где нет закона нет и преступления апостол павел
Послание к Римлянам | глава 4
4:1-25 Павел подтверждает свои доводы в пользу оправдания по благодати через веру во Христа (3,22-25) ссылкой на ветхозаветное повествование о жизни Авраама. Если он сможет показать, что Авраам, духовный отец иудеев, был оправдан верой, все вышеизложенное также становится неопровержимым в рамках иудейского восприятия.
4:2-3 В отличие от мнения, что Авраам был признан праведным и сохранил завет с Богом на основании своего послушания и верности, Павел намерен доказать, что общее положение, изложенное в 3,27, истинно, в частности, в отношении Авраама. Аврааму нечем было «хвалиться» (см. Быт. 15,6), поскольку он был оправдан верой, а не соблюдением закона. См. также Иак. 2,21.
4:4-5 Общепризнанно, что воздаяние заслуживается делами, оно не дается даром («по милости»). Но Быт. 15,6 не упоминает никаких дел Авраама, а говорит только о доверии, которое он питал к Богу. Хотя Авраам проявил веру, она ничего не добавляла к праведности Авраама перед Богом, которая была даром Самого Бога (ст. 4). В этом смысле, хотя вера подразумевает деятельное участие человека, она не является «делом», т.е. не заслуживает воздаяния. Праведность была вменена Аврааму (ст. 3,9), а не заслужена им.
4:6-8 Так и Давид называет. Ср. Пс. 31,1.2. Блаженство, тесное общение с Богом (и все, что с этим связано), и спасение – не заслуживаются, это – следствие дарованного прощения. Единственная заслуга, в силу которой мы оправданы, это заслуга Христа. Какая-либо заслуга со стороны человека исключается.
4:9-12 На примере Авраама Павел показал, что праведность даруется благодатью через веру, но не забыл ли он, что Авраам – отец обрезанных (следовательно, необрезанные – не его потомство)? Ответ апостола совершенно отметает этот довод: Быт. 15,6 говорит об Аврааме до обрезания (ст. 10). Праведность, знаком и печатью которой было обрезание, была вменена ему прежде обрезания. Авраам служит образцом для всех верующих, как иудеев, так и язычников. Он – пример для иудеев, потому что обрезание указывало на его оправдание, и для язычников, потому что он получил оправдание независимо от обрезания.
4:13-15 Аврааму было дано обетование о том, что он станет отцом многочисленного народа, который будет обладать землей ханаанской, что он будет источником благословения для всех народов (Быт. 12,2.3.7). Христос – семя Авраама (Гал. 3,16), Он уже вступил в наследование землей (Пс. 2,8; ср. Мф. 28,18.19). Это обетование было принято Авраамом через веру, а не через закон (ст. 13). Ср. Гал. 3,17: поскольку закон появился через 430 лет после обетования, оно не может зависеть от закона. Если бы наследие зависело от послушания закону, в божественном миропорядке не было бы места вере и обетование было бы тщетно, поскольку закон не может привести к послушанию, необходимому для исполнения закона. Где «нет закона», там «нет и преступления»; где есть закон, он «производит гнев» (ст. 15). Греховность всех людей – установленный факт, поэтому невозможно, чтобы обетование могло быть получено на основании соблюдения закона.
4:16 Итак по вере. Поскольку обетование во всей своей полноте принято верой, оно было дано «по милости» и «непреложно для всех. потомков Авраама». Если бы оно основывалось на делах, оно не исполнилось бы; если бы оно основывалось на обрезании, его могли бы принять только иудеи. Но поскольку в основе его – вера и, следовательно, милость (действие Божие, а не человеческое), оно «непреложно» перейдет на всех потомков Авраама по духу, т.е. на всех верующих, будь они иудеи или язычники по рождению.
