где учат рисовать иконы
Иконописец
Икона (от от ср.-греч. eikon – рисунок) + писать Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) – живописец, специализирующийся на создании икон.
Особенности профессии
Православная икона – священное изображение, выполненное в рамках в традиции восточного христаанства, символизирующее образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или события из Священной или церковной истории.
Только ли живопись?
С точки зрения искусствоведов, икона – это произведение христианской (главным образом православной) станковой живописи культового назначения.
С точки зрения богословия, материал и техника изготовления значения не имеет. Церковь регламентирует только содержание, композицию, цвет и свет, атрибуты святых. Поэтому иконы могут быть мозаичными, вышитыми, литыми, резными и пр.
Все они могут являться священными изображениями, имеют одинаковое содержание, назначение, и создавали их часто одни и те же мастера.
Икона – произведение церковно-литургического искусства. С точки зрения православного богослужения, она имеет то же значение, что и Евангелие.
Самые ранние из дошедших до нашего времени иконы созданы в VI веке в Византии.
Художественные принципы православной иконы по прошествии веков утвердились в виде канонических норм.
В 1551 году Стоглавый Собор сформулировал эти нормы. Эталоном каноничности тогда же объявлены иконы Андрея Рублёва. Хотя это не исключает разнообразия иконописных стилей (школ), сложившихся в разных местностях.
По церковной традиции, иконописец, в отличие от художника, рассматривается не как автор конкретного образа, а как проводник божественной истины.
В православии существует особая богослужебная форма посвящения в иконописцы, чего нет для представителей ремесел, работающих для нужд церкви.
Рабочее место
Рабочее место иконописца – иконописная мастерская.
Важные качества
Иконописец – не просто ремесленник, освоивший иконописную технику.
Эта профессия требует призвания, религиозной одарённости (а она есть не у всех). А также способности к самоотречению: далеко не каждый живописец может удержать свою творческую натуру в заданных рамках. Кроме того, это служение требует от человека благочестивого, несуетного образа жизни.
Знания и навыки
Помимо мастерства рисовальщика и знания законов иконописи, мастер должен знать историю иконы, понимать её символическое и богословское значение.
Оплата труда
Обучение на Иконописца
Высшее иконописное образование можно получить в некоторых православных вузах.
(Факультет церковных художеств.
Отделения: Иконопись, Реставрация темперной и масляной станковой живописи.)
Некоторые иконописные школы обучают будущих мастеров с самых азов. В этом случае от поступающих не требуется какой-либо художественной подготовки.
Иконописный факультет
Иконописный факультет готовит иконописцев и мастеров лицевого шитья.
Система образования на Иконописном факультете состоит их двух ступеней. Первая ступень – три года обучения. По окончании выпускники получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения – два года обучения, не обязательна. На вторую ступень зачисляют тех, кто окончил первую ступень с наилучшими результатами. Обучение на Иконописном факультете бесплатное. Предоставляется бесплатное общежитие и бесплатное питание.
Иконописный факультет состоит из двух подразделений: иконописи и лицевого шитья.
Чтобы поступить, вам необходимо подать документы и пройти вступительные испытания.
Документы подаются в канцелярию Академии.
1. Документы
Для того чтобы подать документы, вам надо будет зайти на внутренний портал МДА : https://home.mpda.ru/login/index.php, зарегистрироваться там, а потом загрузить все необходимые отсканированные документы.
В случае возникновения технических проблем, обращайтесь в техподдержку: home@mpda.ru. После регистрации в вашем Личном кабинете будет доступен чат, где, в случае возникновения сложностей с подачей документов, можно будет задать вопросы.
2. Вступительные испытания
Право на приём в Академию без вступительных испытаний не предоставляется. Вступительные испытания следующие:
01) грамотное расположение на листе бумаги;
02) передача характера и пропорций изображения;
03) соблюдение цветовых и тональных отношений.
Поступающие не обеспечиваются необходимым материалом.
Работа выполняется на бумаге в пределах формата А3 акварелью, акварелью с белилами. В некоторых случаях допустимо использовать темперу.
Знать наизусть молитвы
a. Начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», «Приидите, поклонимся…»;
b. Утренние: «От сна востав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», «Святый Ангеле…»;
c. Вечерние: «Боже вечный…», «Вседержителю, Слово Отчее…», «Благаго Царя Благая Мати…», «Ангеле Христов…»;
d. Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «Милосердия двери…», «Не имамы иныя помощи…»;
e. А также: Символ веры, молитву преподобного Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую…», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Знать основы вероучения Православной Церкви, православное богослужение и библейскую историю;
Уметь читать по-церковнославянски, знать церковнославянские буквы, надстрочные знаки и сокращения;
Знать церковнославянские цифры.
