где похоронены апостолы иисуса христа
Где находятся останки 12 апостолов Христа?
О том, где находятся останки 12 апостолов Христа, имеется много противоречивой информации, всё же события происходили в первом веке. Известно, что Иисус послал 12 апостолов «исцелять больных, воскрешать мёртвых, очищать больных проказой, изгонять бесов».
Прочитав статью, вы познакомитесь с основными местами нахождения останков (реликвариев с мощами) 12 апостолов или их могил.
1. Списки 12 Апостолов
Прежде чем рассказывать о местах захоронения апостолов, познакомимся со списком их имён.
12 апостолов, также называемых 12 учениками или просто «Двенадцатью», были ближайшими последователями Иисуса Христа. Каждый из них был главным лидером в движении, которое стало называться христианством. Апостолы способствовали распространению Евангелия по всему миру.
Вообще имеется четыре списка 12 апостолов, если быть точнее, четыре места в Библии дают имена апостолов: Матфея (10:2-4), Марка (3:16-19), Луки (6:13-16) и Деяния (1:13). Апостолы, как правило, перечислены в порядке важности.
Так, к примеру Список от Матфея выглядит так :
Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Бартоломью, Томас, Матфей, Иаков (сын Алфея), Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот. В других списках порядок появления имён, как правило, примерно одинаков. Под номером один во всех списках указано имя апостола Петра, двеннадцатым везде назван Иуда Искариот.
Эти списки, на самом деле, не включают одни и те же имена. Дело в том, что один и тот же апостол мог иметь разные имена.
Трое из двенадцати апостолов были ближе всех к Иисусу: Пётр, Иаков (Зеведеев) и Иоанн. Среди апостолов были братьями Пётр и Андрей, Иаков (Зеведеев) и Иоанн. Апостол Иаков Алфеев, называемый «братом Иисуса», вероятно был его двоюродным братом. Также, предположительно, были братьями Иаков Алфеев, Матфей, Иуда Фаддей и Симон Зилот. Это значит, что все они могли быть родственниками Иисуса.
Чтобы окончательно вас не запутать и никого не забыть, предлагаем ознакомиться со списоком 12 учеников Христа в алфавитном порядке:
1. Андрей (Первозванный)
2. Варфоломей (Бартоломео, возможно Нафанаил)
3. Иаков Великий (сын Зеведея)
4. Иаков Меньший (сын Алфея)
5. Иоанн (Богослов, не путать с Иоанном Крестителем)
6. Иуда (Фаддей)
7. Иуда (Искариот, предатель), его заменил Матфий
8. Матфей (Мэтью, сборщик налогов, автор Евангелия)
9. Пётр (Симон, первый Римский Папа)
10. Симон Зилот
11. Филипп
12. Фома (Неверующий, Томас)
Вместо Иуды Искариот в число 12 вошёл апостол Матфий. Известно, что ранняя церковь путала Матфия с автором книги «Евингелие от Матфея», так как их имена похожи.
Далее читайте про основные места нахождения останков (реликвариев с мощами) 12 апостолов или их могил (гробниц). Отметим, что Ватикан и Италия имеют самые большие захоронение апостолов.
2. Гробницы апостолов Петра, Иуды Фаддея и Симона Зилота в Ватикане
В Ватикане под Базиликой святого Петра имеется подземный некрополь, где находятся гробницы трёх апостолов, Петра, Иуды Фаддея и Симона Зилота.
Ватиканский некрополь, где находится Гробница апостола Петра, был обнаружен в 1940-х гг., когда Ватикан поручил провести там раскопки.
В настоящее время, при свете электрических ламп, под крышей из железа и стали, посетитель может разыскать могилу святого Петра (в 9 метрах под нефом и высоким алтарём Базилики). Здесь, под папским престолом, упокоился первый римский Папа.
В Базилике святого Петра, под алтарём святого Иосифа, также находятся мощи апостола Иуды, под прозвищем Фаддей. Останки апостола Симона Зилота также находятся здесь, в одной из гробниц.
3. Гробницы апостолов Варфоломея, Иакова (сына Алфея) и Филиппа в Риме
В Риме находятся гробницы апостолов Варфоломея, Иакова (сына Алфея) и Филиппа.