4:17 как написано. См. Быт. 17,5. Аврааму предстояло стать праотцем по духу всех верующих, равно иудеев и язычников. Невозможно не поверить, что обетование Божие не распространяется и на язычников, ибо Тот, Кому поверил Авраам, «животворит мертвых». Доказательства этого – новая жизнь из как будто бы омертвевшей утробы Сарры (ст. 19), возвращенная Исааку жизнь, когда над ним уже навис приговор к смерти (Быт., гл. 22) и, в конечном итоге, жизнь, восстановленная в Христе через Его воскресение (4,24.25).
называющим несуществующее, как существующее. Это, возможно, указание на творение Богом мира из ничего (Быт., гл. 1; Ис. 41,4; 48,13 – творение, вызванное к бытию словом Божиим) или на рождение Исаака, в лице которого из неплодной утробы появился целый народ.
4:18 сверх надежды. По-человечески, вера в то, что Сарра родит ребенка (первое условие исполнения обетования), ввиду сказанного в ст. 19, была абсолютно беспочвенна.
поверил с надеждою. Павел указывает, что истинная вера обращена к Богу, а не к человеку, к слову Божию, а не к человеческим обстоятельствам.
4:19 почти столетнего. См. Быт. 17,1.17.
4:20 воздав славу Богу. Славословие Бога – признак веры, поскольку оно выражает покорность силе Божией и доверие к Его обетованиям (4,21). Жизнь Авраама была жизнью по вере, ее определяли свойства Самого Бога (1,20); в ней, следовательно, проявилась слава Божия (ср. 1,21). Он получил оправдание благодаря именно такой вере (ст. 22).
Толкование на Римлянам 4:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 4:15 / Рим 4:15
Феофан Затворник (1815−1894)
Закон бо гнев соделовает: идеже бо несть закона, ту ни преступления
Где закон, там преступление; где преступление, там гнев карающий; где карающий гнев, там пресекается благословение; а пресечением благословения разоряется обетование. Следовательно, устраняя веру и выставляя закон, вы разоряете обетование. Если подзаконные — наследники, испразднися вера, разорися обетование.
Такое умозаключение ясно и определенно; но не совсем ясно, как закон гнев соделывает, когда, давая закон, Бог засвидетельствовал, что если народ будет верен Ему, то приимет благословение и будет наслаждаться обилием благ, и временных и вечных. Святой Апостол, хотя и приложил в основание сему положению то, что, где нет закона, там нет преступления, или, что с законом связано преступление, поводом ли только он к нему служит или прямою его причиною, давая доразуметь: а где преступление, там гнев; но и это самое, что закон подает повод или ведет к преступлению, не совсем понятно. Ибо закон дан, чтобы все видели, как должно действовать, чтоб действовали праведно и, следовательно, были чужды преступления, а не с тем, чтоб вводить в преступление.
Святой Павел решает возникающее при сем недоумение ниже, говоря, что не закон тому причиною, а наша немощь. Закон сам в себе свят, и заповедь свята и праведна и блага; но я продан под грех, во мне живет грех, увлекающий меня к противозаконию. Вижу, чего требует закон, и порываюсь исполнить то, но приходит греховное возбуждение и увлекает меня к преступлению закона. Итак, закон — плохой мне помощник. Он только ярче изобличает мою грешность и преступность. Не знай я закона, то хоть и грешил бы, но то были бы у меня грехи неведения. А тут видишь и грешишь. И добро бы это раз-два в месяц или неделю, а то каждый день и час: редкое дело обходится без кривды. Выходит, что закон только облепливает тебя грехами, так что не знаешь, куда деваться от них и как сбросить подавляющее бремя их. Окаянен аз: кто мя избавит? (ср.: 7, 24).
Но как же быть? Так бы и быть, если б Бог навсегда оставил нас с одним законом. Глубже и глубже погрязал бы человек в сознание своей греховности и, по причине того, в чувство подгневности Божией — и только; а как поправить дело, способа к этому не находил бы он в законе. — Это сознание безвыходности своего положения при одном законе и имеет в мысли Апостол внедрять всякий раз, как рассуждает об отношении закона и веры. То же намерение у него и здесь. Он говорит как бы: останься только ты с одним законом, — и будешь все в грешности и подгневности. Чрез это пресечешь благословение, не дашь возможности прийти в исполнение над тобою обетованию Авраама, разоришь сие обетование. Хочешь ли, чтоб исполнилось над тобою обетование, данное Аврааму, прими веру. Вере дано обетование; под условием веры оно приводится и в исполнение. Вера приносит прощение прегрешений, бывающих в отношении к закону, дает силу на исполнение закона — и вводит таким образом в праведность, на коей почивает благословение: чем и исполняется обетование.
