгородской Софии.
Внутреннее устройство собора соответствовало званию княжеского храма. В нем специально для княжеской семьи построили просторные палати и два придела— Благовещения Пречистой и святых Бориса и Глеба.
Собор освятили в 1130 году. Перед этим его стены были расписаны, но древняя живопись почти полностью утрачена. Сохранились только фрески маленького храма, который расположен в северо-западном барабане. В восточной части между оконными проемами можно разглядеть изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя. Справа и слева от них написаны фигуры пророков, преподобных и святителей. Потолок украшают изображения евангелистов.
Остатки росписи также можно увидеть в лестничной башне и на оконных откосах. Остальные изображения сбили со стен при реставрации. Часть использовали в строительстве, другие просто выбросили.
Собор расписали заново и установили семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Иконы одели в позолоченные ризы с драгоценными камнями, повесили огромные светильники. В алтаре поставили кресло, принадлежащее Петру I. Графиня Орлова подарила храму образок Знамения Божьей Матери, выполненный из цельного изумруда и бриллиантов.
В 1929 году монастырь закрыли. Большая часть ценностей была украдена, но часть все же попала в музеи. Разорение продолжалось до 1935 года. Именно тогда уничтожили иконостас. Через 60 лет снова начался ремонт, и роспись в очередной раз заменили. Для работы пригласили знаменитых иконописцев М.Н. Сафонова. Эта настенная живопись сохранилась до наших дней.
Новый иконостас имеет пять ярусов, украшен колоннами и старинной резьбой. Над ним размещены изображения страстей Господних и крест. Конструкция занимает 20 метров в высоту и 15 в ширину. Несмотря на внушительные размеры помещения, внутри храма нет ощущения пустоты. Пространство зрительно сужено и раскрывается вверх.
Храмовая икона Святого Георгия сейчас находится в Третьяковской галерее.
Советы посетителям
Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный уцелевший пример ансамблевой исторической застройки, сохранившийся в южных окрестностях города.