Священные реликвии апостола Варфоломея в настоящее время находятся в Базилике святого Варфоломея (Сан-Бартоломео), находящейся на острове Тиберина, в Риме.
Базилика святого Варфоломея содержит множество произведений искусства, в том числе высокий алтарь, сделанный из ванны, которая относится ко временам Римской империи. Тело святого Варфоломея лежит под главным алтарём.
Однако и итальянский город Беневенто утверждает, что также владеет реликвиями святого Варфоломея.
Мощи апостолов Иакова (сына Алфея) и Филиппа покоятся в некрополе Санти Апостоли. Во время раскопок (1873 г.) в Санти Апостоли мощи Святого Иакова и Святого Филиппа были обнаружены в их первоначальном алтаре, святилище 6-го века.
Это был низкий каменный постамент на квадратном плане, увенчанный большой плитой, на которой был вырезан греческий крест. Подняв эту плиту, можно обнаружить небольшую квадратную полость, в которой были найдены реликвии. Их не оставили на месте, а перенесли в новое святилище после того, как склеп был реконструирован.
Склеп можно посетить, если ворота открыты. Две лестницы изгибаются вниз под аркой с надписью золотой мозаикой: «Тела святых покоятся в мире, и имена их живут вечно».
Мощи апостолов Филиппа и Иакова (сына Алфея) теперь хранятся в реликварии из красного и зелёного мрамора, под алтарём в глубокой сводчатой нише, в другом конце склепа.
4. Гробницы апостолов Матфея, Андрея Первозванного и Фомы Неверующего
Гробницы апостолов Матфея, Андрея Первозванного и Фомы Неверующего покоятся в Италии, которая делит их с другими странами.
Матфей (Левий, сын Алфея, автор Иевангелия) похоронен в Салерно, Италия, где в 1076 году был построен собор.
Кафедральный собор в Салерно, посвящённый апостолу Матфею, построен в романском стиле и имеет красивый передний фасад с изящными арками и треугольным фронтоном.
Кроме того, в задней части собора находится 56-метровая колокольня с богатым верхним куполом, украшенным декоративными произведениями искусства в арабско-нормандском стиле.
Собор внутри имеет прекрасные произведения искусства повсюду. Двойной главный алтарь позволяет одновременно совершать две отдельные мессы. В «Часовне сокровищ» находится рука святого Матфея, а также статуя Салернских мучеников.
Склеп расположен под главным алтарём. Площадь склепа состоит из девяти рядов трёх отсеков с крестообразным сводом, который опирается на колонны. Он был восстановлен Доменико Фонтана, который спроектировал свод в виде чередующихся восьмиугольных и круглых секций, окружённых лепниной и картинами. Область склепа, расположенная под главным алтарём, является, пожалуй, самой значительной христианской святыней. Здесь находится могила апостола Матфея, автора Евангелия.
Останки Андрея Первозванного покоятся в Италии (Амальфи) и Греции (Патры). Другие находятся в нескольких церквях по всей Европе, включая Эдинбург (Шотландия).
После смерти в Патрах, его останки (предположительно 357 г.) попали сначала в Константинополь, а затем в Италию (Амальфи) 1206 г.
Там для мощей Андрея Первозванного построили специальный склеп. Когда в 1208 г. склеп собора был достроен, то мощи были переданы церкви. Собор включает в себя примыкающую к нему базилику Распятия 9 века, откуда ступени ведут в склеп апостола Андрея.
Некоторые из священных реликвий Андрея Первозванного вернулись на место его мученической смерти, в греческие Патры (на полуострове Пелопоннес).
Мощи некоторое время хранились в Базилике святого Петра в Риме. В 1964 году череп святого Андрея был возвращён в Грецию из Собора святого Петра. Сегодня Кафедральный Собор святого Андрея в Патрах является местом паломничества христиан со всего мира.