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ефрем Сирин (
ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления
Ибо закон гнев соделывает. Верующие и неверующие должны были принять обрезание, так чтобы никто не отказывался. Поелику вера зависит не от тирана, а от воли человека, то все дела тирании совершены были во имя закона, а дела свободы — во имя веры. И поелику мир погрешил в отношении веры Авраамовой, что было произведением свободной воли, между тем как закон был страшным тираном, — то время закона сравнил с детством, а другое (время) — с юностью; не потому, чтобы эти времена властвовали над нами, но потому, что и самые эти времена получили названия от наших дел, как люди — от плодов дел своих.
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Августин (354−430)
ибо закон производит гнев; потому что, где нет закона, нет и преступления
Когда Павел говорит: закон производит гнев, то указывает на наказание, что относится к той ступени, когда человек находится под законом.
Источник: Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Апостол сказал так потому, что гнев Божий усиливается по отношению к преступнику, который знает грех из закона, но все-таки грешит. Такой человек, конечно же, есть преступник закона.
Источник: О благодати и свободной воле.
Феофилакт Болгарский (
ибо закон производит гнев; потому что, где нет закона, нет и преступления
Теперь доказывает, каким образом бездейственно обетование. С законом, говорит, соединено преступление, а преступление закона производит гнев и подвергает клятве и наказанию. Как же, спрашивается, виновный в преступлении достоин наследовать?
Источник: Толкования на послание к Римлянам.
Ориген (
ибо закон производит гнев; потому что, где нет закона, нет и преступления
Повторимся немного и посмотрим, о каком законе это говорится. Выше, когда Павел говорил: Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование (Рим. 4:14), это можно было отнести и к Моисееву, и к естественному закону. Ведь ясно, что если наследование предоставляется от закона Моисея, то упраздняется то, что, как написано, Авраам заслужил преданностью веры. И наоборот, если понимание перевести на естественный закон, то можно сказать следующее: если для веры могло быть достаточно естественного закона, тогда сказанное Аврааму представляется лишним.
Итак, следует рассмотреть: не является ли закон, который обитает в наших членах и держит нас в плену греха (ср. Рим 7:5, 23), тем же самым, о котором апостол говорит, что он производит гнев? Ибо, без сомнения, он производит гнев против того, кого он держит в плену законом греха; а где не будет такого закона, ясно, что там не будет и преступления.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Амвросиаст (IV в.)
ибо закон производит гнев; потому что, где нет закона, нет и преступления
Чтобы показать, что человек не может оправдаться законом перед Богом и что через закон не могло быть дано обетование, Павел говорит: Ибо закон производит гнев. Закон был дан, чтобы обвинить преступающих его. Вера же есть дар благодати Божией, чтобы виновные по закону могли получить прощение; потому вера производит радость. Он не говорит против закона, но ставит веру впереди, ибо тот, кто не мог быть спасен по закону, милостью Божией спасается через веру. Так что сам закон не есть гнев, но он производит гнев, то есть наказание, для грешника. Он не прощает, но отмщает; наказание же рождается из гнева, а гнев от греха.
Потому и хочет Павел, чтобы закон был оставлен, чтобы можно было укрыться в вере, которая ради спасения прощает грехи. Где нет закона, нет и преступления. Это говорит он потому, что когда виновные освобождены от власти закона и прощены, то нет преступления, ибо бывшие прежде преступниками закона ныне оправданы. Бездействует закон дел, то есть закон соблюдения суббот и новомесячий, обрезания, различения пищи и нечистых животных (см. Лев. 11).
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Эту статью, друзья, я решил написать потому, что у многих людей, читающих Библию,
появляются вопросы, касающиеся некоторых трудных для понимания текстов Нового Завета.