Вступительные испытания в 2021 году на иконописный факультет будут проходить с 1 по 2 июля в очной форме. Они будут включать в себя:
1 июля
Собеседование с администрацией иконописного факультета
2 июля
Устный экзамен и просмотр работ
При сдаче устного экзамена необходимо:
Литература: Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. СПб, изд-во «Воскресение», 2016.
На экзамен по просмотру работ:
Необходимо представить свои живописные и графические творческие работы. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (если есть — по 2–3 работы). Оформите свои работы в паспарту. Если имеются, представьте иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии. Часть из них можно показать на фотографиях.
Внимание! Экзаменационное задание «Фрагмент иконы» в 2021 году выполняется абитуриентами самостоятельно до приезда на экзамены и предоставляется на просмотр работ вместе с творческими работами.
Данное задание выполняется за шесть часов в цвете на бумаге (30×20 см или в пределах формата А3) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. Задачи:
Рекомендации по выбору образца для выполнения экзаменационного задания «Фрагмент иконы».
Специфика иконописного факультета предполагает изучение древней иконы, поэтому при выборе образца необходимо ориентироваться на иконы русской классической иконописной традиции 15–16 веков, а также классические византийские иконы 12–14 веков. Следует обратить внимание на то, чтобы выбранный фрагмент был хорошо сохранившимся, с минимальными утратами красочного слоя, по возможности без грубых реставрационных записей и тонировок. Фотография фрагмента должна быть в хорошем разрешении и гармоничной цветопередаче.
Можно воспользоваться предложенными образцами или найти подобный фрагмент самостоятельно.
3 июля
Объявление результатов будет проходить дистанционно на платформе Zoom. Список поступивших будет опубликован на сайте МДА.
Внимание! Заезд на экзамены 1 июля. Отъезд 2 июля после прохождения устного экзамена и просмотра работ.
По всем вопросам обращайтесь в любое время:
WhatsApp, Viber, Telegram: +7 963 770-63-44;
А также по телефону: +7 926 382-38-65
Электронная почта: ab.mda@ya.ru; ikonamda@yandex.ru.
Группа для абитуриентов ВКонтакте: https://vk.com/abitmda.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?
Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее иконописи. При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.
Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.
Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.
Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов — это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.
Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».
Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.
Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.
По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!
Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.
Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.
Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».
С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.
Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).
Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества Андрея Рублева. Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.
Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.
В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.
Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.
Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».
Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.
И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона — это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.
Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото — буду очень благодарна!».
Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.
Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.
Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.
Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).
И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.
Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».
Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.
Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?
Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации «Femen» — из той, что спиливают кресты, — как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…
Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?
Где учат рисовать иконы
В основе метода обучения положен 30-летний опыт иконописания.
Мастерами воспитано множество иконописцев, для которых иконопись стала делом их жизни.
Особое внимание в обучении мастера уделяют тщательной проработке рисунка, делают упор на знание анатомии иконописи, учат составлению сложных и благородных цветов. В ходе обучения раскрывают секреты как создается мягкость и цельность живописи, одухотворенность образов, выразительность ликов, а также обучают как создать надежную защиту живописи на иконе.
| | |
Поэтому мы запускаем наш онлайн-проект «Напишите икону с нами»!
Это серия иконописных курсов разной степени сложности, начиная от обучения с нуля до написания самых сложных образов. Видео-уроки, мастер-классы, консультации, сопровождение! Это обучение подойдет как для начинающих, кто еще не работал профессионально с карандашом и кистями, так и для действующих иконописцев, кто хотел бы получить новые знания опыт.
Мы ждет вас на нашем проекте!
Наши иконописные курсы
Покупая наш курс обучения иконописи вы получаете навсегда доступ к видео-урокам, возможность проконсультироваться, сопровождение. Мы всегда ответим на все ваши вопросы и подскажем, что делать, при возникновении трудностей в иконописании.
На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи
Данилова Елена – иконописец с многолетних опытом, в свое время она сама окончила ряд иконописных школ, где обучалась технике иконописания с нуля. Полученными знаниями Елена Геннадьевна теперь готова поделиться со всеми желающими.
«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, — рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается».
Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики.
Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!». Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.
Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.