Другие оказались в нескольких церквях по всей Европе, включая Эдинбург (Шотландия). Когда Шотландия постепенно становилась нацией, ей требовался национальный символ, чтобы сплотить вокруг себя и мотивировать страну. Святой Андрей стал тогда вдохновенным выбором Шотландии. Мощи Андрея в кафедральном соборе Святой Марии в Эдинбурге обеспечивают шотландцам особую связь с Амальфи в Италии и Патрами в Греции.
Мощи апостола Фомы в настоящее время покоятся в Базилике Сан-Томмазо (Ортона, Италия). Эта церковь расположена в центре прекрасного прибрежного города и знаменита тем, что хранит останки святого апостола Фомы.
Интерьер включает в себя один неф и боковые часовни, а также склеп под алтарём с останками святого Фомы. Бюст апостола Фомы, который содержит некоторые фрагменты его черепа, также снова выставлен в церкви.
Португальские исследователи построили церковь над предполагаемым местом захоронения апостола Фомы в Ченнаи (Индия), в 16 веке. Затем церковь была перестроена в неоготическом стиле англичанами в 1893 году (Собор святого Фомы).
Некоторые из мощей апостола Фомы до сих пор находятся в Ченнае (Мадрас, Индия), недалеко от того места, где он умер и был похоронен.
5. Гробницы апостолов Иакова (сына Зеведея), Иоанна, и Матфия
Гробницы апостолов Иакова (сына Зеведея), Иоанна (Богослова) и Матфия находятся в разных странах.
Иаков Великий (сына Зеведея) похоронен в Сантьяго-де-Компостела (Испания).
Собор Сантьяго-де-Компостела является одним из самых важных религиозных сооружений во всей Испании. Тело святого Иакова (сына Зеведея), как говорят, похоронено там.
Хотя он умер в Иерусалиме, его останки были возвращены на его любимую Галицию, где его и похоронили. Согласно преданию, его тело принесли в Компостеллу в 829 году.
В первые годы Реконкисты (период в истории Испании с 711 по 1492 год, когда христианские королевства Севера боролись за возвращение южных территорий из рук мусульман) некоторые крестьяне клялись в том, что они увидели свет в небе, который направил их к гробнице апостола Иакова.
Король Альфонсо Астурийский приказал построить здесь церковь, на месте которой позднее появился собор Сантьяго-де-Компостела.
Традиционно считается, что останки апостола Иоанна покоятся в Эфесе (Турция).
Здесь над его могилой в VI веке, по заказу византийского императора Юстиниана I, была построена великолепная Базилика. Однако его останки, как говорят, не были найдены. К сожалению, Базилика святого Иоанна пришла в негодность из-за серьёзного землетрясения в 14 веке. Здание было полностью разрушено в 1402 году монгольской армией Тамерлана.
Останки двеннадцатого апоста Христа в настоящее время находятся в Германии, в аббатстве Святого Матфия. Это бенедиктинский монастырь в Трире (Рейнланд-Пфальц). Согласно легенде, мощи апостола Матфия были переправлены сюда императрицей Еленой, матерью императора Константина I. Имперетор Константин I известен тем, что в 313 г. отменил гонения на христиан.
Однако останки Матфия были обнаружены только в 1127 году, во время работ по сносу старых церковных зданий. С того времени аббатство в Трире стало главным центром паломничества и стало носить имя святого Матфия.
10 декабря 2007 года во время торжественной папской службы с епископом Рейнхардом Марксом кости апостола Матфия были перенесены на их окончательное место, в крипту.
Иуда Искариот умер в Акельдаме (Иерусалим) и, по-видимому, он всё ещё находится там. Однако, вряд ли среди христиан найдутся желающие поклоняться могиле известного библейского предателя.
Вот такова информация про то, где находятся останки 12 апостолов Христа! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!
Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа
(14 /27 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти св. апостола Филиппа. Вечером этого дня начинается Рождественский пост, поэтому его называют еще и Филипповым постом)
На юго-западе Турции, примерно в 17-ти километрах севернее большого города Денизли, на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполиса Фригийского (греч. Ἱεράπολις; также – Иераполь, Гиераполис или «Священный город»), связанного с именем св. апостола Филиппа. Он проповедовал и мученически скончался здесь ок. 81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.
Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится «Мартирий святого Филиппа», находившийся в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего каменного храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа.
Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте этого Евангелия Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для «множества народа» (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу «Еллинов» (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).
Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп-диакон или Филипп-евангелист — другое лицо, тёзка cв. апостола Филиппа. Существует гностический апокриф — Евангелие от Филиппа (создан в III—IV веках), а также апокрифический текст «Деяния Филиппа».
Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполис для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.
По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.
Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходящее, жители Иераполиса уверовали во Христа и потребовали от властей отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.
Св. Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.
Мощи св. апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4).
Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество заиерусалим ского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.
Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила св. апостола Филиппа, которая на сегодняшний день здесь не обнаружена (1, с. 438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2, с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен. Однако в 2011 году турецкие СМИ сообщили, что итальянским профессором Франческо д’Адрия, возглавляющим в Паммукале археологические раскопки, все-таки обнаружена могила св. апостола Филиппа.
Вход в нее якобы находится в сорока метрах от храма-мартирия, среди развалин другой базилики.Вход в каменный склеп замурован, и до сих пор его еще официально не открыли, хотя Франческо д’Адрия в своих информациях в адрес мировых СМИ уверял, что это «свершится скоро» и «ждать осталось недолго».
Отрадно, что в нескольких сувенирных киосках православные паломники могут приобрести иконки с изображением св. апостола Филиппа, изготовленные в России. На территории самого храма-мартирия и рядом с ним можно встретить и паломников-христиан. Сюда приезжают группы католиков, отмечающих здесь 3 мая память святого апостола. По данным того же информационного центра Памуккале, уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают на месте храма-мартирия день памяти cв. апостола Филиппа. К ним присоединяются и прибывающие сюда группами или одиночками верующие других Православных Церквей.
Все распинавшие Христа умерли страшной смертью
По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Ученые-библеисты также выдвинули массу гипотез о том, как же жили персонажи Евангельской истории до и после Распятия и Воскрешения Господа. Страна.Ru попыталась обобщить и упорядочить эти сведения.
Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии Понтий (Pontius), прозванный Пилатом (Pilatus), вероятно, вследствие пожалованного емy или одномy из его пpедков почетного дpотика (pilum), был неплохим администpатоpом, потомy и yдеpживал свой пост целых десять лет. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, возможно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.
По свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным. Он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой, а также использовал средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Последнее, что известно из достоверных источников – правление Пилата закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды (их, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей). В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим.
Велика роль Пилата в суде над Иисусом, которого он мог сразу признать преступником, но всячески пытался избежать принятия решения. Согласно евангелисту Марку, Понтий просто соглашается с приговором Синедриона и требованием народа. Евангелист Матфей, описывая эту сцену, прибавляет к ней еще и эпизод с умыванием рук, символизирующий отказ принимать на себя ответственность за убийство невиновного. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы.
Относительно последующей, после распятия Христа, жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Так, согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.
Однако раннехристианские авторы II века утверждают, что на самом деле Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующим христианином. Эта версия подтверждается тем фактом, что сделанная по приказу Пилата надпись на доске, прикрепленной к распятию, гласила: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Таким образом он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько другое, а именно – вина Иисуса: «Человек, который считал себя Царем Иудейским».
Известен фрагмент коптского папируса, хранящегося в настоящее время в Оксфорде, где сообщается, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых как мученик, умерший за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.
Клавдия Прокула – первая обращенная язычница
Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа. Сама же Клавдия Прокула упомянута только в Евангелии от Матфея: во время суда над Христом она прислала к мужу гонца и, ссылаясь на увиденный ею сон, просила помиловать праведника. Считается, что она втайне сочувствовала новому учению, и, по мнению Оригена, ее следует признать первой язычницей, обратившейся в христианскую веру.
В календарях восточнохристианских Церквей Клавдия была прославлена как святая, первохристианская мученица с именем Прокла.
Ирод Великий избивал младенцев и снижал налоги
Царь Ирод родился в южной Палестине в 73 году до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. А его сын, также носивший имя Антипатр, и был отцом Ирода. Взяв жену из западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.
В 26 лет Ирод – римский гражданин по отцу – был назначен правителем Галилеи, а в 41 году до н.э. Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи. В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи, наделил войском и отправил назад.