Один из таких текстов находится в 10-ой главе послания апостола Павла к Римлянам. Давайте прочитаем его:
Многие люди, прочитав эти слова апостола Павла спрашивают себя: «Что он имел в виду, сказав это?»
Одно из выдвигаемых некоторыми предположений состоит в том, что Павел, якобы, сказал о прекращении действия Десятисловного Закона Божьего. Но действительно ли это так? В этом мы и попробуем разобраться сегодня!
2-е Послание Петра 3,1-14
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь (или постарайтесь) явиться пред Ним неосквернёнными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (или труднопонимаемое), что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают (извращают или искажают), как и прочие Писания.
В наше время часто происходит абсолютно то же самое! Некто берёт слова Павла и комментирует их так, как ему хочется!
Давайте сейчас так и сделаем!
Мы начнём очень издалека! Прямо с самой первой главы послания к Римлянам!
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй «, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога!
Вопрос: «Что вы поняли из данного отрывка? Как апостол Павел относится к Десятисловному Закону Божьему?»
Ответ очевиден: «Павел осуждает всякого человека, кто, зная закон, сознательно идёт на его нарушение!»
Он говорит, что нарушая любую из 10-ти заповедей, человек этим самым бесчестит Бога!(Римлянам 2,23)
А если мы с вами вернёмся к середине 2-ой главы, то увидим, что Павел отмечает ещё и следующее:
Скажите, пожалуйста, после всех этих слов, вы можете с уверенностью сказать, что апостол Павел стремился убедить людей жить, соблюдая требования Десятисловного Закона Божьего? Безусловно!
Замечательно, что у современных людей есть компьютеры и всемирная информационная сеть Интернет!
Вы видите, что смысл такого высказывания уже явно иной, не так ли?
Теперь, чтобы понять о каком завершении говорит апостол Павел, нам необходимо анализировать следующие главы послания к Римлянам, начиная теперь уже с 3-ей главы!
Вы, друзья, проверяйте, пожалуйста, по своим Библиям, правильно ли я говорю!
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде!
Ответ: «Закон Божий обличает абсолютно каждого жителя нашей планеты в преступлениях против Бога! А Спаситель мира даёт возможность каждому желающему получить прощение своих грехов!» Так или нет? Да.
Вопрос: «Почему бы Богу просто не взять и не сказать грешнику: «Ты прощён!»? Зачем обязательно нужно наказывать какого-то Заместителя за грехи человеческие?»
Ответ: «Через наказание Заместителя Бог демонстрирует всем правду Свою!» (Римлянам 3,25)
В последнем тексте 3-ей главы Павел ясными словами говорит о том, что вера в Спасителя мира никоим образом не уничтожает Десятисловный Закон Божий! Читаем:
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак! Но закон утверждаем!
Когда человек, хорошо знающий Библию, слышит фразу о том, что вера в Спасителя утверждает Закон Божий, он сразу вспоминает текст из книги пророка Исайи, где также говорится о взаимосвязи Спасителя с законом Творца! Читаем:
Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон!
Именно потому что Бог не мог отменить справедливые требования Своего Закона, именно поэтому и понадобилось вмешательство Спасителя! Дьяволу очень бы хотелось, чтобы Бог сказал: «Хорошо! Для того, чтобы Мой закон не осуждал согрешивших, Я просто беру и отменяю его!» В этом случае сатана сказал бы: «Я же говорил, что Твой закон
не является совершенным и требует либо доработки, либо полной отмены! Теперь, раз нет закона, Ты не можешь осуждать и меня, как преступника, ведь где нет закона, там нет и преступления! (Римлянам 4,15)
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения (об Иисуса Христа!).
Вопрос: «Как же всё-таки получилось, что Иудеи пришли к выводу, что никакой Спаситель им не нужен?
Почему они посчитали, что достаточно просто в точности исполнять требования закона Божьего и будешь спасён?»
Вопрос: «Какие тексты Писания могли приводить раввины в качестве подтверждения идеи о том, что праведность достигается именно через соблюдение требований закона Создателя?» Вот один из таких текстов!
Второзаконие 6,25 Читаем:
И в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам!».
Ещё более подробно об этом говорится в 18-ой главе книги пророка Иезекииля! Если мы начнём читать эту главу с 1-го текста, то увидим, что Бог, перечисляя многие правильные поступки человека в повседневной жизни, в 9-м тексте подытоживает Свои высказывания такими словами:
(и если он) поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник.
Вопрос: «Действительно ли Бог заинтересован в том, чтобы жители Земли соблюдали Его закон?»
Ответ: «Безусловно!» Но если человек уверен, что этого вполне достаточно, то здесь он весьма заблуждается!
И вновь вопрос: «В чём была проблема современников Иисуса?»
Ответ: «Большинство из них не чувствовало никакой нужды в Спасителе, потому что они были уверены, что с самого детства в точности соблюдают все требования Творца!»
Но для многих слова Иисуса так и остались пустым звуком!
И вот после столь долгих рассуждений мы вплотную подошли к 10-ой главе Послания к Римлянам! Прочитаем с 1-го текста!
Теперь, друзья, Вам понятна мысль, заложенная в рассматриваемом нами тексте?
Да, теперь всё ясно! Павел говорит:
И последнее, на чём стоит остановиться, это ещё один текст, который следует сразу же за Римлянам 10,4. Читаем:
Римлянам 10,5 Моисей пишет о праведности от закона: «исполняющий его человек жив будет им!»
В другом переводе этот же текст звучит так: «Кто хочет обрести жизнь, следуя этому, должен исполнять закон!»
Давайте освежим эти слова Спасителя в нашей памяти! Читаем:
Евангелие от Луки 18,18-20
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог!
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
При прочтении этих слов у кого-то может сложиться впечатление, что Иисус предлагал тому человеку спасаться через дела закона, не принимая во внимание Спасителя! Но мы то знаем, что это не так! Иисус всегда убеждал слушающих Его людей, что Спаситель необходим абсолютно каждому человеку! Помните Его слова?
Закон Божий не противоречит тому, что делал Спаситель, а Спаситель никогда не противопоставлял Себя закону Божьему! Это две грани одного и того же плана спасения людей
Земли!
Через закон человек видит свой грех и осознаёт свою вину! Затем, обращаясь к Спасителю, он получает прощение своих грехов! После же прощения Спаситель вновь направляет взор прощённого на закон Творца и говорит: «Иди и впредь не греши!»(Евангелие от Иоанна 8,11)
Смотрите, какая стройная картина получается! После того, как человек обретал прощение, независимо от того жил ли он в период Ветхого Завета или живёт сейчас в Новом Завете, он получал (и получает) ясное наставление от Бога: «Я считаю тебя теперь праведным, но только до тех пор, пока ты действуешь в рамках Моего святого Закона! (смотрите книгу пророка Иезекииля 18,1-23)
Однако помни! Как только ты согрешишь вновь, тебе опять тут же понадобится помощь Спасителя, ибо только благодаря Ему Я прощаю твои преступления! (Иезекииля 18,24)»
Пусть же, друзья, наш Добрый Небесный Отец обильно благословит всех Вас быть искренними людьми, которые крепко держатся правды Божьей!
С уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.
Апостола Павла послание к римлянам 5:13
Толкования:
Амвросиаст
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
И Моисей, убив египтянина, испугался закона (см. Исх. 2:11-15 ). Каким же образом не вменялся грех, когда не было закона? И как за грех воздавалось, если не знали закона? Естественный закон есть всегда, он никогда не был неизвестен, но в те времена он считался единственным законом и к тому же не делающим виновными пред Богом. Тогда не знали, что Бог будет судить род человеческий, и потому грех не вменялся, будто он и не существовал перед Богом, Который об этом не заботился. Но когда закон был дан через Моисея, тогда стало ясно, что Бог заботится о делах людских и что в будущем делающие зло не останутся безнаказанными, как это было прежде.