В 37 году до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года. Палестина при нем, вопреки расхожему мнению, процветала: известно, например, что Ироду удавалось дважды существенно снижать налоги. Кроме того, Ирода можно назвать и царем-строителем. Так, в Иерусалиме при нем была совершена полная перестройка Храма. Царь был достаточно плодовит, что по тем временам не было большой редкостью: у Ирода было десять жен и четырнадцать детей.
К несчастью, была в характере тетрарха и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. Ирод трижды менял завещание и, в конце концов, лишил наследства и казнил своего первенца с «родовым» именем Антипатр. Окончательное завещание предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 года до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает его критическое состояние в конце царствования.
Среднего сына Ирода Великого – Антипу – Христос (Лука 13:32) называет «лисицей». После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он и выступает в Евангелии. Он отверг свою законную жену, ради Иродиады, жены своего сводного брата Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил.
Именно Антипа и был тем самым Иродом, перед которым предстал Иисус перед Распятием. Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Однако Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 году.
Каиафа подписал себе смертный приговор
Воины, схватившие Иисуса, повели Его через поток Кедрон к дворцу Анны, бывшего первосвященника. Анна был старейшим главой священнического рода, поэтому из уважения к его возрасту люди по-прежнему признавали его первосвященником. Ему первому надлежало увидеть Иисуса и присутствовать на допросе, так как первосвященники опасались, что менее опытный Каиафа не сумеет осуществить то, что они хотели совершить. (Каиафа – прозвище иудейского первосвященника Иосифа, саддукея, преследовавшего Христа и апостолов. Имя Каиафа произошло либо от к иврита «коэн яфэ» – священнослужитель, либо, как написано в Именном указателе Брюссельской Библии, Каиафа – это исследователь.)
Официально осудить Христа должен был Синедрион, а у Анны Его предварительно допросили, так как по римскому закону Синедрион не имел права приводить в исполнение смертный приговор. Вот почему Христа надо было обвинить в таких деяниях, которые показались бы преступлениями и римлянам, и иудеям, среди которых было немало сторонников Христа. Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (тогда Его осудили бы иудеи) и подстрекательство к бунту (тогда бы его, наверняка, осудили и римляне). Именно Анна, не дождавшись предполагаемых ответов, прославился тем, что начал истязания, ударив Христа по лицу.
Анна приказал отвести Иисуса к Каиафе из саддукеев – самых непримиримых врагов Иисуса. В ожидании членов Синедриона, Анна и Каиафа снова допросили Иисуса, и снова не добились успеха. Каиафа, видя в Иисусе соперника, хотел поскорее вынести приговор. Наконец, он поднял правую руку к небу и торжественно обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос, Сын Божий?». На что получил ответ: «Ты сказал».
В этот момент Каиафа совершает самый неожиданный, но знаменательный поступок – в ярости разрывает священнические одежды. Пытаясь оказать давление на судей и добиться осуждения Христа, первосвященник сам осудил себя, поскольку лишился права на священство. Ведь, согласно закону Моисея (Лев. 10:6), первосвященник не должен был раздирать свои одежды под угрозой смерти. Правда, среди иудеев существовал обычай разрывать одежды во время смерти близких, но на священников даже этот обычай не распространялся. Надлежало, чтобы одежды священника были из цельного куска ткани и блистали чистотой. Эти прекрасные одежды предназначались для служения в храме и символизировали Великую Реальность. Так Каиафа сам приговорил себя к смерти.
На месте дома Каиафа была поставлена Церковь Святого Петра в Галликанту – именно здесь Петр отрекся от Иисуса. В 1990 году здесь была обнаружена могила Каиафы и оссуарий – сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего.
Иуда Искариот как Моисей и Эдип
Как известно из Библии, Иуда Искариот ведал расходами общины учеников Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний. Он предложил первосвященникам свои услуги за назначенную цену – 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: «Один из вас предаст меня». В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему кусок хлеба. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию.
Варавву звали Иисусом
Варавва, совершивший во время мятежа убийство, был самым опасным из всех преступников, находившихся в тюрьме незадолго до Распятия. О нем упоминают все четыре евангелиста. Само прозвище Ваpавва является чем-то вроде отчества. С арамейского «Баp-Рабба» Варавва переводится как «сын учителя», а «Баp-Раббан» означает «сын учителя нашего». Однако настоящее имя «разбойника» в большинстве изданий Нового Завета (кроме Евангелия от Матфея) вообще не упоминается, поскольку, как оказалось, Ваpаввy звали Иисусом. Имя Иисyс, применительно к Ваpавве, встречается в Тбилисском кодексе «Коридети» (IX в.), в Армянской версии и в ряде минyскyльных pyкописей X-XV веков.
С точки зрения римлян, Варавва был преступником, но ради удовлетворения иудеев они помиловали его. Пилат, не оправдывая невиновного Иисуса, делает попытку повернуть ход событий так, чтобы народ сам отпустил Его, так как он поддерживал обычай в честь праздника выпускать узников, за которых попросит народ. Пилат велит привести Варавву, ставит рядом с Иисусом и говорит: «Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?»
Что стало с Вараввой, после того, как его выпустили из тюрьмы на Пасху – неизвестно.
Иосиф Аримафейский умер в Англии
Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Как член Синедриона он не участвовал в «совете и деле» иудеев, вынесших смертный приговор Спасителю. А после Распятия и смерти Иисуса он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) – в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились.
Английская куртуазная литература 13 века уверяет, что именно Иосиф из Аримафеи собрал кровь распятого Христа в чашу, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери – Чашу Грааля. По приказу голоса Иосиф с обращенными в христианство людьми покидает Иерусалим, неся с собой чашу. Как утверждается, Святой Иосиф скончался мирно в Англии, отдав Грааль сподвижникам.
Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса
Почти через 2000 лет найдено историческое свидетельство существования Христа, вырезанное буквами на камне. Надпись найдена на древней урне с прахом и гласит: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Арамейские слова, выгравированные на боку урны, представляют собой курсивную форму письма, использовавшуюся приблизительно с 10 до 70 гг. н.э. Что было подтверждено известным палеографом Андре Лемэром Сорбонна в Париже. Сама урна-оссуарий датируется приблизительно 63 годом н.э.
Древние надписи этого типа характерны для царских памятников или могил знатных людей, и делались в память о правителях и других официальных фигурах. Но в первом веке нашей эры у евреев был обычай переносить прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии. Такая практика прекратила свое существование после разрушения еврейского храма в 70 году н.э. Никто точно не знает, почему эта практика существовала и почему она прекратила свое существование.
Лабораторные тесты, проведенные Институтом Геологии в Израиле, подтверждают, что известняк, из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина – тонкий налет, который образуется на камне и других материалах от времени, – имеет форму цветной капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде. Оссуарий Иакова – один из редких древних артефактов, содержащих упоминание фигур Нового Завета.
Апостол Петр был распят вниз головой
Один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн занимался рыбной ловлей. К моменту начала служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, «в доме Петровом», его теща была чудесно исцелена от горячки. Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя. (От Христа Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее «Кефа» – камень, скала, которое указывало на его место в Церкви. В Новом Завете это имя чаще встречается в переводе на греческий – «petros», откуда образовано латинское Petrus и русское Петр.) Тремя днями позже он присутствовал вместе с другими учениками на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться «ловцами человеков».
Начиная с этого момента, евангелисты изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов.Петру было свойственно мужество, что проявилось, когда он, выхватив меч, отрубил ухо воину в Гефсиманском саду. Он же и наиболее глубоко из всех апостолов «пал» – трижды отрекся от Христа. Но в то же время Петр был и первым из апостолов, кому Христос явился после своего Воскресения. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо «во имя Иисуса Христа Назорея». Он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, положив начало вступления в Церковь многочисленных язычников.
В 49 году апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на Соборе, после которого он возобновил свои миссионерские походы и обосновался в Риме. Там апостол Петр был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр по его собственной просьбе был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра.
Примечательно, что считая себя преемниками апостола Петра, ни одни из римских пап до наших дней не решился на то, чтобы взять его имя.