Блаж. Августин
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Это сказано против тех, кто считает, будто грех можно снять законом. Апостол говорит, что через закон грех стал видимым, но не снятым. Когда он говорит: «Грех не вменялся, когда не был дан закон», он утверждает не то, что греха не было, но что грех не вменялся. И когда дан был закон, грех не был снят, но стал вменяться, то есть начал быть очевидным.
Блаж. Феодорит Кирский
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Блаж. Феофилакт Болгарский
Констанций
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Говоря: до закона, Павел имеет в виду закон Моисея, а добавляя: грех не вменяется, когда нет закона, он еще раз указывает на естественный закон, который преступил Каин и все те, кто после него нарушили естественный закон (см. Быт. 4 ).
Лопухин А.П.
См. также Толкование на Рим. 5:12
Ориген
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Мы уже много раз говорили о том, что в этом послании Павел рассуждает о многих законах, но чаще всего о естественном, что в первую очередь обнаруживается также и в этом месте. Ибо до естественного закона грех мертв. Итак, в некотором возрасте, когда у человека появляется способность мыслить и отличать праведное от неправедного, справедливое от несправедливого, тогда говорится, что грех, который до того считался в человеке как будто бы мертвым, оживает, потому что внутри него уже есть закон, который запрещает, и разум, показывающий, чего не следует делать.
Исследуем также и то, в каком смысле апостол говорит следующее: Грех был в мире, а не «в людях». Хотя в мире есть и животные, и деревья, и все, из чего этот мир состоит, однако же не считается, что в них есть грех. Мне кажется, что здесь он подразумевает людей, которые уже в состоянии мыслить и которые подчиняются естественным законам. Тот же возраст, в котором еще не достигнута способность к мышлению, он называет не столько людьми, сколько «миром», потому что они являются частью мира, но еще не дошли до того, чтобы при помощи мыслительной способности выразить в себе образ Божий, по которому, как сказано, был сотворен человек (см. Быт. 1:27 )…
Прп. Ефрем Сирин
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Впрочем, до закона Моисеева, благодаря коему умножились заповеди, грех некоторым образом не вменялся; сказал это, может быть, ради Адамовского закона, который потом пишет то, что прежде того не было законом.
Прп. Нил Синайский
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Свт. Иоанн Златоуст
До закона бо грех бе в мире: грех же не вменяшеся не сущу закону
Свт. Кирилл Александрийский
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона
Свт. Феофан Затворник
До закона бо грех бе в мире: грех же не вменяшеся не сущу закону
Так все ясно, хотя нельзя отрицать, что и после сего могут возникать недоумения при чтении сего места. Для устранения их надо поиметь в мысли, что у Апостола не было в намерении представить вседовлетельное доказательство того, что во Адаме все согрешили, а только указать на некоторые очевидности, которые могли наводить на сию истину. И он указал их, как изъясняет блаженный Феофилакт.
Адам именуется образом будущего, то есть Иисуса Христа, — в каком отношении? В таком: «как Адам для своих потомков, хотя они и не ели древесного плода, соделался причиною смерти, введенной в мир Адамовым ядением, так и Христос для верующих в Него, хотя они и не имели праведных дел, соделался виновником праведности, которую даровал всем нам чрез крест. Апостол, как выше, так и ниже, поддерживает эту мысль и многократно повторяет оную; останавливается же особенно на сей мысли для того, чтобы на возражения иудея: каким образом род человеческий спасен заслугами одного Христа? — мог и ты возразить ему: каким образом весь род человеческий осужден за преслушание одного Адама? — тем более, что нет и сравнения между грехом и благодатию; а напротив, — бесконечное расстояние между одним и другою. Когда уже свойство дела, могущество совершившего оное и самое приличие, — так как для Бога приличнее спасать, нежели наказывать, — все показывает, что превосходство и победа на стороне Христовой; скажи мне, какой предлог имеешь ты к неверию? Так Апостол доказывает, что в деле спасения нет ничего несообразного с разумом» (святой Златоуст).
Экумений
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона